Использование портфолио учащегося в предпрофильной подготовке и профильном обучении (Методическое пособие)




НазваниеИспользование портфолио учащегося в предпрофильной подготовке и профильном обучении (Методическое пособие)
страница1/14
Дата03.10.2012
Размер1.68 Mb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


Использование портфолио учащегося

в предпрофильной подготовке и профильном обучении

(Методическое пособие)


Москва 2008


Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С., Федотова Е.Е. Использование портфолио учащегося в предпрофильной подготовке и профильном обучении. Методическое пособие. – М.: , 2008. - 114 с.


В сборнике рассматриваются цели и задачи формирования и использования портфолио, структура и содержание портфолио в предпрофильной подготовке и профильном обучении школьников; дается описание организации работы с портфолио и функционал основных педагогических работников, включенных в процесс его использования; дается описание анализа эксперимента по использованию портфолио с краткой характеристикой региональных моделей и итогов проведенного мониторинга; раскрывается содержание рабочих тетрадей (прогресс-файлов) для учащихся; даются рекомендации для педагогов по работе с портфолио, а также материал по предупреждению ошибок, которые возникают в практике использования портфолио в российской школе, и список рекомендуемой литературы.


Материалы сборника предназначены для широкого круга педагогических работников, руководителей органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений, педагогов, студентов педагогических вузов.


© Т.Г. Новикова, М.А. Пинская, А.С. Прутченков, Е.Е. Федотова, 2008

Содержание

Введение 4

§ 1. Проблема школьной отметки и возможности портфолио по ее "объективации" 6

§ 2. Зарубежный опыт использования портфолио 11

§ 3. Цели и задачи использования портфолио 22

в предпрофильной подготовке и профильном обучении 22

§ 4. Структура и содержание портфолио 25

§ 5. Организация работы с портфолио 32

§ 6. Критериальная база для оценивания творческих, исследовательских, проектных работ учащихся. Способы их отражения в портфолио 40

§ 7. Анализ опыта эксперимента по разработке и внедрению портфолио 44

§ 8. Методические рекомендации 63

по использованию рабочих тетрадей для учащихся 63

§ 9. Рекомендации для педагогов по работе с портфолио 81

§ 10. Предупреждение ошибок при использовании портфолио 88

Рекомендуемая литература 110



Введение


Преобразования, осуществляемые в системе общего образования, не могут быть реализованы без изменения системы оценки качества учебных достижений учащихся и качества образования в целом. В современной школе особое внимание уделяется проблеме оценивания учебных достижений учащихся, в том числе – системе безотметочного оценивания, начиная с начальной школы.

Одной из основных задач стоящих перед системой образовании, является переориентация на подготовку человека, самостоятельно выбирающего индивидуальную траекторию развития в соответствии со своими способностями и возможностями, ответственно принимающего решения и точно, эффективно, разумно действующего в современном меняющемся мире. Самостоятельность как ответственное, инициативное, независимое поведение, совершаемое собственными силами, - это основной вектор взросления. Поэтому без изменения подходов к системе оценивания в нынешних условиях развития образования невозможно достичь поставленных образовательных целей.

Российская школа накопила определенный опыт организации образовательного процесса в условиях безотметочной системы оценивания. С конца 80-х годов в стране в инновационном режиме реализовывалась технология обучения, основанная на дифференциации требований к уровню освоения учебного материала: на обязательном и повышенном уровнях, в которой учебные достижения учащихся на обязательном уровне предлагалось оценивать по дихотомической шкале "достиг" – "не достиг".

Положительный опыт использования разных форм оценки младших школьников в условиях безотметочного оценивания целенаправленно развивался и обогащался в ходе реализации проектов. Однако, несмотря на положительные результаты работы в данном направлении, до сих пор остается ряд серьезных социально-педагогических проблем, в частности, отсутствие понимания необходимости внедрения новой системы оценивания в массовую образовательную практику.

В ходе специально проведенных исследований учеными установлено, что одной из причин отставания учащихся в обучении является слабо развитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Использование технологии "портфолио школьника", или "папка личных достижений" призвано решить данную и многие другие проблемы, связанные с объективным оцениванием результатов деятельности ученика.

В настоящем сборнике обобщен опыт введения портфолио в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения в старшей школе, приведены примеры регионального опыта, иллюстрирующего реальные образцы портфолио и механизмы его введения в учебном заведении.

Школьное образование стоит на пороге принципиального реформирования школьной оценки. Видимо, этот процесс становления оценочной системы будет некоторое время неустойчив, но совершенно очевидно, что он вызван именно несовершенством существующей системы оценки знаний, которая не отвечает требованиям сегодняшнего дня.

Вектором современного подхода к обучению можно считать его практическую деятельностную направленность, ориентацию не столько на усвоение знания, сколько на способность его применения, использования на практике, новые формы оценивания «настраиваются» не на репродуцированную учеником информацию, а на созданный им самостоятельный продукт, в идеале имеющий прикладную ценность. Привычные примеры такого продукта – различные учебные проекты: исследовательские, художественные, социальные и т.п.

Современные образовательные инновации делают акцент собственно на учении (learning, а не teaching), делая ученика субъектом и центром образовательного процесса, предоставляя ему максимум свободы и ответственности в организации собственной учебной деятельности. Например, в поиске источников информации, выборе экспертов и руководителей в учебных исследованиях, разработке индивидуальных учебных программ и т.д. Поэтому в оценивании всё больший вес придаётся самооцениванию, без которого невозможны самостоятельная организация и ответственность.

Формой такого аутентичного (истинного, наиболее реалистичного) оценивания, ориентированного на продукт, результат учебной деятельности и включающего самооценивание, стал популярный в зарубежных школах и все чаще встречающийся в российских школах портфолио.

В материалах, обсуждавшихся на заседании РОСРО 18.06.2004 г., посвящённых приоритетным направлениям развития системы федеральных олимпиад школьников и работе с одарёнными детьми, подчёркивалось, что "развитие системы мониторинга, поиска и отбора самых талантливых школьников и абитуриентов должно быть признано одним из приоритетных направлений развития образовательной системы России", поскольку массовые экзамены не справляются с задачей отбора одарённых детей.

Актуальной задачей в материалах РОСРО называется "создание федеральной системы мониторинга достижений школьников, документирующей все результаты, полученные ими за рамками обычной классной работы (олимпиады, конкурсы, выставки, проекты), позволяющей отследить индивидуальную траекторию развития каждого ученика, как-либо проявившего себя". Инструментом решения этой задачи является "портфолио".

Портфолио может быть использован вузом при отборе абитуриентов, т.к. наиболее полно заполняет те дефициты информации об абитуриенте, которые неизбежны при любой экзаменационной процедуре или учете результатов ЕГЭ.

Портфолио, представляющий результаты олимпиад, результаты проектно-исследовательской деятельности, социальных практик, творческие работы свидетельствует не только о способностях абитуриента, но и умении реализовать эти способности, о его самоорганизации и коммуникативных навыках. В тоже время портфолио, являясь формой полного и разностороннего представления выпускника школы вузу, может использоваться вузами в качестве дополнительной информации об абитуриенте, рассматриваться при собеседовании либо учитываться наряду с результатом экзаменов в качестве составляющей суммарного рейтинга.

Портфолио может обеспечить преемственность школы, вуза и различных институтов рынка труда (что с успехом осуществляется в ряде вузов), поскольку позволяет проследить индивидуальную образовательную и профессиональную траекторию на продолжительном этапе обучения школьника, студента и молодого специалиста.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Использование портфолио учащегося в предпрофильной подготовке и профильном обучении (Методическое пособие) iconПриглашает пройти обучение на 72-часовых дистанционных курсах по темам
Образовательно-профессиональное самоопределение школьников в предпрофильной подготовке и профильном обучении
Использование портфолио учащегося в предпрофильной подготовке и профильном обучении (Методическое пособие) iconЭлективные курсы в профильном обучении (выдержки)
Элективные курсы в профильном обучении (выдержки) Министерство образования Российской Федерации №14-51-277/13 от 13. 11. 2003
Использование портфолио учащегося в предпрофильной подготовке и профильном обучении (Методическое пособие) iconМетодическое пособие для учителей. Саратов: Сарипкипро. 2004. Воробьев В. В., Саяхова Л. Г., Муллагалиева Н. Ш. Русский язык в диалоге культур. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Филология»
Элективные курсы, рекомендованные для профильного обучения на 2010-2011 учебный год
Использование портфолио учащегося в предпрофильной подготовке и профильном обучении (Методическое пособие) iconМетодическое пособие для учителей. Саратов: Сарипкипро. 2004. Воробьев В. В., Саяхова Л. Г., Муллагалиева Н. Ш. Русский язык в диалоге культур. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Филология»
Элективные курсы, рекомендованные для профильного обучения на 2010-2011 учебный год
Использование портфолио учащегося в предпрофильной подготовке и профильном обучении (Методическое пособие) iconМетодическое пособие для учителей. Саратов: Сарипкипро. 2004. Воробьев В. В., Саяхова Л. Г., Муллагалиева Н. Ш. Русский язык в диалоге культур. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Филология»
Элективные курсы, рекомендованные для профильного обучения на 2010-2011 учебный год
Использование портфолио учащегося в предпрофильной подготовке и профильном обучении (Методическое пособие) iconПоложение о портфолио ученика начальной школы моу панской общеобразовательной школы-интерната основного общего образования
Учебные портфолио – форма контроля и оценки достижений учащегося, как средство мотивации личностного развития
Использование портфолио учащегося в предпрофильной подготовке и профильном обучении (Методическое пособие) iconПрограмма элективного курса предпрофильной подготовки по английскому языку для обучающихся 9 класса
Предлагаемый курс предназначен для обучающихся 9-х класса, опирается на Федеральный компонент Государственного стандарта общего среднего...
Использование портфолио учащегося в предпрофильной подготовке и профильном обучении (Методическое пособие) icon«Использование ресурсов цифровой школы в рамках реализации профильного обучения (социально-экономический профиль)»
Апреля 2012 года в мбоу «Средняя общеобразовательная школа №11» г. Череповца базовой организации стажировочной площадки аоу во дпо...
Использование портфолио учащегося в предпрофильной подготовке и профильном обучении (Методическое пособие) iconПедагогические технологии в обучении географии
Педагогические технологии в обучении географии: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических специальностей географических...
Использование портфолио учащегося в предпрофильной подготовке и профильном обучении (Методическое пособие) iconКраткое содержание: в статье раскрыты цели и сущность портфолио. Представлены, типы, модели портфолио и способы их оценивания. Раскрыв специфику каждой модели портфолио, авторы определяют достоинства портфолио как популярной и востребованной педагогической технологии.
Новикова Т. Г., Пинская М. А., Прутченков А. С., Федотова Е. Е. Портфолио в зарубежной образовательной практике //Вопросы образования....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница