Учебно-методическое управление




Скачать 176.85 Kb.
НазваниеУчебно-методическое управление
Дата27.09.2012
Размер176.85 Kb.
ТипОбзор
Сургутский государственный педагогический университет

Учебно-методическое управление

Отдел сертификации и методического сопровождения образовательного процесса


Деловая игра


Обзор


Под деловой игрой понимается модель взаимодействия людей в процессе достижения целей экономического, политического или престижного характера. Игра деловая — это форма деятельности людей, имитирующая те или иные практические ситуации, одно из средств активизации учебного процесса в системе образования.

В педагогической литературе нет однозначно принятой классификации обучающих игр, но по типу процессов игры разделяют на три основные категории:

  • деловые игры (игры-имитации);

  • ролевые игры (игры-драматизации);

  • организационно-деятельностные игры – ОДИ (их варианты: организационно-мыслительные, моделирующие и проектные игры).

Деловые игры среди методов интерактивного обучения занимают ведущее место по объему внедрения и роли в процессе обучения взрослых.

В последнее время деловые игры проводятся в экономике и политике, в социологии, экологии, администрировании, образовании, городском планировании, истории. Обычно, если игра проводится экономистами, то называется деловой игрой, реже – управленческой или операционной. В сфере политики, городского планирования, как правило, используется термин «имитационная игра».

Как отмечает автор одного из учебников по деловым играм В.Я.Платов, в ней синтезируются характеристические признаки метода анализа конкретных ситуаций, игрового проектирования и ситуационно-ролевых игр.

ДИ строится на моделировании объекта управления, но для принятия решений в ней обязательно должны содержаться роли (должностные и игровые), процесс проектирования решений, их оценки и взаимодействие участников.

Основные характеристики ДИ, отличающие ее от других интерактивных обучающих технологий, следующие:

- моделирование процесса труда (деятельности) руководителей и специалистов по выработке профессиональных решений;

- наличие общей цели у всего игрового коллектива;

- коллективная выработка решений участниками игры;

- распределение ролей между участниками игры;

- различие ролевых целей при выработке решений;

- взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;

- реализация цепочки решений в игровом процессе;

- многоальтернативность решений;

- наличие управляемого эмоционального напряжения;

- разветвленная система индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры (поощрение и наказание, оценка принимаемых решений и проектов их реализации).

В деловой игре моделируемая управленческая, хозяйственная или социально-психологическая система рассматривается как динамическая, и поэтому для достижения конечного результата участникам игры нужно построить «цепочку решений». Решения, принимаемые на основе исходной информации, воздействуют на модель объекта управления и тем самым влияют на изменение его первичного состояния. Оценивание результатов, осуществляемое на каждом фрагменте ДИ, поступает в игровой комплекс для дальнейшего использования и влияет на следующие результаты, достигаемые участниками. Интерактивное взаимодействие происходит на всех этапах ДИ, решения принимаются преимущественно коллективно. Таким образом, именно наличие «цепочки решений», вырабатываемых в условиях внутригруппового и межгруппового взаимодействия, выделяет ДИ как специфическую интерактивную технологию.

Практически в любой ДИ моделируется реальная профессиональная ситуация, требующая управленческого решения. Кроме того, ДИ имеют такие составляющие, которые принципиально отличают их от всех других технологий, прежде всего тем, что они имеют операциональный сценарий или блок-структуру, в которые заложен более или менее жесткий алгоритм «правильности» и «неправильности» принимаемого решения, т.е. участник игры видит то воздействие, которое оказали его решения на будущие события.

Известно, что при анализе ситуации или на ролевых играх правильных решений, как правило, быть не может, а существуют разные варианты и подходы.

В ДИ подчеркнут аспект инструментального обучения и в то же время формализован и минимизирован по сравнению с реальностью межличностный аспект. Поэтому, хотя ДИ по основному замыслу преследуют задачу столкновения обучаемого с действительностью, «погружения» его в реальную практику, игровая имитационная модель неизбежно ее упрощает главным образом в том направлении, что придает статичность межличностным и деловым отношениям, а это в некоторой степени искажает диалектику реальной жизни. Вместе с тем ДИ как разновидность имитационного метода открывают для преподавателя возможность исследования процессов принятия решений с учетом индивидуальных показателей и выработкой диагностических критериев.

Деловые игры можно использовать для создания управленческих и коммуникативных обучающих моделей, способствующих лучшему пониманию интерактивных (сотрудничество) и перцептивных (восприятие и понимание) механизмов взаимодействия и коллективного принятия решений, развивающих метакомпетентности обучаемых.

Выделяют 4 основные формы деловых игр: 1) тематические деловые игры, связанные с определенной темой учебного плана; 2) сквозные деловые игры, охватывающие несколько последовательно прорабатываемых тем учебного курса на одном производственном материале; 3) предметные комплексы деловых игр, создаваемые в том случае, если тематику учебного курса целесообразно изучать в разных направлениях; 4) межпредметные комплексы деловых игр, создаваемые в том случае, если ряд предметов и учебных тем объединяется и связывается через игру.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, «деловой театр», психо- и социодрамы.

К основным задачам, которые решаются с помощью учебных имитационных игр, можно отнести следующие:

  • разработка планов основных работ предприятий и объединений;

  • учет и анализ результатов хозяйствования;

  • оперативное управление основным и вспомогательным производством;

  • текущий контроль и управление качеством продукции;

  • управление подготовкой кадров;

  • проектирование;

  • охрана окружающей среды;

  • анализ состояния рынка.

Исследовательские имитационные игры находят применение при решении следующих задач:

  • формирование территориально-производственных комплексов;

  • испытания АСУ;

  • согласование хозяйственных интересов различных объектов организационной структуры;

  • исследование механизмов функционирования организационных систем.

Так, в пособии С.А. Баркалова, В.Ф. Бабакина, А. В. Щепкина «Деловые имитационные игры в организации и управлении» предложены разработки около 20 деловых игр, например, по таким темам: «Распределение грузопотоков по направлениям», «Противозатратная налоговая система», «Стимулирование коллектива» и т.п. В практикуме С.Д. Резника, И.А. Игошиной, К.М. Кухарева «Управление персоналом» представлены разработки деловых игр по темам «Контракт с руководителем», «Социально-психологический климат в коллективе», «Деловое общение», «Деловые переговоры», «Как разрешить конфликт в трудовом коллективе», «Индивидуальная беседа с подчиненными», «Деловое совещание», «В коллектив пришел новичок».

В учебнике В.П. Пугачева «Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом» предлагаются тесты, деловые игры и упражнения, используемые в курсе управление персоналом. В частности, описывается ролевая игра «Уверенные, неуверенные и агрессивные ответы» (по теме «Важнейшие индивидуальные параметры эффективного руководства»), деловая игра «Полет на Луну» (по теме «Руководство группой»), ролевое упражнение «Развитие навыков ведения переговоров», ролевая игра «Фирма "Электро" и ее директор» (по теме «Управление конфликтами»), деловая игра «Отборочное интервью при устройстве на работу».

В книге А.П. Панфиловой «Игротехнический менеджмент» охарактеризован порядок разработки, описания и проведения игры, а также предложены сценарии игр («МИР», «Стиль», «Подбор и отбор персонала», «Аттестация», «Алгоритм решения управленческих проблем»).

В пособии М.В. Коротковой «Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории» представлены типологии и сценарии игр и дискуссий, которые можно использовать с учащимися 5 – 11 классов, современные методики проведения нетрадиционных уроков и познавательные задания к различным историческим курсам. Пособие будет полезно студентам специальности 032600 История и других педагогических специальностей.

В зависимости от целевой направленности деловые игры могут различаться по видам:

производственные — ставят целями принятие решений по проблемам производства, оказание помощи организации в условиях жесткой конкурентной среды, разработку стратегий выживания в условиях стагнации, нерентабельности;

исследовательские — связаны с разработкой новых концепций, исследованием проблем и решений гипотетического характера, прогнозированием последствий и потенциальных проблем при внедрении нововведений;

квалификационные, или аттестационные, — проводятся для выявления уровня компетентности, квалификации специалистов, принятия решений по вопросам подбора или увольнения (аутплейсмента), продвижения, оценки и аттестации кадров, управления компетентностью персонала и предприятия;

дидактические (учебные игры) — развивают репродуктивное, аналитическое и творческое мышление, адаптационные свойства и способности, профессиональную базовую и метакомпетентности.

Анализ литературы по проблеме и конкретных сценариев игр позволил сформулировать те позитивные моменты, которые дает использование ДИ в процессе обучения и развития:

- повышается интерес к учебным занятиям и к тем проблемам, которые моделируются и разыгрываются на деловых играх;

- растет познавательность в процессе обучения, характеризующаяся тем, что обучаемые получают и усваивают большее количество информации, основанной на примерах конкретной действительности, что способствует приобретению участниками игры навыков принятия конструктивных решений;

- изменяется мотивация обучаемых к освоению инновационных знаний;

- растет самооценка обучаемых, а для тех, у кого в начале игры самооценка была завышена, она становится более объективной;

- накопленный в процессе деловой игры опыт дает возможность более правильно оценивать возможные реальные ситуации и использовать его в профессиональной деятельности;

- участие в ДИ развивает инновационное, аналитическое, экономическое и психологическое мышление обучаемых, в конечном счете влияет на ментальность участника игры;

- в процессе ДИ реализуется системный подход к решению поставленной проблемы, так как можно проследить ход этого решения от начала до конца в условиях сжатого времени.

Целевая направленность деловой игры связана с системой мотивации.

Поскольку ДИ, как и любая имитационная игра, по своей природе двупланова, то структура и технология игры могут обеспечивать реализацию двоякого рода мотивов — реальных и условных, а также игровых и педагогических. В связи с этим в учебных ДИ целесообразно, как показывает опыт, ставить и педагогические, и игровые цели.

Педагогические цели могут включать основные параметры прогностической модели обучения, повышения квалификации или переподготовки специалистов к инновационной деятельности и формулироваться кратко в терминах действия (например: «освоить стратегию сотрудничества», «овладеть навыками принятия решений», «научиться подстраиваться к сенсорному каналу партнера» и пр.). Данные цели носят не только педагогический (обучающий), но и развивающий характер, что позволяет ввести дополнительно исследовательские цели.

Введение исследовательского этапа в ДИ помогает не только конкретизировать объект имитации и посмотреть на него глазами обучаемых, т.е. учитывать мнения различного контингента играющих, но и главное — творчески подойти к решению предлагаемой проблемы, осваивая навыки ведения дискуссии и обосновывания собственных утверждений. Установка на исследование способствует достижению в ДИ значимой цели, а именно: развитию личности участника игры.

Именно множество целей представляет в реальной практике использования ДИ наибольшие трудности для преподавателей, разрабатывающих игру и внедряющих ее в учебный процесс. К таким целям относятся:

- приобретение опыта деловой коммуникации;

- овладение социальными нормами формального взаимодействия;

- формирование положительной установки на внедрение инноваций;

- корректировка индивидуального стиля, личных ценностей, мотивации;

- развитие навыков коллективного принятия решений в условиях конструктивного взаимодействия и сотрудничества;

- выявление и развитие лидерского потенциала обучаемого и многое другое.

Для реализации этих целей на всех этапах игры обеспечиваются объективные условия, и прежде всего с помощью таких конструктивных элементов ДИ, как нормы и правила, система поощрения и наказания и система экспертного оценивания результатов и продвижения вперед. Эффективным механизмом осуществления подобных целей может служить и обратная связь, процедура которой также предусматривается сценарием.

Большое значение для активизации интереса обучаемых имеют и чисто игровые цели, которые ставятся перед всеми играющими. Это вполне реальные и понятные для участников ДИ цели, которые не всегда воспринимаются как чисто игровые, поскольку тесно связаны с объектом имитации, способствуют вхождению в игровую роль, создают обстановку (атмосферу) в игре.

Деловая игра позволяет реализовать следующие задачи:

  • формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов;

  • воспитание системного мышления специалиста, включающего целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире;

  • передача целостного представления о профессиональной деятельности и ее крупных фрагментах с учетом эмоционально-личностного восприятия;

  • обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений;

  • воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом;

  • обучение методам моделирования, в том числе математического, инженерного и социального проектирования.

Основные функции деловых игр: диагностическая (выявление личностных особенностей участников, внутригрупповых взаимоотношений и др.); учебно-воспитательная; терапевтическая (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах деятельности, раскрытие позитивного потенциала личности студента); коммуникативная (развитие навыков профессионального общения); коррекционная (приобретение социально полезного опыта, внесение позитивных изменений в структуру личности); функция самореализации.

Игра позволяет человеку мобилизовать те ресурсы, которые в повседневной жизни могут быть никак не затронуты. Играя, человек порой демонстрирует свой истинный стиль поведения, свои взгляды на жизнь, принципы, личностные и профессиональные идеалы. Игры предоставляют возможность эмоционально отреагировать на различные волнения, тревоги, трудности, связанные с учебно-познавательной деятельностью, научиться контролировать свое поведение; являются безопасным пространством построения системы отношений, которые в реальной жизни трудно осознаются и изменяются.

Психолого-педагогические принципы организации деловой игры:

  • принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства;

  • принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности;

  • принцип совместной деятельности (вовлечение в деятельность нескольких участников);

  • принцип диалогического общения;

  • принцип двуплановости (разработчик ставит перед учащимся двоякого рода цели, отражающие реальный и игровой контексты в учебной деятельности);

  • принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса ее развертывания в игровой деятельности.

При подготовке к ДИ следует предусмотреть следующие элементы.

Источники игры. Базовой для ДИ является модель социально-экономической системы в целом, включающая объект управления, управляющую систему и элементы обратной связи, основные характеристики и параметры модели, а также начальные условия ее функционирования. Материалами для игры могут быть результаты исследования, проведенного на предприятии (например, итоги аудиторской проверки или маркетинга), печатные материалы, конкретная деятельность по управлению предприятием или организационному развитию.

Содержание игры. Содержанием может быть явление, к которому имеется множество подходов (теоретических и практических), обусловленных различными смысловыми позициями участников, порождающими столкновение интересов. Ситуация должна предполагать неоднозначность решений, содержать элемент неопределенности, что обеспечивает проблемный характер игры и личностное проявление игроков. Кроме того, в игре должна быть предусмотрена возможность принимать решение каждым ее участником.

С этой целью готовится пакет документов, причем каждый документ может быть ориентирован на определенного игрока или команду. В игре следует отображать только наиболее значимые факторы, действующие в реальной ситуации.

Состав и количество участников игры. Конструирование модели участников в основном зависит от анализируемой проблемы и целей (управленческих, педагогических, игровых, исследовательских и пр.). Компетентность участников игры, их специализация и сфера практической деятельности должны соответствовать уровню, на котором следует решать проблему. При проведении ДИ важно также продумать стимулы, обеспечивающие высокую вовлеченность участников.

Регламент. Время, затрачиваемое на игру, определяется ее продолжительностью и количеством этапов или фрагментов, а также их сложностью с точки зрения принимаемых решений. Как правило, деловая игра проходит от 4 до 10 ч в день.

Правила и нормы. На ДИ формулируется система штрафов и поощрений, определяются критерии выигрыша. Результаты игры могут быть очевидны, выражены количественно, а могут оцениваться экспертами.

Сценарии или ее блок-структура. На этом этапе выделяются игровые единицы и функции. На основе этой работы, а также целей игры создается сценарный план и продумываются игровые события.

Сценарий обычно включает в себя развернутое изложение сущности игры и логическую последовательность ее реализации, вопросы, связанные с управлением игрой. Даются подробные инструкции организаторам, участникам игры, экспертам, приводятся при необходимости варианты расчетов, справки, таблицы, схемы и вся вспомогательная документация, обосновывается система оценки результатов деятельности учебных групп.

Обратная связь. В ДИ целесообразна обратная связь разных видов, осуществляемая по итогам каждого этапа. Она должна отражать развитие организации в результате принятого обучаемыми решения.

Система оценивания результатов игры «компетентными судьями» или экспертами. Включает в себя специальные разработки методик оценивания: бланки, таблицы.

Вспомогательный материал. Обычно он предлагается в приложении и состоит из тестов, упражнений, ситуаций и специальных заданий для разного целевого предназначения. Важное место среди материалов занимают методические инструкции по проведению игры, ролевые инструкции участникам и необходимый справочный и информационный материал.

Организация пространственной среды. Целесообразно заранее продумать такого рода информацию для того, чтобы предусмотреть ситуации, когда для принятия решений целесообразно иметь несколько помещений или когда сценарий предполагает разные формы деловой коммуникации: работу в микрогруппах, межгрупповую дискуссию, пленум.

Основой разработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет структуру деловой игры.

Основными требованиями к проектированию являются:

  • целостность имитации профессиональной сферы;

  • направленность на самоорганизацию;

  • проблемность обучения;

  • методологическое, психологическое, техническое обеспечение.

Целесообразно также предусмотреть порядок проведения ДИ, т.е. последовательность шагов по ее проведению:

введение в игру — обычно на этом этапе участников знакомят со смыслом, целями и задачами проводимой игры, общим регламентом, осуществляют консультирование и инструктаж. Однако в случае необходимости игре может предшествовать лекция или беседа по проблемам игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения;

разделение слушателей на группы — оптимальный размер группы — 5—7 человек; в каждой группе выбирается лидер и распределяются игровые роли. Это можно осуществить как в начале игры, так и по мере необходимости по ее ходу;

погружение в игру — на этом фрагменте обучаемые получают «игровое задание», например: разработать «визитную карточку команды», подготовить мини-презентацию, сделать комплимент партнерам по игре — или участвуют в тренинге на совместимость и «срабатываемость» участников;

изучение и системный анализ ситуации или проблемы — обучаемые в каждой группе осуществляют проблематизацию — анализируют предлагаемую ситуацию, осуществляют диагностику, формулируют и ранжируют проблемы, договариваются о терминологии, знакомятся с правилами и или входят в роль, или демонстрируют ролевое поведение;

игровой процесс — поиск и разработка вариантов решений, прогнозирование возможных потенциальных проблем, рисков и других последствий. В ходе внутри групповой дискуссии вырабатывается коллективное решение, затем готовится и обосновывается проект, который визуализируется на плакатах, делаются расчеты для его реализации, готовятся и заполняются документы, необходимые для решения и его презентации;

общая дискуссия или пленум — межгрупповое общение; каждая группа презентует и обосновывает свои решения или проекты; идут обмен мнениями, оппонирование, вопросы и ответы. Для проведения межгруппового общения изменяется пространственная среда (игровое поле) и распределяются специальные роли, как правило, имеющие игровые функции («провокатор», «оппонент», «критик» и т.д.). На пленуме активно работают экспертные группы, они оценивают не только результаты проективной деятельности команд, но и культуру коммуникации и презентации. Преподаватель на ДИ ведет пленум (межгрупповую дискуссию), ставит вопросы и корректно управляет процессом обмена мнениями;

подведение итогов игры — здесь оцениваются решения и проекты, происходит знакомство с разными стратегиями, определяется их эффективность и конкурентоспособность. Кроме того, на этом этапе подсчитываются баллы, штрафные и поощрительные очки, выявляются лучшие команды, игроки, проекты. Система оценивания в конечном итоге должна соотносить планируемые цели и полученный результат игры. Кроме того, она должна предполагать оценку вырабатываемых решений и проектов в определенных шкалах качества, позволяющих также оценивать деятельность каждого отдельного участника и работу команды;

рефлексия, или дебрифинг, — обратная связь по итогам игры от самих обучаемых, позволяющая преподавателю не просто выявить степень удовлетворенности обучаемых проведенной игрой и принятыми решениями, а услышать информацию о трудностях, которые испытали участники, об их удачах и личных достижениях, о том, чему научились;

«выгружение из игры» — с этой целью командам предлагается разработать «Памятку» или «Уроки, которые можно извлечь». Выбор техники, способствующей «выгружению» участников из игрового процесса, зависит от целей игры (например, извлечь разумные уроки или освободить от играемых ролей, высказать критику в чей-то адрес или сказать комплимент) и игротехнической компетентности преподавателя.

В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.

Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор.

Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор.

Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.

Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.

Дидактические возможности учебных игр

В эмпирических исследованиях зарубежных педагогов накоплен ряд наблюдений над опытом использования ДИ.

В ходе ДИ учащиеся овладевают опытом деятельности, сходным с тем, который они получили бы в действительности.

ДИ позволяет обучающимся самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями.

ДИ создают потенциально более высокую возмож­ность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную.

ДИ обеспечивают учебную среду, незамедлительно реагирующую на действия обучающихся.

ДИ позволяют «сжимать» время.

ДИ психологически привлекательны для обучающихся.

Принятие решений в ходе игры влечет за собой последствия, с которыми обучающимся неизбежно приходится считаться.

ДИ безопасны для обучающихся (в отличие от реальных ситуаций).

ДИ как интенсивная интерактивная технология обладает несомненными достоинствами. ДИ позволяет в рамках кратковременного учебного процесса сместить акцент с системы знаний на систему навыков, умений, способов поведения, отношений, приемов творчества, т.е. на значимую деятельность для конкретной профессии. ДИ воздействует на образ мышления и на позитивный подход к явлениям у участников занятия, является не только инструментом игрового моделирования, но и методом педагогики для достижения образовательного результата. Эта двойственность определяет преимущества ДИ как инструмента научения.

Имитация ситуации деятельности осуществляется в реальном учебном процессе. Участник игры анализирует, отбирает данные, ставит и решает задачи реально, и, следовательно, происходит освоение новой профессиональной информации и развитие умений. ДИ является коллективным методом обучения и развития, поэтому при выработке решений в группе и при анализе или критике решений других групп на ней отрабатываются навыки сотрудничества и делового партнерства, формируются личностные и деловые умения и навыки, в частности у обучаемых развиваются базовые профессиональные и метакомпетентности.

Чтобы руководить деловой игрой, нужна также определенная психологическая и педагогическая подготовка преподавателя, твердое усвоение им современных нравственных норм, обязательных в любом трудовом коллективе. Кроме того, необходимы решительность, быстрота реакции, своего рода артистичность, развитое умение поддерживать непрерывный контакт с аудиторией, способность самому увлечься возникающими в процессе игры ситуациями и увлечь других.

Таким образом, из сказанного можно сделать вывод, что ДИ — это сложная интерактивная технология, позволяющая исходя из анализа моделируемой ситуации разрабатывать многоальтернативные решения и проекты на основе разнообразного взаимодействия и сотрудничества обучаемых в условиях противоречивых (порой конфликтных) ролевых интересов, интеллектуальной и эмоциональной напряженности, соревнования и экспертного оценивания.


Составитель: А.П. Чалова, к.ф.н., специалист ОСиМСОП






Похожие:

Учебно-методическое управление iconУправление общественными отношениями учебно-методическое пособие
Управление общественными отношениями: Учебно-методическое пособие/ Ж. Ю. Кургаева; Казан гос технол ун-т. Казань, 2007. 136 с
Учебно-методическое управление iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Управление финансовыми рисками»
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080100. 62 «Экономика»
Учебно-методическое управление iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Управление персоналом»
Организационно-методическое описание учебного курса «управление персоналом»
Учебно-методическое управление iconУправление образования Администрации Марксовского района Методический отдел Районный конкурс
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: компьютер, сканер, учебная и учебно-методическая литература, школьная и...
Учебно-методическое управление iconСогласовано: Учебно-методическое управление ргтэу
Ы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами. 13
Учебно-методическое управление iconАдминистративные барьеры пути их преодоления учебно-методическое пособие для предпринимателей астана 2005 г. Учебно
Учебно-методическое пособие разработано по Государственному заказу Департамента развития предпринимательства Министерства индустрии...
Учебно-методическое управление iconУчебно-методическое управление
Андюсев Б. Кейс-технология – инструмент формирования компетентностей // Директор школы. – 2010. №4. – С. 61-65
Учебно-методическое управление iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Стратегическое управление»
Рассмотрено на заседании кафедры менеджмента и хозяйственного права протокол №6 от 22. 02. 2006 г
Учебно-методическое управление iconУчебно-методическое пособие москва 2005 Одинцова В. П., Федоров И. В. Планы семинаров по курсу «Социальная психология»
Одинцова В. П., Федоров И. В. Планы семинаров по курсу «Социальная психология» для студентов специальности 080505 «Управление персоналом»:...
Учебно-методическое управление iconСанкт-петербургский государственный университет учебно-методическое управление
Приложение А: Приказ ректора «О графике представления планирующих и отчетных документов»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница