Методическое письмо «Об особенностях подготовки к единому государственному экзамену по иностранным языкам в 2011/12 учебном году»




Скачать 128.41 Kb.
НазваниеМетодическое письмо «Об особенностях подготовки к единому государственному экзамену по иностранным языкам в 2011/12 учебном году»
Дата27.09.2012
Размер128.41 Kb.
ТипМетодическое письмо
Информационно-методическое письмо

«Об особенностях подготовки к единому государственному экзамену по иностранным языкам

в 2011/12 учебном году»

Следуя образовательной модели, которая уже прочно вошла в мировую практику, ЕГЭ направлен на обеспечение единства требований к уровню овладения предметом. Что касается экзамена по иностранному языку, то формат ЕГЭ способствует внедрению в учебный процесс современных образовательных технологий, т.к. акцент делается не на языковые умения, а на коммуникативную компетенцию учащихся. Четко разграничены виды речевой деятельности, причем уже формат тестирования задает учителю программу формирования навыков, необходимых для коммуникации на иностранном языке.

Так, проверка понимания текста (созданного в устной или письменной форме) требует от учащихся знать различные стратегии чтения и аудирования, иметь навыки, позволяющие применять соответствующие стратегии к разным в функционально-стилевом отношении текстам. Умение извлечь базовую и дополнительную информацию, установить причинно-следственные отношения между компонентами текста, определить значения слов из контекста – это не полный перечень тех навыков, которыми учитель должен обеспечить учащихся в ходе курса обучения английскому языку для того, чтобы экзамен был успешно сдан.

Формат заданий ЕГЭ нацеливает учителя на овладение методикой такого обучения, на использование в учебном процессе только тех материалов, которые могут обеспечить формирование необходимых для коммуникации навыков. В конечном итоге, он будет определять эффективность работы учителя и, соответственно, уровень его квалификации.

В 2012 году произошли изменения, связанные с проведением ЕГЭ по иностранным языкам. Назначение экзаменационной работы остается прежним – оценить общеобразовательную подготовку по иностранному языку выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации и конкурсного отбора в учреждения среднего и высшего профессионального образования. Изменилась структура экзаменационной работы, которая включает разделы «Аудирование», «Чтение», «Грамматика и лексика» и «Письмо». В спецификацию экзаменационной работы внесен новый пункт о требованиях к текстам, используемым для заданий всех разделов; а в п.11 «Система оценивания отдельных заданий и работы в целом» уточняются принципы оценивания письменных работ, в которых не соблюдается требуемый объем. За верное выполнение всех заданий экзаменационной работы можно максимально получить 80 первичных баллов. Тестовый балл определяется умножением первичного балла на коэффициент 1,25 с округлением полученного результата до целого балла согласно стандартным правилам округления.

И еще один немаловажный факт, который нужно иметь в виду. Британская и американская норма английского языка считается приемлемой на всех его уровнях. Отметим, что в заданиях с кратким ответом В4-В11 и В11-16 раздела «Грамматика и лексика» в случаях, допускающих два варианта написания слова, оба варианта засчитываются как правильные. Например, colour <или> color; traveler <или> traveler и т.п. В разделе «Письмо» в задании С1 (написание личного письма) не следует, например, считать ошибкой написание даты на американский манер: 11/30/2008 (месяц, дата, год).

Вследствие изменений, внесенных в спецификацию ЕГЭ 2009 г. (удаление раздела «Говорение»), удельный вес раздела «Письмо», как и других разделов работы, вырос по сравнению с прошлыми годами и составляет в 2009 г. 25% от максимального тестового балла (100 баллов).

Эти изменения повышают важность раздела «Письмо» как единственного раздела, содержащего задания со свободно конструируемым ответом и повышают ответственность экспертов-экзаменаторов, которым предстоит оценивать выполнение экзаменуемыми этих заданий.

Регламентируют разработку КИМ ЕГЭ 2012 года по иностранным языкам следующие документы:

1. Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровень (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

2. Примерные программы по иностранным языкам // Новые государственные стандарты по иностранному языку 2–11 классы /Образование в документах и комментариях.- М.: АСТ: Астрель,2004.

3. Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык для 10–11 классов школ с углубленным изучением иностранных языков. - М.: Просвещение, 2003.

4. Программы для общеобразовательных учреждений. Немецкий язык для общеобразовательных школ с углубленным изучением немецкого языка. - М.: Просвещение: МАРТ, 2004.

5. Программы общеобразовательных учреждений. Французский язык для 1–11 классов школ с углубленным изучением иностранных языков. - М.: Просвещение, 2001.

6. Программы общеобразовательных учреждений. Испанский язык для 5–11 классов школ с углубленным изучением иностранных языков. - М.: Просвещение, 2005.

При разработке КИМ также учитываются:

7. Общеевропейские компетенции владения u1080 иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка. - МГЛУ, 2003.


Опыт проведения ЕГЭ по иностранным языкам оказал положительное влияние на методику преподавания иностранных языков, на качество обучения предмету. ЕГЭ привел формы итогового контроля в соответствие с требованиями нормативных документов по предмету и закрепил переход к когнитивно-коммуникативной методике.

Это влияние можно проследить по следующим направлениям:


1) Идет сбалансированное обучение всем четырем видам речевой деятельности. До этого в большинстве образовательных учреждений акцент ставился только на чтение и говорение, понимаемое скорее как устное воспроизведение выученного наизусть текста, чем как собственно устное общение. Обучение письменной речи практически не наблюдалось, т.к. многие рассматривали письменную речь лишь как средство обучения, но не как самостоятельный вид речевой деятельности.


2) Началась активная работа над продуктивными умениями, как в говорении, так и в письме. До этого в основном формировались репродуктивные умения.


3) Больше внимания стало уделяться формированию навыков аудирования с использованием аудио- и видеоресурсов.


4) Интенсифицировалась работа по формированию метапредметных - общеучебных и специальных учебных навыков.

5) Изменились подходы к оцениванию и расширилось применение критериальных шкал при оценивании, которые стали применяться, как на уроках, так и при проведении переводного экзамена по иностранным языкам в 9 классе до введения ГИА. Их применение способствует вовлечению обучающихся в процесс формирования целей и задач урока.


Как уже отмечалось выше, КИМ ЕГЭ 2012 г. усовершенствованы в сравнении с КИМ 2011 г., хотя принципиальных изменений нет. Основные направления совершенствования содержат уточнения к ряду заданий.

1. Необходимо обратить внимание на план к заданию С2, которое представляет собой развернутое письменное высказывание с элементами рассуждения в разделе «Письмо».

Вот как выглядит задание для учащегося. (Здесь и далее примеры представлены на английском языке, но подходы по другим языкам такие же)

Comment on the following statement.

It’s reported that billions of dollars are spent on space exploration projects every year. Some people believe that this money should be used to solve problems on Earth.

What is your opinion? What problems should humanity solve first of all?

Write 200 – 250 words.

Use the following plan:

  • make an introduction (state the problem)

  • express your personal opinion and give reasons for it

  • give arguments for the other point of view

  • explain why you don’t agree with it.

  • draw a conclusion.


Здесь мы наглядно видим увеличение абзацев с четырех до пяти. Давая учащимся анализ выполнения задания, необходимо остановиться на каждом критерии, на основе которых оценивается их работа на уроке учителем, а на экзамене экспертами.

1) Критерий «содержание»(3 балла). Обращаем внимание на следующее:

  • Есть ли вступление с постановкой проблемы?

  • Высказано ли мнение автора по проблеме и аргументировано ли оно?

  • Представлены ли в письменном высказывании другие точки зрения и объяснение, почему автор с ними не согласен?

  • Есть ли заключение с выводом?

  • Соответствует ли объем коммуникативной задаче?

2) Критерий «организация текста»(3 балла)

  • Есть ли деление на абзацы и правильно ли оно осуществлено?

  • Логично ли письменное высказывание:

  • Правильно ли использованы средства логической связи?

3) Критерий «Лексика» (3 балла)

  • Соответствует ли выбранная выпускником лексика поставленной коммуникативной задаче?

  • Достаточен ли словарный запас экзаменуемого, насколько он разнообразен, соответствует ли высокому уровню сложности?

  • Соблюдает ли автор правила словосочетаемости (collocations) правильно ли употреблены слова в конкретном контексте и влияют ли ошибки (если они имеются) на понимание содержания?

4) Критерий «Грамматика»(3 балла)

  • Уместен ли выбор грамматических средств в соответствии с целью высказывания?

  • Насколько разнообразны использованные грамматические средства и соответствуют ли их сложность высокому уровню коммуникативной компетенции?

  • Насколько правильно и точно использованы грамматические средства?

5) Критерий «Орфография и пунктуация» (2 балла)

  • Есть ошибки в орфографии и пунктуации в целом, и затрудняющие понимание высказывания в частности?



Типичные ошибки при написании задания С2, с точки зрения критерия «содержания»:

  • Неумение выделить проблему и перефразировать ее;

  • Незнание алгоритма абзаца: тезис-доказательство-вывод;

  • Неумение высказать свою или другую точку зрения;

  • Неумение дать развернутые и весомые аргументы и контраргументы в защиту своей точки зрения, в том числе в нужном количестве;

  • Неумение делать выводы в заключении;

  • Смешение видов сочинений;

  • «Топиковость», т.е. заученный текст, тема;

  • Нарушения в объеме.

Типичные ошибки при написании задания С2, с точки зрения критерия «организация текста»:

  • Нарушение логичности и связности текста;

  • Неправильное деление на абзацы;

  • Отсутствие или неправильное использование средств логической связи.

Типичные ошибки по критериям «Лексика» и «Грамматика»

  • Несоответствие высокому уровню;

  • Однообразность;

  • Неправильное употребление в речи.


Необходимо иметь в виду, что учащиеся, приступая к написанию письменного высказывания с элементами рассуждения «Ваше мнение», должны:

  • в основной части сначала высказать свое мнение и аргументировать его, затем представить другие точки зрения и дать аргументацию, почему вы с ними не согласны;

  • приводя контраргументы, отстаивая свою точку зрения, желательно выражать свое мнение не теми же словами, что раньше, а использовать перифраз, синонимию;

  • в заключительном абзаце (заключении) еще раз указать на проблемный характер темы; показать, что хотя у вас есть свое мнение, вы способны видеть и другие точки зрения; тем не менее, своя кажется вам более убедительной.

Личное письмо также должно быть написано с соблюдением тех критериев, которые предъявляются к выполнению данного задания. Так должно выглядеть личное письмо:

  • Адрес (вверху, в правой стороне); лучше – краткий (город, страна)

  • Дата (под адресом);

  • Обращение (слева, на отдельной строке);

  • Ссылка на предыдущие контакты, т.е. благодарность за полученное письмо (начало письма); извинение, что не ответил раньше (после благодарности). Как мы видим, одной фразы «Thank you for your letter» недостаточно;

  • Основная часть (ответы на вопросы зарубежного друга);

  • Запрос информации (постановка вопросов в соответствии с заданием);

  • Упоминание о дальнейших контактах (предпоследняя фраза);

  • Завершающая фраза;

  • Подпись автора (имя, на отдельной строке).


Пример личного письма, которое может быть оценено в 6 баллов

Сhita, Russia

04.06.2012

Dear Bill,

I was very happy to get your letter. Sorry, I have not written for so long because I have been busy at school studying for my exams. How are you keeping?

In your letter you speak about issues which are interesting for all teenagers. I think a lot about my future career. Furthermore, my parents help me to choose my future profession. So I have already decided on my career. I want to become a teacher of foreign languages, too. I do like to work with children. They make me feel happy.

I know that you are fond of traveling. Where are you planning to go next? Are you planning to go with your parents or friends? Where will you live there?

I am looking forward to your answer. Keep in touch.

Love,

Anna


2. Уточнены формулировки критериев оценивания заданий С1-С2, оптимизирован формат дополнительный схемы оценивания этих заданий;

3. Появились новые требования к продуктивному характеру письменной речи экзаменуемого в задании высокого уровня сложности С2. При оценивании задания С2 особое внимание уделяется способности экзаменуемого продуцировать развёрнутое письменное высказывание. В случае, если более 30% ответа текстуально совпадает с опубликованным источником или с другими экзаменационными работами, то выставляется 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи» и, соответственно, всё задание оценивается 0 баллов. Здесь необходимо учить учащихся трансформировать фразы, предложения, отдельные абзацы, тексты.

4. Изменена форма записи ответа на задание В1 в разделе «Аудирование»: в этом задании на установление соответствия предусмотрен переход к цифровой форме записи ответов, как в заданиях В2 и В3, что позволит сократить число ошибок выпускников при заполнении бланков, и обеспечит более качественное распознание ответов экзаменуемых при машинной обработке результатов.

5. Время выполнения работы увеличено до 180 минут. Предполагается, что учащиеся воспользуются этим при выполнении заданий С1-С2.


Как уже отмечалось, структура КИМ ЕГЭ не изменилась. Экзаменационная работа включает разделы «Аудирование», «Чтение», «Грамматика и лексика» и «Письмо». Для дифференциации экзаменуемых по уровням владения иностранным языком в пределах, сформулированных в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования по иностранным языкам, во все разделы включаются наряду с заданиями базового уровня задания более высоких уровней сложности. Уровень сложности заданий определяется уровнями сложности языкового материала и проверяемых умений, а также типом задания.

В работу по иностранному языку включены 28 заданий с выбором ответа из трех или четырех предложенных, 16 заданий открытого типа с кратким ответом, в том числе задания на установление соответствия, и 2 задания открытого типа с развернутым ответом. Базовый, повышенный и высокий уровни сложности заданий ЕГЭ соотносятся с уровнями владения иностранными языками, определенными в документах Совета Европы.

Задания экзаменационной работы распределяются по содержанию и видам проверяемых умений и навыков так:

1. В аудировании и чтении проверяется сформированность умений понимания как основного содержания письменных и звучащих текстов, так и полного понимания соответствующих текстов. Кроме того, в чтении проверяется понимание структурно-смысловых связей в тексте, а в аудировании – понимание в прослушиваемом тексте запрашиваемой информации или определение в нем ее отсутствия.

2. В разделе «Грамматика и лексика» проверяются навыки оперирования грамматическими и лексическими единицами на основе предложенных текстов.

3. В разделе «Письмо» контролируются умения создания различных типов письменных текстов.

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом остается прежней. За верное выполнение каждого задания с выбором ответа и с кратким

ответом ученик получает 1 балл. За неверный ответ или отсутствие ответа выставляется 0 баллов.

При оценивании заданий раздела «Письмо» (С1–С2) учитывается такой параметр, как объем письменного текста, выраженный в количестве слов. Требуемый объем для личного письма в задании С1 – 100–140 слов; для развернутого письменного высказывания в задании С2 – 200–250 слов. Допустимое отклонение от заданного объема составляет 10%. Если в выполненном задании С1 менее 90 слов или в задании С2 менее 180 слов, то задание проверке не подлежит и оценивается в 0 баллов. При превышении объема более чем на 10%, т. е. если в выполненном задании С1 более 154 слов или в задании С2 более 275 слов, проверке подлежит только та часть работы, которая соответствует требуемому объему. Таким образом, при проверке задания С1 отсчитываются от начала работы 140 слов, задания С2 – 250 слов, и оценивается только эта часть работы.

При определении соответствия объёма представленной работы вышеуказанным требованиям считаются все слова, начиная с первого слова по последнее, включая вспомогательные глаголы, предлоги, артикли, частицы. В личном письме адрес, дата, подпись также подлежат подсчету. При этом:

− стяжённые (краткие) формы can't, didn't, isn't, I'm и т. п. считаются как одно слово;

− числительные, выраженные цифрами, т. е. 1; 25; 2009, 126204 и т. п., считаются как одно слово;

− числительные, выраженные словами, считаются как слова;

− сложные слова, такие как good-looking, well-bred, English-speaking,

twenty-five, считаются как одно слово;

При оценивании задания С2 особое внимание уделяется способности экзаменуемого продуцировать развернутое письменное высказывание. Если более 30% ответа имеет непродуктивный характер (т.е. текстуально совпадает с опубликованным источником или с другими экзаменационными работами), то выставляется 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи», и, соответственно, все задание оценивается в 0 баллов.

За верное выполнение всех заданий экзаменационной работы можно максимально получить 80 первичных баллов. Первичные баллы переводятся в итоговые по 100-балльной шкале и фиксируются в свидетельстве о результатах ЕГЭ для поступления в ссузы и вузы. В свидетельство выставляются результаты ЕГЭ по иностранному языку при условии, если выпускник набрал количество итоговых баллов не ниже минимального, установленного приказом Рособрнадзора.

Приложение

Список литературы для использования при подготовке к ЕГЭ

  1. Цебаковский С. Кто боится английской грамматики? Пособие для изучающих, изучавших и недоучивших английский язык.- Обнинск: Титул, 2009.- 208 с.

  2. Е.Г.Воронова, Н.Н. Чесова. Английский язык «Готовимся к единому государственному экзамену». – Издательство «Дрофа», 2011.- 208 с.

  3. Р.П. Мильруд, С.В. Логунова. Английский язык. «Грамматические тесты». – Издательство «Дрофа», 2011.- 192 с.

  4. Мичугина С.В., Смирнов Ю.А. Английский язык. ЕГЭ. Учебно-справочные материалы. - М.: Просвещение, 2012.- 110 с.

  5. Мичугина С.В., Смирнов Ю.А. Английский язык. ЕГЭ. Контрольные тренировочные материалы с ответами и комментариями. (Комплект с аудиоприложением). - М.: Просвещение, 2012.- 144 с.

  6. Мичугина С.В., Смирнов Ю.А. Английский язык. Грамматика и лексика. Письмо. ЕГЭ 2012. Контрольные тренировочные материалы с ответами и комментариями. - М.: Просвещение, 2012.- 188 с.

  7. Мичугина С.В., Смирнов Ю.А. Английский язык. Чтение. ЕГЭ 2012. Контрольные тренировочные материалы с ответами и комментариями. - М.: Просвещение, 2012.- 120 с.

  8. Английский язык. ЕГЭ 2012. Индивидуальный комплект тренировочных материалов. Вариант №1 (Комплект с аудиоприложением). - М.: Просвещение, 2012.- 12 с. – Конверт.

  9. Английский язык. ЕГЭ 2012. Индивидуальный комплект тренировочных материалов. Вариант №2 (Комплект с аудиоприложением). - М.: Просвещение, 2012.- 12 с. – Конверт.

  10. С.А.Юнёва. Открывая мир с английским языком. Аудирование. Listening. Готовимся к ЕГЭ. - М.: «Интеллект-Центр», 2010.- 56 с.

  11. Геращенко Т.Б., Бартош Д.К., Демидова Н.В. Грамматика немецкого языка. Теория. Упражнения. Ключи. - М.: Просвещение, 2012.- 336 с.

  12. Аралкина И.А. Немецкий язык. Подготовка к ЕГЭ-2012 : учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д : Легион, 2011. – 336 с. – (Готовимся к ЕГЭ).


Серебрякова В.А.,

старший методист ФГО ЗабКИПКРО

по иностранным языкам,

Заслуженный учитель РФ

Похожие:

Методическое письмо «Об особенностях подготовки к единому государственному экзамену по иностранным языкам в 2011/12 учебном году» iconМетодическое письмо «Об особенностях подготовки к единому государственному экзамену выпускников 11 классов по математике в 2012г.»
«Об особенностях подготовки к единому государственному экзамену выпускников 11 классов по математике в 2012г.»
Методическое письмо «Об особенностях подготовки к единому государственному экзамену по иностранным языкам в 2011/12 учебном году» iconМетодическое письмо «О подготовке учащихся к единому государственному экзамену по физике в 2011 году»
Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки
Методическое письмо «Об особенностях подготовки к единому государственному экзамену по иностранным языкам в 2011/12 учебном году» iconПлан график подготовки муниципального образовательного учреждения Буньковская средняя общеобразовательная школа к единому государственному экзамену в 11 классе и к экзамену в новой форме в 9 классе в 2011- 2012 году. №
...
Методическое письмо «Об особенностях подготовки к единому государственному экзамену по иностранным языкам в 2011/12 учебном году» iconМетодическое письмо «О подготовке учащихся к единому государственному экзамену по информатике и икт в 2012 году»
Единый государственный экзамен является одной из форм итоговой аттестации выпускников общеобразовательных школ
Методическое письмо «Об особенностях подготовки к единому государственному экзамену по иностранным языкам в 2011/12 учебном году» iconОтчет Ширяй Л. М. по выполнению иоп в 010-2011 году
Методическое письмо членов федеральной предметной комиссии по иностранным языкам
Методическое письмо «Об особенностях подготовки к единому государственному экзамену по иностранным языкам в 2011/12 учебном году» iconМетодические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку в 2011-2012 учебном году
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Методическое письмо «Об особенностях подготовки к единому государственному экзамену по иностранным языкам в 2011/12 учебном году» iconМетодические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку в 2011-2012 учебном году
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Методическое письмо «Об особенностях подготовки к единому государственному экзамену по иностранным языкам в 2011/12 учебном году» iconМетодические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку в 2011-2012 учебном году
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Методическое письмо «Об особенностях подготовки к единому государственному экзамену по иностранным языкам в 2011/12 учебном году» iconМетодическое письмо «О подготовке учащихся к единому государственному экзамену по физике в 2012 году»
Единый государственный экзамен по физике является экзаменом по выбору выпускников и предназначен для дифференциации при поступлении...
Методическое письмо «Об особенностях подготовки к единому государственному экзамену по иностранным языкам в 2011/12 учебном году» iconМетодические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку в 2011-2012 учебном году
Постоянная работа с сайтами, изучение нормативных документов, размещённых на них
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница