Статья для публикации в сборнике материалов Международной крнференции «Культурная память и мемориальные коммуникации в учебниках и учебной литературе: опыт России и Западной Европы»




НазваниеСтатья для публикации в сборнике материалов Международной крнференции «Культурная память и мемориальные коммуникации в учебниках и учебной литературе: опыт России и Западной Европы»
страница1/3
Дата30.08.2012
Размер0.57 Mb.
ТипСтатья
  1   2   3
Проблема миграции немецкого населения в Европе после Второй мировой войны - «белое пятно» в российских учебниках и возможности хрестоматии «История Германии XX века в новом измерении».

Статья для публикации в сборнике материалов Международной крнференции «Культурная память и мемориальные коммуникации в учебниках и учебной литературе: опыт России и Западной Европы»

26 — 28 сентября 2011 г.


Окончание Второй мировой войны имело своим итогом в том числе

массовые депортации немецкого населения: выселение немцев с тех территорий Третьего Рейха, что отходили другим странам (Польше, СССР, Чехословакии, Югославии), а также перемещение в Германию этнических немцев из бывших стран-сателлитов Германии (Венгрии, Румынии), сюда можно включить и депортации немцев в границах других стран (СССР и частично Румыния).

Эти события рассматривались в нашей стране достаточно поверхностно и оценивались однозначно как справедливая мера возмездия и наказания немцев. При этом обходились вниманием вопросы масштабов депортаций и степени виновности тех лиц, что ею подверглись, замалчивался вопрос о жертвах насильственных перемещений. Причинами являются: многолетняя закрытость темы, отсутствие лостаточного количества документов, отсутствие традиции. Доктор исторических наук, профессор Воронежского ГУ С.В. Кретинин, исследовавший вопросы, связанные с переселением немцев из стран Центральной и Юго-Восточной Европы, считает, «что на период окончания Второй мировой войны были исчерпаны все возможности для дальнейшего мирного сосуществования немцев и основных народов этих государств. Поэтому депортация была по сути единственно возможным решением проблемы (если не принимать в расчет возможности геноцида)»1.

По разным оценкам были так или иначе (бегство, эвакуация, «дикое выселение», переселение организованное властями) перемещены от 10 до 14 миллионов немцев.

В 20 веке происходило немало насильственных перемещений людей в разных уголках мира. Последствия ряда из них до сих пор являются болевой точкой в международных отношениях. Достаточно назвать арабо-израильский конфликт, отношения между Арменией и Азербайджаном, события в Косово.

Принимая во внимание прогнозы ученых о возможных массовых миграциях том числе насильственных), связанных с «продовольственными войнами», нехваткой питьевой воды в мире в ближайшие десятилетия, представляется актуальным рассмотрение подобных явлений, имевших место в прошлом. Особенно важным будет обсуждение морально-этического аспекта этих событий, так как молодое поколение растет в условиях дефицита нравственнного воспитания, что представляет серьезную угрозу стабильности в обществе.

Т.о. сегодня актуально изучать и оценивать последствия насильственных переселений, влияние на все сферы общественной жизни, в т.ч. на международные, межнациональные, межкультурные взаимоотношения.

Автор хотел бы на примере проблемы массовых послевоенных миграций немецкого населения Европы после Второй мировой войны показать, что отсутствие сведений о ней в школьных учебниках, как о важном историческом явлении, может исказить историческую память о данном этапе развития общества и отразиться на восприятии событий настоящего, а также препятствует взаимопониманию между народами.

Сегодняшние школьники, которые в большинстве своем не могли общаться непосредственно с людьми, пережившими войну, получают представления о ней из других источников, в том числе из школьных учебников.

На Всероссийской научно-практической конференции «Историческое образование в России: перспективы и проблемы развития» (2010 г.) отмечалось, что «историческое образование приобретает исключительное значение для самоидентификации личности, формирования гражданского общества и укрепления авторитета власти и закона»2. При этом часто считают значительной роль семьи, СМИ и школьных учителей в деле формирования исторического сознания школьников3. Конечно, исключить это нельзя, однако, далеко не все старшеклассники увлеченно смотрят даже художественные фильмы так или иначе связанные с историей, не говоря уже о специальной или научно-популярной литературе. Далеко не в каждой семье хорошо знакомы с собственной родословной. А научная составляющая школьного урока обычно невелика, учитель сам ориентируется на тот же учебник. Получается, что написано в школьных учебниках и есть та канва, на которой затем появляется (или не появляется) картина прошлого. Итак, мы имеем необходимость «содействовать социальной сплоченности российского общества, формированию исторической культуры, гражданского мировоззрения с устойчивой национальной идентичностью»4 и имеем часто единственный инструмент для этогошкольный учебник истории.

Отмечается, что в учебниках истории разных стран события Второй мировой войны освещаются по-разному, акценты расставляются в угоду политическим соображениям сегодняшнего дня. Некоторые аспекты попросту замалчиваются.5 Немало «белых пятен» и в российских учебниках.

Исследования социологов показывают, что наибольшее значение в деле сохранения единства национального самосознания для российского народа сегодня имеет историческая память о Великой Отечественной войне как память о Победе.6 Не подвергая сомнению этот вывод, нужно отметить, что в мире существует множество моделей описания исторических событий том числе, связанных со Второй мировой войной), они не являются ни правдивыми, ни лживыми: у каждой стороны своя, выстраданная ею правда, которую нельзя навязать другим сторонам. Это необходимо учитывать, решившись стереть одно из «белых пятен».

Конечно, нельзя «объять необъятное», однако необходимо включать в школьный курс истории вопросы, подобные рассматриваемому, т.к. они позволяют формировать гуманистическую нравственную позицию учащихся. В российских учебниках для старшей школы эта тема почти не затрагивается. В лучшем случае говорится что «немецкому населению этих земель предоставят право переселиться в Германию»7 или упоминается о «выселении немцев из Польши Чехословакии и Венгрии»8 Лишь в одном учебнике говорится: «Дороги Германии заполнили потоки
  1   2   3

Похожие:

Статья для публикации в сборнике материалов Международной крнференции «Культурная память и мемориальные коммуникации в учебниках и учебной литературе: опыт России и Западной Европы» iconУчебной дисциплины «История и методология специализированной области филологии» Для направления подготовки магистров «Филология»
Методологические аспекты взаимодействия литератур Западной Европы, России, Америки
Статья для публикации в сборнике материалов Международной крнференции «Культурная память и мемориальные коммуникации в учебниках и учебной литературе: опыт России и Западной Европы» iconУрок по теме "Культура Западной Европы в раннее Средневековье"
Цель урока: ознакомить учащихся с культурой народов Западной и Центральной Европы эпохи раннего Средневековья
Статья для публикации в сборнике материалов Международной крнференции «Культурная память и мемориальные коммуникации в учебниках и учебной литературе: опыт России и Западной Европы» iconТезисы докладов IV международной конференции
В сборнике представлены материалы IV международной конференции по эффектам хронического радиационного воздействия. Публикации отражают...
Статья для публикации в сборнике материалов Международной крнференции «Культурная память и мемориальные коммуникации в учебниках и учебной литературе: опыт России и Западной Европы» icon1. Основы коммуникации в современной западной рекламе и пр структура традиционных полей коммуникации. Массовые коммуникации и новая социальная философия французской школы Жак Деррида, М. Фуко, Жан Бодрийяр. Комплекс базовых по
Сборник методических материалов по курсу «Основы современной зарубежной рекламы и паблик рилейшнз». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова,...
Статья для публикации в сборнике материалов Международной крнференции «Культурная память и мемориальные коммуникации в учебниках и учебной литературе: опыт России и Западной Европы» icon«Образ художественной культуры средневековой Западной Европы»
Задачи. Сформировать у учащихся новые знания по многообразию стилей архитектуры средневековой Западной Европы, обратить внимание...
Статья для публикации в сборнике материалов Международной крнференции «Культурная память и мемориальные коммуникации в учебниках и учебной литературе: опыт России и Западной Европы» iconТребования к оформлению материалов доклада для публикации в сборнике трудов Международной молодежной научной школы «Актуальные проблемы радиофизики»
Описными буквами 12 кгл, полужирным шрифтом Times New Roman, по центру. Название организации, город, страна, адрес электронной почты...
Статья для публикации в сборнике материалов Международной крнференции «Культурная память и мемориальные коммуникации в учебниках и учебной литературе: опыт России и Западной Европы» iconМонография «Культурная память в контексте формирования национальной идеи России в 21 веке»
Российским институтом культурологии в рамках государственного контракта №927-01-41/06-11
Статья для публикации в сборнике материалов Международной крнференции «Культурная память и мемориальные коммуникации в учебниках и учебной литературе: опыт России и Западной Европы» iconС. А. Смирнов Антропология города или
России, они вынуждены признавать, что, поскольку в России большие пространства, протяженные коммуникации, весьма тонок слой городской...
Статья для публикации в сборнике материалов Международной крнференции «Культурная память и мемориальные коммуникации в учебниках и учебной литературе: опыт России и Западной Европы» iconБлок М. Феодальное общество. Пер с фр
Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. Пер с нем. — М.:...
Статья для публикации в сборнике материалов Международной крнференции «Культурная память и мемориальные коммуникации в учебниках и учебной литературе: опыт России и Западной Европы» iconУказатель статей и материалов
Мошняга Е. В. Концептуальное пространство международной коммуникации в туризме
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница