Литература второй трети XIX века




НазваниеЛитература второй трети XIX века
страница1/25
Дата30.08.2012
Размер3 Mb.
ТипЛитература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
Зачёт: Русская Литература второй трети XIX века.

Время: 22 июня, 11:00

Место: ауд. 319

Преподаватель: Прохорова Ирина Евгеньевна, (?) Толоконникова Ирина Владиславовна


1.Общая характеристика литературного процесса 1826-1842 гг.

Николаевская эпоха. Ему престол достался случайно, у Александра не было детей. Царство (1826 - 1855). Неоднозначный период в истории. Первая его часть – 26 – 42 годы – сложное переплетение и соотношение романтических и реалистических тенденций.

26 – постдекабристская эпоха, новый царь

37 – смерть Пушкина, завершение пушкинского периода лит-ры и вступление ее в гоголевский период

40-е – расцвет творчества Лермонтова (37-41 – расцвет лермонтовской звезды)

42 – книга гоголя «Петербургские повести»

С 40-х гг – период, когда на сцену выходят писатели не только натуральной школы. Демократизация лит-ры. Все больше писателей без высшего образования и дворянского звания. Коммерциализация литры. Это тоже влияет на писателей и их приоритеты.


А.А.Блок: «Пушкина убила не пуля Дантеса, его убило отсутствие воздуха». Общественный спад, депрессия, отсутствие ценностей, их переоценка. Падение общ. нравов. Торжество Молчалиных – исполнителей (чины иметь и весело пожить) и «голубых мундиров» (политический сыск).


И Молчалины, и голубые мундиры были за жандармско-бюрократическую систему. Усиление идеологического влияния. Цензурная политика (Уставы 26 и 28 гг). Это приводит к апатии общества, к страху, но также – к чувству чести, притупляющемуся. Поколение, будущее которого «темно и печально». Мотив одиночества.


В 30-40-е гг меняется цвет времени. С зеленого (цвета надежды) он меняется на голубой – цвет разбитых надежд, разочарований, холода. О Николае: «Железная зима дохнула на Россию».


Но есть и другая часть публики, еще питавшая надежду, активизировавшая свои идейные искания. Культ Николая 1 (сравнение его с Петром, ожидание реформ). Николай знал о таких ожидающих и сам понимал, что реформы нужны, но не решался на них. Петра 1 из него не получилось – так сказала Прохорова! Однако это была не глупая боязнь что-либо сделать, а неизвестность, что из этого выйдет. Некая обломовщина (закрыться от проблем). При этом – ведение во всем «прямой линии». Военный блеск – и поражения (Крымская война, падение Севастополя в 55). Россия – колосс на глиняных ногах.


Уваров. «Теория официальной народности», ее насаждение. Ее парадокс – написана по-французски. Идея – удержать такую страну, как Россия, можно только с помощью традиции: самодержавие, православие, народность (верноподданный народ).


Итак, 2-я четверт 19 века – катастрофы в военном, политическом, экономическом плане, но не в плане лит-ры. Пишут много. О чем? Эпоха напряженной духовной работы, интерес к истории, философии. Вопрос «Восток-Россия-Запад». Западники – Герцен, Огарев, Белинский и тд. Славянофилы - Аксаковы, Киреевские.


Важные этические проблемы эпохи. Границы размываются. Ценность – деньги. Нужны люди с активной жизненной позицией. Новые вопросы: «что такое хорошо и что такое плохо? Что такое истинная нравственность?»


Прозаизация лит-ры = прозаизация жизни. Хотя романтизм тоже силен, так как надо было как-то противостоять прозе.


2.Своеобразие романтизма в русской литературе 1830-х годов.

Эпоха нового подъёма романтизма в противовес прозаизации жизни.

В 30е гг. русский романтизм усложняется и дифференцируется. Формируется кхем реакционный.. можно сказать, элегический романтизм (Бенедиктов, Кукольник, отчасти Загоскин). Ему противостоит гражданский романтизм (Лермонтов, отчасти Герцен и Огарёв). Своё место занимает и сохранившийся после 14 декабря романтизм поэтов-декабристов (Одоевский, Кюхельбекер, Бестужев-Марлинский). + Веневитинов, Тютчев. + ранний Гоголь, Полевой. В общем, чёрт ногу сломит.

Влияние декабризма! (т.к. период всплеска гражданственности середины 20х ещё не сменился разночинским периодом). Появляются пр-ния, написанные по образцу рылеевских дум и песен в народном духе Рылеева и Бестужева.

Развитие философского романтизма! Веневитинов, Баратынский

С [тупого] джорна. В романтизме 30-х и 40-х гг. 2 направления:

1) связано с именами Пушкина, Лермонтова, Кольцова. Высокий романтизм. Создание неординарных личностей, стремление к идеалу.

2) эпигонский, вульгарный романтизм. Напыщенный. Новые сочетания. Предназначен для массового читателя. Булгарин, Бенедиктов (в поэзии).

Романтическая проза переживает тяжёлый момент. С одной стороны это подъём (читательский интерес к романтической прозе), а с другой - кризис (стереотипы, выработанные шаблоны, однообразность).

Тем не менее созданы значительные произведения:

Романтическая повесть - самый популярный жанр. Расцвет - Бестужев-Марлинский.

3 типа романтич. повести:

1. историческая: Бестужев-Марлинский «Роман и Ольга», Гоголь «Тарас Бульба», Лажечников «Ледяной дом».

2. нравоописательная: светская (Бестужев-Марлинский «Фрегат-надежда», Одоевский «Княжна Мими», Павлов «Именины») и кавказская (Лермонтов «Бэла», Бестужев-Марлинский «Амалатбек»).

3. фантастическая - Одоевский «Сильфида».

Для общего развития.

Романтическое движение в Зап. Европе – прежде всего в литературе немецкой – начиналось под знаком полноты и цельности. Стремилось к синтезу все то, что было разобщено: в натурфилософии, социологии, теории познания, психологии, и, конечно, в худож. мысли. Человек стремился слиться с природой [Но это не значит, что вы вот валяетесь на земле и сливаетесь с природой так.(с)]; личность, индивидуум – с целым, с народом; интуитивное познание – с логическим; подсознательные стихии человеч. духа – с высшими сферами рефлексии и разума. Хотя соотношение противоположных моментов представлялось подчас конфликтным, но тенденция к объединению рождала особый эмоциональный спектр романтизма, многокрасочный и пестрый, при преобладании мажорного тона. Лишь постепенно конфликтность элементов переросла в их антиномичность; идея искомого синтеза растворилась в идее противоборства, оптимистическое настроение уступало место чувству разочарования и пессимизма.

Русскому романтизму знакомы обе стадии процесса — и начальная и конечная; однако при этом он форсировал общее движение. Итоговые формы появлялись до того, как достигали расцвета формы начальные; промежуточные комкались или отпадали. На фоне западноевроп. литератур русский ром-м выглядел одновременно и как менее и как более романтичный: уступал им в богатстве, разветвленности, широте общей картины, но превосходил в определенности некоторых конечных результатов.


Специфический характер русского романтизма наглядно виден в лирике этой поры, т. е.

в лирическом отношении к миру, в основном тоне и ракурсе авторской позиции, в том, что принято называть «образом автора».


3.Поэзия 1830-х гг.: общая характеристика.

Лекшн+джорн.

Поэзия 30х опр-ся именами Пушкина и Лермонтова. Прозаизация жизни, лит-ры.

Удивительная популярность 1х опубликованных пр-ний Лермонтова – Мцыри, Купец Калашников, Демон (не опубликован, но разошёлся в списках). Вершина романт. поэзии.

Бенедиктов – злейший враг Белинского. Развенчивал бенедиктовщину.

Эпоха нового подъёма романтизма. Романтизм в массовой лит-ре. Массовая аудитория того времени – провинциальные помещики и бюрократы среднего звена. Тв-во Бенедиктова. Символ переходного периода русской поэзии. Исторически значимый поэт.

Романтизм вульгарный, эпигонский. Поэзия требует подготовленного читателя. Прозу печатали в книгах, но лучше расходились небольшие журналы со стихами массов. ром-ма.

1835 – первый сборник Бенедиктова. Выдержал 3 издания. Пушкин промолчал. Жуковский приветствовал и оценил. Тургенев (тогда студент МГУ) вспоминал, что рядом с Пушкиным ставили Бенедиктова. 3 «Э» Бенедиктова: эпигон, эксперимент, эффект.

Пушкина невозможно представить чиновником. А Бенедиктов служил по финансовой части. Самоопределение: «ремесленник во славу красоты».

Одоевский и Полежаев. Продолжили гражд. романтизм, поэзию поэтов-декабристов.

У Полежаева было реалистическо-натуралистическое видения мира («Песнь погибающего пловца»). Романтич. восприятие окружающего мира и погружение в бездну вечности.

Тема свободолюбия.

Песенная, крестьянская поэзия у Кольцова. Народный поэт. Ему удалось взглянуть на жизнь крестьянина изнутри.


Меняется социальный состав писателей.

Гендерный вопрос сказывается на лит. процессе. От Карамзина пошло восприятие женщины как музы. Она читатель и судья. К женскому вкусу апеллируют как к утончённому и идеальному. Образ хозяйки салона. Зинаида Волконская. Салон, литература, музыка, стихи.

Появляется женщина-автор. Поэтессы Евдокия Ростопчина и Каролина Яниш-Павлова. Европейская закваска, самообразование, 6 языков, словесность. Мужское перо: индивидуализм, культ воли, интеллектуальность.

Салтыков-Щедрин высмеивал её как представителя мотыльковой поэзии. «Мотылёк»: нужно жить, как мотылёк, вне земного притяженья.


4.Поэзия В.Г.Бенедиктова.

Несмотря на то, что в 30-е годы происходила прозаизация литературы, поэзия все еще была популярна, поэтов было много. Господствующим литературным направлением в поэзии был романтизм. Он делился на элегический и гражданский. К элегическому относятся отдельные стихотворения Лермонтова, к гражданскому – стихотворения Полежаева, Одоевского. А еще был так называемый «надутый», «вульгарный» романтизм. Несмотря на нелестные отзывы критиков (в частности, Белинского), стихотворения такого толка пользовались массовым спросом. Основной представитель – В. Г. Бенедиктов.

В журналах было удобно печатать маленькие поэтические произведения. Первый сборник стихотворений Бенедиктова вышел в 1835 году. Пушкин промолчал. А Булгарин и Сенсковский приветствовали Бенедиктова – его поверхностная поэзия их устраивала. Странно, однако, что о стихах хорошо отозвался Жуковский. И. А. Тургенев, еще студент, вспоминал, что тогда журнальные критики ставили имя Пушкина рядом с Бенедиктовым.

Основная черта поэзии Б. – эпигонство, повторение слов и фраз. Его аудиторией были провинциальные помещики и чиновники. Вообще его поэзия – поэзия «трех э»: эпигонство, эксперимент и эффект. Это и пользовалось успехом у аудитории.

Думаю, стоит сказать о том, что в творчестве Б. отразились некоторые стороны романтизма. Например, стремление к природе («К полярной звезде»), мысли о назначении поэта («Пиши, поэт!»), мотив одиночества («Певец»). Но все это в его произведениях отражается поверхностно и неглубоко. Поэтому его так не любил Белинский. Вот, например. Стихотворение «Певец».


Бездомный скиталец - пустынный певец -

Один, с непогодою в споре,

Он реет над бездной, певучий пловец

Безъякорный в жизненном море;

Всё в даль его манит неведомый свет:

Он к берегу рвётся, а берега нет.


Для элегического романтизма характерно как раз бегство от берега, вспомните «Парус» Лермонтова, «К морю» Пушкина. Бенедиктов сам не понимает своего героя, который пытается быть романтическим героем, а получается нечто совсем другое:


Он странен; исполнен несбыточных дум,

Бывает он весел - ошибкой;

Он к людям на праздник приходит - угрюм,

К гробам их подходит - с улыбкой;

Всеобщий кумир их ему не кумир; -

Недаром безумцем зовёт его мир!


Как видно, автор тоже читает своего героя безумцем и ни капли ему не сочувствует.


Примеры.

Повторение слов. Например, вот отрывок из стихотворения «Кудри»(1838).

Кудри девы - чародейки,

Кудри - блеск и аромат,

Кудри - кольца, струйки, змейки,

Кудри - шелковый каскад!

Эффект. Из стихотворения «Пиши, поэт!» (из сборника 1836 г.)

Изобретай неслыханные звуки,

Выдумывай неведомый язык!

Что касается назначения поэта, ни о каких глубоких мыслях и речи не идет. Главная задача – доставить наслаждение и удовольствие какой-нибудь симпатичной девушке, не одной – так другой.


Пиши, поэт! Слагай для милой девы

Симфонии сердечные свои!

Переливай в гремучие напевы

Несчастный жар страдальческой любви!


И, может быть, красавица другая

Прочувствует ее, не понимая,

Она ее бесчувственно поймет.


С улыбкою: "Как это мило!" - скажет

И, легкая, к забавам улетит.


Что характерно, Бенедиктов знал цену своему труду. Он понимает, что он не художник, а только «ремесленник во славу красоты».

Слог у Бенедиктова иногда сбивается, неровный. «К Полярной звезде»,1836.

Там его берег, где ты зажигаешься,

Горний маяк для очес!

Там его дно, где ты в небо впиваешься,

Сребреный якорь небес!


5.Поэзия А.И.Одоевского.

Несмотря на то, что после восстания декабристов такое направление поэзии, как гражданский романтизм, стало менее популярно, некоторые поэты, в частности, Одоевский, продолжали писать высокую гражданскую лирику. Далеко от друзей и братьев находился и соратник Рылеева Александр Бестужев (Марлинский). На Кавказе, где он провел в ссылке около восьми лег и погиб в схватке с горцами, Бестужев писал не только прозаические произведения, но и стихи. В лирике Бестужева 30-х годов, в таких его стихотворениях, как «Сон», «Часы» и др. отразилась его личная судьба — судьба декабриста. Еще один представитель гражданского романтизма – младший современник декабристов Полежаев.

«Главным поэтом» декабристской каторги, по выражению Н. И. Лорера, был Александр Иванович Одоевский (1802—1839). Александр Иванович Одоевский родился в 1802 году. Двоюродный брат В. Ф. Одоевского, одного из издателей «Мнемозины», А. И. Одоевский был другом Грибоедова, а затем, на почве литературных интересов, он сблизился также с Кюхельбекером, Бестужевым и Рылеевым. В начале 1825 года Одоевский был принят Бестужевым в Северное тайное общество. За участие в революционном заговоре Одоевский был осужден в каторжные работы на 12 лет. В 1836 году, по ходатайству отца, Одоевского перевели рядовым в Кавказский отдельный корпус. На Кавказе Одоевский встретился и сблизился с Лермонтовым, сосланным за стихи на смерть Пушкина. В 1839 году, находясь в военной экспедиции, Одоевский погиб от малярии в деревне близ Сочи.

Почти все поэтическое наследие Одоевского относится к периоду пребывания на каторге и в ссылке. Большая часть стихотворений (и притом лучших) была создана Одоевским в Чите. Поэт сам редко записывал свои стихи; чаще всего он импровизировал их перед друзьями и товарищами по каторге. При жизни Одоевского анонимно было напечатано всего одиннадцать его стихотворений. Лучшие стихотворения Одоевского дошли до нас только благодаря записям его «соузников» по Чите и Петровскому заводу.

Основной пафос гражданской лирики Одоевского — воспевание «вольности в неволе». В его стихах отразились чувства и мысли декабристов, сосланных в Сибирь. Вершиной гражданской романтической лирики Одоевского является его знаменитый Ответ на послание Пушкина «В Сибирь» («Во глубине сибирских руд») (1828/29). Ответ Одоевского замечателен ярко выраженной в нем уверенностью декабристов в правоте их дела. Тема героической самоотверженности борца за счастье народа, характерная для поэзии Рылеева, ярко выступает и у Одоевского:


Наш скорбный труд не пропадет:

Из искры возгорится пламя, —

И просвещенный наш народ

Сберется под святое знамя.


Одоевский, в отличие от Пушкина, не примиряется с действительностью («Оковы тяжкие падут…и свобода вас примет радостно у входа»). Пушкин хочет для своих друзей одного – свободы. А Одоевский свободы достигает другим путем. Не братья отдают меч декабристам, они сами достанут их себе:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Похожие:

Литература второй трети XIX века iconЛитература по курсу «история русской литературы первой трети XIX века»
Критическая литература по курсу «история русской литературы первой трети XIX века»
Литература второй трети XIX века iconРоссийская интеллектуальная элита в поисках «нового пути» (Последняя треть XIX первая треть XX века)
Охватывают период последней трети XIX – первой трети XX века, отличительной характеристикой которого стало так называемое «рубежное...
Литература второй трети XIX века iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 «Русская литература»
Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй...
Литература второй трети XIX века iconВ. А. Аверин > к и. н., доцент кафедры истории и культурологии гоу впо «игхту»
Во второй половине XIX – первой трети ХХ в исследования по археологии первобытности в Верхнем Поволжье находились в стадии становления....
Литература второй трети XIX века iconЛитература второй половины XIX века
Вопрос 14. Общая характеристика одного из романов И. А. Гончарова: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»
Литература второй трети XIX века iconМетодические рекомендации по использованию учебников «Русская литература XIX века. 10 класс»
«Русская литература XIX века. 10 класс». Под редакцией Н. Н. Ионина, М., Мнемозина, 2003
Литература второй трети XIX века iconДмитрий Владимирович феномен авторского сознания г. Р. Державина в контексте русской художественной культуры второй половины XVIII начала XIX века
Феномен авторского сознания г. Р. Державина в контексте русской художественной культуры второй половины XVIII начала XIX века Специальность...
Литература второй трети XIX века iconСуд присяжных в россии во второй половине XIX начале XX века (на примере пензенской губернии)
Охватывают Пензенскую губернию и составлявшие ее в конце XIX – начале XX века 10 уездов: Городищенский, Инсарский, Чембарский, Керенский,...
Литература второй трети XIX века iconФ. М. Достоевский и И. А. Салов Отличительной особенностью этапа последней трети XIX века в истории русской литературы является необычайная идейная, нравственно-философская и эстетическая насыщенность, которая во многом
Отличительной особенностью этапа последней трети XIX века в истории русской литературы является необычайная идейная, нравственно-философская...
Литература второй трети XIX века iconРусская повесть в историко-литературном процессе XVIII первой трети XIX века: становление, художественная система, поэтика
Русская повесть в историко-литературном процессе XVIII – первой трети XIX века: становление, художественная система, поэтика
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница