Образовательная программа Государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №858 (формирование муниципальной многопрофильной школы)




НазваниеОбразовательная программа Государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №858 (формирование муниципальной многопрофильной школы)
страница1/13
Дата01.10.2012
Размер1.7 Mb.
ТипОбразовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Департамент образования

города Москвы

Южное окружное управление образования

Образовательная программа

Государственного

образовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №858 (формирование муниципальной многопрофильной школы)

принята педагогическим советом школы протокол № 1 от 29 августа 2008 г.


Паспорт школы

Государственное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 858

Южный административный округ

Муниципальный район: Чертаново-Центральное

Адрес: 117519, г. Москва, ул. Кировоградская, д. 22а

Телефон: 313-7181

Директор школы: Хвостова Татьяна Сергеевна


2


СОДЕРЖАНИЕ




Введение.

Назначение образовательной программы, цель и актуальность ее разработки, авторы и составители

5







Раздел 1. Целеполагающий модуль образовательной программы (ОП)







2.1.       Современные тенденции развития педагогической науки и практики

7




2.2.       Технологический алгоритм программы, ее структура

11

Раздел 2. Аналитический модуль образовательной программы (ОП)







2.1.       Об истории развития и традициях школы

13




2.2.       О современном состоянии организации образовательной деятельности

16




2.3.       Характеристика участников образовательного процесса

19




2.4.                 Дополнительное образование

26




2.5.                 Педагогические технологии

30




2.6.                 Система аттестации учащихся

31




2.7.                 О работе по сохранению и укреплению здоровья учащихся

32




2.8.                 Психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса

35




2.9.                 Предметная среда (Учебно-материальная база школы)

39




2.10.           Структура управления

41




2.11.           Результативность образовательной деятельности школы

42

Раздел 3. Диагностический модуль образовательной программы







3.1.                 Оценка образовательной деятельности школы с точки зрения достижений и тенденций развития педагогической науки и практики

44




3.2.       Диагностическая оценка ОД школы ее участниками

48

Раздел 4. Проектный модуль образовательной программы







4.1.                 Концептуальная часть образовательной программы

53




4.2.                 Исследовательский проект развития школы (обоснование, гипотеза предмет, объект исследования)

55

Раздел 5. Собственно программный модуль ОП







5.1.       Доработка и апробация содержательного компонента ОД в педагогической системе многопрофильной школы

57




5.2.                 О профильном образовании: о профильной старшей школе, социальный и психологический статус современного старшеклассника, алгоритм организации профильной старшей школы

65
3





5.3.       Методическое обеспечение ОД. Современные технологии, их дальнейшее совершенствование в соответствии с задачами многофункциональной школы

71




5.4.       Опытно-экспериментальная деятельность в школе

74




5.5.       Предметная среда школы и ее дальнейшее совершенствование. Создание Информационно-методического центра в условиях многофункциональной школы. Рекомендуемые мероприятия по совершенствованию здоровьесберегающей среды учебного помещения.

75




5.6.       Система управления ОД и ее дальнейшее обновление и укрепление в условиях многопрофильной школы

79




5.7.       Создание комплексной медико-психолого-педагогической службы школы и ее службы

85




5.8.       Оценка результативности ОД на современном этапе (теоретический аспект)

87

Раздел 6. Ресурсный модуль ОП. О возможностях реализации программы







6.1.       Общая оценка возможности реализации программы

90




6.2.       План реализации основных блоков программы

92

Заключение.

Творческое внедрение образовательной программы - условие стабильно развивающейся школы

101

Список использованной литературы

102

Нормативные документы

103



4

Введение

Новая образовательная программа, цель и актуальность разработки,

авторы и составители

К началу 2008/09 учебного года школа № 858 в основном реализует свою образовательную программу, утвержденную в 2003-ем году. Представляется, что основные цели и задачи этой программы выполнены успешно и наступил этап подведения итогов, постановки новых задач и целей и учетом достигнутого и в соответствии с современными требованиями российского общества, достижениями педагогической науки и практики. Новый вариант образовательной программы, отражает произошедшие изменения, делает попытку закрепить статус школы развития, перешедшей еще в 2000 году от функционирования к планомерному, поэтапному развитию в направлении создания многопрофильной школы. Образовательная программа - нормативно-управленческий документ, определяющий с одной стороны, содержание образования определенного государственного уровня и направленности (статья 9 «Закона об образовании РФ), а с другой - характеризующий специфику содержания образования и особенности учебно-воспитательного процесса и управления данного учебного заведения. Разработка новой программы учитывает и опирается на:

- общую идеологию федеральной, региональной (разных уровней) образовательных программ;

- существующие общие научные подходы к созданию подобных программ для учебных заведений разных типов;

-практический опыт работы данной школы.

Подготовке программы предшествовал серьезный анализ деятельности школы со дня ее основания: проведен аналитический обзор современного состояния отечественной и зарубежной педагогики, науки и практики; очерчены и систематизированы образовательные потребности и возможности общества и окружающего школу социума; сделан анализ деятельности школы за весь период ее существования (традиции, достижения, нерешенные проблемы); определен уровень профессионализма, интересов и наклонностей членов педагогического коллектива школы; проанализированы инновационные процессы, происходящие в школе с точки зрения их эффективности.

Анализ современной деятельности школы показывает, что она находится в творческом поиске и в развитии, считая главным критерием эффективности своей деятельности ее результативность. В школе постоянно осуществляются мониторинги результативности, определяется «социальный заказ» на

5

образовательные услуги, проводится диагностика учащихся не только на предмет их обученности и воспитанности, но и на предмет общего развития, в том числе физического, духовного, нравственного.

Многое уже сделано на пути создания многопрофильной школы, но предстоит сделать еще больше по созданию оптимальной образовательной системы (образовательной среды), соответствующей данному статусу школы. Термин «многопрофильная школа» еще не закреплен в «Положении о типах и видах УЗ», поэтому мы даем свое определение, как школы многофункциональной (для нас это синонимы), осуществляющей образовательную деятельность (ОД) в классах, дифференцированных на различные профили (функции):

- социально-экомомический;

- естественнонаучный (биологический)

-физико-математический;

Синонимом этим терминам (многопрофильная, многофункциональная) может быть и термин « многомодульная школа» - системная ориентация субъекта в культурно-образовательном поле, состоящем из разных модулей ОД, акцент в которых ставится на тех или иных областях знаний.

Педагогическая система таких школ характеризуется органической увязкой различных образовательных элементов, обладающих относительной самостоятельностью различных типов содержания и находящихся в процессе структурного технологического развития в зависимости от социального заказа общества, потребностей детей и родителей, возможностей педагогического коллектива с учетом и в соответствии с Концепцией модернизации российского образования до 2010 года.

Данная редакция программы серьезно обновлена по сравнению с предыдущей и учитывает как новые тенденции в отечественном и зарубежном образовании, так и глубокие позитивные изменения в работе школы № 858 за истекший период, в ее развитии как формирования муниципальной многопрофильной школы с открытием гимназических классов, общеобразовательных классов, классов КРО.

В разработке программы принимал участие весь педагогический коллектив школы под руководством директора – Хвостовой Т.С.

6

Раздел 1.

Целеполагающий модуль образовательной программы (ОП)

1.1 Современные тенденции развития педагогической науки и практики

Актуальность проблемы образования во всех странах мира очевидна. Неслучайно «Юнеско» определяет XXI век как век образования. Важнейшим направлением модернизации образования называется «ликвидация культуры насилия и формирования культуры мира, основанных на справедливости и терпимости, в соответствии с которыми на семейном, общинном, внутригосударственном и межгосударственном уровнях исчезнет насилие, а на смену ему придет диалог и переговоры» (см. материалы «Юнеско», международных конгрессов и конференций в Германии - 1997, в Москве - 1999, в Санкт-Петербурге - 2000 и др.). Вот почему во всем мире пересматриваются подходы к образованию. Модернизация образования, в том числе и в России, направлена на интеграцию самореализующейся, саморазвивающейся, самосовершенствующейся личности в систему мировой и национальной культуры через различные пути и условия. В современных условиях, когда особую значимость приобретает интеграция в экономических и социальных сферах. Когда проблема сохранения жизни на земле становится основной и глобальной, на первый план, естественно, выдвигается проблема взаимопонимания людей, их духовной связи и логика общих путей осуществления прогресса.

Новая цивилизация должна быть гуманной и нравственной, для этого гуманитарные науки и дисциплины должны внести в ее развитие свой посильный вклад для утверждения Мира на Земле, для преодоления того отторжения человека от природы, социума, культуры и самого себя, которые стали негативной приметой нашего времени.

Век XXI уже громко заявил о себе необходимостью взаимопонимания всех наций человечества для дальнейшего развития мировой цивилизации и сохранения самой жизни на Земле. Наконец, глобальная угроза наших дней для человечества - отставание способности человека адаптироваться к изменениям в окружающем мире от темпов этих изменений. Традиционное формальное базовое образование, получаемое в начале жизни, принципиально не может обеспечить на всю жизнь человека знаниями, умениями, навыками и качествами, необходимыми ему для эффективного выполнения социальных ролей. Исторический опыт свидетельствует о том, что успехи любой страны в преодолении критических ситуаций определяются восприимчивостью общественного сознания граждан к достижениям мировой цивилизации. Только это может обеспечить эволюционный ненасильственный процесс преобразований в государстве. Основным инструментом, обеспечивающим необходимые изменения в

духовной жизни, является система непрерывного образования в течение всей

жизни.

Не случайно на международной конференции по проблемам образования

взрослых в Гамбурге в 1997 году образование было названо ключом к XXI

веку.

Как показывает мировой опыт, в период развития рыночных экономических

отношений роль образования повышается, усиливается внимание общества к

проблемам воспитания, познания отечественной истории, борьбы с

пороками, соблюдения законов, уважения прав и выполнения обязанностей

граждан, укрепления семьи, сохранения окружающей среды и т.д. Отсюда -

острая постановка проблем воспитания, гражданского образования не только

подрастающих поколений, но и взрослых людей, что обуславливает

необходимость обучения широких масс населения основам педагогики,

психологии, этики, права, экологии.

В государственных документах начала XXI века отмечено, что опора на образованность общества, на качество человеческого капитала позволит России сохранить свое место в ряду государств, способных оказывать влияние на мировые процессы. Образование «... должно помочь России ответить на вызовы, стоящие перед ней в социальной и экономической сферах, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов государства» - отмечено в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. В ней также названы и приоритеты образовательной политики:

-обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования;

-создание условий для повышения качества профессионального образования;

-формирование эффективных экономических отношений в образовании; -обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами, их поддержка государством и обществом; -управление развитием образования на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики. Вполне естественное, логичное и необходимое усиление в последние годы акцента на развитие индивида создало опасность изолированности личности в самой себе, расширение ее эгоцентризма, оторванности от окружающего мира. Многие видные ученые и педагоги высказывают в связи с этим опасения и тревогу, говоря об усилении социальной разобщенности людей. Они утверждают, что идеи полноты и гармонии бытия как идеала жизни отдельного человека не принесут счастья и удовлетворения, если не будут связаны с принципами социальной справедливости, если будут игнорироваться соборные начала в жизни российского общества, его коллективные традиции. Совершенно очевидно, что сегодня усиливается роль социального воспитания, происходят изменения в педагогической теории и практике как системе. На смену полного отрицания прежних достижений (особенно советского периода) педагогической науки и практики

8

приходит взвешенная, спокойная и объективная оценка прошлого. В образовательной деятельности актуально только то, что актуально всегда, без всяких конъюнктурных соображений, необходимо то, без чего в жизни не прожить, не сделать карьеры. Анализ данных педагогической науки и практики позволяет сформулировать главный смысл идеала образования к началу XXI века, который включает в себя:

отказ от идеи насилия, подавления и господства, установление равноправных отношений, в том числе и с тем, что находится вне человека, с природными процессами, ценностями иной культуры и т.д.

- признание взаимного влияния и взаимоизменений.

Сегодня наиболее желательны в социальном плане следующие качества личности (по данным эксперимента и опроса ученых):

1. Высокий уровень общеобразовательной подготовки;

2. Готовность к переучиванию;

3. Способность принимать самостоятельные решения и приобретать новые знания;

4. Умение работать в группе, коммуникабельность; 5. Способность к творческому труду;

6. Восприимчивость к инновациям;

7. Быстрота реакции в любой обстановке.

Взаимодействие различных типов образования - непременное условие успешного развития образования XXI-го века. Реформируя систему образования, необходимо учитывать существование в современной культуре двух тенденций:

- стандартизация (вытекает из техники и технологии предметного мира);

- рост разнообразия в человеческой культуре связан с неповторимостью
каждого человека, нации, народа и т.д.).

Необходим баланс этих двух тенденций.

Организуя воспитательный процесс, необходимо учитывать следующие

гуманистические идеи:

  • взаимодействие всех людей и культур, личности и среды воспитания;

  • овладение представлениями нации о быте, культуре и жизни;

• овладение интегративными знаниями по этикету;

  • овладение одним из аспектов культуры (искусство ремесла);

  • личность как особый уровень бытия;

• ответственность «Я» за соответствие воспитания и обучения
реальному опыту;

Условия результативности воспитания - расширение сферы ценностей, ориентационной деятельности учащихся:

  • знания истории семьи, ее нравственных принципов;

  • формирование, развитие и сохранение традиций своего учебного заведения;

• исследовательская работа учащихся (на уроках,
факультативах, кружках);

i

9

• вовлечение учащихся в нормотворческую и управленческую деятельность своего учебного заведения.

i

10

1.2.

Технологический алгоритм программы, ее структура.

В практике организации и проведения образовательной деятельности (ОД) используется особая технология педагогических систем (существующей и моделируемой) и метод проектирования по заданному алгоритму основных компонентов образовательной среды в системе, во взаимосвязи. Система образования - это открытая система, в определённой степени самоорганизующаяся (синергетическая). Все компоненты её, как внешние, так и внутренние не поддаются полному изучению и учёту. Наиболее важные из них входят в понятие «образовательная среда», но и в этом понятии много компонентов.

Образовательная среда каждой школы специфична, системна, комплексна, не
однозначна, не однотипна и включает в себя также множество компонентов,
всю совокупность которых практически сложно рассмотреть.

Для простоты изучения и моделирования Образовательной среды будем определять взаимосвязь основных её компонентов в горизонтальном аспекте:


Цель

Содержание

Методы

организационные

УМБ

Учебно-материальная база

Организационно-управленческие

подходы

Результаты

Обучение, воспитание,

развитие

Основные,

дополните льное

Традицион ные, новые

информационные технологии

Традиционн ые, новые

интерактивные средства

Новые структуры

управления

Модель ученика

Приоритетные цели и задачи для данной школы

Основные компоненты образовательной среды (по ступеням обучения):

1. Содержание

2. Реализация программ, уровень их усвоения (ЗУНы)

3. Методическая система

4. Средства обучения

5. Состояние здоровья (физического и морального)

11

Результативность:

- победители турниров и олимпиад; - уровни воспитанности;

- организационно-управленческий подход;

- качество образованности и воспитанности выпускников.

В соответствии с названными позициями проводилась диагностика состояния и определялись тенденции развития образовательной деятельности школы при составлении образовательной программы и ее дальнейшего развития.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Образовательная программа Государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №858 (формирование муниципальной многопрофильной школы) iconОсновная образовательная программа начального общего образования государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №832
Государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №832
Образовательная программа Государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №858 (формирование муниципальной многопрофильной школы) iconОбразовательная программа государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №585
Государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №585
Образовательная программа Государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №858 (формирование муниципальной многопрофильной школы) iconОбразовательная программа государственного бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1231
Статистические данные по социуму микрорайона школы, миграция, культурные тенденции, национальные особенности, отношение к школе и...
Образовательная программа Государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №858 (формирование муниципальной многопрофильной школы) iconСамообследование государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №425 соверного округа города москвы по направлениям деятельности
Государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №425
Образовательная программа Государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №858 (формирование муниципальной многопрофильной школы) iconОсновная образовательная программа начального общего образования моу школы №13
Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №13
Образовательная программа Государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №858 (формирование муниципальной многопрофильной школы) iconОбразовательная программа Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №36 г. Ярославля Утверждена на заседании
Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №36 г. Ярославля
Образовательная программа Государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №858 (формирование муниципальной многопрофильной школы) iconОбразовательная программа Муниципального образовательного учреждения Макаровской средней общеобразовательной школы
Сентября 1931 года является официальной датой открытия Макаровской школы, что подтверждается справкой Государственного архива по...
Образовательная программа Государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №858 (формирование муниципальной многопрофильной школы) iconОсновная образовательная программа начального общего образования муниципального образовательного учреждения Белосельской средней общеобразовательной школы Нормативный срок освоения программы: 4 года
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального образовательного учреждения Белосельской средней...
Образовательная программа Государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №858 (формирование муниципальной многопрофильной школы) iconПояснительная записка к учебному плану гоу средней общеобразовательной школы №743
Учебный план Государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №743 разработан на основе Московского...
Образовательная программа Государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №858 (формирование муниципальной многопрофильной школы) iconОсновная образовательная программа начального общего образования государственного бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №197 города москвы, использующего в работе систему учебников «Школа России»
Программно-методическое обеспечение предметов начальной школы 2012-13 155 учебный год
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница