Технологии интеграции молодежных инициатив в стратегию национального развития




НазваниеТехнологии интеграции молодежных инициатив в стратегию национального развития
страница1/7
Дата29.09.2012
Размер1.11 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7


СБОРНИК


ВЫСТУПЛЕНИЙ, ТЕЗИСОВ, ПРОЕКТНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО ИТОГАМ КОНФЕРЕНЦИИ


ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРАЦИИ

МОЛОДЕЖНЫХ ИНИЦИАТИВ В СТРАТЕГИЮ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Российской Федерации до 2020 года


ВСЕРОССИЙСКАЯ

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ


31 июля по 1 августа 2009 г.


МОСКВА

Волжина О. И.

профессор, доктор социологических наук,

проректор по научной политике – первый проректор,

заведующая кафедрой семейной и гендерной политике

и ювенологии РГСУ

Проектная деятельность как технология вовлечения молодежи в социально значимую деятельность

По мере развития государственной молодежной политики, её институционализации в системе социальных взаимодействий, проектная деятельность молодежи модифицировалась в наиболее распространенную и эффективную социальную практику в молодежной среде. Укрепление этого вида деятельности требует перестройки, как ведущих направлений молодежной политики, так и содержания подготовки специалистов по работе с молодежью.

Проектный подход стал традиционным для молодежных организаций и движений, органов власти и всех структур, стремящихся создавать условия для успешной социализации и самореализации молодежи в сфере социально значимой деятельности. Он состоит в том, что вначале импульс для проекта дает актуальная общественная проблема, которая затем поддерживается конкретной молодежной инициативой, концентрируется и целевым образом проектируется. Целостное проектирование представляет собой достаточно технологизированный процесс - от определения ожидаемой эффективности до разработки и обоснования временных, финансовых, организационных, кадровых условий и механизмов.

Проблема готовности молодежи к активным действиям в социальной среде определяется многими факторами, в том числе наличием профессиональных знаний и опыта успешной реализации конкретных проектов. Поэтому формирование проектной компетентности-один из важнейших ориентиров в системе подготовки специалистов по работе с молодежью.

Нынешний год имеет особое значение для решения вопросов кадрового обеспечения государственной молодежной политики: была принята Концепции кадрового обеспечения, утверждены квалифицированные характеристики должностей специалистов по работе с молодежью, осуществлен первый в России выпуск специалистов, имеющих высшее профессиональное образование. В стенах Российского Государственного Социального Университета старт в профессиональную карьеру получили 47 выпускников организационно-управленческой деятельности, научно-исследовательской, организационно-массовой, информационной, аналитической, социально-педагогической и, конечно же, к социально-проектной деятельности в молодежной среде.

Удачный старт, быстрое становление и развитие подготовки специалистов для молодежной сферы зависели, прежде всего, от избранной концепции построения учебных планов и учебно-методических комплексов. Решающую роль сыграла поддержанная Ученым советом университета ключевая идея разработки содержания обучения и формирования социально-активной личности будущего лидера молодежи на основе проектных технологий.

Рассмотрение проектной компетенции в качестве ведущей определило логику ее формирования на протяжении всего периода обучения, включая все общепрофессиональные дисциплины, виды практик, программы научной кружковой деятельности, тематику научных студенческих мероприятий.

Формирование готовности выпускников к инициированию, разработке и реализации проектов студенты демонстрируют во время ознакомительной практики на первом курсе, представляя модель проектов социального служения, а затем реализуя при участии и с помощью студентов-третьекурсников. В ходе дальнейшего их обучения все практические занятия по общепрофессиональным дисциплинам включают практикумы, семинары, дискуссии, направленные на формирование знаний и умений в сфере проектной деятельности. При этом выделяется три вида социально значимых проектов: исследовательские, управленческие и технологические.

Традиционными являются мастер-классы ведущих лидеров молодежного движения и ученых по разработке и реализации социально значимых проектов. Особая роль отводится публичной защите студенческих проектов по проблемам экономической активности молодежи, вовлеченности в добровольческие движения, мобильной социальной работы с молодежью. Лучшие проекты становятся предметом внеучебной деятельности, в их реализацию включаются все студенты группы под руководством преподавателя и студентов-старшекурсников.

Программы всех практик включают исследовательский и технологический модули, предусматривающие реализацию студентом одного из разработанного им проекта.

Развитие проектной деятельности как активного метода обучения и эффективной технологии вовлечения молодых людей в социально значимую деятельность является стержнем разработки новой образовательной программы РГСУ по направлениям подготовки бакалавров и магистров в соответствии с ФГОС нового поколения, а также ориентирами молодежной политики, представленными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.

Секция 1 «Региональные и муниципальные программы интеграции молодежных инициатив в стратегию национального развития Российской Федерации до 2020 года»

И.В. Агличева

кандидат психол. наук

руководитель образовательной программы

Форума «СЕЛИСТАРТ-2009»,

практический психолог, преподаватель РосНОУ

Системная подготовка межрегиональных инновационных команд молодых специалистов на примере развития региональных площадок Молодёжных Образовательных Форумов.

В рамках Года Молодёжи проведение региональных молодёжных образовательных Форумов приобретает особую актуальность. Так, в июне 2009 года был проведён I Региональный молодежный образовательный форум "СЕЛИСТАРТ-2009" для 1000 молодых людей Тулы и Тульской области в возрасте 18-30 лет. Основная цель Форума - сформировать и подготовить для решения актуальных проблем региона межрегиональные, региональные команды молодых специалистов приоритетных отраслей промышленности, экономики. Задачи форума - подготовить инновационных менеджеров, для реализации проектов в сфере высоких технологий у себя в регионе (промышленность, сельское хозяйство, экономика); сформировать региональную молодёжную инфраструктуру, команды губернатора Тульской области; сохраненить человеческий капитал региона; отобрать участников на Тульский региональный и Всероссийский Инновационный Молодёжный Конвент; выстроить взаимодействие молодёжи региона с органами власти и профессионалами–экспертами для реализации долгосрочных проектов участниками Форума; организовать стажировки участников Форума на предприятиях региона, в федеральных и региональных органах власти, общественных объединениях; создать региональную базу данных талантливой молодёжи как кадрового резерва региона; транслировать участникам идеологию национально ориентированных менеджеров: «Патриот. Лидер. Специалист».

Концепция образовательной программы Форума «СЕЛИСТАРТ-2009» в Тульской области разрабатывалась с учетом специфики региона и включила в себя работу четырех образовательных площадок - 1. изобретатели (создатели инновационных продуктов), 2. предприниматели (привлечение инвестиций), 3. молодые депутаты (развитие инфраструктуры), 4. идеологи (проводники государственных, общечеловеческих ценностей) в соответствии со стратегией национального развития Российской Федерации до 2020 года в рамках концепции 4 «И»: инновации, институты, инфраструктура, инвестиции.

Все четыре площадки взаимосвязаны в одну многоуровневую систему и обеспечивают возможности инновационного прорыва участниками Форума, эти площадки включают в себя 10 тематических направлений-площадок Всероссийского Образовательного Форума Селигер-2009: толерантность, инновации, работа со СМИ, лидерство, предпринимательство, политика, туризм и спорт, волонтерство, профориентация, творчество. Кроме программ по направлениям все участники смогли освоить технологии курса «Управление проектами». Также образовательная программа Форума включала в себя проведение выездных заседаний Комитета ГД РФ по делам молодёжи, Общественной Палаты РФ, заседание общественной приёмной Президента РФ, ежедневные мастер-классы, специализированные семинары, пресс-конференции, круглые столы и диспуты с участием представителей бизнеса, властных структур, выдающихся деятелей культуры, искусств, а также ежедневные туристические, спортивные и культурно-развлекательные мероприятия.

Среди кульминационных мероприятий форума - Фестиваль инженерных технологий будущего, по итогам которого авторы лучших научно-технических проектов были рекомендованы для участия во Всероссийском молодежном инновационный конвенте, а также официальные встречи с Губернатором Тульской области, депутатами Государственной думы РФ, Думы Тулы и Тульской области.

Работа по подготовке Форума включала в себя несколько этапов: разработка концепции Форума, подготовка методического обеспечения, кадровое обеспечение Форума, PR-компания, презентации в Вузах, Сузах Тулы и Тульской области, отбор участников Форума, поиск дополнительных средств на реализацию, сама реализация, подведение итогов Форума. На каждом этапе работы применялись специальные технологии. Критическим и наиболее значимым этапом был отбор участников Форума.

Основными результатами программы стали - проекты, направленные на решение актуальных проблем региона, готовые к реализации (25 проектов); региональные команды для реализации конкретных проектов (15 проектных команд); договорённости на выполнение заказов администрации Тульской области; с предприятиями региона на организации практики и стажировок участников конкурса; персональные профессиограммы участников Форума; рекомендации для участия в Тульском региональном и Всероссийском Инновационном Молодёжном Конвенте. 324 участника «СЕЛИСТАРТА-2009» работали в проектах Молодёжного Образовательного Форума «Селигер-2009».

Формирование межрегиональной сети площадок по развитию высоких технологий, через формирование проектных команд:

«ученик - молодой консультант-специалист-эксперт»,

на примере опыта работы Всероссийских образовательных проектов «Кадры для модернизации страны», «Золотой запас»

21 век- век научно-технического прорыва. По мнению экспертов, в ближайшие 15-20 лет в направлениях робототехники, экономики, IT технологий произойдёт мощнейший прорыв, сопоставимый с IT — модернизацией 20 века. Это ещё один вызов современному человечеству. Принять его смогут прогрессивные, технически грамотные, эмоционально и духовно зрелые личности. Кроме того, для того, чтобы принять активное участие в процессе развития автоматизированных и автоматических систем человек должен обладать соответствующими знаниями и умениями.

Не менее важная проблема России - демографическая яма 2012-2050, и в целом демографический спад, а это низкая производительность труда, вымывание профессиональных кадров. Вместе с тем, известно, что талантливая молодёжь психологически взрослеет раньше своих сверстников в среднем на 5-10 лет. Возможно, единственная реальная поддержка такой талантливой молодёжи заключается в её конкретной реализации, востребованности её талантов на достаточно серьёзном уровне - это интерес инвесторов к идеям, проектам ребят, возможность получения опыта от специалистов, экспертов инженерной области (в данном случае, автоматически снимается множество психологических проблем талантливых детей).

Для ответа на эти и другие вопросы было решено создать программу по развитию инженерных технологий будущего «Золотой запас». Стартовую площадку программы запустили в формате профильной смены на базе ВДЦ «Орлёнок» лагерь «Комсомольский». Длительность: 21 календарный день. Участники: учащиеся образовательных школ, ССУЗов, в возрасте 13-15 лет, проявившие интерес в области науки, техники и экономики. Цели программы: создать условия для овладения молодёжью последними научно-техническими достижениями в области робототехники, IT, нанотехнологий, энергосберегающих технологий, технологий сохранения человеческого капитала; соединить конкретных заказчиков проектов, проектные команды специалистов и команды волонтёров под совместную работу над проектами; повысить личную эффективность участника программы для обеспечения конкурентоспособности и инновационного роста российской экономики; оптимизировать систему взаимодействия детей, молодёжи (волонтёров) - специалистов (научно-технических отраслей; по работе с молодёжью; органов государственной и исполнительной властей).

Отбор детей осуществляется с помощью конкурса на основе определённых критериев, ответственность за который несут 2 человека в регионе: представитель областного КДМа и координатор Всероссийского Образовательного проекта Кадры для модернизации страны в регионе. Основная, сквозная интрига, максимально мобилизующий ресурсы участников смены Фестиваль робототехники, экономическая игра «Государство 2020». Все эксперты, инвесторы приглашаются в смену для выдвижения конкретных заказов на участие в проектной деятельности ребят. Это заказы на включение ребят в команду специалистов по сборке учебных роботов, или на продвижение конкретной IT технологии и многое другое. Инвесторы, партнёры, привлекаемые специалисты: компании IT-технологий INTEGRATED BUSINESS SOLUTIONS, Наумов С.А.- заместитель министра министерства промышленности и торговли, Чернов Д.Е. - первый заместитель генерального директора ФГУ «Росинформресурс», Фесенко

А.М. - советник руководителя ФА воздушного транспорта РФ, Демьяненко В.И.-нач. управления делами, гос.службы и кадровой политики ФА воздушного транспорта, Акимов А.А.-зам.ген.директора по работе с персоналом ОАО «АХК «Сухой», Афанасьев Георгий -директор экспертного клуба промышленности и энергетики, Вайнер В.- генеральный директор компании «ENTERMEDIA» и другие. В течение следующего учебного года (2009-2010) после программы профиля в регионах-участниках выстраивается социальная сеть из волонтёров-специалистов-интересантов на базе центров, площадок научно-технического творчества. Волонтёры-выпускники профильной смены в течение года реализуют авторский проект, одобренный экспертной комиссией смены. Координируют работу волонтёров консультант проекта (заранее подготовленный специалист, представитель молодёжной общественной организации и пр. Например: координаторы Всероссийского молодёжного образовательного проекта «Кадры для модернизации страны» (КМС) (1). В рамках КМС выстроена региональная сеть молодых специалистов инженерных и экономических специальностей, в каждом региональном подразделении КМС есть молодой специалист, прошедший стажировки в Минпромторге, школу ТРИЗ, семинары по управлению проектами(2). Координаторами могут быть специалисты КДМ, специалисты подростковых клубов. Структура проекта будет координироваться руководителем проекта в целом, в идеале он же является руководителем профильной смены, либо автором программы профилей. Взаимодействие волонтёрских команд дополнительно будет осуществляться в формате он-лайн конференций, общения на форумах специального сайта подобных профильных смен.


Заярская Г.В.

к.п.н., преподаватель РГСУ

Педагогические технологии вовлечения молодежи в социально-значимую деятельность

Социально-экономические вызовы развития Российской Федерации в период до 2020 года, продиктованные отчасти мировым финансовым кризисом, определили основные направления и стратегические ориентиры долгосрочного развития страны.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р была утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Представленная в Концепции новая, «…инновационная социально ориентированная модель развития предполагает не только создание и активизацию новых факторов экономического роста, но и повышение эффективности человеческого капитала» [1, С.1]. Специалисты убеждены, что гарантом устойчивого роста российской экономики станет интеграция этих двух составляющих системы государства.

Среди основных направлений социально-экономических программ, за счет которых Правительство РФ намерено развивать человеческий потенциал государства, особое значение уделяется молодежной политике.

Ставка на развитие человеческого потенциала подразумевает преобразования двух типов: повышение конкурентоспособности человеческого капитала и создание благоприятных социальных условий для его развития. Практика последних десятилетий убедительно доказывает, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь» [1, С.71].

В связи с этим целевым ориентиром государственной молодежной политики становится создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны.

Поэтому двухуровневая (бакалавр-магистр) подготовка специалистов по работе с молодежью и разработка научно - методических материалов по направлению «организация работы с молодежью» (ОРМ), осуществляемая в РГСУ на кафедре семейной, гендерной политики и ювенологии, становится еще более значимой и актуальной в масштабах государства.

Летом 2009г. был осуществлен первый выпуск специалистов по направлению ОРМ. На данный момент на кафедре идет подготовка и утверждение программ дополнительного профессионального образования по направлению «организация работы с молодежью». Перед специалистами, работающими в сфере молодежной политики, раскрываются серьезные перспективы не только получения двухуровневого (бакалавр-магистр) высшего образования, но и профессиональной переподготовки, повышения квалификации на базе факультета Социальной работы, педагогики и ювенологии РГСУ.

Сегодня совершенно очевидно, что успешная деятельность профессионала, работающего в любой сфере общественного производства, тем более в социальной сфере, которая подразумевает совместную деятельность, общение, взаимодействие людей, зависит от сформированности у него совокупности не только профессиональных качеств. В компетенции специалиста ОРМ входят общекультурные, общенаучные, профессиональные, проективные, управленческие и инструментальные.

Вся совокупность профессиональных компетенций специалиста ОРМ сгруппирована таким образом, чтобы подготовить его к вовлечению молодежи в социально-значимую деятельность. Научиться этому можно только в том случае, если у инициатора такой деятельности активная жизненная позиция, сформированы необходимые компетенции, освоены технологии моделирования, проектирования и планирования деятельности, самоорганизации, тайм-менеджмента, организации досуговой деятельности и др.; что позволяет ему, как специалисту ОРМ принимать активное участие в организации жизни социума.

Социально-значимую деятельность молодежи мы здесь определим «как нормативно организованный цикл процессов человеческой активности, направленный на удовлетворение какой-либо социально-значимой потребности (заказа)» [2]. Результаты такой деятельности должны быть значимы для конкретного социума (институционального, территориального и др.).

«Практика последних десятилетий убедительно доказывает, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь» [1, С.71].

В РГСУ студенческую молодежь вовлекают в социально-значимую деятельность посредством педагогических технологий в процессе учебно-воспитательной, научно-исследовательской работы и в ходе прохождения всех видов практик, предусмотренных учебной нагрузкой.

Посредством технологий включенного участия в научно-исследовательскую и проектную деятельность в рамках совместной научно-исследовательской работы ППС кафедры и студентов, в течение учебного года были подготовлены и реализованы следующие мероприятия:

  1. три студенческих научных конференции, по итогам которых, выпущены сборники студенческих научных работ: «Вовлечение молодёжи в развитие олимпийских идеалов», «Молодёжь и общество», «Молодёжные инициативы по развитию социальной политики»;

  2. научный кружок «Молодежный парламентаризм в РФ и за рубежом» - под руководством д.ф.н., профессора Степановой Н.М.;

  3. проект «Семейная гостиная» (работа по созданию электронного учебника по Семьеведению «Студент - студенту» с презентацией, под руководством д.полит.н., профессора Климантовой Г.И.;

  4. исследовательские работы ППС кафедры проводили совместно со студентами, в рамках изучаемых дисциплин по актуальным вопросам развития молодежной политики и организации работы с молодежью. По результатам изучения был подготовлен макет сборника научных статей под рук. к.п.н., доцента Тарасова Л.В. и ст.преп. Ефремовой С.А.;

  5. участие в реализации Плана мероприятий, в рамках Года молодежи в России. Выступления студентов кафедры в научных студенческих конкурсах, конференциях, олимпиадах с авторскими социальными и научными проектами в городах Туле, Санкт - Петербурге, Сочи, Москве были отмечены призовыми местами, дипломами и грамотами. Под руководством преподавателей к.п.н., доцента Тарасова Л.В., к.э.н., доцента Евсеева В.О., к.п.н., доцента Фоминой С.Н., к.п.н. С.В. Ускова старшего преподавателя Ефремовой С.А. студентами Сидоровой М., Склябиной Н., Крупко И., Гореловой Н., Сониной Е., Фадеевой А., Митрофановой О. и Барчук Е. в рамках различных программ и номинаций были разработаны проекты: «Мы вместе», «Преступность молодёжи в возрасте до 30 лет», «Бизнес-план агентства поддержки и содействия молодым предпринимателям г. Москвы «Youth Business», «Молодежный туристический клуб «Со&Ко», «Интеллектуальный потенциал молодежи. ООО «Центр трудоустройства и сотрудничества» и др. Студенты РГСУ приняли также активное участие во Всероссийском форуме "Селигер-2009".

В процессе учебно-воспитательной работы ежегодно для первокурсников поводится выездной студенческий Лагерь «Погружение в специальность». Студенты старших курсов ОРМ, совместно с ППС кафедры, разрабатывают и реализовывают содержание деятельности Лагеря. Педагогические технологии: тьюторство, деловая игра, тренинги различной направленности, способствуют знакомству и адаптации первокурсников, формированию студенческого актива кафедры, сплочению коллектива студентов и преподавателей.

Использование технологии организации досуговой деятельности способствуют созданию комфортного психологического климата в студенческой среде кафедры. Подготовка и проведение студенческих акций, развлекательных вечеров, олимпиад, конкурсов становится одним из способов включения студентов в социально-значимую деятельность. Организация коллективно-творческой деятельности, как педагогическая технология, способствовала включенности студентов кафедры в университетское КВН-новское движение.

Формирование органов студенческого самоуправления, становление кафедральной воспитательной системы, посредством технологий управления и лидерства, создает для студенческой молодежи дополнительные пространства самореализации в рамках социально-значимой деятельности.

На базе организаций и учреждений молодежной сферы, с которыми сотрудничает РГСУ, «Социальное партнерство», молодежный центр «Ивановское», «Надежда», «Россия», центр социокультурной анимации «Одухотворение» осуществляется работа связанная с внедрением социальных проектов. Для студентов специальности ОРМ – это становится реальной возможностью апробации своих проектов и внедрения идей в практику социальной работы. Вовлечение студентов в социально – значимую деятельность осуществляется средствами технологии добровольчества (волонтерства).

Погружение студентов в непрерывный творческий процесс, позволяет каждому молодому человеку пройти путь от любопытства и случайного интереса до общественной ценностной потребности в социально-значимой деятельности. «Это дает возможность в полной мере осуществлять социализации и индивидуализации воспитания, дает возможность утверждать о высокой степени готовности как группы в целом, так и в частности каждого члена группы к совместному и индивидуальному осуществлению общественно-значимых преобразований» [3].

В заключение, анализируя опыт кафедры семейной, гендерной политики и ювенологии по вовлечению студенческой молодежи в социально-значимую деятельность, хотелось бы отметить, что необходимо учитывать специфику самой деятельности. Данный вид деятельность предполагает наличие социально-значимой потребности, продуцирование деятельности, которая может удовлетворить эту потребность и результат (удовлетворение потребности). Наиболее эффективно это «включение» для студенческой молодежи проходит средствами педагогических технологий, которые способствуют формированию социально-активной позиции личности.




Кириченко Н.

специалист департамента по молодежной политике

Ямало-Ненецкого автономного округа, руководитель детско-молодёжной общественной организации «Ребячья Республика».

Практика вовлечения молодежи в социально-значимую деятельность: «Школа гражданского становления

Покажите мне вашу молодежь, и я скажу ваше будущее.

Абу Насир Аль - Фараби

Новые экономические, социальные, политические и идеологические реалии российского общества последних десятилетий открыли возможность каждому гражданину Российской Федерации стать полноправным субъектом государственной политики и правовых отношений, активным участником формирования основ государственной власти. В то же время новейшая история России показывает, что юридически грамотное поведение и позитивная инициатива каждого гражданина являются необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства. В связи с этим все большее значение для российского общества приобретает уровень гражданской активности каждого человека, молодёжи. Особую тревогу вызывает инфантилизм молодёжи. Политически инфантильный молодежный электорат легко становится объектом манипулирования. Более того, нечистоплотные политики заинтересованы в том, чтобы упрощенное мышление, примитивизация мировоззрения и жизненных установок стали нормой, системным явлением. Ожидая, пока юноши и девушки, вступающие во взрослую жизнь, приобретут политический опыт, общество рискует столкнуться с новыми проблемами. Уже сегодня организации экстремистского толка (шовинистические, национал – большевистские, маргинальные течения и группы) рекрутируются преимущественно из числа молодых людей, не нашедших своего места в обществе. Не менее актуальна и проблема тоталитарных сект, всевозможных объединений, стремящихся внедрить в сознание молодых те или иные разрушающие идеологические догмы. Ростки этого пробиваются, к сожалению, даже в одном из самых северных регионов страны - в Ямало-Ненецком автономном округе. Все это актуализирует поиск принципиально новых подходов к организации работы с молодёжью, направленной на подготовку и включение их в жизнь демократического государства и гражданского общества; на приобретение ими собственного социального опыта, позволяющего на практике включаться в гражданско-правовые отношения; на становление информированных, ответственных и вовлеченных в общественную жизнь граждан с высоким уровнем гражданской позиции.

Муниципальное образование с. Новый Порт расположено на полуострове, который всегда жалуется на свою величину: «Я – мал! Я – мал!». Его координаты: 67 градусов 41 минута северной широты и 72 градуса восточной долготы. 98% подростков и молодёжи села Новый Порт не имеют возможности общаться со сверстниками-единомышленниками за пределами посёлка, активно перенимать опыт работы других детских (молодёжных) организаций. Эта же проблема существует и в более отдалённых посёлках: Мыс Каменном, Сё – Яха. Вследствие этого снижается активность работы органов самоуправления в детских, молодёжных общественных организациях. Ребята имеют слабые навыки правильного ведения диалога со взрослыми, представителями власти, не имеют навыков оформления документации о социальном партнёрстве, сотрудничестве, самостоятельно организовывать своё свободное время. Отсутствует поддержка со стороны взрослых, т.к. часто педагоги не имеют достаточных знаний в организации работы по развитию самоуправления в детских (молодёжных) организациях.

Противоречие заключается в том, что с одной стороны, общество заинтересовано в успешных гражданах, адекватно реагирующих на изменения окружающей реальности и принимающих активное участие в жизни государства, региона, муниципального образования. С другой стороны, подход к созданию необходимых условий для этого часто носит формальный характер, особенно для молодёжи сельской местности, что и продемонстрировали результаты социологического исследования автора проекта.

Результаты социологического исследования (октябрь 2006г), проведенного автором проекта, показали, что ребята (опрошено 122 человека) испытывают дефицит общения (41 %), имеют сложности во взаимодействии со взрослыми (56%), часто боятся высказать и отстоять своё мнение (39%).

По результатам исследования проведенного автором в декабре 2006г. (опрошено 70 человек) своё избирательное право используют «по-возможности» (24%), участвуя первый раз в выборах испытывали страх (16%), безразличие (23%), дискомфорт (6%),не считают, что от их голоса зависит будущее страны (26%).

Осознание необходимости решения проблемы очень важно, но главное на этом не останавливаться.

Цель проекта: Способствовать формированию активной гражданской позиции, качества успешной личности у подростков, работающей молодёжи (педагогов) Ямальского района в рамках Школы гражданского становления. Сроки реализации проекта - 20.02. – 24.04. 2007, 2008г.г.

Структура проекта включает в себя горизонтальные и вертикальные блоки:

Горизонтальные блоки или этапы реализации проекта:

1 этап. Подготовительный (20.02. – 23.03. 2007, 2008г.г.)

2 этап. Основной – проведение Школы гражданского становления» (24.03-27.03.2007, 2008г.г.)

3 этап. Итоговый – (27.03. по 24.04.2007, 2008г.г.)

Вертикальные блоки проекта – подпроекты:

  1. Команда управления» - «Участникам» (организация и проведение Школы гражданского становления).

Данный подпроект включает в себя 3 направления:

* Социальное проектирование (разработка социальных проектов, занятие в мастерских)

* Демократические выборы (проведение деловой игры «Выборы»)

* Досугово-педагогическое направление (организация жизнедеятельности коллектива участников Школы; подготовка и проведение игр, конкурсов, праздников и т.д.; организация социально-значимой деятельности; разработка сценария и выпуск видеофильма.)

  1. «Участники» - «членам детских и молодёжных организаций, представителям ученического самоуправления, коллегам-педагогам» (рекламный видео ролик «Выборы»; организация игр, конкурсов для воспитанников интерната, групп продленного дня, Центра дневного пребывания детей «Будущее Ямала»; оказание помощи в организации работы детских и молодёжных организациях, ученического самоуправления, самоуправления в группах интерната).

Описание проекта: Проект рассчитан на учащихся, воспитанников интерната Ямальского района 14 – 17 лет, членов детских (молодёжных) организаций, военно-патриотических клубов, а также молодёжь до 30 лет (в лице педагогов школ района). Чтобы попасть на Школу гражданского становления ребятам необходимо принять участие в конкурсе «Лидер -2007», «Лидер -2008» и набрать наибольшее количество баллов. На каждый посёлок, село района выделяется 5 мест для ребят, 3 места для взрослых. В течение трёх дней работают два разновозрастных отряда - отряд подростков и учащейся молодёжи. Второй отряд - работающей молодёжи (педагоги). Участники проекта посещают мастерские, разрабатывают и проводят социальные акции, как в рамках Школы гражданского становления, так и посёлка, знакомятся с современными формами организации досуга. При разработке социальных проектов встречаются с Депутатами районной Думы Ямальского района, администрацией МО с. Новый Порт, руководителями организаций, предприятий села. Школа гражданского становления – демократический вид деятельности, здесь нет начальников и подчинённых, равенство гарантируется ролевым распределением. Взрослый участник проекта – играющий человек, все его должности, достижения, положения забываются всеми участниками, в том числе и самим носителем этих формальных отличий. Подростки и молодёжь тоже оказываются в демократическом окружении: никто не помнит об их отметках и прилежании, неудачах и победах. Школа гражданского становления - общение равных. Все участники по желанию делятся своим опытом, мастерством и учатся у других, невольно раскрывают себя и по-новому открывают для себя окружающих их людей.

Конкретные результаты:

1. Количество участников Школы гражданского становления - 65 человек: 38 – подростки, 27 – взрослые. 2. Участниками Школы разработаны общие социальные проекты, положение о Попечительском Совете детских (молодёжных) организаций Ямальского района. 3. Создан Координационный центр для контроля и оказания помощи в реализации проектов. 4. Определён день и время празднования Дня рождения детских (молодёжных) организаций Ямальского района. 5. Обобщение опыта работы Школы гражданского становления, заключение соглашения с департаментом образования АМО Ямальский район, Управлением культуры и молодёжной политики о перспективах развития проекта.

Предполагаемые результаты:

- Умение адаптироваться к новым социальным условиям, понимать и принимать других такими, какие они есть.

- Адекватно оценивать свои силы и находить возможность их применения.

- Осознанная профессиональная ориентация выпускников школы – участников проекта при поступлении в высшие и средние учебные заведения.

- Повышение профессионального уровня педагогов по организации социально значимой деятельности учащихся и формированию навыков социального проектирования

Механизм оценки результатов:

Эффективность проекта в целом оцениваться по общему количеству участников Школы, по количеству представленных детских (молодёжных) организаций, включенных в проект, по заинтересованности участников в дальнейшем участии в проекте, в проявлении социальной и гражданской позиции (участие в социально-значимых акциях, проектах).

В ходе реализации проекта и по его окончанию:

- проводится анкетирование участников, используются диагностические методики оценки уровня развития личностного роста, активной гражданской позиции.

Итак, проблема воспитания молодых граждан вполне может быть решена при наличии политической воли. Формы и методы, с помощью которых должно осуществляться воспитание гражданственности, формирование электоральной активности, в целом разработаны и апробированы, есть положительный опыт.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Технологии интеграции молодежных инициатив в стратегию национального развития iconТехнологии интеграции молодежных инициатив в стратегию национального развития
Проектная деятельность как технология вовлечения молодежи в социально значимую деятельность
Технологии интеграции молодежных инициатив в стратегию национального развития iconПоложение о третьем этапе краевого конкурса молодежных проектов «Красноярский молодежный форум» в рамках грантовой программы Красноярского края
Краевой конкурс молодежных проектов «Красноярский молодежный форум» (далее – Конкурс) проводится в целях поддержки молодежных инициатив...
Технологии интеграции молодежных инициатив в стратегию национального развития iconНомера: Есть такие учителя!
Ярмарке Молодёжных инициатив в Петрозаводске наша редакция провела конкурс «Правовой учитель». Мы предложили ученикам рассказать...
Технологии интеграции молодежных инициатив в стратегию национального развития iconОтчет по проекту Центр апробации и продвижения студенческих инициатив (цапси)
«Центр апробации и продвижения студенческих инициатив (цапси)» выполняемому в рамках «Программы развития сфу на 2007–2010 годы»
Технологии интеграции молодежных инициатив в стратегию национального развития iconСтатья Внести следующие изменения и дополнения в «Стратегию социально-экономического развития Данковского муниципального района до 2020 года»
О внесении изменений и дополнений в «Стратегию социально-экономического развития Данковского муниципального района до 2020 года»...
Технологии интеграции молодежных инициатив в стратегию национального развития iconПринудительный труд в российской армии независимый
И. Д. Кизилова (Центр поддержки демократических молодежных инициатив (Пермь), Т. П. Михайлова (Орловский областной Комитет солдатских...
Технологии интеграции молодежных инициатив в стратегию национального развития iconПрограмма создания и развития национального исследовательского университета информационных и оптических технологий «итмо»
Основные предпосылки и обоснование создания национального исследовательского университета, характеристика приоритетных направлений...
Технологии интеграции молодежных инициатив в стратегию национального развития iconО выставке конкурсе молодежных инновационных проектов
«Молодежь – основной потенциал развития Сибири» (далее – Положение) определяет порядок и условия проведения выставки конкурса молодежных...
Технологии интеграции молодежных инициатив в стратегию национального развития iconВ седьмой раз «Центр развития одаренности» приглашает школьников и их наставников-педагогов принять участие в «Молодёжных предметных чемпионатах». В 2011/2012
«Молодёжных предметных чемпионатах». В 2011/2012 учебном году мы планируем не только осуществить проведение двенадцати чемпионатов,...
Технологии интеграции молодежных инициатив в стратегию национального развития icon«школа миротворческих инициатив» материалы стажировки ставрополь 2001
Сборник «Школа миротворческих инициатив» / Составители: М. А. Юндина, В. А. Авксентьев, С. А. Рубашкина, А. В. Зотова
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница