Педагогические технологии в обучении географии




НазваниеПедагогические технологии в обучении географии
страница1/10
Дата03.10.2012
Размер1.56 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Учреждение образования «Брестский государственный университет

имени А.С.Пушкина»


Кафедра географии Беларуси


Ю.А.Иванов


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ


В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ


Учебно-методическое пособие для студентов

педагогических специальностей географических факультетов

институтов и университетов


Брест 2008


Рецензент-эксперт:

Кандидат педагогических наук, доцент

М.П.Михальчук


Иванов Ю.А.


Педагогические технологии в обучении географии: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических специальностей географических факультетов институтов и университетов – Брест. БрГУ им. А. С. Пушкина, 2008. –

170 с. Усл. печ. л. 13,7.


Учебно-методическое пособие предназначено для студентов географических факультетов дневной и заочной формы обучения, изучающих курс методики преподавания географии. В нём раскрыты теоретические и прикладные особенности педагогических технологий, применяемых учителями географии в учебном процессе. В пособии представлены разработанные автором опорные схемы, отражающие основные дидактические особенности рассматриваемых педагогических технологий. Опорные схемы окажут помощь студентам в усвоении данного раздела изучаемого курса, в подготовке к аудиторным занятиям и курсовому экзамену. Пособие может быть востребовано учителями географии общеобразовательных учебных заведений.


Электронное издание


Иванов Юрий Александрович

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ


Учебно-методическое пособие


Главный редактор профессор Е.Н.Мешечко.

Редактор кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования (Москва) О.А.Иванова.

Технический редактор А.Е.Богданов


Содержание


Введение___________________________________________________________ 4


Глава I. Педагогические технологии: понятие, и классификация____________ 6


Глава II. Педагогические технологии, применяемые при обучении географии

2.1. Технология личностно-ориентированного обучения____________________ 19

2.2.Технология организации дифференцированного, уровневого обучения в общеобразовательной школе___________________________________________ 30

2.3. Технология модульного обучения на уроках географии_________________ 41

2.4. Технология проектного обучения____________________________________ 51

2.5. Технология коллективных способов обучения_________________________ 66

2.6. Групповые технологии в обучении географии_________________________ 76

2.7. Компьютерные (новые информационные) технологии__________________ 89

2.9. Технология программированного обучения___________________________ 99

2.10.Технология безмашинного программирования на уроках географии______ 102

2.11.Технология педагогических (французских) мастерских_________________ 112

2.12.Игровые технологии на уроках географии____________________________ 123

2.12.Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала___________________________________________________ 154

2.13.Технология «Портфель ученика»____________________________________ 161


Заключение_________________________________________________________ 167


Литература_________________________________________________________ 169


Введение


В настоящее время в системе общего среднего образования происходит смена парадигмы (концептуальной модели) учебного процесса: от «парадигмы обучения» к «парадигме учения». Предлагаются иные подходы к содержанию и организации познавательной деятельности учащихся, которые обогащаются рациональными способами и приёмами познания, умениями «добывать» необходимую информацию и оперировать ею в соответствии с познавательными задачами. Традиционные источники информации уступают современным компьютерным, телекоммуникационным информационным сетям глобального масштаба. Учебный процесс всё в большей степени становится личностно-ориентированным, направленным на выявление и развитие природных задатков и склонностей учащихся. Осуществляется переход от обучения по принуждению, к учению по желанию и возможностям ученика. В профессиональный лексикон учителя прочно вошло понятие «уровень обучаемости», проявление которого стало учитываться как в познавательной деятельности учащихся, так и в её организации.

Вслед за системой высшего профессионального образования, в системе общего среднего образования начинает определяться компетентностный подход основной целью которого является формирование ключевых компетенций, которые предопределяют возможность использования усвоенных знаний, общих и специальных умений, навыков и способов деятельности для решения, в последующем, теоретических и практических задач. Образовательный процесс стал строиться с учётом принципа вариативности, позволяющего учителю из предлагаемых методов, приёмов, операций, действий моделировать процесс обучения с учётом своих профессиональных возможностей и возможностей обучаемых им учеников.

В теорию обучения и практику работы общеобразовательных школ прочно вошло понятие педагогической технологии, которое ещё совсем недавно не имело для учителя того значения, какое оно имеет в настоящее время. В этих условиях учителю географии необходимо ориентироваться в теории и практике образовательной парадигмы учения, одним из составляющих элементов которой являются педагогические технологии.

В настоящем пособии даётся описание тех педагогических технологий, которые наиболее часто используют учителя географии в своей практической деятельности, восполняя вполне закономерный пробел существующих пособий, которые рекомендуются студентам географических факультетов по курсу «Методика обучения географии».

Настоящее пособие состоит из курса лекций, который представлен в двух вариантах: развёрнутом (текстовом) и свёрнутом в таблицы и схемы. Таблицы и схемы позволяют студенту акцентировать своё внимание на важнейших теоретических положениях педагогических технологий, их сущностных основах и особенностях применения. Построение таблиц и схем весьма простое, что даёт возможность преподавателю, при отсутствии мультимедиапроектора, воспроизводить их на аудиторной доске по ходу лекции, а студентам переносить содержание таблиц и схем в свои конспекты.

В приложении даны варианты проектирования уроков, разработанные учителями школ в аспекте педагогических технологий изложенных в данном пособии.

Пособие, особенно его таблицы и схемы, может быть использовано и в качестве электронного учебника при дистанционной форме обучения.


Г Л А В А I


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ


В практике учебно-воспитательного процесса в настоящее время прочно заняли своё место педагогические технологии. Технология (от греч. Techne – искусство, мастерство, умение и … логия – наука), совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. (С.Э.С.) Из базового определения, очевидно, что данное понятие вошло в теорию и практику учебного процесса из производственной сферы. Тем не менее, мысль о технологизации учебного процесса обучения высказывал ещё Я.А.Коменский 400 лет назад. Он призывал к тому, чтобы обучение стало «техническим» т.е. таким, что бы всё, чему учат, стало бы иметь успех. Им была сформулирована основная цель технологического подхода к процессу обучения: гарантированный результат. Такой механизм обучения, приводящий к запланированному результату, Я.А.Коменский назвал «дидактической машиной».

Необходимо отметить, что у истоков технологизации учебного процесса стоял и А.С.Макаренко. В «Педагогической поэме он писал: «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике…. Именно поэтому у нас просто отсутствуют все важнейшие отделы производства: технологический процесс, учёт операций, конструкторская работа… нормирование, контроль».

Ради справедливости, необходимо заметить, что в отечественной педагогической практике технологизация учебного процесса первоначально осуществлялась на уроках трудового обучения. Мастер производственного обучения, учитель трудового обучения разрабатывал технологические карты изготовления или сборки соответствующей продукции. На уроке труда, каждый ученик по такой технологической карте, выполнял необходимые операции, что в конечном итоге и приводило к достижению запланированного конечного результата: изготовлению соответствующего изделия. Массовое же применение педагогических технологий в учебном процессе относится к началу 60-х годов ХХ в. первоначально в американских, а несколько позже и в европейских школах.

До 60-х годов минувшего столетия педагогические технологии как форма инновационной деятельности учителей почти не присутствовали в советской школе, и учителя о них практически ничего не знали. И только в 60-е годы в отечественной педагогике появляется термин «педагогические технологии», а вместе с ним и вопрос: как добиться в учебном процессе гарантированного результата? В 70-е годы в педагогике определилась идея полной управляемости учебного процесса, которая привела к установке в педагогической практике, что решение дидактических проблем возможно через управление учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться чёткому описанию и определению. Но только в последнее десятилетие минувшего столетия в практике учебного процесса стали апробироваться, а несколько позже и массово применяться довольно разнообразные педагогические технологии. Однако необходимо заметить, что отдельные элементы, составляющие современные педагогические технологии, давно присутствовали в практике проведения уроков. К таким элементам можно отнести использование игр на уроках географии, работа учащихся по усвоению нового учебного материала в парах и группах, проблемные задания и вопросы, изучение материала логически законченными познавательными блоками и т.д.

Зачастую, понятия «педагогические технологии» считают и употребляют как синоним понятия «методы обучения». Однако, как отмечает И.В.Душина, сама методика гораздо богаче и вариативнее. В силу чего оно более широкое понятие, нежели понятие технологии.

В психолого-педагогической литературе мы встречаем различную трактовку этого понятия. Так, В.М.Монахов определяет педагогическую технологию как продуманную во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

И.П.Волков под педагогической технологией понимает описание процесса достижения планируемых результатов обучения.

По мнению И.В.Душиной под технологией обучения необходимо понимать способы повышения эффективности обучения, такое проектирование учебного процесса, который имеет чётко заданный результат.

По определению ЮНЕСКО педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования.

Важнейшими чертами педагогической технологии являются:

- чётко определённая дидактическая цель;

- строгая последовательность педагогических операций по достижению поставленной дидактической цели с помощью соответствующих средств обучения, методов и форм организации познавательной деятельности учащихся;

- максимально допустимая гарантия достижения дидактической цели;

- ярко выраженная управляемость познавательной деятельностью учащихся.

Структура педагогической технологии (в основном по Г.К.Селевко) представлена.

а) концептуальной основой;

б) содержательной частью обучения:

- целями обучения – общими и конкретными;

- содержанием учебного материала;

в) процессуальной частью, т.е. технологическим процессом:

- методами и приёмами организующей, корректирующей и контролирующей деятельности учителя по управлению познавательной деятельностью учащихся;

- методами, приёмами и видами учебной деятельности учащихся;

- диагностикой учебного процесса.

Все педагогические технологии соответствуют основному методологическому требованию: критериям технологичности. К критериям технологичности в данном случае относятся.

1. Концептуальность. Каждая педагогическая технология основывается на определённой научной концепции, включающей философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения запланированных образовательных целей.

2. Системность. Технология обладает всеми признаками открытой системы и состоит из соответствующих структурных звеньев элементов или этапов учебно-познавательного процесса, взаимосвязанных между собой и логически образующих технологическую цепочку действий учителя и учащихся. Обладает целостностью и способностью к саморазвитию. Под саморазвитием мы, в данном случае, понимаем фактор профессионализма и творчества учителя в применении методов, приёмов и видов познавательной деятельности учащихся и обязательное наличие обратной связи.

3. Управляемость предполагает необходимость диагностического целеполагания, тематического планирования, проектирования познавательной деятельности учащихся, поэтапность диагностики учебных достижений учащихся, варьирование средствами обучения и рациональными путями познания с целью достижения оптимально запланированных результатов.

4. Эффективность. Педагогические технологии должны гарантировать достижение заданного стандартом соответствующего уровня обученности учащихся.

5. Воспроизводимость определяет возможность применения педагогических технологий во всех типах общеобразовательных учреждений и каждым учителем в отдельности при условии адаптации соответствующей педтехнологии к уровню обучаемости как учащихся всего класса, так и каждого ученика в отдельности.

Психологическая основа педагогических технологий представлена следующей цепочкой умственных действий учащихся.

1. Мотивацией. Созданием учителем внутренней установки на усвоение учебной темы и формированием у учащихся познавательного интереса к её содержанию.

2. Восприятием учебного материала. Осуществляется учащимися в процессе объяснения учителем материала учебной темы с использованием адекватных содержанию методов, приёмов и средств обучения.

3. Осмысливанием учебного материала. Происходит в результате умственной переработки учебного материала учеником, участвующим во всех организующих учителем, видах и формах познавательной деятельности.

4. Запоминанием. Реализуется в организации учителем таких познавательных действий учащихся, в результате которых мог бы осуществляться процесс глубокого, прочного и полного усвоения учебного содержания изучаемой темы.

5. Применением знаний и умений. Реализуются в возможности учащихся, на основе усвоенных знаний, восприятие, осмысление и запоминание содержания последующего учебного материала и выполнения практических заданий как репродуктивного, так и продуктивно-творческого характера.

Дидактические основы технологии усвоения определяют этапную последовательность учебного процесса. Прежде всего, любой дидактический процесс (Д.П.) мотивирован. За этапом мотивации (М.), следует этап алгоритма функционирования (А.Ф.), т.е. познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Алгоритм функционирования сопряжён с алгоритмом управления (А.У.) учителем познавательной деятельностью учащихся. Результатом является прирост знаний умений и навыков (П. з.у.н.) учащихся. Этапную последовательность технологии усвоения можно представить в виде своеобразной формулы.


Д.П. = М.+ А.Ф. + А.У. = П.з.у.н.


Учителю, прежде чем применять в своей работе педагогические технологии, необходимо понимать и, в дальнейшем, учитывать следующие дидактические требования.

1. Ни одна из педагогических технологий не может быть применена в структуре обычного комбинированного урока.

2. При разработке тематического плана или технологической карты курса, раздела, темы, применение выбранной учителем технологии должно органично сочетаться с типами уроков по теме.

3. В обучении географии не должно быть ситуации доминирования какой либо технологии. Применение технологии в учебном процессе должно определяться содержанием учебного материала, готовностью учащихся работать в предлагаемом технологическом режиме, уровнем обученности учащихся класса и уровнем профессиональной подготовки учителя, позволяющим ему правильно и эффективно использовать выбранную технологию.

5. Результативность применения педагогических технологий в обучении географии определяется уровнем усвоения учащимися базовых географических знаний. Только в таком случае технологии обеспечивают их дальнейшее углубление и прочное усвоение.

Классификация педагогических технологий довольно вариативна. В одном случае всё их множество объединяют в три основные группы.

1. Педагогические технологии обьяснительно-иллюстративного обучения. В основе технологий данной группы является такое построение учебного процесса, при котором доминируют словесные и наглядные методы обучения, а усвоение учащимися содержания осуществляется на репродуктивном уровне усвоения.

2. Личностно-ориентированные технологии обучения. Применение этой группы технологий даёт возможность учителю организовать познавательную деятельность учащихся с учётом их индивидуально-психологических возможностей.

3. Технологии развивающего обучения. Сущностной особенностью таких технологий является выявление и развитие личностных природных задатков и склонностей учащихся, включение в процесс познания внутренних механизмов их личностного развития.

Г.К.Селевко приводит классификацию педагогических технологий, основанную на их сущностных и инструментально значимых свойствах, На этом основании он выделяет следующие группы технологий: по уровню применения, философской основе, ведущему фактору психического развития, научной концепции усвоения опыта, ориентации на личностные структуры, характеру содержания и структуры, организационным формам, типу организации и управления познавательной деятельностью, подходу к ребёнку, преобладающему (доминирующему) методу обучения, категории обучающихся, содержанию тех модернизаций и модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная система.

Приведём пример классификации по преобладающему (доминирующему) методу обучения, поскольку при описании технологий, применяемых в обучении географии, мы будем руководствоваться именно этим классификационным критерием. К этой группе (по Г.К.Селевко) относятся обьяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемно-поисковые, творческие, развивающего обучения, программированного обучения, диалогические, игровые, саморазвивающего обучения, информационные (компьютерные) технологии. В методике обучения географии ещё не сложилась классификация педагогических технологий, применяемых на уроках географии, тем не менее, мы можем выделить из их множества (более 50) те педагогические технологии, которые применяются учителями в практике работы. К ним относятся:

- личностно-ориентированное развивающее обучение;

- технология уровневой дифференциации;

- технология модульного обучения;

- технология коллективных способов обучения;

- технология проектного обучения;

- игровые технологии;

- компьютерные (новые информационные) технологии;

- технологии программированного обучения;

- технология безмашинного программирования;

- технология мастерских;

- технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала;

- технология «Портфель ученика».


Педагогические технологии – исторический аспект

Схема 1.
























Педагогические технологии – исторический аспект

Продолжение схемы 1.




Понятия педагогической технологии

Схема 2.





Дидактические особенности педагогических технологий


Схема 3.









Соответствие педагогических технологий основным методологическим требованиям: критериям технологичности.

Схема 4.













































Психологические основы педагогических технологий


Схема 5.





Этапная последовательность учебного процесса


Схема 6.







Классификация педагогических технологий


Схема 7.





Г Л А В А 11


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ

ПРИ ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ


2.1. Технология личностно – ориентированного

обучения


Характер рыночных отношений предъявляет определённые требования как к обществу в целом, так и каждому его индивиду, бес которых они не могут ни существовать, ни тем более успешно развиваться. Важнейшим из этих требований является развитие и реализация способностей каждого и, как следствие, высокий интеллектуальный потенциал общества.

Действительно, разве может рассчитывать на успех человек, который так и не смог познать себя, определить свои возможности и, на их основе, спрогнозировать и, в последующем, реализовать свою профессиональную карьеру. Сможет ли он в такой ситуации вписаться в рыночную «формулу успеха», составляющими которой являются:

- тщательный отбор способных и умелых;

- примат ума и таланта над происхождением;

- опора нации на три кита социально-экономического прогресса – талант, высочайший профессионализм и интеллектуальную мощь.

Решение этой сложной проблемы самопознания начинается в школе в процессе обучения, которому в большей степени способствует применение развивающих технологий, одной из которых и является технология личностно-ориентированного обучения, разработанная доктором психологических наук, профессором И.С. Якиманской.

При этом необходимо отметить, что реализация личностно-ориентированного обучения возможна лишь при условии формирования в общеобразовательном учреждении личностно-ориентированной образовательной среды. Одним из реализующих аспектов такой образовательной среды является создание оптимальных организационно-педагогических условий для выявления и развития индивидуально-психологических познавательных способностей каждого ученика. Решение этой важнейшей стратегической задачи возможно при условии наличия в образовательном учреждении квалифицированной психологической службы и реализации системы дифференцированного обучения. В данном случае под дифференцированным обучением необходимо понимать не только организацию профилей уровневого обучения, но и создание условий для развития творческих, спортивных, организаторских и иных специальных способностей учащихся. Только при организации и функционировании в общеобразовательном учреждении такой образовательной среды может идти речь о реализации личностно-ориентированного обучения на предметных уроках, в том числе и на уроках географии.

Личностно-ориентированное обучение по доминирующему методу в классификационной системе относится к группе развивающихся, творческих технологий.

Целевыми установками технологии личностно-ориентированного обучения являются:

1. Развитие индивидуально-познавательных возможностей каждого ученика.

2. Максимальное выявление, и использование в учебном процессе субъектного опыта ученика.

3. Помощь ученику в познании самого себя, в самоопределении и самореализации, а не формирование у него заранее заданных свойств.

Основными средствами достижения этих целей должны стать:

- использование разнообразных методов, приёмов и форм организации учебной деятельности учащихся, позволяющих раскрыть их субъектный опыт;

- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика, как в результатах своей работы, так и в результатах работы всего класса;

- стимулирование учащихся к ответам на поставленные учителем вопросы, к участию в дискуссиях, высказыванию и доказательному отстаиванию своего решения проблемного вопроса или задания, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

- использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него виды и формы учебного содержания;

- оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу достижения этого результата;

- поощрение стремлений ученика находить свои способы работы, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные методы, приёмы и способы познания.

Из целевых установок учителю школы, а вернее всего школьному психологу определяется важнейшая задача: изучение личности ученика, выявление и определение направлений развития его индивидуально-потенциальных возможностей в обучении. Школьный учитель при организации личностно-ориентированного обучения должен руководствоваться данными психолого-педагогической характеристики ученика и содействовать в процессе обучения развитию свойств личности, определённых его вектором развития. Под вектором развития, в данном случае, понимается система психолого-педагогических воздействий направленных на коррекцию и развитие индивидуально психических свойств личности ученика заданных разработанной виртуальной моделью выпускника школы и представленную в основном общими компетенциями как свойствами личности. В обобщённом виде они реализуются в умение ученика жить в окружающем его социуме, умение приобретать знания необходимые для его дальнейшей профессиональной деятельности, в умение работать, умение выполнять соответствующие обязанности по отношению к своей семье.

Изучение личности ученика предполагает:

- формирование банка данных о каждом ученике класса;

- разработку «карты изучения» личности ученика;

- изучение и фиксацию динамики развития личности ученика;

- поэтапное сопоставление прогнозируемого вектора развития ученика с реальным результатом.

Основным замыслом личностно-ориентированного обучения в контексте целевых установок является: раскрытие содержания субъектного опыта жизнедеятельности ученика по каждой изучаемой теме курса, приведение его в соответствие с научным содержанием темы и, на основе прочного усвоения учебного материала, расширить и обогатить индивидуальность личности.

В дошкольном возрасте, и в процессе обучения в школе ребёнок приобретает личностный (субъектный) довольно богатый опыт познания. Этот опыт приобретается в результате семейного воспитания, в дошкольном воспитательном учреждении, в общении со своими сверстниками, через различные источники информации. К моменту изучения соответствующего курса школьной географии ученик, в результате «впитывания» окружающей его информации, имеет своё, субъектное представление и понимание географических объектов, процессов, явлений и фактов. Общеизвестно, что любое вводимое учителем содержание научного знания обретает для ученика личностный смысл только тогда, когда оно согласуется с уже имеющимися у него субъектными, индивидуальными ценностными установками, с отношением к содержанию знаний и умений по изучаемой теме курса.

Согласно И.С.Якиманской, субъектность личности ученика проявляется:

- в избирательности к познанию мира, к содержанию, виду и формам его представления;

- в устойчивости этой избирательности;

- в способах переработки учебного материала;

- в эмоционально-ценностном отношении к объектам изучения.

Проектирование образовательного процесса личностно-ориентированного обучения должно учитывать следующие требования:

- опора на субъектный опыт ученика;

- согласованность обучения и учения, т.е. методов и приёмов презентации учителем содержания и процесса его усвоения;

- особенности общения учителя и ученика;

- изучение личности ученика на основе данных психолого-педагогической службы учебного заведения;

- учёт особенностей образовательного проекта личностно-ориентированного обучения при организации учебного процесса на уроках географии.

При этом образовательный проект личностно-ориентированного обучения должен раскрывать следующие его особенности.

1. Содержания образования по всем предметам учебного плана, в том числе и по географии должно быть глубоко индивидуализированным и приспособленным к познавательным возможностям ученика, динамике его развития в процессе обучения. В проекте должен быть отражён учёт индивидуальной избирательности школьников к содержанию и форме подачи учебного материала, характера познавательной мотивации и направленности интересов учащихся.

2. Структура и содержание проекта должны способствовать выявлению и структурированию субъектного опыта ученика, его соотнесения с социально-значимым общественно-научным опытом.

3. Предлагать воспроизведение содержания образования в различной форме: словесной, графической, знаково-символической, смешанной.

4. Своей структурой и содержанием проект должен обеспечивать возможность выбора учеником той формы учебного материала, с которой ему легче, удобнее и привычнее работать.

5. Образовательный проект личностно-ориентированного обучения должен обеспечивать возможность организации управляемой познавательной деятельности учащихся, определяя её направленность системой рациональных действий по работе с источниками основной и дополнительной информации.

6. Основной целью такого образовательного проекта является развитие интеллектуальных возможностей, творческого мышления и творческих умений учащихся. Личностно-ориентированный образовательный проект своим содержанием, процессом реализации должен содействовать формированию образованной, творческой, деятельной личности ученика.

Образовательный проект разрабатывает учебное заведение (школа, гимназия, лицей). Учителю, в аспекте разработанного учебным заведением проекта, необходимо учитывать и практически реализовывать основные его направления при организации процесса обучения географии.

Личностно-ориентированный урок, акцентирует наше внимание И.С.Якиманская, это не просто создание учителем благоприятной творческой атмосферы, но и постоянное обращение к субъектному опыту школьника как к опыту их собственной жизнедеятельности. Работа с субъектным опытом ученика на уроке предполагает использование различных видов совместной деятельности учителя и ученика по конструированию познавательного процесса. Учитель должен уважительно и заинтересованно относиться к любому проявлению субъектного опыта ученика. При этом ученики не должны бояться ошибок, высказывая свои суждения, понятия, свою оценку, а учитель не должен занимать жёсткую оценочную позицию к их высказываниям.

Приведём фрагмент такой работы при изучении темы «Река» в начальном курсе географии. Изучение данной темы учитель начинает с выяснения, что в понятии учеников представляет река. Каждый ответ учитель фиксирует на классной доске. Далее, учитель предлагает учащимся из множества (4-5 ответов) выбрать, по их мнению, наиболее верное определение данного понятия. После чего, корректируя выясненный у учеников их субъектный опыт по данному вопросу, учитель даёт научную трактовку понятия «река» и, предлагая свериться по тексту учебника, соотнести, насколько оно соответствует их первоначальному определению. Таким же приёмом учитель, используя наглядные средства обучения, в совместной с учащимися познавательной деятельности, используя субъектный опыт учащихся, изучает весь материал по теме урока. Далее, в процессе выполнения предложенных учителем практических заданий, ученики «закрепляют» знания по теме урока соучастниками поиска которых они только что были. Таким образом, отталкиваясь от субъектного опыта учеников, корректируя и дополняя его, используя необходимые наглядные пособия, предлагая выполнение практических заданий, учитель приводит в соответствие (окультуривает) смысловое поле ученика с научными знаниями по изучаемой теме. Учитывая различный уровень обучаемости учеников, учитель использует приёмы индивидуализации и дифференциации учебной работы: индивидуальные или групповые карточки-задания, работу с иллюстрированным или графическим материалом, построение простейших схем, работу с географическими атласами, контурными картами и т.д.

Личностно-ориентированный урок имеет ряд особенностей, отличающих его от традиционного комбинированного урока.

1. Управленческая деятельность учителя реализуется в процессе организации и координации познавательной деятельности учащихся.

2. Использование различных форм обучения: индивидуальной, коллективной (групповой) и фронтальной (со всем классом).

3. Прогнозирование и использование возможных вариантов субъектного опыта учеников при изучении содержания темы урока.

4. Организация познавательной деятельности не только учащихся всего класса, но и каждого ученика в отдельности с учётом индивидуальных способностей к процессу обучения.

5. Совместный поиск решения учебных задач, при этом отдаётся предпочтение не тому, что знают и умеют ученики, а тому, как они строят свою познавательную работу, как находят с помощью учителя наиболее рациональные пути их решения.

6. Умение учащихся извлекать необходимую учебную информацию с различных источников (учебника, географических карт, схем, таблиц, графиков, диаграмм и т.д.).

7. Обсуждение с учащимися и фиксация их внимания на рациональных методах, приёмах и способах познавательной деятельности.

Особенности проектирования личностно-ориентированного урока. При планировании личностно-ориентированного урока учитель разрабатывает рефлексивную, информационную и оценочную его части. В рефлексивной части учитель планирует следующие виды своей деятельности. Обучение учащихся рациональным методам и приёмам овладения учебным материалом, что бы не только продемонстрировать, но и обучить их этим приёмам работы. Обучение работать с источниками информации по отбору необходимых знаний, умению извлекать информацию из географических карт, учебных картин, таблиц, графиков, профилей и т.д. Находить ответы на проблемные вопросы и задания учителя, предлагать ученикам способы «думания», запоминания. Обучение логичному и последовательному ответу на поставленные вопросы.

Информационная
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Педагогические технологии в обучении географии icon«Современные педагогические технологии на уроке иностранного языка»
И очевидно, что будущее нашего государства определяется уровнем их образования, воспитания, физического и духовного развития, гражданского...
Педагогические технологии в обучении географии iconС. Бур Катангского района Иркутской области Повышение качества образования через использование икт технологий в обучении географии Учитель географии Писаренко Наталья Александровна
Повышение качества образования через использование икт технологий в обучении географии
Педагогические технологии в обучении географии iconДоклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии в школе»,Ю
Об актуальности такого подхода к образованию – технологического, с которым методисты, педагоги обращаются к новым для них понятиям...
Педагогические технологии в обучении географии iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Общие основы педагогики. Педагогические технологии»
«Общие основы педагогики. Педагогические технологии» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Педагогические технологии в обучении географии iconТике в 6 классе по теме: «Координатная плоскость»
Используемые педагогические технологии: обучение с помощью икт, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, элементы технологии...
Педагогические технологии в обучении географии iconКурсы повышения квалификации учителей географии по проблеме «Интегративный подход в обучении географии», иро рт, г. Казань, 2008 год в том числе по компьютерным технологиям
Место работы Муниципальное образовательное учреждение «Адельшинская средняя общеобразовательная школа» Чистопольского муниципального...
Педагогические технологии в обучении географии iconПрограмма элективного курса «Медиаобразовательные технологии в обучении английскому языку»
Предлагаемый курс «Медиаобразовательные технологии в обучении английскому языку» предназначен для учащихся 8-9-х классов общеобразовательной...
Педагогические технологии в обучении географии icon«Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам и межкультурной коммуникации»
Международной научно-методической конференции «Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам и межкультурной...
Педагогические технологии в обучении географии iconПлан издания монографий, учебных пособий на 2012 г. №
Философский и психолого педагогические аспекты формирования компетентностей учащихся в профильном обучении: монография
Педагогические технологии в обучении географии iconПсихолого-педагогические аспекты использования проектного метода в обучении иностранному языку
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №21 г. Ставрополя
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница