Исследовательская работа с одаренными детьми




Скачать 69.39 Kb.
НазваниеИсследовательская работа с одаренными детьми
Дата04.10.2012
Размер69.39 Kb.
ТипИсследовательская работа
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ


Зеленина Валентина Ивановна

МОУ СОШ №54 г. Воронежа


Исходя из Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, особое внимание уделяется поддержке и развитию работы с талантливыми, одаренными детьми.

Согласно представлениям об одаренности, изложенным в «Концепции одаренности», разработанной по заказу МО РФ в рамках и на средства Федеральной целевой программы «Одаренные дети», одаренность трактуется как системное, развивающееся в течение жизни, качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы может осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации.

Существенную роль в индивидуализации обучения одаренных может сыграть наставник (тьютор). Основная задача наставника – на основе диалога и совместного поиска помочь своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его способности к самоопределению и самореализации.

Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательских секций или объединений.

Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод. С учетом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» главной задачей современной школы ставит раскрытие способностей каждого ученика.

Современный урок географии рассматривается с позиции идеи развивающего обучения. На уроках должен быть сделан акцент на процессе усиления самостоятельности учащихся по овладению новыми знаниями. Исследовательская направленность уроков и внеклассных мероприятий прослеживается при изучении краеведческого материала. Для развития проектно- исследовательской деятельности учащихся на уроках географии и во внеурочное время нужно подбирать темы проектов, которые будут интересны детям, вовлекут их в мир исследования и познания.

Основные этапы, характерные для научного исследования:

1) Постановка проблемы.

2) Ознакомление с литературой по данной тематике.

3) Овладение методикой исследования.

4) Сбор собственного материала, его анализ и обобщение.

5) Выводы.

В 2010-2011 учебном году мы приняли участие в городском конкурсе профессионального мастерства педагогов «Мультимедиа-урок (занятие) в современной школе».

Мы подготовили для участия в конкурсе разработку интегрированного внеклассного мероприятия естественных, технологических и художественно- эстетических дисциплин и презентацию по теме: «Народные промыслы Воронежского края».

Цели данного мероприятия:

  • сбор информации о народных промыслах Воронежского края;

  • показать практическую направленность уроков технологии и изобразительного искусства, в ходе которых дети раскрывают свои творческие способности и изучают культуру и искусство своего народа;

  • формировать эмоциональный отклик на роль народных художественных промыслов в утверждении общественных идеалов;

  • воспитывать любовь к Родине, уважение к трудовому народу, к обычаям и традициям русского народа.

Основные темы проектов:

«Художественная керамика», «Художественная металлообработка», «Художественные изделия из камня», «Художественная обработка по дереву», «Вязание», «Узорное ткачество и ковроделе», «Вышивка и кружево», «Народный костюм», «Народные игрушки», «Художественное плетение из лозы и соломки».

Этапы проекта:

1 этап – поисковый: сбор информации о народных промыслах Воронежского края, истории народного костюма, обычаях, традициях русского народа.

Деятельность учителя:

1. Рекомендации списка литературы.

2. Посещение краеведческого музея города Воронежа вместе с детьми.

3. Рекомендация сбора информации об обычаях, традициях семьи через общение с родственниками, живущими в пределах Воронежского края.

Деятельность учащихся:

1. Изучение литературы, поиск информации в Интернете, создание презентаций.

2. Посещение совместно с учителем географии краеведческого музея.

3. Сбор информации об обычаях, традициях, народных промыслах родного края.

4. Подготовка и сбор экспонатов для выставки (вышивка, вязание, резьба по дереву, бисероплетение, изделия из камня, соломки и т.д.).

5. Изучение и освоение фольклорных богатств Воронежского края.

6. Тематическое оформление внеклассного мероприятия в виде плакатов, карты, стендов и т.д.

2 этап – технологический. Интегрированное внеклассное мероприятие естественных, технологических и художественно-эстетических дисциплин: «Народные промыслы Воронежского края».

Деятельность учителя:

1. Учитель-географ – ведущий (краеведение, исторический экскурс).

2. Учителя технологии и ИЗО – руководители творческих мастерских.

Деятельность учащихся:

1.Учащиеся 9-11 классов экскурсоводы-рассказчики.

2.Учащиеся 5-8 классов слушатели, исполнители стихов и песен, художники, вышивальщицы и т.д.

3 этап – аналитический.

Анализ и осмысление проведенного мероприятия, обзор и изучение экспонатов выставки, оформление фотоматериалов.

Данное мероприятие может быть использовано, как методическая разработка при изучении тем:

  • география: «Народные промыслы Воронежского края» (8-9 классы);

  • технология: «Рукоделие. Вышивка» (5-6 классы);

  • ИЗО: «Роспись игрушек», «Народный костюм» (5-6 классы).

Также это мероприятие может быть использовано при проведении внеклассных мероприятий, классных часов по темам: «Наше прошлое, настоящее и будущее», «Обычаи и традиции русского народа», «Мастера художественных ремесел Воронежской области».

В 2010-2011 учебном году мы приняли участие конкурсе творческих работ для старшеклассников «Гордость моего родного края», который проводил Воронежский институт высоких технологий. Наши дети заняли в нем призовые места. Труфанова Алина (ученица 9 «А» класса) с проектом туристического маршрута: «По Золотому кольцу Воронежского края» – 1 место и Бугаева Татьяна (ученица 10 «А» класса) с проектом «Воронеж – город воинской славы» – 3 место.

В рамках недели географии в 2010- 2011 учебном году на городском уровне мы провели внеклассное мероприятие – путешествие: «Золотое кольцо Воронежского края». Мероприятие проходило с использованием ИКТ, мультимедийного оборудования.

Цели: совершить заочную экскурсию по «Золотому кольцу» Воронежского края; познакомить учащихся с достопримечательными местами Воронежской области: памятниками архитектуры, древними поселениями, природными уголками; воспитывать любовь к малой родине, чувство гордости и патриотизма за свое Отечество, бережное и рациональное отношение к уникальным природным объектам; развивать творческие умения и способности учащихся, умения выступать в роли экскурсоводов, умения обобщать материал, овладевать новыми компьютерными технологиями.

Оборудование: компьютер, DVD фильм, презентации, созданные учащимися 9-10 классов и учителями географии, экран, кинопроектор, карта Воронежской области с отмеченным маршрутом «Золотого кольца», доклады и стихи учащихся.

Основные темы проектов:

«Дворянские усадьбы Рамони», «Воронежский государственный биосферный заповедник», «Хоперский государственный заповедник», «Белогорье», природный историко-археологический музей-заповедник «Дивногорье», «Хреновской конезавод», «Костенки».

На основе экскурсий, которые учителя географии совершали совместно с детьми, была собрана и систематизирована большая информация о самых красивых и уникальных уголках природы и исторических местах Воронежского края. В ходе проведения экскурсий воспитывается любовь к родному краю, родным местам, чувство гордости за свою малую родину, бережное отношение к родной природе, а главное – желание самим принимать активное участие в охране и защите уникальных памятников истории и культуры.

Этапы проекта:

1 этап – поисковый: в ходе проведения экскурсий по Воронежскому краю сбор и систематизация информации об уникальных памятниках истории и культуры Воронежского края.

2 этап – технологический. Внеклассное мероприятие- путешествие: «Золотое кольцо Воронежского края».

3 этап – аналитический.

Анализ и осмысление проведенного мероприятия, обзор и изучение материалов, представленных в презентациях, обзор фотовыставки.

Это внеклассное мероприятие может быть рекомендовано в качестве методической разработки при изучении материала по родному краю в 6-х, 8-х, 9-х классах на уроках географии. А также в качестве разработки при проведении внеклассных мероприятий и классных часов, посвященных тематике родного края.

Итак, основными задачами работы учителя с одаренными детьми являются:

  • выявление одаренных детей;

  • создание условий, способствующих их оптимальному развитию;

  • вовлечение учащихся в исследовательские проекты;

  • создание творческих, инициативных групп и обществ для реализации способностей и талантов детей;

  • формирование личностей с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры.

Похожие:

Исследовательская работа с одаренными детьми icon«Научно-исследовательская деятельность как фактор личностно-ориентированного обучения в работе с одарёнными детьми»

Исследовательская работа с одаренными детьми iconАнализ работы с одарёнными, мотивированными, творческими детьми в моу сош №9 в 2008-2009 учебном год
В школе сложилась определенная система работы с одаренными, мотивированными, творческими детьми: это создание авторских учебных программ,...
Исследовательская работа с одаренными детьми iconМоу дпос «Методический центр» Работа образовательных учреждений с одаренными детьми Краснокамск 2006 год
Работа образовательных учреждений с одаренными детьми: Результаты традиционных турниров и конкурсов, олимпиад, конкурсов исследовательских...
Исследовательская работа с одаренными детьми iconТема: Развитие профессиональной компетентности учителя как фактор улучшения качества образования и воспитания учащихся. Активизация работы с талантливыми и одаренными детьми
Цель: Совершенствование методики преподавания по химии обмен опытом, активизация работы с талантливыми и одаренными детьми
Исследовательская работа с одаренными детьми iconОб утверждении комплексной Программы развития образования г. Мариуполя на 2011-2015 года
Совершенствуется работа с одаренными детьми, крепнет работа с высшими учебными учреждениями. Уделяется внимание социальной защите...
Исследовательская работа с одаренными детьми iconКурсовая переподготовка педагогических работников в 2011-2012 учебном году 22 Инновационная деятельность в школе 23 Одаренные дети 27 Научно-практическая конференция «Инновационные проекты»
Модуль «Интеллект» (Учебно-познавательная деятельность, работа с одаренными детьми) 55
Исследовательская работа с одаренными детьми iconРазрабатывая свою систему действий, мы исходим из следующего содержания понятия "одаренные дети"
В связи с этим особенно актуальной становится задача создания российской элиты. Работа с одаренными детьми признана одним из приоритетных...
Исследовательская работа с одаренными детьми iconРабочая программа Научно-исследовательская работа в семестре направление ооп
Научно-исследовательская работа в семестре является обязательным подразделом (М 1) раздела «Практика и научно-исследовательская работа»...
Исследовательская работа с одаренными детьми iconИнновационного проекта
Организационно-управленческие основы построения системы работы с одаренными детьми в мос
Исследовательская работа с одаренными детьми iconКалендарный план работы гоу цо №1861 «загорье» на декабрь 2009 года №
Основание для включения в план работы21. 01. 12. Городская диагностическая контрольная работа по литературе для учащихся 10 классовЦО10аСтрелкова...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница