План конспект урока по технологии 5 класс




Скачать 219.67 Kb.
НазваниеПлан конспект урока по технологии 5 класс
Дата04.10.2012
Размер219.67 Kb.
ТипУрок
МСОШ №9 с УИПОО «Технология»

Подготовила учитель технологии

Балашова Наталья Владимировна

Дата проведения урока:________


План - конспект урока по технологии

5 класс.

Тема урока: «Русский народный костюм. Фартук».

Тип урока: Комбинированный

Вид занятия: ДПИ. Формирование новых знаний, умений, навыков.

М.В.У.: Беседа, рассказ – объяснение. Демонстрация приемов выполнения работ. Инструктажи: вводный; текущий; заключительный. Практическая работа.


Цель урока: Познакомить учащихся с элементами национальной культуры – Русский народный костюм, фартук; познакомить с образным строем Русского наряда, с его структурой, символикой орнамента и цвета. На основе полученных знаний нарисовать эскиз фартука, выполнить колористическое решение главных частей фартука и украсить декоративной отделкой.


Задачи урока: Организовать деятельность учащихся по изучению темы «Русский народный костюм. Фартук».


Обучающие

Развивающие

Воспитывающие

- сформировать представления учащихся о русском народном костюме;

- познакомить с различными типами народной одежды;

- решение цветового колорита;

- контрастное сочетание цветов при выполнении орнаментов.

-применение полученных знаний на практике.

- развивать умения и навыки по сбору информации;

- умение сравнивать, анализировать;

- формирование творческой активности, воображения;

- наблюдательность и внимательность, глазомер;

- зрительную память;

- фантазию; чувства цвета.

- уважение к истории и традициям русского народа;

-интерес к декоративно-прикладному искусству;

- эстетический вкус;

- аккуратность;

- самостоятельность.


Материалы:

Для учителя

Для учащихся

- план-конспект;

- демонстрационный материал;

- компьютерная презентация;

- термины.


- лист А-4; карандаш; ластик;

- краски (акварель, гуашь);

- кисти; палитра; салфетка;

- баночка для воды.


Словарные слова: - рубаха; - передник;

- сарафан; - кокошник;

- понева; - сорока;

- душегреи «епанечки», «коротены»



3.

1. 2.

3. 4.



5.

6.

7.
Оформление доски:



  1. Дата.

  2. Тема.

  3. Демонстрационный материал.

  4. Педагогический рисунок.

  5. Домашнее задание.

  6. Словарные слова.

  7. Критерии оценивания.


Критерии оценивания детских работ:

  1. Компоновка рисунка.

  2. Цветовое решение.

  3. Законченность работы.

  4. Оригинальность.

  5. Аккуратность.


План урока:

I. Организационный момент: (3 мин.)

а) приветствие учащихся;

б) подготовка к уроку;

в) повтор пройденного материала.

II. Объяснение новой темы(10-12мин.)

1. Постановка цели и задачи;

2. а) иллюстративно-показательная беседа;

б) демонстрация иллюстраций;

3. Показ презентации;

4. Постановка художественной задачи;

Вводный инструктаж.

III . Практическая работа учащихся. (20 мин.)

Текущий индивидуальный инструктаж.

IV. Подведение итогов урока: (4-5 мин.)

Заключительный инструктаж.

а) анализ выполненных работ;

б) опрос по полученным знаниям - что изучили, чему научились;

в) домашнее задание на следующий урок.


Ход урока:


этапа


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

термины

I.

а)

б)

в)


Организационный момент.

Приветствие учащихся

Проверка готовности к уроку.

Повтор пройденного материала



Подготовка к уроку, повтор пройденного материала






II.


1.


Вопросы


2.


3.


4.


III.


VI.

а)


б)


в)


Объяснение новой темы.

-Тема нашего сегодняшнего урока «Русский народный костюм. Фартук».

Постановка цели и задач.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с историей русского народного костюма, с историей фартука, с образным строем русского наряда, с его структурой, символикой орнамента и цвета, научимся различать Южнорусский костюм от Северорусского. На основе полученных знаний мы выполним творческую работу - нарисуем эскиз фартука, выполним цветовое решение главных частей фартука и декоративную отделку.

Вопросы:

1) –Знаете ли вы, какой костюм могли носить ваши прапрабабушки?

2) – Как выглядели будничные и праздничные народные костюмы, как и зачем их украшали?

3) –Как вы думаете, народный костюм по всей территории России был одинаков или отличался?

4) –Может кто-нибудь сказать, что отличает Северорусский комплект одежды от Южнорусского?

5) – Какие цвета по вашему мнению, преобладали в костюмах на юге? А на севере?

Иллюстративно - показательная беседа:

Нелегкая и не простая жизнь была у русской крестьянской семьи в прошлые века. Нужно было много работать: пахать и засеивать землю, садить овощи, готовить на зиму дрова и сено для скота. Осенью - собирать урожай, делать запасы на зиму и т.д.. Зато, когда приходил праздник, он был для крестьян особенно радостным и желанным, его ждали, к нему готовились. Все жители деревни надевали свою лучшую праздничную одежду.

В каждой местности одевались по - разному, но основные предметы крестьянского костюма были похожи в большинстве областей России. По одежде можно было узнать в какой местности России проживает человек и его социальное положение (богатый или бедный). Одежда делилась на будничную и праздничную. Будничная одежда была простой, часто ее почти никак не украшали. А праздничная, наоборот, демонстрировала все, на что были способны ее хозяева.

В русской женской одежде вплоть до 19 века четко выделялись 4 типа:

- комплекс с поневой (южнорусский)

- комплекс с сарафаном (северорусский)

- комплекс с юбкой

- комплекс с платьем – кубельком.

Наиболее распространенные костюмы –

южнорусские и северорусские.

Южнорусский комплекс одежды более древний. Девичья одежда в этих местах состояла из рубахи, перехваченной поясом, головной повязки, оставлявшей открытыми затылок и косу. Когда женщина выходила замуж, она надевала поверх рубахи шерстяную поясную одежду типа юбки – поневу и тщательно закрывала голову головным убором – сорокой. Ворот, оплечья, рукава и подол рубах украшали вышитым или тканым узором, а позднее – аппликацией из ярких полос или лент, это являлась не только украшением, но и было оберегом, должно было защищать женщину от темных сил. Понева состояла из 2-х или 3-х полотнищ шерстяной ткани темных цветов, с поясом и украшенная вышивкой, либо аппликацией, бисером, бусами. (Показ)

(Показ на демонстрационном материале)

Передник носили и на севере, и на

юге. Единственное отличие, то, что южный, одевался через голову и обязательно носился с поневой. (Показ)

В дальнейшем передник усовершенствовался в фартук и украшался цветными узорами, вышивкой или шелковыми лентами.

Понева, относящаяся к южному костюму, была в виде юбки ниже колена,

В северных районах, поверх рубахи носили сарафан, который шили для праздника из парчи, шёлка, бархата. А для повседневной жизни сарафан был из сукна, одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами. Поверх сарафанов часто одевали душегреи «епанечки»(Показ).

Завершающим в костюме был головной убор. На юге в виде венка или повязки (из лент, тесьмы, ткани) для девушек, а замужние женщины – сороку.

В северных губерниях носили кокошники, украшенные бисером, фольгой, речным жемчугом. (Показ)


Показ презентации «Русский народный костюм» - обсуждение с учащимися.

Показ презентации «История фартука» -

готовят учащиеся - обсуждение с учащимися.


Постановка художественной задачи.

Вводный инструктаж.

Выполнить эскиз фартука с применением декоративной отделки. При рисовании фигуры человека можно использовать карточные шаблоны человеческой фигуры, изготовленные учителем.

Фигуры должны быть крупными, почти во весь лист (А4), располагаться по центру листа, вертикально положенного.

На 2 -м уроке определяется цветовое решение фартука, работаем кистью и красками.

Чтобы нарисовать яркие и красочные фартуки разных фасонов мы должны правильно использовать цвета. Для этого можно использовать цветовой круг. Хорошо дополняют друг друга цвета контрасты. Например: синий и желтый; красный и зеленый.

Южный вариант фартука рисуем в теплых ярких цветах. Северный вариант в более сдержанных тонах – используем холодные цвета.

При рисовании орнаментов мы используем контрастные цвета. В цветовом круге они расположены друг против друга. Они друг друга дополняют и усиливают.

- Приступаем к разработке эскизов фартуков и их украшению.

- Закончив, приступаем к работе в цвете. Не забываем показать среду вокруг фигуры и тень от неё.


Практическая работа учащихся

Текущий инструктаж

Индивидуальный подход к каждому ребенку. Предупреждаю и исправляю ошибки.


Подведение итогов урока.

Анализируя работы учеников, демонстрирую лучшие. Комментирую, оцениваю.


Опрос по полученным знаниям.

Вопросы:

- Что являлось основой женского костюма?

- В чем отличие Южнорусского костюма

от Северорусского?

- Что такое «понева, сорока»?

- Чем украшали фартуки крестьянки?


Домашнее задание: закончить работу в цвете, принести альбомный лист, карандаши, ластик, краски, кисти, палитру, салфетку, тетрадь.



учащиеся слушают объяснение учителя


Ответы учащихся.


Ответы учащихся.


Ответы учащихся.


учащиеся слушают и смотрят объяснение учителя


Приложение

1


(Показ)

Рубаха


(Показ)

Понева


(Показ)

Передник -Фартук


(Показ)

Сарафан


учащиеся слушают объяснение учителя


учащиеся слушают объяснение учителя


(Показ)

Душегрея

«Епанечка»


(Показ)

Сорока


(Показ)

Кокошник


учащиеся слушают объяснение учителя


Просмотр презентаций- обсуждение с учителем.


Постановка художественной задачи.


учащиеся слушают объяснение учителя


Приложение

2


учащиеся слушают объяснение учителя


Самостоятельная работа учащихся.


Дети отвечают


Дети отвечают


Дети отвечают

Записывают домашнее задание



рубаха,


понева,


передник.


Рубаха- древний элемент одежды, основа женского и девичьего костюма.


Понева – шерстяная поясная одежда типа юбки


Передник - обязательно входил с поневой, одевался через голову, мог иметь рукава или узкие проймы.


Сарафан – элемент одежды северных губерний; шили из парчи. Шелка, бархата; в менее зажиточных – из сукна, ситца.

По крою: косоклинный, распашной или прямой с лямками.


Душегрея

«Епанечка»


Сорока – южный головной убор с твердой налобной частью.


Кокошник – северный головной убор из фабричных тканей с использованием бисера, стекла, речного жемчуга.


Эскиз


Шаблон


Фасон





Приложение №1


  1. Рубаха древний элемент одежды, основа женского и девичьего костюма.

  2. Передник обязательно входил с поневой, одевался через голову, мог иметь рукава или узкие проймы. Основная расцветка белая и красная полоска.

  3. Понева элемент одежды в виде юбки (поясная одежда после замужества) ниже колена. Украшали вышивками аппликациями, шнуром, бисером, бусами, бубенцами (как оберег от духов)

  4. Сарафан элемент одежды северных губерний; шили из парчи, шёлка, бархата; в менее зажиточных – из сукна, ситца. По краю: косоклинный распашной или со швом спереди, прямой с лямками, сарафан с лифом.

  5. Сорока южный головной убор с твёрдой налобной частью, обтянутая ситцем или бархатом, затылок прикрывала прямоугольная полоса ткани. На основе этих элементов создавался сплошной головной убор, в состав которого входило до 12 предметов общим весом до 5 кг.

  6. Кокошник северный головной убор из фабричных тканей с использованием в орнаментации белого бисера, фольги, стекла, речного жемчуга. Преобладал растительный орнамент, а так же изображения птиц.

  7. Рубаха косоворотка – мужская рубашка со стоячим воротом, застёгивающемся сбоку, шили ее из белой, синей или красной ткани, украшали вышивкой.

  8. Онучи куски ткани, навёртываемые на ноги при ношении лаптей.

  9. Зипун верхняя крестьянская одежда в виде кафтана без воротника, обычно из грубого самодельного сукна.

  10. Лапти крестьянская обувь, плетенная из лыка, бересты или веревок, охватывающая ступню ноги (лыко – внутренняя часть коры молодых лиственных деревьев).



Приложение 2. Вышивка народного костюма

Орнаменты для вышивки. Орнамент возник ещё до появления письменности. Это подтверждается тем, что даже древний человек, который одевался в шкуры животных, согревался у костра, рыл себе для жилища землянки, украшал орнаментом предметы домашнего обихода. На глиняных сосудах, орудиях труда древних людей можно увидеть простейшие узоры: точки, прямые, волнистые линии, ромбы. Прочитать знаки орнаментов – задача довольно-таки трудная. Известно, что древний человек был охотником. Он знал, что сила зверя заключалась в бивне – это его оружие. Бивень или его срез рисовали в виде ромба. Этот знак содержал в себе силу и могущество. Поэтому древний человек рисовал его на своем теле, предметах, которые его окружали. Набегающие друг на друга ромбы - знак счастливой охоты, удачи, знак жизни, плодородия. Для того чтобы поля были щедры на урожай, человек просил у Неба, Солнца и Земли удачи, творил заклинания. Для этого он повторял узоры.

Значения: ромб, как уже сказано, - символ плодородия

волнистые линии символизировали воду;

горизонтальные - землю;

косые - дождь, пересекающий путь к солнцу;

точки между ними - зерна, брошенные в нее;

свастика - солнце (солярный символ), пожелание благополучия.

Часто древние мастера изображали знаки, которые обозначали солнце. Это солярные знаки. Свастика - тоже солярный символ, и видов свастики существовало множество.

Солнце за тысячелетия получило великое множество вариантов изображения. К ним относятся и разнообразные кресты - как в круге, так и без него. Некоторые кресты в круге очень похожи на изображение колеса, и это неспроста: человек видел, как солнце двигалось, то есть "катилось" по небу, как огненное колесо. Вечное движение небесного светила было отмечено крючковатым крестом, свастикой. Свастика обозначала не только движущееся солнце, но и пожелание благополучия. Особенно часто она встречается в северных вышивках как полотенец и рубах, так и в браном ткачестве.

Много тайн могут раскрыть древние орнаменты на одежде, посуде, в жилищах. Разгадывая их, мы начинаем понимать, что язык символов предков передавал нам свое отношение к природе. Преклоняясь перед ней, как бы прося у нее милости, защиты, покровительства, древний мастер выводил рукой своеобразные заклинания в виде орнамента.

Заметим, что народ тщательно отбирал из множества знаков и бережно хранил лишь те, что, по его мнению, способствовали благу, хорошему урожаю, изобилию, удаче.

Приложение 3.

Беседа:

1. Традиционный женский наряд русского Севера часто называют «сарафанным комплексом», так как основные его части - рубаха и сарафан. Рубаху наши предки носили с незапамятных времен - это подтверждается множеством связанных с ней поверий. Например, собственную сорочку не продавали: считалось, что заодно продашь и свое счастье. Не потому ли так ценились в народе люди, готовые отдать нуждающемуся последнюю рубашку? Это была главная, а порой и единственная одежда: по обычаю деревенские парни и девушки еще в 19 веке кое-где до самой свадьбы ходили в одних рубахах, перехваченных поясом.

В старину рубаху шили из льняного или конопляного холста, пропуская цельное полотнище от ворота до подола. Отсюда и название - проходница, бытовавшее в Вологодской губернии. Но уже в прошлом столетии такая одежда встречается лишь как свадебная и похоронная, в обычное же время носят рубаху из двух частей. Верхнюю называли на Севере рукава и шили из более тонкой, даже покупной материи, нижнюю - стан - из обычной домотканины.

В русской деревне украшали не всякую одежу, а только праздничную и обрядовую. Самую богатую, годовую, надевали три-четыре раза в году, в самые торжественные дни. Ее очень берегли, старались не стирать и передавали по наследству.

Готовя нарядную рубаху, деревенские рукодельницы показывали все, на что способны. Рукава, плечи и ворот, не закрытые сарафаном, расшивали красными нитками. Часто украшали и подол. У особых рубах, которые с пояском надевали на покос или жатву, его почти сплошь покрывал вышитый или тканый узор. Шли с песнями - ведь для крестьян сбор урожая не только тяжкий труд, но и великий праздник. В Олонецкой губернии бытовала нарядная плакальная рубаха, или махавка, с очень длинными и узкими рукавами. Невеста надевала ее в день свадьбы и, прощаясь с родителями, махала концами рукавов вокруг головы и по полу, причитая об ушедшем девичестве и будущей жизни в чужой семье...

Интересно, что слово «сарафан» впервые встречается на Руси в документах 14 века применительно к мужской одежде. Наиболее древний тип женского сарафана - шушпан со сплошным передним полотнищем. Но уже в прошлом веке его донашивали пожилые крестьянки, а молодежь освоила распашной сарафан, застегивающийся на ажурные металлические пуговицы. Из-за большого числа клиньев, сильно расширяющих его в подоле, он получил название клинник. Впрочем, встречались и другие названия - по ткани: кумашник, набоешник, штофник - ведь клинники шили не только из окрашенной в синий или красный цвет домотканины, но из покупных материй. Необыкновенно популярен был кумач, который шел на праздничную одежду. На самую же нарядную брали шелковые ткани - атлас и штоф, а в наиболее зажиточных семьях - парчу. Во второй половине 19 века на смену косоклинному пришел прямой сарафан из пяти-шести полотнищ с узкими лямками: лямошник, круглый, раздувай, москвич, шубка..

Помнится, не так давно были модны широкие платья без пояса, выдержанные будто бы «в русском стиле». Но так ли? Ведь на Руси никогда не ходили распояской, и первой «одеждой», которую получал новорожденный, был именно пояс: считалось, что он оберегает от бед. Известны самые опояски: тканые, вязаные, плетеные. Широкие - для верхней одежды и поуже - для горничной, праздничные и повседневные. Из гарусной шерсти ткали узорные пояса с пышными махрами на концах. Многие были «со словесами» - искусно вытканной строкой молитвы или посвящения. А то просто: «Кого люблю, того дарю», и имена...

Наконец, головной убор, без которого костюм русской крестьянки просто немыслим. Ведь по древнему обычаю замужняя женщина не показывалась на людях простоволосой - это считалось большим грехом. Девушки могли не покрывать волос. Отсюда различие уборов: у замужней это глухая шапочка, у девушки - перевязка, оставляющая верх головы незакрытым.

Великолепны праздничные кокошники северянок, расшитые золотной нитью и речным жемчугом (до 18 века Русь им была очень богата). Своей формой они походили на распушившуюся курочку, но кое-где имели иные очертания. Скажем, нижегородские - с высоким гребнем в виде полумесяца или островерхие костромские. Нарядная девичья коруна действительно напоминала старинный царский венец с причудливыми зубцами, которому вторил парчовый косник, также отделанный жемчугом и шитьем. В будни девушки носили ленточку или платок.

Что еще дополняло основной костюм? С богатым сарафаном надевали для тепла парчовую душегрею, собранную на спине красивыми складками. С рукавами
- называлась епанечка, на лямках - коротенька. Вышитый передник тоже мог иметь рукава, но чаще надевался на шею или повязывался над грудью. Ну и в праздник - красивый платок или шаль, скажем, каргопольский золотой плат с узорами. Таков наряд крестьянок русского Севера.

2. Костюм южных губерний заметно отличался от него. И по составу - это так называемый «поневный комплекс». И по материалам - здешние крестьяне жили беднее и не покупали дорогих тканей. И по стилю - южнорусский костюм ярче и пестрее, чему причиною иной климат и соседство степных народов.

Основу его составляет древняя поясная понева. Представьте себе три сшитых полотнища с продетым вверху шнуром - гашником. Их обертывают вокруг бедер и укрепляют на талии, причем полы не сходятся и в просвете видна рубаха. Это старинная распашная понева. Глухая появилась позже, когда прореху стали закрывать полотнищем другой материи - прошвой.

Делали поневу обычно из шерстяной домотканины, синей или черной, в крупную клетку. Этот орнамент дополняли вышитым или тканым узором, молодухи к тому же нашивали ленты, кисти, пуговицы, блестки. Для здешнего наряда вообще характерна повышенная узорность. Скажем, на плечи рубахе, и без того насыщенной вышивкой и ткачеством, часто нашивали красные прямоугольники - палеты. Сама рубаха суцельная и очень длинная. Ее подтягивали до колен, и у пояса образовывался большой напуск, который использовали как карман. Из-за этого мешка рязанок в старину часто дразнили «косопузыми».

В полный ансамбль входили еще навершник древнего туникообразного покроя и передник, прикрывающий прореху или прошву. А вот о головном уборе замужней женщины - кичке следует сказать особо. Это целое сооружение, состоявшее порой из десяти частей, а по весу достигавшее семи килограммов.
Сначала надевали собственно кичку - холщовую шапочку на вздержке с твердым остовом. В передней части ее нередко возвышались рога. Видимо, они связаны с какими-то весьма древними представлениями, ибо раскопанные в Киеве глиняные женские фигурки тоже имеют двурогие уборы. Поверх кички надевали расшитые золотом или бисером налобник, позатыльник, сороку, наушники... Как ни странно, русские женщины долго не хотели расставаться со всем этим. И.С. Тургенев рассказывает, как один помещик велел крепостным заменить«тяжелые и безобразные» кички на кокошник, но крестьяне носили его... поверх кичек. Известна и задорная частушка: «Рязанские рога не кину никогда: буду есть одну мякину, а рога свои не кину!..»

3. Своеобразен сибирский костюм. Русские люди переселялись в Сибирь из самых разных мест европейской России. Со временем их привычные наряды менялись в новых природных условиях. Причем многое переселенцы заимствовали у местных народов, особенно теплую одежду и обувь. Так, в низовьях Оби мужчины и женщины носили ненецкую малицу из оленьего меха шерстью внутрь с капюшоном и рукавичками. Осваивали и новые ткани, ибо лен и конопля росли не везде. Например, в Забайкалье повседневные сарафаны шили из синей хлопчатобумажной дабы, которую привозили из Китая, для праздничных же широко использовали восточные шелка. Однако в целом традиционный костюм сохранился в Сибири и даже обрел неповторимые черты, особенно там, где переселенцы жили большими селами свято храня обычаи отеческой старины.

Состав мужской одежды был повсюду одинаков. А вот о пестряди, из которой наравне с холстом шили рубахи и порты, стоит рассказать. Это клетчатая или полосатая ткань из крашеной пряжи. Расцветка и узор порой восхитительны - недаром деревенские щеголихи носили сарафаны пестрядинники. Клетка шла на рубахи, а полоска на штаны, которые так и назывались - синеполосые.

4. Наконец, обувь. Мы привыкли к мысли, что в деревне все ходили в лаптях. А ведь их носили преимущественно в центрально-черноземных губерниях, где сильнее сказалось крепостное право. Тут даже венчали и хоронили в лаптях. Зато степняки, поморы, сибиряки их вовсе не знали. На Севере лапти плели для работы, ибо на покосе или жатве они незаменимы: удобные, легкие и ногу не наколешь. В праздники же надевали обувь кожаную - сапоги, полусапожки, башмаки. И еще коты с красной оторочкой - что-то вроде туфель попросторнее, чтобы нога в шерстяном чулке вошла. Вязаные чулки до колен с узорной опиской носили и мужчины и женщины, но с лаптями - обычно холщовые или суконные онучи белого цвета. Кажется, самая незамысловатая деталь костюма, а сколько и тут выдумки! Оборы, которыми привязывали обувь к ноге, часто плели из черной шерсти - представьте, как красиво перекрещивались они поверх праздничных онуч!

5. Собственно беседа с детьми по поводу услышанного и увиденного ими.
Вопросы к детям. Вопросы детей, возникшие во время просмотра иллюстраций и диафильма и объяснения учителя.

Что нового они узнали? Понравились ли им костюмы? Какой комплекс - северный или южный - понравился больше? Какие названия запомнили? Какие поверья, обычаи, приметы нашли отражение в русском народном костюме? Какие традиции? И т. д.

6. Заключительная часть. Учитель подводит итог беседы, делает упор на смысле, заключенном в народных костюмах.

Красота и польза никогда не расходились в народном искусстве со смыслом. Вспомним узоры на рубахах, поневах, передниках: женщины с воздетыми руками, неотцветающее Древо Жизни, солнечные ромбы с крестами посредине... Ученые доказали, что все они выражают идею плодородия матери- земли, столь близкую душе земледельца. А верхняя часть костюма была связана с идеей неба. Взять хотя бы названия головных женских уборов, напоминающие о птицах: сороке, курице (по-старому кокоши), лебеде («кичет лебедь белая»). Таким образом, одетая в свой праздничный многослойный наряд, русская крестьянка являла собой образ целой вселенной, как ее тогда люди представляли. Выглядела величаво, выступала торжественно. Всегда очень важно, что за человеком стоит. Русский крестьянин много бедствовал, часто был неграмотен. Но за ним стояла родная природа, от которой он себя не отделял, великий народ с его историческим и духовным опытом, древнейшая из культур - земледельческая. Им крестьянин служил, их представителем был. Это и выразилось с такой силой в его костюме.

Похожие:

План конспект урока по технологии 5 класс iconПлан-конспект урока по физике 7 класс. Учебник Физика. 7 класс
План-конспект урока по физике 7 класс. Учебник Физика. 7 класс. Перышкин А. В., Родина Н. А. М.: Просвещение, 1989
План конспект урока по технологии 5 класс iconУрок "Белки" План конспект урока «Белки»
...
План конспект урока по технологии 5 класс iconПлан-конспект урока компьютерные вирусы. Антивирусные программы
Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии 8 класс Бином. Лаборатория Знаний
План конспект урока по технологии 5 класс iconПлан-конспект открытого урока учителя технологии средней школы №1 Ханбикова И. Ф
Задача урока: Привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчёту бюджета семьи
План конспект урока по технологии 5 класс iconПлан-конспект урока по технологии
Воспитательная – содействовать воспитанию эстетического вкуса и повышению интереса к рукоделию
План конспект урока по технологии 5 класс iconПлан-конспект урока западная Сибирь
В. П. Дронов, В. Я. Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2008
План конспект урока по технологии 5 класс iconПлан-конспект урока «Индийский океан»
«География. Материки, океаны, народы и страны», 7 класс, И. В. Душина, В. А. Коринская, В. А. Щенев
План конспект урока по технологии 5 класс iconПлан-конспект урока
Химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений/О. С. Габриелян. М.: Дрофа, 2009
План конспект урока по технологии 5 класс iconКонспект урока технологии 6 класс
...
План конспект урока по технологии 5 класс iconПлан-конспект урока кпд простых механизмов
«Перышкин А. В. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2 е изд. М.: Дрофа, 2010.»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница