«Шаги к устойчивым школам»: руководство к действию




Название«Шаги к устойчивым школам»: руководство к действию
страница1/4
Дата02.10.2012
Размер0.54 Mb.
ТипРуководство
  1   2   3   4




ГАООС и ЛХ КР

Министерство Образования

и Науки КР






«Шаги к устойчивым школам»: руководство к действию


Учебно-методические материалы

для семинара по интеграции вопросов экологической безопасности и устойчивого развития в учебные программы школ


(проект)





Бишкек, 2010


Учебно-методические материалы для учителей «Шаги к устойчивым школам» - Бишкек, 2010 г.


Авторы:

Постнова Е.А.,

Коновалова Т.Ф.,

Неустроев А.В.


Консультант: Кен Вебстер, Великобритания


Учебно-методические материалы по Образованию в интересах устойчивого развития предназначены для педагогов школ, лицеев, колледжей, а также для слушателей институтов повышения квалификации, преподавателей университетов и высших педагогических учебных заведений, интересующихся вопросами устойчивого развития и образования.


© OSCE Сentre in Bishkek

© “AKMENA” Public Association


«Шаги к устойчивым школам»: руководство к действию


Сама по себе борьба с существующей реальностью не может изменить состояние вещей. Только создание новой модели на смену устаревшей может принести перемены.

Букминстер Фуллер, изобретатель


Если машина является символом века индустрии, то образ живой системы может поистине вдохновить эру пост-индустриализма.

Питер Сенге, журналист


Бизнес – это единственный механизм, существующий сегодня, достаточно мощный для того, чтобы совершить необходимые изменения и дать обратный ход глобальной экологической и социальной деградации.

Поль Хокен, экономист


Оглавление


Введение

Часть 1 Ключевые понятия устойчивого развития.


  • Концепция устойчивого развития: краткий экскурс в историю

  • Понятие устойчивого развития


Часть 2 Переориентация системы образования в интересах устойчивого развития.

  • Цели и задачи ОУР

  • Ключевые темы ОУР

  • Подходы ОУР к преподаванию и обучению


Часть 3 Интеграция вопросов экологической безопасности и устойчивости в учебные программы школ.

  • Пути интеграции ОУР в учебные программы

  • Тематика устойчивости в дисциплинах естественнонаучного цикла

  • Тематика устойчивости всоциальных дисциплинах

  • Тематика устойчивости в дисциплинах гуманитарного цикла.


Приложения: Литература, полезные ресурсы по тематике ОУР и другое.


ВВЕДЕНИЕ

Образование – самое эффективное средство, которым располагает общество, чтобы противостоять вызовам будущего.Именно образование будет формировать мир завтра.

Прогресс человечества в определяющей степени зависит от продуктов деятельности образованных умов…

UNESCO (1997) Educating for a Sustainable Future:

A Transdisciplinary Vision for Concerted Action

Сегодня для многих становится очевидным, что среда, в которой обитает современный человек, не столь благоприятна, как этого хотелось бы. Воздух загрязнен; вода и пища не всегда отвечают требованиям безопасности здоровья; меняется климат, истощаются природные ресурсы, исчезают окружающие нас растения и животные...

Среда обитания изменилась и продолжает меняться не в лучшую сторону… Мир, в котором мы живём, постоянно сотрясается от военных конфликтов и социальных проблем…Естественно, в сознании людей возникают вопросы:

Почему и насколько изменился окружающий мир?

Что происходит? Что ожидает человечество завтра?

Можно ли примирить требования экономики, общества

и природы?


Сегодня образованию отводится главная роль в создании перемен, необходимых для конструирования нового устойчивого мира.
Какой мир хотим видеть в будущем?

Как изменить мир к лучшему?

Как остановить развитие негативных изменений в природе и обществе?

В стремлении ответить на эти вопросы в мире возникла новая инициатива - Образование в интересах устойчивого развития (ОУР) - охватившая сегодня практически все страны мира. Это происходит потому, что в современном мире значение и роль науки и образования выходит за рамки возможности приобретения новых знаний и применения их на практике. Образование и просвещение всегда являлись действенным инструментом изменения стереотипов мышления и поведения, модернизации общества, экономики и государства в целом.

Предлагаемые Вашему вниманию учебные материалы появились в результате работы Общественного Объединения «АКМЕНА» с преподавателями школ из разных областей и районов Кыргызстана, объединяющих усилия в рамках сети «шаги к устойчивым школам», главной целью которой является поиск путей раскрытия ключевых тем экологической безопасности и устойчивого развития через школьные предметы, а также преобразования в самих школьных зданиях. Надеемся, что знакомство с материалами, позволит нам обрести в вашем лице еще одного сторонника.

Коллектив Авторов


Часть 1. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ


КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: КРАТКИЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ


Проблема взаимосвязи между здоровьем человека и деградацией окружающей среды, порожденная деятельностью человека, впервые была поднята Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1948 году. Впоследствии, происходившие в мире события, на первый взгляд не связанные друг с другом, начали выстраиваться в единый ряд, обнаруживая картину мира с неопределенным будущим.

В 1960-е годы начали обсуждаться вопросы необходимости изменения экономики на основе рационального использования природных ресурсов, применения новых технологий и организационных мер, с целью обеспечения сохранения природы и условий для развития общества в будущем.

Впервые словосочетание «устойчивое развитие» появилось благодаря биологу Барбаре Уорд в 1970-х годах. Впервые на официальном уровне термин «Устойчивое развитие» прозвучал в отчете «Наше Общее Будущее», представленном Международной Комиссией ООН по Окружающей Среде и Развитию в 1987 г. В отчете было показано, что устойчивое развитие общества невозможно без сохранения окружающей природной среды. Этот документ также известен как Отчет Брундтланд, поскольку Премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брундтланд являлась Председателем этой Комиссии. В отчете Брундтланд идее УР было придано политическое звучание.

В 1989 году Генеральная Ассамблея ООН, рассмотрев рекомендации «Комиссии Брундтланд», приняла решение провести Всемирную конференцию по окружающей среде и развитию. Конференция в Рио-де-Жанейро (1992г.), утвердила экономическую значимость Устойчивого развития, подчеркнув необходимость стремления к устойчивости при разработке планов развития; при этом социальному аспекту уделялось особое внимание.

В Рио-де-Жанейро была принята «Повестка дня на XXI век»- программа действий для человечества, разработанная на Конференции Организации Объединенных Наций по Окружающей среде и Развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.).

«Повестка дня на XXI век» призвала правительства всех стран принять национальные стратегии устойчивого развития - социального, экономического и политического прогресса, позволяющего удовлетворять нужды настоящего, не подрывая возможности будущих поколений удовлетворять их нужды.

Проблемам обеспечения безопасной для здоровья человека окружающей среды был посвящён «Саммит тысячелетия» (Нью-Йорк, 2000г). Принимая во внимание продолжающееся ухудшение состояния окружающей среды, было принято решение, согласно которому мировому сообществу следует пересмотреть свое отношение ко многим основополагающим принципам, принятым еще в Рио-де-Жанейро, и найти ответы на следующие вопросы:

1. Как остановить стремительное истощение природных ресурсов Земли?

2. Как найти устойчивое равновесие между экономическими и социальными потребностями и необходимостью обеспечить безопасную окружающую среду для здоровья нынешнего и будущих поколений?

3. Каким образом укрепить партнерство между развитыми и развивающимися государствами, между правительствами и гражданским обществом с тем, чтобы удовлетворить основные потребности всех людей?

Главы 200 государств и правительств, участвовавших в работе Всемирного Саммита по Устойчивому развитию в Йоханнесбурге (2002г.) взяли на себя совместную ответственность за развитие и укрепление трех неотъемлемых компонентов УР - экономического роста, социального развития и охраны окружающей среды - на всех уровнях. Важная роль в разработке научных основ сбалансированного развития человечества принадлежит «Римскому клубу»1.


В
В ХХ веке был заложен фундамент идеи Устойчивого развития, как жизненно важного ориентира развития человечества в XXI веке.

научной модели мира “Римского клуба”, опубликованной в 1972 году, было показано, что развитие человечества ограничено конечными размерами ресурсов Планеты, и если существующие тенденции человеческой деятельности останутся неизменными, то мировая система неизбежно переступит барьер устойчивости своего развития.


Можно выделить три фактора Устойчивого Развития, которые тесно связаны с определенными общечеловеческими ценностями:


ФАКТОРЫ

УСТОЙЧИВОСТИ:

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ

ЦЕННОСТИ:

1. Социальная справедливость и политическая стабильность

2. Экологическая устойчивость

3. Экономическое благополучие


- Мир, равноправие, демократия

- Сохранение природы

- Соответствующее развитие




Ф
Для достижения УР требуются позитивные, сбалансированные и единовременные изменения всех факторов.
акторы УР тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.
Например, очевидно, что экономическое развитие не может быть устойчивым, если:


пренебрегать экологическими требованиями;

не переходить к более экологически целесообразным технологиям;

не развивать систему здравоохранения, образования,соцобеспечения и т.д.;

не обеспечивать справедливое и равноправное распределение

ресурсов между людьми;

не учитывать потребности будущих поколений;

не развивать демократию.


ПОНЯТИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ


Никто не знает точно, каким будет будущее, соглашаясь с тем, что оно не будет похоже на сегодня, и что от изменений в сознании и культуре человеческого общества будет зависеть, станет ли наше будущее устойчивым или нет. Существует много определений понятия «Устойчивое развитие». Для примера приведем некоторые из них:

С
Устойчивое Развитие – это такое развитие, при котором полностью удовлетворяются потребности ныне живущих поколений при сохранении возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности.
тавшее «классическим» определение, приведенное экс премьер-мнистром Норвегии, Гру Харлем Брундтланд в Докладе «Наше Общее будущее»:

Примечательным является определение писателя Роберта Френея:

«... слово «устойчивость» означает просто, что тот или иной образ действий сохраняет свою силу. Сейчас человечеству около ста тысяч лет. И хотя у нас впереди еще просторная дорога на пути к будущему, уже очевидно, что призраки индустриализма там нас уже не подстерегают. Исчерпывая ресурсы природы слишком быстро и производя слишком много отходов, мы уже начали сотрясать стену экологических ограничений. То, что мы более сообразительны, чем морские водоросли – это данность. Но мудрее ли мы – это еще вопрос…2»

Писатель и популяризатор науки Капра Фритьоф говорит об устойчивости так:

«Будучи членами глобального сообщества живых существ, мы обязаны вести себя так, чтобы не вступать в противоречие с этой способностью: именно в этом заключается экологическая устойчивость. Устойчивым называется не то сообщество, где наблюдается устойчивый экономический рост или устойчивое развитие. В нем должна быть обеспечена устойчивость всей паутины жизни, от которой в конечном счете зависит наше выживание. Устойчивое сообщество должно быть построено так, чтобы его жизненные уклады, хозяйственная деятельность, экономика, материальные структуры и технологии не конфликтовали с внутренне присущей природе способностью поддерживать жизнь3».

Согласно этой схеме экономика должна служить обеспечению нужд человека, а не человек и природные ресурсы должны обслуживать экономику. Новая схема взаимосвязей призывает к изменениям и пересмотру всех сторон жизни человечества.

Каждый из авторов многочисленных определений пытается по возможности более полно раскрыть суть УР, однако сделать это нелегко, поскольку это понятие включает в себя все стороны жизни и деятельности человека. И красной нитью во всех формулировка проходит мысль, что понятие устойчивого развития тесно связано не только с состоянием нашей Планеты, но и с состоянием Сознания и Мировоззрения людей.

Чтобы убедиться в этом, рассмотрим 5 возможных путей гармонизации экономики и экологии.4


Путь 1. Большая перемена в сознании.

Термин «устойчивый образ жизни» быстро входит в нашу жизнь. Алекс Стеффен говорит об этом так: "Почему бы хорошим людям не изменить свой образ жизни? Отлично! Символ надежды здесь заключается в том, что малые шаги постепенно приведут к большой внутренней перемене: и последняя точка будет поставлена тогда, когда последняя капля переполнит последнюю корзину для мусора, и люди по всему миру пробудятся, ведомые императивом устойчивости, и это пробуждение все изменит, и все будет хорошо! И каждый получит пони... "

Далее он также отмечает:

"Внезапное согласие с запретом на тысячи наслаждений и соблазнов современного благосостояния и примирение с жизнью более простым, и, возможно, более справедливым путем - это - то, о чем я думаю как о мифологически-универсальном Событии Перехода. Излишне говорить, что оно все еще не наступило. И если Вы все еще верите, что оно грядет, то нет проблем! Но я в это не верю".

И, к сожалению, мы тоже в это не верим, основываясь на том, что стремления большинства молодых людей - от Сибири до Руанды5 - практически всецело лежат в другом направлении – все они желают лучшей жизни, и никто не хочет даже слышать о том, чтобы жить просто, обходясь лишь самым необходимым.

В числе всего прочего, устойчивость подразумевает улучшение качества жизни людей и достижение социальной справедливости. Но это означает и то, что миллиарды людей, которые сегодня бедны, в будущем будут иметь возможность потреблять гораздо больше по мере улучшения условий жизни в своих сообществах. Таким образом, в долгосрочной перспективе добровольное упрощение стиля жизни не приведет к значительному сокращению масштабов потребления. Доказательством является стремительно возрастающий уровень потребления в таких странах, как Индия и Китай, повторяющих сегодня путь развитых стран.

Таким образом, можно жить простой жизнью, но при этом все-таки неустойчиво. И несмотря на то, что сегодня на Западе повсеместно растет симпатия к более подлинному, осмысленному и менее разрушающему стилю жизни, это ничего кардинально не изменит, пока наша цивилизация тянет за собой шлейф массивных неблагоприятных воздействий от неустойчивых систем производства энергии, продуктов питания, транспорта строительства и др., над которыми, мы по существу, не имеем никакого прямого контроля.


Путь 2. Возвращение к традиционным способам жизни предков.

Поскольку современное индустриальное общество явно не является устойчивым, для некоторых людей очевидным способом решения проблемы является возвращение к традиционному способу жизни наших предков, который люди вели до промышленной революции. Этот путь предполагает не только принятие мудрости простого образа жизни малых коренных народов, по сей день относительно изолированных от индустриализма, но также и методов их хозяйствования.

И хотя у сообществ коренных народов действительно можно много чему поучиться - например, методам землеустройства, земледелия, традиционным знаниям о растениях и животных – но все это мало что дает для достижения устойчивости в глобальных масштабах. Прежде всего, потому, что традиционных способов хозяйствования, при которых продуктивность естественных экосистем будет достаточна для обеспечения питанием более чем шести миллиардов человек, просто не существует. Важно учесть и то, что та часть населения земли (а это около половины), которая живет в городах, вовсе не собирается их покидать. И как бы ни были романтичны перспективы возврата к традиционным способам жизни наших предков, далеко не для всех это окажется возможным.

Как красноречиво выразился американский ученый и писатель Джаред Диамонд «Человеческое общество выглядит достаточно неприглядно в любом периоде нашей истории, даже когда образ жизни людей находился в пределах экологических лимитов. Поэтому прошлое никак не может стать для нас спасительной гаванью».


Путь 3. Теория спасательных шлюпок на Титанике.

В условиях, когда слишком большое количество людей претендует на слишком ограниченные запасы ресурсов планеты, возможен вариант развития событий по типу гибнущего корабля «Титаник». В условиях кризиса из-за ресурсов развитые страны просто попридержат свои ресурсы (например, нефть) и подождут, как ждали те люди на «Титанике», у которых была возможность получить гарантированное место на спасательных шлюпках, пока холодные воды Атлантики потопили тысячи других, борющихся за жизнь в море. Вдвойне иронично то, что именно богатые люди были в числе тех, кто попал на спасательные шлюпки Титаника.

Мир, конечно, может вернуться к балансу путем сокращением людей. Хотя помимо ужасной аморальности этой идеи, она еще и глупа, если принять во внимание тот факт, что глобальные изменения окружающей среды «не щадят» ни бедных, ни богатых. И «продвинутые» страны не на много переживут остальных, используя последние глыбы угля, бревна исчезающих тропических лесов и поедая мясо последнего краба. В продолжение аналогии с «Титаником», на этот раз спасшиеся просто «медленно умрут от голода и замерзнут в своих шлюпках, ведь поблизости уже не будет никакого спасательного судна, спешащего к ним на помощь с чаем и теплыми покрывалами.


Путь 4 Зеленый после Золотого

«Обычный бизнес, но более зеленый и справедливый» - этот путь, пожалуй, распространен сегодня в мире наиболее широко. В основном, он призывает к тому, что сначала нужно достичь устойчивого экономического роста, а потом уже позже приступить к восстановлению окружающей среды и улучшению благосостояния населения. Хотя в свете современного экономического кризиса нельзя не отметить то, что «устойчивый экономический рост» – понятие весьма относительное. А вот до серьезных попыток спасти или реально восстановить разрушенные участки природы дело пока либо вообще не доходило, либо оказывалось, что спасать что-то уже слишком поздно.


Путь 5. Циклическая Экономика.

Циклическая экономика, смысл которой состоит в создании индустрии нового типа на основе подражания естественным циклам природы, исключает само понятие «выбросы» или «отходы». Это один из самых реальных путей гармонизации экономики и экологии.


Сегодня в мире ведется множество дискуссий о личной ответственности и приверженности делу сокращения отходов и разумному потреблению. Мы понимаем, что всем нам необходимо эволюционировать до разумного преобразования мира. Но все же нам хочется найти альтернативу удручающей перспективе «урезания пайков» и перейти к более вдохновляющему и, в то же время, устойчивому образу жизни. Для нас это означает, прежде всего, переход к более широкому виденью и системным изменениям.

Как отмечает британский преподаватель Дэвид Орр6:


"Нам нужно вооружить наших студентов практическими навыками, аналитическими способностями, философской глубиной и моральными средствами для того, чтобы изменить способы человеческого существования в мире. В короткие сроки они должны заменить добывающую экономку той, которая будет функционировать на солнечной энергии, не приемлет само понятие «отходы», будет использовать энергию и материалы с большой эффективностью и справедливо распределять благосостояние между поколениями".


И это, в самом деле, - достойная задача! Чтобы решить ее – мы должны найти более совершенные представления об устойчивости, нежели те, чем мы руководствовались ранее. И к счастью, перспективы есть. Инновационные практики в бизнесе, экосистемный подход к управлению природными ресурсами, городское планирование с учетом экологической безопасности, устойчивое сельское хозяйство, строительство энергосберегающих зданий, разработка и производство вещей и продуктов питания, основанные на модели «круговорота» в природе.

Сегодня многие фирмы и общинные предприятия по всему миру (Дженерал Электрик, Тойота и ИнтерфейсФЛО и др.) демонстрируют понимание путей достижения устойчивости и будущего, которое может быть желанным, здоровым, безопасным, достижимым.

Рассмотрим характерную черту доминирующей социальной парадигмы современного мира: она рассматривает природу как неограниченный ресурс (и как корзину для мусора). Из этого виденья берет свои истоки и современная модель экономики «взять – произвести - выбросить». Это - линейное, механистическое представление о мире, и оно обуславливает то, что мышление как в заколдованном круге вращается вокруг производственного процесса по типу «от колыбели (природы) – до могилы (свалки)», где экономика не может существовать без ископаемого топлива (захороненной энергии солнца!7). Люди с такими рамками мышления понимают стратегию устойчивого развития не иначе как: «Используй меньше, выбрасывай меньше и используй повторно». В этом случае и ОУР часто рассматривается как то, что должно способствовать этой недальновидной цели (с упором, главным образом, на индивидуальную ответственность, чувство вины и образ жизни каждого отдельно взятого человека).

Мы выступаем в пользу другого подхода. Его можно назвать «Природа как учитель» или «Природа как капитал». Поясним, что это означает. Источником энергии для естественных экосистем Земли служит Солнце («поток солнечного света»). В природе действует принцип «отходы = пища». Естественные системы (в отличие искусственных экосистем, созданных человеком) являются самоподдерживающимися. В здоровых экосистемах конкуренция и сотрудничество сопровождают друг друга. Все взаимосвязано и замкнуто в циклы, где обратная связь помогает поддерживать живой системе ее динамический баланс и целостность.

Следуя принципам работы живых систем, т.е. воспринимая природу как учителя, можно создавать принципиально новые и экологически безопасные промышленные процессы. Главным образом, они должны использовать возобновляемые источники энергии и подражать круговоротам энергии и веществ в естественных экосистемах. Т.е. продукты, которые не могут быть компостированы (например, металлы) должны быть возвращены в промышленность в замкнутые циклы в качестве ценных, экономно расходуемых «питательных веществ». На основании подражания естественным экосистемам, отходы из плана производства принципиально исключаются. Такой тип производственного процесса можно назвать «от колыбели – до колыбели» (что было взято из природы, то туда и вернется для нового рождения).

Задача ОУР – развивать среди молодежи и сообществ дискурс о том, как мудрость Природы может быть лучше применена в современном изменяющемся мире. Индивидуальных действий здесь уже не достаточно, нужны коллективная воля, реальные действия по охране и восстановлению окружающей среды и обучение на принципах участия и обратной связи.


Переход к низкоуглеродной экономике – это не только большой вызов, но и насущная необходимость! Вдохновленная принципами работы живых систем, новая циклическая экономика сегодня способна изменить представление о том, каким могло бы стать в будущем устойчивое общество. Образование внесет больший вклад в будущее молодых людей, если примет активное участие в обсуждении того, как устойчивое будущее может стать желанным.





Сравнение линейной и циклической экономики





Теперь сравним циклическую экономику с тем, как производятся вещи в настоящее время... В большинстве случаев, это линейный процесс, организованный в соответствии с цепочкой «взять-произвести - выбросить». Но мало кто сегодня говорит этому «Стоп! Линейная экономика - это пустая трата времени и ресурсов». Представление о том, что путешествие товаров «от колыбели до могилы» - это нормально, и это то, к чему мы привыкли, прочно доминирует сегодня в нашем мышлении. Но так не может продолжаться вечно. Линейной экономике все-таки «отпущен свой срок», даже если сегодня это и игнорируется.

Нефтяная цивилизация

В пищевой промышленности нефть и газ играют важную роль не только как источник топлива для сельхозтехники, производства удобрений и химикатов. От нефти зависят переработка, транспортировка и сбыт пищевых продуктов через систему супермаркетов. Говоря о покупках, то пластик - этот побочный продукт нефтепереработки - широко используется как для упаковки, так и для многих изделий, заворачиваемых в эту самую упаковку.

П
Спрос на нефть в мире. Карикатура Джона Дитчберна
роизводство пищи, электроэнергии и тепла для отопления наших домов, транспорт – это далеко не все сферы, куда проникает нефть. Мы «одеваемся в нефть». Половина тканей производится из волокон на основе синтетических масел, а натуральные ткани подвергаются сильнейшей обработке пестицидами и гербицидами, и на это тоже тратится нефть. Мы живем среди нефти: цемент и кирпичи производятся с интенсивным использованием нефти, а многие дома обогреваются только нефтью или газом.


Постепенно экономика превратилась в систему производства отходов с некоторым сопутствующим «выбросом» полезного продукта. Не удивительно, что это приносит столько хлопот – чего стоит только ухудшение здоровья миллионов людей!







При вторичной переработке материал в большинстве случаев теряет свое качество, и, кроме того, в этом процессе часто требуются дополнительные затраты энергии на его «очистку» А это означает производство дополнительных отходов, к тому же часто ядовитых! Хотя результат при этом остается неизменен – вскоре после повторной переработки непригодный к дальнейшему употреблению материал оказывается на свалке или в печи мусоросжигающего завода. Таким образом, повторная переработка материалов – это не более чем объезд на пути к свалке.

C точки зрения конечного потребителя, повторная переработка на этой модели является единственным «П», которая фактически «узаконивает» дальнейший рост потребления8. Другие «П» однозначно говорят этому «нет!» (см рис.).

Посмотрим на «ресайклинг» и с другой точки зрения. Например, зададимся вопросом, почему так много шума по поводу «Повторной переработки» - четвертого и предпоследнего «П» в списке, и так мало дельных разговоров о «Переосмыслении и Перепроектировании», стоящих на вершине этой модели?




Примеры того, как инновационный бизнес работает и может работать согласно «циклической модели»


Дизайн по принципу «от колыбели – в колыбель» означает, что от самого понятия «отходы» можно попросту избавиться. Не оказывая давления на чувство вины, и не призывая к отказу или сокращению потребностей до минимума, этот путь, напротив, указывает путь к изобилию.

Майкл Бронгарт

Рыбная ферма «От стружек - к икре»: пример экологического кластера

В английском городке Уэйкфилд существует уникальное рыбное хозяйство. Созданное Сетью «Зеленый бизнес», оно представляет собой прекрасный пример ведения бизнеса по модели «замкнутых циклов».

На этой рыбной ферме водоемы для рыбы подогреваются при помощи бойлера, отапливаемого возобновляемыми источниками энергии. На растопку бойлера идут щепки ивняка, который растет поблизости и удобряется компостом, вырабатываемым из стоков нечистот города Уэйкфилда (8000 тонн в год).

Отходы (стружки) от одного производственного процесса становятся сырьем для другого – т.е. используются для выкармливания червей, идущих на корм осетрам, карпам, сомам и тилапиям. Цикл замыкается, когда рыба употребляется людьми. Основной рабочий принцип организации такого экологического кластера - «отходы = пища»!

Кроме того, рыбное хозяйство соблюдает принципы корпоративной ответственности, обеспечивая сезонной работой и обучением малоимущую молодежь. Молодежь, не имеющая образования или работы, группами приезжает в Уэйкфилд для работы над проектами. С успехом проводятся практические занятия и работа по прокладке дорожек и выращиванию рыбы.

В настоящее время Сеть по подготовке учителей «Йоркшир и Хамбер» работает с этим рыбным хозяйством по разработке подготовительных ресурсов по цикличной экономике для курсов переподготовки преподавателей при региональных университетах.

Источник: «От картона - к икре», Сеть «зеленый бизнес» (2008) http://www. theableproject. blogspot. com/

Кампания «ИнтерфейсФЛОР» по производству ковровых изделий (Галифакс, Англия).

Как говорит Рэй Андерсон, основатель и председатель многонациональной кампании ИнтерфейсФЛОР: «Подобно тому, как были раскрыты взаимосвязи в лесных экосистемах, будут найдены новые организующие принципы для промышленности.




  1   2   3   4

Похожие:

«Шаги к устойчивым школам»: руководство к действию icon1. Что такое управление знаниями (УЗ) 3 Букович У., Уильямс Р. Управление знаниями: руководство к действию сс. 1 4 3
Букович У., Уильямс Р. Управление знаниями: руководство к действию – сс. 5 – 12 38
«Шаги к устойчивым школам»: руководство к действию iconРуководство к действию оно же
Уважаемые сотрудники турагентств! Распечатайте, пожалуйста, нижеследующую информацию для ваших туристов и обязательно ознакомьте...
«Шаги к устойчивым школам»: руководство к действию iconТензорный метод двойственных сетей и управление устойчивым развитием
В статье рассматриваются тензорная методология в теории систем, метод двойственных сетей, алгоритмы расчета сетей при изменении структуры,...
«Шаги к устойчивым школам»: руководство к действию iconКонкурс «Первые шаги»
Цель контроля: Проанализировать результаты подготовки и проведения лицейского конкурса творческих работ «Первые шаги»
«Шаги к устойчивым школам»: руководство к действию iconБыла обозначена весьма произвольно, поэтому я решил изложить «свои» мысли и сформулировать некоторые вопросы. Так появились тезисы, которые легли в основу этой статьи, такого «новогоднего послания», отнюдь не оптимистического. Его ни в коем случае нельзя рассматривать как руководство к действию
Тема была обозначена весьма произвольно, поэтому я решил изложить «свои» мысли и сформулировать некоторые вопросы. Так появились...
«Шаги к устойчивым школам»: руководство к действию iconПриспособленность организмов к действию отдельных факторов среды
Тема: «Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды. Экологические группы и жизненные форма; суточные и сезонные...
«Шаги к устойчивым школам»: руководство к действию iconО. А. Митрофанова Измерение семантических расстояний
Галилео Галилей. Современное состояние прикладной и математической лингвистики показывает, что этот призыв великого учёного можно...
«Шаги к устойчивым школам»: руководство к действию iconОбщая цель речи может заключаться в том, чтобы развлечь, информировать, воодушевить, убедить, призвать к действию. Нередко эти цели сочетаются в одной речи
Речь, склоняющая к действию, не будет иметь успеха, если она не занимательна, не поучительна, не вдохновляет и не убеждает. Но оратор...
«Шаги к устойчивым школам»: руководство к действию iconЮ. И. Александров Институт Психологии ран, Москва
Работа поддержана грантом ргнф (№02-06-00011) и Советом по грантам Президента РФ ведущим научным школам (№нш-1989. 2003. 6)
«Шаги к устойчивым школам»: руководство к действию iconПрограмма по профессиональной ориентации для учащихся I ix классов «первые шаги в профессии»
В программе по профессиональной ориентации «Первые шаги в профессии» рассматривается один их основных аспектов жизнедеятельности...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница