Программа индивидуального социально




Скачать 354.24 Kb.
НазваниеПрограмма индивидуального социально
страница1/2
Дата28.09.2012
Размер354.24 Kb.
ТипПрограмма
  1   2






Кислякова

Наталья Александровна

Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Алданский детский дом»

Должность: воспитатель

Педагогический стаж - 29 лет.

Стаж работы в данном учреждении - 19 лет.

Квалификационная категория - первая

Образование- среднее специальное, Клинцовское педагогическое

училище, 1978 год.

Награды: Грант Президента РС (Я) 2007 г.

Почетная грамота МО РС (Я) 2007г.

ОГЛАВЛЕНИЕ


Раздел 1 - Эссе стр. 5

Раздел 2 - Программа индивидуального социально-

педагогического сопровождения воспитанников

группы «Мечта» АДД «Социализация» стр. 6

Раздел 3 - Конспект открытого занятия «Все работы хороши –

выбирай на вкус!» стр.13

Раздел 4 - Мониторинг воспитанности детей старшего

дошкольного возраста

(2007-2008 уч.год, 2008-2009 учебный год) стр.19

Раздел 5 - Обобщение и распространение опыта на

республиканском уровне: проведение

мастер-класса по теме «Сюжетно-ролевые игры в

допрофессиональной подготовке младших

школьников» стр.23

Раздел 6 - Характеристика председателя экспертной комиссии

Директора Алданского детского дома

Аттестационный лист о присвоении первой

квалификационной категории (март 2005) стр.26

Раздел 7 - Удостоверения о повышении квалификации

Почетная Грамота МО РС (Я) ,2007 год

Сертификат члена Педагогического клуба

«Первое сентября», 2009

Сертификат муниципального управления образования

Алданского района, 20073333

Грамота Алданского МРО УФСКН Росси по

РС(Я),2008

Грамоты администрации детского дома, 2007 год стр.32




Раздел 1. Эссе

Дисциплина обязательно должна быть деятельной,

активной. Мария Монтессори


Ведущую роль в развитии ребенка имеет воспитание. Педагог должен обладать рядом качеств. Прежде всего, это любовь к детям. Любовь к детям делает сложный труд педагога привлекательным и легким. Отношение к детям со стороны воспитателя должно сопровождаться уважением к личности воспитанника, требовательностью к нему.

Педагогу важно видеть внутренний мир другого человека, понять его чувства, стремления мысли. Эта способность проявляется в личностно-гуманном подходе к ребенку, доброжелательности и отзывчивости, чуткости и тактичности, неиссякаемом интересе к жизни воспитанников, доверии, готовности разделить их радости и огорчения.

Я считаю, что данная группа профессиональных личностных качеств особенно важна для воспитателя детского дома.

Педагог, наверное, должен быть культурным человеком. Но может таковым и не быть. Педагог должен быть методически грамотен. Но это, как правило, приходит с опытом. Педагог должен обладать суммой знаний по некоторым предметам. Но эта «сумма» - понятие относительное.

А вот то, без чего культурный, методически грамотный и знающий человек не может стать педагогом, укладывается в простейшую формулу: «Не умеет держать дисциплину»

«Умение держать дисциплину» - это педагогическое поведение, вынуждающее детей подчиняться определенным правилам. Оно связано со способностью манипулировать детьми – их желаниями, поступками, их возбуждением и торможением. Это можно делать грубо, подавляя инициативу и самовыражение, обижая и унижая. Но это можно делать и тонко, искусно используя своеобразные механизмы детского реагирования, угадывая и направляя детские желания.

Я считаю, что педагог начинается с «умения держать дисциплину».

В школе о начале урока оповещает звонок. Звонок – это специальный сигнал, о значении которого детям сообщают, когда они начинают учиться. С этой же целью я использую в своей работе колокольчик. Колокольчик сигналит – значит, нужно отложить свои занятия и собраться вокруг воспитателя.

Так как дети маленькие, даже умение реагировать на условный сигнал требует обучения. Я собираю детей в круг и сообщаю: «Посмотрите, что я вам принесла. Это мои помощники – колокольчик, бубен с бубенчиками и свисток. Они умеют отдавать команды. Голоса моих помощников и их команды вам придется запомнить. Если я свисну в свисток, вы должны собраться вокруг меня в кружок. Если я позвоню в колокольчик, вам нужно быстро сесть на стульчики. А если я буду греметь бубенчиками бубна, это сигнал встать рядом со мной». Затем провожу испытание. Дети должны услышать и запомнить команды, затем постараться быстрее их выполнить.

Я стараюсь последовательно использовать своих «помощников» для организации жизни в группе, чтобы следование командам стало почти рефлекторным. Это помогает сохранить голосовые связки и добиться быстрого сбора детей.

Теперь передо мной стоит другая задача – установление тишины. Я превращаюсь в Повелителя звука, Фею громкости, Дирижера шума.

Этот способ организовать внимание детей и установить тишину можно нагрузить дополнительным смыслом, превратив в фонетическое упражнение.

Дети, принуждаемые сидеть на занятии, устают. Ослабевает их внимание, и они выпадают из режима тишины. Моя задача – опередить ребенка в желании устроить себе разрядку и предложить ему все то же самое – нарушить молчание, подвигаться, - но по команде. В качестве отдыха я предлагаю детям пальчиковую или ритмическую гимнастику.

Нужно помнить, что тишина достигается тем успешнее, чем более психологически верно мы умеем манипулировать детскими импульсами. Дети должны иногда кричать – но по нашей воле, по нашей команде. Это хитрость, однако, она работает.

Одним из замечательных, любимых детьми игровых упражнений является движение по сигналу бубна. Я превращаю детей в волшебные игрушки: «Вы- волшебные игрушки. Вы лишены способности двигаться по собственному желанию. Волшебница связала вас с бубном. Пока бубен звучит, вы можете передвигаться. Как только бубен замолкает, вы застываете на месте.»

Это упражнение не просто позволяет детям переключиться и отдохнуть от напряжения. Оно родственно театрализованному этюду. Его можно использовать в сценарии, где предполагается появление Колдуньи, заколдовывающей детей и лишающей их способности передвигаться по собственной воле.

Смена положения и места во время занятия - посидеть на стульчиках, постоять у доски, подойти к демонстрационному стенду, перебраться на ковер, где можно лечь на живот, - все это способствует снижению утомляемости. А значит – делает поведение детей более управляемым.

Итак, дисциплина – сложнейшая тема, но очень важная для организации педагогического процесса.

Дети ценят меня за справедливость и хорошее отношение к ним, за деловые качества: «Много знает», «учит на занятиях». Но особенно дети ценят доверие воспитателя к ним, предоставление им самостоятельности, инициативы в выполнении ответственных и трудных поручений.

Педагогическое мастерство не принадлежность избранных педагогов. Им может овладеть каждый педагог, если он к этому стремится.


Раздел 2 . Описание программы, технологии

Программа индивидуального социально-педагогического сопровождения воспитанников группы «Мечта» АДД «Социализация».

Введение

Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых — родителей и педагогов. От того, каковы условия развития малыша в окружающем социуме, зависит его дальнейшая гражданская позиция.

Родителей в силу социально — экономического положения современного общества окружает множество проблем. Это ведет к ухудшению их физического и психического состояния, что сказывается и на воспитании детей. Поэтому, наряду с семьями, где еще сохраняются семейные традиции, имеется положительный опыт воспитания детей, возрастает количество таких, где наблюдается уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей. В частности, идет снижение качества и количества речевого общения, изменение родительских установок. Родители становятся более авторитарными, чаще используют телесные наказания, требования дисциплины у них жёстче. Ситуация усугубляется при сочетании факторов среды с генетически унаследованными образованиями. Все это отрицательно сказывается на развитии взаимоотношений ребенка с окружающим, приводит к тяжелым последствиям в будущем. Такие дети чаще становятся на путь правонарушений, преступности или замыкаются в себе.

В последнее время, в результате распада семейных связей, увеличивается количество брошенных детей. Размеры социального сиротства, когда дети утрачивают семейные связи и родительское попечение, имея живых родителей, постоянно увеличиваются. Этому способствует отсутствие в стране социально – психологической и экономической поддержки дезадаптированных матерей как группы риска по отказу от своих детей.

Ребенок, который растет и воспитывается не в своей семье – всегда нежелательное и противоестественное явление. Содержание младенца с первых недель жизни, даже в самых комфортных и психологически щадящих условиях, вне контакта с матерью закономерно приводит в более 90% случаев к нарушениям его развития. Дети, которые воспитываются в учреждениях интернатного типа, страдают от психической и эмоциональной депривации, испытывают сенсорный голод, они оторваны от реальной жизни, объединены по принципу социально – психологического неблагополучия, находятся в социальной изоляции. Практически все воспитанники детских домов и школ-интернатов перенесли психическую травму, которая сама по себе может иметь тяжелые первичные и вторичные последствия для развития личности. Как правило, эти дети часто находятся в состоянии глубокой социально – педагогической запущенности, имеют комплекс брошенного, неполноценного ребенка. Условия общественного воспитания, имитация семейной жизни, отсутствие естественных образцов полоролевого поведения, слабость эмоционально – личностных связей порождают социальный инфантилизм, коммуникативные проблемы у детей.

Существующая практика призрения детей - сирот в России до настоящего времени представляет собой систему их государственного содержания, сепарации от общества, что приводит к явлениям социальной депривации и мягких форм госпитализма у данной группы воспитанников.

В этой ситуации детские дома и школы – интернаты призваны выполнять не только образовательно–воспитательные функции. Они способствуют нормальной социализации личности, её полноценному развитию, компенсируют и исправляют недостатки развития, обеспечивают правовую и психологическую защищенность воспитанников. Соответственно в этой деятельности определенную роль играет воспитатель Алданского Детского Дома, который должен глубоко разбираться в психологических особенностях детей. Его функции в специфических условиях приобретают более целенаправленный характер.

Способствовать созданию социально — благополучной среды для каждого воспитанника — главная задача воспитателя детского дома. Направления деятельности по её реализации определяются задачами АДД.

Одна из главных целей — способствовать успешной социализации ребенка в условиях детского дама.

Исходя из вышесказанного, я определила следующие цели и задачи программы индивидуального социально-педагогического сопровождения воспитанников группы «Мечта».

Цель:

создание социально-педагогических условий для развития личности в условиях детского дома.

Задачи:

  1. Выявить причины деформации личности ребенка;

  2. Разработать индивидуальные маршруты сопровождения социально-педагогической реабилитации воспитанников группы «Мечта» по преодолению педагогической запущенности и социальной депривации детей, разрешению конфликтных ситуаций, коррекции их общения и поведения, общения и самосознания;

  3. Провести профилактическую работу по устранению деформации развития личности воспитанников;

  4. Способствовать оздоровлению внутреннего мира ребенка.

Объект деятельности: воспитанники группы «Мечта» в учебно-воспитательном процессе.

Предмет деятельности: социально-педагогические условия развития личности воспитанника.

Ожидаемые результаты: социальная адаптация воспитанников как результат успешной социализации личности воспитанников.

С целью решения поставленных задач я определила следующие приоритетные направления социально — педагогической деятельности:

Основные направления деятельности:

  1. Нравственно-правовое воспитание;

  2. Развитие коммуникативных способностей;

  3. Развитие творческих способностей;

  4. Социально-личностное воспитание;

  5. Трудовое воспитание;

  6. Воспитание культурно-гигиенических навыков;

  7. Воспитание здорового образа жизни.

Организацию работы по данным направлениям можно представить в виде структурно — функциональной модели, которая условно состоит из трех блоков: информационно — аналитического, практического и контрольно — оценочного.

I. Информационно — аналитический блок — знакомство с детьми при поступлении их в учреждение, факторами среды жизни ребенка, установление контактов, социальная диагностика, педагогические возможности личности; создание социальных паспортов детей, ведение учета потребностей и возможностей. Дается краткий анализ состояния работы, классифицируются проблемы. Воспитатель определяет приоритеты в своей работе, выбирает средства, формы и методы индивидуальной работы с воспитанниками.

Методы исследования:

Психологическое тестирование:

  • Диагностика психических состояний (психолог);

  • Наблюдения, беседы, рисунки, работа с пластичным материалом с целью выявления влияния режима учреждения на адаптацию ребенка в среде (педиатр, воспитатель).

II. Второй блок условно называется практическим, потому что в рамках этого блока предполагается работа, направленная на решение конкретных задач, которые связаны со здоровьем и развитием детей: сохранение и укрепление здоровья детей; социализация личности ребенка; коррекционная работа по решению проблем личностного развития детей.

Для решения конкретно определенных задач планирую использование как традиционных, так и нетрадиционных форм работы с воспитанниками. Это - беседы, экскурсии, просмотры мультфильмов из серии «Уроки Тётушки Совы» и другие детские развивающие телепередачи, выставки детских творческих работ, игры - тренинги и индивидуально-групповые занятия по преодолению проблем в развитии личности ребенка, участие в коллективных мероприятиях детского дома и города, упражнения на расслабление тонуса мышц и общую релаксацию, организация органов самоуправления и др.

Параллельно с данной работой организуется коррекционная работа с детьми педагогом-психологом (психогимнастика), посещение сенсорной комнаты.

III. Контрольно — оценочный блок — это анализ эффективности воспитательной работы (количественный и качественный).

Для определения эффективности работы и отслеживания динамики социализации ребенка предполагаю использовать карту наблюдения личности воспитанника, а так же повторную диагностику, собеседование с детьми и рисуночные тесты, с целью выявления уровня сформированности тех или иных умений и навыков, приобретенных во время проведения индивидуально-групповых занятий с воспитанниками.

Критерии успешной социализации воспитанников детского дома:

  • Осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни;

  • Баланс личностного (индивидуального) и группового (социального);

  • Самоконтроль поведения, противодействие негативным явлениям;

  • Адекватное отношение к педагогическим воздействиям;

  • Гармонизация взаимоотношений взрослых и сверстников;

  • Активное участие в жизни детского коллектива;

  • Удовлетворенность своим социальным статусом и отношениями.



Раздел 3 Материалы, иллюстрирующие работу, основанную на

описанной во 2 разделе технологии (методики, методы и др.)


Конспект

открытого занятия по допрофессиональной подготовке

с детьми старшего дошкольного возраста


  1   2

Похожие:

Программа индивидуального социально iconБиологические, психологические и социально-философские проблемы индивидуального поведения Программа курса
Биологические, психологические и социально-философские проблемы индивидуального поведения
Программа индивидуального социально iconМетодические указания по изучению дисциплины Биология индивидуального развития для студентов специальности 050607 Биология
Предмет биологии индивидуального развития, связь с другими биологическими
Программа индивидуального социально iconОбеспечиваемые компетенции (для бакалавриата)
Владение средствами и методами укрепления индивидуального здоровья, физического самосовершенствования, ценностями физической культуры...
Программа индивидуального социально iconКогнитивные стили о природе индивидуального ума
Х73 Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. — Спб.: Питер, 2004. — 384 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»)
Программа индивидуального социально iconМониторинг индивидуального прогресса – новый подход к диагностике достижений учащихся
Ао (г. Москва) по заказу Национального фонда подготовки кадров разработала инструментарий для исследования индивидуального прогресса...
Программа индивидуального социально iconПрограмма социально-экономического развития
Программа «Социально-экономическое развитие муниципального образования «поселок Нижний Бестях» на 2012-2016 годы»
Программа индивидуального социально iconДиалектика естественных и социальных факторов формирования религиозного сознания (социально-философский анализ)
Охватывает «…организм человека, его естественные потребности, психические закономерности, закономерности естественно-групповых отношений,...
Программа индивидуального социально iconСоциально-педагогический центр
Нет более древней идеи, чем идея взаимосвязи развития и образования, но именно поэтому мы можем говорить об особой значимости комплексного...
Программа индивидуального социально iconПрограмма итогового государственного междисциплинарного экзамена «Социально-экономическое образование»
Гос впо 2005 «Социально-экономическое образование» для студентов, обучающихся по направлению 050400 «Социально-экономическое образование»,...
Программа индивидуального социально iconПрограмма итогового государственного междисциплинарного экзамена «Социально-экономическое образование»
Гос впо 2005 «Социально-экономическое образование» для студентов, обучающихся по направлению 050400 «Социально-экономическое образование»,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница