Формирование иноязычной коммуникативной компетентности студента медицинского колледжа




Скачать 397.01 Kb.
НазваниеФормирование иноязычной коммуникативной компетентности студента медицинского колледжа
страница1/4
Дата04.10.2012
Размер397.01 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4


На правах рукописи


ЕПИФАНЦЕВА Анна Сергеевна


ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА


13.00.08 – теория и методика профессионального образования


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Оренбург 2010


Работа выполнена на кафедре общей педагогики

ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»


Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Белая Галина Викторовна


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор,

Тёмкина Вера Львовна

кандидат педагогических наук, доцент

Моисеева Людмила Владимировна

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Магнитогорский

государственный университет»


Защита состоится 2 декабря 2010 г. в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.180.01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальностям 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования, 13.00.08 – теория и методика профессионального образования в ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» по адресу: 460844, Оренбург, ул. Советская, 19, ауд. 333.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет». Текст автореферата размещен на сайте ОГПУ www.ospu.ru 1 ноября 2010 г.


Автореферат разослан 1 ноября 2010 г.


Ученый секретарь диссертационного совета

доктор педагогических наук, профессор С.С. Коровин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Преодоление барьеров в области международных связей, предоставление средним и высшим учебным заведениям значительной автономии с широкими возможностями их интеграции в европейское и мировое образовательное пространство, стремление повысить конкурентоспособность выпускников на российском и международном рынках труда обострило интерес к формированию иноязычной коммуникативной компетентности. Смещение акцентов с принципа адаптивности на принцип компетентности в подготовке специалистов серьезно повлияло на качество образования и содержание образовательных программ в профессиональном образовании всех уровней.

В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года подчеркивается, что в эффективном рыночном развитии государство будет опираться на молодое поколение, подготовку конкурентоспособных специалистов, умеющих творчески решать возникающие проблемы, адаптироваться к меняющимся условиям жизни. Владение иностранным языком становится неотъемлемым компонентом профессиональной деятельности медицинских работников.

В требованиях к уровню подготовки выпускника медицинского колледжа указано, что специалист должен быть подготовлен к профессиональной деятельности в медицинских учреждениях, а именно «уметь строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; уметь анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи, при необходимости использовать иностранный язык в профессиональном общении в иноязычной среде».

Однако практика показывает, что выпускники средних медицинских учебных заведений слабо владеют иностранным языком, не способны использовать его в профессиональном общении. В исследованиях ученых (В.А. Аверин, Т.Л. Бухарина) констатируется общий низкий уровень школьной подготовки по иностранному языку студентов-первокурсников, дефицит дифференциации обучения по уровню владения иноязычной коммуникативной компетентностью и вследствие этого – определенная усредненность знаний, получаемых в колледже, эпизодический характер контроля знаний студентов, отсутствие четкости в постановке целей изучения языка и предъявлении требований со стороны преподавателя, недостаток коммуникативно ориентированных заданий (Л.В. Колобова, Т.А. Султанова). Анализ педагогической практики показывает недостаточный уровень содержательно-методической базы для развития иноязычной коммуникативной компетентности студентов медицинского колледжа.

Недооценка роли иностранного языка в среднем профессиональном образовании обостряет необходимость поиска педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование иноязычной коммуникативной компетентности студента медицинского колледжа. Анализ научной литературы показал, что к настоящему времени накоплен значительный объем знаний, необходимых для решения поставленных вопросов.

Степень разработанности проблемы.

Исследование проблем формирования профессиональной компетентности личности отражено в работах В.А. Болотова, А.В. Вишняковой, И.А. Сасовой, Г.Л. Смирнова, А.Я. Степановой, А.П. Тряпицыной, А.К. Уледова, М.А. Хроменковой.

Существует большое количество исследований, посвященных проблемам формирования иноязычной компетенции и компетентности (Г.С. Архипова, С.Н. Барышникова, О.В. Герасименко, Ж.В. Глотова, Л.В. Голикова, Н.Л. Гончарова, Е.В. Грош, Н.Ю. Гутарева, А.Г. Измайлова, Е.В. Клименко, З.И. Коннова, Т.Н. Крепкая, А.П. Петрова, И.И. Опешанская, Н.Н. Прудникова, Н.С. Сахарова, М.В. Трегубенкова).

Работы И.Л. Бим, Н.В. Елухиной, И.А. Зимней, Е.И. Пассова, Г.В. Роговой, В.В. Сафоновой, С.Г. Тер-Минасовой, С.К. Фоломкиной, И.И. Халеевой, С.Ф. Шатилова раскрывают проблему повышения эффективности иноязычной подготовки будущих специалистов.

Особую значимость приобретает реализация требований деятельностного, компетентностного и контекстного подходов в решении многообразных социальных, психолого-педагогических и дидактических проблем образования личности (В.Н. Грищенко, Э.Ф. Зеер, Г.И. Ибраги-мов, В.А. Кальней, А.М. Новиков, М.В. Пожарская, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской). Их реализация определяется направленностью образования на максимально полный учет ценностных ориентаций студентов и их потребностей (Б.Г. Ананьев, С.Ф. Анисимов, А.Г. Здравомыслов, В.А. Караковский, А.В. Кирьякова, О.В. Лешер, В.Г. Рындак, Р.С. Фатыхов), в том числе и в отношении освоения иностранного языка.

Различные аспекты модульного обучения изучали Н.В. Балавина, К.Я. Вазина, Б. Голдшмидт, М. Голдшмидт, А.М. Зобов, Е.Н. Ковтун, К. Курх, Г. Оуэнс, С. Постлетвейт, О.Г. Проворова, И. Прокопенко, Дж. Рассел, С.Е. Родионова, Б.Ф. Скиннер.

В последние годы выполнены многочисленные исследования по проблеме иноязычной подготовки студентов средних специальных учебных заведений, иноязычного образования личности, формирования иноязычной культуры (Г.В. Белая, Н.В. Быхтина, Т.Н. Долгушина, Т.В. Ежова, Ю.А. Зусмян, Л.И. Инякина, М.В. Кислинская, Н.В. Кленовая).

Тем не менее, вопрос формирования иноязычной коммуникативной компетентности студента медицинского колледжа специально не рассматривался.

Анализ сложившейся ситуации в теории и практике среднего профессионального образования выявил существенные, требующие разрешения, противоречия между:

- возросшей потребностью общества в специалисте, владеющем иноязычной коммуникативной компетентностью в профессиональной сфере, и недостаточной сформированностью ее у выпускников учебных заведений среднего профессионального образования;

- стремлением студентов овладеть иноязычной коммуникативной компетентностью и отсутствием осознания ими иноязычной коммуникативной компетентности как личностной и профессиональной ценности;

- насущной потребностью в научно-методическом обеспечении процесса формирования иноязычной коммуникативной компетентности в среднем профессиональном образовании и недостаточной разработанностью этого вопроса в педагогической науке.

Отмеченные факторы позволили сформировать проблему исследования: каковы содержание, методы, средства организации учебного процесса в среднем специальном учебном учреждении, обеспечивающие успешное формирование иноязычной коммуникативной компетентности студента.

Актуальность проблемы, ее недостаточная разработанность, теоретическая и практическая значимость определили выбор темы исследования: «Формирование иноязычной коммуникативной компетентности студента медицинского колледжа».

Объект исследования - образовательный процесс медицинского колледжа.

Предмет исследования – педагогические условия формирования иноязычной коммуникативной компетентности студента в образовательном процессе медицинского колледжа.
  1   2   3   4

Похожие:

Формирование иноязычной коммуникативной компетентности студента медицинского колледжа iconТема: Формирование коммуникативной компетентности в условиях двуязычной среды
Цель: Дессиминация опыта формированию коммуникативной компетентности в процессе преподавания русского языка и литературы в татарской...
Формирование иноязычной коммуникативной компетентности студента медицинского колледжа iconФормирование информационно-коммуникативной компетентности студентов вуза с использованием технологии учебных полей (на примере подготовки бакалавров педагогики)
Охватывают области реализации когнитивного и операционально-технологического компонентов и являются необходимыми для формирования...
Формирование иноязычной коммуникативной компетентности студента медицинского колледжа iconПедагогическая система формирования иноязычной коммуникативной компетентности будущих инженеров
Работа выполнена в гоу впо «Казанский государственный технологический университет»
Формирование иноязычной коммуникативной компетентности студента медицинского колледжа iconРабочая программа дисциплины иностранный язык
Данная Программа обеспечивает возможность овладения иностранным языком в одном из двух вариантов (в зависимости от исходного уровня...
Формирование иноязычной коммуникативной компетентности студента медицинского колледжа iconРабочая программа дисциплины иностранный язык
Данная Программа обеспечивает возможность овладения иностранным языком в одном из двух вариантов (в зависимости от исходного уровня...
Формирование иноязычной коммуникативной компетентности студента медицинского колледжа iconРабочая программа дисциплины иностранный язык
Данная Программа обеспечивает возможность овладения иностранным языком в одном из двух вариантов (в зависимости от исходного уровня...
Формирование иноязычной коммуникативной компетентности студента медицинского колледжа iconТема опыта
«Формирование иноязычной коммуникативной компетенции как основная цель обучения английскому языку в современной школе»
Формирование иноязычной коммуникативной компетентности студента медицинского колледжа iconРабочая программа дисциплины деловой иностранный язык
Данная Программа обеспечивает возможность овладения иностранным языком в одном из двух вариантов (в зависимости от исходного уровня...
Формирование иноязычной коммуникативной компетентности студента медицинского колледжа iconРабочая программа дисциплины деловой иностранный язык
Данная Программа обеспечивает возможность овладения иностранным языком в одном из двух вариантов (в зависимости от исходного уровня...
Формирование иноязычной коммуникативной компетентности студента медицинского колледжа iconРабочая программа дисциплины деловой иностранный язык
Данная Программа обеспечивает возможность овладения иностранным языком в одном из двух вариантов (в зависимости от исходного уровня...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница