Вопросы к экзамену по курсу «Современные технические средства журналистики»




НазваниеВопросы к экзамену по курсу «Современные технические средства журналистики»
страница1/13
Дата30.08.2012
Размер2.15 Mb.
ТипВопросы к экзамену
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Вопросы к экзамену по курсу

«Современные технические средства журналистики»


  1. Изобретение фотографии. Эволюция фотокамеры: от камеры-обскуры до цифровой записи изображения (самостоятельно по любым источникам).


1822г., Жозеф Нисефор Ньепс (француз, 1765 - 1833) - идея записи изображения с помощью света.

Абу Али Ибн-аль-Хайсам из Басры пропустил лучи от наблюдаемого предмета через маленькое отверстие. Для этого возял "чёрный ящик" и проделал в передней его стенке небольшое отверстие, подобное зрачку глаза, а заднюю стенку сделал из полупрозрачного материала, например, завесим её тонкой белой тканью - полупрозрачным экраном.

После опытов Абу Али из Басры прошли сотни лет, пока в Европе появился такой же "чёрный ящик" - камера обскура (тёмная комната) и стало понятно, что в ней наблюдаются отчётливые изображения.

Со временем камера-обскура находит множество самых разнообразных применений от наблюдения солнечного затмения и до одурачивания "чудесами".

в 1812 г. У.Волластон из Кембриджа опубликовал сообщение о применении в камере-обскуре вогнуто-выпуклой линзы; в 1816 г. Н. Ньепс улучшил камеру-обскуру, применяя камеры ящичного типа с простой сферической линзой; для увеличения резкости, он изобрел ирисовую диафрагму.

Нисефор Ньепс пытался использовать в качестве светочувствительного вещества асфальт, который входит в состав лака, используемого в гравюре, в 1922г , находит, что "сирийский асфальт следует растворить в лавандовом масле" и покрывает этим составом серебрянную пластинку. Однако понятие о закреплении изображения ещё не появилось.

в 1829г. Ньепс и Дагер подписывают договор о совместном проекте.

Талбот,. в 1835г., получает великолепный негатив на стекле и фотографию своего дома. Фотография, негатив, позитив, закрепление - это термины, которые впервые использовал Ф.Талбот.

Дагер открыл способ фиксации светового изображения. Продолжая разрабатывать идею применения "гелиографии" для выполнения стереотипных работ в своей Диараме, он использует металлический лист, пластину размером 216см*164 см, покрывает её тонким слоем серебра и помещает в ящик, на дне которого был насыпан порошок иода. Через небольшое время пары иода за счёт образования светочувствительного иодида серебра окрашивали серебряный слой пластины в красивый розовый цвет. После экспозиции в камере-обскуре выполнялось проявление. Для этого в другой ящик помещалась подогреваемая на спиртовке ванночка со ртутью и проявляемая пластина. Пары ртути оседали на светлых участках пластины и проявляли изображение (позитив).

Изображение на серебряной пластинке стоило дорого, было зеркально обращенным, изготовлялось в одном экземпляре, рассматривать его из-за блеска было крайне затруднительно. Значительный вклад в достижение фототехники внесли такие ученые, как французы Ф. Физо, А. Клоде, венгр Й. Петцваль, русский А. Греков, американец С. Морзе и многие, многие другие.

В 1861 году английский физик, автор уравнений классической электродинамики Джеймс Клерк Максвелл (1831 – 1879гг) получил первую цветную фотографию с помощью так называемого аддитивного метода.

ПИКСЕЛИ (….)

Некоторые авторы по истории фотографии провозглашают дату открытия фотографии от 7 января 1827 года, когда французский физик и астроном Доминик Франсуа Араго впервые сделал доклад о дагеротипии в Институт

Главные преимущества - непосредственный выход на компьютерные технологии набора, верстки и макетирования текста одновременно с изображением, возможность отслеживать результат съемки в процессе фотографирования, большая оперативность. Главный недостаток - меньшее разрешение, чем в аналоговых камерах и гораздо большая стоимость. В редакциях вместо фотоувеличителей выступают термосублимационные принтеры с высоким разрешением, что увеличивает качество иллюстрирования полос и ускоряет его процесс.


Фотогра́фия— получение и сохранение статичного изображения на светочувствительном материале (фотоплёнке или фотографической матрице) при помощи фотокамеры.

Также фотографией или фотоснимком, или просто снимком называют конечное изображение, полученное в результате фотографического процесса и рассматриваемое человеком непосредственно.

Фотоаппарат.

В любом фотоаппарате есть:

  • объектив — оптическая система, формирующая оптическое изображение на светочувствительном материале;

  • затвор (его роль может исполнять крышка объектива);

  • корпус. Защищает светочувствительный материал от засветки посторонним светом в процессе съёмки. Вместе с оправой объектива или объективной доской может служить для наводки на резкость;

  • кассета со светочувствительным материалом (в одноразовых фотоаппаратах ею служит корпус) или светочувствительная матрица с сопутствующим ей оборудованием;

Все остальные элементы фотоаппарата не оказывают непосредственного влияния на процесс съёмки и могут как присутствовать в конструкции, так и отсутствовать.

История.

Самую первую камеру-обскуру можно назвать «комнатой, часть которой освещена солнцем». Арабский математик и ученый X века Альгазен из Басры заметил природный феномен перевёрнутого изображения. Он видел это перевёрнутое изображение на белых стенах затемнённых комнат или палаток, поставленных на солнечных берегах Персидского залива, — изображение проходило через небольшое круглое отверстие в стене, в открытом пологе палатки или драпировки. Альгазен пользовался камерой-обскурой для наблюдений за затмениями солнца, зная, что вредно смотреть на солнце невооруженным глазом.

Первым человеком, кто доказал, что свет, а не тепло делает серебряную соль тёмной, был Иоганн Гейнрих Шульце (16871744), физик, профессор Галльского университета в Германии. В 1725 году, пытаясь приготовить светящееся вещество, он случайно смешал мел с азотной кислотой, в которой содержалось немного растворённого серебра. Он обратил внимание на то, что когда солнечный свет попадал на белую смесь, то она становилась тёмной, в то время как смесь, защищённая от солнечных лучей, совершенно не изменялась. Затем он провёл несколько экспериментов с буквами и фигурами, которые вырезал из бумаги и накладывал на бутылку с приготовленным раствором, — получались фотографические отпечатки на посеребрённом меле. Профессор Шульце опубликовал полученные данные в 1727 году, но у него не было и мысли постараться сделать найденные подобным образом изображения постоянными. Он взбалтывал раствор в бутылке, и изображение пропадало. Этот эксперимент, тем не менее, дал толчок целой серии наблюдений, открытий и изобретений в химии, которые спустя немногим более столетия привели к изобретению фотографии. Первое закреплённое изображение было сделано в 1822 году французом Жозефом Нисефором Ньепсом (Nicéphore Niepce), но оно не сохранилось до наших дней. Поэтому первой в истории фотографией считается снимок «вид из окна», полученный Ньепсом в 1826 году с помощью камеры-обскуры на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта. Экспозиция длилась восемь часов при ярком солнечном свете. Достоинством метода Ньепса было то, что изображение получалось рельефным (после протравливания асфальта), и его легко можно было размножить в любом числе экземпляров.

В 1839 году француз Луи́-Жак Манде́ Даге́р (Jacques Daguerre) опубликовал способ получения изображения на медной пластине, покрытой серебром и назвал способ дагеротипия.

Практически в то же самое время англичанин Уильям Генри Фокс Тальбот изобрёл способ получения негативного фотографического изображения, который назвал калотипией. В качестве носителя изображения Тальбот использовал бумагу, пропитанную хлористым серебром.

Кроме того, в 1833 г. метод получения фотографии при помощи нитрата серебра опубликовал франко-бразильский изобретатель и художник Эркюль Флоранс. Свой метод он не запатентовал и в дальнейшем не претендовал на первенство.

Сам термин «фотография» появился в 1839 году, его использовали одновременно и независимо два астронома — английский, Уильям Гершель, и немецкий, Иоганн фон Медлер.[2]



  1. Свет как первоэлемент изображения. Виды освещения.


§ 1. Свет как первоэлемент изображения.

Являясь необходимым условием для получения изображения, свет представляет собой одно из самых действенных творческих средств фотографии. Свет выявляет форму, объем, рельеф и фактуру предметов, усиливает ощущение пространства и движения за счет сложнейшего рисунка отбрасываемых теней.

Свет представляет собой поток лучистой энергии, воспринимаемой глазом как зрительное ощущение. Световая энергия отличается от других видов лучистой энергии только длиной волны, и только она воспринимается непосредственно глазом. Радиоизлучение, инфракрасные лучи, невидимые ультрафиолетовые имеют ту же природу, что и видимый свет, но благодаря разным длинам волн производят совершенно различное действие на органы чувств человека.

Световой поток измеряется в люменах. 1 люмен (1 лм) – это световой поток, излучаемый с поверхности абсолютно черного тела площадью 0,53 кв. мм при абсолютной температуре (Т) 2046 К. Если направить фотоэлемент экспонометра в сторону источника света, то можно замерить освещенность. Освещенность – это поверхностная плотность светового потока, падающего на освещаемую поверхность, и измеряется она в люксах. 1 люкс (1дк) – это освещенность поверхности, которая получает одинаково распределенный на ней световой поток в 1 лм на площадь 1 кв. м. Если же измерять отраженный от поверхности световой поток, направив фотоэлемент экспонометра в сторону данной поверхности, то мы будем замерять величину яркости. Яркость измеряется в апостильбах. 1 апостильб (1 асб) – это яркость абсолютно белой диффузно отражающей поверхности, имеющей освещенность в 1 лк. Однако яркость поверхности зависит не только от освещенности, но и от отражательной способности. При одной и той же освещенности черный бархат темен, так как отражает всего 1 – 4% падающего на него света, а белая бумага светла, ибо отражает 70 – 90% падающего света.

Чтобы объект стал видим для камеры, необходима минимальная освещенность, достаточное количество света. Основное освещение (минимальная освещенность) является количественной характеристикой света, но влияет на качественный параметр, например на контрастность – разницу между очень светлой, обладающей высокой отражающей способностью поверхностью, и полной темнотой или дефицитом света.

Положение солнца и состояние атмосферы (облачность, дождь, туман) – все это влияет на природное освещение, в котором можно условно выделить четыре типа; светотеневое освещение, бестеневое, локальное и силуэтное.

Светотеневое освещение мы наблюдаем в ясную погоду, когда лучи солнца беспрепятственно освещают предметы. При этом каждый предмет обретает световую и теневую стороны («собственную тень»), таким образом выявляются объем предмета, его форма и фактура. Тени подсвечиваются небом, которое как бы является источником рассеянного света. Бестеневое освещение возникает в пасмурную погоду, когда небо затянуто плотным слоем облаков. Облака, пропуская лишь часть солнечных лучей, равномерно заполняют рассеянным светом все пространство. Локальное освещение наблюдается, например, в сумерках, когда уличные фонари образуют статичные или динамичные пятна и полосы света. Остальное пространство и предметы остаются в тени. Пятна яркого света на полу, образуемые солнечными потоками из окон, дверей, пятно от лампочки фонарика, перемещающееся по предметам в темной комнате, – все это возможные варианты локального освещения. Силуэтное освещение образуется тогда, когда объекты на первом плане затенены, а освещена только глубина пространства, второй план, фон, например деревья на фоне закатного неба, фигуры людей у ярко освещенной стены дома. В чистом виде все эти типы освещения в природе встречаются не так часто. На деле условия освещения постоянно изменяются: набегают облака, меняется их плотность, происходит смешение светотеневого и бестеневого освещения. За всем этим фотограф должен бдительно следить и менять параметры съемки.

Если линейная и оптическая перспективы, переданные фотографом при съемке, результат либо особого композиционною построения кадра, либо применения той или иной оптики, то тональная перспектива зависит от атмосферных условий и в ее создании самое непосредственное участие принимает свет, образуя так называемую дымку. Человек видит окружающие предметы сквозь воздушную среду. Различные виды воздушной дымки, возникающие в природе, а также искусственное задымление на натуре и в павильоне помогают фотографу уменьшить резкость контуров и жесткость красок, создать иллюзию углубления пространства. Различаются четыре вида дымки.

Молекулярную дымку мы наблюдаем в солнечную погоду на горизонте. Дальний лес, например, нам кажется не зеленым, а голубым, синим или сине-фиолетовым. Это происходит по той причине, что половина длин волн сине-фиолетового участка спектра меньше размера молекул воздуха. Короткие волны, ударяясь о них, рассеиваются. Отсюда и голубой цвет дымки. Зеленые, желтые, красные лучи спектра свободно «огибают» молекулы воздуха. Зеркальная дымка имеет белый цвет, так как в ней участвует весь спектр волн. Зеркальной она называется потому, что свет отражается от мелких, взвешенных в воздухе капелек дождя, тумана или от снежинок. Диффузная дымка получается при отражении света от твердых мельчайших частиц дыма, земляной пыли, строительных или других материалов. Диффузная дымка может быть белой, черной, цветной, серой, красноватой, белесой. Оптическая дымка образуется благодаря уплотнению (помутнению), возникающему в различных слоях воздуха при разнице температур. Над морскими просторами она иногда продляет перспективу и «размывает» линию горизонта. Фотографы и операторы активно используют оптическую дымку как средство, усиливающее эффект глубины пространства.

Немало возможностей для фотографа помимо различных комбинаций натурного освещения дают и переносные осветительные приборы, усиливающие свет на природе и в помещении.

К основным осветительным приборам, применяемым в фотопроизводстве, относятся приборы направленного света, которые создают резко сфокусированный узкий луч, и приборы рассеянного света, создающие широкий несфокусированный луч более мягкого рисунка. Приборы направленного света предназначены для так называемого жесткого света, образующего резко очерченные тени. Этот тип освещения полезен тем, что создает эффект объемности, выявляя трехмерную природу фигур и предметов. Приборы рассеянного света применяются для подсветки слишком густых теней, диапазон контрастности которых превышает возможности камеры. Для съемки героя очерка, в котором по замыслу авторов немаловажное значение может иметь окружающая героя обстановка, можно воспользоваться комбинацией направленного и рассеянного света. При световом оформлении более масштабных съемок применяется полный набор приборов направленного света с открытой лампой, отражателей и рассеивателей.

Манипуляции с источниками света, естественными и искусственными, меняющими основное освещение, яркость, контрастность изображений, помогают оператору передать на экране объект достаточно зримо, четко и адекватно реальной действительности.


Виды света..


для создания впечатления трехмерности необходимо решить три задачи: выявить форму (рисующий свет), уменьшить глубину теней, образованных рисующим светом (заполняющий свет, или подсветка), отделить объект съемки от фона (контровой свет). Эта техника известна как освещение с трех точек.

Рисующий свет – самый яркий, доминирующий и, следовательно, самый важный, отвечает за выявление формы предмета. Это достигается за счет яркого освещения и отбрасываемых при этом теней. Именно игра теней в большинстве случаев передает конфигурацию объекта. Рисующий свет в студии всегда носит светотеневой характер. Наиболее естественным выглядит лицо, когда рисующий источник света находится на 30-40° выше оси съемки и на 30-45° смещен в сторону от объекта. На улице обычно функцию рисующего света выполняет солнце, можно пользоваться также отражением от белой ближайшей стены или переносным отражателем (белым или алюминированным), находящимся вне поля зрения камеры. Яркость, создаваемая рисующим светом при съемке лица, называется ключевой яркостью, так как по отношению к ней устанавливается яркость для всех остальных поверхностей, фигур, обстановки и фона в кадре. От ключа идет как бы настройка всей свето- и цветотональной палитры кадра. Контрастный, направленный свет необходим не только для выявления объемности человеческого лица и предметов на съемочной площадке, но и для выявления узнаваемой фактуры. Складки штор, черепица, кирпичная кладка, песчаные дюны или водная гладь – все это возможно передать зрителю в самом непосредственном виде.

Заполняющий свет, или подсветка, решает проблему слишком резкой светотени. ЕСЛИ интерьер или натура очень темны, то рисующий свет может только ухудшить результат, нарисовав на лице густые провалы теней. Подсветка увеличивает общую освещенность и частично заполняет тени. Источники света следует отрегулировать до уровня от 50 до 75% яркости рисующего света, но не ниже уровня освещения, необходимого камере. Этот свет равномерно заполняет все пространство. Для его создания используются приборы рассеянного света, экраны, затянутые белым материалом или освещенные (на просвет, на отражение) приборами. Однако для подсветки теней не всегда используется свет, заполняющий все пространство съемки. Иногда применяется прибор направленного или рассеянного света, поставленный рядом с камерой с другой стороны от источника рисующего света. С помощью заполняющего света устанавливается световой баланс – соотношение яркости света и тени, причем это понятие состоит как бы из двух составляющих: из соотношения света и тени на лице и из соотношения света на лице и фоне. Световой баланс – очень важный инструмент в арсенале фотографа, оператора. С его помощью создается необходимая световая атмосфера. Чтобы создать в кадре «дневное» освещение, нужно выдержать на лице световой баланс между светом и тенью 5:3 или 5:2 , световой баланс между лицом и фоном 5:6 или 5:7, т. е. «днем» фон должен быть светлее, чем лицо. «Ночное» освещение выдерживается световым балансом на лице 5:1, между лицом и фоном 5:0,3. Днем устанавливается светлая гамма, ночью и вечером темная. Здесь уместно сказать о работе телеоператора, которому также необходимо помнить о светотональном единстве, которое он должен выдержать в каждом кадре. Неприемлемо, например, в эпизоде, снимаемом в светлой гамме, создать на лице ночной контраст (5:1) или в ночном действии пересветить фон до дневных значений. При монтаже эти кадры очень трудно будет использовать, так как они не соответствуют друг другу по гамме.

Контровой (контурный) свет, или контражур, освещает объект сзади и находится несколько выше его, чтобы не попадать в кадр. При освещении объекта сзади на нем возникает световой контур, обрисовывающий фигуру и хорошо отделяющий ее от фона. Отделение объектов от фона придает глубину пространству, хорошо отграничивает первоплановые фигуры от второго плана. Световым контуром отлично подчеркиваются и архитектурные формы: лестницы, колонны, пилястры – и детали обстановки, В этом своем качестве он предстает перед нами и как средство выразительности. Поскольку в объектив попадает лишь малая часть контрового света, яркость создающего его прибора обычно равна или превышает яркость рисующего света. В качестве контрового можно использовать так называемый отбрасываемый свет, направив осветительный прибор на потолок или на стену за спиной объекта.

Применение этих трех видов света при съемке - отправная, а не конечная точка в процессе установки света в павильоне и на природе. Фотограф волен варьировать их сочетание в каждом конкретном случае в зависимости от того, как место съемки выглядит в камере, а не на основе соответствия идеальной схеме освещения с трех точек.

Помимо рисующего, заполняющего и контрового света многие пространственные и выразительные характеристики придает объектам и моделирующий свет. Он нужен для тончайшей световой доработки общего рисунка, сложившегося в результате использования трех названных видов света. Подсветка глаз для придания им блеска и яркости, подсветка украшений, орденов, блик на локонах вьющихся волос – для этих целей моделирующий свет незаменим.

Немалыми пространственными и творческими параметрами обладает и фоновый свет. Задача фонового света - придать живописность действию, обрисовать архитектурные формы, выявить глубину пространства. Фоновый свет ставится таким образом, чтобы можно было снимать общие, средние и крупные планы без перестановки осветительных приборов. Фоновый свет – это очень важная переменная составляющая освещения, с помощью которой не только решаются пространственные характеристики, но и адекватно передается будущему зрителю время суток, к тому же фоновое освещение способно формировать настроение согласно замыслу создателей. Светлый задний план создает более жизнерадостное настроение. Темный фон, напротив, делает кадр более контрастным и сообщает ему элемент драматизма. В обозначении ночной сцены задний план затемняется, даже если съемка происходит в помещении. Дневная сцена имеет яркий задний план, даже если источник света не обозначен. И в дневной, и в ночной сцене освещение заднего плана должно находиться на минимальном уровне, но ночное освещение включает больше затененных участков.

Чем больше вариаций светового оформления сцен, тем активнее реализуется третья функция света – эмоционально-эстетическая. Для выполнения ее в арсенале у фотографа имеется немало всевозможных световых эффектов.

Эффектный свет - это способы обозначения в кадре отраженного источника света. Свет свечи, настольной лампы, костра, солнца, луны, свет цветной наружной рекламы, все пересвечивающие и выбеливающие вспышки молнии – эти эффекты проявляются на лицах героев, на окружающей обстановке. Эффектный свет используется при съемках в темноте.

Особый вид эффектного света – динамический свет. Он представляет собой эффектный свет в движении, меняющийся от перемещения источников света или объектов относительно этих источников. Динамический свет можно использовать и в интерьере: хлопающие от ветра ставни (или тяжелые шторы на окнах), то закрывающие свет и погружающие комнату в полутьму, то открывающие путь потоку яркого света; зажигание и гашение любого источника искусственного освещения – от ночника у постели больного до огромной люстры в концертном зале.

Световых эффектов существует бесчисленное множество. Опытные операторы и фотографы виртуозно используют световые нюансы для достижения наибольшей выразительности кадра, не только стараясь воплотить реальность в ее естественном виде, но и трансформируя эту реальность в определенных творческих целях.

Виды света, рассмотренные нами, в различных сочетаниях, комбинациях и условиях так или иначе реализуют три основные функции света: информативную, пространственную и эмоционально-эстетическую.


1. Источники освещения. Виды освещения.

Фотографическое изображение на светочувствительных материалах возникает в результате воздействия на них света. Таким образом, свет – основное изобразительное средство фотографии.

Освещенность – это распределение света в предметном пространстве. Она может существенно изменяться в зависимости от положения солнца над горизонтом (наибольшая величина освещенности около полудня, наименьшая – в сумерках перед заходом солнца), от наличия облачного покрова. Контраст – это разница между самыми светлыми и самыми темными участками снимаемого сюжета. Когда эта разница велика, говорят о высоком контрасте фотоснимка, и наоборот. На контраст влияет направление света, цвет снимаемого объекта, характер его поверхности.

Основной фактор, определяющий условия естественного освещения – время суток. От него зависит высота солнца над горизонтом, а значит, и направление солнечных лучей. Лучи низко расположенного солнца в основном освещают вертикальные поверхности предметов; высоко расположенного – горизонтальные. Утром и вечером тени от предметов длинные, в полдень короткие. Наиболее благоприятным временем для съемок на открытом воздухе традиционно считается вторая половина дня (если нет утреннего тумана, дымки, то дообеденное время также подходит).

Вторым источником освещения наземных предметов является небо. Утром, до момента появления солнца, и вечером, после его захода, предметы освещены только голубым светом неба.

При ярком солнечном свете освещение объектов съемки становится наиболее контрастным.

В ясную погоду нежелательно производить съемку в полуденные часы, так как в это время суток освещение становится невыразительным, плоским, искажается светотеневой рисунок всех предметов. С другой стороны, низко расположенное солнце освещает вертикальные поверхности почти перпендикулярными лучами, в этом случае падающий на лицо солнечный свет нивелирует его формы, делает его плоским. Оптимальное соотношение направленного (солнечного) и рассеянного (небесного) света имеет место при высоте солнца над горизонтом от 20 до 45 градусов.

Наличие облаков резко изменяет освещенность наземных предметов. В таком случае говорят о полумягком освещении. Контрастность уменьшается, однако сохраняется достаточное количество теней для подчеркивания фактуры и формы предметов. Полумягкое освещение положительно сказывается на воспроизведении тональных переходов от светлых участков к темным. По сравнению с контрастным освещением цвета кажутся несколько разбавленными.

При сплошной облачности, дождливой погоде, тумане свет солнца и свет неба, проходя через облака и капельки воды, создают рассеянное, мягкое освещение. Снимки, сделанные в таких условиях, отличаются крайне низким общим контрастом и практически полным отсутствием теней. Цветовые тона смягчаются, делаются пастельными. Большое значение при таком освещении имеет направление светового потока. Если он падает спереди, то мягкое освещение выявляет гораздо больше деталей сюжета, чем контрастное, при котором эти детали скрадывают тени. Такое освещение редко используется для съемки пейзажей.

Таким образом, в зависимости от погодных условий и места съемки освещение объекта может быть направленным и рассеянным.

Огромное значение при съемке имеет направление света. Так, объект может освещаться спереди, сбоку, сзади и сверху.

Итак, фронтальное (переднее) освещение. При фронтальном освещении солнце находится за фотографом, его лучи падают на все элементы снимаемых объектов спереди. Такое освещение является плоскостным и становится все более плоским по мере того, как солнце склоняется к горизонту. Фронтальное освещение искажает форму, предметы выглядят двухмерными. Тени на снимке отбрасываются прямо назад, не давая ощущения глубины. Разницы между светлыми и темными участками почти нет. Фактура предметов практически не видна, однако за счет хорошей освещенности выявляются все детали объекта. Следует знать, что если часть объекта сильно отражает свет, то все ее детали будут утрачены.

Выразительность снимка значительно усиливается, когда свет падает на объект не спереди, а сбоку. Такое освещение называют боковым. Образуются тени, выявляется фактура поверхности. Чем больше угол между направлением оптической оси объектива фотоаппарата и направлением солнечных лучей, тем более выражено боковое действие света, тем более объемным выглядит предмет по сравнению с его плоским видом при фронтальном освещении. Предел – когда солнце светит под прямым углом к камере и лучи его падают на объект съемки четко сбоку.

Чем ниже опускается солнце, тем длиннее становятся тени и тем выразительнее получается фотография. Если вы стремитесь к необычности снимка, то надо полностью использовать возможности бокового освещения и приступать к съемке, когда солнце находится низко над горизонтом и светит под прямым углом к оптической оси объектива. Если же вы хотите, чтобы снимок выглядел более естественно, лучше использовать боковое освещение, когда угол между направлением солнечных лучей и аппаратом меньше прямого, а по высоте солнце находится примерно посередине между горизонтом и зенитом.

Когда угол между направлением солнечного света и аппаратом начинает превышать прямой, то освещение становится задним, его также называют контровым. Иными словами, контровой свет создается источником, находящимся позади снимаемого объекта. Использование контрового света требует соблюдения определенных правил. Так, нужно, чтобы солнечный диск был заслонен каким-либо предметом, допустим стволом дерева. В результате передний план – деревья, их кроны – оказывается почти черным, силуэтным.

Недостаток контрового освещения – возможные блики на изображении, особенно заметные, когда солнце попадает прямо в кадр.

Когда солнце стоит над головой, т.е. когда освещение верхнее, наступают самые неблагоприятные условия для съемки пейзажей. Короткие тени отбрасываются вниз, тем самым почти лишая предмет фактуры и формы, создавая высокий контраст. Возникает общее впечатление жаркого дня. Такое освещение используют для того, чтобы тени от ветвей деревьев падали на землю и разделяли участки пространства, которые в противном случае выглядели бы однообразными.



  1. Фотокомпозиция. Особенности грамотного построения композиции.


Фотокомпозиция.

Композицией называют объединение отдельных элементов изображения в единое художественное целое, выразительной раскрывающее идею произведения. В каждой фотографии должен присутствовать единый композиционный центр, фокусирующий внимание читателей Многим снимкам свойственно размещение центра изображения по правилу золотого сечения. Согласно ему сюжетный центр композиции должен разделять плоскость на две части в пропорции 3:5. В зависимости от объекта композиционно важными оказываются в одних случаях очертаниях предметов, образующие линейный строй снимка, в других – цветовые сочетания, в третьих – эффекты освещения.

Основные задачи композиции:

  • выразительно изображать характерные черты объекта путем создания акцентов, цветовых и световых контрастов,

  • достоверно отражать конкретное событие или сюжет путем выявления объемной формы и фактуры поверхности предметов,

  • заинтересовать зрителя, привлечь его внимание изобразительными приемами, мастерством их исполнения.

Основное правило композиции: ни одна часть снимка не должна «выпадать», все изображаемое в рамках кадра должно рассматриваться взаимосвязанно.


Смысл композиции состоит в том, чтобы рассматривание снимка, с одной стороны, доставляло эстетическое удовольствие, а с другой – не требовало особых усилий. Необходимо располагать предметы на снимке таким образом, чтобы глаз, охватывая все его элементы, безошибочно выделял при этом сюжетно важные детали. В основном правильная композиция достигается грамотным расположением предметов относительно друг друга, их логической связью, а также теми невидимыми линиями, которые как бы объединяют изобразительные предметы кадра. Определенную роль здесь играют свет и тени. Следует помнить, что в первую очередь взгляд привлекают светлые участки снимка. Поэтому желательно, чтобы внешние края кадра были темнее, чем его центральная часть.

Композиция снимка может быть уравновешенной и неуравновешенной. Композиция считается уравновешенной, если цветовые и тональные элементы правой части кадра сопоставимы с цветовым и тональными элементами левой части. Причем эти участки должны быть одинаковыми по насыщенности и площади. Или же большие по площади участки должны быть уравновешены двумя или тремя участками меньшей площади в другой половине кадра.

Следует отметить, что предметы, расположенные в правой части кадра, воспринимаются более тяжелыми, чем в левой части. То же самое относится и к цветовым тонам. Например, красный цвет кажется тяжелее голубого.

Композиция может быть симметричная и асимметричная. Если сюжетный центр находится в центре кадра, а его правая часть зеркально отображает левую, композиция называется центральной или симметричной. Если сюжетный центр ближе к одному из краев кадра, а его правая часть существенно отличается от левой, композиция называется асимметричной.

Асимметричность изображения используется для передачи динамики события или движения. Симметричная композиция, напротив, подчеркивает статичность изображаемого объекта. Симметричное построение, как правило, упрощает композицию, но вместе с тем четче выявляет главное в изображаемом объекте. Симметрию чаще всего используют при съемке архитектурных сооружений, реже в интерьерах.

Одно из самых действенных правил композиции – правило одной трети. Согласно этому правилу, снимок делится на равные части двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями. При этом получаются три горизонтальные и три вертикальные полосы одинакового размера, а также четыре точки пересечения линий. Если выбрать угол съемки таким образом, чтобы сюжетно важная часть снимка располагалась вдоль любой из четырех линий, то это даст основу для правильного построения кадра. Если к тому же поместить какой-либо предмет в любую точку пересечения горизонтальных и вертикальных линий, то почти наверняка взгляд будет прикован к снимку.


Ракурс изображения. Ракурс – угол, образуемый оптической осью объектива и изображаемым объектом. Когда снимают снизу вверх, говорят о нижнем ракурсе, а когда сверху вниз – о верхнем ракурсе. При нижнем ракурсе перспектива усиливается – размеры далеко расположенных предметов получаются сильно уменьшенными. При верхнем ракурсе фигуры изображаемых людей получаются укороченными.

Динамика и пространство кадра.

Существует негласное правило: в каждом снимке должно присутствовать действие. Если в кадре есть люди, они должны что-то делать, но не позировать для снимка. Выражения лиц, непринужденные жесты людей на снимке создают впечатление живости и неофициальности происходящего.

Таким образом, внутренней динамикой могут обладать многие неподвижные предметы. Если движение направлено слева направо, то предмет следует располагать в левой части кадра и наоборот. Если же вы хотите привлечь внимание к небольшому объекту, находящемуся в одной из точек пересечения линий кадра, то надо поместить в кадр какой-то элемент, который направит взгляд к этому предмету. Скажем, если в точке пересечения находится церковь, то в кадре должна быть дорожка, ведущая к входу, которая к тому же придает снимку динамичность.

Чтобы усилить ощущение скорости, движение объектов изображают слева направо, а чтобы создать ощущение трудности преодоления какого-либо препятствия, движение изображают в обратном направлении – справа налево.

Еще… Наши глаза привыкли читать слева направо, поэтому и снимок мы непроизвольно разглядываем точно так же. Вот почему смысловой центр кадра лучше располагать в правой его части, чем в левой, поскольку взгляд и объект съемки в этом случае как бы движутся навстречу друг другу.

Соотношение между изобразительными элементами в кадре.

Роль второстепенных элементов – служить фоном, не отвлекая взгляд от основного объекта. Следует запомнить, освещенность фона не должна быть выше освещенности лица, фигуры человека, в противном случае велика вероятность того, что на снимке человек будет выглядеть темным силуэтом на светлом фоне.

Важную роль в композиции играют тональные переходы, особенно в черно-белой фотографии. Как правило, светлые участки кажутся большего размера по сравнению с темными. Если на снимке изображены два предмета одинакового размера, но разные по тону, то выделяться будет более светлый, и это может испортить снимок, безупречный в композиционном отношении. С другой стороны, если из двух предметов разного размера более светлым будет меньший по размеру, то эти предметы могут восприниматься как одинаково важные в сюжетном отношении, хотя вы намеревались выделить какой-то один.


Роль линий в кадре.

Линии могут играть важную роль в композиции снимка, увлекая глаз зрителя в нужном направлении. В пейзажных снимках ведущими линиями, образующими рисунок изображения, являются берега рек, обочины дорог, изгороди, стволы деревьев.

Линии могут придавать фотографии то или иное настроение. Так, в пейзажах в основном преобладают прямые горизонтальные линии, которые вызывают чувство покоя и простора. Вертикальные линии создают ощущение высоты, при этом они могут создать и ощущение беспокойства. Диагональные линии придают снимку динамику, создают ощущение скорости. Изогнутые линии обладают изяществом, взгляд легче скользит по ним, чем по прямым. Округлые очертания холмов, изгибы рек могут играть самостоятельную роль в композиции снимка.

Для придания снимку глубины и передачи масштабов предметов необходимо использовать сочетание разных планов: заднего и переднего.

Композиция и цвет.

В зависимости от цвета разные предметы могут контрастировать или гармонировать с другими предметами. Дополнительным или контрастным цветом красного является сине-зеленый (голубой), синего – желтый, зеленого – пурпурно-красный. С красным цветом гармонирует оранжевый и пурпурно-красный, в меньшей степени желтый и пурпурный. С зеленым – голубой, синий, желтый, желто-зеленый, с синим – голубой, пурпурно-синий, зеленый, пурпурный. (См. цветовое кольцо). Пример, зеленая лужайка, покрытая цветами. Если цветы буду красного цвета, то есть контрастного к зеленому, то они создадут практически объемную картинку, сильно выделяясь на фоне травы. Если цветы будут желтыми (цвет гармоничный зеленому), то изображение будет выглядеть плоским.

Необходимо помнить, что все оттенки красного, иными словами, красная часть спектра, за счет большей длины волны кажутся на снимках выступающими вперед, тогда как цвета фиолетовой части спектра (меньшая длина волны) отступают на задний план.



  1. Типологические признаки жанров фотожурналистики. Информационные жанры фотожурналистики.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Вопросы к экзамену по курсу «Современные технические средства журналистики» iconКонтрольные вопросы по курсу «Технические средства предприятий сервиса» (сервиса электронных систем безопасности) Глава Сущность курса «Технические средства предприятий сервиса», оборудование и технические, средства предприятий и подразделений безопасности
«Технические средства предприятий сервиса» студентам специальности «Сервис» специализация «Сервис электронных систем безопасности...
Вопросы к экзамену по курсу «Современные технические средства журналистики» iconПрограммы вспомогательных (прикладных) дисциплин Современные технические средства журналиста Для студентов факультета журналистики Москва
«Современные аудио- и видеосредства в практической работе журналиста» – канд филол наук В. Н. Солнцев
Вопросы к экзамену по курсу «Современные технические средства журналистики» iconВопросы к экзамену по фармакологии (педиатрический факультет) Вопросы к экзамену по фармакологии (лечебный факультет)
Занятие Сердечные гликозиды. Негликозидные кардиотонические средства. Противоаритмические средства
Вопросы к экзамену по курсу «Современные технические средства журналистики» iconВопросы к экзамену по курсу «Информатика»
Вопросы к экзамену по курсу «Информатика» для студентов 1 курса ктф специальности 1-50 01 02 «Конструирование и технология швейных...
Вопросы к экзамену по курсу «Современные технические средства журналистики» iconУчебно-методический комплекс вспомогательных (прикладных) дисциплин Современные технические средства журналиста
Учебно-методический комплекс вспомогательных (прикладных) дисциплин современные технические средства журналиста составлен в соответствии...
Вопросы к экзамену по курсу «Современные технические средства журналистики» iconУчебно-методический комплекс вспомогательных (прикладных) дисциплин Современные технические средства журналиста
Учебно-методический комплекс вспомогательных (прикладных) дисциплин современные технические средства журналиста составлен в соответствии...
Вопросы к экзамену по курсу «Современные технические средства журналистики» iconВопросы к экзамену по курсу «Экономика социально-культурной сферы»
Социально-культурная сфера: Здравоохранение; Культура; Наука; Образование; Средства массовой информации; Физкультура и спорт
Вопросы к экзамену по курсу «Современные технические средства журналистики» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Технические средства дизайна»
Периферийные устройства и их подключение. Аппаратные средства поддержки рекламных и информационных мероприятий (проекторы, аудио...
Вопросы к экзамену по курсу «Современные технические средства журналистики» iconВопросы к экзамену по специальности 10. 01. 10 − журналистика социальное значение журналистики
Вступительный экзамен в аспирантуру по специальности 10. 01. 10 − журналистика преследует цель определить объем и качество знаний...
Вопросы к экзамену по курсу «Современные технические средства журналистики» iconПримерная программа дисциплины современные зарубежные средства массовой информации федерального компонента цикла дс гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика»
Засурский Ясен Николаевич, доктор филологических наук, профессор, декан факультета журналистики Московского государственного университета...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница