Программа рассчитана на 2 года обучения детей 13−14 летнего возраста. Форма организации занятий




Скачать 168.86 Kb.
НазваниеПрограмма рассчитана на 2 года обучения детей 13−14 летнего возраста. Форма организации занятий
Дата03.10.2012
Размер168.86 Kb.
ТипПрограмма
Физика в жизни человека
(предпрофильный элективный курс для учащихся основной школы)

Г.П.Брусенцева, учитель физики ГОУ СОШ № 2001


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа рассчитана на 2 года обучения детей 13−14 летнего возраста.

Форма организации занятий: Групповые с наполняемостью групп до 15 человек.

Актуальность темы: Особенностью работы курса является изучение практического применения знаний, их связей с техникой, историей возникновения и развития научных представлений, жизни и деятельности выдающихся физиков. На занятиях учащиеся должны убедиться в том, что использование физических закономерностей и явлений пронизывает все стороны человеческой деятельности, что основой производства и совершенствования быта служат в числе других факторов физические знания, что физика нужна людям многих профессий, что способствует профессиональной ориентации учащихся.

Цели программы: Двухгодичная программа ориентирована на расширение и углубление знаний по основному курсу физики, повышение познавательного интереса учащихся, развития интеллектуальных способностей детей в процессе учебных занятий.

Задачи:

1. Реализовать на практике обучающие, воспитывающие и развивающие функции историзма преподавания для выработки у учащихся представлений о том, что физика - непрерывно развивающаяся наука.

2. Формирование общих представлений о процессе научного познания.

3. Выработка умения самостоятельно вести познавательную работу.

4. Привитие интереса к технике и конструированию.

5. Воспитание активных, положительных качеств личности: ответственности, самостоятельности, способности к взаимопомощи и сотрудничеству.

Способы выявления промежуточных и конечных результатов обученности детей:

  • участие в интеллектуальных играх;

  • исследование познавательного интереса;

  • защита проектов и изготовление моделей установок;

  • подготовка сообщений и докладов;

  • выпуск иллюстрированных таблиц и газет;

  • итоговые конференции, выставки творческих работ.


Учащиеся должны знать: основы МКТ, термодинамики, электродинамики, магнетизма, оптики, механики: их основные положения и законы.

Учащиеся должны уметь: воспроизводить не сложные опыты и ставить простейшие эксперименты. Выполнять измерения при помощи измерительных приборов. Создавать и защищать проекты: работать с литературными источниками по поискам фактических сведений, выполнять индивидуальные задания: теоретические, поисковые, практические, расчетные, литературно-творческие, конструкторско-творческие, игровые, библиографические, оформительские.


Примерный тематический план первого года обучения





Тема

Всего

часов

Теорети-ческие

занятия

Практи-

ческие

занятия

Виды

контроля

сроки

1

Вводное занятие

6

3

3







2

Инструктаж по технике безопасности

2

2










3

Как человек познает мир. Слагаемые физических знаний

5

3

2







4

Строение вещества

8

6

2







5

Тепловые явления

14

10

4







6

Электричество

14

10

4







7

Электромагнитные явления

12

8

4







8

Оптика

7

5

2










ВСЕГО


68

47

21






Программа первого года обучения


Тема 1. Вводное занятие (6 часов)

Беседа «Зачем нужны экскурсы в историю физики и техники». Задачи кружка. Организация работы кружка. Научно-популярная и справочная литература, энциклопедии. Знакомство с книгами, журналами, энциклопедическими словарями для школьников по физике и технике. Значение физической науки в наши дни: достижения физики и решение социальных проблем, проблем ускорения научно-технического прогресса.

Тема 2. Инструктаж по технике безопасности (2 часа)

Разъяснение правил работы в кабинете физики и использование физических приборов.

Тема 3. Как человек познает мир. Применение физических знаний (5 часов)

Наблюдение, эксперимент, теоретические исследования: их роль в развитии физики, отличительные черты в современных условиях. Измерения и их значение в истории науки; измерительные приборы; понятие о точности измерений. Международная система единиц.

Применение физических знаний: физика на производстве, в быту, в медицине, в технике.

Подготовка сообщений «из истории мер длины», «из истории метрической системы». Написание рефератов на тему: «Какими инструментами выполняют линейные измерения в быту, технике, на производстве».

Тема 4. Строение вещества (8 часов)

Как люди узнали о существовании молекул и их движении. Работы М. В. Ломоносова по атомистике. Диффузия в жизни живых существ. Использование диффузии на производстве. Просмотр кинофильма о молекулах и молекулярном движении. Выполнение и объяснение опытов, связанных со строением вещества. Изготовление иллюстрированной таблицы «Диффузия в жизни человека и животных»

Тема 5. Тепловые явления (14 часов)

Основные этапы познания тепловых явлений (обзор). Тепловые явления в природе. Термометры. Температуры, встречающиеся в технике. Виды теплопередач и их использование. Теплоэнергетика: ее физические основы, особенности на современном этапе, успехи нашей страны в ее развитии, задачи на будущее. Закон сохранения и превращения энергии. Плавление и отвердевание, испарение и конденсация; закономерности этих процессов. Тепловые двигатели: их применение на транспорте, в сельскохозяйственных машинах, военной технике. Ученые и изобретатели, внесшие вклад в развитие учение о тепловых явлениях и теплотехники (М. В. Ломоносов, И. И. Ползунов, Р. Дизель, П. Л. Капица). Теплотехнические и холодильные установки на современном производстве.

Подготовка сообщений из цикла «У истоков знаний», «Первые исследования тепловых явлений», «Развитие взглядов на природу теплоты», «Первые применения паровых машин на сухопутном и водном транспорте», «Как был создан и совершенствовался двигатель внутреннего сгорания».

Тема 6. Электричество (14 часов)

Атомы и электрические заряды. Использование электрических зарядов и электрических полей в технологических линиях на предприятиях. Источники постоянного тока. Электрические явления в живой природе. Действия тока и их использование в быту на производстве. Электрические явления в живой природе. Электрические цепи: их элементы, способы соединения, расчеты. Электрическое освещение: история и современность. Электросварка. Работа и мощность тока. Решение экспериментальных задач: на определение знака электрического заряда, нахождение силы тока, сопротивления и напряжения в цепи, сборку различных электрических цепей, определение работы и мощности и работы тока.

Создание иллюстрированных таблиц: «Здесь «трудятся» электрические поля», «Мощность различных электрических устройств». Подготовка сообщений: «Борьба со статическим электричеством», «Гальванические элементы», «Как зарядить аккумулятор», «Из истории электрического освещения», «Современные лампы и их назначение».

Тема 7. Электромагнитные явления (12 часов)

Развитие взглядов на природу электромагнитных явлений: работы Эрстеда, Фарадея, Максвелла. Природа земного магнетизма.

Электромагниты: их конструкции и применение. Электрические двигатели. Электромагнитная индукция. Генераторы электрического тока и трансформаторы. Создание иллюстрированных таблиц: «Использование магнитного действия тока», «Семейство электродвигателей».

Тема 8. Оптика (7 часов)

Основные направления развития представлений геометрической оптики (обзор). Источники света. Закон прямолинейного распространения света. Солнечные и лунные затмения. Законы геометрической оптики: отражения, преломления. Линзы. Ход лучей в линзах. Построения изображения в зеркале, получения изображения с помощью линз. Оптические приборы: перископ, фотоаппарат, телескоп. Глаз. Зрение. Вклад ученых в развитии оптики: Ньютон, Галилей, Гюйгенс, Френель.

Итого: 68 часа.


Примерный тематический план второго года обучения




Тема

Всего

часов

Теорети-

ческие

занятия

Практи-

ческие

занятия

Виды

контроля

сроки

1

Вводное занятие

1

1










2

Инструктаж по технике безопасности


2

2










3

Из истории механики


5

3

2







4

Движение и сила

32

22

10







5

Работа, мощность,

энергия

14

10

4







6

Из истории механизмов и машин

3

3










7

Заключительные занятия

8

4

4










ВСЕГО


68

45

23









Программа второго года обучения


Тема 1. Вводное занятие (1 час)

Ознакомление с планами на новый учебный год.

Тема 2. Инструктаж по технике безопасности (2 часа)

Разъяснение правил работы в кабинете физики и использование физических приборов.

Тема 3. Из истории механики (5 часов)

Экскурс в историю: Механика в древнем мире. У истоков знаний. Развитие механики в 16 -17 веках. Рассказы об ученых: Галилео Галилей, Исаак Ньютон.

Странички истории техники.

Подготовка сообщений «Из истории мер длины», «Из истории метрической системы». Написание рефератов: «Какими инструментами выполняют линейные измерения в быту, технике, на производстве».

Тема 4. Движение и сила (32 часа)

Основы кинематики: различные виды движений (равномерное прямолинейное, движение по окружности, равноускоренное, свободное падение) и их характерные особенности. Борьба за скорость на транспорте и в спорте. Скорости движения тел в живой природе. Инерция в быту, технике, на производстве. Масса и плотность. Плотности, встречающиеся в природе. Технологические процессы, основанные на различии веществ по плотности. Способы расчета и измерения массы и плотности.

Основы динамики: законы Ньютона. Основные силы природы. Сила, управляющая мирами. Сила тяжести на Земле и на других планетах. Почему Луна не падает на Землю? Баллистическое движение. Вес и невесомость. Перегрузки. Человек осваивает невесомость. Освоение космоса.

Рассказы об ученых: К.Э.Циалковский, Н.Е.Жуковский.

Просмотр кинофильмов: Уроки из космоса: « Мир невесомости», «Механика».

Экскурсия в центр управления космическими полетами.

Подбор материала для проведения классного часа в 7 классе «День космонавтики»: подготовка рубрик: «А знаете ли вы, что…», «Литературный отрывки», «Загадки», «Кроссворды», «Ребусы», «Криптограммы», «Фокусы (физические опыты)»,

«Странички биографии».

Деформации. Упругость, пластичность, хрупкость. «Стальные конструкции» из картона и клея. Трение и его закономерности. Полезное и вредное проявление трения. Способы борьбы с вредным трением.

Тема 5. Работа, мощность, энергия (14 часов)

Экскурс в историю: Простые механизмы и их использование. Рычаги в быту. Простые механизмы в живой природе. Что такое работа? Что такое мощность и как ее увеличить. Почему выгодно создавать мощные машины?

Механизация производства. «Золотое правило механики». Получение выигрыша в силе. Виды энергии. Основной закон природы. Работы Джоуля, Гемгольца, Майера.

«Perpetuum mobile» − вечный двигатель. Невозможность создания «вечного двигателя».

Просмотр кинофильма о нетрадиционных видах энергии.

Подготовка сообщений из цикла «У истоков знаний», Проекты «вечных двигателей», «Тепловые двигатели и защита окружающей среды».

Тема 6. Из истории механизмов и машин (3часа)

Создание иллюстрированных таблиц: «Простые механизмы», «Мощность различных механизмов и машин».

Подготовка сообщений: «Инерция в быту, в технике и на производстве», «Строительство Египетских пирамид», «Дайте мне точку опоры…», «Полезное и вредное трение», «Современные машины на службе человека».

Тема 7. Заключительные занятия (8 часов)

Работа со справочной и научно – популярной литературой по подбору материала и изготовление газеты «Механика от древних времен до наших дней»

Экскурсия в политехнический музей.

Итого: 68 часа.


Методическая литература для учителей


1. Горев Л.А. Внеурочная работа по физике/Под.ред. О.Ф.Кабардина. − М.: Просвещение, 1983.

2. Ланина И.Я.Занимательные опыты по физике в 6−7 классах средней школы. − М.: Просвещение, 1985.

3. Тульчинский М. Е. Творческие задания по физике в 6−7 классах. − М.: Просвещение, 1971.

4. Дуков В. М. Качественные задачи по физике в 6−7 классах. − М.: Просвещение, 1976.

5. Кудрявцев П.С. Исторические обзоры в курсе физики средней школы. − М.: Просвещение, 1983.

6. Фрадкин В.Е., Лебедева И.Ю. Физика в профильной школе. − СПб; филиал издательства «Просвещение», 2005г.

7. Воспитание учащихся и подготовка их к труду при обучении физике: Из опыта работы. − М.: Просвещение, 1981.

8. Ергомышева-Алексеева М.Н.Физика – юным. − М.: Просвещение, 1969г.

9. Синичкин В.П., Синичкина О.П., Внеклассная работа по физике. − Саратов, Издательство «Лицей», 2002г.

10. Браверманн Э.М. Преподавание физике, развивающее ученика. – М.: Ассоциация учителей физики, 2005г.

11. Гулиа Н.В. Удивительная физика. – М.: Издательство Н.С ЭНАС, 2005г;

Ильин В.А. История физики. – М. Издательский центр «Академия», 2003 г.


Дополнительная литература для учащихся


1. Тульчинский М.Е. Качественные вопросы по физике. − М.: Просвещение, 1971г.

2. Энциклопедия для детей. – М.: Аванта+, 2002г.

3. Перельман Я.И. Занимательная механика. – М.: Издательство АСТ, 2005г.

4. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. − М.: ТЕРРА – книжный клуб, 2007г.

5. Перельман Я.И. Для юных физиков. − М.: РИМИС, 2007г.

6. Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем. – М.: Просвещение, 2006г.

7. Хребтов А.В. Энциклопедический словарь школьника. − СПб: Издательский Дом «Литера», 2006г.

8. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н., Маслов И.С. Как стать ученым. − М.: Глобус, 2008г;

9. Асламазов Л.Г., Варламов А.А. Удивительная физика. – М.: Добросвет: Издательство МЦНМО, 2005 г.

10. Тарасов Л.В. Физика в природе. −М: «Вербум – М», 2002 г.


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА


8 класс


Тема I. Вводное занятие

1.1. План работы на новый учебный год.

2.2. Знакомство с научно-популярной литературой: журналами, энциклопедическими словарями.

3.3. Правила работы с научно- популярной справочной и энциклопедической литературой.

4.4. В каком мире жили наши предки.

5.5. Экскурсы в историю физики и техники.

6.6. Значение физической науки в наши дни.

Тема II. Инструктаж по техники безопасности

7.1. Правила работы в кабинете физики.

8.2. Использование физических приборов.

Тема III. Как человек познает мир

9.1. Научные методы исследования, их роль в развитии физики.

10.2. Измерения и их значения в истории науки.

11.3. Международная система единиц.

12.4. Применение физических знаний на производстве, в медицине, быту, в технике и обороне страны.

13.5. Из истории мер длины и метрической системы.

Тема IV. Строение вещества

14.1. История исследования строения вещества.

15.2. Работы М.В. Ломоносова по атомистике.

16.3. В мире молекул.

17.4. Диффузия в жизни живых существ.

18.5. Диффузия на производстве.

19.6. Физика поверхностей.

20.7. Явление смачивания в природе и технике.

21.8. Энергетика кристалла.

Тема V. Тепловые явления

22.1. Развитие взглядов на природу теплоты.

23.2. Тепловые явления в природе.

24.3. Тепловидение.

25.4. Туманы испарения и туманы охлаждения.

26.5. Серебристые облака.

27.6. Температурные шкалы: Цельсия, Кельвина и Фаренгейта.

28.7. Теплоэнергетика.

29.8. Тепловые двигатели и их применение на транспорте, в сельском хозяйстве и военной технике.

30.9. Лучшая печь- это холодильник.

31.10. Как делать деньги из воздуха.

32.11. Солнечная техника.

33.12. История теплотехники: М.В. Ломоносов, И.И. Ползунов, Р. Дизель, П.Л. Капица.

34.13. История открытия закона сохранения и превращения энергии.

35.14. Теплотехнические и холодильные установки на современном производстве.

Тема VI. Электричество

36.1. История электричества.

37.2. Электрическая защита.

38.3. Электрические явления в живой природе.

39.4. От лягушачьих лапок к Вольтову столбу.

40.5. Гальванические элементы и аккумуляторы.

41.6. Электричество в живых организмах.

42.7. Как Ом открыл свой закон.

43.8. Действие тока и их использование в быту и на производстве.

44.9. Электролиз, гальванопластика.

45.10. Из истории электрического освещения.

46.11. Виды электрических разрядов: 1) Электросварка. 2) Атмосферное электричество.

47.12. Как возникает шаровая молния.

48.13. Короткое замыкание.

49.14. Будьте осторожны с электрическим током.

Тема VII. Электромагнитные явления

48.1. Из истории электромагнитных явлений.

49.2. О земном магнетизме и его значении.

50.3. Полярное сияние.

51.4. Магнитные бури.

52.5. Телеграф, телефон.

53.6. Электродвигатели на транспорте.

54.7. Электрификация.

55.8. Поезда на магнитной подушке.

56.9. Куда сбежал северный полюс?

57.10. Электромагнитные фокусы и мошенничества.

58.11. Земное эхо солнечных бурь.

59.12. Как Фарадей перехитрил Ампера.

Тема VIII. Оптика

60.1. Источники света.

61.2. Солнечные и лунные затмения.

62.3. Красный цвет заходящего солнца и голубой цвет дневного неба.

63.4. Радуга.

64.5. Миражи.

65.6. Как Архимед сжег корабли.

66.7. Итоговое занятие.


9 класс

Тема I. Вводное занятие

    1. План работы на новый учебный год.

Тема II. Инструктаж по техники безопасности

2.1. Правила работы в кабинете физики.

3.2. Использование физических приборов.

Тема III. Из истории механики

    1. Механика в древнем мире.

    1. У истоков знаний.

    1. Развитие механики в XVI−XVII веках.

    1. Рассказы об ученых: Галилео Галилей, Исаак Ньютон.

    1. Странички истории техники.

Тема IV. Движение и сила

    1. Борьба за скорость на транспорте и в спорте.

    1. Скорости движения тел в живой природе.

11.3. Инерция в быту, технике, на производстве.

12.4. Масса и плотность.

13.5. Плотности, встречающиеся в природе.

14.6. Технологические процессы, основанные на различии веществ по

плотности.

15.7. Способы расчета и измерения массы и плотности.

16.8. Сила, управляющая мирами.

17.9. Сила тяжести на Земле и на других планетах.

18.10. Почему Луна не падает на Землю?

19.11. Баллистическое движение.

20.12. Вес и невесомость

21.13. Перегрузки.

22.14. Человек осваивает невесомость.

23.15. Освоение космоса.

24.16. Рассказы об ученых: К.Э.Циалковский, Н.Е.Жуковский.

25.17. Уроки из космоса: « Мир невесомости».

26.18. Уроки из космоса: «Механика».

27.19.-30.22. Экскурсия в центр управления космическими полетами.

31.23.-34.26. Подбор материала для проведения классного часа в 7 классе

«День космонавтики»

38.27. Деформации.

39.28. Упругость, пластичность, хрупкость.

40.29. «Стальные конструкции» из картона и клея.

41.30. Трение и его закономерности.

42.31. Полезное и вредное проявление трения.

43.32. Способы борьбы с вредным трением.

Тема V. Работа, мощность, энергия

44.1. Что такое работа?

45.2. Что такое мощность и как ее увеличить.

46.3. Простые механизмы и их использование.

47.4. Рычаги в быту.

48.5. Простые механизмы в живой природе.

49.6. Почему выгодно создавать мощные машины?

50.7. Механизация производства.

51.8. «Золотое правило механики».

52.9. Получение выигрыша в силе.

53.10. Виды энергии.

54.11. Основной закон природы.

55.12. «Perpetuum mobile»-вечный двигатель.

56.13. Проекты «вечных двигателей».

57.14. Тепловые двигатели и защита окружающей среды.

Тема VI. Из истории механизмов и машин

58.1. Простые механизмы в древнем мире.

59.2. Ветряные двигатели вчера, сегодня, завтра.

60.3. От водяных мельниц до крупнейших плотин современных

гидроэлектростанций.

Тема VII. Заключительные занятия

61.1.−64.4. Подготовка материала и изготовление газеты

«Механика от древних времен до наших дней».

65.5.−68.8. Экскурсия в политехнический музей.

Похожие:

Программа рассчитана на 2 года обучения детей 13−14 летнего возраста. Форма организации занятий iconПрограмма эколого-биологической направленности предназначена для преподавания курса «Зоология с основами экологии». Программа рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста (7-16 лет)
«Зоология с основами экологии». Программа рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста (7-16 лет), занимающихся в учебных...
Программа рассчитана на 2 года обучения детей 13−14 летнего возраста. Форма организации занятий iconПрограмма рассчитана на один год обучения. Работа по ней ведется с детьми первого года обучения в школе возраста семи лет. Попасть в группу может каждый желающий без художественной специальной подготовки
В настоящее время становиться актуальным воспитание гармонично развитой, творческой личности, формирование у детей творческого подхода...
Программа рассчитана на 2 года обучения детей 13−14 летнего возраста. Форма организации занятий iconПрограмма занятий. Первый год обучения
Особенности художественной деятельности, творческих возможностей детей школьного возраста
Программа рассчитана на 2 года обучения детей 13−14 летнего возраста. Форма организации занятий iconДосуговая программа для детей 6 летнего возраста 116
Педагогика сотворчества, как механизм обратной связи между индивидом и обществом в процессе социализации детей, подростков и юношества....
Программа рассчитана на 2 года обучения детей 13−14 летнего возраста. Форма организации занятий iconПрограмма кружка «Конструирование и моделирование одежды» Для детей с 12 лет Рассчитана на 2 года обучения
Кружок «Кимо» относится к кружкам художественной направленности. Срок обучения 2 года. B кружке занимaются дети c 12 лет
Программа рассчитана на 2 года обучения детей 13−14 летнего возраста. Форма организации занятий iconМетодическое пособие по ритмике для детей 5, 6, 7-летнего возраста
Музыкальный материал, опубликованный в этом пособии, накоплен в течении многолетней работы с детьми дошкольного и младшего школьного...
Программа рассчитана на 2 года обучения детей 13−14 летнего возраста. Форма организации занятий iconОбщая информация учебные курсы блок-лекции
Программа курса семинарских занятий предназначена для слушателей Института европейских культур 1-го года обучения (1 семестр) и соотносится...
Программа рассчитана на 2 года обучения детей 13−14 летнего возраста. Форма организации занятий iconЭкзамен в гибдд для получения водительских прав необходимо сдать
К экзаменам в гибдд (гаи) допускаются лица, достигшие 16-летнего возраста 17-летнего возраста (категория "В"), успешно сдавшие внутренние...
Программа рассчитана на 2 года обучения детей 13−14 летнего возраста. Форма организации занятий iconПрограмма развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. «Сфера»
Музыкальный мир: Интегрированная программа музыкального воспитания, обучения, развития и оздоровления детей дошкольного возраста...
Программа рассчитана на 2 года обучения детей 13−14 летнего возраста. Форма организации занятий iconПрограмма должна быть простой. Читатели должны получить удово
Методическая консультация содержит практические советы по составлению программы летнего чтения детей в библиотеке, опыт российских...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница