О преподавании информатики и информационно-коммуникационных технологий в 2008-2009 учебном году




Скачать 159.85 Kb.
НазваниеО преподавании информатики и информационно-коммуникационных технологий в 2008-2009 учебном году
Дата30.08.2012
Размер159.85 Kb.
ТипДокументы


О преподавании информатики и информационно-коммуникационных технологий в 2008-2009 учебном году


В 2008-2009 новый региональный базисный учебный план расширяется на 4 и 8 класс.

Руководителям образовательных учреждений следует учитывать, что в соответствии рекомендациями и требованиями СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03:


Предельная продолжительность непрерывного занятие школьника за компьютером

Учащиеся

Продолжительность, в минутах

1–го класса

10

2–5–х классов

15

6–7–х классов

20

8–9–х классов

25

10–11–х классов

30


Общая продолжительность общения с компьютером в течение дня

Возраст, лет

Время, в минутах

8–10

45

11–13

90

14–16

135

Взрослый

6 часов


Для проведения практических занятий осуществляется деление класса на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 человек и более, в сельских ­– 20 человек и более.

Преподавание информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования следует направить на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

В соответствии приложениями 1 и 2 к приказу Министерства образования и науки России от 13 декабря 2007 г. № 349 к использованию в образовательном процессе на 2008-2009 учебный год в 8 классе рекомендованы следующие учебники:

  • Быкадоров Ю.А. Информатика и ИКТ , 8, Дрофа;

  • Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. Информатика и информационные технологии, 8, Просвещение;

  • Макарова Н.В., Волкова И.В., Николайчук Г.С. и др. под ред. Макаровой Н.В. Информатика, 8-9, Питер Пресс,

а также допущены учебники еще незавершенных линий (существуют только для 8 класса):

  • Кузнецов А.А., Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика, 8, Просвещение

  • Мачульский В.В., Гейн А.Г., Кадочникова В.И. Информатика и ИКТ, 8, Ассоциация XXI век.

В соответствии с РБУП в 8 классе изучение информатики и ИКТ предусмотрено за счет часов федерального компонента в объеме 1 час в неделю (всего 35 часов в год). Для школ, реализовавших в 5-7 классах преподавание информатики УМК Босовой Л.. – Угриновича Н.Д., представляется целесообразным продолжить в 8-9 классах преподавание с использованием этого УМК (следует при этом принять во внимание то, что они имеют лицензию до февраля 2009 года и поданы на новое рассмотрение в 2008 году).

УМК Быкадорова Ю.А. рассчитано на использование в классах, не изучавших пропедевтический курс информатики и ИКТ.


Тематическое планирование по информатике и ИКТ

8 класс

Объем – 1 час в неделю (35 часов в год)

(УМК Угринович Н.Д.)


Тема

Информация и информационные процессы – 9 часов

Информация в неживой и живой природе. Человек и информация. Информационные процессы в технике.

Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы.

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Итоговое тестирование

Практические работы

№ 1. Вычисление количества информации с помощью электронного калькулятора.

№ 2. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера.

Аппаратные и программные средства ИКТ – 7 часов


Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.

Данные и программы. Файлы и файловая система.

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

Итоговое тестирование. Выполнение зачетной работы

Практические работы

№ 2. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера.

№ 3. Работа с файлами с использованием файлового менеджера.

№ 4. Форматирование, проверка и дефрагментация дискеты.

№ 5. Определение разрешающей способности экрана монитора и мыши.

№ 6. Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы.

№ 7. Защита от вирусов: обнаружение и лечение.

Кодирование и обработка текстовой информации – 9 часов

Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита.

Создание и редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы.

Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат).

Параметры шрифта, параметры абзаца.

Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов.

Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки.

Проверка правописания.

Запись и выделение изменений.

Гипертекст. Создание закладок и ссылок.

Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.

Оптическое распознавание отсканированного текста.

Компьютерные словари и системы перевода текстов.

Выполнение зачетной практической работы

Практические работы

№ 8. Кодирование текстовой информации.

№ 9. Создание визитных карточек на основе шаблона.

№ 10. Установка параметров страницы документа, вставка колонтитулов и номеров страниц.

№ 11. Вставка в документ формул.

№ 12. Форматирование символов и абзацев.

№ 13. Создание и форматирование списков.

№ 14. Вставка оглавления в документ, содержащий заголовки.

№ 15. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

№ 16. Создание гипертекстового документа.

№ 17. Перевод текста с помощью компьютерного словаря.

№ 18. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.

Кодирование и обработка числовой информации – 9 часов

Кодирование числовой информации. Системы счисления. Перевод чисел в позиционных системах счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления.

Представление чисел в компьютере.

Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки).

Типы данных: числа, формулы, текст.

Абсолютные и относительные ссылки.

Встроенные функции.

Построение диаграмм и графиков. Основные параметры диаграмм.

Выполнение зачетной практической работы

Практические работы

№ 19. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.

№ 20. Арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью калькулятора.

№ 21. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах.

№ 22. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.

№ 23. Построение диаграмм различных типов.


Состав УМК:

  • Угринович Н.Д. Информатика. Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ

  • Угринович Н.Д. Информатика. Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ

  • Угринович Н.Д. Информатика. Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ

  • Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 7-11. Методическое пособие для учителей. –М.: БИНОМ

  • Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ



Тематическое планирование по информатике и ИКТ

8 класс

Объем – 1 час в неделю (35 часов в год)

(УМК Макаровой Н.В.)


Тема в

Тема

Часов

учеб-нике

прак-тикуме

Информационная картина мира

8


1,2




Понятие об информации. Представление информации

1

3




Информационная деятельность человека

0,5

4




Информационные процессы

0,5

5




Информационные основы процессов управления

1

6




Представление об объектах окружающего мира

2

7.1-7.3




Информационная модель объекта

3

Программное обеспечение информационных технологий


23

12

8.1-8.2

Основы алгоритмизации

6

13.1-13.3




Представление о программе

2

14

1

Системная среда Windows

4




2

Прикладная среда графического редактора Paint

4




3

Прикладная среда текстового процессора Word

7

Техническое обеспечение информационных технологий

4

16




Компьютер как средство обработки информации

0,5

17




Представление о микропроцессоре

0,5

18




Устройства памяти

1

19




Устройства ввода информации

0,5

20




Устройства вывода информации

0,5

24, 28




История развития вычислительной техники

0,5

25-27




Классификация компьютеров по функциональным возможностям

0,5


Состав УМК:

  • Макарова Н.В., Волкова И.В., Николайчук Г.С. и др. под ред. Макаровой Н.В. Информатика, 8-9, Питер Пресс

  • Макарова Н.В., Волкова И.В., Николайчук Г.С. и др. под ред. Макаровой Н.В. Практикум, 8-9, Питер Пресс

  • Макарова Н.В. Программа по информатике и Икт. Системно-информационная концепция, Питер Пресс


Тематическое планирование по информатике и ИКТ

8 класс

Объем – 1 час в неделю (35 часов в год)

(УМК Гейн А.Г. и др.)



Тема

Часов

Введение. Информация и формы ее представления. Информационные процессы. Основные виды информационных процессов.

1

Кодирование символьной информации. Единицы измерения информационного объема сообщения.

2

Компьютер. Процессор и память. Внешние устройства. Потоки информации в компьютере.

1

Программное обеспечение компьютера. Знакомство с ОС Windows. Понятие интерфейса. Основные объекты Windows. Манипулирование объектами.

2

Принципы устройства текстового редактора и работы с ним.

4

Понятие электронной таблицы; типы ячеек электронной таблицы; заполнение электронной таблицы данными и формулами; основные операции допускаемые электронными таблицами. Решение задач с помощью электронных таблиц.

4

Графическое представление информации. Компьютерная графика: растровые и векторные изображения. Графический экран, система координат, цвет, графические примитивы, важнейшие операции редактирования изображений.

3

Кодирование звука. Мультимедийные продукты. Создание презентаций с помощью PowerPoint/

4

Информация и информатика в жизни общества. Использование информации. Информационная этика.

1

Понятие исполнителя и его допустимых действий. Система команд исполнителя. Понятие алгоритма и программы. Понятие об отладке. Синтаксические и семантические ошибки.

1

Учебный исполнитель Паркетчик, его допустимые действия и система команд. Линейные алгоритмы.

2

Циклы в форме «Делать пока». Исполнение циклов Паркетчиком.

4

Ветвление. Полная и неполная формы ветвлений. Исполнение ветвления паркетчиком. Сложные условия. Алгоритмы, содержащие циклы ветвления.

5


Состав УМК:

  • Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. Информатика и информационные технологии, 8, Просвещение

  • Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. Информатика и информационные технологии, 9, Просвещение

  • Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. Методические рекомендации к учебникам 8 и 9 класса. Книга для учителя, Просвещение

  • Гейн А.Г, Юнерман Н.А. Задачник-практикум для 7-11 классов, Просвещение



Примерное поурочно-тематическое планирование по информатике и ИКТ

8 класс

Объем – 1 час в неделю (35 часов в год)

(УМК Быкадоров Ю.А.)


Урок

Тема



Компьютер и информация


1

Знакомство с компьютером. Первоначальные приемы работы с компьютером.

2

Информация в природе и обществе. Содержание и форма представления информации.

3

Информационные процессы. Язык как средство представления информации.

4

Компьютеры в современном обществе. Основные устройства компьютера и их функции. Условия безопасной работы с компьютером.




Основы работы с компьютером.

5

Графический интерфейс пользователя. Хранение информации в компьютере. Вычисление с помощью программы «Калькулятор».

6

Знакомство с простейшим текстовым редактором. Клавиатурный ввод текстовой информации.

7

Создание виртуальных документов. Перенос информации из одной программы в другую.



Введение в компьютерную графику


8

Графические объекты и технологии их создания. Основные приемы работы в графическом редакторе.

9-10

Создание, сохранение и загрузка простых графических объектов

11

Редактирование графических изображений. Операции над фрагментами изображений.

12

Построение дуг и кривых. Текст в графике.

13

Контрольная работа



Программное обеспечение персонального компьютера


14

Компьютер как аппаратно-программный комплекс. Программное обеспечение.

15

Основные функции операционной системы. Понятие о файловой системе. Имя файла. Путь к файлу

16

Файловая система. Приемы работы с файлами и папками.

17

Создание, переименование, выделение, удаление файлов и папок. Приобретение и установка новых программ.

18

Вирусы и антивирусы. Защита информации от компьютерных вирусов.




Цифровые формы представления информационных объектов

19

Измерение количества информации.

20-21

Способы записи числовой информации. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.

22

Методы дискретизации. Кодирование и декодирование. Кодирование текстовой информации.

23

Кодирование графической информации. Архивирование и разархивирование данных.

24

Контрольная работа.



Компьютерные технологии обработки текстовой информации


25

Текстовая информация. Текстовый редактор. Создание нового текстового документа. Сохранение текста.

26

Загрузка и редактирование текста. Работа со строками текста. Форматирование. Стилизация

27

Понятие фрагмента текста. Операции над фрагментами текста.

28-29

Списки. Таблицы. Ввод формул. Вставка графических объектов.

30

Контрольная работа



Информационные ресурсы Интернета: поиск, передача, создание


31

Информационные ресурсы общества. Информационная безопасность и этика. Поиск информации в некомпьютерных источниках информации. Поиск информации в ресурсах компьютера.

32

Информационные ресурсы компьютерных сетей. Подключение и доступ в компьютерную сеть. Адресация компьютеров в сети Интернет.

33

Всемирная паутина. Поиск в информационных ресурсах Интернета.

34

Передача информации в Интернете. Общение в Интернете.

35

Подготовка публикаций в Интернете с помощью редактора Word.


Состав УМК:

  • Быкадоров Ю.А. Информатика и ИКТ , 8, Дрофа

  • Быкадоров Ю.А. Информатика и ИКТ , 9, Дрофа

  • CD-ROM с файлами упражнений (22 Мбайта)



Похожие:

О преподавании информатики и информационно-коммуникационных технологий в 2008-2009 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Информатика и икт» в моу города Брянска в 2010-2011 учебном году
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей
О преподавании информатики и информационно-коммуникационных технологий в 2008-2009 учебном году iconО преподавании информатики и информационно-коммуникационных технологий в 2006-2007 учебном году
В 2006-2007 новый региональный базисный учебный план расширяется на 2, 6 и 11 класс
О преподавании информатики и информационно-коммуникационных технологий в 2008-2009 учебном году iconАнализ работы кабинета информатики в 2009-2010 учебном год
Икт. Разрабатывались способы и методы внедрения средств информационно-коммуникационных технологий в преподавании общеобразовательных...
О преподавании информатики и информационно-коммуникационных технологий в 2008-2009 учебном году iconИспользование информационно-коммуникационных технологий в преподавании предметов в моу рассказовской и Платоновской сош
Современное информационное общество предъявляет новые требования к педагогическим работникам в вопросах применения информационно-коммуникационных...
О преподавании информатики и информационно-коммуникационных технологий в 2008-2009 учебном году iconМетодическое письмо подготовлено на основе аналитического отчета
Об использовании результатов единого государственного экзамена 2009 года в преподавании информатики и информационно-коммуникационных...
О преподавании информатики и информационно-коммуникационных технологий в 2008-2009 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Технология» в 2008/2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2008-2009 учебном году
В 2008-2009 учебном году общеобразовательные учреждения области будут работать в 1-3х, 5-7х, 10-11х классах по базисному учебному...
О преподавании информатики и информационно-коммуникационных технологий в 2008-2009 учебном году iconО преподавании учебного предмета «История» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2008-2009 учебном году
Составитель: Харитонова Людмила Алексеевна, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин
О преподавании информатики и информационно-коммуникационных технологий в 2008-2009 учебном году iconРаботников образования кафедра информационных технологий в образовании утверждаю
Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания информатики и информационно-коммуникационных...
О преподавании информатики и информационно-коммуникационных технологий в 2008-2009 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Обществознание» в 2008-2009 учебном году
«Обществознание» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
О преподавании информатики и информационно-коммуникационных технологий в 2008-2009 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Математика» в 2008-2009 учебном году
«Математика» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница