Сценарий урока «Чугун богатство на все времена»




Скачать 190.8 Kb.
НазваниеСценарий урока «Чугун богатство на все времена»
Дата28.09.2012
Размер190.8 Kb.
ТипСценарий
Оглавление

. Анализ проблемы и постановка задачи

. Развитие познавательной активности учащихся на уроках химии в условиях деловой игры

. Сценарий урока «Чугун – богатство на все времена»

. Выводы и обобщения

. Список использованной литературы


. Анализ проблемы и постановка задач.


Одна из важнейших задач изучения учебных дисциплин, в том числе и химии - развитие учащихся. Развитие, так же как воспитание и обучение - широкое педагогическое понятие, включающее многие направления развития личности, как физическое, эстетическое, умст­венное и др.

Высокая результативность обучения школьников достигается тогда, когда учитель про­являет должную заботу о развитии мышления учащихся и вооружении их приёмами умст­венных действий. Таким образом, можно отметить, что между обучением (передачей знаний учащимся) и развитием существует взаимосвязь: чем лучше сформировано умение учащих­ся осуществлять умственные действия, тем легче они усваивают учебный материал; чем ло­гичнее учебный материал, требующий для своего освоения проведения различных умствен­ных операций, тем быстрее и успешнее овладевают школьники этими операциями. Эта взаи­мосвязь еще раз указывает на единство образовательного процесса, включающего, в част­ности, обучение и развитие учащихся.

Проблема, над которой я работал и работаю «Развитие познавательных интересов уча­щихся на уроках химии» была направлена на изыскание таких форм и методов работы, ко­торые позволили бы улучшению обучения и воспитания на уроках химии через совершенст­вование организации учебной деятельности школьников. Из всего вышесказанного вытекают следующие задачи:

- Формирование учебной деятельности учащихся в процессе обучения, воспитания и развития.

- Организация учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе формиро­вания знаний.

- Развитие учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе совершенство­вания умений.

Формирование учебной деятельности предполагает не только передачу научных тео­рий, но и способов действия, использование которых способствует продуктивному примене­нию полученных знаний в ходе выполнения различных видов учебной работы.

Организация учебно-познавательной деятельности - это развитие знаний уч-ся и орга­низация их учебной деятельности в процессе приобретения знаний по химии, совершенство­вание знаний и способов действий, связанный с применением их по аналогии в ходе работы по инструкции.

Развитие учебно-познавательной деятельности - это процесс формирования учебных умений и совершенствование умений учащихся.


. Развитие познавательной активности учащихся на уроках химии в условиях деловой игры

Особое место среди активных форм обучения играют деловые игры, которые в реальном учебном процессе позволяют моделировать различные жизненные ситуации и отношения. Деловые игры способствуют осознанному и прочному закреплению знаний, умений и навы­ков, формированию научных убеждений, развитию активности, самостоятельности и творче­ству учащихся.

. Сценарий урока «Чугун – богатство на все времена»


«Чугун – богатство на все времена»

Автор: Скворцов Геннадий Васильевич

Учитель химии 1-ой категории МОУ «Хочашевская СОШ» Ядринского района Чув. Республики

Работа над проектом осуществилась в рамках «Неделя химии в школе».

Данная форма проведения урока включает три этапа и охватывает работой весь класс:

1. Подготовительный

2. Внеурочная самостоятельная работа учащихся

3. Урок защиты проектов

На первом этапе осуществляется постановка и разъяснение главной задачи ролевой игры, обеспечение учащихся теоретическими знаниями, создание игровой ситуации: ознакомление с условиями игры, распределение ролей.

Группы получают задания:

Задание химикам-технологам

1. Выберите сырьё для производства чугуна, сравнив экономическую эффективность

использования в производстве разных видов сырья.

2. Наличие месторождений железосодержащего сырья.

Задание группе исследователей

1. Подберите вспомогательные материалы для производства чугуна

2. Как осуществить восстановление железа из природных соединений.

3. Какие побочные процессы, как удалить пустую породу?

Задание историкам и языковедам.

Дать краткую характеристику истории появления доменных печей и этимологии

Задание конструкторам

1. Представить проект устройства доменной печи.

2. Как действует доменная печь?

Задание научно-исследовательской группе

1.Как обеспечить высокую скорость доменного процесса; высокую производитель­ность?

Задание группе охраны окружающей среды

1. Выявить области применения побочных продуктов: шлака, колошникового газа.

Задание рекламодателям

1. На основе различных технических свойств чугунов, указать области их применения

Задание кинематографу

  1. «Снять» фильм об устройстве и работе доменной печи.


Для подбора ответов к заданиям, школьники располагали дидактическими материалами. Им была рекомендована дополнительная литература. Была организована работа в компьютерном кабинете и широкий доступ в Интернет.

Учебный раздел предмета химии:

Химия 9 класс. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман

Глава ⅪⅩ. Металлургия. §3. Производство чугуна

Возрастная категория: учащиеся 9-ого класса

Основополагающий вопрос:

«Какие общие принципы химических производств соблюдаются в доменной печи?»

Проблемные вопросы:

  1. Какова роль кокса, флюсов в доменном процессе?

  2. Каковы условия, ускоряющие химические реакции, и как они используются в доменном процессе?


Дидактические цели:

Образовательная: Научить ребят самостоятельно анализировать и синтезировать умения и навыки, применяя ранее усвоенные сведения и приобретения новых знаний и умений. Применить полученные знания в конкретной игровой ситуации.

Воспитательная:

  • Развить познавательный интерес к химии и стимулировать к самостоятельному расширению знаний и добывание новых.

  • Поддерживать интерес и стремление к освоению компьютерной техники и освоению информационных технологий

  • Воспитать уверенность в себе и в своих силах

Развивающая: Поставить мысленный эксперимент и решить творческую задачу: «Что такое оптимальные условия производства? Как они соблюдаются в доменном процессе»

Методические задачи проекта:

  • Помочь учащимся осознать своё отношение к химической промышленности страны

  • Научить кратко и точно излагать свои мысли; расширить язык химии

  • Предоставить учащимся необходимую информацию производств чугуна и его применения

Сроки проведения: - ая четверть;


Урок: «Производство чугуна»

Тип урока: «Совершенствование и применение теоретических знаний»

Цель урока: Обеспечить в ходе урока усвоение учениками новых знаний по производству.

Формирование обобщённых умений, закрепление основных понятий, теорий и научных фак­тов, глубже познакомить с технологией и научными принципами производства чугуна.

Прилагается: кинофрагмент «Производство чугуна», макет домен­ной печи, карта полезных ископаемых, коллекция железных руд, раздаточные таблицы:

  • Важнейшие природные соединения железа

  • Производство чугуна в сентябре 2006 года, тыс. тонн

  • Технические свойства чугунов

После объяснения цели и задачи урока, ученики переходят к защите своих проектов.

1-й исследователь

- Железо - самый распространённый после алюминия металл: оно со­ставляет 4% (по массе) земной коры. Встречается железо в виде различных соединений: ок­сидов, сульфидов, силикатов. В свободном состоянии только в метеоритах.

(ученики рассматривают образцы железных руд)

Таблица1. Важнейшие природные соединения железа

Название минерала

Химическая формула

(основной части)

Важнейшие месторождения­


Магнетит


3 O4 (Fе2O3.FеО)

(содержит до 72% Fe)

Южный Урал КМА

Гематит


2O3

(содержит до 65% Ре )

Криворожский район

Лимонит

2O3 nH20

(содержит до 60% Fe

Керченские месторождения

Пирит


FeS2

(Содержит до 47% Fe)

Урал



Железный колчедан не советуем применять в металлургии т.к чугун из него получается очень низкого качества.

2-й исследователь

- Наша группа провела огромную разведывательную работу. Мы при­шли к выводу, что в пределах России месторождения железных руд находятся на Урале, где целые горы, например: Магнитная, Качканар, Высокая - образованы магнитным железняком превосходного качества.

Богатые залежи на Кольском полуострове, в Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

1-й химик-технолог

- Нами разрешена задача подбора вспомогательных материалов, в частности - восстановителя. Это – кокс (С), воздух, флюсы (известняк – СаСО3, доломит – CaMg(CO3)2)

2-й химик-технолог

- Восстановление оксидов железа в доменной печи происходит по стадиям:

2O3→ Fе3 O4 → FеО → Fe

Для восстановления железа из руд предлагаем применять каменноугольный кокс. За счёт сгорания кокса развивается высокая температура:

С + О2 → СО2 + 393 кДж/моль

Проходя через раскалённый кокс, СО2 восстанавливается до оксида углерода ().

СО2 + Сраск. → 2СО

Восстановление оксидов железа осуществляется оксидом углерода ()

  1. 3Fе2O3 + СО → 2Fе3O4 + СО2 450 – 500 оС

  2. 3O4 + СО → 3FеO + СО2 600 оС

  3. FеO + СО → Fе + СО2 примерно 700 оС

Железо частично реагирует с углеродом (С) и оксидом углерода () с образованием карбида железа Fe3C. Углерод и карбид железа растворяются в железе.

3-ий химик-технолог

- Сложные превращения претерпевают примеси, содержащиеся в руде и коксе. При высокой температуре частично восстанавливаются и соединения кремния, фосфора, серы, которые тоже растворяются в железе. В результате образуется чугун – сплав железа с углеродом, кремнием, фосфором и серой. Пустая порода переходит в шлак. Для перевода пустой породы в шлак предлагаем применять флюсы. При высокой температуре флюсы разлагаются:

СаСО3 → СаО + СО2

Оксид кальции реагирует с пустой породой, например:

СаО + SiО2 → CaSiO3

3CaO + P2O5 → Ca3(PO4)2

Шлак собирается на поверхности расплавленного чугуна. Почему, ребята?

Ответ должен прозвучать … «Шлак легче чугуна»

Спуск шлака можно осуществить периодически, либо непрерывно.

Историческая справка и этимология


Доменная печь, домна — большая металлургическая, вертикально расположенная печь для выплавки чугуна из железорудного сырья. Первые доменные печи появились в Европе в середине 14 века, в России же — около 1630 г.

(Материал из Википедии — свободной энциклопедии)

Восточнославянское слово, образованное от дъмати — дуть с помощью суффикса -ьн(а). Та же основа в перегласованном виде выступает в «дым». Фасмер — древне-русский «дъмьница», «домница». Возможно, от древне-русского и старо-славянского «дъмѫ», «дѫти» (сравни: дуть).

Защита конструкторов.

1-й конструктор. Демонстрируется разрез доменной печи.

Доменная печь (печь для выплавки чугуна) представляет собой сооружение высотой до 20 м. Верхняя её часть служит для загрузки шихты. Содержащиеся в шихте руда, кокс и шлакообразующие материалы способствуют снижению температуры плавления шлака и удалению вредных примесей. В домне расплавляют не железную руду, а агломерат (спёкшуюся в куски мелкую породу) или окатыши (комки сферической формы, получаемые из мелкой руды или тонкоизмельчённого концентрата). Ниже т. н. колошника идёт самая большая по высоте коническая часть домны — шахта, которая переходит далее в цилиндрическую часть — горн. В горне как раз и собирается расплавленный чугун.

В верхней части горна располагаются фурмы— отверстия для подачи нагретого до высокой температуры сжатого воздуха. На уровне фурм развивается температура около 1200 °C. По мере удаления вверх температура снижается, и у колошников доходит около 300 °C. Таким образом в печи на разной высоте устанавливается разная температура, благодаря чему протекают различные процессы перехода руды в металл.

В условиях острой потребности промышленности страны в стали и чугуна, мы предлагаем соорудить домны высотой 60 м и более. По нашему проекту в нашей стране сооружены самые большие в мире доменные печи, их внутренний объём достигает 5000 м3. Корпус печи снаружи обшит стальными листами. Изнутри выложен огнеупорным кирпичом.

2-конструктор

- Я расскажу о принципе работы доменной печи. Сверху в доменную печь загружают руду, кокс и флюсы т.е. шихту в несколько слоёв. Снизу подаётся воздух, обогащённый кислородом. В нижней части горит кокс. В процессе работы доменной печи осуществляется принцип противотока. Шихта постепенно опускается вниз, а навстречу движутся нагретые газы. Шлак всплывает над чугуном и предохраняет железо от окисления вдуваемым в печь кислородом. Чугун и шлак выпускаются в нижней части печи. Такая доменная печь является аппаратом непрерывного действия, раз «задутая» печь будет работать в течении многих лет.


Защита научно-исследовательской группы.


1.Защищает доктор химических наук

- Наша научно-исследовательская группа работала над проблемой, как обеспечить высокую скорость доменного процесса, а тем самым и высо­кую производительность доменной печи. Нам удалось разрешить эту проблему. Мы исходи­ли из того, что скорость химической реакции можно увеличить, если

.../обращается к классу с вопросом!...правильно,...повысить температуру.

Поэтому наш научно-исследовательский Совет предлагает вести процесс при возможно бо­лее высокой температуре. Для интенсификации процессов сгорания кокса и поддержания высокой температуры советуем вдувать предварительно нагретый воздух в воздухонагрева­телях за счёт теплоты сгорания доменного газа, а воздух обогащать кислородом.

2. Доцент кафедры химтехнологии

-Мы изыскали газообразное топливо. Продукты окис­ления и восстановления также можно использовать как дополнительные восстановители. Это природный газ - метан СH4. При сгорании природного газа образуется вода и углекислый газ.

СH4 + 2O2 → СO2 + 2Н2О + Q

Видим, что выделяется тепло. Продукты сгорания метана, взаимодействуя с раскалённым коксом, восстанавливаются до оксида углерода (II) и водорода. Водород, как и СО использу­ется в качестве восстановителя.

С + СO2 → 2СО

С + Н2О СО + Н2

Юный химик

-Совершенно ясно, что большинство реакций, протекающих в домен­ной печи, являются гетерогенными /твёрдая шихта и газообразные восстановители/. Мы пришли к выводу, чтобы увеличить скорость реакции необходимо увеличить поверхность соприкосновения реагирующих веществ. Поэтому перед загрузкой шихту предлагаем дробить до определённых размеров. Более мелкие и пылевидные частицы руды и флюсов нужно спекать. Для увеличения производительности, руду обогащать, отделяя, пустую породу.

Защита группы охраны среды.

- Образующиеся отходы предлагаем использовать как вторичное сырьё. Например; шлак отлично идёт для приготовления щебня, гравия, шлакобетона, шлаковаты /для термоизоляции/, для получения портландцемента. Доменный газ, содержащий 60% азо­та, 30% оксида углерода (II) и 10% углекислого газа, пыли, советуем очистить от пы­ли. Очищенный газ можно использовать снова как топливо для обогрева воздуха, для выработки электроэнергии и как горючий газ.

Постановщик фильма демонстрирует видеофрагмент « Устройство и работа доменной печи

Защита рекламодателей

1-й рекламодатель

- Мы предлагаем на Ваше обозрение технические свойства чугунов (на каждой парте они имеются)

Таблица 2. Технические свойства чугунов

Свойства

ЧПГ

ЧВГ

ЧШГ

Предел прочности при растяжении σ В, МПа

100-400

300-600

350-900

Предел текучести с σ Т, МПа

-

250-400

250-600

Относительное удлинение -д , %

<1,0

1,5-8,0

3 – 25

Ударная вязкость КС, кДж/см2

5

30

10-200

Твердость НВ

140-300

140-240

140-250

Плотность р, кг/м3

7000-7500

7000-7200

7100-7300

Модуль упругости Е-з10-3 МПа

75-155

140-170

165-185

Теплопроводность, Вт/см2-зК

0,46-0,59

0,38-0,50

0,25-0,38

Коэффициент терморасширения, -б

10-12-з106

12 -з106

9-12 -з106

Электросопротивление R, мкОм/м

0,45-1,2

0,7-0,8

0,5-0,7

Линейная усадка. %

1,0-1,2

0,9-1,1

0,7-1,0

Объемная усадка, %

1 - 3

1 – 5

7 – 10


ЧПГ – чугун с пластинчатым графитом

ЧВГ – чугун с вермикулярным графитом

ЧШГ – чугун с шаровидным графитом

В таблице представлены результаты исследований, проведенных на отечественных и зарубежных предприятиях по получению чугуна с вермикулярным графитом. Наряду с шаровидным графитом высокопрочные чугуны могут содержать некоторое количество вермикулярного (от лат. vermiculus - червячок) графита. В пространстве такой графит, как и пластинчатый, имеет форму изогнутых лепестков. От пластинчатого вермикулярный графит отличается округлыми краями, меньшими размерами и меньшим отношением длины лепестка к его толщине ( у вермикулярного графита это отношение находится в пределах 2...10, а у пластинчатого значительно бошьше 10). Поэтому вермикулярный графит не является таким концентратором напряжений, как пластинчатый. Его можно рассматривать как переходную форму от пластинчатого к шаровидному графиту. Применение этого типа чугуна перспективно для изготовления отливок в тракторной и автомобильной промышленности.
Перспективы применения чугуна с вермикулярным графитом (ЧВГ) в машиностроении обусловлены рядом экономических, технологических и эксплуатационных преимуществ в сравнении с традиционными литейными сплавами. По экономичности отливки из ЧВГ близки к чугуну с шаровидным графитом (ЧШГ) и несколько уступают лишь чугуну с пластинчатым графитом (ЧПГ), значительно превосходя все другие виды сплавов на основе железа.
Высокие литейные свойства ЧВГ обеспечивают получение тонкостенных легален сложной конфигурации и позволяют производить отливки без усадочных раковин, неметаллических включений, трещин, других литейных дефектов и с достаточной размерной прочностью. По уровню технических свойств (табл. 2) ЧВГ близок к ЧШГ. Основные факторы повышения его механических свойств по сравнению с ЧПГ - большая толщина и закругленность графитовых пластин, что уменьшает концентрацию внутренних напряжений по границам "графит-матрица". Уступая ЧШГ по основным механическим характеристикам, ЧВГ компенсирует это лучшими литейными свойствами, меньшей склонностью к отбелу и образованию литейных дефектов в отливках.
Из-за большего количества графитовых включений отливки из ЧВГ чаше всего применяют с литой структурой и подвергают термообработке реже, чем ЧШГ. Увеличение относительного количества шаровидного графита в структуре ЧВГ приводит к существенному повышению прочностных характеристик.
По ряду свойств: тепло и температуропроводности, электросопротивлению - ЧВГ ближе к ЧПГ, чем к ЧШГ. Износостойкость ЧВГ в условиях трения качения значительно выше, чем ЧПГ. Термостойкость ЧВГ с увеличением в структуре шаровидного графита с 15 до 45 % (в соответствии с ГОСТом) возрастает. Это важно, например, для головок цилиндров дизелей, деталей гидроаппаратуры и других, работающих под давлением жидкой среды.
Основная область применения отливок из ЧВГ сосредоточена в авто и тракторостроении, например: маслопроводы для тракторов, опорные детали головки цилиндров тяжелых грузовиков, крепежные детали рам грузовиков, тормозные рычаги тракторов, монтажные кронштейны балластных грузов трактора, бандажные кольца шестерен грузовика, монтажные детали двигателей ножей тракторов, корпуса промежуточных зубчатых передач, тормозные кронштейны и т.д. Масса отливки 0,4...40 кг и более при толщине стенок до 50мм.
За рубежом (в Германии, Японии, США) из ЧВГ производят отливки ответственных деталей судовых двигателей, головки цилиндров крупных морских дизельных двигателей внутреннего сгорания, втулки цилиндров, поршни для судовых двигателей. Их масса достигает 1000 кг (1).
Успешно ведется работа по испытанию отливок поршней из ЧВГ для форсированных дизельных двигателей на Минском моторном заводе. Результаты исследовательских работ, проведенных автором в Гентском университете (Бельгия) и на Уральском автомобильном заводе (г. Миасс), свидетельствуют о перспективности использования ЧВГ как материала для широкой номенклатуры автомобильных отливок

2-ой рекламодатель

- Наша компания – одна из преуспевающих в мире, что видно из таблицы. Наша продукция реализуется во всех уголках страны и экспортируется во многие страны мира. Наша компания - самая надёжная и развивающая, что видно из нашей таблицы.


Таблица 3. Производство чугуна в сентябре 2006 года, тыс. тонн





сентябрь

август

изменение, %

январь-сентябрь 2006

январь-сентябрь 2005

изменение, %

Всего

2 922,32

3 034,62

-3,7

26 611,15

24 388,01

9,1

“Арселор Миттал Кривой Рог”

586,92

639,77

— 8,3

5 435,44

5 010,81

8,5

Азовсталь

436,49

451,76

— 3,4

4 012,62

3 628,91

10,6

Меткомбинат им. Ильича

435,90

476,30

— 8,5

4 042,00

4 037,88

0,1

Алчевский меткомбинат

315,38

280,43

12,5

2 412,49

2 260,15

6,7

Запорожсталь

300,49

301,53

— 0,3

2 727,69

2 672,00

2,1

Днепровский меткомбинат им. Дзержинского

240,57

303,15

— 20,6

2 556,45

2 432,15

5,1

Енакиевский метзавод

208,89

192,83

8,3

1 706,04

1 632,75

4,5

Макеевский метзавод

141,69

155,97

— 9,2

1 430,90

938,71

52,4

Днепропетровский метзавод им. Петровского

137,51

109,63

25,4

1 162,29

1 078,30

7,8

Донецксталь

118,01

123,25

— 4,3

899,81

571,64

57,4

Краматорский метзавод

0,47





225,42

124,71

80,8


Вывод:

1. Чугун – это сплав железа, содержащий углерод более 2,06% с примесями кремния, мар­ганца, фосфора, серы, получаемый в доменных печах, путём восстановления из железных руд.

2. В производстве чугуна лежат общие технологические принципы:

1. Непрерывность процесса

2. Противоток

3. Принцип использования отходов.

Домашнее задание: § 3. Ответьте на вопросы: 5,6,7 и8 стр. 182. Решите задачу №№ 3,5 стр. 183


. Выводы и обобщения


Для развития познавательной активности учащихся, их самостоятельности требует совершенствование форм. Методов и средств обучения. Одним из возможных путей достижения поставленной цели служит создание эмоционального настроя у учащихся, введение дидактических игр. Именно в игре ребёнок активно мыслит, чувствует и творит свободно. Дидактическая игра позволяет ярко реализовать все ведущие функции обучения: образовательную, воспитывающую и развивающую. В игре он учится подчиняться правилам. Логике. Заранее принятым условностям. Игра оказывает весьма значительное воздействие на формирование положительного отношения школьников к учению. Ученик в игровых формах получает стимулы.

Игровые сюжеты не только вызывают ситуативный интерес к выполнению данной задачи. Но и способствуют формированию интереса к самому предмету и совершенствованию знаний по предмету


. Список использованной литературы


1. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия 9 класс.

2. А.А. Тыльдсепп, В.А. Корк Мы изучаем химию. М. «Просвещение» 2001

3. Толковый металлургический словарь. Основные термины / Под ред. В. И. Куманина. 

4. Ферсман А.Е. Занимательная геохимия. — М.: Детгиз, 1954. — 486 с.

Список литературы:
5. Королев С.П. Особенности и перспективы изготовления отливок из чугуна с вермикулярным графитом // Литейное производство, 1998, вфЖ12, с. 37-39.
6. В.А. Изосимов, к.т.н., НПП Технология, доцент (ЧГАУ)

Похожие:

Сценарий урока «Чугун богатство на все времена» iconТип урока
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение...
Сценарий урока «Чугун богатство на все времена» iconТема: “Health is the ‘best wealth’’. (здоровье – лучшее богатство). Цели
Сначала медленно с паузами. – Дети повторяют всё за диктором. Затем всё быстрее и ещё быстрее
Сценарий урока «Чугун богатство на все времена» iconОсновой всех учебных занятий по литературе является чтение произведения. Литература способна отображать всю многогранность жизни человека и общества. И в этом
И в этом плане ведущая роль принадлежит прозе. Именно проза раскрывает, с одной стороны, все глубины и все многообразие человеческой...
Сценарий урока «Чугун богатство на все времена» iconВычисление пи Пи = 3,14 все знают, но почему?
Пи = 3,14 все знают, но почему? Огромное количество попыток вычислять пи сделано и в древние времена например, Архимед получил оценку...
Сценарий урока «Чугун богатство на все времена» iconПлан-конспект лекции №4 на тему
«Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен ум» (Геродот)....
Сценарий урока «Чугун богатство на все времена» iconУтверждено педсоветом
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера....
Сценарий урока «Чугун богатство на все времена» iconХрам Божий во все времена это всегда вечность, в нем живет и пребывает все, что было от начала, от сотворения мира, и что еще будет до самого второго и
Господня. В храме Божием все и всегда живо — и прошедшее, и настоящее, и будущее. И нет в жизни тайн, которых бы не знал Храм Божий...
Сценарий урока «Чугун богатство на все времена» iconРабочая программа по музыке 2 класс на 2011 -2012 учебный год
Охватывает все времена
Сценарий урока «Чугун богатство на все времена» iconКонспект урока обучения грамоте в 1-м классе по теме "Согласные звуки [п], [п']. Буквы П, п."
Но наш поросёнок необычный, он является героем книги А. Милн «Винни-Пух и все-все-все»
Сценарий урока «Чугун богатство на все времена» iconВремена испытаний Времена радости Молитва в нужде Часть третья: наше общение с Богом
Книга предназначена также для работы в малых группах и воскресных школах
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница