Воспитание толерантности у школьников через урочную и внеурочную работу




Скачать 48.42 Kb.
НазваниеВоспитание толерантности у школьников через урочную и внеурочную работу
Дата30.09.2012
Размер48.42 Kb.
ТипДокументы
Воспитание толерантности у школьников

через урочную и внеурочную работу


Автор: Груздкова Вера Анатольевна

МОУ Головинская СОШ

Угличского района

Ярославской области


Россия - огромная страна. Конституция России – главный закон страны - начинается словами: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…» Много национальностей, но все они - один народ.

Среди народов, населяющих Россию, нет «малых» или «больших», есть малочисленные и многочисленные.

Основную часть населения России составляет русские. Особое значение в сплочении народов нашей страны играет великая русская культура - язык, наука, литература, музыка, живопись, архитектура.

Однако даже самый малочисленный народ имеет свою культуру. Это прежде всего язык, фольклор, религия, обычаи, обряды, национальная кухня, одежда, домашняя утварь.

В последние годы в современном обществе наблюдается кризис во всех сферах общественной жизни нашей страны. Происшедшие в России и других странах ближнего Зарубежья резкие перемены в экономике и политике значительно осложнили межнациональные отношения населяющих их народов. В настоящее время многие русские традиции и обычаи утратились. Рост национального самосознания, усиливающееся внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, к возрождению народных традиций, религиозных верований приводят в такой многонациональной стране как Российская Федерация к межэтническим и межнациональным конфликтам. Между людьми разных национальностей чаще наблюдаются авторитарные и агрессивные способы общения. Такое возможно в том случае, если у людей отсутствуют такие качества, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответствен­ность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость...

Отсутствие терпимости, неприятие других людей, иной культуры, иных взглядов, традиций, обычаев, принижения роли другой религии на сегодняшний момент приводят к тому, что возникает необходимость проведения специаль­ной работы по формированию толерантности в школьной среде.

Слово «толерантность» стало международным термином. 16 ноября 1995 г. Государства – члены комитета ООН по вопросам образования, науки и культуры, собравшиеся в Париже на 28-ю сессию Генеральной конференции, приняли и торжественно провозгласили Декларацию принципов толерантности.

Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богато­го многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов прояв­ления человеческой индивидуальности.

Толерантность  это ценностное отношение человека к окружающим, выражающееся в признании, принятии и сущностное человеческое качество, неразрывно связанное с пониманием им представлений иных культур.

Толерантность предполагает реализацию своей личной позиции, способность с уважением относиться к позициям и ценностям других людей.

Толерантная личность должна одинаково проявлять себя во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям.

Я являюсь классным руководителем 7 класса. При планировании работы, направленной на воспитание толерантности у учащихся, обращаю внимание на воспитание терпимого отношения к себе, своим сверстникам, к своей семье, своему народу, представителям других наций (национальная и межнациональная толерантность).

Для достижения целей поставила следующие задачи:

  1. создавать условия для творческого самовыражения, самореализации личности ребенка,

  2. способствовать созданию дружного коллектива,

  3. создавать ситуации, способствующие повышению роли семьи, проявлению внимания и заботы обо всех членах семьи,

  4. знакомить с общечеловеческими ценностями,

  5. приобщать учащихся к культурам и традициям различных национальностей, корректировать воздействие на детей социально-этнических факторов,

  6. формировать у них чувство и сознание граждан мира.

Так как я являюсь учителем русского языка и литературы, то на уроках имею возможность давать творческие работы на различные темы:

«С чего начинается Родина?», «Россия - Родина моя», «Хотя я не был на войне», «Моя родословная», «Умею ли я дружить?»

Как классный руководитель провожу классные часы: «Культура и быт русского народа», «История отечественной геральдики», «Народные праздники», «Ими гордится наша страна», «Главные обязанности гражданина», «Российские благотворители», «Соседи», «Я и мы» - стараюсь любую тему связать с малой Родиной, селом, чтобы детям были ближе высокие понятия гражданина.

Участие в сельских праздниках «Масленица», «Зимние забавы», «Тютчевский вечер», «День села», «День колхозника» - помогает воспитывать уважение к людям разных профессий.

Спортивные мероприятия: «Зарница», «Зимние игрища», «Вертушка», «А ну-ка, мальчики!» - закаляют характер, учат проигрывать достойно и формируют умение сохранять дружеские отношения в любом случае.

Творческие мастерские: «Народные промыслы», «Дело мастера боится», «Город мастеров», «Ремесла на Руси» - проводятся с приглашением местных мастеров по дереву, в такие минуты пример человека – труженика воспитывает без лишних слов.

Экскурсии: «Я люблю мой край родной», «Село мое родное» продолжаются заочным «Путешествием по этнической карте России»

В «Портфолио» моих воспитанников есть презентации: «История моего села», «О нашем классе», «Я и моя семья», В слове «мы» сто тысяч «я»

Не только на словах, но и на деле стараемся не забывать о других, проводя акции: «Подарок детям- сиротам», «Помоги ветерану», « День добрых дел»

В классе оформлен коллаж «Наш дружный класс»

И, хотя бывают иногда недовольства друг другом, мои воспитанники умеют находить общий язык, договариваться. А именно это – умение понимать других – я стараюсь воспитать в своих семиклассниках.

Целенаправленная работа и организация жизнедеятельности учащихся по воспитанию толерантности учит подростков гордиться своей национальностью, уважать людей другой национальности, учит детей дружить, уважительно относиться к людям старшего поколения, чтить традиции своей семьи, развивает творческие способности, воспитывает патриотические чувства, формирует умения в области национальной культуры, стимулирует познавательный интерес к языку, истории, литературе, культуре, знакомит с жизнью, бытом, традициями других народов.

Библиографический список

1.Афанасьев А.Н. Древо жизни. [Текст]- М., 1982.

2. Атлас народов России (для школьников). [Текст] СПб., 2000.

3. Байбородова Л.В. Воспитание толерантности у школьников как функция деятельности классного руководителя [Электронный ресурс]- http//student.km.ru

4. Григорьев В.М.Народные игры и традиции в России. [Текст]- М., 1994.

5. Зайцев Ю.В. История России.- [Текст] М., 2001.

6. Каршинова Л.В.Народная культура: Методическое пособие. [Текст]- М., 2001.

7. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники, ритуалы. Справочник. [Текст]- М., 2000

8. Народы России. Энциклопедия. – М., 1994.

9. Яношовова М и др. Семейные торжества. [Текст]- Братислава: Обзор, 1985

Похожие:

Воспитание толерантности у школьников через урочную и внеурочную работу icon«Воспитание эстетики труда через внеурочную деятельность школьников»
«С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся» русская народная пословица
Воспитание толерантности у школьников через урочную и внеурочную работу icon«Воспитание толерантности и этнокультурное образование младших школьников» 2007
На «Методический бюллетень «Воспитание толерантности и этнокультурное образование младших школьников»», составленный группой учителей...
Воспитание толерантности у школьников через урочную и внеурочную работу iconВ «Государственной стратегии развития России»
Формирование экологического сознания школьников через уроки биологии и внеурочную деятельность
Воспитание толерантности у школьников через урочную и внеурочную работу iconДепартамент образования г о. Самара
Самара предмета «Краеведение» в объёме один час в неделю в 5-9 классах, за счёт школьного компонента, представляется целесообразным...
Воспитание толерантности у школьников через урочную и внеурочную работу icon"Трудовое воспитание школьников" [Текст] // Воспитание школьников. 2008. № С. 8-12
...
Воспитание толерантности у школьников через урочную и внеурочную работу iconЗадачи Работа с учащимися Социально педагогическая деятельность Сентябрь
Формирование правосознания и воспитания гражданской ответственности, воспитание сознательной дисциплины, культуры поведения, творческих...
Воспитание толерантности у школьников через урочную и внеурочную работу iconРоль музейной педагогики в духовно – нравственном воспитании младших школьников
Школа организует свою работу в рамках фгос во взаимодействии учебной и внеучебной деятельности. Центр музейной педагогики – составляющая...
Воспитание толерантности у школьников через урочную и внеурочную работу iconРабочая программа учебного курса «Музыка»
Целью уроков музыки в 8 классе является духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему...
Воспитание толерантности у школьников через урочную и внеурочную работу iconПрограмма патриотического воспитания школьников
Родине, постоянная готовность к её защите. Программа работы школы по патриотическому воспитанию направлена на неустанную работу по...
Воспитание толерантности у школьников через урочную и внеурочную работу iconДуховно-нравственное (религиозное) воспитание
Багашев, А. Духовно-нравственное воспитание молодежи // Воспитание школьников. – 2008. – № – С. 9-13
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница