Государственный стандарт российской федерации




Скачать 180.43 Kb.
НазваниеГосударственный стандарт российской федерации
Дата28.09.2012
Размер180.43 Kb.
ТипДокументы
ГОСТ Р 22.8.01-96


Группа Т58


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Безопасность в чрезвычайных ситуациях

ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ


Общие требования


Safety in emergencies.

Elimination оf emergencies.

General requirements


ОКС 13.020

ОКСТУ 0022

Дата введения 1998-01-01


Предисловие


1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ВНИИ ГОЧС) при участии группы специалистов Технического комитета по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"


ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"


2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 28 ноября 1996 г. N 654


3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


4 Стандарт разработан в обеспечение реализации Законов Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", "О пожарной безопасности"


ВНЕСЕНО Изменение N 1, принятое постановлением Госстандарта России от 31.05.2000 N 148-ст, введенное в действие с 01.01.2000 и опубликованное в ИУС N 8, 2000 г.


Изменение N 1 внесено юридическим бюро "Кодекс" по тексту ИУС N 8, 2000 г.


1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ


Настоящий стандарт устанавливает общие требования к ликвидации природных, техногенных, биолого-социальных и военных чрезвычайных ситуаций (ЧС).


Положения настоящего стандарта применяются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.


Настоящий стандарт применяется совместно с ГОСТ Р 22.2.04, ГОСТ Р 22.2.05, ГОСТ Р 22.3.01, ГОСТ Р 22.3.02, ГОСТ Р 22.3.03, ГОСТ Р 22.6.01, ГОСТ Р 22.9.02, ГОСТ Р 22.9.04.


2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:


ГОСТ Р 22.0.02-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий


ГОСТ Р 22.0.03-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения


ГОСТ Р 22.0.04-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения


ГОСТ Р 22.0.05-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения


ГОСТ Р 22.2.04-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные аварии и катастрофы. Метрологическое обеспечение контроля состояния сложных технических систем. Основные положения и правила


ГОСТ Р 22.2.05-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные аварии и катастрофы. Нормируемые метрологические и точностные характеристики средств контроля и испытаний в составе сложных технических систем. Формы и процедуры их метрологического обслуживания. Основные положения и правила


ГОСТ Р 22.3.01-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях. Общие требования


ГОСТ Р 22.3.02-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Лечебно-эвакуационное обеспечение населения. Общие требования


ГОСТ Р 22.3.03-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Основные положения


ГОСТ Р 22.6.01-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита систем хозяйственно-питьевого водоснабжения. Общие требования


ГОСТ Р 22.9.02-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Режимы деятельности спасателей, использующих средства индивидуальной защиты при ликвидации последствий аварий на химически опасных объектах. Общие требования


ГОСТ Р 22.9.04-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства поиска людей в завалах. Общие технические требования


3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ


3.1 В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.


3.1.1 биологическая разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о биологической обстановке в зоне ЧС.


3.1.2 инженерная разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных об инженерной обстановке в зоне ЧС.


3.1.3 медицинская разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о медицинской обстановке в зоне ЧС.


3.1.4 радиационная разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о радиационной обстановке в зоне ЧС.


3.1.5 химическая разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о химической обстановке в зоне ЧС.


3.1.6 санитарно-эпидемиологическая разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о санитарно-эпидемиологической обстановке в зоне ЧС.


3.1.7 пожарная разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о пожарной обстановке в зоне ЧС.


3.1.8 санитарно-эпидемиологические мероприятия в зоне ЧС: поддержание санитарного состояния в зоне ЧС, проведение контроля за состоянием территории, в том числе систем водоснабжения, канализации, запасов продовольствия, канализирования объектов с применением средств экстренной профилактики, а также проведение в зоне ЧС работ по дезинфекции, детоксикации, дератизации и дезинсекции с целью предупреждения или ограничения возможности появления и распространения эпидемий и эпизоотий.


3.1.9 дезинфекция: Процесс уничтожения или удаления возбудителей инфекционных болезней человека и животных во внешней среде физическими, химическими и биологическими методами.


3.1.10 детоксикация: Разрушение во внешней среде токсинов, представляющих собой соединения бактериального, растительного и животного происхождения.


3.1.11 дератизация: Профилактические и истребительные мероприятия по уничтожению грызунов с целью предотвращения разноса инфекционных заболеваний или экономического ущерба от них.


3.1.12 дезинсекция: Процесс уничтожения вредных насекомых, сельскохозяйственных вредителей, осуществляемый физическими, химическими и биологическими методами.


3.1.13 Остальные термины - по ГОСТ Р 22.0.02 - ГОСТ Р 22.0.05.


4 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


4.1 Ликвидацию ЧС проводят с целью спасения жизни и сохранения жизни и здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также локализации зоны ЧС, прекращения действия характерных для них опасных факторов.


4.2 Ликвидация ЧС включает следующие основные мероприятия:


- разведку с целью выявления вида ЧС, обнаружения источников опасности, определения масштаба и границы зоны ЧС, непрерывное наблюдение и контроль за изменением обстановки в зоне ЧС;


- анализ данных разведки, наблюдение, контроль и оценку обстановки в зоне ЧС;


- принятие решения на проведение аварийно-спасательных работ и других неотложных работ;


- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;


- обеспечение процесса ликвидации ЧС;


- жизнеобеспечение населения и сил ликвидации ЧС.


(Измененная редакция, Изм. N 1).


5 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ


5.1 Разведка в зоне ЧС


5.1.1 Основными видами разведки являются:


- биологическая;


- инженерная;


- медицинская;


- радиационная;


- санитарно-эпидемиологическая;


- химическая;


- пожарная.


5.1.2 Общие требования к разведке, наблюдению и контролю:


- непрерывность;


- своевременность;


- полнота и достоверность данных.


5.1.3 Биологическая разведка должна:


- определить масштабы и границы зон заражения;


- выявить источники, определить вид и характер заражения;


- вести постоянное наблюдение и контроль за изменением обстановки.


5.1.4 Инженерная разведка должна:


- определить состояние наземных транспортных систем, проходимость местности на маршрутах движения сил ликвидации ЧС;


- определить места, границы и характер разрушений, завалов, затоплений, образовавшихся в зоне ЧС;


- определить состояние коммунально-энергетических систем в зоне ЧС;


- установить наличие потенциальных источников вторичных поражающих факторов в зоне ЧС;


- установить нахождение пострадавших.


5.1.5 Медицинская разведка должна:


- выявить пораженных, их численность и состояние;


- наметить пути выноса пораженных и маршруты их эвакуации;


- определить районы развертывания медицинских пунктов, места для сбора и погрузки пораженных на транспорт для эвакуации в лечебные учреждения вне зоны ЧС.


5.1.6 Радиационная разведка должна:


- выявить источники радиоактивного загрязнения;


- определить характер, степень и масштабы радиоактивного загрязнения местности, воды, воздуха, объектов, техники и людей в зоне ЧС;


- определить направления и районы с наименьшими уровнями радиации;


- вести постоянное наблюдение и контроль за изменением радиационной обстановки;


- предоставить необходимые данные для введения режимов радиационной защиты населения и сил ликвидации ЧС.


5.1.7 Санитарно-эпидемиологическая разведка должна:


- определить санитарно-эпидемиологическое состояние зоны ЧС, в том числе районов эвакуированного населения и расположения сил ликвидации ЧС;


- предоставить необходимые данные для введения системы режимно-ограничительных мероприятий (обсервации и карантина);


- вести постоянное наблюдение и контроль за изменением санитарно-эпидемиологической обстановки в зоне ЧС.


5.1.8 Химическая разведка должна:


- выявить источники химического загрязнения;


- определить вид опасного химического вещества, характер и масштабы заражения местности, воды, воздуха, объектов, техники и людей в зоне ЧС;


- определить обходы участков химического заражения;


- предоставить необходимые данные для обеспечения мер химической безопасности;


- вести постоянное наблюдение и контроль за изменением химической обстановки в зоне ЧС.


5.1.9 Пожарная разведка должна:


- определить виды, параметры и границы очагов пожара, скорость и направление распространения огня в очагах пожаров;


- оценить степень загазованности и задымления в очагах пожаров;


- определить пожарную обстановку на маршрутах движения сил ликвидации ЧС;


- выявить потенциально-опасные объекты, находящиеся под угрозой взрыва в связи с близостью к очагам пожаров;


- определить состояние систем противопожарного водоснабжения.


5.2 Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зоне ЧС


5.2.1 Аварийно-спасательные работы в зоне ЧС проводят с целью спасения людей и устранения угрозы их жизни и здоровью.


К аварийно-спасательным работам относят:


- поисково-спасательные работы;


- горно-спасательные работы;


- противофонтанные работы;


- работы, связанные с тушением пожаров;


- работы по ликвидации медико-санитарных последствий возникновения источников ЧС.


5.2.2 Неотложные работы при ликвидации ЧС проводят с целью всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ, оказания населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.


5.2.3 Аварийно-восстановительные работы в зоне ЧС проводят с целью локализации отдельных очагов повышенной опасности, устранения аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных коммуникаций, созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения, а также по санитарной очистке и обеззараживанию территории.


(5.2, 5.2.1-5.2.3. Измененная редакция, Изм. N 1).


5.2.4 Аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы в зоне ЧС предусматривают:


- разведку в интересах проведения указанных работ;


- инженерное обеспечение ввода и движения сил ликвидации в зоне ЧС;


- локализацию и ликвидацию различных очагов повышенной опасности;


- поиск, спасание, оказание первой медицинской помощи и эвакуацию пострадавших;


- создание минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения в соответствии с ГОСТ Р 22.3.01;


- обеспечение безопасности населения и сил ликвидации в зоне ЧС;


- мероприятия по охране окружающей среды при ликвидации ЧС.


5.2.5 Экстренную медицинскую помощь в зоне ЧС проводят с целью сохранения жизни и здоровья пораженных и предупреждения различных осложнений их состояния.


Экстренная медицинская помощь включает в себя комплекс лечебно-диагностических, лечебных, лечебно-эвакуационных и санитарно-эпидемиологических мероприятий.


Лечебно-диагностические и лечебные мероприятия предусматривают:


- проведение биологической и медицинской разведок;


- определение состояния пораженных, их диагностирование и сортировку;


- оказание пораженным первой медицинской помощи;


- оказание пораженным первой врачебной помощи;


- оказание пораженным квалифицированной и специализированной медицинской помощи;


- создание условий для последующего успешного лечения и реабилитации пораженных и больных в зоне ЧС или в стационарных лечебных учреждениях вне ее;


- лечебно-эвакуационные мероприятия - по ГОСТ Р 22.3.02.


5.2.6 Санитарно-эпидемиологические мероприятия предусматривают:


- проведение санитарно-эпидемиологической разведки;


- установление характера инфекционной патологии;


- активное раннее выявление инфекционных больных, их изоляцию и эвакуацию в инфекционные больницы из зоны ЧС;


- предупреждение заноса инфекционных заболеваний в зону ЧС;


- выявление лиц, подвергшихся риску заражения, медицинское наблюдение за ними;


- соблюдение мер, снижающих возможность рассеивания инфекции, предупреждения выноса инфекционных болезней из зоны ЧС;


- введение, при необходимости, системы режимно-ограничительных мероприятий (обсервации, карантина);


- проведение дезинфекции, дезинсекции, дератизации, детоксикации в зоне ЧС;


- осуществление экстренной неспецифической и специфической профилактики инфекционных заболеваний по эпидемиологическим показаниям;


- проведение санитарно-разъяснительной работы среди населения в зоне ЧС по предупреждению инфекционных заболеваний.


5.2.7 Охрана общественного порядка в зоне ЧС.


Охрану общественного порядка в зоне ЧС проводят с целью организации и регулирования движения транспортных средств, соблюдения установленного режима, а также воспрещения противоправных действий в зоне ЧС.


Мероприятия по охране общественного порядка предусматривают:


- организацию регулирования, обеспечение безопасности дорожного движения всех видов транспорта и техники в зоне ЧС, контроль за ее использованием;


- контроль за соблюдением установленного режима в зоне ЧС;


- пресечение массовых беспорядков, воровства и мародерства, распространения ложных слухов;


- охрану материальных ценностей любых форм собственности и личного имущества населения;


- учет и передачу в соответствующие органы обнаруженных в зоне ЧС материальных ценностей;


- учет эвакуированного населения, пострадавших, погибших, опознание трупов.


5.3 Жизнеобеспечение населения в ЧС - по ГОСТ Р 22.3.01.


(Измененная редакция, Изм. N 1).


5.4 Обеспечение процесса ликвидации ЧС


5.4.1 Обеспечение процесса ликвидации ЧС проводится с целью бесперебойного удовлетворения потребностей сил и населения при ликвидации ЧС, создания благоприятных условий для успешного выполнения мероприятий по ликвидации ЧС.


5.4.2 Основными видами обеспечения являются:


- инженерное;


- медицинское;


- противопожарное;


- радиационное и химическое;


- транспортное;


- дорожное;


- материальное;


- техническое;


- финансовое;


- метрологическое;


- гидрометеорологическое.


5.4.3 Требования к обеспечению:


- высокая готовность;


- надежность;


- гибкость.


5.4.4 Инженерное обеспечение организуется в целях создания благоприятной инженерной обстановки для проведения мероприятий по защите населения и ликвидации ЧС.


5.4.5 Медицинское обеспечение организуется в целях своевременного оказания медико-санитарной помощи пострадавшим, эвакуации, лечения их и восстановления работоспособности и здоровья личного состава сил ликвидации ЧС, проведения комплекса медицинских мероприятий по ликвидации ЧС.


5.4.6 Противопожарное обеспечение организуется в целях создания условий для выполнения задач по ликвидации ЧС, сопровождающихся пожарами.


5.4.7 Радиационное и химическое обеспечение организуется в целях создания условий для выполнения задач по ликвидации ЧС, с радиационным и химическим заражением и заражением объектов внешней среды, снижения его воздействия на личный состав сил и население.


5.4.8 Транспортное обеспечение организуется в целях обеспечения беспрепятственного маневра силами и средствами ликвидации ЧС, своевременного подвоза необходимых материально-технических средств, эвакуации пострадавших и населения.


5.4.9 Материальное обеспечение организуется в целях снабжения материальными средствами, необходимыми для ликвидации ЧС, жизнеобеспечения сил и населения.


5.4.10 Техническое обеспечение организуется в целях поддержания в работоспособном состоянии всех видов транспорта, инженерной и другой специальной техники, используемой при ликвидации ЧС.


5.4.11 Финансовое обеспечение организуется в целях рационального и целенаправленного распределения финансовых средств для оплаты расходов на мероприятия по ликвидации ЧС.


5.4.12 Метрологическое обеспечение организуется в целях поддержания в постоянной готовности техники, различных видов аппаратуры и приборов, используемых при ликвидации ЧС.


5.4.13 Гидрометеорологическое обеспечение организуется в целях всесторонней оценки элементов погоды, своевременного выявления опасных метеорологических и гидрологических процессов, оценки их возможного влияния на действия сил и проведение мероприятий по защите населения при ликвидации ЧС.


5.5 Организация и руководство ликвидацией ЧС


5.5.1 Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации ЧС осуществляется:


- в соответствии с планом предупреждения и ликвидации ЧС на обслуживаемых ими объектах и территориях;


- в соответствии с планом взаимодействия при ликвидации ЧС на других объектах и территориях;


- установленным порядком действий при возникновении и развитии ЧС;


- по решению уполномоченных на то должностных лиц в соответствии с законодательными актами и субъектов Российской Федерации.


5.5.2 Руководство всеми силами и средствами, привлекаемыми к ликвидации ЧС, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители работ. Их решения, направленные на ликвидацию ЧС, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне ЧС, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.


5.5.3 Руководители работ по ликвидации ЧС вправе самостоятельно принимать решения:


- о проведении эвакуационных мероприятий;


- об остановке деятельности организаций, находящихся в зоне ЧС;


- о проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зоне ЧС;


- об ограничении доступа людей в зону ЧС.


Текст документа сверен по:

официальное издание

Госстандарт России -

М.: ИПК Издательство стандартов, 1997


Юридическим бюро "Кодекс" в

текст документа внесено Изменение N 1,

принятое постановлением

Госстандарта России

от 31.05.2000 N 148-ст

Похожие:

Государственный стандарт российской федерации iconГосударственный стандарт российской федерации
Настоящий стандарт устанавливает основные термины и их определения в области защиты информации
Государственный стандарт российской федерации iconРоссийской федерации
...
Государственный стандарт российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации
...
Государственный стандарт российской федерации iconГосударственный стандарт российской федерации конвейеры шахтные ленточные
Внесен управлением научно-технического прогресса Министерства энергетики Российской Федерации
Государственный стандарт российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации
...
Государственный стандарт российской федерации iconГосударственный стандарт российской федерации
Требования 1, 3, 5, 7 10, 2 7, 3, 3 6, 5, 1
Государственный стандарт российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Государственный стандарт российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Государственный стандарт российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Государственный стандарт российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница