Александр Сергеевич Пушкин




Скачать 177.96 Kb.
НазваниеАлександр Сергеевич Пушкин
Дата02.10.2012
Размер177.96 Kb.
ТипЛитература

Оrectangle 12главление


Оглавление 1

1.Введение 2

2.Александр Сергеевич Пушкин 4

3.Уильям Шекспир 7

4.Связующие нити творчества Александра Сергеевича Пушкина и Уильяма Шекспира 10

5.Заключение 12



  1. Введение


Для создания литературного шедевра одного таланта мало. Талант должен угадать время. Талант и время нерасторжимы.

М. Арнольд

Литература - это искусство. В отличие от остальных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, танца и др.), обладающих непосредственно предметно-чувственной формой, творимой из какого-либо материального объекта (краска, камень) или действия (движение тела, звучание струны), литература создаёт свою форму из слов, из языка, который, имея материальное воплощение (в звуках и посредованно — в буквах), действительно постигается не в чувственном восприятии, а в интеллектуальном понимании. 

Самые талантливые произведения считаются классикой и недаром, ведь связать время, проблемы и историю, так чтобы это оставалось актуальным на протяжении многих тысячелетий удавалось немногим, среди них Александр Сергеевич Пушкин и Уильям Шекспир. Их творчество многогранно, искра индивидуальности видна в каждом произведении. Шекспир по своей значимости для Англии занимает такое же место, как для России Пушкин.


Моя работа называется «Связующие нити творчества Александра Сергеевича Пушкина и Уильяма Шекспира». Ведь Александр Сергеевич Пушкин восхищался творчеством Уильяма Шекспира, его манерой раскрывать гуманистические идеи в своих произведениях и ярко отображать реальность. Читая произведения двух классиков, чувствуешь глубину слова, философский смысл, что можно не встретить у других писателей и поэтов, поэтому целью моей работы является выявить сходства и различия в творчестве этих гениев слова.

Прежде всего, я представляю задачи мой работы:

Анализ творчества Александра Сергеевича Пушкина и Уильяма Шекспира.

Раскрытие понятия «шекспиризм».

Изучение произведений двух драматургов.

Сопоставление драм и выявление сходства и различия в творчестве Александра Сергеевича Пушкина и Уильяма Шекспира.

Создание вывода о проделанной работе, выявление задач на будущее.

Возвращаясь к эпиграфу, хочу заметить, что единство времени и идеи, есть ни что иное, как талант. Время - вот что нужно для его раскрытия, но ведь это того стоит.

В любой сфере искусства талант ценится на вес золота, особенно в литературе.

Умение грамотно владеть речью, правильно заинтересовать читателя произведением и раскрыть всю суть бытия, вот главная задача писателя.

Почему некоторые произведения мы забываем, а некоторые готовы даже цитировать? Это и есть магия слова и актуальность произведения, а вот сделать его бессмертным это уже талант, который стал подвластен Александру Сергеевичу Пушкину и Уильяму Шекспиру.


  1. Александр Сергеевич Пушкин


В детстве входит в нашу жизнь веселое и звучное имя – Пушкин, и до конца жизни сопровождает нас великий поэт как верный друг, воспитатель прекрасного и доброго в человеке. Пушкин- солнце русской поэзии, великий русский национальный поэт. В мировой литературе он стоит в ряду таких гениальных художников слова, как Шекспир, Гете , Лев Толстой.

Александр Сергеевич Пушкин - родоначальник классической русской литературы, основоположник русского реализма, создатель русского литературного языка. «Весь он – чудо», - говорил о поэте А. М . Горький.

Творчество Александра Сергеевича Пушкина находится на рубеже литературных эпох: классицизма и сентиментализма XVIII века романтизма и реализма XIX века. Как личность и как художник поэт сформировал в переломный момент европейской истории и в период подъема национально- патриотических настроений в России. Эти факторы обусловили основное направление его творческого пути – утверждение национально- самобытных и народных начал и усвоение европейского культурно- исторического опыта.

В процессе изучения творчества А.С. Пушкина сформировалось понятие шекспиризм. Под шекспиризмом Пушкина и других отечественных писателей (прежде всего Ф. М. Достоевского) следует понимать художественно-эстетический комплекс идей, который характеризует шекспировское видение и понимание истории и современности, прошлого и будущего (собственно, это то, что Пушкин назвал «взглядом Шекспира»). Шекспиризм проявлялся в осознании художественных открытий английского драматурга, масштабности шекспировского изображения происходящего, в накале и титанизме страстей, в концепции человека и истории, в осмыслении роли случая в истории, в смешении стилей, совместимого и несовместимого, прозы и стиха и т. п.

О пушкинском увлечении великим английским драматургом начали писать современники русского поэта, для которых этот вопрос уже тогда представлял огромный интерес. Публикация рукописного наследия Пушкина позволила определить, в каком объеме поэт был знаком с Шекспиром и с критической литературой о нем. Уже в прижизненной критике Пушкина подчас сравнивали с Шекспиром, который был критерием эстетического совершенства и художественного мастерства. В дальнейшем изучением пушкинского шекспиризма занимались многие исследователи. Шекспиризм поэта был не просто следованием литературной моде. Из чисто литературной установки шекспиризм перерос в мировоззренческую идею Пушкина. Именно под влиянием Шекспира Пушкин вырабатывал зрелый взгляд на историю и народ.

Пушкин считал Шекспира романтиком, понимая под «истинным романтизмом» прежде всего искусство, соответствующее «духу века» и связанное с народом. Пушкин стремился развить художественную систему Шекспира применительно к задачам своей эпохи. Главные черты шекспировской манеры он находил в объективности, жизненной правде характеров и «верном изображении времени». Отражение шекспиризма происходит в цикле «Маленькие трагедии».

В «Маленьких трагедиях» Пушкин делает новый шаг в развитии драматургии. Широкие социально- исторические картины «Бориса Годунова» сменяются углубленными морально - психологическими коллизиями громадного драматургического напряжения. Пушкин Выступает в них глубоким знатоком человеческих страстей, замечательным мастером лепки характеров, художником острых драматических конфликтов.

В «Маленьких трагедиях» с огромной силой проявилась гениальная способность Пушкина проникать в жизнь других народов, рисовать психологию и нравы любой исторической эпохи. Белинский восхищался этим даром поэта. Достоевский видел в нем проявление всемирной отзывчивости русского народа. Это было и великой победой русского реализма.

«Маленькие трагедии» ( «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы») были задуманы в 1826, а завершены в 1830 году, в Болдино. Поскольку все четыре произведения не являются трагедиями в собственном смысле этого слова, исследователи, пользуясь пушкинским определением, называют их иногда «драматическими сценами».

В центр каждой пьесы поставлен характер, определенный по одной господствующей страсти. Барон («Скупой рыцарь») не просто скряга, он носитель идеи богатства как знака неограниченной власти. Сальери («Моцарт и Сальери»), всю жизнь посвятивший искусству, не в нем, а в славе видит цель и смысл своей жизни. Жажда славы- высшая страсть Сальери. Пушкин помещает своих героев в исключительные обстоятельства, позволяющие показать бессилие и гибельность всепоглощающих страстей. Страсть приводит героев к преступлению: Сальери злодейски убивает Моцарта, нравственное преступление совершает Барон, ценой «слез, крови и пота» своих многочисленных жертв скопивший свои несметные богатства.

В «Маленьких трагедиях» Пушкин проводит смелые эксперименты в области драматургии: предельно уменьшает количество персонажей, доводя их до двух, как в «Моцарте и Сальери».

«Пушкин принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, не останавливающимся на этой точке, на которой застала их смерть, но продолжающим развиваться в сознании общества, - писал В.Г. Белинский.

–Каждая эпоха произносит о них суждение, и как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей за ней эпохе сказать что-нибудь новое и более верное»


  1. Уильям Шекспир


Шекспир знает жизнь и не теряет веры в людей.

(З. Г. Гражданская «От Шекспира до Шоу»)

О Шекспире правды не знает никто, есть лишь легенды, мнения, некоторые документы и его великие произведения.

В трагедиях, и особенно комедиях, Шекспир широко использовал обороты народной речи, которые впоследствии органично вошли в литературный язык. Но ценность его творчества была не только в этом. За 20 лет творческой жизни он создал то, что остается актуальным на протяжении пяти столетий. Его сонеты, трагедии и комедии стали классикой. Благодаря Шекспиру в литературе появились новые идеи, новый взгляд на жизнь. В театре на сцене героями стали живые люди, а не носители строго определенных идей, как это было свойственно драматургии того времени. Уильям брал за основу распространенные сюжеты, и привносил в них передовые идеи того времени — эпохи Возрождения.

Литературное наследие Шекспира распадается на две неравные части: стихотворную (поэмы и сонеты) и драматическую. В. Г. Белинский писал, что «слишком было бы смело и странно отдать Шекспиру решительное преимущество пред всеми поэтами человечества, как собственно поэт, но как драматург он и теперь остается без соперника, имя которого можно б было поставить подле его имени».

Можно, совершенно не колеблясь, назвать сразу несколько одинаково гениальных трагедий Шекспира «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло», «Король Лир». Трагедии возрастов выстроились в них как бы по восходящей линии — от юности к старости и все же последнее творение гениального английского драматурга представляется в названном ряду некоей вершиной если не самой высокой, то-уж точно — самой одинокой, как скала посреди бушующего океана и олицетворяющей главного героя.

Сначала, как водится, на столичной сцене была поставлена сама пьеса. И лишь спустя некоторое время появилось ее книжное издание с обстоятельным, как и полагалось в те времена, названием: «Г-н Уильям Шекспир: его правдивая хроника об истории жизни и смерти короля Лира и его трех дочерей, с несчастной жизнью Эдгара, сына и наследника графа Глостера, принявшего мрачный облик Тома из Бедлама, как это игралось перед его королевским величеством в ночь на св. Стефана во время рождественских праздников слугами его величества, обычно выступающими в «Глобусе» на Бенксайде в Лондоне».

В который раз внимание читающей публики и зрителей было привлечено к трагической судьбе несчастного короля старой Британии, отвергнутого и брошенного на произвол судьбы собственными дочерями. История эта была известна и по средневековым хроникам, и по нескольким дошекспировским переложениям. Но лишь под пером гения в традиционном сюжете были затронуты такие глубины человеческого сердца и одновременно такие темные стороны людских характеров, что они вот уже почти четыре века заставляют содрогаться и трепетать каждого, кто смотрит или читает это откровение человеческого духа.

Проблема «отцов и детей» проходит через всю мировую литературу. В трагедии Шекспира она обнажилась своими самыми отвратительными чертами. Две старшие дочери короля, поделившего между ними свое царство, лишают восьмидесятилетнего старика приюта и крова и, в конце концов, доводят его до сумасшествия и смерти. На втором плане и параллельно основной линии сюжета разворачивается душераздирающая драма, так сказать, с обратным знаком: граф Глостер выгоняет оклеветанного сына и чуть не убивает его, но, ослепленный врагами, сам оказывается на грани гибели. Насильственная смерть настигает и всех трех дочерей короля Лира: одна отравлена, другая зарезана, а третья — младшая Корделия, явившаяся из Франции с войском, чтобы спасти отца, — удавлена соотечественниками.

Конечно, сам король Лир — тот еще сумасброд: и потому как легко и бездумно отказывается от власти и царства, и потому как лишил наследства и любви младшую дочь только за то, что она не нашла лестных слов для выражения своей любви к отцу, и потому как изгнал благородного графа Кента. Но, безусловно, читательские и зрительские симпатии всегда оставались на стороне этого седовласого чудака, наивного, как дитя. Именно в его уста Шекспир вкладывает самые возвышенные свои стихи.

Трагедия «Король Лир» носит и политический и социальный характер. Со времени написания «Юлия Цезаря» (1599) Шекспир не высказывал монархических иллюзий. В своей трагедии он показывает развращающую роль единоличной власти, её страшное влияние на человека. Так, в «Короле Лире» старый Лир сначала представляется нам ограниченным и упрямым деспотом, готовым изгнать родную дочь за недостаточное выражение преданности. Потом мы начинаем понимать, что по натуре своей Лир не таков, что это человек, способный тонко чувствовать и серьёзно размышлять над происходящим. Как говорит Н. А. Добролюбов, «мы… исполняемся негодованием и жгучей злобой уже не к нему, а за него и за целый мир - к тому дикому нечеловеческому положению, которое может доводить до такого беспутства даже людей, подобных Лиру». Королевский деспотизм. Отчаянная борьба за власть, которую ведут Гонерилья, Регана, герцог Корнуолл. Эдмунд,- вот та политическая сторона трагедии о короле Лире, которая сближает её и с хрониками и с современной Шекспиру английской действительностью.

Трагедия о Лире построена как жесточайшее столкновение Добра и Зла, Горнерилья, Регана , Эдмкнд, герцог Корнуолл отличаются чудовищной жестокостью, совершают омерзительные, чистые сердцем, истинные носители добра- Корделия, Эдгар, Кент, шут, герцог Олбени. Борьба кипит вокруг двух несчастных стариков – короля Лира и герцога Глостера, - которые ещё недавно были деспотичными, самоуверенными, полные сил, а теперь оскорблены, выгнаны в бурю из своих жилищ, обречены на гибель. Но Добро побеждает, хотя- по законам трагедии- погибают главные герои трагедии- король Лир и Корделия.

Из трех дочерей Лира одна - Корделия- остается истинным идеалом любящей дочери. Из двух сыновей Глостера один - оклеветанный Эдгар – остается идеалом сына.

Трагедия в целом — нравственный урок прошлому, настоящему и будущему. Древние учили: чем трагичнее действие на сцене или в тексте литературного произведения, тем сильнее просветляет и возвышает оно человеческую душу. 

Прошло почти четыреста лет со дня смерти Шекспира, многие великие драматурги создали после него изумительные драмы, но равных ему в этой области мы не можем назвать. И каково бы ни было их личное отношение к Шекспиру, восхищались они им, как Пушкин, или объявляли его давно пройденным этапом как Шоу, они сохранили с ним неразрывную связь. О Шекспире написаны сотни книг; в науке, именуемой шекспироведением, насчитываются сотни имен ученых. Среди исследователей творчества Шекспира был Александр Сергеевич Пушкин.


  1. Связующие нити творчества Александра Сергеевича Пушкина и Уильяма Шекспира


Живи как пишешь, и пиши как живешь: иначе все отголоски лиры твоей будут фальшивы.

К. Батюшков

Неотъемлемой частью творчества Уильяма Шекспира и Александра Сергеевича Пушкина является поэзия. Главными затронутыми темами являются тема дружбы и любви. В лирике Пушкина тема дружбы начинает прослеживаться ещё с лицейских лет: « Друзья мои, прекрасен наш союз…». А что касается Шекспира, его сонеты складываются в лирическую повесть о дружбе поэта с прекрасным юношей «Мой друг, ужели горем лечат горе? Да разве раны исцелят от ран?...». Также прослеживается тема любви. которая у А.С. Пушкина является одной из богатых тем и многогранных, это и любовь к женщине «Я Вас любил…», к природе «Унылая пора! Очей очарованье! … Приятна мне твоя прощальная краса..». У У. Шекспира прослеживается сюжетная линия переживаний, которая свое отражение нашла в сонетах . Многообразие чувств от радости «…С твоей любовью, с памятью о ней
всех королей на свете я сильней» до уныния «…Мне от любви покоя не найти. И днем и ночью - я всегда в пути.» поражает своим мастерством в написании произведений.

Вторая часть великого творчества - это драматургия. Драма является одним из сложных родов литературы. Помимо сюжетной линии в драме ярко выражены эмоции, переживания героев, что делает этот жанр интересным.

Одна из знаменитых драм Уильяма Шекспира является «Король Лир». В сопоставление ему я взяла из цикла «Маленькие трагедии» произведений Александра Сергеевича Пушкина «Скупой рыцарь» и «Моцарт и Сальери».

Все три произведения отражают идеи гуманизма, т.е поднимают нравственные проблемы, что является неотъемлемой частью «шексперизма». Сам Шекспир был гуманистом, свои взгляды он отражает в своем творчестве, именно поэтому, его произведения сначала не были так понятны публике. Александр Сергеевич Пушкин отражает тоже нравственную картину бытия в трагедиях, показывая пороки обычных людей.

Как сходство я отмечаю и то, что для написания произведений «Король Лир» и «Моцарт и Сальери» оба автора пользовались хроникой событий, что не мало важно, это придает общественный характер произведениям.

Оба автора в своих героях закладывают пороки, показывая то, к чему могут привести они их в дальнейшем, т. е трагический конец. Трагедия приобретает нравственный характер.

Понятие совести и раскаяния закладывает человечность в главных героях, формируя их приближенность к реальности и сюжет произведения, его развязку или создает кульминацию.

Дальше я рассматривала актуальность произведения. Классические произведения являются вечными, так как они затрагивают вечные проблемы общества, в чем у этих произведений и сходство, хотя они поднимают разные нравственные проблемы.

На основе таблицы я сделала следующие выводы:

  • Драматургия Шекспира есть не что иное, как богатство мировой литературы

  • Творчество Александра Сергеевича Пушкина, хоть и имеет сходство с Уильямом Шекспиром, но в тоже время носит индивидуальный характер , который виден в его произведениях

  • Творчество двух великих драматургов несет сходство в нравственных идеях и волнующих проблемах в произведениях, что свидетельствует о том, что с течением времени у человечества сформировались вечные проблемы, решение которых не всем подвластно


  1. Заключение


Творчество А.С. Пушкина и У. Шекспира является мировым богатством литературы. У каждого из нас дома на «золотой полке» есть эти авторы. Их творчество привлекало внимание многих критиков, но всё же оно остается бессмертным. Сколько ни было написано замечательных стихотворений, но А.С Пушкину всё равно нет равных, сколько не было написано драм, проникнутых глубоким смыслом, всё равно великим драматургом остается У. Шекспир.

Завершая свою работу, я делаю следующие выводы:

  • Проанализировав творчество А.С. Пушкина и У. Шекспира, на меня произвела впечатление их манера написания, содержание произведений, индивидуальность характера в них.

  • Произведения А.С. Пушкина имеют сходства с произведениями У. Шекспира, потому что на произведениях У. Шекспира формировалось творчество поэта и драматурга.

  • Творчество двух гениев слова связано особым восприятием действительности, наполнения нравственными идеями произведений, в которых отражен гуманизм

Задачу, которую я ставлю на будущее:

  • Раскрыть до конца трагедии А.С Пушкина в сопоставлении с У. Шекспиром.

В заключение я хочу сказать о том, что нужно гордиться такими великими гениями литературы, с помощью которых с раннего детства у нас формируется восприятие мира, морали. Ведь без таких гениев литература была бы бедна и незначительна в искусстве, именно они показывают всё мастерство слова и магию литературы.

прямоугольник 16


Приложение

Таблица



«№

Название признака

«Король Лир» ( Уильям Шекспир)

«Моцарт и Сальери» и «Скупой рыцарь»

(Александр Сергеевич Пушкин)

1

Проблематика произведения

В «Короле Лире» проблематика семейных отношений тесно сплетена с проблематикой общественной и политической.

«Моцарт и Сальери». Проблематика этого произведения в зависти двух великих гениев.

«Скупой рыцарь»   Скупой рыцарь " рассматривается в контексте проблематики "железного века" с его новыми ценностными ориентирами, при которых "люди гибнут за (презренный) металл", тем самым оправдывая мораль о жестоких сердцах.


2

Шекспиризм

Человек выступает как олицетворение нравственных пороков на определенном историческом пути.

Это делает произведение более реалистичным.

3

Какие пороки олицетворяют герои?

Тема столкновения чистой человечности с бездушием, завистью и честолюбием.

«Твоё богатство - в бедности твоей»

«Вот так всегда. Как это глупо! Когда мы сами портим и коверкаем себе жизнь, обожравшись благополучием, мы приписываем наши несчастья солнцу, луне и звездам. Можно, правда, подумать, будто мы дураки по произволению небес, мошенники, воры и предатели – вследствие атмосферического воздействия, пьяницы, лгуны и развратники – под непреодолимым воздействием планет. В оправдание всего плохого у нас имеются сверхъестественные объяснения. Великолепная увертка человеческой распущенности – всякую вину свою свалить на звезды…»

Зависть , жадность, скупость

«Скупой рыцарь»

«Когда я ключ в замок влагаю. То же

Я чувствую, что чувствовать должны

Они, вонзая в жертву нож: приятно

И страшно вместе…»

«Моцарт и Сальери»

«Я завидую; глубоко,

Мучительно завидую.- О небо!

Где ж правота, когда священный дар,

Когда бессмертный гений- не в награду

Любви горящей, самотверженья,

Трудов, усердия, молений послан-

А озаряет голову безумца…»

4

Почему является трагедией

«Король Лир» - это трагедия, в которой автор осуждает людскую неблагодарность, в частности, недостойное поведение детей по отношению к родителям, а также безрассудную родительскую любовь.

Также с сюжетной точки зрения она является трагедией так. Происходит гибель героев произведения, несмотря на то что добро побеждает зло, но не для всех


По тем временам в иерархии жанров трагикомедия стояла чуть ниже трагедии и отличалась от нее лишь развязкой - счастливой, а не трагической. В пушкинской же трагикомедии герой погибает, а финальный вывод звучит далеко не оптимистично: "Ужасный век, ужасные сердца!". Очевидно, пьеса трагикомична не в классицизском, а в романтическом смысле - как сочетание трагического и смешного. По замечанию Пушкина высокая комедия нередко близко подходит к трагедии.

Что касается «Моцарта и Сальери» там трагедия видна в смерти Моцарта, тем самым гибели музыкального гения, прекращении его творчества и остановка процветания музыки ,

С той стороны какую создал австрийский композитор:

« Что пользы, если Моцарт будет жив

И новой высоты ещё достигнет?

Подымет ли он тем искусство? Нет;

Оно падет опять , как он исчезнет…»

5

Существует ли понятие совести, раскаяния

Регана подкупает убийцу, чтобы тот прикончил старого короля , но в

последнюю минуту раскаяние овладевает им, и он оставляет Лира в живых.

Раскаяние короля обманывает судьбу и выигрывает он тем самым время.


«Скупой рыцарь»

«И совесть никогда не грызла, совесть,

Когтистый зверь, скребущий сердце, совесть,

Незваный гость, докучный собеседник…»

«Моцарт и Сальери» «Друг Моцарт, эти слезы...

Не замечай их. Продолжай, спеши

Еще наполнить звуками мне душу...»- возможно, Сальери желеет о своем деянии


6

Актуальность на сегодня

Актуальность произведений в том, что они затрагивают вечные проблемы, проблемы взаимоотношений между людьми. Описывают всю нравственную слабость человека, справедливость жизни, поэтому чтение их нам понятно. Перелистывая страницы, мы не только проживаем всю жизнь героев, но и учимся не совершать ошибки, видя их трагические последствия.



Список литературы

  • «Зарубежная литература для детей и юношей» Н.П. Банникова, М. П .Бархота. «Просвещение» , 1989.

  • «От Шекспира до шоу» З.Т. Гражданская . «Просвещение « 1982

  • «Шекспир» М. Морозов Издательство ЦК ВЛКСМ Молодая гвардия 1947

  • «Я познаю мир. Литература» Москва « Астрель» 2002

  • «Справочник школьника» Под общей редакцией О.Л .Соболевой. Москва «Аст-пресс» 2001

  • Стихотворения поэмы. Сказки. Драматические произведения «Евгений Онегин» 1975 «Московский рабочий»

  • http://bse.sci-lib.com

  • http://www.world-shake.ru

  • http://www.w-shakespeare.ru/

Брянский Городской Лицей № 27

Имени Героя Советского союза И.Е. Кустова


Исследовательская работа

На тему: «Связующие

нити творчества

А. С. Пушкина

и У. Шекспира»


Выполнила: ученица 9 «А» класса

Соломатина А.А.

Проверила: учитель русского и литературы

Антонова С.П.


Брянск

2011г.


Похожие:

Александр Сергеевич Пушкин iconПушкин а с. Пушкин александр сергеевич
Пушкин александр Сергеевич (1799-1837), русский поэт, родоначальник новой русской литературы, создатель современного русского литературного...
Александр Сергеевич Пушкин iconАлександр Сергеевич Пушкин Руслан и Людмила

Александр Сергеевич Пушкин iconИван Андреевич Крылов. Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и соловей»
Александр Сергеевич Пушкин. Стихотворения «Узник», «Зимнее утро», «И. И. Пущину», «Зимняя дорога»
Александр Сергеевич Пушкин iconРекомендательный список художественной литературы родителям и детям для семейного чтения
Даль Владимир Иванович, Пушкин Александр Сергеевич. Чудесный ларец. Сказки. Загадки. Пословицы
Александр Сергеевич Пушкин iconПроект по литературе «Лицей в жизни А. С. Пушкина»
Как, где и при каких обстоятельствах величайший русский поэт Александр Сергеевич Пушкин, впервые почувствовал себя поэтом?
Александр Сергеевич Пушкин icon«Александр Сергеевич Пушкин. Знакомство с биографией поэта»
Автор. – составитель Т. М. Амбушева и др., Волгоград. 2009 г.,портрет А. С. Пушкина презентация Power Point, мультимедийный проектор,...
Александр Сергеевич Пушкин iconА. С. Спирин Спирин Александр Сергеевич
Спирин Александр Сергеевич академик, директор Института белка ран, член Президиума ран
Александр Сергеевич Пушкин iconАлександр сергеевич пушкин (1799-1837)
«Песнь о вещем Олеге»), балладе бытовой («Утопленник»), волшебной сказке-поэме («Сказка о царе Салтане»), сатирической сказке («Сказка...
Александр Сергеевич Пушкин icon© «Im-Werden-Verlag», 2003;; isbn александр Сергеевич Пушкин
Петр снисходительствовал его просьбам, просил его заботиться о своем здоровий, благодарил за ревность к учению и, крайне бережливый...
Александр Сергеевич Пушкин iconПокрыты славою чудесного похода
Один из залов Зимнего дворца в Санкт-Петербурге поражает воображение всех, кто туда попадает: его стены сверху донизу увешаны портретами...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница