Об экспериментальном преподавании курса информатики и информационных технологий в XI классе в 2002/2003 учебном году




Скачать 360.25 Kb.
НазваниеОб экспериментальном преподавании курса информатики и информационных технологий в XI классе в 2002/2003 учебном году
страница1/3
Дата27.09.2012
Размер360.25 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3
ОБ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В XI КЛАССЕ В 2002/2003 УЧЕБНОМ ГОДУ


В 2002/2003 учебном году продолжается эксперимент по обучению информатике в профильных старших классах по трем вариантам базисного учебного плана (приказ Министерства образования РФ № 834 от 06.03.2001). Профильное обучение нацелено на повышение качества общего образования, обеспечение глубокой и специализированной общеобразовательной подготовки учащихся, способствует установлению равного доступа к полноценному образованию для различных категорий обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями, обеспечивает преемственность между общим и профессиональным образованием.

Курсы информатики гуманитарного, естественно-математического, технологического и общеобразовательного профилей в соответствии с первым вариантом базисного учебного плана, а также гуманитарного и естественного профилей в соответствии со вторым вариантом базисного учебного плана рассчитаны на 1 час в неделю (уровень А).

Курсы информатики социально-экономического, физико-математического и технологического профилей в соответствии со вторым вариантом базисного учебного плана рассчитаны на 2 часа в неделю (уровень Б).

Обучение информатике по обоим уровням проводится с компьютерной поддержкой. Практические занятия желательно осуществлять в компьютерном классе с возможностью индивидуальной работы учащихся за компьютерами с соблюдением санитарно-гигиенических норм работы. Так, 20 минут работы за компьютером необходимо чередовать с настольной деятельностью. Особенно успешно чередование компьютерной и настольной частей практикума можно осуществить, используя проектную деятельность учащихся. Теоретические занятия рекомендуется сопровождать презентациями и демонстрациями с использованием медиапроектора и компакт-дисков учебного назначения для организации фронтальной учебной деятельности (лекция, доклад, мини-конференция). При обучении информатике на практические занятия и компьютерную поддержку теоретических уроков для уровня А отводится до 36 часов, и для уровня Б — не менее 68 часов из общего количества часов, отводимых на профильное обучение в X — XI классах.

Экспериментальное обучение информатике в XI классе проводится по следующим учебникам:

1) Гейн А. Г. Информатика. 10 — 11 кл. М.: Просвещение, 2000;

2) Бешенков С. А., Ракитипа Е. А. Информатика. 10 класс, 11 класс. Систематический курс. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001, 2002;

3) Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика-10, Информатика-11. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001, 2002;

4) Шафрин Ю. А. Информационные технологии. Ч. 1 — 2. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999;

5) Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии 10 — 11. М.: Лаборатория Базовых Знаний. 2001. Лабораторный практикум (приложение к лабораторному практикуму на CD-ROM), 2002;

6) Информатика 10 — 11/Под ред. Н. В. Макаровой. СПб.: Питер, 1999.


Учебник А. Г. Гейна может быть использован для реализации в школах общеобразовательного курса информатики и информационных технологий в тех классах, где не проводилось изучение информатики в основной школе или такое изучение отличалось значительной неполнотой освещения тем обязательного минимума содержания образования. Учебник позволяет реализовать обучение по общеобразовательному профилю (уровень А). Если в школе есть современный компьютерный класс, можно дополнить обучение компьютерным практикумом.

Материал учебника распределен по главам «Введение в информатику», «Компьютерные телекоммуникации», «Компьютерное моделирование», «Основы алгоритмического управления», «Компьютерные модели в задачах управления».

К учебнику прилагается книга для учителя, содержащая дополнительные дидактические материалы:

Гейн А. Г., Юнерман Н. А. Книга для учителя: Методические рекомендации к учебнику 10 —11 классов. М.: Просвещение, 2001.


Примерное тематическое планирование (XI класс)

№ п/п

Темы


Распределение часов- по норме

2ч в неделю

1 ч в неделю

0


Повторение теоретических сведений за X класс и восстановление навыков работы на компьютере

3 = 2 + 1


2 = 1 + 1


1


Понятия исполнителя и его допустимых действий. Система команд исполнителя. Понятие алгоритма и программы. Учебный исполнитель «Паркетчик», его допустимые действия и система команд. Понятие об отладке. Синтаксические и семантические ошибки

5 = 3 + 2


2 = 1 + 1


2


Основные формы организации действий в алгоритмах: ветвления и циклы. Полная и неполная формы ветвления. Ветвление в форме «Выбор». Циклы в форме «Делать пока». Применение ветвлений и циклов при решении задач

7 = 4 + 3


4 = 2 + 2


3


Вспомогательный алгоритм. Формальные и фактические параметры. Локальные и глобальные переменные вспомогательного алгоритма. Применение вспомогательных алгоритмов. Метод пошаговой детализации. Понятие подпрограммы

4 = 2 + 2


2 = 1+1


4


Понятие переменной в информатике. Типы переменных. Операция присваивания. Циклы в форме «Делать от ... до ... с шагом ...»

6 = 3 + 3


4 = 2 + 2


5


Понятие о массивах. Поиск минимума в одномерном массиве. Методы сортировки

7 = 4 + 3


2 = 1 + 1


6


Знакомство с одним из традиционных языков программирования. Реализация основных способов организации действий в языке программирования, реализация в нем основных способов организации данных

5 = 3 + 2


3 = 2 + 1


7


Организация вычислений методом рекуррентных соотношений

3 = 2 + 1


2 = 1 + 1


8


Понятие управления. Постановка задачи организации управления. Модель потребления возобновимых ресурсов


5 = 3 + 2


2 = 1 + 1


9


Принцип обратной связи. Понятие гомеостаза системы. Модель «хищник — жертва»

3 = 2+1


2 = 1 + 1


10


Организация управления по принципу обратной связи. Модель ценообразования

2 = 1 + 1


2=1 + 1


11

Глобальные модели

1 = 1+0

1 = 1+0

12


Компьютер как средство переработки информации. Логические принципы работы компьютера. Вентили. Системы счисления.

3 = 3 + 0


2 = 2 + 0


13


Знакомство и работа с учебной виртуальной микроЭВМ «Малютка»

11 = 5+6

4 = 2 + 2


14

Ассемблер. История языков программирования

3 = 2 + 1



Общее количество часов

68=40+28

34=19+15

* В этой графе таблицы тематического планирования данного и следующего курсов знаком «+» соединены количества часов, отведенные на теорию и на практику.


Отличительной особенностью учебника С. А. Бешенкова, Е. А. Ракитиной является представление информатики как фундаментальной научной дисциплины, имеющей широкие межпредметные связи в гуманитарном профиле. Учебник обладает значительными возможностями как для профильного, так и для углубленного изучения предмета информатики, поскольку его содержание изначально структурировано по уровням «понять», «знать», «уметь», что позволяет организовать изучение тем на любом из выбранных учителем уровней. Рекомендуется использовать учебник для гуманитарного и естественного профилей. Учебник сориентирован на практикум в форме докладов, мини-конференций и презентаций, Возможно организовать практические занятия в форме фронтальной работы с компьютером, оснащенным медиапроектором, выходом в Интернет, т. е. в режиме медиалектория.

Учебник сопровождается пособиями для учителя:

Ракитина Е. А., Лыскова В. Ю. Логика в информатике. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001;

Бешенное С. А., Ракитина Е. А. Моделирование и формализация. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.

Примерное тематическое планирование (X — XI классы)

№ п/п


Темы


Распределение часов по норме



в неделю

Углубленное изучение (2 ч в неделю)

0


Информация как семантическое свойство материи. Информационные процессы в различных системах, их основные свойства и характеристики. Автоматизация информационных процессов

10 = 9 + 1


20 = 16 + 4


1


Моделирование и формализация. Модели и их основные свойства. Информационные модели. Основные виды информационных моделей. Адекватность модели объекту и целям моделирования. Количественная и качественная оценки модели. Модели мировоззрения

17 = 15 + 2


20 = 15 + 5


2


Компьютер как средство автоматизации информационных процессов. Диалектика программного и аппаратного обеспечения компьютера

4 = 0 + 4


5 = 0+5


3


Информационные средства и технологии. Объекты информационных технологий. Основная технологическая цепочка. Технологии работы с текстовой, числовой, графической информацией. Социальные информационные технологии

15 = 5 + 10


46 = 10 + 36


4


Информационные системы. Информация и энтропия. Симметрия. Системы. Самоорганизация систем. Язык как информационная система. Формализованные и формальные языки

5 = 5 + 0


20 = 15 + 5


5


Информация и управление. Общая схема управления. Субъект управления. Самоуправляющиеся системы. Устойчивость самоуправляющихся систем. Управление в человеческом обществе

14 = 10 + 4


20 = 15 + 5


6


Методы исследования в информатике. Системно-информационный анализ. Информационное моделирование. Компьютерный эксперимент

3 = 3 + 0


5 = 5 + 0


Общее количество часов


136 =76 + 60


68=47 + 21




Учебник Ю. А. Шафрина (в двух частях) по курсу информационных технологий для X — XI классов общеобразовательных школ предусматривает поддержку нескольких профилей:

  • гуманитарного, естественно-математического, технологического профилей (первый вариант базисного учебного плана) — 1 ч в неделю;

  • технологического профиля (второй вариант базисного учебного плана) — 2 ч в неделю.

Предполагается, что старшеклассники предварительно познакомились с базовым курсом информатики в основной школе. Обучение сориентировано на современное программное обеспечение фирмы Microsoft и требует обширного компьютерного практикума, т. е. предполагает наличие в школе современных компьютеров и программного обеспечения. Практикум требуется организовывать в индивидуальном режиме работы учащихся за компьютерами. В качестве методической поддержки можно рекомендовать книги:

Шафрин Ю. А., Горячев А. В. Практикум по информационным технологиям. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999.

Шафрин Ю. А. 1500 основных понятий, терминов и практических советов для пользователей персональным компьютером. М.: Дрофа, 2001.

Звездочкой в планировании отмечены темы, которые в той или иной степени уже были рассмотрены в базовом курсе (основная школа), — их учитель может использовать по своему усмотрению для систематизации знаний учащихся.

Двумя звездочками отмечен материал, который можно использовать для дополнительных занятий или для внеклассного чтения.

Примерное тематическое планирование (XI класс — Офисная технология и информационные системы)

№ параграфа учебника

Темы


Количество часов

34ч

68ч

Глава 8. Основы обработки графических изображений

8.1

8.2

8.3

8.4

8.5

8.6

8.7

8.8

8.9

8.10 8.11

Постановка задачи

Что такое графический редактор Paint

Окно программы Paint

Атрибуты изображения

Сохранение и загрузка изображений

Основы работы с программой Paint

Техника создания изображений

Изменение размеров изображения

Редактирование деталей изображения

Ввод текста

Работа с фрагментами изображения




2


Глава 9. Текстовые файлы и текстовые документы

9.1

9.2

Текстовые файлы

Редактирование текстовых файлов


1*


1

9.3

Редакторы текстов и документов

**

**

9.4

Что такое Microsoft Word 7.0

*

*

9.5

9.6

Окно процессора Word

Ввод текста в программе Word


1


2

9.7

Основные элементы текстового документа

1

3

9.8

Понятие о шаблонах и стилях оформления

1

2

9.9

Как работать с процессором MS Word

**

**

Глава 10. Редактирование текстовых документов

10.1

Основные операции с текстом

1

1

10.2

Форматирование символов и абзацев

2

3

10.3

Оформление страницы документа

1

2

10.4

Формирование оглавления

**




10.5

Работа с таблицами

1

3

10.6

Работа с рисунками

1

2

10.7

Грамматика в процессоре MS Word

**

1

10.8

Дополнительные операции текстового процессора

1

2

10.9 10.10

Печать документов

Основы конвертирования файлов




1

10.11

MS Word как среда программирования




1

Глава 11, Электронные таблицы

11.1 11.2

11.3

Что такое электронная таблица

Что такое Microsoft Excel 7.0

Окно программы MS Excel

1


1


11.4

Ячейка электронной таблицы

1

1

11.5

Как подготовить простую таблицу

1

3

11.6

Основные манипуляции с таблицами

**

1

11.7

Расчетные операции в Excel

2

3

11.8


Операции Excel для самостоятельного освоения

**


1


Глава 12. Подготовка презентаций

12.1 12.2 12.3

12.4 12.5 12.6

Что такое презентация

Общие сведения о Microsoft PowerPoint 7.0

Принципиальная схема работы с MS PowerPoint

Как создавать и редактировать презентацию

Общие операции со слайдами

Демонстрация слайд-фильма



**



3

Глава 13. Основы информационных систем




13.1 13.2

Базы данных

Текстовые документы и базы данных

1


1


13.3

Объекты, атрибуты и связи

1

2

13.4

Простая двумерная структура

1

1

13.5

Основные типы данных

1

1

13.6

Иерархическая структур







13.7 13.8 13.9

Что такое реляционный подход

Кодирование информации

Первичный ключ таблицы



1



2

13.10

Проблемы реляционного подхода

1

1

13.11

Связь таблиц: главная и подчиненная таблицы

1

1

13.12

Основы автоматизированного поиска и отбора информации

2

2

13.13 13.14 13.15 13.16

Локальные сети ПК

Что такое технология «клиент — сервер»

Краткий рассказ о некоторых СУБД

Краткий рассказ о некоторых ИС

*


3


Глава 14. СУБД MS Access

14.1

Общие сведения об MS Access

1

2

14.2

Работа с таблицами в MS Access

2

3

14.3

Связь между таблицами и целостность данных

1

2

14.4

Запрос- выборка в MS Access

1

2

14.5

Отчеты



**

**

Глава 15. Основы компьютерных телекоммуникаций

15.1 15.2 15.3 15.4 15.5 15.6 15.7

Общие сведения

Что такое Интернет

Как работает Интернет

Основные службы Интернет

WWW — «Всемирная паутина»

Windows и Интернет

Достоинства и опасности Интернет

1


1


Глава 16. ИНТЕРНЕТ EXPLORER

16.1

Основные определения







16.2

Адресация ресурсов Интернета







16.3

Окно Интернет Explorer







16.4

Навигация в Интернете

1

2

16.5

Настройка Inernet Explorer







16.6

Работа с файлами

**

1

16.7

Поиск в Интернете

1

1

16.8

Электронная почта

1

1


В учебнике Н. Д. Угриновича приводится большой объем материала, необходимого при изучении информатики по социально-экономическому, физико-математическому и технологическому профилям согласно второму базисному учебному плану (уровень Б). Программа курса «Информатика и информационные технологии» и в X, и в XI классе рассчитана на 2 часа в неделю. В каждой теме предусмотрено выделение определенного количества часов на изучение теории, выполнение работ компьютерного практикума и решение задач. Данный учебник имеет приложение в виде компакт-диска, содержащего электронные фрагменты к теоретическим урокам и практикуму, а также необходимое программное обеспечение в рамках практикума но информатике. Распределение часов на изучение теории и проведение компьютерного практикума зависит от обеспеченности учебного процесса аппаратными и программными ресурсами: современными компьютерами, программным обеспечением, локальной сетью и выходом в Интернет.

В процессе изучения профильного курса по данному учебнику рекомендуется использовать учебно-методический комплект (УМК) по информатике и информационным технологиям, в который входят:

Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии: Учебник для 10 — 11 классов. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. (Содержит систематическое и полное изложение курса ИИТ);

Угринович Н. Д., Басова Л. Л., Михайлова Н. И. Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Лаборатория Вазовых Знаний, 2001. (Содержит более 4.50 практических заданий и задач с решениями по всем темам курса);

Угринович Н. Д. Компьютерный практикум: Электронный учебник на CD-ROM. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. (Содержит свободно распространяемое программное обеспечение по всем темам курса, интерактивные тесты it др.);

Угринович Н. Д. Преподавание курса «Информатика и информационные технологии»: Методическое пособие для учителей. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. (Содержит различные варианты поурочного планирования курса, тесты и др.).

  1   2   3

Похожие:

Об экспериментальном преподавании курса информатики и информационных технологий в XI классе в 2002/2003 учебном году iconПроект урока информатики в 5 классе
Программа: Л. Л. Босова. Программа курса информатики и информационных технологий для 5-6 классов общеобразовательной школы
Об экспериментальном преподавании курса информатики и информационных технологий в XI классе в 2002/2003 учебном году iconО преподавании информатики и информационно-коммуникационных технологий в 2008-2009 учебном году
Руководителям образовательных учреждений следует учитывать, что в соответствии рекомендациями и требованиями СанПиН 2 1340-03
Об экспериментальном преподавании курса информатики и информационных технологий в XI классе в 2002/2003 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Информатика и икт» в моу города Брянска в 2010-2011 учебном году
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей
Об экспериментальном преподавании курса информатики и информационных технологий в XI классе в 2002/2003 учебном году iconИспользование среды программирования Scratch в преподавании информатики
Доклад на заседании секции «Преподавание информатики и информационных технологий в начальной, младшей и старшей школе»
Об экспериментальном преподавании курса информатики и информационных технологий в XI классе в 2002/2003 учебном году iconО преподавании информатики и информационно-коммуникационных технологий в 2006-2007 учебном году
В 2006-2007 новый региональный базисный учебный план расширяется на 2, 6 и 11 класс
Об экспериментальном преподавании курса информатики и информационных технологий в XI классе в 2002/2003 учебном году iconСтатья в соответствие с примерной рабочей программой общего образования по информатике и икт, «одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма»
Икт, «одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма» [1]. Соответственно,...
Об экспериментальном преподавании курса информатики и информационных технологий в XI классе в 2002/2003 учебном году iconИнформатика преподавание информатики в 2012/2013 учебном году
Преподавание информатики в 2012/2013 учебном году рекомендуется осуществлять в соответствии с инструктивно-методическим письмом Министерства...
Об экспериментальном преподавании курса информатики и информационных технологий в XI классе в 2002/2003 учебном году iconМетодические рекомендации о преподавании химии в образовательных учреждениях Республики Карелия в 2009-2010 учебном году
Современная химия это фундаментальная система знаний об окружающем мире, основанная на богатом экспериментальном материале и теоретических...
Об экспериментальном преподавании курса информатики и информационных технологий в XI классе в 2002/2003 учебном году iconАнализ работы методического объединения учителей математики и информатики за 2011-2012 учебный год
В данном учебном году школа работала по теме: «Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного...
Об экспериментальном преподавании курса информатики и информационных технологий в XI классе в 2002/2003 учебном году iconО преподавании информатики и икт в образовательных учреждениях орловской области в 2011-2012 учебном году
При организации изучения "Информатики и икт", выборе учебников и умк, а также составлении поурочного планирования рекомендуется руководствоваться...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница