Министерство образования и науки РФ государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования всероссийский заочный финансово-экономический институт практикум (методические указания)




Скачать 351.77 Kb.
НазваниеМинистерство образования и науки РФ государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования всероссийский заочный финансово-экономический институт практикум (методические указания)
страница1/4
Дата28.09.2012
Размер351.77 Kb.
ТипМетодические указания
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ


Практикум

(методические указания)


ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ


Для студентов, обучающихся по специальности 080504.65

«Государственное и муниципальное управление»


Москва 2011


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ


Практикум

(методические указания)


ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ


Для студентов, обучающихся по специальности 080504.65

«Государственное и муниципальное управление»


Факультет менеджмента и маркетинга

Кафедра региональной экономики и управления


Москва 2011


Практикум (методические указания) разработал:

доктор экономических наук, профессор - А.Н.Бойко


Практикум (методические указания) обсужден

на заседании кафедры региональной экономики и управления

Зав. кафедрой доктор экономических наук, профессор В.А. Тупчиенко


Практикум (методические указания) одобрен

на заседании Научно-методического совета ВЗФЭИ


Проректор, председатель НМС, профессор Д.М. Дайитбегов


Государственное регулирование экономики. Практикум (методические указания) для студентов, обучающихся по специальности 080504.65 - «Государственное и муниципальное управление» - М: ВЗФЭИ, 2011.


ББК__________


© Всероссийский заочный

финансово-экономический

институт (ВЗФЭИ), 2011

Практикум

(методические указания)


I. Общие положения

Учебным планом предусмотрено по учебной дисциплине "Государственное регулирование экономики" для студентов 4-го курса, обучающихся по специальности 080504.65 - «Государственное и муниципальное управление»:

а) проведение практических занятий в объеме 6 аудиторных часов;

б) выполнение контрольной работы по одной из тем курса;

в) самоподготовка по всем темам курса.


Процесс обучения вообще, а в высшей школе в особенности, императивно предусматривает организацию и проведение в соответствии с принципами дидактики значительной по объему и разнообразной по содержанию самостоятельной работы студентов. Пассивное прослушивание лекционного материала по учебной дисциплине само по себе объективно не может сформировать полноценные, глубокие и устойчивые знания.

Самостоятельная работа студента в форме последующего прочтения дополнительных учебных материалов и конспектов лекционных курсов, хотя и повышает общее качество получаемых знаний, но также не обеспечивает надлежащей эффективности учебного процесса, не преодолевает грани преимущественно пассивного усвоения материала.

Эффективное обучение и, соответственно, эффективное знание достигается только в одном варианте, когда обучаемый не просто "поглощает" знания (учебную информацию) извне, т.е. от лектора, или из читаемого источника, а начинает сам активно оперировать знаниями. Учебный процесс с этого момента приобретает активное двуединое содержание: изначально полученное студентом "знание", по сути дела, реконструируется, более того, - репродуцируется и углубляется в ходе активной самостоятельной работы (самопознания), осуществляемой в формах различных креативных практических операций с имеющимися знаниями.

К последним относятся любые задания, выполнение которых осуществляется исключительно через оперирование "учебными знаниями" с целью получения определенного результата, например: систематизация данных о предмете в целях выявления дополнительных характеристик - структурного строения, динамики изменения и ее факторов, тенденций развития, качества функционирования и др.; подготовка аналитической справки или экспертного заключения; решение задач; моделирование возможного поведения объекта; составление прогнозов развития; обоснование принятых органом управления, или собственных управленческих решений и программ; оформление графиков, диаграмм, табличных материалов; проведение расчетов и выявление количественных зависимостей; выполнение контрольных и лабораторных работ по определенной программе; выполнение заданий производственной практики и многое другое.

В перечисленных креативных формах практической самостоятельной работы студент, с одной стороны, воспроизводит уже имеющиеся у него знания, а с другой, - активно продуцирует новые дополнительные знания о предмете. В итоге происходит активный процесс получения, развития и обогащения системного знания о предмете.

Известно, что наиболее выдающимися учеными, политиками, управленцами в истории человечества были те из них, которые не просто высказывали великие идеи, теоремы и т.п., а успешно доказывали и реализовывали их в практической деятельности. Сама практика есть и критерий истины, и способ доказательства идей, теорий, и способ получения новых знаний.

Учебный курс "Государственное регулирование экономики" предоставляет очень широкие возможности для его изучения в изложенном варианте - пассивного получения "знания" и одновременно активного самопостижения его и дальнейшего развития на основе креативного практического оперирования "исходными знаниями".

Достаточно сказать, что в 90-е годы ХХ века процесс реформирования экономики в России основывался на пустопорожней неоклассической доктрине - "рынок все отрегулирует". В условиях последовавшей невиданной деградации экономики, особенно обрабатывающей промышленности, с начала 2000-х годов наблюдается активное развитие государственного регулирования экономики, включая составление программ стратегического и среднесрочного развития. Тем самым реальная экономическая и управленческая практика очень основательно корректирует экономическую теорию. Аналогичные процессы происходят и в мировой экономике и экономической науке в условиях испытания их мировым экономическим кризисом.

II. Цель и задачи выполнения практических заданий

Настоящий практикум содержит творческие задания по всем темам учебного курса в расчете на активную самостоятельную работу студентов с учебным материалом в соответствии с программой курса.


2.1. Цель выполнения практических заданий

    Студентам необходимо:

- глубоко познать теоретико-методологические основы и объективную обусловленность государственного регулирования экономики, способы применения административного государственного управления и регулятивной коррекции рыночных механизмов, их "достраивания" там, где они не работают;

- теоретически и практически выработать навыки аналитической и экспертной работы, усвоить обширный арсенал методов, средств и инструментов государственного регулирующего воздействия на макроэкономические процессы с целью обеспечения эффективного и устойчивого экономического роста, решения актуальных структурных и функциональных проблем макроэкономического развития.

  2.2. Задачи самостоятельной практической работы

Выполнение практических заданий студентом преследует решение следующих задач.

На основе оперирования знаниями (самопознания), полученными на лекционных занятиях:

- углубить экономические знания и диалектическое мышление в области анализа макроэкономических процессов рыночной экономики и возможностей государственного регулятивного воздействия на них, особенно в части перевода экономики на инновационную модель развития;

- овладеть научными основами и собственно методами и приемами управленческого воздействия на массовое поведение хозяйствующих субъектов рыночной экономической системы и на ее макроэкономические процессы;

- приобрести навыки и способности практического применения знаний специалиста-менеджера в системе государственного регулирования экономики.


В результате выполнения разнообразных практических заданий будущий специалист должен уметь:

    - самостоятельно анализировать, аргументировать и обосновывать: сущность и тенденции развития макроэкономических процессов, экономическую политику (курс) государства, социально-экономические программы (проекты) развития, а также весь комплекс применяемых и/или необходимых мер и средств государственного регулирования для решения программных задач;

- самостоятельно принимать эффективные управленческие решения на своем рабочем месте, определять необходимые средства и способы их достижения, методическое обеспечение, творчески и уверенно применять их на практике.


      III. Использование учебных, статистических и иных источников


Базовые литературные и статистические источники для выполнения всех практических заданий приведены в перечне литературы. В отдельных случаях наиболее важные из них указаны непосредственно в тексте задания. Обязательным источником по большинству практических заданий, особенно касающихся деятельности конкретных компаний, органов государственного управления, являются Интернет-ресурсы, а также текущая и годовая статистическая информация Росстата и иных органов.

Следует иметь в виду, что рекомендуемая литература в данном учебном курсе объективно очень быстро устаревает и потому является вместе с материалом лекционного курса лишь отправной теоретической основой для самостоятельного поиска, изучения и аналитической обработки студентом современной научной, учебной и иной литературы, источников периодической печати, Интернет-ресурсов, а также нормативно-правовых документов, непосредственно относящихся к выполнению практического задания.


IV. Содержание практических заданий

       Практическая работа по теме 1. "Предмет и задачи

государственного регулирования экономики"


Задание 1. Неоклассическая (либеральная) школа методологически исходит из того, что парадигмой (основанием) успешного экономического развития является утверждение наиболее полной экономической свободы индивидуума и признание приоритета его экономических интересов сравнительно с интересами всех иных субъектов, включая общество.

В связи с этим определите и оформите (возможно в табличной форме), ранжируя по строкам научные школы после "неоклассической школы", от прямо до частично - противоположного парадигмального подхода. В соответствующих графах приведите их ключевые методологические положения в качестве достаточных и убедительных аргументов принятого решения.

Сформулируйте общее заключение о том, какая из перечисленных школ все более утверждается в экономической теории и практике разных стран (желательно их назвать) и может квалифицироваться в качестве наиболее перспективной.


Задание 2. "Неоклассическая школа" формально эволюционировала из теоретических основ "классической школы", однако далеко не во всем они "роднятся".

Составьте в табличной форме перечень положений методологического содержания, которые роднят эти школы и, напротив, - которые существенно их разнят. В заключение раскройте, почему именно К.Маркс и в отношении каких ученых-экономистов ввел сам термин "классическая школа".

Задание 3. Наличие множества "фиаско рынка" является убедительным доказательством необходимости и неизбежности возрастания роли государственного регулирования экономики.

В нижеприведенной табличной схеме содержится часть характерных "фиаско рынка". Дополните этот перечень, заполнив пробелы, наиболее существенными, на Ваш взгляд, недостающими "фиаско рынка" с соответствующим обоснованием их в правой графе табличной формы.


Перечень «Фиаско рынка"

Табл. 1.3.

 Перечень "фиаско   рынка"

         Содержание "фиаско рынка"

1.Проблемы «внеш-них  эффектов» (издержек перелива)

   Экологически вредные последствия многих производств перекладываются на общество, не учитываются в издержках и ценах товаров.

2.Невыделение

 ресурсов  на т.н.  «общественные

блага».

   Мосты, тоннели, автодороги, гидросооружения, дамбы, обустройство улиц, обеспечение безопасности и иные неделимые, т.е. потребляемые обществом, блага не интересуют частный капитал.







3.Монополизация

   экономики

   Свободная  конкуренция    замещается несовершенной конкуренцией, а с ней возникает и нерациональное распределение ресурсов. Монополии диктуют свои условия. Развитие гигантских компаний усиливается.

4. ??




5. ??




6.  Проблемы  разви-тия фундаментальной науки и   исследований.

   Частный капитал не финансирует фундаментальные  исследования,  как  не приносящие доход. Венчурные вложения делаются при поддержке государства.

7. Проблемы всей социальной сферы не решаются на рыночной основе.

Здравоохранение,  культура  и образование,  социальное обеспечение  и  страхование,  содержание нетрудоспособных, правопорядок и защита страны не обеспечиваются рыночным распределением ресурсов.

8. ??




9. Проблемы 

денежного  обращения

  Рынок не имеет механизмов надлежащего регулирования бумажно-денежного обращения

10.Проблемы 

перспективного и   ускоренного развития  отраслей экономики.

    Рынок отражает текущее состояние и ближайшее будущее экономики, но никак не регулирует перспективы (не считая инерцию) развития. Тем более, когда требуется ускоренное решение актуальных для страны структурных задач.

11. ??




12. ??




13. ??







Задание 4. Неолибералы-ортодоксы на аргумент о наличии множества "Фиаско рынка" и вытекающей из этого необходимости значительного по масштабам государственного регулирования экономики выдвигают свой контраргумент о наличии множества "фиаско государства" и, соответственно, несостоятельности государства в качестве субъекта - регулятора рыночной экономики.

Составьте перечень основных "фиаско государства", и на основе заключения о возможности их преодоления (в отличие от "фиаско рынка"), а также отсутствия альтернативных решений сформулируйте убедительный ответ "неолибералам" в тезисной форме.

……………***…………


Практическая работа по теме 2. Механизм и методы

государственного регулирования экономики

  1   2   3   4

Похожие:

Министерство образования и науки РФ государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования всероссийский заочный финансово-экономический институт практикум (методические указания) iconВсероссийский заочный финансово-экономический институт
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки РФ государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования всероссийский заочный финансово-экономический институт практикум (методические указания) iconВсероссийский заочный финансово-экономический институт
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки РФ государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования всероссийский заочный финансово-экономический институт практикум (методические указания) icon«Всероссийский заочный финансово-экономический институт»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки РФ государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования всероссийский заочный финансово-экономический институт практикум (методические указания) icon«Всероссийский заочный финансово-экономический институт» 5 2 Научно-образовательный материал
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки РФ государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования всероссийский заочный финансово-экономический институт практикум (методические указания) icon«Всероссийский заочный финансово-экономический институт» 5 1 Научно-информационный материал
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки РФ государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования всероссийский заочный финансово-экономический институт практикум (методические указания) iconСтатистика численности, состава и движения населения
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования – Всероссийский заочный финансово- экономический...
Министерство образования и науки РФ государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования всероссийский заочный финансово-экономический институт практикум (методические указания) iconВсероссийский заочный финансово-экономический иститут
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки РФ государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования всероссийский заочный финансово-экономический институт практикум (методические указания) iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной работы студентов шестого курса, обучающихся по специальности 080104. 65 «Экономика труда», специализация «Кадровый менеджмент»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего професионального образования «всероссийский заочный финансово...
Министерство образования и науки РФ государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования всероссийский заочный финансово-экономический институт практикум (методические указания) iconВысшего профессионального образования всероссийский заочный финансово-экономический институт утверждаю

Министерство образования и науки РФ государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования всероссийский заочный финансово-экономический институт практикум (методические указания) iconВысшего профессионального образования «всероссийский заочный финансово-экономический институт»
Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры «Аналитические информационные системы», протокол №4 от 22 ноября...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница