Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта Выпуск 1




НазваниеКоррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта Выпуск 1
страница1/22
Дата03.10.2012
Размер1.95 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ

Коррекционно-образовательные программы

для детей с глубоким нарушением интеллекта

Выпуск 1


ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО

(Обучение грамоте)


Авторы-составители З.И.Алексеева, А.П.Подгорная, учителя детского дома-интерната №1 г.Петродворца;

Е.И.Исковских, учитель специальной (коррекционной) школы №565 С.-Петербурга


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дети с глубоким снижением интеллекта отличаются значительным нарушением познавательных процессов: активного восприятия, произвольного внимания, памяти, словеснологического мышления, обобщающей и регулирующей функции речи, нарушением пространственного восприятия.

Целью обучения грамоте данной группы детей является научить самостоятельно читать вывески на магазинах, небольшие тексты, рассказы, отвечать на вопросы текста, научить писать свою фамилию, имя, отчество, простое заявление и т. п.

Основной задачей обучения грамоте является подготовка детей к самостоятельной жизни, умению ориентироваться в окружающей жизни, общаться с людьми, приобрести простейшие трудовые навыки.

Обучение грамоте умственно отсталых детей ведется по звуко­вому аналитико-синтетическому методу. При этом необходимо применять различные методы и приемы для более успешного овладения программным материалом: игровую деятельность (дидактические игры на развитие звукопроизношения, на развитие произвольного внимания), использование яркого доступного наглядного материала.

Обучение чтению и письму ведется параллельно. Осуществляется межпредметная связь с занятиями по рисованию, лепке, выкладыванию букв из цветных палочек, пуговиц, мозаике, конструированию. Широко используется художественная литература, чтение потешек, стихов, загадок, слушание музыки и пения.

Порядок изучения звуков и букв диктуется законами фонетики с учетом специфики особенностей познавательной деятельности детей.

На 1 году обучения учащиеся усваивают буквы, их графический образ, выделяют и различают звуки, учатся правильно их произносить.

Особенности первых занятий по обучению письму заключаются в том, что одновременно даются как технические навыки (правильно держать карандаш, правильно им пользоваться при проведении линии), так и умения в изображении отдельных элементов букв.

В процессе обучения грамоте выделяют 3 периода:

- добукварный (пропедевтический);

- букварный;

- послебукварный.

Добукварный период


Основная задача добукварного периода - подготовка умственно отсталых детей к овладению грамотой, усвоению первоначальных навыков речевого общения.

Главными и основными методами в добукварный период явля­ются игры и упражнения, работа по развитию речи. Поэтому необходимо систематически проводить гимнастику органов речи (артикуляционная гимнастика).

С помощью артикуляционной гимнастики осуществляется выработка движений органов артикуляции (языка, губ, голосовых свя­зок), которые необходимы при произношении данного звука в нор­ме. Гимнастика сначала проводится по подражанию (сопряженно, отраженно, по словесной инструкции). Каждое упражнение повто­ряется 4—5 раз.

В качестве комплекса артикулярной гимнастики можно рекомендовать следующий:

«Вкусное варенье» - движения широким языком по верхней губе вверх и вниз. Губы и нижняя челюсть неподвижны.

«Почистим зубы» - движения языком вправо и влево по внутренней стороне верхних резцов, губы в улыбке, зубы видны.

«Лошадки» - щелканье кончиком языка за верхними зубами.

«Прятки» - не закрывая рот, язык надо отодвинуть назад, кончик языка находится внизу.

«Закрытые ворота» - просовывание языка между зубами.

«Маятник» - медленное с постепенным ускорением движение языка вправо и влево, как маятник и др.

Для уточнения произношения полезно разучивать стихотворения (четверостишия), скороговорки, загадки, в которых наиболее часто встречается тот или иной звук.

Для развития речевого дыхания и выработки плавного выдоха при произношении звуков речи следует проводить дыхательные упражнения без речевого сопровождения, например:

- поддувание лиcтикoв, бумажных ленточек;

- раздувание углей в костре, дутье на чай, больное место, надувание шарика;

- дыхательные упражнения с речевым сопровождением (понюхать цветы и на выдохе произнести: «Ах, как хорошо пахнет»).

Кроме того, необходима работа по уточнению и развитию слу­хового восприятия, развитию речевого слуха. Следует учить разли­чать звуки окружающей действительности (стук, звон, жужжание, крик, гудки); произносить слова за учителем, состоящие из одною звука (у-у), двух (ау, уа, ах) и т. д. Можно использовать игры «по­втори, что слышишь» (три-четыре звука на одном выдохе, тихо, по­том громко: а-у-и,

-a и т. д. ).

Для обучения ребенка с глубоким нарушением интеллекта гpамоте, необходимо развитие у него фонематического восприятия. Ра­бота должна проводиться сначала на материале неречевых звуков, постепенно охватывая звуки речи. По мере изучения звука предла­гаются упражнения на развитие фонематического слуха. Учитель называет слова, слоги, а дети, если услышат данный звук, хлопают в ладоши, либо поднимают кружок определенного цвета.

В добукварный период детей необходимо познакомить с терми­ном «слово» при

cooтнесении его с предметом. Сначала ученики называют и показывают предметы, подсчитывают их количество, обозначая слова цветными полосками (длинными красными). Затем переходят к соотнесению понятия «слово» не с самим предметом, а с его изображением.

Работу над предложением нужно начинать с анализа предложе­ния, составленного сначала учителем, а потом самостоятельно деть­ми. Нужно использовать ближайшие ситуации («Таня читает». «Катя пишет»), затем сюжетные картинки («Дети танцуюm». «Мальчик строит башню»). В добукварный период дети могут нау­читься составлять и анализировать предложения из 2-3 слов.

Наиболее сложным моментом работы с предложением является выделение предложения и речи. С этой целью подбирается корот­кий отрывок из трех-четырех предложений по два слова и каждом, из небольшого рассказа или сказки, его читают, четко отделяя одно предложение от другого, чтобы дети уловили законченность каждо­го предложения и смогли повторить.

Следующим этапом работы по звуковому анализу является деле­ние слова на слоги (его части). Начинается работа по делению сло­ва на слоги с показа практической значимости слогов. Можно ис­пользовать небольшой рассказ «В лесу», картинки, иллюстрации, где девочки, собирающие грибы, перекликаются друг с другом:

«Та-ня», «Ма-ша». Каждую часть слова ученики повторяют и обозначают условно графически (короткими синими полосками), опре­деляют общее количество частей слова и делают вывод, что слова состоят из частей (слогов) или слово делится на части (слоги). Та­ким образом анализируются слова, предложенные учителем (рука,щека, голова и т. д.). Проводятся игры типа: «Определи количество слогов и слове хлопками», детей учат изображать хлопками двух-, трехслоговые слова.

Заключительным этапом по звуковому анализу в добукварный период является выделение звуков речи, которые графически обо­значаются цветными кружками, например.

Детям раздается по несколько одноцветных кружков. Учитель называет (а, а-у, и-o-y и т. д.). Ученики должны положить на столы такое количество кружков, которое бы соответствовало числу произносимых учителем звуков.

Другой пример.

У детей на столах кружки разного цвета (красный, желтый, зеле­ный). Условившись, что красный - это звук «а», желтый - звук «у», зеленый - звук «и», учитель произносит сочетания из этих звуков. Сначала по два звука: а-у, u-а, у-и, затем по три звука. Ученики долж­ны разложить кружки в определенной последовательности.

Знакомству с каждым новым звуком должна предшествовать и словарная работа. Так при работе со звуком «а» учитель расклады­вает на доске картинки (аист, астра). Дети называют слова, начина­ется работа по выделению нужного звука. Учитель называет слова, выделяя нараспев первый звук (а-а-астра), подбирая слова с бук­вой «а» в ударном положении. Перед детьми ставится вопрос: «Ка­кой одинаковый звук в словах?».

Затем проводится работа по артикуляции нужного звука, уточ­нению его произношения фронтально и индивидуально. (Например для звука «а»: рот широко oткpыт, язык спокойно лежит и т. д. ). Здесь можно проводить, различные игры для закрепления правиль­ного произношения данного звука (игра «Эхо», «Паровоз»).

Следующий этап работы над звуком - это соотнесение выделен­ного звука с буквой алфавита. Проводятся многочисленные упраж­нения по зрительному закреплению графического образа звука. Бу­квы хорошо сравнивать с чем-то: 0 – баранка, П – ворота и т. д.

Показывается большая печатная буква из разрезной азбуки. Особое внимание обращается на картинку к букве (аист, астра). Изображе­ние предметов около буквы помогает выделению первого звука из слова. В дальнейшем, когда ребенок усваивает несколько букв, он как подсказку воспринимает название предмета на картинке и вспоминает букву.

С детьми с глубоким нарушением интеллекта в добукварный период проводится работа по развитию зрительных и пространст­венных восприятии и представлений. Это чтение и письмо слева направо, расположение строчек, начертаний букв, распознавание и называние цветов (черного, белого, коричневого, красного, синего, желтого, зеленого), название и расположение геометрических фи­гур (горизонтально, вертикально).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Похожие:

Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта Выпуск 1 iconКраткое содержание Вид образовательной программы основная 1 Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»
Программа предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми в возрасте от 3 до 7 (8) лет, имеющими легкую...
Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта Выпуск 1 iconПрограммы по обучению здоровому образу жизни детей с глубоким нарушением интеллекта
Программа рассчитана на то, чтобы дать детям знания об изме­нениях в природе в разные времена года, а также научить их уста­навливать...
Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта Выпуск 1 iconпедагогический калейдоскоп. Проведение комплексных занятий в дошкольном учреждении для детей с нарушением слуха и речи как результат взаимодействия всех субъектов образовательного процесса
Развития, поэтому в процессе коррекционно-развивающей и образовательной деятельности педагогический коллектив должен работать как...
Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта Выпуск 1 iconПрограмма «Формирование межличностных отношений для детей с нарушением интеллекта»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Куйбышевского района...
Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта Выпуск 1 iconРазвитие коммуникативных способностей у детей с нарушением зрения через игровую деятельность
Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста коммуникативная деятельность детей с нарушением зрения игровая деятельность...
Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта Выпуск 1 iconПрограмма по истории для классов с умеренной ( глубокой )степенью умственной отсталости
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в котором заложено изучение исторического...
Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта Выпуск 1 iconКомплексное сопровождение детей с нарушениями слуха, включенных
Психолого-педагогические основы социальной ориентации и адаптации лиц с нарушением слуха. Интегрированное/инклюзивное образование...
Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта Выпуск 1 iconВ. В. Воронковой Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации
В него могут направляться дети с низким уровнем подготовленности к обучению по программе специальных (коррекционных) образовательных...
Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта Выпуск 1 iconВзаимодействие специалистов доу по развитию речи детей с нарушением интеллекта
По мнению С. Я. Рубинштейн основными причинами недоразвития умственно отсталого ребёнка являются «…слабость замыкательной функции...
Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта Выпуск 1 iconПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) программы детского сада коррекционная работа в детском саду
Государственное научное учреждение «институт коррекционной педагогики российской академии образования»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница