Методические рекомендации по оборудованию кабинета обж в школе




Скачать 49.63 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по оборудованию кабинета обж в школе
Дата29.09.2012
Размер49.63 Kb.
ТипМетодические рекомендации
Методические рекомендации по оборудованию кабинета ОБЖ в школе


Шелегин Н.Н., Гусев А.Ф., Плющ И.В.


Школьный кабинет Основ безопасности жизнедеятельности – элемент учебно-материальной базы необходимой для качественного проведения уроков и внеклассных мероприятий по программе курса ОБЖ. Требования, предъявляемые к оборудованию кабинета ОБЖ, известны и практически не отличаются от тех, которые предъявлялись еще к оборудованию кабинетов начальной венной подготовки – «предшественницы» ОБЖ [5, 7].

Кабинет ОБЖ должен отвечать следующим требованиям:

  • представлять собой помещение, удобное для занятий, удовлетворяющее санитарно-гигиеническим нормам с примыкающей к нему лаборантской, предназначенной для хранения приборов, учебных наглядных пособий и учебного имущества;

  • быть постоянно готовым для проведения уроков и внеклассной работы;

  • способствовать решению в ходе уроков не только учебных, но и воспитательных задач;

  • обеспечивать максимальное достижение наглядности в обучении и одновременно создавать условия для выполнения учащимися самостоятельных заданий;

  • обеспечивать возможность для широкого применения технических средств обучения;

  • содержать учебную литературу, наглядные пособия и имущество по курсу ОБЖ;

  • сочетать наглядность, содержательность экспонируемых материалов с художественностью оформления интерьера.

Что же касается содержательной части оформления кабинета, тут единых требований нет.

Каждая школа располагает разными материальными возможностями, разным уровнем обеспеченности, доставшейся по наследству от курса начальной военной подготовки. Следует также учитывать обстоятельства, что курс ОБЖ помимо чисто практических задач подготовки учащихся к действиям в условиях ЧС призван решать и сложные мировоззренческие задачи по формированию личности безопасного типа. Личность безопасного типа – человек, осознающий самого себя, высокий смысл своей деятельности, своё предназначение, стремящийся жить в согласии с самим собой, окружающей природой, гармонично сочетающий в себе активное созидательное начало с противодействием злу и сохранением жизни на Земле и во Вселенной, готовый к самым решительным действиям во имя высоких идеалов защиты Отечества, уважающего свою историю и традиции своей Родины [2].

В связи с тем, что до сих идет поиск оптимального сочетания направлений, тем курса, времени, отведенного на их изучение, программа курса часто меняется. В то же время печатные материалы, предназначенные для оборудования учебного кабинет малодоступны и дороги. Предлагаемый вариант оборудования кабинета предполагает уделить внимание основным концептуальным направлениям курса ОБЖ. В связи с этим целесообразно предусмотреть следующие варианты стендов:

- Стенд № 1 «Безопасность жизнедеятельности». Располагается над классной доской. На нем изложено определение курса [8] (рис. 1).

- Стенд № 2. «Выпускник школы должен знать» (рис. 1).

- Стенд № 3. «Выпускник школы должен уметь» (рис. 1). Стенды № 2 и № 3 содержат информацию по основным критериям личности безопасного типа [2] и располагаются на фронтальной стене классной комнаты вместе со стендом № 1 следующим образом:

Стенд №1. Безопасность жизнедеятельности


Стенд №2

«Выпускник школы должен знать»

КЛАССНАЯ ДОСКА


Стенд №3

«Выпускник школы должен уметь»

  • Стенд № 4 «Из истории» содержит основные этапы становления и развития общественных и государственных структур, отвечающих за безопасность жизнедеятельности граждан (рис.2).

  • Стенд № 5 «Безопасность» содержит определение понятия «Безопасность» и отражает его основные аспекты (рис. 3).

  • Стенд № 6 «Чрезвычайные ситуации» содержит определение чрезвычайной ситуации и классификацию различных видов ЧС (рис. 4).

  • Стенд № 7 «Основы Российского военного законодательства» дает представления об основных законах, на основании которых осуществляется деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации (рис. 5).

  • Стенд № 8 «Структура Вооруженных Сил России» (рис. 6)

  • Стенд № 9 «Основы здорового образа жизни» (рис. 7).

  • Стенд № 10 «Алгоритм оказания первой медицинской помощи» (рис. 8).

  • Стенд № 11 «ОБЖ в вопросах и ответах» содержит сменную информацию для учащихся о текущих мероприятиях в рамках курса ОБЖ (рис. 9).

  • Стенд № 12 «Отличники ОБЖ» (рис. 10).

Материал подается в форме логических схем, отражающих наиболее важные темы курса. Детали сознательно опущены. Они могут быть использованы учителем при подготовке конкретного урока в зависимости от возможностей школы. Это могут быть учебные плакаты, иллюстрации из методических журналов, диафильмы и слайды, наглядные пособия, изготовленные самим учителем. В школах, где есть возможность использовать видеоаппаратуру, каждую тему можно оживить демонстрацией учебных видеофильмов или подборкой видеоматериалов, собранных самим учителем. Оборудование кабинета не потребует дорогостоящих материалов. Схемы могут быть выполнены на уроках черчения. Ещё проще использовать современную множительную аппаратуру, фрагмент схем могут быть размножены с необходимым увеличением, а затем склеены на отдельном легком подрамнике. Цветные иллюстрации можно использовать из журналов «Гражданская защита» «Основы безопасности жизнедеятельности» и др. Документы или их фрагменты (статьи, цитаты) можно помещать на подрамнике в натуральную величину или в несколько увеличенном виде. Это позволяет быстро реагировать на возможные изменения, вносить необходимые коррективы, делать кабинет «живым», постоянно обеспечивающим высокий современный уровень проведения уроков и внеклассных мероприятий по программе курса ОБЖ.

Список литературы


  1. Библиотечка по защите населения в чрезвычайных ситуациях. 3 выпуска. Под общей редакцией Воробьева Ю.Л. – М.:ЗАО «ПАПИРУС», 1998. – 48 с.

  2. Волошинов В.Б., Литвинов Е.Н., Перевалов В.Ф., Шершнев Л.И. Безопасность человека: Учебно-методической пособие для преподавателей образовательных учреждений по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». Под редакцией Шершнева Л.И. Москва.: Фонд национальной и международной безопасности. – 1994. – 472 с.

  3. Михайлов Л.А., Копылов Н.Д., Михеева П.Г., Щеголев И.А., Соломин В.П. Основы безопасности жизнедеятельности человека: Методическое пособие для учителя. Для 5-6 классов:2-е изд./Михайлов Л.А. и др. – СПб.: Специальная Литература, 1998. – 176 с.

  4. Михайлов Л.А., Копылов Н.Д., Михеева П.Г., Щеголев И.А., Соломин В.П. Основы безопасности жизнедеятельности человека: Методическое пособие для учителя. Для 7-9 классов:2-е изд./Михайлов Л.А. и др. – СПб.: Специальная Литература, 1998. – 272 с.

  5. Мишин Б.И. Курс ОБЖ: три содержательные линии //Журнал для руководителей учебных заведений и органов образования «Директор школы”.- 1999. - № 3. - с. 60-62

  6. Окко В., Бектаева Д. Вооруженные силы России: предназначение, состав, структура // Основы безопасности жизни. – 1999. - № 5. – с. 8-9.

  7. Приказ Управления образования Администрации НСО «Об итогах проверки учреждений образования Новосибирского района по вопросам ГО и ОБЖ» №149 от 12.05.99 г.

  8. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение» при участии издательства «Покровка», 1996. – 126 с.

  9. Учебно-материальная база ОБЖ. Методическое пособие /Составители Петруленко В.М., Полишко В.В. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 1998. – 128 с.

  10. Федеральный Закон «Об обороне» от 24.04.96 г. Российская газета 6 июня 1996 г.




Похожие:

Методические рекомендации по оборудованию кабинета обж в школе iconМетодические рекомендации по оборудованию, техническому оснащению и оформлению кабинета
Нормативной основой настоящих методических рекомендаций является постановление Минтруда РФ от 14. 01. 2001г. №7 “Об утверждении Рекомендаций...
Методические рекомендации по оборудованию кабинета обж в школе iconНаименование, характеристики и количество поставляемых товаров: Поставка комплектов методических пособий для кабинета биологии, кабинета географии, кабинета обж, кабинета физики для нужд моу золотковская сош согласно приложению №2 к извещению о проведении запроса котировок
...
Методические рекомендации по оборудованию кабинета обж в школе iconМетодические рекомендации по обучению школьников правилам дорожного движения
...
Методические рекомендации по оборудованию кабинета обж в школе iconМетодические рекомендации по обучению школьников правилам дорожного движения
...
Методические рекомендации по оборудованию кабинета обж в школе iconМетодические рекомендации по организации образовательного процесса в условиях учреждений нпо спо калининградской области Калининград
...
Методические рекомендации по оборудованию кабинета обж в школе icon«здоровьесберегающие технологии в школе»
«Рекомендации по внедрению кабинета самодиагностики состояния здоровья обучающихся в практику образовательных учреждений»
Методические рекомендации по оборудованию кабинета обж в школе iconМетодические рекомендации по созданию, организации работы, оборудованию и оснащению
Введение. Учебно-консультационные пункты (укп). Общие положения. Цели и задачи стр
Методические рекомендации по оборудованию кабинета обж в школе icon«Планирование и организация занятий в школе по обж 5-11 классы»
Обж (как правило, совмещающего и обязанности начальника штаба гражданской обороны) зависит качество учебно-воспитательной работы...
Методические рекомендации по оборудованию кабинета обж в школе iconМетодические рекомендации по обучению неработающего населения в учебно-консультационных пунктах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям
Оно определяет ответственность должностных лиц за подготовку неработающего населения, организацию работы учебно-консультационных...
Методические рекомендации по оборудованию кабинета обж в школе iconМетодическое пособие по оборудованию зданий, помещений и комнат пожарно-спасательных частей г. Волгоград 2004 г
Направляем Вам для практического руководства «Методические пособия по оборудованию зданий, служебных помещений и комнат, расположенных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница