Стратегия социально-экономического развития северо-западного федерального округа на период до 2020 года




НазваниеСтратегия социально-экономического развития северо-западного федерального округа на период до 2020 года
страница1/63
Дата20.04.2013
Размер6.37 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   63


Проект


СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА


Санкт-Петербург

2011


Содержание


ВВЕДЕНИЕ 4

1. ОЦЕНКА ИСХОДНОЙ СИТУАЦИИ И БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА 6

1.1. Анализ тенденций и ключевых проблем социально-экономического развития 6

1.2. Прогнозная оценка развития Северо-Западного федерального округа 9

1.3. Потенциальные угрозы и ограничения развития в долгосрочной перспективе 13

1.4. Цели и стратегические задачи социально-экономического развития 15

1.5. Возможные сценарии и долгосрочная концепция социально экономического развития 19

2. ОЦЕНКА ФАКТОРОВ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ БАЗОВЫХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ МЕЖОТРАСЛЕВЫХ ПРОБЛЕМ 22

2.1. Машиностроительный комплекс 22

2.2. Комплекс добычи полезных ископаемых 34

2.3. Агропромышленный комплекс 44

2.4. Рыбохозяйственный комплекс 51

2.5. Химический комплекс 55

2.6. Лесопромышленный комплекс 58

2.7. Инвестиционно-строительный комплекс 62

2.8. Туристско-рекреационный комплекс 66

2.9. Научно-инновационный комплекс 71

2.10. Малый и средний бизнес 77

2.11. Внешнеэкономическая деятельность 80

2.12. Развитие финансово-банковской сферы 84

2.13. Экологическая безопасность и охрана окружающей среды 90

2.14. Пространственная организация хозяйства. Зоны опережающего роста 97

2.15. Стратегия межрегионального сотрудничества 105

2.16. Проекты комплексного развития территорий 111

3. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕРЕГИО-НАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 113

3.1. Развитие транспортной инфраструктуры 113

3.2. Развитие энергетической инфраструктуры 126

3.3. Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры 131

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА 139

4.1. Прогноз и стратегические направления демографического развития 139

4.2. Общая концепция развития социальной сферы 144

4.3. Развитие здравоохранения, физической культуры и спорта 146

4.4. Развитие образования 152

4.5. Развитие культуры 156

4.6. Стратегия развития жилищной сферы и коммунального хозяйства 159

4.7. Обеспечение занятости населения и развитие рынка труда 162

4.8. Миграционная политика 167

4.9. Молодежная политика 170

5 КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВХОДЯЩИХ В СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 175

5.1. Социально-экономическое развитие Республики Карелия 175

5.2. Социально-экономическое развитие Республики Коми 179

5.3. Социально-экономическое развитие Архангельской области 185

5.4. Социально-экономическое развитие Ненецкого автономного округа 189

5.5. Социально-экономическое развитие Вологодской области 194

5.6. Социально-экономическое развитие Калининградской области 199

5.7. Социально-экономическое развитие Ленинградской области 203

5.8. Социально-экономическое развитие Мурманской области 206

5.9. Социально-экономическое развитие Новгородской области 211

5.10. Социально-экономическое развитие Псковской области 215

5.11. Социально-экономическое развитие Санкт-Петербурга 219

6. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА 227

6.1. Основные меры по обеспечению реализации стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года 227

6.2. Формирование условий для модернизации и инновационного развития экономики 230

6.3. Мониторинг хода реализации стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа 231

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 232

ПРИЛОЖЕНИЯ 233

Приложение 1. Показатели социально-экономического развития СЗФО на период до 2020 года при реализации основных сценариев развития 233

Приложение 2. Целевые показатели социально-экономического развития СЗФО на период до 2020 года 235

Приложение 3. Стратегические ориентиры социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ на период до 2020 года 238

Приложение 4. Информационные материалы подразделам 1.5, 2.1, 2.2, 2.3, 2.8, 2.9, 2.12, 2.15, 4.7 242

Приложение 5. Сравнительные характеристики Северо-Западного федерального округа с граничащими странами, Приволжским и Центральным федеральным округами (к подразделу 1.5) 255

Приложение 6. Данные о внешнеэкономической деятельности (к подразделу 2.11) 293

Внешнеторговый оборот1) 293

Приложение 7. Зоны опережающего роста Северо-Запада (к подразделу 2.14.1) 296



ВВЕДЕНИЕ


Главное назначение Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа – определить перспективные направления использования потенциала сотрудничества субъектов Российской Федерации и потенциала округа как важного звена государственного и регионального управления для решения ключевых проблем и стратегических задач в сфере экономики, социального развития и демографической политики, улучшения среды проживания, совершенствования природоохранной деятельности. В их числе задачи, решаемые на уровне субъектов, задачи общерегионального значения, задачи общегосударственного уровня, наконец – задачи международного характера, связанные с интеграцией Российской Федерации в мировое хозяйство.

Стратегия определяет перспективные ориентиры и направления развития социально-экономического комплекса общерегионального значения, а также возможности развития и конечные результаты – сводные показатели экономики и социальной сферы округа в целом. Она характеризует пути развития инфраструктуры федерального значения на территории Северо-Запада, условия реализации стратегических проектов.

Стратегия позволяет осуществлять координацию разработки перспективных экономических документов, разрабатываемых на уровне субъектов Российской Федерации, определяет перспективные направления использования конкурентных преимуществ и развития специализации, определяет зоны опережающего развития и направления межрегионального сотрудничества.

Функции документа определяют его содержание и структуру. Как документ стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа носит комплексный характер, обобщает перспективы развития отраслей и сфер хозяйства субъектов Российской Федерации, характеризует пути решения вопросов межотраслевого и общерегионального значения, развитие инфраструктуры и территориальной организации населения и хозяйства.

Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа разрабатывалась исходя из принципиальных подходов к развитию Российской Федерации и ее регионов, изложенных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года,1 отраслевых стратегий.

Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа учитывает анализ состояния и прогнозные оценки социально-экономической ситуации в округе и входящих в него субъектах Российской Федерации.

Использовались стратегические документы, подготовленные органами государственной власти Республики Карелия, Республики Коми, Архангельской области, Ненецкого автономного округа, Вологодской, Калининградской, Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской областей, Санкт-Петербурга, стратегические планы крупных хозяйствующих субъектов, предложения аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе и Ассоциации экономического взаимодействия «Северо-Запад».

Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа разрабатывалась на основе методических рекомендаций Министерства регионального развития Российской Федерации, положений указа Президента Российской Федерации «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации».


1. ОЦЕНКА ИСХОДНОЙ СИТУАЦИИ И БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА


1.1. Анализ тенденций и ключевых проблем социально-экономического развития


Северо-Западный федеральный округ (далее – СЗФО) включает в свой состав 11 субъектов федерации различного статуса с населением 13,6 млн. человек и общей площадью 1,7 млн. кв. км., в том числе Республика Карелия, Республика Коми, Ненецкий автономный округ, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область (представляет собой особую экономическую зону и отделена от основной территории страны), Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, Санкт-Петербург. К округу примыкает Арктическая зона, относящаяся к сфере интересов Российской Федерации, площадью 1,5 млн. кв. км.

На территории СЗФО функционирует 159 муниципальных районов, 40 городских округов и 1497 муниципальных образований поселенческого уровня. В рамках округа осуществляют свою деятельность полномочный представитель Президента Российской Федерации, Ассоциация экономического взаимодействия субъектов «Северо-Запад».

Территория Северо-Запада представляет собой социально-экономическое пространство, являющееся общностью природно-экономических, демографических, геополитических и иных условий, в рамках которого формируется общерегиональный социально-экономический комплекс, включающий объекты инфраструктуры федерального значения, который обеспечивает удовлетворение общих интересов и потребностей субъектов Российской Федерации, входящих в округ.

Геополитические и экономические изменения привели к существенной трансформации роли Северо-Запада России в экономике Российской Федерации. Сформировалась главная на сегодня функция Северо-Запада – обеспечение внешнеэкономических связей России с Европейским Союзом и рядом других регионов мира. Это обусловило быстрое развитие транспортной инфраструктуры, ориентацию значительной части бизнеса на обслуживание внешнеэкономических связей, трансграничного сотрудничества.

Увеличилось значение Северо-Запада как крупной перспективной природно-ресурсной базы развития страны. Восстанавливается его роль в освоении арктических территорий, примыкающих к Российской Федерации.

Северо-Запад и, прежде всего Санкт-Петербург, остается одной из важнейших баз научно-технического прогресса и инновационного развития экономики России, производства высокотехнологичной продукции, средств современного транспорта. Сохраняется значение округа в развитии лесопромышленного и рыбохозяйственного комплексов. Регионы Северо-Запада динамично развиваются, как туристические центры. Северо-Запад является одной из привлекательных территорий страны, притягивающей население и бизнес из других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья.

Существенен вклад субъектов Российской Федерации (далее – субъекты РФ), входящих в Северо-Западный федеральный округ в общем экономическом потенциале Российской федерации. На их долю приходится 10% общего объема ВВП страны, 12% промышленного производства и 10% общей численности занятых в народном хозяйстве России. Сравнительные характеристики социально-экономического развития СЗФО, отдельных стран Евросоюза и граничащих федеральных округов даны в Приложении 5.

Планомерное формирование отраслевой пространственной структуры хозяйства Северо-Западного и Северного экономических районов, в том числе территориально-производственных комплексов, сменилось к середине 90-х годов преобладающим воздействием рыночных факторов при существенном ослаблении государственного управления. В результате произошло изменение функционально-отраслевой и пространственной структуры социально-экономического комплекса СЗФО и расположенных на его территории субъектов РФ.

Функциональная структура социально-экономического комплекса округа включает следующие группы хозяйствующих субъектов. Во-первых, это отрасли и комплексы международной специализации. Во-вторых, отрасли и комплексы внутрироссийской специализации. В-третьих – это хозяйство, ориентированное на локальные рынки, формирующиеся в рамках субъектов РФ и межрегионального обмена.

Следующий элемент – производственная инфраструктура общерегионального значения и инфраструктурные объекты государственного и международного значения. В структуре экономики выделяется наибольший по удельному весу в занятости комплекс отраслей и объектов социальной сферы, развивающийся преимущественно в рамках субъектов РФ.

СЗФО отличается повышенным удельным весом элементов хозяйства международной специализации, в том числе в сфере транспортной инфраструктуры. Среди них объекты трубопроводного транспорта, портового хозяйства, терминалы и таможенная инфраструктура, объекты химической промышленности, металлургии, частично – лесопромышленного комплекса. Усиливается международное значение нефтегазовой промышленности, судостроения, туризма.

В числе объектов внутрироссийской специализации – автомобилестроение, деревообработка, энергетика, научно-проектная сфера и инжиниринг, высшее образование, консалтинг и менеджмент-обслуживание, предоставление организационных и финансовых услуг.

Хозяйство, ориентированное в основном на локальные рынки представлено сельским хозяйством и пищевой промышленностью, местной производственной инфраструктурой (внутренний транспорт, энергосети, объекты водоснабжения и водоотведения и др.), финансовой инфраструктурой и системой отраслей и объектов социальной сферы.

Для СЗФО характерны общероссийские тенденции экономического, социального и пространственного развития, проявившиеся за последние два десятилетия. Это касается институциональных изменений, экспортной ориентации экономики, трансформации структуры хозяйства, появления новых элементов экономики.

Падение промышленного и сельскохозяйственного производства, объемов жилищного строительства, происшедшее к 2000 году пока не компенсировалось их ростом в последние 10 лет. Увеличились объемы деятельности в сфере транспорта, торговли и общественного питания, финансово-кредитных услуг. Среди структурных изменений в экономике федерального округа следует отметить быстрое перераспределение производства при сокращении выпуска в легкой промышленности, машиностроении, промышленности строительных материалов, объемов деятельности и занятости в сфере науки и научного обслуживания. В целом сохранили свои позиции сфера высшего образования, здравоохранение.

Наиболее серьезна проблематика социально-экономического развития муниципальных образований в сельской местности практически во всех субъектах РФ, входящих в СЗФО. Она связана с «вымыванием» из малых и средних населенных пунктов основной части объектов отраслей сельского хозяйства и лесного комплекса. За последние 15 лет на Северо-Западе более 500 населенных пунктов лишились учреждений медицинского обслуживания, школы закрылись почти в 2000 населенных пунктов.

В лесопромышленном комплексе обозначился сдвиг лесозаготовок в зоны, прилегающие к крупным населенным пунктам, автодорогам общего пользования. В то же время уменьшилось использование запасов древесины в традиционных районах лесодобычи, в перестойных лесах.

Демографическая ситуация характеризовалась более сложными процессами, чем в целом по России. Это выразилось в опережающем сокращении населения (с 1990 года оно уменьшилось на 11,2%, в то время как по России в целом на 3,6%). В Мурманской области население уменьшилось на 33,2%, в Республике Коми на 18,6%, в Санкт-Петербурге на 2,8%. Наименее благоприятная обстановка с рождаемостью сложилась в Калининградской и Ленинградской областях.

Усилилась неравномерность развития субъектов Российской Федерации, расположенных на территории СЗФО, а также муниципальных образований. Так, например, средняя заработная плата в Псковской области уступает Санкт-Петербургу в 2 раза, ввод жилья в расчете на одного жителя – в 4 раза. Заметно снизился показатель обеспеченности населения работой в местах своего проживания. В некоторых муниципальных районах он составляет лишь 30-40%.

Оценка сложившейся ситуации свидетельствует о наличии ряда устойчивых дисбалансов в развитии округа. В числе основных можно отметить следующие:

  • Сложившаяся структура подготовки кадров – структура спроса на рабочую силу;

  • Социально-профессиональные и ценностные ориентации населения – структура спроса на квалифицированные рабочие места;

  • Складывающееся размещение рабочих мест, в т.ч. новых, – существующая система расселения населения;

  • Объем и структура инвестиционных предложений – уровень развития территориальной инфраструктуры, особенно автодорог, энергосистем;

  • Потребность в сельхозпродукции населения округа – уровень развития местной продовольственной базы;

  • Возможность производства инновационных продуктов – низкая заинтересованность хозяйствующих субъектов в нововведениях;

  • Высокие требования к стандартам проживания – неспособность сложившейся системы ЖКХ к коренному повышению качества услуг;

  • Высокие требования населения малых и средних городов и сельской местности к занятости и условиям жизни – имеющиеся возможности развития соответствующих территорий.


1.2. Прогнозная оценка развития Северо-Западного федерального округа


Анализ и оценка условий и факторов, составляющих потенциал стратегического развития СЗФО и входящих в него субъектов РФ показывает, что до 2020 года большинство из них сохранит характер и степень своего влияния. Но ряд из них будет оказывать сдерживающее воздействие, представлять собой ограничения развития. К настоящему времени обозначились тенденции, определяющие перспективы развития СЗФО и входящих в него субъектов РФ.

Демографический потенциал и трудовые ресурсы. К 2020 году при проведении активной демографической политики может быть достигнут положительный баланс естественного движения населения. Вместе с тем к концу периода обозначится сокращение доли лиц трудоспособного возраста. Потребуется проведение мероприятий по повышению культурно-технического уровня работников массовых рабочих и иных профессий, повышению их престижности и уровня оплаты труда. Продолжится восполнение нехватки кадров массовых профессий за счет мигрантов, однако масштабы привлечения к концу периода снизятся.

Экономико-географическое и геополитическое положение. Не претерпит изменений и будет оказывать определяющее влияние на темпы развития и структуру экономики Северо-Запада и большинства субъектов РФ на его территории. Геополитической проблемой будет освоение континентального шельфа и экономическое использование Арктики, в том числе Арктической зоны Российской Федерации.

Природно-ресурсный потенциал. Основные компоненты природно-ресурсного потенциала сохранят свое значение для социально-экономического развития. Увеличится роль нефтегазовых ресурсов, а также ресурсов химического сырья и металлорудных месторождений. Потребуются значительные мероприятия по восстановлению качества и более эффективному использованию земельных ресурсов для сельского хозяйства, а также лесных ресурсов.

Территориальные ресурсы для строительства. Территориальные ресурсы во всех субъектах РФ на территории Северо-Запада (исключая Санкт-Петербург) будут вполне достаточны для реализации крупных инвестиционных проектов и развития инфраструктуры. Проблемой, которая потребует решения, является снижение стоимости освоения земельных участков и минимизация административных барьеров. Важно также полностью завершить проектно-планировочное обустройство территорий на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, разработав соответствующие документы территориального планирования.

Производственный потенциал. Производственный потенциал представляет собой условия, ограничивающие перспективы развития экономики, ее модернизации и инновационной перестройки. Основная часть фондов изношена и морально устарела. Необходимы мероприятия по развитию и обновлению производственного потенциала на новой научно-технической основе.

Инфраструктурный потенциал. По уровню насыщенности территории объектами производственной инфраструктуры Северо-Запад превосходит среднероссийские показатели. Однако в целом ее состояние характеризуется как недостаточно благоприятное. Во многих субъектах РФ и муниципальных образованиях это один из главных факторов, сдерживающих развитие. В относительно лучшем положении находятся объекты инфраструктуры федерального значения, магистральные коммуникации. Повышенное внимание в перспективе следует уделить улучшению таких элементов производственной инфраструктуры как автодороги (особенно внутриобластные), мосты, системы теплоснабжения, энергосети и подстанции.

Уровень социальной обустроенности. По уровню социальной обустроенности населенных пунктов Северо-Запад в целом является привлекательным для населения, в том числе приезжего. Однако в северной зоне региона в силу климатических и экономических причин соответствующие показатели существенно уступают среднероссийским. Проблемой является чрезмерная концентрация социальных объектов (особенно образовательных и медицинских) в наиболее крупных населенных пунктах, что ограничивает возможности их использования значительной частью населения, обусловливает длительные поездки для получения социальных услуг.

Научно-технический потенциал. Научно-технический потенциал, несмотря на его существенное сокращение в последние два десятилетия, остается важным стратегическим фактором социально-экономического развития, который в перспективе должен стать определяющим.

Внешние рынки сбыта. По ряду видов продукции, производимой на территории СЗФО (лесная промышленность, химия, металлургия) ожидается сохранение внешних рынков сбыта и возможный их рост при умеренной конкуренции. По продукции нефтегазовой группы, как идущей транзитом на экспорт, так и производимой на территории округа, можно прогнозировать стабилизацию и возможное уменьшение спроса на традиционном Европейском рынке и его рост в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Важной стратегической задачей являются меры воздействия на внешние рынки в целях обеспечения прогнозируемых уровней спроса и ценовой ситуации, а также создание маршрутов поставки продукции на новые рынки, в том числе за счет развития Северного морского пути.

Потенциал внутреннего спроса. Спрос на продукцию, производимую на территории СЗФО на российских рынках в перспективе будет расти, прежде всего по таким видам как нефть и газ, лесопродукция, удобрения, машиностроение. Важным фактором перспективного развития будет стимулирование внутреннего спроса в рамках СЗФО и входящих в него субъектов РФ, развитие региональных и локальных рынков.

Культурно-исторический потенциал. Культурно-исторический потенциал является одним из серьезных преимуществ большинства субъектов РФ, входящих в СЗФО. Он повышает привлекательность округа для населения и инвесторов. Сохранение и укрепление культурно-исторического потенциала связано с необходимостью решения проблем защиты исторических центров, памятников архитектуры от нерегулируемого нового строительства, распространением культурного влияния Санкт-Петербурга и других центров на те территории округа, где уровень культурно-исторического потенциала еще низок, а имеющиеся возможности не используются.

Организационно-управленческий потенциал. Преимуществом СЗФО является значительная концентрация квалифицированных организационно-управленческих кадров, как в системе государственного и муниципального управления, так и в менеджменте организаций. Это представляет собой потенциал по реализации задач в сфере экономики и социального развития, сопровождения стратегических проектов и программ, эффективного государственного регулирования. Важной задачей в перспективе будет подготовка менеджмента по новым направлениям развития округа, сити-менеджеров, менеджеров для зон опережающего развития, руководителей для реализации стратегических проектов.

Потенциал межрегионального сотрудничества и кооперации. Значение для перспективного развития имеют определенная компактность территории округа, общность инфраструктуры, конфигурация коммуникаций, взаимодополняющий характер экономических структур и природных условий субъектов РФ, исторически сложившиеся взаимосвязи. Это определяет значительные возможности развития сотрудничества субъектов РФ в решении экономических и социальных вопросов, развитии специализации регионов и межтерриториальной кооперации, реализации совместных программ и проектов. Этому способствует координирующая деятельность полномочного представителя Президента Российской Федерации, Ассоциации экономического взаимодействия «Северо-Запад», значение Санкт-Петербурга как крупного организационно-хозяйственного центра федерального округа. Сотрудничество субъектов РФ, развитие общих элементов инфраструктуры, функциональное разделение экономик создают возможность получения дополнительного экономического и социального выигрыша (синергетического эффекта), экономии ресурсов.


1.3. Потенциальные угрозы и ограничения развития в долгосрочной перспективе


До 2020 года в Северо-Западном федеральном округе будут существовать определенные ограничения и угрозы в социально-экономическом развитии, которые в ряде случаев могут усугубляться. В ходе SWOT-анализа была произведена группировка основных ограничений и угроз развития, которая представлена в табл. 1.

Наиболее существенное ограничение будет иметь динамика демографического развития, что поставит количественные ограничения в численности трудовых ресурсов, особенно на некоторых территориях. Произойдет снижение численности отдельных групп населения, что обусловит определенные спросовые ограничения.

Будут существовать структурные ограничения в использовании трудовых ресурсов. Не будет до конца преодолена тенденция концентрации предпочтений жителей округа (прежде всего, в крупных городах) на престижных профессиях и нежелания трудоустраиваться в таких отраслях и сферах экономики как благоустройство, строительство, общественный транспорт, сельское хозяйство, социальная сфера и других.

Ограничением будет нехватка квалифицированных кадров в массовых рабочих профессиях (что связано с наличием учреждений профтехобразования и среднего технического образования), а также инженерных специальностей. Нельзя ожидать существенного роста квалификации работников в данном сегменте занятости.

В качестве организационных и институциональных ограничений будут выступать недостаточная степень развития форм и методов государственного регулирования экономических и социальных процессов, поведения хозяйствующих субъектов. Потребуется применение новых методов стимулирования экономики в целях обеспечения модернизации и инновационного развития.

Как ограничение возможностей развития и межрегионального сотрудничества следует рассматривать значительную асимметрию в уровнях социального развития и инвестиционной активности между отдельными субъектами Российской Федерации, расположенных на территории СЗФО (табл. 2 и 3 Приложение 3). Это может препятствовать реализации стратегических проектов и программ социально-экономического развития, усугублять имеющиеся проблемы и вызывать нежелательные миграции населения.

Достаточно существенными в ряде субъектов РФ будут ограничения транспортного и инфраструктурного характера, в первую очередь дороги внутриобластного и местного значения, энергетическая инфраструктура, тепло- и водоснабжение.

Таблица 1

Результаты SWOT-анализа возможностей социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа в период до 2020 года





Преимущества

Недостатки

1. Геополитическое положение и природная среда

1) Общие границы с различными странами Европы и развитыми районами России

2) Санкт-Петербург – крупнейший город России и Европы

3) Открытый доступ к водам мирового океана

4) Значительный природно-ресурсный потенциал

5) Основная часть территории СЗФО благоприятна для ведения хозяйственной деятельности


1) Эксклавное положение Калининградской области СЗФО

2) Наличие территорий с суровыми климатическими условиями и территорий непригодных для ведения экономической деятельности (Новая Земля)

2. Население

1) Замедление темпов сокращения численности населения СЗФО

2) Высокий уровень урбанизации территории

3) Высокий уровень образования населения

4) Достаточно низкий уровень безработицы

5) Временное увеличение доли населения в трудоспособном возрасте


1) Высокая смертность и низкая продолжительность жизни

2) Низкая рождаемость

3) Миграционный приток не возмещает естественной убыли населения

4) Низкий уровень квалификации прибывающих миграционных масс

5) Отток населения (особенно молодежи) из сельских поселений в городские

3. Экономика

1) Мощная природно-ресурсная и производственная база

2) Высокий образовательный и научно-технический потенциал

3) Развитая транспортная инфраструктура

4) Многоотраслевая структура экономики СЗФО и диверсифицированное производство

5) Высокий платежеспособный спрос


1) Замедленный рост сектора услуг

2) Высокий удельный вес ТЭК, сырьевого сектора и предприятий ВПК

3) Дефицит инвестиций в экономику регионов СЗФО

4. Транспорт

1) Мощный транспортный узел

2) Наличие крупных морских и речных портов, аэропортов, ж/д вокзалов, автомобильных трасс

3) Развивающийся трубопроводный транспорт

1) Низкое качество дорожной сети, значительный износ

2) Неравномерность транспортных путей, нерациональная конфигурация а/м дорог

3) Несовершенство международных транспортных коридоров

5. Жилищное строительство и инфраструктура

1) Высокая степень урбанизации

2) Наличие значительных контингентов населения, желающих улучшения жилищных условий

1) Значительный износ жилого фонда и коммуникаций

2) Отсутствие развитой современной инфраструктуры во многих субъектах СЗФО

6. Налоги и бюджетная сфера

1) Наличие крупных субъектов РФ – доноров

2) Наличие крупных хозяйственных структур (бюджетоопределяющих компаний)

Наличие дотационных регионов и территорий, не имеющих достаточных стартовых условий и потенциала развития

7. Доходы населения

Появление высокотехнологичных производств с высоким уровнем оплаты работников

1) Опережающий рост инфляции

2) Основная часть расходов населения на текущее потребление (питание)

8. Экология

1) Значительное количество экологически чистых территорий

2) Совершенствование системы особо охраняемых природных территорий

1) Замедленное воспроизводство природной среды и возобновляемых природных ресурсов

2) Усиление антропогенной нагрузки на экосистемы округа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   63

Похожие:

Стратегия социально-экономического развития северо-западного федерального округа на период до 2020 года iconРаспоряжение от 6 сентября 2011 г. N 1540-р
Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года (далее...
Стратегия социально-экономического развития северо-западного федерального округа на период до 2020 года iconПравительство российской федерации распоряжение от 6 октября 2011 г. N 1757-р
...
Стратегия социально-экономического развития северо-западного федерального округа на период до 2020 года iconРешению Волгодонской городской Думы
Ростовской области, сформулированных в рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020...
Стратегия социально-экономического развития северо-западного федерального округа на период до 2020 года iconI. Стратегические направления развития и анализ конкурентных преимуществ Сибири Стратегическая цель, приоритеты и долгосрочные задачи развития регионов Сибири в 2010 2020 годах
Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года (далее Стратегия) определяет основные направления, механизмы и инструменты...
Стратегия социально-экономического развития северо-западного федерального округа на период до 2020 года icon839 стратегия социально-экономического развития ямало-ненецкого автономного округа до 2020 года
Характеристика и системные проблемы социально-экономического развития автономного округа
Стратегия социально-экономического развития северо-западного федерального округа на период до 2020 года iconРаспоряжение от 6 сентября 2010 г. N 1485-р
...
Стратегия социально-экономического развития северо-западного федерального округа на период до 2020 года iconСтратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года
«Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года»
Стратегия социально-экономического развития северо-западного федерального округа на период до 2020 года iconСтратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года
«Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года»
Стратегия социально-экономического развития северо-западного федерального округа на период до 2020 года iconКонцепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года (далее Концепция) разработана в соответствии с целями и задачами
Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года...
Стратегия социально-экономического развития северо-западного федерального округа на период до 2020 года iconПрограмма социально-экономического развития Северо-Западного административного округа города Москвы на 2012 год (далее Программа) направлена на улучшение качества
Тствии с прогнозом социально-экономического развития города Москвы на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов, бюджетом города...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница