Методическая разработка Энзельдт Татьяны Валентиновны




Скачать 458.86 Kb.
НазваниеМетодическая разработка Энзельдт Татьяны Валентиновны
страница1/3
Дата30.09.2012
Размер458.86 Kb.
ТипМетодическая разработка
  1   2   3



Департамент образования

Администрации Ярославской области


Государственное учреждение Ярославской области

«Центр оценки и контроля качества образования»


Пути активизации познавательной деятельности на уроках литературы в 9 классе малокомплектной школы

(из опыта работы)

Методическая разработка


Энзельдт Татьяны Валентиновны

учителя литературы и искусства

МОУ Макаровской средней

общеобразовательной школы

Даниловского района.


Научный Руководитель:

Доссе Татьяна Григорьевна


Ярославль, 2009


СОДЕРЖАНИЕ.


Стр.


Введение………………………………………………………………………………………………………………….…3

1. Способы активизации познавательной деятельности……….…………………….………….6

1.1. Проблема развития, поддержания познавательного интереса……….……..…..6

1.2. Понятия методов и приемов обучения………………………………………….……………...8

1.2.1. Основные группы методов обучения…………………………………………………..….9

1.2.2. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся….………..10

1.2.3. Психологическое обоснование познавательного процесса…………….….13

1.2.4. Комментарий программы и учебника Т.Ф. Курдюмовой…………………….14

2. Активизация познавательной деятельности учащихся в практической работе (Из опыта работы на уроках литературы в 9 классе)………………………………………………17

2.1. Приемы стимуляции познавательной активности учащихся………………………17

2.2. Приемы управления познавательной деятельностью учащихся……………….21

2.3. Приемы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения изучаемого материала………………………………………………………..……………………………………….......……22

2.4. Приемы активизации познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний………………………………………………………………………………….…...23

2.5. Урок-исследование, как итог системы работы по формированию навыков исследовательской деятельности…………………………………………..………………………….…..24

2.6. Использование компьютерных технологий как средство развития познавательного интереса……………………………………………………………………………………………….…..26

2.7. Роль интегрированных уроков в развитии познавательной активности учащихся………………………………………………………………………………………………………………….…….27

Заключение……………………………………………………………………………………………………….……..29

Список использованной литературы……………………………………………………….…….……….31

Приложения………………………………………………………………………………………………….…….32-39


Не старайтесь удовлетворить свое тщеславие, обучая их

слишком многому. Возбудите только любопытство.

Откройте своим слушателям глаза, но не перегружайте

мозги. Достаточно заронить в него искру, огонь сам

разгорится там, где для него есть пища.

(А. Франс)


Введение

У каждого учителя, как и у каждого времени, своя философия, свои цели и задачи. Самое главное для меня – помочь моим ученикам раскрыть их способности – художественные, творческие, интеллектуальные.

Я пытаюсь помочь им увидеть, проанализировать ошибки и недостатки, которые тормозят успех, учу преодолевать трудности, сохранять уверенность в себе, в своих силах. Вместе с тем и мои ученики научили меня оценивать свою работу через их успехи или неудачи. Я учусь вместе с ними работать с разными мнениями, версиями, терпимо выслушивать и корректировать разные суждения.

Школа, где я работаю – сельская, малокомплектная. В небольшом коллективе идет интенсивнее процесс установления межличностных отношений, существует реальная возможность проявить себя в деле, объединиться, договориться о единстве действий. В такой школе все на виду, что в ситуации совместного поиска стимулирует активность учащихся и учителей.

Урокам свойственна камерность, меньшая заорганизованность, легче решаются проблемы с дисциплиной. Взаимодействие педагогов и учащихся на уроке отличается интенсивностью, глубиной, раскованностью, больше возможности для индивидуального подхода.

В то же время малочисленный коллектив сельской школы создает определенные проблемы в организации учебно-воспитательного процесса. Затрудняется и ограничивается выбор форм и методов воспитания и обучения в классах такой школы, некоторые из них теряют всякий смысл. В малочисленном классе ребенок психологически менее защищен, он постоянно испытывает на себе воздействие педагогов.

Таким образом, учитель малокомплектной школы должен найти такие педагогические средства, которые способствуют раскрепощению личности, ее развитию, учат общаться и сотрудничать с другими людьми.

На уроках литературы мы соприкасаемся с искусством слова, изучаем литературоведение и историю литературы, а из всего этого извлекаем уроки нравственности. К сожалению, чтение как форма интеллектуального действия уходит в прошлое, и проблема моя, как учителя - помочь детям выработать потребность в собственном чтении.

В связи с этим возрастает актуальность данной проблемы и усложняется социальная роль учителя, повышаются требования к его профессиональной компетентности. Особое значение приобретают такие качества учителя, как способность осваивать новые концепции предмета, новые педагогические технологии, а также широкий кругозор в области содержания предмета и методике его преподавания.

Для этого я часто использую на уроках литературы творческие задания – придумать свое, оригинальное название произведения, прорекламировать книгу или прочитанный рассказ, стихотворение, сравнить два или несколько произведений разных жанров. Что мне нравится в таких творческих работах, так это возможность ребят проявить себя в жестких рамках задания. Здесь нет безликости и каждый ученик неповторим.

У каждого учителя разные методы, приемы, оригинальные находки, но всех их объединяет сознание, что путь к успеху – это урок. Ведь урок – это «клеточка» педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Его творец – учитель, импровизация которого направлена на развитие интеллекта, неординарности, творчества детей. Принцип моего обучения – «творить - значит мыслить» направлен на результативность обучения, воспитание мыслящего, думающего человека – личности.

Нельзя не согласиться со словами В.Г.Маранцмана: «Идея гуманизации образования, настойчиво звучащая в последнее время, побуждает считаться в обучении с потребностями ребенка, возрастными и индивидуальными особенностями ученика, своеобразием его мировосприятия и деятельности в каждый период развития».[19]

Изучение литературы дает возможность приобщиться к духовной культуре человечества, ведь общение с литературным произведением требует не только работы разума, но и работы души. Литература учит взаимопониманию, развивает наши чувства, речь, ум, контактность. Изучать литературу – это воспитывать ею. Поэтому для меня важно сделать уроки литературы максимально доступными и интересными.

Полноценный урок литературы – это мысли и чувства высокого духовного наслаждения и труда, эстетических переживаний и «добывания» знаний – знаний о людях, жизни и литературе. Значит, это должен быть урок, на котором будет создана учителем атмосфера творчества и сотрудничества, атмосфера искусства.

Для решения этих проблем в своей работе я поставила следующую цель:


Определить систему методов, приемов и форм активизации познавательной деятельности в малокомплектной школе.


Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

1.Проанализировать научно – методическую литературу по данной проблеме.

2.Систематизировать и обобщить наиболее эффективные формы и приемы работы в рамках определенного метода.

3. Проанализировать свой опыт работы.

4. Определить наиболее эффективный метод обучения.

В современных научно-методических исследованиях проблема активизации познавательной деятельности учащихся решается в разных аспектах учеными различных направлений. В её разработке участвовали психологи (С.Л.Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, Д.Б. Эльконин); дидакты (М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, Г.И. Щукина, Ю.К. Бабанский); методисты (Т.В. Напольнова, В.М. Шаталова, Е.Г. Шатова).

Предложенные формы и методы активизации деятельности учащихся на уроках литературы помогут ученикам лучше узнать жизнь и творчество поэтов и писателей; проникнуть в глубину их художественного мира, поэтического мастерства; сориентироваться в этом литературно-художественном богатстве, что создается непосредственно на материале самой жизни. Урок литературы должен быть интересным, разнообразным, емким, содержательным и вырастать из всего многообразия человеческой деятельности: интеллектуальной, эстетической, нравственно-психологической. Поэтому активность учителя, выраженная в применении современных методов обучения и воспитания, должна быть направлена на активную познавательную деятельность ученика, приводящую к формированию нравственно совершенной личности с активными жизненными позициями.

Актуальность избранной темы определяется, с одной стороны, необходимостью обеспечения познавательной активности учащихся, воспитания их творческих возможностей, а с другой – недостаточной разработанностью названной проблемы в методике обучения литературы в старших классах малокомплектной школы.


1. Способы активизации познавательной деятельности

1.1. Проблема развития, поддержания познавательного интереса, активного отношения учащихся к учению осознавалась педагогами во все времена.

И именно сейчас активизация познавательной деятельности учащихся старших классов на уроках литературы становится одной из самых актуальных – то есть важных и существенных для настоящего момента. Тема эта большая и интересная, школе нужны такие методы и приемы обучения, которые позволяли бы учить детей мыслить.

Ставя перед собой задачу развития способностей ребенка, принимая решения о путях достижения этой цели, о приемах и методах работы, учитель выделяет для себя как область ближайшего развития ученика, так и область перспективных ожиданий развития творческих, коммуникативных компетенций личности.

Современный урок должен стать маленьким театром, где учитель выступает в роли режиссера и актера одновременно, а ученики – в роли актеров, для которых «ситуация успеха» порой важнее всего. Задачей учителя является не только научить детей своему предмету, но и сформировать социальные компетенции, которые позволят ученику безболезненно войти во взрослую жизнь.

С целью повышения мотивации учитель на уроке должен создавать ситуацию, при которой у ученика будет формироваться ощущение успешности деятельности.

Каждый ребенок индивидуален по-своему, и важно не производить искусственный отбор детей, а контролировать и корректировать ход образовательного процесса и психологического развития личности с целью формирования и принятия ребенком общечеловеческих ценностей, формирования у него социальной компетентности.

Чтобы добиться не формального, а живого, заинтересованного отношения к литературе, необходимо использовать все выразительные средства, вплоть до слияния литературы и театра на уроке. Одним из эффективных путей осуществления такого сочетания может быть игра, которая на уроке словесности – не цель, а средство развития способностей, творчества учащихся.

Основная задача применения активных, в частности игровых, методов обучения – развитие у школьников целостной картины мира, способности правильно ориентироваться в окружающем мире.

Но и увлекаться играми тоже не стоит. Они уместнее всего в 5-7 классах, что соответствует возрастной психологии, реже в 8-9 классах и еще реже в 10-11 классах. В старшем звене «играть» не позволяют, прежде всего сами литературные произведения и их объем и содержание, и анализ, и, конечно, возраст учащихся. Если с ними играть, то во «взрослые» игры. Переигрывать нельзя!

Познавательная деятельность – явление социальное по своей сути. Но социальность ее проявляется по-разному. Она выступает как система целей познавательной деятельности, как сами предметы познания и как взаимодействие учащихся в процессе познавательной деятельности, то есть как общение в процессе познания.

В отечественной педагогике традиционным стало понятие учебно-познавательной деятельности, под которым понимается процесс систематического усвоения знаний, умений, навыков и социального опыта, необходимых для активного участия в труде и общественной жизни.[28]

Форма и содержание урока литературы определяется учителем, учитывающим возможности данного конкретного класса, а также материал, который надо освоить. В этом и проявляется творчество учителя – найти самую целесообразную форму обучения. Но всякое творчество возможно лишь тогда, когда оно опирается на уже достигнутое наукой и практикой. Это не стихийное и не произвольное решение, а сознательный выбор оптимального варианта, движение от уже известного рубежа, дальнейшее развитие. Поэтому важно осознать, в каких случаях получаются лучшие результаты.

Основной формой организации учебных занятий является классно-урочная система. У нее есть и свои достоинства, и свои недостатки. К достоинствам можно отнести то, что она (классно-урочная система) обеспечивает организационную четкость и упорядочивание педагогического процесса, систематического процесса, систематический характер обучения, постоянное идейно-эмоциональное воздействие личности учителя на коллектив учащихся, своеобразное соревнование умов при коллективном добывании знаний. Но есть у этой системы и ряд недостатков, которые в современной школе сейчас пытаются преодолевать многие учителя. К этим недостаткам относятся уравнительный подход, равнение на «среднего» ученика ( это исправляется применением дифференцированного обучения, нетрадиционных творческих методик), стандартность построения урока от первого до последнего класса, отсутствие организованного общения между учащимися в процессе обучения, преобладание индивидуальной учебной работы, слабое развитие подлинно коллективных ее форм.[22]

Педагоги и психологи заметили, что успешность обучения существенно зависит от отношения учеников к учебной деятельности.[28]

Широкие социальные мотивы создают благоприятную основу для того, чтобы учение не тяготило ученика, шло хорошо и ровно, поскольку учебная работа не может быть всегда и во всем легкой и интересной.

На современном этапе развития школьного образования проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.

Выполнение таких задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся.

Активное обучение, которое осуществляется с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.


1.2. Понятия методов и приемов обучения.

По мнению В.В. Голубкова, «метод обучения- это такой способ обучения, который применяется систематически и оказывает большое влияние на общее направление педагогической работы».[9] Прием, по мнению ученого, имеет по сравнению с методом более ограниченное применение и «обычно входит в метод как его составная часть». [9] Основой классификации Голубкова взят источник знаний, причем ученый видит методы и приемы преподавания в живом процессе, в постоянно меняющихся условиях, когда один и тот же способ работы может быть и приемом и методом.

Из форм занятий Голубков называет урок, внеклассные занятия, экскурсии.

На иной основе построена классификация методов обучения литературе, созданная Н.И. Кудряшевым. [16] Он обусловливает систему методов обучения логикой познавательной деятельности учащихся при направляющем руководстве учителя. При этом Н.И. Кудряшев с особым вниманием относится к одному из дидактических решений проблемы методов, раскрытому в трудах М.Н. Скаткина и И.Я. Лернера. Ученые – дидакты М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер дают следующее определение метода обучения и его признаков: «…система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования.»[23]

Современные методисты (М.Г. Качурин, В.Г. Маранцман, Г.Н. Ионин) разрабатывают свои методы обучения литературе. Например Г.Н. Ионин [12] строит классификацию методов обучения литературе на определении характера совместной деятельности учителя и ученика в выборе метода постижения литературы. Названы три метода:

  • Метод художественной интерпретации, при котором ученик становится чтецом-интерпретатором, а учитель – своеобразным режиссером. Это творческий метод.

  • Метод критико-публицистический предлагает соответствующий характер освоения литературы. Формируется определенный тип читателя – читателя –критика, владеющего мотивированными оценками. Учитель становится критиком-редактором.

  • Метод литературного поиска предполагает развитие школьного литературоведения, определенных исследовательских возможностей.

Можно утверждать, что в подходах к классификации методов обучения много нерешенного и дискуссионного. Так, В.А. Никольский пишет: «Раз художественная литература воздействует и на воображение и чувство читателя, и на его понятия, то и среди методов и приемов преподавания различаем методы и приемы эмоционально-образного постижения произведений художественного слова и методы и приемы истолкования этих произведений. Между ними и другими существует тесная связь, так что разграничение их в значительной степени условно».[21, с. 98]

Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без сопутствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения учащимися определенного содержания учебного материала [12, с. 177].


1.2.1. Основные группы методов обучения

При целостном подходе необходимо выделить 3 большие группы методов обучения:

  • Методы организации и осуществления учебно-познавательной

деятельности.

  • Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной

деятельности.

  • Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности [12, с. 178].

В каждой из трех групп методов отражается взаимодействие педагогов и учащихся. Организаторские влияния учителя сочетаются здесь с осуществлением и самоорганизацией деятельности учащихся. Стимулирующее влияние педагога ведут к развитию внутреннего стимулирования учения у школьников.

Контролирующее действие учителей сочетается с самоконтролем учащихся.

Каждая из основных групп методов в свою очередь может быть подразделена на подгруппы и входящие в них отдельные методы. Поскольку организация и сам процесс осуществления учебно-познавательной деятельности предполагают передачу, восприятие, осмысливание, запоминание учебной информации и практическое применение получаемых при этом знаний и умений, то в первую группу методов обучения необходимо включить методы словесной передачи и слухового восприятия информации (словесные методы: рассказ, лекция, беседа и другие); методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации (наглядные методы: иллюстрации, демонстрация и другие); Методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий и тактильного, кинестетического ее восприятия (практические методы: упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и другие).[4]

Восприятие, осмысление и применение знаний может протекать под непосредственным руководством преподавателя, а также в ходе самостоятельной работы обучаемых. Отсюда возможно выделение методов самостоятельной работы, имея в виду, что другие методы обучения реализуются под руководством учителя. Каждая последующая подгруппа методов проявляется во всех предыдущих, и поэтому теперь говорят об обязательном применении методов в определенных сочетаниях с доминированием одного из видов их в данной ситуации.

Итак, мы показали возможные подгруппы методов, которые входят в первую группу, обеспечивающую организацию и осуществление учебно-познавательной деятельности в учебном процессе.


1.2.2. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся.

Для того чтобы сформулировать активизацию учебной деятельности учащихся, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а также методы самостоятельной работы.

Каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности обладает не только информативно обучающим, но и мотивационным воздействием.

В этом смысле можно говорить о стимулирующее - мотивационной функции любого метода обучения. Однако опытом работы учителей и наукой накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов учения, они стимулируют познавательную активность, одновременно содействуя обогащению школьников учебной информацией. Функция стимулирования в этом случае как бы выходит на первый план, содействуя осуществлению образовательной функции всех других методов.

Основным источником интересов к самой учебной деятельности является, прежде всего, ее содержание. Для того чтобы содержание оказало особенно сильное стимулирующее влияние, оно должно отвечать целому ряду требований, сформулированных в принципах обучения (научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность, и так далее). Однако имеются некоторые специальные приемы. К ним в первую очередь можно отнести создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры, искусства, литературы. С этой целью учителя подбирают специальные приемы, факты, иллюстрации, которые в данный момент вызывают особый интерес у всей общественности страны. В этом случае ученики значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и от того относятся к ним с большим интересом [4, с. 196-198].

Но деятельность не может протекать успешно, если при этом не используются методы стимулирования, контроля, самоконтроля и самооценки.

Особенность методов обучения заключается, прежде всего, в формировании знаний, умений и навыков учебно-познавательной деятельности учащихся.

Метод обучения – это способ совместной работы педагога и учащихся при овладении знаниями в ходе учебного процесса. Сложность учебного процесса порождает богатство и разнообразие методов, часть которых может быть присуща лишь одному какому-то учебному предмету. В свою очередь каждому методу приходится решать ряд различных задач: метод является и способом управления познавательной деятельностью, и способом стимулирования этой деятельности, он может включать и функции контроля.

Для работы учителя важна не столько четкость характеристики метода, сколько осознание причины выбора того или иного метода и само раздумье над этим выбором.

Урок литературы не только несет ученику определенные знания и эмоции, - он является отправной точкой для обширного вида самостоятельной деятельности – самостоятельного чтения. Поэтому словеснику очень важно научить школьника работать с книгой, будь это художественное произведение, критическая статья, учебник или любое пособие для учащихся.

Очень важную роль играют приемы анализа художественного текста, при которых преподаватель как будто позволяет ученикам вполне самостоятельно судить о произведении, но силой своего ума и эмоционального влияния незримо для класса целенаправленно добивается важных для него эстетических, нравственных и мировоззренческих оценок. Такой метод может применяться при чтении текста с небольшим его комментированием, в беседе, при оценке исполнительского мастерства учащихся.

Управляя учебным процессом и регулируя степень самостоятельности школьников, учитель обращается ко всем перечисленным методам: словесным, наглядным, практическим; индуктивным и дедуктивным; репродуктивным и проблемно-поисковым; исходит он при этом из результативности того или иного метода для данного материала, данного вида учебной деятельности.

Метод обучения характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия способов обучения[24, с.566]

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности учащихся, побуждают их к старательному учению.

Методы и приемы работы преподавателя являются показателем его педагогического мастерства, а степень активности учащихся – реакцией на эти методы. Если говорить об этимологии слова «исследование», нетрудно заметить, что в этом понятии заключено указание на то, чтобы извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т. е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя.

«Игра – путь детей к познанию мира», - писал А.М.Горький. Игра обогащает знания, способствует проявлению способностей и наклонностей, совершенствуя их. Иначе говоря, игровые формы и методы активного обучения приносят детям удовольствие от процесса познания, ведь это реализация модельного метода обучения, который обеспечивает достижение важнейших образовательных целей:

- стимулирование мотивации и интереса в области предмета изучения;

- поддержание и усиление значения полученной ранее информации в другой форме, например: фактов, образа, расширенного осознания различных возможностей и проблем;

- развитие навыков критического мышления и анализа; принятия решений; взаимодействия, коммуникации; конкретных умений (обобщение информации, подготовка рефератов и др.); готовности к специальной работе в будущем (поиск работы, руководство группой, работа в непредвиденных условиях);

- изменение установок: социальных ценностей (конкуренция и сотрудничество); восприятия (эмпатия) интересов других участников, социальных ролей;

- саморазвитие и развитие благодаря другим участникам: оценка преподавателем тех же умений участника; осознание уровня собственной образованности, приобретение навыков, потребовавшихся в игре, лидерских качеств.[6]

Одним из условий, позволяющих воспитывать у школьников жажду знаний и стремление к открытиям, является развитие потребности в поисковой активности. Первоначальным этапом готовности учеников к данному виду деятельности становятся чувство удивления и желание принять нестандартный вопрос. Задача же учителя – в системе использовать на уроках все способы научного познания: сравнение и сопоставление, анализ и синтез, обобщение и конкретизацию, постоянно поддерживать интерес учащихся к открытиям, помнить, что необходимым условием для развития исследовательской позиции, образного творческого воображения является систематическое усложнение учебной задачи в условиях ограничения детей во времени.

Исследовательская деятельность учащихся глубоко рассматривается в книге М.Г. Качурина «Организация исследовательской деятельности на уроках литературы». В ней современный ученый-методист отстаивает идею исследования на уроках литературы, так как «исследовательский путь познания естественен, соответствует природе человеческого мышления». М.Г. Качурин убежден, что «исследовательскую работу на уроках литературы целесообразно рассматривать с двух взаимодополняющих точек зрения: как метод и как уровень, до которого в идеале могут подняться многие виды учебного труда школьников». Ученый, в частности, понимает исследование как основу творческой интерпретации литературного произведения.

Развивают поисковую активность разные формы деятельности. Для развития поисковой позиции ребят открывает большие возможности самостоятельная работа. Дидактическая ценность ее заключается в конкретном показе поступательного продвижения учащихся от простого к сложному, от подражания к творчеству. А выполнение реконструктивных самостоятельных работ заставляет школьников проявлять элементарные исследовательские умения, самостоятельно вести поиск и определять пути решения поставленной задачи.

Важным для будущих ребят-исследователей оказывается умение работать с имеющейся информацией, умение добывать необходимый научный материал, умение грамотно систематизировать, логически распределять имеющиеся данные, умение выделить в изучаемой монографии информационный центр, а также умение свертывать информацию путем исключения избыточной, либо путем обобщения целого ряда известных фактов, умение переформулировать мысль. От класса к классу у школьников развивается вербальное мышление, совершенствуются навыки аудирования, рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности, приобретаются навыки работы с первоисточниками, дети учатся составлять разные типы конспектов (селективные, смешанные, монографические, сводные или обзорные), разные типы рефератов (классификационные, познавательные, исследовательские), учатся пользоваться разными видами чтения. Развитие речевых способностей учащихся (как устных, так и письменных) остается одной из главных задач. [23]

На уроках развития речи большое внимание уделяется языковому анализу текста, так как способствует совершенствованию связной речи учащихся. В центре внимания урока – художественный текст. Работая с анализом текста, школьник учится добывать информацию, осмысливать ее и моделировать информационное поле. Развивает коммуникативные навыки: учится слышать и слушать собеседника, выстраивать свое высказывание.


1.2.3. Психологическое обоснование познавательного процесса.

Простейший психологический процесс – ощущения (зрительные, слуховые, вкусовые и так далее) дают знание об отдельных свойствах предмета.

Более сложный психологический процесс – восприятие. Восприятие отражает предмет в целом, в совокупности всех его качеств. Восприятие зависит от прежнего знания, опыта. Восприятие – организованный процесс, мозг впитывает то, что четко и ясно определено.

Сложный психологический процесс – воображение (создание новых образов на основе прежних знаний).

Вершина познавательного процесса - мышление и речь. Мышление - это обобщенное и опосредованное отражение действительности. Мышление устанавливает закономерные связи между явлениями, анализирует важнейшие свойства предметов.

Элементы мышления:

  • понятие, знание о существенных признаках предмета;

  • суждение (сопоставляются понятия);

  • умозаключение (из двух или нескольких суждений делается вывод).

Активизировать мышление учащихся можно и должно на протяжении всего хода урока и самыми различными приемами и средствами. М.И. Махмутов, анализируя средства организации проблемного обучения и управления им, отмечает, что «все способы активизации познавательной деятельности ученика в качестве основного элемента обязательно имеют в своем составе вопрос, задачу, задание, наглядность и их сочетание».


1.2.4. Комментарий программы и учебника Т.Ф. Курдюмовой.

Уроки литературы в нашей школе мы проводим по авторской прграмме под редакцией Т.Ф. Курдюмовой. Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе.

Осваивая эту программу, ученик накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, познает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим. (Программа для общеобразовательных учреждений 5-11 классы. Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. М. 2006).

В данной программе мне нравится то, что огромную роль играет использование принципа вариативности. Именно обращение к этому принципу предполагает насыщение программы большим количеством произведений, а в обзорных темах – и авторов, чтобы была возможность выбора и у детей и у учителя.

А в условиях сельской школы это просто необходимо, так как у нас нет большого спектра выбора произведений.

Программа фиксирует границы и пропорции этапов литературного процесса. Последовательность расположения материала помогает увидеть связь времен и связь литератур разных народов.

На третьем этапе программы, в 9 классе, учащиеся знакомятся с курсом на историко-литературной основе. Русская литература представлена в контексте мировой литературы. Некоторые сведения о литературе античности и средневековья, а также эпохи Возрождения сопутствуют знакомству с русской литературой от древности до наших дней. Обогащению знаний способствует возможность активного использования русской профессиональной литературной критики.

Программа последовательно обращает внимание учителя на вопросы теории литературы. В 9 классе ученики знакомятся с основными литературными направлениями: классицизмом, сентиментализмом, романтизмом, реализмом.

Насыщенный материалом обзор историко-литературных событий сочетается с серьезным изучением шедевров русской классики.

В своей работе в 9 классе я пользуюсь учебником литературы под редакцией Т.Ф.Курдюмовой. Хочу отметить, что язык учебника довольно труден для учеников. Хорошо бы ввести в учебник практикумы и семинары для самообразования учащихся.

Изучение произведений зарубежных авторов довольно поверхностное, обзорное. Техника чтения современных школьников довольно слаба, а язык зарубежной литературы трудный, и это обстоятельство «расхолаживает» учеников.

Как видно, познавательный процесс довольно сложен. И активизация познавательной деятельности будет зависеть от того, как я ее организую, опираясь на поставленные задачи и систему приемов, применяемых мною для достижения поставленной цели. Как учителя литературы меня интересует процесс работы над художественным произведением. Учитывая составляющие вышеизложенного познавательного процесса, моими задачами являются:

  • дать эмоциональный толчок к восприятию текста, помня, что эмоции - ключ к познанию. Аудитория должна быть готова к восприятию;

  • стимулировать творческое воображение, как важную психологическую способность человека, связывая с творчеством;

  • научить мыслить, анализировать, сопоставлять, сравнивать материал исследования художественного текста - в противовес традиционному репродуктивному усвоению.

Подводя итог сказанному, можно с уверенностью сказать, что одной из основных целей, стоящих передо мной как учителем, является создание условий для проявления познавательной активности учеников. А средствами достижения этой цели считаю:

  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть личный опыт обучающихся;

  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

  • стимулирование школьников к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;

  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;

  • поощрение стремления ученика находить свой способ выполнения задания, анализировать способы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные,

  • создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Успешным учебный процесс не может быть без высокого профессионализма учителя. Когда учитель хорошо знает свой предмет, умеет оптимально построить учебный процесс, может создать комфортный микроклимат в учебном коллективе, старается использовать на уроках новейшие достижения педагогики и методики, ученики это высоко оценивают, и учебный процесс протекает более успешно. Поэтому я всегда стараюсь много читать по проблемам современной методики, педагогики, интересуюсь передовым педагогическим опытом. Хотя, бесспорно, перенять чей-то опыт полностью невозможно.

Сейчас я поэтапно осваиваю технологию «Развития критического мышления через чтение и письмо». Отдельные приемы этой технологии я использую на различных этапах уроков. Ребята с удовольствием составляют синквейны, работают с кластерами, осваивают инсерт.

В дальнейших моих планах – применение в работе «Педагогических мастерских». Необходимым условием организации «мастерских» является умелое сочетание учения, общения и творчества. Применима ли данная технология в условиях сельской малочисленной школы? Вот перспектива моих будущих раздумий…

  1   2   3

Похожие:

Методическая разработка Энзельдт Татьяны Валентиновны iconМетодическая разработка Забелкиной Татьяны Юрьевны
Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2
Методическая разработка Энзельдт Татьяны Валентиновны iconМетодическая разработка открытого занятия по дисциплине «История»
Методическая разработка предназначена для преподавателей истории средних специальных учебных заведений, реализующих государственный...
Методическая разработка Энзельдт Татьяны Валентиновны iconМетодическая разработка классного часа на тему: «О правилах дорожного движения»
...
Методическая разработка Энзельдт Татьяны Валентиновны iconМетодическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия Неделя химии «Химия в спецовке строителя»
Методическая разработка предназначена преподавателям химии и спецтехнологии колледжей строительного профиля во внеклассной работе...
Методическая разработка Энзельдт Татьяны Валентиновны iconПермский строительный колледж методическая разработка
Методическая разработка предназначена для студентов 3 курса. Цель разработки познакомить учащихся с особенностями технического перевода,...
Методическая разработка Энзельдт Татьяны Валентиновны iconЧрезвычайные ситуации военного времени Методическая разработка Н. Новгород 2003
Методическая разработка предназначена для студентов вузов, а также может быть полезной для преподавателей и руководителей объектов,...
Методическая разработка Энзельдт Татьяны Валентиновны iconМетодическая разработка для студентов по дисциплине «экологические основы природопльзования»
Данная методическая разработка призвана помочь вам в освоении дисциплины «Экологические основы природопользования»
Методическая разработка Энзельдт Татьяны Валентиновны iconМетодическая разработка Программы элективного курса «Учимся понимать художественный текст»
В ней даются конкретные методические рекомендации по обучению учащихся приемам осознанного чтения. Методическая разработка поможет...
Методическая разработка Энзельдт Татьяны Валентиновны iconМетодическая разработка может представлять собой
Методическая разработка это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий...
Методическая разработка Энзельдт Татьяны Валентиновны iconКонкурс учебно методической продукции Номинация: учебно методическая продукция: методическая разработка классного часа
Номинация: учебно методическая продукция: методическая разработка классного часа
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница