Пояснительная записка к развернутому тематическому плану для 5-8 классов Развернутый тематический план разработан на основе учебной программы «Изобразительное искусство. 1-9 классы общеобразовательной школы»




Скачать 191.68 Kb.
НазваниеПояснительная записка к развернутому тематическому плану для 5-8 классов Развернутый тематический план разработан на основе учебной программы «Изобразительное искусство. 1-9 классы общеобразовательной школы»
Дата04.10.2012
Размер191.68 Kb.
ТипПояснительная записка


Рассмотрено Согласовано Утверждаю

На заседании МО зам. директора по УВР директор МОУ-СОШ

художественно-эстетического ________Грибкова О.Н. с.Росташи

цикла. Протокол №1 от 24 августа 2011г. ________Заломанина И.В.

от 24 августа 2011г Приказ №143

Руководитель МО от 27 августа 2011г.

_________Кирюшкина М.Г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

ВТОРОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

ТАРАСОВОЙ ТАТЬЯНЫ НИКОЛАЕВНЫ

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ( 8 КЛАСС)

МОУ-СОШ с.РОСТАШИ АРКАДАКСКОГО РАЙОНА

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Рассмотрено

на заседании

педагогического совета

Протокол № 1 от 25 августа 2011г.


2011-2012 уч.год


Пояснительная записка
к развернутому тематическому плану
для 5–8 классов


Развернутый тематический план разработан на основе учебной программы «Изобразительное искусство. 1–9 классы общеобразовательной школы» (под редакцией доктора педагогических наук В. С. Кузина. – М.: Дрофа, 2004).

Известно, какую роль в жизни ребенка занимает творчество. Изобразительная деятельность – образное познание действительности. Художник-педагог П. П. Чистяков писал: «Рисование как изучение живой формы есть одна из сторон знания вообще: оно требует такой же деятельности ума, как науки, признанные необходимыми для элементарного образования».

Уроки изобразительного искусства имеют большое значение для умственного развития детей. Умственное развитие школьника определяется тем, что в изобразительной деятельности дети передают свои переживания, чувства, впечатления, полученные от взаимодействия с объектом. В процессе создания образа конкретного героя у детей уточняются, закрепляются знания, полученные ранее. Для работы они подключают воображение, память, мышление, чувства. Как отмечает К. Д. Ушинский, «дети ...мыслят формами, красками, звуками, ощущениями вообще». (Ушинский, К. Д. О наглядности обучения. Избр. пед. соч.: т. 2. – М.: Просвещение, 1954.)

Рисование, по мнению К. Д. Ушинского, является одним из средств развития наблюдательности, воображения, памяти, мышления. Но как заставить детей не просто «отсиживать» урок, а чтобы он стал личностно значим, переживаем, интересен для каждого ребенка? В этой связи возникают вопросы: а каким должен стать урок, как лучше повести себя педагогу, как подвести ребенка к пониманию своей деятельности? Как составить такое перспективно-тематическое планирование, которое позволит учителю от урока в урок систематически и последовательно развивать личность ученика, его изобразительные способности, вводить школьника в мир творчества и искусства.

Настоящее тематическое планирование ориентировано на использование учебно-методических и дополнительных пособий:

– Кузин, В. С. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство в средней школе / В. С. Кузин, В. И. Сиротин. – М.: Дрофа, 2008;

– Кузин, В. С. Основы обучения изобразительному искусству в школе: пособие для учителей. – 2-е изд., доп. и перераб. / В. С. Кузин. – М.: Просвещение, 1999;

– Кузин, В. С. Психология: учебник для студентов средних специальных учебных заведений / В. С. Кузин. – М.: Агар, 1997;

– Кузин, В. С. Наброски и зарисовки / В. С. Кузин. – М., 1980;

– Практический курс «Искусство рисования и живописи. Шаг за шагом». – М., 2006;

– Сокольникова, В. С., Кузин, В. С., Кубышкина, Э. И. Изобразительное искусство: учебник для учащихся 5–8 классов: в 4 частях: Рисунок. Живопись. Композиция. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1999.

В тематическом плане реализуется модифицированная программа «Изобразительное искусства. 1–9 классы» (под редакцией доктора педагогических наук В. С. Кузина), 33–35 часов.

«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», автор Горяева Н. А. / под ред. Б. М. Неменского, 34 часа.

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по ИЗО, и с учетом направленности классов реализуются программы следующих уровней: базовый – в 5–8 классах.

С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.

Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 5–8 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое осна­щение включает ПК, электронную энциклопедию, медиатеку и т. п.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная энциклопедия, электронная версия музеев мира.

Искусство – явление социальное, его специфика неповторима в других областях человеческой деятельности, поэтому приоритетные цели художественно-музыкального образования лежат в области воспитания духовного мира школьников, развития их эмоционально-чувственной сферы, образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Изучение изобразительного искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, художественно-творческих способностей, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного и музыкального искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Обязательный минимум по изобразительному искусству включает основные ценности и достижения национального и мирового искусства, фундаментальные понятия, связанные с языком художественной выразительности изобразительных (пластических) искусств, определяющие общие мировоззренческие позиции человека и обеспечивающие условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития учащихся, формирования их социальной и функциональной грамотности в сфере искусства.


Требования к уровню подготовки выпускников


В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать:

– основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

– основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

– выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

– наиболее крупные художественные музеи России и мира;

– значение изобразительного искусства в художественной культуре;

уметь:

– применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

– анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

– ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

– для восприятия и оценки произведений искусства;

– самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).


Учебно - тематическое планирование

(8 класс)



п/п

Наиме-

нование

раздела

программы

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

ЦОР

Дата
проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

I четверть

1

Искусство
моего
народа
(4 часа)

Народные промыслы – неувядающая ветвь

1

Введение новых знаний










2

Родные просторы в произведениях русских
художников

и поэта А. С. Пушкина

1

Введение новых знаний

Компакт- диск «Мировая художественная культура»







3

Русский
народный
костюм

1

Введение новых знаний

Flash-ролик

Презентация «Русский народный костюм»







4

Традиции русской реалисти-ческой художественной школы

1

Урок-беседа

Компакт- диск «Мировая художественная культура»







II четверть

5

Труд и искус-
ство


(4 часа)

Человек – мера всех вещей

1

Введение новых знаний










6-7

Предметы быта – результат творчества человека

2

Введение новых знаний

Компакт- диск «Мировая художественная культура»







8

Мир профессий

1

Урок-игра

school-collection. edu.ru  Моя будущая профессия







III четверть

9

В мире декоративно-прикладного искусства

(5 часов)

Гжельская роспись

1

Введение новых знаний

Flash-ролик

Презентация «Гжель»







10

Дымковская роспись

1

Введение новых знаний

Flash-ролик

Презентация «Дымковская игрушка»







11

Хохломская роспись

1

Введение новых знаний

Flash-ролик

Презентация «Хохлома»







12

Искусство оформления книги

1

Введение новых знаний










13

Знакомство с различными гарнитурами шрифтов

1

Введение новых знаний










IV четверть

14

Изобразитель ное

искусство в жизни

людей
(4 часа)

Портрет
моего друга

1

Введение новых знаний

Сатирические образы

http://ru.wikipedia.org/wiki








15

Проект «Фантастический город»

1

Урок-практикум










16

Авангардизм в натюрморте настроения

1

Введение новых знаний

Компакт- диск «Мировая художественная культура»







17

Природа в изобразительном искусстве

1

Урок-повторение













«Я поведу тебя в музей»

1

Урок-обобщение










Итого: 17 часов



Перечень оборудования и средств обучения




Художественные материалы и инструменты:

Краски (гуашь, акварель), кисточки, палитра. 

Карандаши, пастель, тушь или черные чернила, восковые мелки, гелевые ручки.

Белая бумага; цветная бумага

  Демонстрационные модели:

  • Репродукции картин разных художников.

  • Тела геометрические

  • Предметы для натурной постановки (кувшины, вазы и др.).

  • Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.


Технические средства обучения:

  • Компьютер

  • Диапроектор

  • Экран



Перечень используемых цифровых ресурсов и программных средств на уроке:

1. http://www.artsait.ru - На сайте вы найдете обширнейший материал о русской живописи.

Информацию о русских художниках начиная с древности и до наших дней. Приведены биографии художников и их наиболее значительные работы.

2. http://www.wm-painting.ru - Wm-Painting – портал о живописи, картинах, стилях в дизайне интерьера и архитектуре, о странах мира их культурных современных и исторических традициях и художниках, сумевших запечатлеть всё это в своих произведениях.

3. http://www.artap.ru/galery.htm -Женские портреты великих мастеров. Галерея женских портретов. Картины художников.

4. http://www.art-paysage.ru -Предлагаем Вам познакомиться с жизнью и творчеством крупнейших мастеров пейзажа.

5. http://www.impression-classic.ru - Все о художниках импрессионистах.

6. http://www.artlib.ru - библиотека изобразительных искусств.

7. http://www.museum-online.ru – Виртуальный музей искусств, художники, биографии художников, история живописи.

8. http://www.art-portrets.ru/hudojniki_19_veka.html - Русская живопись 19 века. Русские художники в русском изобразительном искусстве.

9. http://smallbay.ru/classic.html - Художники века Просвещения.

10. http://www.artvedia.ru – Зарубежные художники 19 века – культура и живопись 19 века: импрессионизм, символизм.

11. http://www.museumpushkin.ru – Музей Пушкина.

12. www.tretyakovgallery.ru – Третьяковская галерея.

13. www.hermitagemuseum.org/html_Ru - Эрмитаж.

14. http://rusmuseum.ru - Русский музей.

15. http://louvre.historic.ru – Лувр.

16. http://museum.museum-online.ru – Музей Прадо.

17. http://www.museum.ru – Музеи России.

18. http://www.bibliotekar.ru – «Энциклопедия для детей» Аванта

 19. school-collection.edu.ru  Моя будущая профессия. (Профессия сегодняшнего дня)

www.edu.ru/db/portal/sites/res_page.htm  

20. Компакт- диски «Мировая художественная культура» (библиотека наглядных пособий 10-11 класс).

21.Ссылки на графическое изображение:

22. Сатирические образы: http://ru.wikipedia.org/wiki

23.Музеи, галереи и художественные каталоги:

Каталог Музеи России (http://www.museum.ru/).

Эрмитаж (http://www.hermitage.ru/).

Русский музей (http://www.rusmuseum.ru/).

Музей им. Пушкина (http://www.museum.ru/gmii/).

Государственный исторический музей (http://www.shm.ru/).

Третьяковская галерея (http://www.tretyakov.ru/).

алерея визуального искусства (http://www.artni.ru/).

галерея русских художников 20 века (http://www.artline.ru/).

Музей Архитектуры им. Щусева А.В. (http://www.muar.ru/).

еждународный Центр-Музей имени Рериха Н.К. (http://roerich-museum.ru/).

Культура и искусство Древнего Египта (http://www.kemet.ru/).

Русская культура (http://www.russianculture.ru/).


Компьютерные средства (диски ,flash-ролики):

  • Художники России - 1. Жизнь и творчество В.Васнецова, Поленова, Верещагина, Лентулова, Петрова-Водкина

  • Художники России - 3. О первых русских художниках - авторах иллюстраций к первым русским книгам, о художнике-просветителе и создателе живописной энциклопедии русской жизни П.Свиньине; история создания Репиным серии портретов Льва

  • Искусство русского авангарда. Д.Сарабьянов о русском авангарде. Фильмы о жизни и творчестве Кандинского, Шагала, Малевича, Татлина, Поповой, Филонова.

  • Искусство 20 века. Основные течения в искусстве конца 19 и начала 20 вв. (Ван Гог, Гоген, Матисс, Пикассо). Русский модерн, "Мир искусства" и др. течения начала века.

  • Из истории русского костюма.

  • Народные промыслы. Промыслы русского Севера, Гжельский фарфор, Жостовская роспись, Каргопольские поделки, Павловские платки, Чукотская резьба по кости, Филимоновская игрушка.

  • Декоративно-прикладное искусство - 1. История возникновения, разнообразие видов, технологии создания ковров и гобеленов.

  • Декоративно-прикладное искусство - 2. Художественная керамика, майолика, об оригинальном искусстве народов севера.

  • Архитектура. Россия 12-19 вв. Русский город в 12 веке. Развитие русской архитектуры в последующие века. Десятки наиболее интересных памятников русской архитектуры, городские ансамбли.

  • Архитектурные памятники Санкт-Петербурга.

  • Русский музей. Фильмы: "Русский музей" (обзорный фильм), "Искусство древней Руси", "Искусство 18 века", "Искусство первой половины 19 века", "Передвижники", "На рубеже веков ".

  • Эрмитаж. Архитектура, скульптура, прикладное искусство. Итальянская живопись. Французская живопись. Живопись Нидерландов, Фландрии, Испании, Голландии

  • Великий Эрмитаж. Эмоциональный рассказ, рассчитанный на первое знакомство.

  • Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина ("Дом на Волхонке"). История создания музея, античное искусство, искусство древнего Египта, средневековой Европы, эпохи Возрождения, импрессионисты и авангард начала 20 века.

  • Кирилл и Мефодий.

  • Эрмитаж. Путешествие в мир сокровищ. Искусство древних народов и ювелиров Европы, архитектура известных зодчих, работы мастеров ренессанса и французских импрессионистов, история развития музея. Знакомство с биографиями мастеров, экскурсии по зданиям, залам и коллекциям Эрмитажа. Карта и линии времени.    Платформа: Windows.. Кирилл и Мефодий.

  • Шедевры архитектуры. Архитектурные стили и исторические эпохи. Трехмерные модели семи чудес света и мультимедийные сюжеты о них. Интерактивные карты мира, Европы, Азии и Ближнего Востока. Платформа: Windows. NMG.

  • Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия. Около 15 000 статей, посвященных актерам, режиссерам, операторам, отечественным и зарубежным фильмам. Тесты-викторины, фрагменты из фильмов и хронология важнейших событий мирового кино. Платформа: Windows.




Методическая литература:


И.С.Брагинский «Мифы народов мира» энциклопедия (1,2 том)

Х.Бидструп «Мир глазами художника»

М.Алленов «Мастера русской живописи»

Алексеева В.В. Что такое искусство?  - М. 1995. - 120 с.

Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. - С. -Петербург: Кольна, 1995. - 371 с.

Волков Н.Н. Композиция в живописи. - М.: Искусство, 1977. - 263 с.

Киреева Е.В. История костюма. - М.: Просвещение, 1976. - 173 с.

Энциклопедический словарь юного художника. - М.: Педагогика, 1983. - 415 с.

Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство/ Глав.ред. М.Д.Аксёнова. - М.: Аванта+, 1997. - 688 с.: ил.

Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. 5 класс: Поурочные планы по учебнику В. С. Кузина./ – Волгоград: Учитель , 2008.

Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. 6 класс: Поурочные планы по учебнику В. С. Кузина./ – Волгоград: Учитель , 2008.

Павлова О.В.. Изобразительное искусство. 7 класс: Поурочные планы по учебнику В. С. Кузина./ – Волгоград: Учитель , 2008.

Андриенко Т.В. Изобразительное искусство. 8 класс: Поурочные планы по учебнику В. С. Кузина./ – Волгоград: Учитель , 2008.


Похожие:

Пояснительная записка к развернутому тематическому плану для 5-8 классов Развернутый тематический план разработан на основе учебной программы «Изобразительное искусство. 1-9 классы общеобразовательной школы» iconПояснительная записка к развернутому тематическому плану для 5-8 классов Развернутый тематический план разработан на основе учебной программы «Изобразительное искусство. 1-9 классы общеобразовательной школы»
Развернутый тематический план разработан на основе учебной программы «Изобразительное искусство. 1–9 классы общеобразовательной школы»...
Пояснительная записка к развернутому тематическому плану для 5-8 классов Развернутый тематический план разработан на основе учебной программы «Изобразительное искусство. 1-9 классы общеобразовательной школы» iconПояснительная записка к развернутому тематическому плану для 5-8 классов Развернутый тематический план разработан на основе учебной программы «Изобразительное искусство. 1-9 классы общеобразовательной школы»
Развернутый тематический план разработан на основе учебной программы «Изобразительное искусство. 1–9 классы общеобразовательной школы»...
Пояснительная записка к развернутому тематическому плану для 5-8 классов Развернутый тематический план разработан на основе учебной программы «Изобразительное искусство. 1-9 классы общеобразовательной школы» iconТическому плану уроков по учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд»
Развернутый тематический план по предмету «Изобразительное искусство» разработан применительно к учебной программе «Изобразительное...
Пояснительная записка к развернутому тематическому плану для 5-8 классов Развернутый тематический план разработан на основе учебной программы «Изобразительное искусство. 1-9 классы общеобразовательной школы» iconПояснительная записка к развернутому тематическому плану 5-7 классы Развернутый тематический план разработан в соответствии с Примерной программой основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд»
В тематическом планировании отражены подробно типы и темы уроков, элементы содержания, требования, вид контроля, элементы дополнительного...
Пояснительная записка к развернутому тематическому плану для 5-8 классов Развернутый тематический план разработан на основе учебной программы «Изобразительное искусство. 1-9 классы общеобразовательной школы» iconПояснительная записка к учебному плану гоу средней общеобразовательной школы №743
Учебный план Государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №743 разработан на основе Московского...
Пояснительная записка к развернутому тематическому плану для 5-8 классов Развернутый тематический план разработан на основе учебной программы «Изобразительное искусство. 1-9 классы общеобразовательной школы» iconПояснительная записка к учебному плану
Учебный план Государственного бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №879 разработан на основе...
Пояснительная записка к развернутому тематическому плану для 5-8 классов Развернутый тематический план разработан на основе учебной программы «Изобразительное искусство. 1-9 классы общеобразовательной школы» iconРабочая программа педагога
Настоящий развернутый тематический план разработан на основе учебной программы по изобразительному искусству для четырехлетней начальной...
Пояснительная записка к развернутому тематическому плану для 5-8 классов Развернутый тематический план разработан на основе учебной программы «Изобразительное искусство. 1-9 классы общеобразовательной школы» iconИндивидуальный учебный план на 2011-2012 учебный год пояснительная записка к учебному плану
Учебный план Государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №858 разработан на основе федеральных...
Пояснительная записка к развернутому тематическому плану для 5-8 классов Развернутый тематический план разработан на основе учебной программы «Изобразительное искусство. 1-9 классы общеобразовательной школы» iconПрограмма педагога суздаленко наталии латифовны, по учебному курсу «Экология»
Настоящий календарно-тематический план по экологии для 11 классов разработан на основе Программы для полной общеобразовательной школы,...
Пояснительная записка к развернутому тематическому плану для 5-8 классов Развернутый тематический план разработан на основе учебной программы «Изобразительное искусство. 1-9 классы общеобразовательной школы» iconАвторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Пояснительная записка Источник программы образовательных учреждений Музыка 1-7 классы, Искусство 8-9 классы
Рабочая учебная программа по искусству для 8-го класса разработана на основе учебной программы «Искусство 8-9 классы», авторов: Г....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница