Для обсуждения на Ученом совете Института Концептуальные основы адаптивного управления развитием кадрового потенциала в условиях инноваций




Скачать 343.3 Kb.
НазваниеДля обсуждения на Ученом совете Института Концептуальные основы адаптивного управления развитием кадрового потенциала в условиях инноваций
страница1/3
Дата28.09.2012
Размер343.3 Kb.
ТипДоклад
  1   2   3


Научно-исследовательский институт труда и социального страхования
Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации



Доклад для обсуждения на
Ученом совете Института


Концептуальные основы адаптивного управления
развитием кадрового потенциала в условиях инноваций



Докладчик – Петрова С.А., начальник Управления организационного развития, кандидат технических наук, доцент


Москва - 2010

Введение

Инновационная деятельность является ведущим механизмом в современных условиях, реально меняющим качество профессиональной деятельности, напрямую влияя на развитие человеческого потенциала. С переходом к экономике знаний основной прирост занятости приходится на профессии с преобладанием интеллектуального труда. При этом образование как технология генерации и получения знаний, а, как следствие, и задачи развития кадрового потенциала, приобретают все большую значимость. Динамично возрастающий темп глобальных и локальных перемен предъявляет все возрастающие требования и к результатам профессионального образования, и эта система становится все более сложной. Как следствие – возрастает динамика изменения потребностей в уровне квалификации кадров, повышается востребованность результатов научно-исследовательской деятельности в социально-трудовой сфере.

Развитие инновационной экономики в России привело к совершенно новым проблемам занятости, образования и последипломного образования, профессионального развития кадров. Коренные изменения структуры отраслей и сфер народного хозяйства неразрывно связаны с реформированием государственной и частной собственности, формированием института частно-государственного партнерства в различных сферах деятельности, глобализацией мирового интеллектуального поля.

В настоящее время научно-исследовательский потенциал социально-трудовой сферы характеризуется сформулированными теоретическими позициями и методологическими подходами к становлению и развитию социально-трудовой сферы в условиях трансформации российской экономики. Исследования охватывают такие проблемы как цены и безработица, положение трудовых мигрантов, доступность образования и медицинского обслуживания, спектр трудовых отношений (зарплата, дискриминация, институты трудовой защиты, условия труда и др.). Однако многие проблемы социально-трудовой сферы и в настоящее время нуждаются в серьезном анализе и обосновании конкретных методов решения. Это в значительной мере относится к совершенствованию систем управления развитием кадрового потенциала современной экономической системы.

Однако отработанная за многие годы система подготовки и переподготовки специалистов и рабочих не удовлетворяет современным потребностям экономики. Первоочередной задачей при этом является обеспечение устойчивого развития системы развития кадрового потенциала, обеспечивающей согласованность механизмов управления с развитием инновационных процессов в будущем. На заседании Совета по реализации нацпроектов и демографической политике в сентябре 2007 года В.В.Путин обратил внимание на общегосударственное значение системы непрерывного профессионального развития. В то же время, в Российской Федерации до настоящего времени нет четкой концепции развития системы профессионального обучения и образования. Многочисленные проекты его реформирования сводятся, преимущественно, к способам сокращения расходов.

Тем не менее, решение задач развития и интеграции профессионального образования в систему инновационной экономики возможно за счет объединения и координации усилий по ведению образовательной деятельности и проведения научных исследований в прикладных областях экономики и социально-трудовой сферы, формирования механизмов управления профессиональной подготовкой и повышением квалификации кадров в условиях инноваций. Но для развития и оптимизации реализуемых образовательных технологий речь должна идти не только об инновациях в содержании и методике образования, которые традиционно представлены в учебном заведении, но и о вопросах разработки и эффективного использования систем управления инновационным развитием хозяйствующих субъектов.

Возможность своевременной адаптации к постоянным изменениям и обеспечение опережающего развития становится ключевым показателем качества системы, что особенно важно для сферы развития профессиональных компетенций. И естественно, что социальная значимость системы профессионального развития кадров и ее адекватность потребностям социальной среды становятся основным критерием модернизации и критерием выживания как систем управления персоналом в реальном секторе экономики, так и системы профобразования. Реализация такого подхода позволяет создать гибкую инновационную образовательную среду, ориентированную на формирование многофункциональных умений и обеспечение профессиональной мобильности и конкурентоспособности как для работника, так и для субъекта экономической системы для получения необходимого социального и экономического эффекта.

Развитие новых, прогрессивных форм инновационной деятельности, научно-технического сотрудничества образовательной системы с научными организациями, предприятиями, фондами и другими структурами позволяет получить основной результат – интеграцию образовательных, производственных и научно-исследовательских программ в сфере подготовки квалифицированных специалистов для реального сектора экономики. Как следствие, происходит снижение факторов риска в сфере трудоустройства и повышения востребованности выпускников, а также развития науки как первоисточника изменений и качественных улучшений жизни общества в целом, а значит и последующего развития экономики.

Таким образом, образовательные системы и социальные механизмы, непосредственно воздействующие на формирование сознания субъектов профессиональной деятельности, во многом определяющегося спецификой человеческого восприятия новых информационных потоков приобретают приоритетное значение в условиях инновационной экономики.

К текущему моменту усилиями ученых и практиков создана научная база исследования процесса развития социально-трудовой сферы, ее категориальный аппарат. Вместе с тем, высокая специфичность формирования рынка труда, его жизненная необходимость для настоящего и будущего предопределяют широкую дискуссию по целому ряду узловых проблем данной области деятельности. Приходится констатировать, что за рамками исследований остаются вопросы стратегического управления целевым развитием кадрового потенциала в условиях инновационной экономики, основанной на знаниях, отсутствует целостное представление об особенностях управления развитием кадрового потенциала в условиях рыночной трансформации системы профессионального образования, не вполне отработаны адекватные динамике внешней среды методы управления профессиональным развитием кадров, в то время как существующие подходы носят прикладной характер, ориентированный преимущественно на решение частных задач, исправление недостатков в конкретных сферах деятельности.

Таким образом, формирование методологических основ адаптивного управления развитием кадрового потенциала в условиях инноваций является одним из необходимых условий нормального функционирования и динамичного изменения структуры деятельности экономических субъектов, рационального использования собственных и бюджетных средств, а также внебюджетных источников, сохранения конкурентоспособности в условиях инновационного развития экономики.

Это определило основное назначение данного исследования - комплексное исследование теоретических и практических проблем, связанных с совершенствованием управления развитием кадрового потенциала, и создание методологической базы формирования и реструктуризации систем управления кадровым потенциалом организации, способных адекватно адаптироваться к условиям инноваций.


Методологическое обоснование решения задач профессионального развития кадрового потенциала в условиях инноваций

Основной тенденцией мировой экономики является опережающая динамика развития организаций высокотехнологичных отраслей промышленности, сферы товарного обращения и услуг, появление новых видов экономической деятельности, внедрение ресурсосберегающих технологий. В основе данной тенденции лежит широкое использование информационно-коммуникационных технологий, накопление, развитие и эффективное использование человеческого потенциала. В современных условиях на все большую роль играют закономерности, обусловленные спецификой постиндустриального общества, общества, основанного на знаниях. В этом обществе образование и профессиональные компетенции становятся факторами достижения экономического успеха, гражданской ответственности и социального согласия1. В экономически развитых странах Запада стратегия интеллектуализа­ции общественного труда возведена в ранг государственной политики.

В соответствии с теорией «человеческого капитала» дополнительный экономический рост или спад производства является производной от «инвестиций в человека, в том числе и расходов на образование». Динамично возрастающий темп глобальных и локальных перемен предъявляет все возрастающие требования к результатам профессионального образования, и эта система становится все более сложной. Тем не менее, в условиях постиндустриального - информационного общества, динамичного развития интеллектуальной сферы, инновационного развития мировой и отечественной экономики, многообразие, мобильность и меняющиеся ценности приводят к тому, что люди, живущие в одном и том же сообществе, имеют все меньше общего и, следовательно, менее склонны придерживаться общей культуры и системы норм и ценностей, все сильнее растет дифференциация уровней образования и образованности.

Наибольшее влияние на конкурентоспособность страны в целом и отдельных организаций оказывают масштабы технологических сдвигов в экономике, качество подготовки руководителей, специалистов и рабочих. При этом образование носит всеобъемлющий характер и не заканчивается с принятием на работу, поскольку знания быстро стареют, а квалификационные требования постоянно растут. Характеристики человеческого потенциала приобретают все более выраженный социальный фактор, а всеобщая глобализация и ее социальная составляющая рассматриваются Международной организацией труда как одно из наиболее актуальных в международном контексте. Задачей и всеохватывающим инструментом реализации экономических, социальных и политических целей, особенно тех, что связаны с инновационным развитием и глобализацией, становится решение задач социальной сплоченности. Эта составляющая во многом определяется уровнем социального взаимодействия между отдельными людьми, трудовыми коллективами, поколениями, нациями2.

Но социально-экономическая и производственная ситуация динамично меняется, активно идут инновационные процессы: внедряется новое оборудование, увеличивается потребность в сложной продукции. И основополагающим принципом стратегии социальной сплоченности современного общества является «потребностькаждого поколения заново находить управляемый баланс сил». Социальная сплоченность во многом определяется по отношению к задействованным компонентам и к тем процессам, которые объединяют как эти компоненты, так и все общество. И речь идет не только о поколениях - одним из важнейших критериев социальной эконо­мики является приоритет социальной защиты, социальной справедливости пе­ред экономической эффективностью, который обеспечивается, прежде всего, в области управления развитием человеческого потенциала.

Анализ процессов и явлений, характеризующих суть происходящего в социально-трудовой сфере, позволяет выявить ряд тенденций. Во-первых, в отраслях экономики вот уже второе десятилетие продолжает нарастать дефицит компетентности и мастерства. В настоящее время по данным Ассоциации Всемирного Образования каждые семьдесят два часа происходит удвоение знаний3, в то время как уровень квалификации работников все более отстает от требований, предъявляемых международным рынком труда. Одновременно, возникает эффект квалификационной петли, когда отсутствие кадров необходимой квалификации приводит к сдерживанию экономического роста субъекта экономики.

Во-вторых, каждый третий зарегистрированный безработный в России в настоящее время не имеет работы более 12 месяцев4. В то же время, по официальным данным5, открыто около миллиона вакансий ежегодно, которые, тем не менее, не заполняются этими претендентами. Это свидетельствует, в первую очередь, о том, что уровень их квалификации не соответствует потребностям открытых вакансий.

На сегодняшний день не менее 20 млн. человек экономически активного населения нуждаются в профессиональном переобучении6, что позволит им найти собственную экономическую нишу, а организации обеспечит подготовленным персоналом. В то же время, значительные различия данных общей и регистрируемой безработицы свидетельствуют о том, что при росте численности населения потенциально нуждающегося в дополнительном профессиональном образовании, увеличивается слой экономически активного населения, решающего свои проблемы, не прибегая к помощи социально-экономических структур государства. Развивается и предпринимательский сектор, требующий соответствующий соответствующим образом подготовленных кадров.

В-третьих, российский рынок труда характеризуется высвобождением не только малоквалифицированных работников, но и квалифицированных рабочих и специалистов. Дополнительную возможность для их трудоустройства также обеспечивают организации малого и среднего бизнеса. Одновременно происходит значительное расслоение населения как по доходному, так и квалификационному и в целом – социокультурному признаку.

В то же время, решение задачи обеспечения социальной сплоченности имеет вертикальную иерархию, выстраиваемую от уровня государственного регулирования социальной сферы до локального организационно-управленческого уровня, при этом влияние инновационной деятельности на развитие человеческого потенциала общества и организации становится тем ведущим механизмом, который в современных условиях реально меняет качество профессиональной деятельности. Государственные и частные работодатели, будучи конкурентами в привлечении высококачественной рабочей силы, вместе с тем являются еди­ной заинтересованной стороной в развитии необходимых обществу трудовых ресурсов.

Человек не отчужден от своего труда, он не только профессио­нально компетентен, но и инициативен, более самостоятелен в принятии решений, хорошо ориентируется в работе своего участка и предприятия в целом. Таким образом, работник, работодатель и образовательная среда приобретают общую задачу не просто формирования необходимого уровня квалификации, но создания системы непрерывной ее поддержки. В современных условиях, она должна обеспечить выполнение двух функций: компенсации недостаточной практикоориентированности или недообученности выпускников системы профессионального образования, с одной стороны, и обеспечения адаптации на рабочем месту, с другой стороны. При этом следует понимать, что рабочее место выбирается человеком не единожды в жизни, а может меняться с развитием организации-работодателя, может меняться место работы, а, следовательно, и требования к квалификации.

В то же время, хотя наличие профессиональных компетенций, знаний и навыков обязательно, но не является условием, гарантирующим достижение успеха. Решающую роль играет направленность человека на постоянное саморазвитие соответствующее динамике экономических отношений, как проявлению их специфики – люди, работающие в организации, их отношение к труду, квалификация, творческий и интеллектуальный уровень определяют успех организации. В этой связи важно осознать, что акцент в управлении персоналом только на технический аспект развития не даст ожидаемых результатов. Игнорирование социальных факторов приводит к тому, что внутренние источники экономического роста остаются невостребованными.

Вышесказанное свидетельствует о необходимости усиления социальной ориентации производства, более полного раскрытия потенциала личности, изменения критерия оценки эффекта производственной и управленческой деятельности; более активного участия государства в регулировании процессов накопления и рационального использования, человеческого капитала, включая его профессиональную составляющую и здоровье. При этом речь идет как о заполнении имеющихся рабочих мест квалифицированными работниками, так и подготовке кадрового резерва на только проектируемые высокотехнологичные рабочие места.

Таким образом, первоочередной задачей государства на современном этапе является обеспечение устойчивого развития системы развития кадрового потенциала с учетом социальных аспектов, обеспечивающей согласованность механизмов управления с развитием инновационных процессов в будущем. С учетом выявленных приоритетов, акцент управления смещается на такие принципы и прикладные направления реализации социальной кадровой политики, как7:

  • стимулирование гибкости трудовых ресурсов;

  • стимулирование активности и содействие в переходные периоды жизни и деятельности людей;

  • установление баланса между правами и обязанностями в сфере занятости;

  • содействие образованию и переподготовке на протяжении всей жизни;

  • содействие образованию с целью повышения качества жизни и общества;

  • управление образованием в контексте многокультурности и миграции.

Этот подход соединяет социальные факторы с факторами экономики и управления, политики и культуры как на глобальном, так и на локальных уровнях. Кроме того, с точки зрения системного анализа подобный подход позволяет повысить уровень эмерджентности системы – повышения ее результативности в целом при реализации скоординированных действий элементов для достижения баланса потребностей и возможностей. Этим свойством определяется и ее применимость на всех уровнях управления – организационном, местном, национальном, международном.

Роль постоянного обучения сегодня растет как никогда. В современных условиях в течение 10 лет 80% используемых технологий и оборудования устаревает, в то время как 80% работников к этому времени имеют образование, которое получении 10 лет назад8. В этой связи требуется обеспечение стратегии обучения в течение всей жизни, которая должна охватить не только учебные заведения, но и предприятия и компании, и, в первую очередь, государство. Во всех странах, имеющих высокий уровень развития техники и технологии, интерес к реализации подобной стратегии совместных действий работников и работодателей, государства и бизнеса системно растет. В то же время, при необходимости развития самоуправления и усиления роли общественности в решении задач социальной сплоченности и повышении уровня человеческого потенциала, в России роль и государства, и общественных организаций в данной сфере, в частности – роль профсоюзов, фактически является минимальной. А понятие обучение в течение всей жизни воспринимается скорее как лозунг, нежели как единая концепция государственной политики в сфере формирования эффективной социально-экономической политики.

Экономическая состоятельность страны определяется не только ростом численности населения и вовлеченности людских и материальных ресурсов в процессы экономической деятельности, но все в большей степени повышением эффективности производства. Длительные тенденции экономического роста связаны с особенностями демографических процессов и закономерностями накопления и использования научно-технического потенциала. Демографические процессы и процессы формирования капитала во многом формируются под влиянием интенсификации экономического роста.

Наличие технологической составляющей в параметрах экономического роста признается многими учеными и воплощается в те или иные модели экономического роста. При этом различные модели оперируют, как правило, одними и теми же факторами, сочетаемыми в зависимости от условий страны и состояния ее материально-технической базы.

Соответственно, выявление и анализ долгосрочных тенденций в развитии мирового хозяйства, а также прогнозирование экономического роста связаны с исследованием и учетом закономерностей научно-технического и организационного прогресса. Взаимосвязь научно-технического и социального прогресса, обусловленная развитием квалификации и ростом творческой активности населения представлена на рис.1, анализ которого свидетельствует, что рост уровня образования работающих способствует внедрению новых технологий.



Рисунок 1 Взаимосвязь научно-технического и социального прогресса

В современной науке рассматривается множество моделей, описывающих поведение индивидуума в рамках социально-экономических отношений. Смещение акцента на базовый ресурс экономики – человеческий капитал – свидетельствует о необходимости усиления социальной ориентации производства, более полного раскрытия потенциала личности, изменения критерия оценки эффекта производственной и управленческой деятельности, необходимости более активного участия государства в регулировании процессов накопления и рационального использования человеческого капитала, в частности его профессиональную составляющую.

Наиболее важными задачами государственного регулирования являются контроль качества профессиональной подготовки и инициирование образовательной активности субъектов экономики в отраслях, комплексах и регионах; обобщение, обработка и распространение передового отечественного и зарубежного опыта; прогнозирование, установление и поддержание непрерывности положительных тенденций, включая социальное партнерство, в вопросах финансирования развития трудовых ресурсов.

Инновационный процесс как объект управления представляет собой открытую систему, имеющую внутренний и внешний контуры управления. Практика реализации инновационных программ подготовки высококвалифицированных кадров и формирования комплексных проектов и программ научно-образовательного профиля позволяет выделить следующие основные задачи управления развитием кадрового потенциала в условиях инноваций:

  • постановка и обоснование целей и задач реализуемых инновационных проектов;

  • контроль и регулирование выполнения образовательных проектов;

  • управление затратами в ходе планирования и реализации программ профессионального развития кадров;

  • оценка рисков реализации проекта и выработка методов их минимизации.

Очевидно, значительный запас знаний, своеобразный образовательный капитал, накопленный работниками и населением в целом, может слабо влиять на показатели экономического развития, если он не задействован в полной мере в производственных процессах, например, при высоком уровне безработицы или неэффективном использовании квалифицированной рабочей силы или непрофильном (нецелевом) обучении9.

Меры по компенсации рисков инновационного развития, учитывая наличие различных источников и механизмов их осуществления, могут быть сгруппированы по двум основным признакам:

  • меры, реализуемые во внутриорганизационном пространстве (группировка задач по значимости и трудоемкости; оптимизация сроков их выполнения; разработка системы мотивация кадрового состава на достижение поставленных целей; оперативный анализ отклонений в выполнении мероприятий и актуализация графиков выполнения работ и т. д.);

  • меры, требующие внешнего взаимодействия (корректировка и дополнение содержания установочных и оперативных семинаров по реализации инновационных проектов и программ с представителями профессионального сообщества; оптимизация работы координационных советов и т.п.).

Для обеспечения сопряжения содержательной составляющей и реальных социально-экономических потребностей требуется эффективное взаимодействие между профессиональным сообществом, государственными и отраслевыми институтами, образовательными структурами, в том числе – в рамках программ частно-государственного партнерства.

Для перехода к формированию понятийного аппарата и введению основных социально-экономических категорий необходимо разграничить часто употребляемые в данном контексте понятия «потенциал» и «капитал». Понятие потенциал в современной интерпретации пришло в экономику из естественных наук и рассматривается, преимущественно, как возможность, совокупность имеющихся (скрытых и явных) средств, способностей, ресурсов в какой-то области. Но по своему происхождению потенциал имеет более глубокий смысл и означает, в том числе, силу воздействия, которой обладает субъект, характеризующийся этими возможностями или способностями (от латинского potentia – сила, власть).

Понятие капитал (от латинского capitalis – главный), как экономическая категория, характеризует материализованные, созданные человеком ресурсы, используемые для производства товаров и услуг и приносящих доход. Капитал – это реализованный (осуществленный) потенциал, способный самовозрастать и приносить его владельцу доход.



  1   2   3

Похожие:

Для обсуждения на Ученом совете Института Концептуальные основы адаптивного управления развитием кадрового потенциала в условиях инноваций iconМетодические рекомендации выполнены на кафедре дизайна и изобразительных искусств и утверждены на Ученом совете Нового гуманитарного института

Для обсуждения на Ученом совете Института Концептуальные основы адаптивного управления развитием кадрового потенциала в условиях инноваций iconС. Г. Паречина концептуальные основы идеологии белорусского государства
П 18 Концептуальные основы идеологии белорусского государства: Методическое пособие – 2-е изд., доп. – Минск: Академия управления...
Для обсуждения на Ученом совете Института Концептуальные основы адаптивного управления развитием кадрового потенциала в условиях инноваций iconУтверждаю Руководитель Росгидромета А. В. Фролов «20» апреля 2011 г
Срок рас-смотрения результатов испытания на Техничес-ком (Ученом) совете управления (ниу)
Для обсуждения на Ученом совете Института Концептуальные основы адаптивного управления развитием кадрового потенциала в условиях инноваций icon«Экономика знаний и инноваций: перспективы России»
Концептуальные основы «новой экономики»: креативность, знания, инновации
Для обсуждения на Ученом совете Института Концептуальные основы адаптивного управления развитием кадрового потенциала в условиях инноваций iconПрограмма учебного курса «учебная практика»
...
Для обсуждения на Ученом совете Института Концептуальные основы адаптивного управления развитием кадрового потенциала в условиях инноваций iconПлан испытания и внедрения новых и усовершенствованных технологий (методов) гидрометеорологических и гелиогеофизических прогнозов Росгидромета на 2012 г. Часть Технологии, модели и методы, представляемые для рассмотрения на цмкп
Срок рас-смотрения результатов испытания на Техничес-ком (Ученом) совете управления (ниу)
Для обсуждения на Ученом совете Института Концептуальные основы адаптивного управления развитием кадрового потенциала в условиях инноваций iconОбщий рейтинг качества приема по вузам, бюджетный и платный прием в 2010 году
Учёном совете в Тюменской государственной академии мировой экономики, управления и права были подведены итоги приёма 2011 года
Для обсуждения на Ученом совете Института Концептуальные основы адаптивного управления развитием кадрового потенциала в условиях инноваций iconАнализ работы по организации деятельности блока дополнительного образования в моу 2-Гавриловской средней общеобразовательной школе Гавриловского района
Управляющем совете и родительских собраниях. В результате анализа запроса детей и родителей, с учётом материально-технических возможностей...
Для обсуждения на Ученом совете Института Концептуальные основы адаптивного управления развитием кадрового потенциала в условиях инноваций iconИнформация о краткосрочных образовательных программах, реализуемых Донецким Филиалом Института управления, бизнеса и права
Ябре 2008 года на базе Донецкого Филиала Института управления, бизнеса и права открыт образовательный центр нового типа – Южно-российская...
Для обсуждения на Ученом совете Института Концептуальные основы адаптивного управления развитием кадрового потенциала в условиях инноваций iconРешение №378 от 17. 02. 2005г. "Об отчете о работе диссертационных советов в 2004 году"
Предложить ректору выделить помещения для защиты диссертаций и предоставить свои предложения на ученом совете в марте
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница