Программа дисциплины «(Пост)современный город: теории и исследовательские тактики»




Скачать 308.12 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «(Пост)современный город: теории и исследовательские тактики»
Дата28.09.2012
Размер308.12 Kb.
ТипПрограмма дисциплины



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «(Пост)современный город: теории и исследовательские тактики» для направления 040100.68 «Социология» подготовки магистра




Правительство Российской Федерации


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный
исследовательский университет
"Высшая
школа экономики"


Факультет социологии


Программа дисциплины

(Пост)современный город: теории и исследовательские тактики


для направления 040100.68 «Социология» подготовки магистра

магистерской программы «Комплексный социальный анализ»




Автор программы:

Запорожец Оксана Николаевна,

к.социол.н., доц.,

o_zaporozhets@mail.ru


Одобрена на заседании кафедры анализа социальных институтов «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой И.Ф. Девятко


Рекомендована секцией УМС "Социология" «___»____________ 20 г

Председатель В.Г. Ледяев


Утверждена УС факультета социологии «___»_____________20 г.

Ученый секретарь Е.В. Надеждина


Москва, 2011

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности 040100.68, обучающихся по магистерской программе «Комплексный социальный анализ» изучающих дисциплину «Современная социологическая теория: модели объяснения и логика социологического исследования».

Программа разработана в соответствии с:

  • Оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по социологии;

  • Образовательной программой 040100.68 «Социология».

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки/ специальности Социология, утвержденным в 2011 г.

2Цели освоения дисциплины



Увеличившаяся чувствительность социальных наук к пространственным формам социальной организации делает актуальным рассмотрение города как одного из основных механизмов производства социального и пространственного порядков. Курс «(Пост)современный город: теории и исследовательские тактики» направлен на формирование представлений об основных методологических и теоретических подходах к пониманию города, исследовательских тактиках его изучения, языках и стилях описания городских процессов. Курс развивает «пространственно чувствительную» (spatial sensitive) оптику исследования, позволяющую работать с городом как со сложным образованием, включающим пространственность, материальность, интеракции, дискурсивность, способствует совершенствованию навыков междисциплинарного анализа социальных явлений и процессов.

Курс предлагает две взаимосвязанные перспективы рассмотрения (пост)современного города:

- анализ (пост)современного города как исследовательского конструкта, образуемого особой логикой концептуализации, исследовательскими тактиками и стилем описания,

- анализ пространственной, временной и событийной логики организации (пост)современного города как многослойного социального пространства, городского синтаксиса и городского масштабирования (помещения городских процессов в более широкие пространственно-временные координаты)


Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать основные методологические и теоретические подходы к пониманию города, соответствующие им исследовательские тактики, языки и стили описания.

  • Уметь применять основные методологические установки для эмпирического исследования города (артикуляции исследовательской позиции, формулировки понятия «городское», разработки инструмента исследования, выбора стиля исследовательской риторики).

  • Иметь навыки (приобрести опыт) критического анализа основных способов теоретизирования города, выбора, обоснования и рефлексии исследовательских тактик изучения города, проведения индивидуального/коллективного эмпирического исследования города.



В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы

(формируется частично)

СК-М1

- распознает теоретические логики основных подходов к исследованию города, специфику соответствующих им языков и стилей описания городских процессов;

- оценивает познавательные возможности и ограничения основных подходов к изучению города и соответствующих им тактик исследования.

лекции, эссе, критический разбор текстов и учебных кейсов на семинаре, разработка и реализация самостоятельного исследовательского проекта

Способен предлагать концепции, модели (формируется частично)

СК-М2

- применяет знания о существующих теоретических подходах к анализу городской жизни;

- представляет связи между теоретическими моделями и базовыми предпосылками при разработке программы собственного исследования города;

- оценивает значимость рассмотрения городских процессов для ревизии существующих социальных теорий, разработки «пространственно чувствительного» знания и инструментов исследования.

лекции, эссе, разработка и реализация самостоятельного исследовательского проекта

Способен анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию и работать в условиях неопределенности (формируется частично)

СК-М6

- владеет знанием о содержании основных подходов к изучению города;

- обосновывает необходимость обращения к иным способам рефлексии городских процессов (предлагаемых другими областями научного знания, активистской и художественной практиками) для решения поставленных задач в рамках учебных кейсов или собственных исследовательских проектов;

- представляет связи, позволяющие синтезировать недостающую информацию при работе с эмпирическими кейсами

семинары, эссе, собственные исследовательские проекты

Способен самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (формируется частично)

ИК-3

- применяет основные положения современных методологических подходов к изучению города, использует их для формулировки целей и задач самостоятельного исследования городской жизни;

- демонстрирует знакомство с современными тактиками исследования города, использует их для изучения городской жизни.

эссе, разработка и реализация самостоятельного исследовательского проекта

Способен свободно общаться на иностранных языках для целей профессионального и научного общения

(формируется частично)

ИК-9

- демонстрирует готовность к ведению профессиональной дискуссии на английском языке

- владеет основной профессиональной терминологией в области городских исследований на английском языке, достаточной для чтения текстов и обсуждения проблематики городских исследований.

подготовка к семинарским занятиям (самостоятельная работа) – чтение литературы с последующим разбором на семинарских занятиях, просмотр (screening) учебных кейсов на английском языке с последующим обсуждением на семинаре.

Способен использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (формируется частично)

ИК-14

- воспроизводит методологическую посылку о социальной и политической ангажированности производства городской среды, подчиненности городского пространства общей логике социального производства;

- распознает основных агентов городской жизни, структурирующих физическое, социальное, воображаемое пространство города, их интересы и способы взаимодействия;

- использует тактики обнаружения групповых интересов и логик городской жизни, предлагаемых как классическими научными подходами, так и особыми направлениями, сочетающими активистские, художественные и научные способы рефлексии (ситуационизм, артивизм)

Эссе, самостоятельный исследовательский проект

Cпособен порождать принципиально новые идеи и продукты, обладает креативностью, инициативностью

(формируется частично)

СЛК-8

- творчески интерпретирует положения основных теоретических подходов к изучению города, рефлексивно адаптирует их к собственным исследовательским задачам;

- владеет навыками междисциплинарного исследования городской жизни, способен к творческому заимствованию и адаптации исследовательских тактик и инструментов изучения городских процессов, принадлежащих к другим полям научного знания, видам социальной практики

Эссе, обсуждение учебных кейсов на семинаре, разработка и проведение самостоятельного исследования

3Место дисциплины в структуре образовательной программы


Для магистерской программы «Комплексный социальный анализ» настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору Цикла профессиональных дисциплин (вариативная часть).

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Общая социология

  • История социологии

  • История философии

  • Современные социологические теории

  • Культурные практики (пост)современности в контексте теории модерна


Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • Знать основные направления современных социальных теорий.

  • Владеть понятийным аппаратом современных социальных теорий.

  • Использовать основные методы качественного и количественного исследования.


Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Научно-исследовательский семинар

  • Социальная география пост-советской России: культурный ландшафт

  • Индивидуализация и интимность

4. Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Отправные точки городских исследований

21

2

2




17

2

Модусы городского восприятия

21

2

2




17

3

Структурирование города: пространство, время, материальность, событие

21

2

2




17

4

Мобильность и ритмика города

21

2

2




17

5

Город как поле повседневных практик: коммуникация, регулирование и обыденное сопротивление

21

2

2




17

6

Опыты телесного освоения города. Городские эмоциональные ландшафты

20

2

2




16

7

Перформативность и тематизация городского пространства

19

2

2




15







144

14

14

-

116

Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

Текущий

(неделя)

Домашнее задание

1

300-500 слов (подготовка доклада)

Итоговый

Зачет




Подготовка итогового эссе (3 тыс. слов) и презентации (не менее 10 слайдов), отражающих результаты самостоятельного исследовательского проекта



3.1Критерии оценки знаний, навыков



Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

В целом, оценка за семинары складывается из следующих видов работ:

1) Участие в обсуждении темы семинара, раскрывающее знакомство студента с литературой по теме, способность формулировать и аргументировать собственную позицию, оппонировать другим позициям

2) Доклады

3) Оппонирование на докладах (оппонент заранее неизвестен, но при этом оппонирование – обязательно)

4) Анализ учебных кейсов (текстов, видео)


Оценивание итогового эссе: критерии (по мере возрастания значимости):

- стиль и внутренняя организация (оцениваются ясность, упорядоченность, согласованность и логичность изложения, владение специальной терминологией);

- знакомство с источниками (оценивается знакомство с литературой по курсу, умение творчески использовать различные источники и ссылаться на них, привлекать дополнительный материал для раскрытия и аргументации собственной позиции);

- содержание и качество аргументации (степень информированности относительно основных положений теоретических подходов к исследованию города, терминов и фактов, имеющих отношение к изучаемой области, методологическая непротиворечивость изложения в рамках выбранного подхода, соответствие стиля изложения выбранному теоретическому направлению).

4Содержание дисциплины


Тема 1. Отправные точки городских исследований


Концептуализация города в Urban Studies: универсализм vs уникальность. Универсалистский подход: парадигмы модернизма и постмодернизма (город как система, механизм vs. город как коллаж). Город как стартовая точка теоретизации. Уникальность города. О возможности пространственно чувствительного знания. Исследовательская оптика: от «всевидящего ока» к «фланеру», «дрейфующему», «активисту». Самоопределение исследователя города.


Лекция – 2 часа

  • Город модерна: особенности концептуализации, постмодернистская альтернатива.

Отправные точки и основные фокусы городских исследований (модернистский и постмодернистский проекты)


Семинар – 2 часа

  • Множественность оптик городского исследования в рамках модернистского и пост-модернистского проектов

  • Особенности взаимодействия с городом: фланер и дрейфующий. Возможности инструментализации ролей, стили письма, итоги рефлексии.


Литература

Основная литература:

Беньямин В. (2000) Париж, столица XIX столетия // Озарения. М.: Мартис.

Беньямин В. (2000) Центральный парк // Озарения. М.: Мартис.

Дебор Г. (1956) Теория Дрейфа. http://psychogeo.spb.ru/page_75.html#more-75

Дебор Г. (1955) Введение в критику городской географии. http://psychogeo.spb.ru/page_34.html

Зиммель Г. (2002) Духовная жизнь больших городов // Логос. №3-4.

Harvey D. (2003) Paris, the Capital of Modernity. Routledge. Part 1, Ch. 1; Part 2, Ch. 4

Frisby D. (2001) Cityscapes of Modernity. Polity Press. Сh. 1, 3, 4.

Wirth L. (1938) Urbanism as a way of life // American Journal of Sociology.

Pile S. (2005) Real Cities. Modernity, Space, and the Phantasmagorias of City Life. Sage Publications. Introduction, Ch. 3

Thrift, N., Amin, A. (2002) Cities. Reimaging the Urban. Polity Press. Сh. 1.


Дополнительная литература:

Ванейгем Р. (2005) Революция повседневной жизни. М.: Гилея. Глава 20.

Щеглов И. (1953) О новом урбанизме. http://psychogeo.spb.ru/page_44.html

Вайнштейн О. (2004) Зрительные игры XIX века: оптика английских денди // НЛО, №70.

Ямпольский М. (2000) Наблюдатель. Очерки истории видения. М: Ad Marginem. Введение.

Коллективное авторство. Предварительные проблемы в конструировании ситуации.

Кук Ф. (2002) Модерн, постмодерн и город // «Логос», №3-4.


Тема 2. Модусы городского восприятия.


Проблематизация культурных схем, определяющих восприятие города. Многомерность города, связанность и взаимообратимость городских чувственных опытов: аудиального, визуального, тактильного и др. Медийная опосредованность восприятия города.


Лекции – 2 часа

  • Культурные схемы, организующие городское восприятие. Регламентация чувственных опытов.

  • Особенности теоретизации многомерности городского опыта (феноменология, ситуационизм, более-чем-репрезентативная география)


Семинары – 2 часа

  • Теоретизация и возможности исследования многомерности городских опытов: звуковые, визуальные, тактильные ландшафты городов


Литература

Основная литература:

Беньямин, В. (2000) Гашиш в Марселе // «Озарения». М.: Мартис.

Де Серто М. (2008) По городу пешком // Социологическое обозрение. Т. 7, №2.

Оже М. (2002) От города воображаемого к городу фикции // Художественный журнал. №24.

Bull M. (2000) Sounding Out the City: Personal Stereos and the Management of Everyday Life. Berg Publishers. Introduction, Ch.9.

Larsen J. (2005) Families Seen Sightseeing: Performativity of Tourist Photography //

Space and Culture. Vol. 8.

Thompson E. (2002) The Soundscape of Modernity. MIT Press.


Дополнительная литература

Bijsterveld K. (2001) The Diabolical Symphony of the Mechanical Age: Technology and Symbolism of Sound in European and North American Noise Abatement Campaigns, 1900–40 // Social Studies of Science 31/1(February 2001)

DeNora T. (2004) Music in Everyday life. Cambridge University Press. Ch. 5, 6

Sterne J. (2003) The audible past: cultural origins of sound reproduction. Duke University Press.

Thrift N. (2007) Non-representational Theory. Space. Policy. Affect. Routledge.

Roberts B. (2008) Performative Social Science: A Consideration of Skills, Purpose and Context // FORUM: QUALITATIVE SOCIAL RESEARCH. Volume 9, No. 2, Art. 58.


Тема 3. Структурирование города: пространство, время, материальность, событие


Пространственность города. Детерриторизация и ретерриторизация городского пространства как тенденции городской жизни. Пространство и технологии: производство дополненного пространства (augmented space). Дигитализация города. Ситуации и События как логика организации городской жизни. Событийные режимы городской жизни (война, праздник, происшествие). Биография события как метод исследования.


Лекции – 2 часа

Возможности структурирования многослойного городского опыта. Ситуации и события как способы многомерного структурирования. Событийные режимы городской жизни. Виртуализация и овеществление (“thingnification”) городских опытов, формирование дополненных городских пространств и способы их концептуализации.


Семинар – 2 часа

Событийные режимы городской жизни

Виртуализация и «дополнение» городских пространств


Литература

Основная литература

Бауман З. (2008) Текучая современность. CПб: Питер. С.106-114.

Делез Ж. (2004) Post-scriptum к обществам контроля // Переговоры 1972-1990. Спб.: Наука.

Кастельс М. (2000) Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ. Гл. 6.

Лаццарато М. (2007) Предприятие и неономадология // Логос. №4.

Нанси Ж.-Л. (2009) Непроизводимое сообщество.  М.: Водолей.

Фуко М. (2006) Другие пространства // Интеллектуалы и власть (Часть 3). М.: Праксис.

Aurigi A., De Cindio F. (2008) (eds.) Augmented urban spaces: articulating the physical and electronic city. Ashgate Publishing. Introduction.

Graham S. (2004) (ed.) Cities, War, and Terrorism. Wiley-Blackwell.

Lash S., Lury C. (2007) Global Culture Industry. The Mediation of Things. Polity Press. Pp. 39-64.


Дополнительная литература

Брайдотти Р. (2001) Путем номадизма // Введение в гендерные исследования.Часть II: Хрестоматия.  ЦХГИ, СПб.: АЛЕТЕЙЯ.

Schlor J. (1999) Nights in Big City: Paris, Berlin, London 1840-1930. Reaktion Books.


Тема 4. Мобильность и ритмика города


Мобильный поворот в социальных науках и манифест мобильного общества. Городские перемещения и навигация: тело, движение, технология. Ритмика города. Картография мобильности: субъекты, перемещение, транспорт и транзитные пространства (классификации пространств). Виды (пост)современной мобильности и их особенности. Телесность перемещений и реинтерпретация города. Рефлексия перемещений и проблематизация позиции исследователя.


Лекция - 2 часа

Городская мобильность: субъектность, технологии, пространства


Семинар – 2 часа

Не-места и «суперсовременность»: возможность использования и критика концепта


Литература

Обязательная литература

Де Серто М. (2008) По городу пешком // Социологическое обозрение. Т. 7, №2.

Auge M. (1995) Non-places – Introduction to an Anthropology of Supermodernity. Verso. Pp. 75-115.

Creswell T. (2006) On the Move. Mobility in Modern Western World. Routledge. Introduction.

Featherstone M., Thrift N., Urry J. (eds.) (2005) Automobilities. Sage Publications. Inroduction.

Lefebvre H. (2008) Rhythmanalysis of Mediterranean Cities // Writings on Cities. Blackwell Publishing.

Urry J. (2007) Mobilities. Polity Press.


Дополнительная литература

Bissel D. (2009) Travelling vulnerabilities: mobile timespaces of quiescence // Cultural Geographies. Vol. 16:

Harmut R., Scheuerman W., eds. (2009) High Speed Society. Social Acceleration, Power and Modernity.

Jacobs S. (2006) From flaneur to chauffeur: Driving through Cinematic Cities // Imagining the City. Vol. 1.

Sheller M., Urry J. (2006) The new mobilities paradigm // Environment and Planning. Volume 38.

Virilio P. Speed and Politics. Semiotext(e), 2006.

Айер П. (1998) Жизнь транзитного пассажира // Русский журнал (Дата публикации: 13.11.1998)


Тема 5. Город как поле повседневных практик: коммуникация, регулирование и обыденное сопротивление

Город как пространство коммуникации: практики взаимодействия горожан, концептуализация пространств взаимодействия. Механизмы регулирования повседневной жизни, роль властных и экономических институций в организации городской жизни, тактики жизни и сопротивления жителей. Стратегии управления городом: городское планирование, архитектура, барьерные технологии и системы наблюдения. Тактики сопротивления обывателей: альтернативные маршруты, граффити, переименования, самозахват. Сопротивление и манифесты академического и арт-сообществ.


Лекция – 2 часа

Город как пространство взаимодействия. Механизмы регулирования повседневной жизни, роль властных и экономических институций в организации городской жизни, тактики жизни и сопротивления жителей.


Семинар – 2 часа

  • Механизмы регулирования повседневной жизни, роль властных и экономических институций в организации городской жизни

  • Cамоорганизация городской жизни. Тактики и сопротивление горожан

  • Artivism


Литература

Основная литература:

Джейкобс Дж. (2011) Смерть и жизнь больших американских городов. М.: Новое издательство. Введение. Часть 1.

Скотт Дж. (2005) Благими намерениями государства. Почему и как провалились проекты улучшения человеческой жизни. М.: Университетская книга. Гл. 4.

De Certeau, M. (1984) The Practice Of Everyday Life. University of California Press. Ch. III.

Lefebvre H. (2002) The right to the City // The Blackwell City Reader (ed. by Bridge G., Watson S.).

Whyte W. H. (2001) Social Life of Small Urban Spaces. Project for Public Spaces Inc. Introduction, Ch. 1.


Дополнительная литература:

Merrifield A. (2000) HENRI LEFEBVRE. A socialist in space // Crang M., Thrift N. (eds) Thinking Space. Routledge. London.

Волков В., Хархордин О. (2008) Теория практик. СПб: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге. Гл. 11.


Тема 6. Опыты телесного освоения города. Городские эмоциональные ландшафты


Проблематизация телесного освоения города: феноменологическая традиция, сюрреализм, ситуационизм, более-чем-репрезентативная география. Телесность и коммуникация – границы индивидуальности/субъектности, построение и демонстрация индивидуального проекта/групповой идентичности (искусство городской жизни). Телесность и эмоциональное освоение пространства – эмоциональная картография. Новые телесные практики в городе как нарушение функционализма и регламентированности городской повседневности (паркур, контактная импровизация).


Лекции – 2 часа

Концептуализация телесного освоения города (феноменологическая традиция, сюрреализм, ситуационизм, более-чем-репрезентативная география). Психогеография и эмоциональная картография. Новые телесные практики в городе.


Семинары – 2 часа

  • Актуализация телесных опытов в городе

  • Телесные опыты и городская эмоциональная картография


Литература

Основная литература

Бодрийяр Ж. (1997) Город и ненависть.

Grosz E. (2002) Bodies-Cities // The Blackwell City Reader (ed. by Bridge G., Watson S.).

Sadler S. (1999) The Situationist City. The MIT Press.

Thrift N. (2008) Non-representational Theory. Space. Politics. Affect. Routledge. Part III, Ch. 8.


Дополнительная литература

Бауман З. (2008) Город страхов, город надежд // Логос. №3.

Сеннет Р. (2008) Капитализм в большом городе: глобализация, гибкость и безразличие // Логос. №3.


Тема 7. Перформативность и тематизация городского пространства


Тематизация городских пространств: символическая экономика и властный контроль. Активность обывателей в производстве и освоении пространства (rather performed than preformed). Тематические пространства (парки развлечений, исторические пространства, сексуализированные места).


Лекции – 2 часа

Тематизация пространства как часть символического производства. Повседневные перформансы и тематизации пространства. Тематические пространства (пост)современного города.


Семинары – 2 часа

  • Перформативность и тематизация пространств потребления. Места потребления в городском пространстве: хореография потребления, особенности тематизации и социальности.

  • Альтернативные потребительские пространства и практики: блошиные рынки и магазинное воровство


Литература

Основная литература

Blum A. (2003) The Imaginitive Structure of the City. McGill-Queen's Press. Ch. “Scenes”

Brown G. (2008) Ceramics, clothing and other bodies: affective geographies of homoerotic cruising encounters // Social & Cultural Geography, Vol. 9, No. 8.

Urry J. (2002). The Tourist Gaze. London, Thousand Oaks, New Delhi: Sage Publications. Ch. 7.

Zukin S. (1995) The Cultures of Cities. Blackwell Publishing. Сh. 2 “Learning from Disney World”.

Highmore B. (2005). Cityscapes: Cultural Readings in the Material Culture and Symbolic City. Palgrave: Macmillan. Сh. 5.


Дополнительная литература

Неприкосновенный запас №1, 2011 – раздел «Царицыно – история одной модернизации»

http://magazines.russ.ru/nz/2011/1/

5Образовательные технологии


Занятия проводятся в форме интерактивных лекций и групповых дискуссий.

6Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

6.1Тематика заданий текущего контроля


Эссе является итоговой работой по курсу и содержит рефлексию методологии, исследовательской позиции и инструментария самостоятельного исследования городской жизни, а также анализ результатов эмпирического исследования. Тема эссе выбирается студентом самостоятельно и согласовывается с преподавателем.

6.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


(Пост)современный город как исследовательский конструкт: логики концептуализации, исследования и стили описания.

Концептуализация современного города (Г. Зиммель, В. Беньямин)

Концептуализация пост-современного города (Д. Харви, М. Кастельс, С. Пайл)

Проблематизация позиции исследователя города: от «божественного взгляда» к фланеру, дрейфующему, активисту.

Фланирование (В. Беньямин) и дрейф (Г. Дебор) как тактики исследования города. Возможность деконтекстуализации описанных способов рефлексии.

Модальности городского восприятия. Звуковые, визуальные, тактильные ландшафты города.

Медийность городского восприятия. Фотография и кинематограф как особые городские оптики и способы дискурсивного производства города. Дигитальность города.

Способы структурирования многослойного городского пространства. Ситуация (ситуационизм) и событие (Ж.-Л. Нанси, М. Лаццарато, С. Лэш). Режимы городской событийности (война, праздник, культурные и спортивные события).

Мобильность в (пост)современном городе. Субъектность, технологическая опосредованность, пространства движения (не-места – М. Оже).

Город как пространство взаимодействия. Городские пространства коммуникации (публичные пространства (Р. Сеннет, Л. Лофланд), «третьи пространства» (Р.Олденбург), «разделенные пространства» (Г. Мондерман).

Значение пространств и практик повседневной коммуникации в городской жизни (Д. Джейкобс, В. Вайт). Коммуникация и городской активизм.

Власть и сопротивление в городе: динамическая конфигурация. Властное структурирование пространства (А. Лефевр). Понятие тактик и стратегий (М. Де Серто).

Перформативность (Й. Ларсен, Н. Трифт, А. Блум) (пост)современного города. Пространства и практики.

Тематизация городского пространства и символическая экономика (Б. Хаймор, Ш. Зукин, Дж. Урри).

7Порядок формирования оценок по дисциплине


Итоговая оценка формируется по следующей формуле: 40% составляет оценка за активность на семинарах (доклады, выступления, оппонирование), 30% - оценка за итоговое эссе, 30% - оценка за итоговую презентацию результатов самостоятельного исследовательского проекта.

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль, за исключением случая написания дополнительного реферата, раскрывающего одну из тем курса (по выбору студента).

8Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

8.1Базовый учебник


Базовый учебник по курсу отсутствует. Студентам предлагается электронный ридер, содержащий основную и дополнительную литературу по предлагаемому курсу.

8.2Основная литература


Bridge, G., Watson, S. (eds.) (2002) The Blackwell City Reader. Blackwell Publishing.

De Certeau, M. (1984) The Practice Of Everyday Life. University of California Press

Frisby D. (2001) Cityscapes of Modernity. Polity Press.

Lefebvre H. (1991) The Production of Space. Blackwell Publishing.

Thrift, N., Amin, A. (2002) Cities. Reimaging the Urban. Polity Press.

Thrift N. (2008) Non-representational Theory. Space. Politics. Affect. Routledge.

Urry J. (2007) Mobilities. Polity Press.

8.3Дополнительная литература


Дополнительная литература приведена ранее в разделе 7 по каждой теме.

8.4Справочники, словари, энциклопедии


Hutchinson, R. (ed.) (2009) Encyclopedia of Urban Studies. Sage Publication.

ISBN: 1412914329

8.5Дистанционная поддержка дисциплины


Электронный ридер по курсу, содержащий программу курса, основные и дополнительные тексты, примерные темы эссе вопросы к экзамену.

9Материально-техническое обеспечение дисциплины


Значимой частью курса являются просмотры видеоматериалов, представляющие учебные кейсы. Для организации просмотра используются ноутбук и проектор.


Похожие:

Программа дисциплины «(Пост)современный город: теории и исследовательские тактики» iconПрограмма дисциплины «Культурные практики (пост)современности в контексте теории модерна»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности...
Программа дисциплины «(Пост)современный город: теории и исследовательские тактики» iconПрограмма дисциплины Культурные практики (пост)современности в контексте теории модерна
Автор: Самутина Наталья Владимировна, ст преп кафедры анализа социальных институтов
Программа дисциплины «(Пост)современный город: теории и исследовательские тактики» iconПрограмма дисциплины Современные исследовательские программы и методы изучения культуры для направления 030400. 62
Целями освоения дисциплины «Современные исследовательские программы и методы изучения культуры» являются
Программа дисциплины «(Пост)современный город: теории и исследовательские тактики» iconПримерная программа дисциплины «Современный танец»
Освоение техник современного танца, импровизации и композиции, техник Release и Body awareness, а также теории и методики изучения...
Программа дисциплины «(Пост)современный город: теории и исследовательские тактики» iconПрограмма дисциплины сдм. В. 03 Город как текст Цели и задачи дисциплины. Цель углубленное изучение современных методов и подходов в изучении феномена «городского текста»
Философско-культурологический подход к изучению городского пространства. Город как семиотическое пространство
Программа дисциплины «(Пост)современный город: теории и исследовательские тактики» iconПрограмма дисциплины «социально-экономическая система современной россии»
Цивилизационное разнообразие и дивергенция трансформационных процессов в пост-коммунистических странах
Программа дисциплины «(Пост)современный город: теории и исследовательские тактики» iconРабочая программа дисциплины Цели и задачи дисциплины
Курс «Современный русский язык» имеет целью ознакомить студентов с базовыми разделами современного русского языка и основами науки...
Программа дисциплины «(Пост)современный город: теории и исследовательские тактики» iconРабочая программа учебной дисциплины «проектно-исследовательские работы и методы проектиров аниЯ»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины «(Пост)современный город: теории и исследовательские тактики» iconИзбранные главы теории вероятностей
Цель дисциплины – освоение студентами избранных глав теории вероятностей, в частности, теории массового обслуживания и теории случайных...
Программа дисциплины «(Пост)современный город: теории и исследовательские тактики» iconРабочая программа дисциплины (модуля) Теории информационного общества Направление подготовки 030200 «Политология Квалификация (степень) выпускника Бакалавр политологии Форма обучения Очная Саратов,
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Теории информационного общества»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница