Учебно-методический комплекс специального курса «Проблема человека в Древнегреческой философии»




Скачать 253.35 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс специального курса «Проблема человека в Древнегреческой философии»
страница1/3
Дата03.10.2012
Размер253.35 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3


Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


«Южный федеральный университет»


Факультет философии и культурологии


Учебно-методический комплекс

специального курса «Проблема человека в Древнегреческой философии»

федерального компонента цикла ОПД

специальности 030101 – «философия»


заочное отделение


Составитель ст. преп. кафедры истории философии Тихонов А.В.


Ростов-на-Дону

2006




Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры истории философии факультета философии и культурологии ЮФУ от 28.12.06 (протокол № 8)




Содержание


1 Пояснительная записка…………………………………………………….4

2 Тематическое планирование курса ……………………………………….5

3 Программа курса …………………………………………………………..6

4 Темы лекций………………………………………………………………..9

5 Планы семинарских занятий……….………………………………...…....9

5 Формы промежуточного контроля…………………………...…………..13

6 Вопросы, выносимые на зачет…………................... …………………....14

7 Тематика курсовых и дипломных работ....................................................14

8 Глоссарий………………………………...………………...……………....15

9 Общий список литературы к курсу ……………...………………………16


Пояснительная записка


Проблема человека в античной философии - проблема многоаспектная, не имеющая общей единообразной формулировки. Если рассматривать все философское наследие античности как набор идей, принадлежащих разным авторам, но все же при этом объединенных кругом тем, спецификой их описания и анализа, своеобразием философского языка, то даже в этом случае очевидна многоплановость рассмотрения человека. С такой многоплановостью мы сталкиваемся даже при изучении одного философа, одной работы, одного диалога. В предлагаемом курсе обращение к проблеме человека в античной философии происходит также в связи с определенными традициями интерпретации классических учений античности.

Цель курса: изучение античного философского наследия; раскрытие содержания проблемы человека, представленной в античной философии; также демонстрация различия философских смыслов, составляющих эту проблему.

Задачи курса:

- представление космологического, психологического, физического, онтологического, личностного аспектов рассмотрения проблемы человека в трудах античных философов;

- изучение антиковедческих работ, узкоспециализированных исследований, в том числе и зарубежных авторов;

- предотвращение упрощенного представления о философских концептах данного исторического периода;

- побуждение к продолжению исследования данной темы самостоятельно.

Навыки студентов по окончанию курса: совершенствование навыков историко-философского исследования, работы с библиографией; обращение к непереведенным исследованиям и к текстам - оригиналам.


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА


темы

Тема занятия

Лекции

Семинары

1

Проблема человека в философии досократиков

-

2

2

Философия Сократа и проблема человека в сократических школах

2

-

3

Человек как микрокосм в философии Платона

2

2

4

Античная философия о занятии «философией»

-

2

5

Проблема человека в философии Аристотеля

2

-

6

Стоики и эпикурейцы о человеке

-

2

7

Проблема человека в сочинениях ранней платоновской школы и трансформация платоновских идей в сочинениях философов - неоплатоников

2

-

8

Пайдея: античное воспитание и личность

2

-

9

Античные представления о человеке и их современные оценки

2

2

Итого:

12 ч

10 ч


Программа курса


Тема 1 Проблема человека в философии досократиков


Античная предфилософия (Гомер, Гесиод). Гилозоизм. Натурфилософия. Взаимосвязь этических рассуждений с космологией у философов досократиков. Высказывания о человеке, принадлежащие философам досократикам: милетская школа, ранний пифагореизм, Гераклит, элеаты. Фалес о душе (Плиний, Симпликий. Аристотель). Философия Мелисса Самосского (Аристотель, Секст-Эмпирик, Гален, Гиппократ). Диалектика «бытия» и «небытия» в учении Парменида (А.Ф.Лосев, Г.В. Драч). Гомеомерии Анаксагора.


Тема 2 Философия Сократа и проблема человека в сократических школах


Этический рационализм Сократа. Значение процесса самопознания. Майевтика Сократа: ценность рассуждения. Сократ о человеке. Позиция Ф.Х. Кессиди и другие интерпретации свидетельств о Сократе: Г. Властос, Светлов Р.В. Ценность и значение философского диалога: Сократ и софисты. Проблема ранних «сократических» диалогов Платона. Философия циников: свидетельства об Антисфене, Диогене Синопском и Кратете Фиванском; практическая сторона учения Сократа; человек как свобода. Критика философии Платона. Кинизирующая литература, Лукиан Самосатский (II в п. Р.Хр.). Философия киренаиков, мегариков, Элидо-эретрийской школы.


Тема 3 Человек как микрокосм в философии Платона


Различие этапов творчества Платона. О тематике ранних диалогов Платона. Главный вопрос диалога «Горгий». Универсальность принципа совпадения с цельным бытием для человека как микрокосмоса в философии Платона. Диалог «Государство»: анализ «состояний души»; государство и душа человека как элементы сущего, отражающие макрокосмическую природу; виды нарушения душевной гармонии. Ценность видения глубинной связи микро и макрокосмоса в философии Платона. О теории знания как «припоминания» у Платона. Поиск и подтверждение скрытого тождества микро и макрокосмоса. Соотношение микро и макрокосмоса в других философских учениях (сравнительный анализ). Диалог «Федон»: критика Анаксагора. «Благо» в философии Платона: его полярность «сущему» и его охватывание всего сущего. Диалог «Пир»: композиция и структура диалога; речи об «Эроте» участников диалога, речь об «Эроте» Сократа; отличие позиции Сократа от обыденного представления об «Эроте»; специфика и характер идеального бытия; значение заключительной речи Алкивиада. Диалог «Софист»: связь диалогами «Горгий», «Пир», «Парменид» и «Филеб»; онтологическое обоснование обличения софистики; душа человека как микрокосмос; содержание и смысл «диалектики бытия и небытия». Онтологическая схема в философии Платона: фиксация некоторых различий в ее содержании. Теория «идей»: о двух значениях содержания слова «идея» в философии Платона; диалектика диалога «Парменид» как вид описания бытия; проблема «души» и «разума» в поздних диалогах Платона; интерпретация «идеи» различными комментаторами философии Платона; об иерархии идей в философии Платона; природа «идеального» бытия. О «гармонии» в философии Платона. Диалог «Филеб»: от вопроса о ценности жизни к устройству бытия, к ценности «смешанной» жизни. Диалог «Тимей»: сочетание двух описаний творения Вселенной. «Материя» как «функция» в устройстве сущего. Теория зрения.


Тема 4 Античная философия о занятии «философией»


Что есть занятие философией для античных философов. Онтологизация занятия философией. Природа философского знания. Философия у Платона как «высочайшее из искусств»: диалектическое рассуждение, его содержание. Обоснование роли философа в государстве. «Высший род знания» в «Метафизике» Аристотеля. Философия как сущностный взгляд на вещь в системе Аристотеля. Начала доказательств и Начала бытия в «Метафизике» Аристотеля. Позиция П. Адо.


Тема 5 Проблема человека в философии Аристотеля


Связь речи и бытия в философии Аристотеля: «Метафизика», «О душе», «Физика», «Категории». Главные вопросы и особенности трактата «О душе». Тематическая связь трактата «О душе» с «Метафизикой». Вопрос о природе души и о природе Первоначала. Обращение к мнениям ранних философов как часть собственной системы Аристотеля. Анализ диалога «Тимей» в трактате «О душе». Душа и движение. Душа как сочетание частей. Классификация заблуждений, возникающих при попытке описания души. Душа как форма естественного тела, душа как «первая энтелехия». Душа как «система способностей» (Черняков А.Г.). Вторая книга трактата «Физика»: природа, два способа ее описания, причины. Теория зрения. Этическое учение. Сравнение двух переводов текста Аристотеля «О памяти и припоминании» (Алымова Е.В., Месяц С.В.): память как переработанная информация и память как переработанный материал; память как измененное знание и память как «свойство» или «состояние» акта получения знания. Критика философии Платона (А.Ф. Лосев, А.Н. Чанышев). Аль-Фараби о единстве учений Платона и Аристотеля.


Тема 6 Стоики и эпикурейцы о человеке


Зенон Китионский, Цицерон, Лукреций, Диоген Лаэртский. Стоики и эпикурейцы о мироздании и человеке. Различное понимание природы: природа как разумное существо и как неделимые частицы. Бог-Логос стоиков и имена природы (Диоген Лаэртский). «Фатализм» и «натурализм» (Васильева Т.В.) в определении человека. Теория зрения. Сравнительный анализ представлений о человеке в эллинистической философии и в классических философских учениях.


Тема 7 Проблема человека в сочинениях ранней платоновской школы и трансформация платоновских идей в сочинениях философов - неоплатоников


Анализ диалога «Гиппарх». Отличие диалогов платоновской школы от диалогов Платона. Анализ «Учебника платоновской философии» Алкиноя. Основные понятия Платона в трансформации последователей. Академия Платона. Комментарии Платона Ямвлиха, Порфирия, Прокла, Дамаския, Олимпиодора. Интерпретация Ямвлиха диалогов «Софист»: что является предметом этого диалога по Ямвлиху. Интерпретация Ямвлиха диалогов «Филеб» и «Тимей». Проблема Первоначала у Платона в комментариях неоплатоников: вопрос о природе и о виде Начала бытия. Вопрос о соотношении микро и макрокосмоса в философии неоплатоников, основывающейся на анализе диалогов «Платона». Прокл о Первоначале Платона: триады «умных» богов.


Тема 8 Пайдея: античное воспитание и личность


Воспитание человека в софистической традиции: воспитание свободного человека, развитие аргументации, роль углубленных знаний. Воспитание у Платона: арифметика, геометрия, теория музыки, астрономия; философия. Связь этики и познания, метафизическое значение воспитания. Онтологическая схема Платона и искусство жить. М. Хайдеггер: «Учение Платона об истине». Воспитание в школе Исократа: практическая польза воспитания, риторика, нравственный аспект воспитания. Воспитание у Аристотеля: роль числа, физики, биологии, других наук; универсальное знание. Концепции греческой «пайдеи»: В. Йегер, И. Адо, А.И. Марру.


Тема 9 Античные представления о человеке и их современные оценки


Идеологическое постоянство тематики человеческого бытия в античной философии. Цельность человеческого существа как его ценность в античной философии. Волевое и душевное усилие как основная характеристика человека в античной философии. Совпадение человека с бытием как его сущностная характеристика для древнегреческих философов. Проблема времени у Платона как проблема человеческого бытия. Оценка учения Платона о времени: М. Хайдеггер, «Время и бытие».


Темы лекций


Лекция 1 Философия Сократа и проблема человека в сократических школах.

Лекция 2 Человек как микрокосм в философии Платона: аспекты проблемы.

Лекция 3 Человек в философии Аристотеля.

Лекция 4 Трансформация платоновских идей в сочинениях философов - неоплатоников.

Лекция 5 Античные теории воспитания.

Лекция 6 Хайдеггер и Платон.


Планы семинарских занятий


Тема 1

Занятие 1 Проблема человека в философии досократиков.

1 Проблема человека в античной предфилософии. Натурфилософия Фалеса.

2 Философские начала и космология ранних пифагорейцев. Учение Гераклита о Логосе.

3 «Бытие» и «небытие» в учении Парменида. Мелисс Самосский о человеке.

4 Анаксагор: учение об Уме и частицах.

Основная литература:

1 Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. – М.: «Наука», 1989.

2 Антология мировой философии в четырех томах. Т. 1. Философия древности и средневековья. Ч. 1. – М.: «Мысль», 1969.

3 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: «Мысль», 1986.

4 Пифагор. Золотой канон. Фигуры эзотерики. – М.: «Эксмо», 2003.

Дополнительная литература:

5 Лосев А.Ф. История античной эстетики (ранняя классика). – М.: «Высшая школа», 1963.

6 Целлер Э. Очерк истории греческой философии. – М.: «Канон», 1996.

7 Трубецкой С.Н. Метафизика в Древней Греции. – М.: «Мысль», 2003.

8 Коплстон Ф. История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Том 1. – М.: «Центрполиграф», 2003.

9 Соколов В.В. Историческое введение в философию. – М.: «Академический проект», 2004.

10 Васильева Т.В. Комментарии к курсу истории античной философии. Пособие для студентов. – М.: Савин С.А., 2002.

11 Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. – М.: «Университетская книга», 2000.

12 Драч Г.В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. – М.: «Гардарики», 2003.

13 Жмудь Л.Я. Зарождение истории науки в античности. – С.-Пб.: РХГИ, 2002.

14 Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности. – М.: МГУ, 1990.

15 Павленко А.Н. Европейская космология. Основания эпистемологического поворота. – М.: «Интрада», 1997.

16 Брамбо Р. Философы Древней Греции. – М.: «Центрполиграф», 2002.

17 Басов Р.А. История древнегреческой философии от Фалеса до Аристотеля. – М.: «Издательский Дом «летопись XXI», 2002.

18 Алымова Е.В. Начало греческой философии//Академия. Материалы и исследования по истории платонизма. Выпуск 2. – С.–Пб.: СПбГУ, 2000.


Тема 3

Занятие 2 Человек как микрокосм в философии Платона.

1 Проблема человека в ранних диалогах Платона. Диалог «Горгий».

2 Диалог «Государство»: учение о душе, бытии, и его начале.

3 Учение Платона о любви и мудрости.

4 Космология Платона.

Основная литература:

1 Платон. Евтидем. // Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Том 1. – М.: «Мысль», 1990.

2 Платон. Кратил. // Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Том 1. – М.: «Мысль», 1990.

3 Платон. Менон. // Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Том 1. – М.: «Мысль», 1990.

4 Платон. Горгий. // Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Том 1. – М.: «Мысль», 1990.

5 Платон. Пир. // Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Том 2. – М.: «Мысль», 1993.

6 Платон. Федр. // Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Том 2. – М.: «Мысль», 1993.

7 Платон. Государство. // Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Том 3. – М.: «Мысль», 1994.

8 Платон. Тимей. // Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Том 3. – М.: «Мысль», 1994.

Дополнительная литература:

9 Васильева Т.В. Путь к Платону. Любовь к мудрости или мудрость любви. - М.: «Логос», 1999.

10 Виндельбанд В. Платон. // Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. – М.: «Юристъ», 1995.

11 Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. – М.: «АСТ», 2000.

12 Лосев А.Ф. Эрос у Платона. // Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. – М.: «Мысль», 1993.

13 Платон и его эпоха. К 2400-летию со дня рождения. – М.: «Наука», 1979.

14 Платон: Pro et contra. – С.–Пб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2001.

15 Соловьев В.С. Жизненная драма Платона. // Соловьев В.С. Сочинения. Том 2. – М.: «Мысль», 1990.

16 Целлер Э. Очерк истории греческой философии. – М.: «Канон», 1996.

17 Ямвлих Халкидский. Комментарии на диалоги Платона. – С.-Пб.: «Алетейя», 2000.


  1   2   3

Похожие:

Учебно-методический комплекс специального курса «Проблема человека в Древнегреческой философии» iconУчебно-методический комплекс специального курса «Проблема человека в Древнегреческой философии»
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры истории философии факультета философии и культурологии юфу от 28. 12. 06 (протокол...
Учебно-методический комплекс специального курса «Проблема человека в Древнегреческой философии» iconУчебно-методический комплекс специального курса «Проблема человека в Древнегреческой философии»
Вопросы, выносимые на зачет
Учебно-методический комплекс специального курса «Проблема человека в Древнегреческой философии» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «История русской философии»
Настоящее пособие – учебно-методический комплекс, рассчитанный на использование при изучении студентами университетов годового курса...
Учебно-методический комплекс специального курса «Проблема человека в Древнегреческой философии» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины для бакалавров по направлению философия вариативного курса: «Тема России в русской социальной философии конца XIX-XX веке»
Учебно- методический комплекс разработан доктором философских наук, заведующим кафедрой социальной философии Б. И. Буйло в рамках...
Учебно-методический комплекс специального курса «Проблема человека в Древнегреческой философии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «История западной философии»
История зарубежной философии, ч. 5, в силу своей тесной связи с философией И. Канта. Изучение философии К. Маркса предполагается...
Учебно-методический комплекс специального курса «Проблема человека в Древнегреческой философии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «История западной философии»
История зарубежной философии, ч. 5, в силу своей тесной связи с философией И. Канта. Изучение философии К. Маркса предполагается...
Учебно-методический комплекс специального курса «Проблема человека в Древнегреческой философии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «История западной философии»
Г. В. Ф. Гегеля), а также философия Б. Больцано (как пример критики философии Канта, закладывающий новую традицию философствования)...
Учебно-методический комплекс специального курса «Проблема человека в Древнегреческой философии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «История западной философии»
Г. В. Ф. Гегеля), а также философия Б. Больцано (как пример критики философии Канта, закладывающий новую традицию философствования)...
Учебно-методический комплекс специального курса «Проблема человека в Древнегреческой философии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специального курса «Защита прав и свобод человека и гражданина»
Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины (учебная и научная литература, литература на магнитных носителях, специализированные...
Учебно-методический комплекс специального курса «Проблема человека в Древнегреческой философии» iconУчебно-методический комплекс Пермь, 2004 Права человека: Учебно-методический комплекс \
Центра гражданского образования и прав человека разработки курсов по обучению теории и методике преподавания прав человека, ориентированные...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница