Методические указания к курсу и практическим занятиям для студентов III курса очного отделения исторического факультета Петрозаводск




НазваниеМетодические указания к курсу и практическим занятиям для студентов III курса очного отделения исторического факультета Петрозаводск
страница1/5
Дата27.09.2012
Размер0.65 Mb.
ТипМетодические указания
  1   2   3   4   5
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

1796-1855

Методические указания к курсу и практическим занятиям
для студентов III курса очного отделения исторического факультета


Петрозаводск

1999

Рассмотрены и рекомендованы к печати на заседании кафедры истории дореволюционной России исторического факультета

Составитель: кандидат исторических наук Т.Н. Жуковская 

Оглавление


Предисловие


I. Изучение общего лекционного курса


1.1. Содержание курса "Отечественная история. 1796 — 1855"

1.2. Концептуальные и методологические проблемы изучения отечест­вен­ной истории конца XVIII — первой половины XIX века (по темам)


II. Работа на практических занятиях


2.1. Содержание и цели работы на практических занятиях

2.2. Программа практических занятий и обязательная литература к ним


III. Внеаудиторная работа студента


3.1. Подготовка реферата и основные требования к нему

3.2. Примерные темы для рефератов


IV. Приложения


4.1. Источники и литература по общему курсу

4.2. Литература по отдельным темам

Предисловие


Цель настоящего учебно-методического пособия — помочь студенту-историку в изучении раздела базового университетского курса отечественной истории, который охватывает период с 1796 по 1856 год, от вступления на престол Павла I до Парижского мира. Традиционно данный курс включает проблемы внутри- и внешнеполитической деятельности русского правительства, эволюции хозяйственной и сословной жизни страны, истории социальных движений, общественной мысли и культуры. Поэтому курс весьма объемен и тематически сложно структурирован.

Настоящее издание призвано направить и ориентировать аудиторную и, в равной степени, внеаудиторную работу студента оптимальным образом, так, чтобы в течение всего семестра представления, вынесенные из прослушанных лекций и почерпнутые из учебника, корректировались и приводились в систему на практических занятиях, чтобы в процессе самостоятельного чтения они обогащались бы добытыми студентом из источников и специальной литературы идеями, фактами, выводами.

Первая часть учебного пособия имеет целью актуализировать внимание студента на наиболее сложных вопросах внутри читаемого лекционного курса, дать системное представление об изучаемом материале.

Во второй части формулируются требования к самостоятельной работе студента на практических занятиях под руководством преподавателя, а также предлагается программа самих занятий. Мы исходим из того, что методика организации практической и семинарской работы подчиняется не столько задаче добиться усвоения основных понятий и представлений об исторических явлениях и процессах, сколько — задаче стимулировать творческую энергию студента. Итогом внеаудиторной работы является подготовка реферата по интересующей студента теме или устного доклада. Последний может быть включен в программу практического занятия.

Библиографические приложения к пособию должны помочь студенту организовать выбор источников и специальных исследований для углубленного изучения тех или иных тем читаемого курса, ориентировать его в процессе подготовки сообщения, устного доклада и реферата.

Знакомство со специальной научной литературой непосредственно в процессе слушания и изучения того или иного курса, или в дальнейшем, является неотъемлемой предпосылкой общей эрудиции и профессионализма будущего специалиста-историка.


1.1. Содержание курса "Отечественная история. 1796-1855 гг."


Тема 1. Россия в социально-экономическом отношении в первой половине XIX века.


Лекция 1. Основные параметры и темпы экономического развития России в первой половине XIX века.

Территория и население. Процесс колонизации на завершающем этапе строительства Империи. Общественное разделение труда, хозяйственная специализация.

Сельское хозяйство в первой половине XIX века. Признаки разложения феодально-крепостнической системы хозяйства. Ремесло и кустарное производство. Развитие промышленности и начало промышленного переворота. Его особенности в России.


Лекция 2. Сословия в России в период зарождения капиталистических отношений.

Динамика сословной структуры в течение XVIII в. Сословная политика самодержавия в это время (основные тенденции).

Крестьянство в первой половине XIX в. в экономическом и правовом отношении. Крестьянское законодательство и "крестьянский вопрос".

Характеристика помещичьего хозяйства в первой половине XIX в. Дворянство, его политическое и сословное положение в государстве. Элементы кризиса крепостнической экономики и попытки преодолеть упадок дворянского сословия.

Буржуазные элементы в социально-экономической жизни России и причины их слабого развития. Русский город и городское самоуправление в дореформенный период.


Тема 2. Россия при Павле I. 1796-1801 гг.


Лекция 3. Внутренняя политика Павла I.

Характеристика Павла I и его историографическая репутация. Административные нововведения. Военные преобразования. Крестьянский вопрос, манифест 5 апреля 1797 г. (о "трехдневной барщине") и его историческая оценка.

Сословная политика Павла I, ущемление прав дворянства и складывание антипавловской оппозиции.

Лекция 4. Дворцовый переворот 11 марта 1801 г.

Влияние Великой французской революции на русское общество. Отношение правительства к "революционной опасности", репрессивные распоряжения и попытки создать новые идеологические опоры самодержавия. Мальтийский орден в России.

Внешняя политика Павла I и участие России в антинаполеоновской коалиции. Кампания 1799 г. Союз России и Франции (1800 г.)

Предистория дворцового переворота 1801 г. Заговор 1798-1799 гг. Второй заговор. Цареубийство 11 марта 1801 г.


Тема 3. Александр I и его внутренняя политика (1801-1812 гг.)


Лекция 5. Проекты либеральных реформ в 1801-1803 гг. и попытки их реализации.

Источники и историография о проблеме реформ в политике правительства в начале XIX в.

Личность Александра I и его мировоззрение. Феномен правительственного либерализма.

Расстановка сил после дворцового переворота 1801 г. и борьба за власть. Негласный комитет. Политические проекты в обществе и их выразители. Указ о правах Сената. Коронационные проекты и Жалованная грамота российскому народу. Образование министерств (1802 г.)

Крестьянские проекты 1801-1803 гг. Указ о “вольных хлебопашцах” и его значение.


Лекция 6. Политика правительства в сфере просвещения. Проекты М. М. Сперанского.

Открытие университетов в Дерпте, Казани, Харькове, Вильно. Университетские уставы. Педагогический институт в Петербурге и его реорганизация в университет (1804-1819 гг.). Лицеи.

Цензурный устав 1804 г. Литература и печать 1800-х гг. Литературные общества и журналы.

М. М. Сперанский и его проекты 1802-1812 гг. "Введение к Уложению государственных законов" и его принципы. Судьба реформаторских замыслов и причины их краха. "План финансов" Сперанского. Его опала и ссылка.

Консервативная оппозиция 1807-1812 гг. Записка "О древней и новой России..." Н. М. Карамзина.


Тема 4. Внешняя политика Александра I.


Лекция 7. Внешняя политика и дипломатия Александра I до 1812 г.

Международное положение России в начале XIX в. Русско-немецкие, русско-британские отношения. Присоединение России к антинаполеоновской коалиции и участие кампаниях 1805, 1806,1807 гг. Тильзитский мир.

Русско-шведская война 1808-1809 гг. и присоединение Великого княжества Финляндского. Боргосский сейм.

Ближневосточное направление российской политики. Присоединение Грузии. Русско-персидская и русско-турецкая войны в начале XIX в.


Лекция 8. Отечественная война 1812 г. и заграничные походы русской армии (1813-1814 гг.)

Расстановка сил и планы сторон накануне столкновения России и Франции. Концепции превентивной и оборонительной войны у русского командования. Международное положение России и поиски союзников.

Начало войны и ее периодизация. Оборона Смоленска. Отступление русской армии.

Бородинская битва и ее значение. Оставление Москвы. Тарутинский маневр.

Контрнаступление русской армии и изгнание Наполеона. Историческое значение войны 1812 г.

Заграничные походы русской армии. Кампании 1813 и 1814 гг. (основные сражения). Шестая антинаполеоновская коалиция. Вступление союзников в Париж. Парижский мир.


Лекция 9. Внешняя политика России после наполеоновских войн (1814-1825 гг).

Венский конгресс и основы послевоенного устройства Европы. Режим Реставрации и позиция русского правительства.

Священный союз, его идеологические источники и цель. Девальвация принципов Священного союза и ослабление позиций России. Конгрессы Священного союза (Аахенский, Троппау-Лайбахский, Веронский). Революции в Испании, Неаполе, Пьемонте и их подавление союзниками. Доктрина вмешательства и принятие Александром I идеи "всеевропейского революционного заговора".

Греческая проблема и позиция России. Заявления Александра I o приоритетах России в восточном вопросе (1824-1825 гг.)


Тема . Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.


Лекция 10. Последние проекты реформ 1815-1820 гг.

Крестьянский вопрос в 1815-1820 гг. Освобождение крестьян в Прибалтике и освободительные инициативы петербургского дворянства. Отказ правительства от реформ.

Польский вопрос после Венского конгресса. Присоединение к России Царства Польского и его конституционное устройство. Конституция 1815 г. и открытие первого польского сейма. Варшавская речь Александра I 27 марта 1818 г. и ее отголоски.

Уставная грамота (1820). Кризис правительственного конституционализма и его причины.


Лекция 11. Реакционная тенденция в политике Александра I.

А.  А. Аракчеев и "аракчеевщина". Проекты военных поселений и их реализация.

Религиозные движения при Александре I. Государственный мистицизм и создание объединенного министерства духовных дел и народного просвещения (1817 г.) А. Н. Голицын и его оппоненты. Репрессии против университетов. Д. П. Рунич и М. Л. Магницкий.

Личный кризис Александра I и его смерть в Таганроге (1825 г.)


Тема 6. Общественное движение при Александре I.


Лекция 12.Русское общество в 1801-1825 гг.

Формы и проявления общественной активности: масонские ложи и политизация масонства, литературные общества, ланкастерские школы. Журналистика. "Либералисты" и проблема европейских влияний. Феномен тайных обществ и их европейские прообразы.


Лекция 13. Движение декабристов.

Декабризм как идейный и организационный феномен и его предпосылки. Эволюция декабристских организаций: Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества. Общество Соединенных славян.

Программные документы декабристов. Конституция Н. М. Муравьева и "Русская правда" П. И. Пестеля.

Междуцарствие и подготовка восстания. День 14 декабря в Петербурге и восстание на Юге. Суд и следствие над декабристами.

Основные проблемы историографии декабризма.


Тема 7. Внутренняя политика Николая I (1825-1855 гг.) Военно-бюрократическая монархия.


Лекция 14. Административные преобразования и усиление военно-бюрократических методов управления во второй половине 20-х-начале 30-х гг.

Николай I и николаевская система в литературе. Источники и проблема периодизации николаевского царствования.

Концепция административных реформ. Комитет 6 декабря 1826 г. Собственная Е. И. В. канцелярия и ее роль. Создание III отделения.

Сословный вопрос и укрепление позиций дворянства в законодательстве 1830-х гг.

Кодификация права. Полное собрание законов Российской империи.


Лекция 15. Крестьянский вопрос в правительственной политике Николая I.

Отношение Николая I к освобождению крестьян. Деятельность секретных комитетов по крестьянскому делу. Комитет 1835 г. Создание V отделения Собственной Е. И. В. канцелярии и министерства государственных имуществ. П. Д. Киселев.

Реформа государственной деревни (1838-1841 гг.)

Секретный комитет 1839 г. Указ об обязанных крестьянах 1842 г.

Секретные комитеты 40-х-50-х гг., итоги их деятельности.


Лекция 16. Просвещение в николаевскую эпоху.

Официальная идеология ("самодержавие, православие, народность"), ее источники и влияние на общественную мысль и систему образования. С. С. Уваров. Университетский устав 1835 г. и положение о гимназиях. Наука и печать.

Кризис официальной идеологии и нарастание реакции в конце 40-х годов. Дело Кирилло-Мефодиевского общества. Дело петрашевцев.


Лекция 17. Промышленность и финансы в политике Николая I.

Е. Ф. Канкрин и оздоровление российских финансов. Таможенная политика. Промышленное законодательство.

Особенности промышленного переворота в России и крупнейшие промышленные центры. Изменения в структуре рабочей силы и рост вольнонаемнаго труда.

Пути сообщения. Начало строительства железных дорог.


Тема 8. Восточный вопрос во внешней политике Николая I.


Лекция 18. Восточный вопрос в конце 20-х-начале 30-х гг. XIX в. Русско-иранская (1826-1828) и русско-турецкая (1828-1829 гг.) войны. Ункяр-Искелесийский договор с Турцией и усиление российского влияния на Ближнем Востоке.

Восточный вопрос в конце 30-х-40-х гг. Лондонские конвенции 1840 и 1841 гг. Международное положение России накануне Восточной войны.


Тема 9. Национальная политика Николая I.


Лекция 19. Польский вопрос при Николае I.

Николай I и Польша. Причины нарастания противоречий в Царстве Польском. Судьбы польской конституции и национал-либеральная оппозиция. Политика Константина Павловича в Польше.

Варшавское восстание 19 ноября 1830 г. “Польская война” и отношение к ней русского общества. Боевые действия русской армии под началом И. И. Дибича и И. Ф. Паскевича. Взятие Варшавы.

Ликвидация конституционного статуса Царства Польского. Европа и "польский вопрос".


Лекция 20. Завоевание Кавказа.

Народы Кавказа в первой половине XIX в. Этапы завоевания Кавказа и его методы.

Мюридизм. Складывание государства мюридов. Источники сопротивления завоеванию. Шамиль. Военные действия в 20-е, 30-е, 40-е и 50-е гг. Русская администрация в крае.


Тема 10. Николаевское самодержавие и Европа.


Лекция 21.

Отношения Николая I к европейским революциям 1830 и 1848 г. Европейское общественное мнение о России и Николае I. Маркиз де Кюстин и др.

Попытки реставрации Священного союза. Мюнхенгрецкие конвенции (1833 г.)

Участие России в подавлении революции в Венгрии в 1849 г.

Отражение реакционного курса во внутренней политике. "Мрачное семилетие".


Тема 11. Николаевское правительство и русское общество.


Лекция 22. Массовые движения в первой половине XIX в.

Дискуссионность вопроса о феномене социального протеста. Формы, динамика, результаты массовых движений и их подавление. Восстания военных поселян, крестьянские выступления, холерные бунты и пр.: общее и особенное.


Лекция 23. Общественное движение при Николае I.

Общественные отклики на восстание декабристов. Кружки 20-х гг. Особенности "разночинского" периода освободительного движения.

П. Я. Чаадаев.

Западничество и его модели. Радикальные западники (А. И. Герцен, В. Г. Белинский), либеральное западничество (Т. Н. Грановский, Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин).

Славянофилы и славянофильство.

"Выбранные места из переписки с друзьями" Н. В. Гоголя и его критика В. Г. Белинским. Оживление общественного движения в конце 40-х гг. XIX в. и правительственная реакция.


  1   2   3   4   5

Похожие:

Методические указания к курсу и практическим занятиям для студентов III курса очного отделения исторического факультета Петрозаводск iconМетодические основы практической подготовки водителей Методические указания к практическим занятиям Новосибирск 2008
Методические указания предназначены для студентов очного отделения Инженерного института нгау, обучающихся по программе подготовки...
Методические указания к курсу и практическим занятиям для студентов III курса очного отделения исторического факультета Петрозаводск iconПланы семинарских занятий по курсу «политология и социология» для студентов дневного отделения
Методические указания составлены для подготовки к семинарским занятиям студентов очного отделения пгсха старшим преподавателем кафедры...
Методические указания к курсу и практическим занятиям для студентов III курса очного отделения исторического факультета Петрозаводск iconМетодические указания к изучению курса и практическим занятиям для студентов спец. 260901 (280800) «Технология швейных изделий», 260902 (280900)
Методические указания содержат рабочую программу дисциплины «Основы экономической деятельности предприятий», контрольные тесты по...
Методические указания к курсу и практическим занятиям для студентов III курса очного отделения исторического факультета Петрозаводск iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов медицинского факультета специальности «Лечебное дело»
Методические указания к лабораторным занятиям по гистологии предназначены для самостоятельной работы студентов I курса медицинского...
Методические указания к курсу и практическим занятиям для студентов III курса очного отделения исторического факультета Петрозаводск iconМетодические указания для подготовки к практическим занятиям для студентов 1 курса всех факультетов
История Украины: методические указания для подготовки к практическим занятиям для студентов 1 курса всех факультетов. – Донецк: днму,...
Методические указания к курсу и практическим занятиям для студентов III курса очного отделения исторического факультета Петрозаводск iconЛитература по хирургии: Хирургические болезни (методические указания к практическим занятиям по госпитальной хирургии для преподавателей и студентов 5-6 курсов). Петрозаводск, 1997 Хирургические болезни. Учебник
Хирургические болезни (методические указания к практическим занятиям по госпитальной хирургии для преподавателей и студентов 5-6...
Методические указания к курсу и практическим занятиям для студентов III курса очного отделения исторического факультета Петрозаводск iconМетодические рекомендации для студентов III курса стоматологического факультета к практическим занятиям по патологической анатомии головы и шеи
Цель занятия. Изучить морфологическую характеристику, осложнения и исходы опухолей челюстных костей
Методические указания к курсу и практическим занятиям для студентов III курса очного отделения исторического факультета Петрозаводск iconМетодические рекомендации для студентов III курса стоматологического факультета к практическим занятиям по патологической анатомии головы и шеи
Цель занятия. Изучить морфологическую характеристику, осложнения и исходы эпителиальных опухолей слюнных желез
Методические указания к курсу и практическим занятиям для студентов III курса очного отделения исторического факультета Петрозаводск iconМетодические рекомендации для студентов III курса стоматологического факультета к практическим занятиям по патологической анатомии головы и шеи
Цель занятия. Изучить этиологию, патогенез, патологическую анатомию, осложнения и исходы одонтогенной инфекции, сепсиса
Методические указания к курсу и практическим занятиям для студентов III курса очного отделения исторического факультета Петрозаводск iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Гражданское право»
Методические указания к практическим занятиям составлены в соответствии с программой дисциплины «Гражданское право» и учебным планом...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница