Тема: «Язык мой – друг мой?» Цели




Скачать 68.46 Kb.
НазваниеТема: «Язык мой – друг мой?» Цели
Дата01.10.2012
Размер68.46 Kb.
ТипДокументы
Тема: « Язык мой – друг мой?»


Цели: общая – совершенствовать культуру речи учащихся;

частные –

  1. воспитать бережное отношение к языку;

  2. развитие навыков речевого общения;

  3. учиться взаимопониманию, сотрудничеству взаимопониманию в коллективе.


Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, страстно любите его, и вам откроется лицо безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.

В. Луговской


Ход мероприятия.


-Ребята, создадим настрой. Скажем друг другу комплименты и пожелаем хорошего настроения на весь день. А теперь сделаем комплименты языку, подобрав к нему эпитеты. На уроках русского языка мы часто обращались к высказываниям великих людей о языке. Не звучали ли эпитеты в их фразах. Вспомним, чьи высказывания стали выдающимися.

Обратимся к словам И. С. Тургенева.« Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»

-Что значит «беречь» язык? От кого или от чего это зависит? Разве у языка есть враги и ему грозят какие-то опасности? Оказывается, да!


Илья Ильф и Евгений петров в романе «Двенадцать стульев» дали гротескный образ Эллочки-людоедочки: «Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12 тысяч слов. Словарь негра из людоедского племени « Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов, Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью».


Сценка.

-Мрачный муж пришел,- отчетливо сказала Эллочка.

-Здравствуй, Еленочка, а это что такое? Откуда стулья?

-Хо-хо!

-Нет, в самом деле?

-Кр-расота!

-Да, стулья хорошие.

-Зна-ме-ни-тые!

-Подарил кто-нибудь?

-Ого?

Как?! Неужели ты купила? На какие же средства? Неужели на хозяйственные? Ведь я тебе тысячу раз говорил…

-Эрнестуля! Хамишь!

-Ну, как же так можно делать?! Ведь нам же есть нечего будет!

-Подумаешь1

-Но ведь это возмутительно! Ты живешь не по средствам.

-Не учите меня жить!

-Нет, давай поговорим серьезно. Я получаю двести рублей…

-Мрак!

-Взяток не беру, денег не краду и подделывать их не умею…

-Жуть!

Эрнест Павлович замолчал.

-Вот что,- сказала Эллочка, садясь на новый стул.

-Нам надо разойтись.

-Подумаешь!


Вывод.

-Речь героини скудная, испорченная, можем назвать «словесным мусором». Встречались ли вам, ребята, сталкиваться с такими людьми, речь которых заполнена словами, отнюдь не литературными.

-Хотите, чтобы вас внимательно и с интересом слушали, понимали, а не затыкали уши и не морщились, как от зубной боли? Для этого нужно, чтобы ваша речь была ясной и выразительной, логически стройной и убедительной, чистой и живой. Вспомните, А. С. Пушкин писал о своей героине в «Сказке о царе Салтане…»: «А как речь-то говорит, словно реченька журчит».

Многие ребята, повзрослев, перестают следить за своей речью, небрежно обращаются со словами. А что из этого получается? Послушайте!


Стихотворение А. Барто.


Заранее, заранее

Все было решено:

У школьников собрание,

Потом у них кино.

Домой придет

Мой старший брат

Он мне расскажет

Все подряд,

Он объяснит мне

Что к чему.

А я большая!

Я пойму.

И вот он начал

Свой рассказ:

-Они ползут,

А он им – раз,

А тут как раз

Она ползла,

А он как даст ему

Со зла!

Она им – раз!

Они ей – раз!

Но тут как раз

Ее он спас,

Он был с ней заодно.

Ух, сильное кино!

Нет, видно, я еще мала

Я ничего не поняла.


-Что вы можете сказать о «рассказчике»? Какие слова-сорняки мешают нормальной речи незадачливого «героя»? Могла ли сестра понять содержание фильма? А вы поняли? Мне бы хотелось оставить это стихотворение вам на память, чтобы, вспоминая его, не повторяли сами такого «живописного» рассказа.

- Предлагаю, ребята, игру (мозговая атака), которая поможет вам в развитии навыков подбора точных и ясных слов.

(Ведущий читает указанные ниже определения и, обращаясь по очереди к участникам игры. Предлагает назвать каждое из них одним словом, точно соответствующим данному понятию. В случае задержки ответа ведущий обращается к следующему. Выигрывает тот, кто набрал больше баллов, т. е. дал правильный ответ.)

1. Тот, кто беседует с кем-нибудь. (Собеседник.)

2. Тот, кто учится с кем-либо. (Одноклассник.)

3. Человек, идущий по одному пути с кем-нибудь. (Спутник.)

4. Тот, кто имеет одинаковый образ мыслей с кем-нибудь. (Единомышленник.)

5. Человек одного возраста с кем-либо. (Ровесник.)

6. Мальчик или девочка в переходном возрасте от детства к юношеству. (Подросток.)

7. Тот, кто предпочитает проводить свободное время дома. (Домосед.)

8. Человек, стремящийся прежде всего к продвижению по службе, не считаясь с интересами дела. (Карьерист.)

9. Тот, кто работает вместе с кем-нибудь. (Коллега.)

10. Тот, кто едет верхом. (Всадник.)

11. Писатель, создающий произведения для театра. (Драматург.)

12. Мужчина со светлыми волосами. (Блондин.)

13. Мужчина с черными или очень темными волосами. (Брюнет.)

14. Тот, кто намечен для избрания, приема, назначения куда-либо.



  1. Самый низкий мужской голос. (Бас.)

  2. Обычные непраздничные дни. (Будни.)

  3. Ряд предметов, существ, расположенных или движущихся один за другим.

  4. Круглая площадка посередине цирка. (Арена.)

  5. Жидкое лекарство для приема внутрь. (Сироп.)

  6. Сквозное отверстие, образованное от удара. (Дыра.)

  7. Самый низкий женский голос. (Альт.)

  8. Территория, на которой запрещена охота, рыбная ловля, рубка деревьев. (Заповедник.)

  9. Остановка в пути для отдыха во время похода. (Перевал.)

  10. Группа артистов, выступающих как единый художественный коллектив. (Труппа.)

  11. Высокий женский голос. (Сопрано.)

  12. Жидкость, в которой вываривали что-либо. (Бульон.)

  13. След, проложенный лыжником. (Лыжня.)

  14. Движение руки, сопровождающее речь или служащее знаком. (Жест.)

  15. Ансамбль из трех певцов или музыкантов. (Трио.)

  16. Мужской голос, средний между басом и тенором. (Баритон.)

  17. Самый высокий мужской голос. (Тенор.)


- Девочки и мальчики, теперь оставим все отрицательные эмоции:

А теперь, ребята, встали,

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Дружно сели, вновь за дело!


- Улыбки появились на лицах. Ребята, ведь само солнце улыбается вам, создавая нам

«солнечное» настроение. А ведь есть и слова, которые в любую погоду могут создать «солнечное настроение». Какие же это слова? Давайте попробуем назвать какое-либо вежливое слово. (ПО цепочке.)

- А теперь, ребята, давайте решим все вместе такую задачку: «Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?» Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Ответьте, какие ошибки он сделал». (Мальчик должен был не кричать, а спокойно спросить: «Скажите, пожалуйста, который час?»)

- Следующая задача: допустим, вы впервые оказались в этом городе. Сбились с правильного пути. Как вы выйдете из этой ситуации? (Извините, пожалуйста, скажите…)

Вывод. Если даже плохая погода, метель, дождь, сыро, грязно, стоит сказать вежливое слово и сразу станет теплее, радостнее.


- По словам Паустовского, «для всего в русском языке есть великое множество хороших слов». «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск, » - как точно сказал К. Паустовский о русском языке. Действительно, целые россыпи поистине драгоценных камней подарили нам русские писатели и поэты.

Кто из вас не знает удивительных по своей прозрачности и глубине строк А.С. Пушкина об осени:

Унылая пора! Очей очарованье

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…


Или не слышал шелеста листьев в стихотворении И. Бунина «Листопад»:


Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над солнечной поляной...


-Поэты рисуют словами целые картины. В чем секрет их мастерства? (Эпитеты, сравнения, метафоры и т. п. помогают сделать речь еще более выразительней, еще более

живой и образной.

-Ребята, давайте и мы займемся словесной живописью. Подберем эпитеты к слову «солнце». (Записывается на доске ключевое слово «солнце».)

- Я думаю, что каждый из вас может представить себе образ солнца. Итак, вот ваше задание: каким вы видите наше русское светило, таким и отобразите его на своем рисунке. Каким настроением его наполнить – ваше дело! Постарайтесь наделить свое солнце характером, индивидуальностью, настроением…

(Создается выставка рисунков под названием «Пусть всегда будет солнце!»)

- Устроим по нашей картинной галерее экскурсию. Кто хочет быть экскурсоводом? Кто будет хозяйкой картинной галереи? Кто гостем? Кто журналистом? Кто художественным критиком? Кто фотографом? (Все выбирают ярлычки и прикрепляют их к костюмам – это ваши новые роли. Хозяйка (директор) галереи предлагает посетить экспозицию и представляет слово всем: экскурсоводу, журналистам, художественным критикам и гостям, фотографу, которые рассказывают о своих впечатлениях и выбирают картину, которая им особенно понравилась.)

Пример речи экскурсовода.

Экскурсовод. Мы рисовали солнце… Посмотрите сколько людей – столько и изображений, как все они не похожи! Мы смотрим на мир и сами в нем отражаемся. Ваши надписи выражают ваш взгляд и объясняют его. ( Веселое солнце, доброе…, оранжевое…, мое…, зимнее…, осеннее…, проказливое…. ненаглядное…, умное…, сытенькое…, русское народное солнце – красна девица, солнце счастливое, озорное. оригинальное, ушастое лучистое солнце – цветок, пузатенькое, конопатое, деловое, клянущее, кокетливое, щедрое, жареное солнце…)


Журналисты берут интервью у гостей.


Вопросы: «Что вас более всего удивило на этой выставке? Какое солнце соответствует вашему настроению?»


Вывод мероприятия:

- Итак, ребята, язык мой – друг мой? Культура речи – общий показатель культуры человека.

Похожие:

Тема: «Язык мой – друг мой?» Цели iconКлассный час с учащимся 9 класса
Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, мой друг; тот, кто мне...
Тема: «Язык мой – друг мой?» Цели iconИнформация о конкурсах
Тв работа: «Портрет моего папы», «Мой папа – герой», «Папа, мама, я – любимая семья», «Папа – мой друг»
Тема: «Язык мой – друг мой?» Цели iconСемья вурдалака
Чума, чума пришла в мой город. Ходит по улицам, косит больных, здоровых, слабых, сильных, всех. Ходит, приглядываясь, будто ищет...
Тема: «Язык мой – друг мой?» Цели iconЛекция первая
Позвольте прежде всего заметить, что мой родной язык не английский, и поскольку мой английский не слишком хорош, я прошу прощения...
Тема: «Язык мой – друг мой?» Цели iconИз петербурга в москву «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». «Тилемахида», том II, кн. XVIII, стих 514
Что бы разум и сердце произвести ни захотели, тебе оно, о! сочувственник мой, посвящено да будет. Хотя мнения мои о многих вещах...
Тема: «Язык мой – друг мой?» Цели iconЕh bien, mon prince. Gênes et Lucques ne sont plus que des apanages, des поместья, de la famille Buonaparte. Non, je vous préviens, que si vous ne me dites pas
Антихриста (право, я верю, что он Антихрист) — я вас больше не знаю, вы уж не друг мой, вы уж не мой верный раб, как вы говорите.]...
Тема: «Язык мой – друг мой?» Цели iconТело мой дом, мой конь, мой пес. Что делать мне, если умрешь? Где мне прилечь, Как мне скакать
Тело – мой дом, мой конь, мой пес. Что делать мне, если умрешь? Где мне прилечь, Как мне скакать
Тема: «Язык мой – друг мой?» Цели iconУчебники по дисциплине «Физическая культура»
Мой друг физкультура: Учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы. 5-е издание
Тема: «Язык мой – друг мой?» Цели iconПрограмма кружка «Мой инструмент компьютер»
Кружок «Мой инструмент компьютер» рассматривается как курс, развивающий знания школьников в области информационно-коммуникационных...
Тема: «Язык мой – друг мой?» Цели iconПлан-конспект открытого урока по немецкому языку по теме "Мой родной город "
Беседа(вопросно-ответные упражнения по представленным слйдам «Мой родной город».)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница