Гражданско-правовое воспитание студентов колледжа (в помощь классному руководителю)




НазваниеГражданско-правовое воспитание студентов колледжа (в помощь классному руководителю)
страница1/12
Дата28.09.2012
Размер1.12 Mb.
ТипЛитература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12





Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»


Трещилова С.Н., Лавренова Г.И.


Гражданско-правовое воспитание студентов колледжа (в помощь классному руководителю)


ОМСК, 2006


Рецензенты:

Профессор, доктор педагогических наук, Н.В.Астафьев

Преподаватель СибАДИ, кандидат исторических наук, А.А.Козлова


Гражданско-правовое воспитание студентов колледжа (в помощь классному руководителю) // Составители Г.И.Лавренова, С.Н.Трещилова.- Омск:ОмГКПТ, 2006, -82с.


Данное пособие предназначено классным руководителям в помощь по подготовке часов общения по гражданско-патриотическому воспитанию. В данное пособие раскрывает актуальность гражданско-патриотического воспитания молодежи. Оно содержит лекционные материалы по символике страны, города Омска и Омской области; сообщения по государственным праздникам и разработки часов общения по военной тематике.


СОДЕРЖАНИЕ


Введение 4

Лектории по гражданско-правовому воспитанию 7

Сообщения 37

Сценарии часов общения посвященных Великой отечественной

войне 45

Литература 86


ВВЕДЕНИЕ

Проблема гражданско-патриотического воспитания актуальна всегда, но в настоящее время особенно. Коренные преобразования последних десятилетий в стране привели к глубоким изменениям не только в социально-экономической и политической сфере, но и в сознании граждан, то есть в духовной сфере общества. Резко снизился воспитательный потенциал русской культуры, искусства, образования, которые раньше являлись важнейшими факторами формирования патриотизма. В итоге, в общественном сознании подверглись переоценке такие понятия как достоинство, верность, любовь к Родине, все меньшее значение стало иметь уважение к своему государству, истории, культуре страны. В тоже время вполне очевидно, что будущее России зависит не только от успеха предпринимаемых социально-экономических и политических реформ. Философ XX века Карл Ясперс, оценивая духовную ситуацию времени, заметил, что мир охватывает беспокойство: сползая в бездну, люди чувствуют, что все зависит от того, каким будет грядущее поколение. Иными словами наше будущее тесным образом связано с тем, что молодежь приобретет и сохранит в себе сейчас. Поэтому, если мы хотим добиться успеха России в будущем, создать правовое общество, мы обязаны учитывать то, что без чувства патриотизма, без гордости за свою страну и за свой народ никакое государственное строительство не возможно. Этим противоречием и определяется актуальность данного пособия.

Казалось бы, что нет ничего проще, чем дать определение понятия патриотизм. В тоже время патриотизм – это одно из самых сложных общественных явлений. Само слово «патриот», «патриотизм» происходит от греческого patre – Родина, и означает любовь к Родине. Любовь к Родине включает в себя: служение Отечеству, заботу об интересах и судьбах страны, обеспечение целостности и суверенитета страны, ее национальной безопасности, готовность к защите вплоть до самопожертвования, преобладание государственных интересов над личными. Патриотизм проявляется в чувстве гордости достижениями своей страны, в знании и уважении к ее истории, культуре, традициям, законам. Патриотизм объединяет и сплачивает людей, является важнейшей составляющей общенациональной идеи, нравственной основой жизнеспособности государства, существование и развитие которого невозможно без чувства патриотизма. Недооценка патриотизма, как важнейшей составляющей общественного сознания, приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания студентов как граждан России.

Правовой основой патриотического воспитания студентов ОмГКПТ на современном этапе являются Конституция Российской Федерации, Федеральные законы Российской Федерации «Об образовании», «О воинской обязанности и военной службе», Указ президента Российской Федерации от 10 января 2000г. № 24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации», Постановление правительства РФ от 11 июля 2005г. за №422 Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы», и другие нормативные правовые акты Российской Федерации в частности, касающееся вопросов патриотического воспитания.

Педагогический коллектив колледжа профессиональных технологий, заинтересованный в подготовке конкурентоспособного специалиста, видит свою задачу не только в сохранении и развитии научного потенциала, профессиональных умений и навыков студентов ОмГКПТ, но и в формировании ценностных ориентаций, гражданского и патриотического воспитания студентов. Особый смысл приобретает формирование у студентов гражданской позиции, что выражается в гражданском самосознании, сознании прав и свобод человека, правовом поведении, способности к толерантности, ответственности за свои поступки и свой выбор. Для юношей – студентов ОмГКПТ актуальным остается воспитание их как будущих защитников Отечества.

Цель гражданско-патриотического воспитания студентов ОмГКПТ – воспитание гражданина, россиянина, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов, развитие высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности.

Достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

  • утверждение в сознании и чувствах студентов социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной службы;

  • воспитания студентов в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;

  • привитие студентам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации –Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;

  • привлечение традиционных для Отечества религиозных конфессий для формирования у студентов духовных качеств;

Основываясь на Концепцию развития воспитательной работы колледжа и Программу развития воспитания в колледже, Подпрограмму гражданско-патриотического воспитания в колледже целью которых является формирование активной гражданской позиции, психологической и нравственной готовности выпускников колледжа к самостоятельной жизнедеятельности и адаптации в социальной среде, мы посчитали возможным из опыта своей работы разработать пособие в помощь классным руководителям. Основная цель данного пособия помочь классным руководителям в организации и проведении часов общения по гражданско-патриотическому воспитанию.

Обобщая опыт внеклассной работы преподавателей ОмГКПТ, мы предлагаем материал и некоторые разработки часов общения по гражданско-патриотическому воспитанию.


Лектории по гражданско-правовому воспитанию.


ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ГЕРБА


Слово герб пришло в русский язык в 16-17вв. В его основе лежит немецкое erbe, что означает наследство. Так уже в самом слове заложена одна из важных черт герба – стабильность, постоянство в употреблении. Государственный герб свидетельствует о суверенитете страны. Герб может считаться гербом только тогда, когда используется постоянно на протяжении определенного времени. Герб всегда является символом достоинства и чести, поэтому надругательство над гербом расценивается как оскорбление его владельца, это относится и к государственным гербам.

В Древней Руси не было гербов в традиционном смысле этого слова, но существовали свои знаки и эмблемы. Например, наиболее известным был знак Рюриковичей – двузубец.

В период феодальной раздробленности в каждом княжестве были свои символы, например: во Владимиро-Суздальской земле распространенной эмблемой был лев, в Новгороде – орел. Время правления московского князя Ивана III было эпохой образования единого Российского государства. Исчезали последние независимые княжества, соперничавшие когда-то с Москвой. Россия уверенно выступала на международной арене. Иван III именовался государем всея Руси, а в некоторых случаях даже царём. Со времен Ивана –III титул российских государей стал включать в себя перечисление всех территорий на которые распространялась его власть. Иван –III великий князь Владимировский, Московский, Новгородский, Псковский, Тверской, Угорский, Вятский, Пермский и Болгарский. Таким образом, титул Ивана III реально закрепил объединение русских земель и расширение Московского государства. Создание единой державы требовало и создание единых символов.

Государственными эмблемами России стали двуглавый орёл и всадник, поражающий копьём змия. Впервые они были объединены на печати Ивана III 1490-х гг. Эмблемы печати — всадник и орёл — стали восприниматься как официальные символы Российского государства. Поэтому не так давно, в 1997 г., и отмечалось 500-летие государственного герба России. Наряду с всадником на печати Ивана III помещался двуглавый орёл.


Иван -III
Откуда же возникла эта эмблема на Руси? Наиболее популярная версия, что Русь заимствовала её из Византии. В 1472 г. Иван III женился на Зое (Софье) Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина Палеолога. К тому времени Константинополь уже 20 лет как был под турецкой властью. История Византийской империи завершилась. Заключение этого династического брака позволяло Москве стать как бы преемницей Византии, ведь наследник Ивана III являлся и преемником последней императорской династии Палеологов. Тем самым идея православной империи — православного царства получала реальное воплощение. Московское государство является преемником Византии — Второго Рима, а значит и первого — Римской империи. Так родилась идея о том, что «Москва — это Третий Рим», а Рюриковичи — потомки императора Августа. Пав под ударами мусульман, Византия как бы передала Москве эстафету сохранения православной веры. А государственным символом России стала эмблема двуглавого орла, известная в Византийской империи.

Московский правитель тем самым заявлял о своём новом положении, о том, что он встал вровень с властителями крупнейших держав. Недаром Иван III с гордостью сказал иноземным послам: Мы Божией милостию государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, так и мы. А поставление имеем от Бога, как наши прародители. А поставления, как наперед сего не хотели ни от кого, так и ныне не хотим.

Двуглавый орёл призван был символизировать мощь и независимость нашей страны. В этом качестве он и продолжил свою историю на Русской земле.


Герб Палеологов
Изменения в российском гербе в последующие столетия хорошо видны на государственных печатях. В конце 1530-х годов двуглавый орел приобрел более воинствующий вид, его начали изображать с раскрытыми клювами и высунутыми языками. В геральдике такая эмблема называется вооруженный орел. Это по всей вероятности связано с внешней политикой Ивана-4, при котором, Россия значительно расширила свои территории и вела многочисленные войны. На печати Лжедмитрия I (1605—1606) орёл изображён с поднятыми вверх крыльями, а над его головами - две короны, между которыми - третья, большего размера. Примечательно как первоначально трактовался знак этих 3 корон – они символизировали присоединение к России 3-х татарских ханств – Казанского, Астраханского и Сибирского. В период правления Алексея Михайловича (1645—1676) Московское царство вело войну с Речью Поспалитой за Левобережную Украину. В 1656 г. Алексей Михайлович принял титул всея Великие и Малые и Белые России самодержец. Тем самым он провозглашал права России на земли, когда-то входившие в её состав, но оказавшиеся под властью Польско-Литовского государства. Таким образом 3 короны стали символизировать объединение всех восточнославянских народов. Впоследствии такое толкование изображения трех корон забылось, и они стали восприниматься как регалии российского самодержавия.

В 1856г. был разработан новый вариант государственного герба. В гербе необходимо было выразить основные идеи российской государственности, и отразить полный императорский титул. Между тем количество перечисленных в титуле территорий превысило к тому времени 50. В апреле 1857г. Александр –II утвердил 3 государственных герба: Большой, Средний и Малый. Наличие 3-х типов государственного герба объясняется тем, что они изображались на печатях, скреплявшие разные по своей значимости документы.

Б
Большой герб Российской империи
ольшой герб
– В золотом щите черный двуглавый орел, коронованный 2-мя коронами, над которыми 3-я. На груди орла – герб Московский. Главный щит увенчан шлемом Святого князя Александра Невского. Над ним условное изображение древнерусского шлема, на котором видны слова «С нами Бог». Он увенчан императорской короной, которой венчались на царство все российские государи (в настоящее время она хранится в Государственном алмазном фонде Московского Кремля). Далее государственная хоругвь, увенчанное крестом, на самой хоругви повторено центральное изображение государственного герба. По сторонам щита – Архистратиг Михаил и Архангел Гавриил. Михаил держит в руке пламенеющий меч, а Михаил крест. Наличие в гербе ангелов в качестве щитодержателей, девиза, государственной хоругви подчеркивало православный характер Российской империи. По окружности располагались родовой императорский герб и гербы царств, княжеств и областей, числом более 50-ти, названия которых входили в полный титул императора.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Гражданско-правовое воспитание студентов колледжа (в помощь классному руководителю) iconПрограмма изучения личности учащегося
В работе собраны на основе анализа различной литературы для учителя и публикаций в журналах «Воспитание школьников», «Классный руководитель»,...
Гражданско-правовое воспитание студентов колледжа (в помощь классному руководителю) iconВ помощь классному руководителю
Савкина С. В. и др. Программа диагностирования личности и классного коллектива//Классный руководитель- 2009, №7, с4-10
Гражданско-правовое воспитание студентов колледжа (в помощь классному руководителю) iconМетодическое пособие в помощь классному руководителю
Как прожить хотя бы один день без нервных срывов, поучений и взаимных обид
Гражданско-правовое воспитание студентов колледжа (в помощь классному руководителю) iconАнкета отношения учащихся к классному руководителю
Анкета для выявления степени позитивности отношения учащихся к своему классному руководителю, а также ее параллельная форма для родителей...
Гражданско-правовое воспитание студентов колледжа (в помощь классному руководителю) iconЛитература приложение «Из-за острова на стрежень…»
«Течет река Волга…» : методико-библиогр пособие : к Всемирному дню воды / Волгогр. Оунб им. М. Горького, Отдел схлиЭИ; [сост. Н....
Гражданско-правовое воспитание студентов колледжа (в помощь классному руководителю) iconОпыта «Гражданско-правовое обучение и воспитание обучающихся 8-9 классов через уроки истории и обществознания, деятельность Клуба будущих избирателей «Выбор»
«Гражданско-правовое обучение и воспитание обучающихся 8-9 классов через уроки истории и обществознания, деятельность Клуба будущих...
Гражданско-правовое воспитание студентов колледжа (в помощь классному руководителю) iconОтдел образования Администрации Октябрьского района
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики, на 2010-2014 годы» и районной...
Гражданско-правовое воспитание студентов колледжа (в помощь классному руководителю) iconМетодические рекомендации классному руководителю
Классный руководитель педагог, осуществляющий организацию, координирование и проведение внеурочной воспитательной работы в закреплённом...
Гражданско-правовое воспитание студентов колледжа (в помощь классному руководителю) icon9 класса семенова ольга васильевна пояснительная записка к классному часу «Права ребенка»
России. Хочется надеяться, что подрастающее поколение сделает мир лучше, добрее, разумнее. Правовое воспитание помогает развитию...
Гражданско-правовое воспитание студентов колледжа (в помощь классному руководителю) iconПамятка для педагога
Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным. Они могут оказаться...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница