Программа вступительного испытания




НазваниеПрограмма вступительного испытания
страница1/7
Дата30.09.2012
Размер0.8 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7
ПРОГРАММА

вступительного испытания профильной направленности

по психологии управления

(по направлению «050400-Психолого-педагогическое образование

Магистерская программа «Психология организационно-управленческой деятельности»)


Общие положения

Магистерская программа «Психология организационно-управленческой деятельности» открыта в ППИ МГГУ с 2012 года в рамках направления подготовки «050400-Психолого-педагогическое образование». Магистерская программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 14.01.2010 г. № 35.

Необходимость подготовки в МГГУ магистров по профилю «Психология организационно-управленческой деятельности» определяется, прежде всего, переходом российского высшего образования к уровневой системе в рамках Болонского процесса и возникающей в результате этого потребностью реорганизации процесса подготовки в университете кадров с высшим образованием.

Динамичное развитие страны ставят особые задачи перед социально-гуманитарным образованием. Система гуманитарной подготовки на всех ее уровнях должна обеспечивать не только ответы на вызовы времени, но и отвечать потребностям опережающего развития образовательной среды. Психолого-педагогическое образование выполняет важнейшую миссию по формированию и сохранению сознания и самосознания, отвечает за социализацию личности в общем социокультурном пространстве России, обеспечивает подготовку человека к жизни в правовом государстве и гражданском обществе.

Психология управления и психология делового общения являются ведущими дисциплин в системе подготовки будущих магистров. Эффективность любой деятельности во многом зависит не только от его профессиональной компетентности, но и от способности учитывать ре­альные социально-психологические условия в трудовых коллективах, учебных группах и обществе в целом. Психология управления имеет тесные межпредметные связи с такими курсами как «Социальная психология», «Общая психология», «Управление педагогическими системами».

Поступающий должен показать:

  • знание категорий и понятий психологии делового общения, психологии управления;

  • знание основных подходов к анализу личности и деятельности руководителя образовательного учреждения;

  • знание психологических закономерностей функционирования и развития образовательного учреждения;

  • знание основной закономерности общения и взаимодействия людей в трудовых коллективах;

  • знание программ и учебно-методических комплексов по психологии;

  • умение изложить теоретические психологические знания, проиллюстрировав их соответствующими примерами из педагогической практики;

  • знание социально-психологической сущности, специфики и основных компонентов делового общения;

  • умение комментировать факты современных исследований в области психологии с исторических позиций;

  • умение учитывать в своей профессиональной деятельности социально-психологические особен­ности взаимодействия и общения внутри трудового коллектива и управлять динамикой групповых процессов;

  • умение анализировать собственную деятельность, межличностные отношения в трудовом коллективе и личностные особенности с целью их совершенствования.

В процессе вступительного испытания поступающий должен изложить теоретический материал в виде основных проблем и путей их решения в современной науке.

Выпускники магистратуры будут востребованы в образовательных и научно-исследовательских учреждениях области, центрах международного сотрудничества, учреждениях культуры, органах государственной власти.


Общая характеристика образовательной программы


Подготовка магистров по направлению «050400-Психолого-педагогическое образование. Магистерская программа «Психология организационно-управленческой деятельности» осуществляется в течение 2 лет. Ее трудоемкость составляет 120 зачетных единиц.

В процессе обучения магистранты осваивают базовые дисциплины общепедагогического цикла, особое внимание уделяется изучению современного психолого-педагогического образования, его организационных форм, содержания и перспектив развития. Наряду с базовыми курсами магистранты осваивают также дисциплины регионального компонента, курсы по выбору и факультативы. Важнейшей частью подготовки магистра в МГГУ является написание и защита магистерской диссертации по актуальным проблемам психолого-педагогического образования. Подготовка магистров в МГГУ ведется высококвалифицированными специалистами, имеющими ученые степени и звания.


Поступление в магистратуру

Согласно пп. 5.1., 5.5. и 5.8. Положения «О магистерской подготовке в МГГУ», в магистратуру университета принимаются граждане Российской Федерации и иностранные граждане, успешно завершившие обучение по одной из основных образовательных программ высшего профессионального образования и имеющие документ государственного образца:

  • диплом бакалавра;

  • диплом специалиста;

  • диплом магистра.

Прием для обучения по программам магистратуры проводится по заявлениям граждан согласно результатам вступительных испытаний, проводимых университетом. В конкурсе на места, финансируемые из средств федерального бюджета, имеют право участвовать лица, имеющие документ о высшем профессиональном образовании, подтверждающий присвоение лицу квалификации (степени) «бакалавр» или квалификации «дипломированный специалист». Лица, имеющие диплом магистра, принимаются в магистратуру университета только на условиях полной оплаты стоимости обучения.

Прием в магистратуру по направлению «050400-Психолого-педагогическое образование» проводится на основе собеседования. Вопросы для собеседования размещены на сайте МГГУ. С Программой вступительных испытаний можно ознакомиться на кафедре психологии университета (ул. Егорова, 16, каб. 304, тел. (815–2) 213–819)


Содержание программы


РАЗДЕЛ I. Предмет психологии управления

Тема 1.1. Теория управления

Понятие управления. Менеджмент и управление. Управление как наука и искусство. Современные подходы в теории управления: процессный, системный, ситуационный.

Тенденции в развитии управления: возрастание роли технической базы управления, демократизация, интернационализация менеджмента.

Теория управления в России.

Управление обучением и воспитанием. Управление образовательными учреждениями.


Тема 1.2. Подходы к исследованию управленческой деятельности

Сущность управленческой деятельности, трудности ее изучения.

Психологические и непсихологические подходы к исследованию управленческой деятельности. Способы описания управленческой деятельности: микроанализ, «эмпирический» анализ, подход с позиции психологической теории деятельности, ролевой подход, нормативный подход.

Функциональный анализ управленческой деятельности как наиболее адекватный способ раскрытия ее содержания. Система основных управленческих функций.

Деятельностно-административные функции – целеполагание, прогнозирование, планирование, организация исполнения, мотивирование, принятие решений, коммуникация, контроль, коррекция.

Кадровые функции – управление персоналом, дисциплинарная, воспитательная, арбитражная, психотерапевтическая.

Производственно-технологические функции – оперативное управление, материально-техническое обеспечение, инновационная, маркетинговая.

Синтетические функции – интеграционная, стратегическая, представительская, экспертно-консультативная, стабилизационная.

Классное руководство как вид управленческой деятельности.


Тема 1.3. Психология управления как наука

Предмет психологии управления: личность руководителя и психологическое содержание управленческой деятельности. Основные проблемы психологии управления.

Психология управления в системе психологически наук. Психология управления и социальная психология. Психология управления и организационная психология.

Методы психологии управления. Управленческое консультирование. Активные методы обучения в психологии управления.


РАЗДЕЛ II. Личность руководителя


Тема 2.1. Эффективность руководства

Понятие руководства. Критерии и факторы эффективности руководства. Психологические и непсихологические критерии эффективности руководства.

Непсихологические показатели успешности деятельности руководителя: действенность, экономичность, качество, производительность, нововведения, прибыльность.

Психологические критерии эффективности руководства: качество трудовой жизни (психологический климат в коллективе, мотивация членов коллектива), авторитет руководителя, самооценка коллектива.

Виды авторитета. Формальный и психологический авторитет руководителя. Составляющие психологического авторитета (моральный и функциональный авторитет).


Тема 2.2. Личностные особенности эффективного руководителя

Схема М. Шоу описания личности руководителя: биографические характеристики, способности, черты личности.

Биографические характеристики: пол, возраст, социально-экономический статус, образование.

Общие способности руководителя. Интеллект как фактор эффективности. Роль практической составляющей интеллекта руководителя.

Специальные (управленческие) способности руководителя: японские и финские исследования, концепция ограничений Френсиса и Вудкока, понятие организаторских способностей в школе Л.И. Уманского.

Черты личности эффективного руководителя: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость, креативность, ответственность, стремление к достижению, общительность.


Тема 2.3. Стиль руководства

Понятие стиля руководства. Стиль как фактор эффективности руководства. Теоретические модели стиля руководства. Традиционная трехчленная стилевая модель. Ситуационная модель Ф. Фидлера. Подход Р. Лайкерта: руководитель, ориентированный на человека или на задачу. Управленческая решетка Р. Блейка и Д. Моутона.

Современные представления об эффективном стиле руководства: адаптивный подход, партисипативный стиль руководства. Основные черты партисипативного стиля. Сущность партисипативности – привлечение к организации управления. Ограничения в использовании партисипативного стиля руководства.


РАЗДЕЛ III. Психологические аспекты реализации управленческой деятельности руководителя


Тема 3.1 Функция принятия решения

Функция принятия решений как системообразующая в деятельности руководителя. Организационный и психологический подходы к ее изучению. Многообразие управленческих решений. Признаки «хорошего» решения. Индивидуальные и групповые решения. Их недостатки и преимущества. Принятие решений как процесс. Его характеристики: структура, феноменология, этапы.

Структура процесса принятия решения (ПУР): цель, информационная основа, гипотезы, альтернативы, критерии выбора.Этапы индивидуального и группового ПУР. Принятие решения как выбор лучшей из альтернатив. Решенческое кольцо.

Феноменология индивидуального и группового ПУР. «Сдвиг риска», ролевая дифференциация, поляризация структуры, групповое единомыслие. Индивидуальные различия ПУР. Стили выработки решений (диктаторский – коллегиальный, осторожный - рискованный).


Тема 3.2 Коммуникативная функция руководителя

Коммуникация в организации, их типология. Структура коммуникативного процесса, его этапы.Ошибки коммуникации. Причины плохих коммуникаций.

Принципы эффективных коммуникаций. Правила эффективных коммуникаций. Роль неформального общения в осуществлении коммуникативной функции руководителя.

Коммуникативное поведение руководителя: беседы, переговоры, совещания, публичные выступления.

Перцептивные процессы в коммуникативном поведении: стереотипизация, идентификация, эмпатия, рефлексия.

Аттракция в управленческом общении. Концепция управленческого общения А.Ю. Панасюка.


Тема 3.3. Функция планирования

Планирование в структуре управленческой деятельности. Этапы процесса планирования.

Планирование и постановка целей. Понятие миссии организации, требования к ее формулировке. Психологические аспекты возникновения субъективных целей.

Эффективность деятельности при добровольном и принудительном целеобразовании.

Требование к целям: определенность, ясность, измеримость, достижимость, сроки выполнения, наличие ответственных.

Правила выработки целей: разведение целей и задач, достижение компромисса между общеорганизационными и индивидуальными интересами, определение оптимального уровня трудности, соблюдение временного и объемного оптимума.


Тема 3.4 Функции организации

Понятие организации. Организация как процесс и результат. Содержание функции организации в управлении: организационное проектирование; функциональное разделение прав, обязанностей, полномочий; координация.

Типы организационных структур – иерархические (традиционные, жесткие) и адаптивные (органические, адхократические).

Линейно-функциональные и линейно-штабные структуры как пример иерархических организаций. Их недостатки: инерционность в принятии решений, негибкость в реагировании на изменения, иммунитет к инновациям.

Проблемы управляемости адаптивных структур (матричных, проектных, конгломератных).

Основные характеристики организационных структур – сложность, формализованность, централизация. Значимость неформальных, скрытых организаций.

Ключевая роль делегирования в реализации функции организации. Сущность делегирования.

Причины сопротивления делегированию: занятость, недостаточная компетентность, отношения с вышестоящим руководством, боязнь конкуренции и потери авторитета, недоверие к подчиненным.

Психологические факторы гиперделегирования: отсутствие авторитета, боязнь ответственности, неустойчивость к неопределенности, импульсивность, конформизм, нейротизм.

Правила делегирования для руководителя: учет мнений, принятие права на ошибку, доверие к подчиненным, совершенствование контроля, правильный подбор и стимулирование сотрудников.


Тема 3.5 Управление мотивацией

Потребности как основа мотивации труда. Содержательные теории мотивации: иерархия потребностей Маслоу, теория мотивационной гигиены Херцберга, теории приобретенных потребностей Макклелланда.

Трудовая деятельность как фактор мотивации. Процессуальные теории мотивации: теория Врума, теория социальной справедливости Адамса, модель Портера-Лоулера и теория «трудовых инвестиций».

Понятие внешней и внутренней мотивации. Теория двух мотивационных систем.

Методы стимулирования труда – экономические и неэкономические. Разнообразие экономические методов стимулирования труда. Факторы, снижающие их действенность. Методы обогащения работ. Управление по целям. Метод соучастия (партисипативность), перспективы его использования.


Тема 3.6 Функция контроля

Значение контроля в управлении. Контроль как основа для коррекции. Сущность контроля: способ сбора оперативной информации; проявление внимания к работнику; средство повышения мотивации исполнителей.

Принципы реализации контроля – постоянство, оперативность, объективность, открытость, экономичность, наличие обратной связи, адекватность личности руководителя.


Тема 3.7 Кадровые функции руководителя

Особенности кадровых функций. Кадровый менеджмент.

Функции руководителя по управлению персоналом: формирование кадровой политики; кадровое планирование; разработка профессионально-квалификационных требований; набор персонала; отбор персонала; определение системы заработной платы; организация адаптации; подбор и расстановка кадров; повышение квалификации и переподготовка; оценка персонала; планирование карьеры. Психологический аспект управления персоналом..

Воспитательная функция руководителя, особенности ее реализации. Роль научения через наблюдение и идентификации в осуществлении воспитательной функции. Принципы единой морали и принцип единства слова и дела в поведении руководителя.

Арбитражная функция руководителя.

Дисциплинарная функция руководителя.

Психотерапевтическая функция руководителя.

Личностные особенности руководителя, значимые в обеспечении психологического комфорта: ориентация на человека, ответственность, уверенность в себе, чувство юмора.


  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Программа вступительного испытания iconПрограмма вступительного испытания по математике для абитуриентов, поступающих
Цель вступительного испытания — выявить уровень общеобразовательной подготовки по алгебре учащихся IX классов общеобразовательных...
Программа вступительного испытания iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания
Программа вступительного испытания по биологии определяет объем материла и характер требований к абитуриентам, поступающим в академию...
Программа вступительного испытания iconПрограмма вступительного испытания по направлению 150400. 68 «Металлургия»
Целью вступительного испытания в форме собеседования является определение уровня овладения поступающими в магистратуру профессиональными...
Программа вступительного испытания iconПрограмма вступительного испытания при поступлении на профиль «Конструирование швейных изделий»
Вступительного испытания при поступление на обучение по программе магистра по направлению
Программа вступительного испытания iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания по химии Программа вступительного испытания
Предмет и задачи химии. Место химии среди естественных наук. Явления физические и химические
Программа вступительного испытания iconПрограмма вступительного испытания по дисциплине «История»
Программа вступительного испытания по дисциплине «История» для поступающих на обучение по направлениям впо 030900. 62 «Юриспруденция»,...
Программа вступительного испытания iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания для абитуриентов, поступающих в магистратуру по направлению подготовки
Собеседование с абитуриентами оценивается по 100-балльной шкале. Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение...
Программа вступительного испытания iconПрограмма вступительного испытания по дисциплине «Обществознание»
Программа вступительного испытания по дисциплине «Обществознание» для поступающих на обучение по направлению впо 080200. 62 «Менеджмент»...
Программа вступительного испытания iconПрограмма вступительного испытания при поступлении на обучение по программе магистра по направлению
Программа вступительного испытания при поступлении на профиль «Технологии изделий из кожи»
Программа вступительного испытания iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания для абитуриентов, поступающих в магистратуру по направлению подготовки «Биология»
Собеседование с абитуриентами оценивается по 100-балльной шкале. Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница