Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Управление Росприроднадзора по Республике Татарстан




Скачать 94.34 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Управление Росприроднадзора по Республике Татарстан
Дата30.09.2012
Размер94.34 Kb.
ТипДокументы



Министерство природных ресурсов и экологии

Российской Федерации


Федеральная служба по надзору в сфере природопользования


Управление Росприроднадзора по Республике Татарстан


ДОКЛАД


О результатах контрольно-надзорной деятельности в части геологического контроля
и охраны недр Управления Росприроднадзора


Республике Татарстан
по итогам I полугодия и задачи
на II полугодие 2012 года



Руководитель

Управления Росприроднадзора

по Республике Татарстан

Ф.Ю. Хайрутдинов


июль

2012 год




Слайд №1(титульный лист)

Слайд №2

Стратегической целью и задачей в деятельности Управления Росприроднадзора по Республике Татарстан при осуществлении государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр является создание условий для повышения эффективности использования недр.

Одним из показателей достижения данной цели является - доля месторождений, осваиваемых без отклонений от требований, утвержденных в установленном порядке технических (технологических) проектов.


В Республике Татарстан на 1 января 2012 года зарегистрировано 606 предприятий - недропользователей, имеющих 1332 действующих лицензии на право пользования недрами.

Слайд №3

Наибольшее количество лицензий на право пользования недрами выдано на добычу подземных вод.

В республике проводится большая работа по лицензированию участков недр содержащих пресные подземные воды для водоснабжения. Данная работа проводиться Управлением в тесном взаимодействии с органами прокуратуры и Советом муниципальных образований, совместно с Управлением по недропользованию, исполнительными органами власти республики и находится под контролем Правительства Республики.

Так, если в 2004 году действовало порядка 300 лицензий на право пользования недрами при добыче подземных вод, то по состоянию на 01.12.2012г. - 1172 лицензий.

Основным полезным ископаемым является нефть.

Слайд №4

Разработку нефтяных месторождений на территории 22 муниципальных районов республики осуществляют 37 нефтегазодобывающих предприятия (35 малых нефтяных компаний, ОАО «Татнефть» и ОАО «АНК» Башнефть»).

Слайд №5

Действующий лицензионный фонд на право пользования недрами нефтяных месторождений составляет 152 лицензии, в том числе:

67- лицензий принадлежат ОАО «Татнефть»;

84 - малым нефтяным компаниям;

1 - ОАО АНК «Башнефть».

Многие проблемы, связанные с нефтегазодобывающими компаниями республики сняты. За последние 3 года снизилось количество системных нарушений таких как, осуществление работ по добыче УВС без правоустанавливающих документов на земельные участки, без государственной регистрации работ по геологическому изучению недр, ведение работ с отклонениями от проектных решений.

Слайд №6

Но в тоже время на сегодняшний день остается актуальным вопрос по утилизации попутного нефтяного газа малыми нефтяными компаниями, а также вопрос утилизации образовавшихся при бурении скважин отходов.

Первые шаги к решению проблемы с использованием попутного газа в республике уже сделаны.

Недропользователями республики проведена инвентаризация факельных систем, используемых для сжигания и рассеивания попутного нефтяного газа, а также разработаны программы мероприятий по обеспечению непрерывного инструментального контроля и учета объемов извлекаемого углеводородного сырья.

Слайд №7

В целом по республике в настоящее время использование попутного нефтяного газа ОАО «Татнефть» и малыми нефтяными компаниями составляет около 85%. (В ОАО «Татнефть» использование составляет 95%, малыми нефтяными компаниями – 74%).

В ОАО «Татнефть» создана управляющая компания, инвестированы средства в развитие системы сбора газа и подачи его на переработку на Миннибаевский газоперерабатывающий завод.

Принята специальная программа действий по утилизации попутного нефтяного газа на 2009-2013 гг.

Запущена установка гидрокрекинга, которая позволяет увеличить глубину переработки попутного нефтяного газа.

Нефтяными компаниями внедряются технологии по рациональному использованию попутного нефтяного газа. Основными направлениями являются:

- передача газа в систему газоперерабатывающего завода ОАО «Татнефть»;

- выработка электроэнергии на газопоршневых установках;

- закачка газа в пласт в составе водогазовой смеси в целях поддержания пластового давления;

- использование в качестве топлива для путевых подогревателей нефти.

К сожалению, имеются предприятия, где утилизация попутного газа полностью осуществляется через сжигание на факельных установках (ООО «Трансойл»), или в связи с малозначительностью газового фактора, рассеивается через свечи (ООО «Нократойл»).

Слайд №8

Расчет платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ, образующихся при сжигании попутного нефтяного газа на факельных установках регулируется «Постановлением Правительства РФ от 8.01.2009 г. №7 «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках».

По данному вопросу по инициативе Управления, совместно со специалистами ОАО «Татнефть», ЗАО «Нефтеконсорциум», при участии помощника Президента Республики Татарстан по вопросам ТЭК, были проведены совещания, на которых рассмотрены и приняты формы представления информации нефтяными компаниями.

Проведены семинарские занятия со специалистами нефтегазодобывающих компаний по вопросам, возникающим при расчетах платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ, образующихся при сжигании попутного нефтяного газа на факельных установках.

Фактический объем образования, использования и сжигания попутного нефтяного газа на объектах проверенных нефтяных компаний подтверждается показаниями средств измерения.

Второе, на что необходимо обратить внимание – это отходы, образующиеся при бурении скважин.

Слайд №9

Процесс бурения сопровождается образованием отходов, опасных для окружающей среды, представленных буровыми сточными водами, отработанным буровым раствором и буровым шламом .

В случае ненадлежащего захоронения отходов бурения образуются долговременные очаги загрязнения окружающей среды в местах бурения скважин.

Услуги по бурению скважин нефтедобывающим предприятиям республики оказывают сервисные буровые компании, которые в соответствии с заключаемыми договорами отвечают за утилизацию образовавшихся при бурении отходов.

Управлением выявлены случаи несовпадения объемов образовавшихся отходов, с объемом утилизированных, то есть отсутствует должный учет движения отходов для переработки и утилизации.

Необходимо отметить, что ответственность за образование отходов по-прежнему остается за нефтяными компаниями, являющимися заказчиками работ.

Основной задачей в этом направлении является исключение несанкционированного размещения отходов образовавшихся при бурении скважин.

Также после сооружения разведочных и эксплуатационных скважин в обязательном порядке требуется своевременная и качественная рекультивация нарушенных земель с целью восстановления их плодородия.

Данным вопросам уделяется повышенное внимание при проведении плановых проверок нефтяных компаний.


Слайд №10

На следующем слайде представлены показатели деятельности Управления по государственному надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.


За отчетный период Управлением проведено 57 проверок предприятий–недропользователей, в т.ч. 21 плановая проверка и 36 внеплановых целевых проверок, преимущественно по выполнению ранее выданных предписаний. Доля внеплановых проверок от общего количества проверок составила 63%.

Слайд №11

За 1 полугодие наложен 1 миллион 345 тыс. рублей штрафа по статье 7.3 КоАП РФ. Взыскано 1 миллион 86 тыс. рублей.

Необходимо отметить, что в связи с существенным изменением штрафных санкций по ст. 7.3 КоАП РФ (с 31.03.2010) увеличилось количество оспариваемых административных наказаний.

Можно сказать, что уже входит в судебную практику отмена постановлений, в части безлицензионного пользования недрами в рамках статьи 2.9 КоАП РФ, по малозначительности.

Так за отчетный период по малозначительности отменено 4 постановления (2 на юридические лица и 2 на должностные).

Слайд №12

За отчетный период было выдано 66 предписаний. Из них выполнено 44, подлежащих выполнению в отчетном периоде.

Анализ выданных предписаний показывает, что в основном нарушения сводятся к невыполнению условий лицензионных соглашений, в частности:

  • отсутствие подсчета и утверждения эксплуатационных запасов подземных вод в установленном порядке;

  • отсутствие проектов водозаборных сооружений;

  • несвоевременное предоставление в установленный срок информационных отчетов по выполнению лицензионных соглашений при недропользовании,

и самовольному пользованию недрами, в части добычи подземных вод для технического и питьевого водоснабжения.

Среди наиболее существенных нарушений, выявленных при проверках предприятий нефтегазового комплекса в 2012г., можно выделить следующие:

Слайд №13

- бурение скважин без оформленных в установленном порядке разрешений на строительство (ОАО «Шешмаойл», ООО «Трансойл»);

- осуществление строительства скважин по проекту, не утвержденному и не получившему положительное заключение государственной экспертизы в установленном порядке (ОАО «АНК Башнефть», ЗАО «Троицкнефть»);

- невыполнение объемов работ, предусмотренных проектом обустройства (не построены и не введены в эксплуатацию подогреватели нефти ООО «Трансойл»);

- несоблюдение требований по периодичности замеров и исследований по скважинам, отсутствие индивидуального учета дебитов скважин, (ОАО «Шешмаойл»);

-отклонение фактических уровней утилизации попутного нефтяного газа от проектного уровня(ООО «Трансойл»);

-наличие скважин, выполнивших свое назначение и дальнейшее использование которых нецелесообразно и подлежат ликвидации (ОАО «АНК Башнефть».

Материалы проверок предприятий, осуществляющих деятельность с нарушением существенных условий лицензионных соглашений направлены в Росприроднадзор с предложением рассмотреть вопрос о досрочном прекращении права пользования недрами (ОАО «Шешмаойл», ООО «Трансойл»).

В заключении хотелось коснуться некоторых проблемных вопросов, возникающих при проведении контрольно-надзорных мероприятий и предложений по повышению эффективности государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр


Слайд №14

1. До настоящего времени отсутствует разработанный и утвержденный Порядок определения размеров убытков (возмещение вреда) за безлицензионное пользование недрами, выборочной отработке богатых участков месторождения полезных ископаемых, а также иных действий, которые привели к порче месторождения или созданию условий, частично или полностью исключающих возможность дальнейшего пользования недрами.

2. По-прежнему остается актуальной проблема больших сумм административных штрафов, предусмотренных ст. 7.3 КоАП РФ. Поскольку большинство предприятий – недропользователей, осуществляющих добычу подземных вод находятся в очень сложном финансовом положении.

Применение данных штрафных санкций вызывает большое недовольство жилищно-коммунальных хозяйств.

Назначение административного наказания за пользование недрами без лицензии на юридическое лицо зачастую ведет к банкротству предприятий, многие из которых являются единственным предприятием, осуществляющим водоснабжение населения на территории того или иного населенного пункта.


И как предложение.

В связи с недостаточным выделением средств на обучение, переподготовку и повышение профессионального уровня инспекторского состава в специализированных учебных заведениях, было бы неплохо рассмотреть вопрос о проведении обучающих семинаров-совещаний.

Данные семинары с целью обмена опытом, рассмотрения наиболее сложных вопросов, возникающих при проведении проверок, выработки единого подхода к различным нестандартным ситуациям целесообразнее проводить на базе предприятий, использующих передовые технологии при осуществлении производственной деятельности.


Так же отмечу, что на первом заседании Комиссии, созданной для развития топливно-энергетического комплекса страны и экологической безопасности, Президент Владимир Путин поставил перед отраслью 5 основных задач.

Одна из которых, охрана окружающей среды при развитии топливно-энергетического комплекса.

Она и должна быть приоритетной в деятельности Управления на 2 полугодие 2012 и последующие годы.

Слайд №15


Спасибо за внимание!




Похожие:

Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Управление Росприроднадзора по Республике Татарстан iconРоссийской федерации федеральная служба по надзору в сфере защиты
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, проанализировав осуществление надзора за...
Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Управление Росприроднадзора по Республике Татарстан iconРоссийской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития
...
Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Управление Росприроднадзора по Республике Татарстан iconРоссийской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Государственный природный заповедник «Эрзи»
Теме №1 Слежение за ходом естественных процессов эталонных горных экосистем заповедника «Эрзи»
Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Управление Росприроднадзора по Республике Татарстан iconФедеральная служба по надзору в сфере образования и науки письмо
В целях повышения качества подготовки водителей транспортных средств и самоходных машин Федеральная служба по надзору в сфере образования...
Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Управление Росприроднадзора по Республике Татарстан iconРоссийской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 3 рациональное питание
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Управление Росприроднадзора по Республике Татарстан iconФедеральная служба по надзору в сфере образования и науки письмо
Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования (далее государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших...
Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Управление Росприроднадзора по Республике Татарстан iconРазнообразие сосудистых растений в чувашии м. М. Гафурова
Управление Федеральной службы в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике, Чебоксары
Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Управление Росприроднадзора по Республике Татарстан iconФедеральная служба по надзору в сфере образования и науки письмо
Об утверждении Правил отбора государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, которым предоставляется...
Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Управление Росприроднадзора по Республике Татарстан iconДепартамент федеральной службы по надзору в сфере природопользования по дальневосточному
В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25. 01. 2010 №6 направляем информацию о результатах...
Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Управление Росприроднадзора по Республике Татарстан iconДепартамент федеральной службы по надзору в сфере природопользования по дальневосточному
В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25. 01. 2010 №6 направляем информацию о результатах...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница