Программа "Изобразительное искусство и художественный труд"




Скачать 457.88 Kb.
НазваниеПрограмма "Изобразительное искусство и художественный труд"
страница1/7
Дата01.10.2012
Размер457.88 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7

Б.М. НЕМЕНСКИЙ

Программа "Изобразительное искусство и художественный труд"

1-4 кл.

Пояснительная записка


Программа "Изобразительное искусство и художественный труд" является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды: живопись, графику, скульптуру, народные декоративные искусства, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими видами искусств и их конкретными связями с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной.

Эти три художественные деятельности являются основанием деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая эта форма деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему не по принципу перечисления видов, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует перенос внимания не только на произведения искусства, но и на деятельность человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы. Поэтому при выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности "углубления в себя", осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество учащихся нашло применение в оформлении школьных интерьеров.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Тематическая цельность и последовательность развития программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения, не допуская механических повторов, поднимаясь год за годом, от урока к уроку, по ступенькам познания ребенком личных человеческих связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция группируются вокруг общих закономерностей художественно-образных языков изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на всем протяжении обучения.

Три способа художественного освоения действительности – изобразительный, декоративный и конструктивный – в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображения, украшения, постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства. Необходимо иметь в виду, что, будучи представлены в начальной школе в игровой форме как "Братья-мастера" изображения, украшения, постройки, эти три вида художественной деятельности должны сопутствовать учащимся все годы обучения. Они помогают сначала структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем помогать и в более сложном осознании искусства.

При всей предполагаемой свободе педагогического творчества необходимо постоянно иметь в виду ясную структурную цельность данной программы, основные цели и задачи каждого года и четверти, обеспечивающие непрерывность поступательного развития учащихся.

ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ)

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Программа \"Изобразительное искусство и художественный труд\" iconПрограмма «Изобразительное искусство и художественный труд»
Составлена на основе: Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл./Под руководством...
Программа \"Изобразительное искусство и художественный труд\" iconТическому плану уроков по учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд»
Развернутый тематический план по предмету «Изобразительное искусство» разработан применительно к учебной программе «Изобразительное...
Программа \"Изобразительное искусство и художественный труд\" iconРазработка урока по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б. М. Неменского
Итоговый урок 2 четверти в 5 классе блока «Связь времен в народном искусстве» (по программе «Изобразительное искусство и художественный...
Программа \"Изобразительное искусство и художественный труд\" iconРабочая учебная программа по курсу «Изобразительное искусство» в начальной школе системы д б. Эльконина В. В. Да вылова по программе Неменского Б. М. «Изобразительное искусство и художественный труд»
Тематическое планирование с определением основных видов и форм учебной деятельности
Программа \"Изобразительное искусство и художественный труд\" iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» в 5 классе на 2012-2013 учебный год
«Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б. М. Неменского, М. «Просвещение» 2011. Программа детализирует...
Программа \"Изобразительное искусство и художественный труд\" iconРабочая программа педагога клочквой Натальи Валентиновны, первая категория
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» разработана на основании авторской программы «Изобразительное искусство...
Программа \"Изобразительное искусство и художественный труд\" icon071500 народная художественная культура
Экзамен проводится в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания учебных программ общеобразовательных учреждений...
Программа \"Изобразительное искусство и художественный труд\" iconПрограмма по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд»
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Программа \"Изобразительное искусство и художественный труд\" iconУчебные программы для начальной школы ( 3 класс)
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» входит в учебный комплект «Школа России», разработана под руководством...
Программа \"Изобразительное искусство и художественный труд\" iconУчебные программы для начальной школы ( 3 класс)
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» входит в учебный комплект «Школа России», разработана под руководством...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница