Минимальный социальный стандарт деятельности муниципальных общедоступных библиотек Амурской области Благовещенск




Скачать 299.22 Kb.
НазваниеМинимальный социальный стандарт деятельности муниципальных общедоступных библиотек Амурской области Благовещенск
страница1/3
Дата27.09.2012
Размер299.22 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3


УТВЕРЖДЕН

постановлением коллегии

министерства культуры

и архивного дела Амурской области

« 31 » января 2008 г.


Минимальный социальный стандарт

деятельности муниципальных

общедоступных библиотек

Амурской области


Благовещенск

2008


Общие положения


Деятельность муниципальных библиотек Амурской области регулируется Конституцией Российской Федерации, Гражданским Кодексом Российской Федерации, Кодексом об административных правонарушениях, Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О некоммерческих организациях», «О библиотечном деле», «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», «Об информации, информатизации и защите информации», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «Об общественных объединениях», «Об авторском праве и смежных правах», «О науке и научно-технической политике», распоряжением Правительства РФ об изменениях, вносимых в социальные нормативы и нормы, одобренные распоряжением Правительства РФ от 3 июня 1996г.(13.06.07), Законом Амурской области «О библиотечном деле», нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, Правительства Амурской области, Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства культуры и архивного дела Амурской области и муниципальными правовыми актами.

В мировой практике существуют различные формы негосударственного регулирования библиотечной деятельности. Инициаторами их разработки выступают, как правило, общественные профессиональные организации. Несмотря на добровольно-рекомендательный характер этих документов, они являются нормативно - регулирующими. Это «Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек» (1986 г., 2002 г.) и разработанный на его основе Российской библиотечной ас­социацией «Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки» (РБА, 2001 г.).

Минимальный стандарт деятельности муниципальных библиотек Амурской области ( далее - стандарт) разработан с учетом ряда факторов, оказывающих влияние на региональную библиотечную ситуацию. Это, прежде всего, особенности инфраструктуры территории: для карты области характерно наличие большого числа малонаселенных сельских пунктов. При этом значительная их часть расположена в удаленных и/или труднодоступных местах. В настоящее время жители 44 % населенных пунктов области находятся вне доступности библиотечного обслуживания. Процент охвата населения библиотечным обслуживанием в области составляет- 36,7 % (общероссийский - 38,8 %), в сельской местности - 47,8 %. Показатель обеспеченности жителей области библиотеками –3,4 тыс. жителей на одну библиотеку, средне российский – 3,0 тыс. на одну библиотеку.

Ресурсное обеспечение муниципальных библиотек недостаточное, не хватает квалифицированных специалистов, материально-техническая база требует обновления и технической модернизации.

Одним из средств оптимизации, повышения эффективности деятельности муниципальных библиотек области может стать закрепление в виде нормативов минимально необходимых параметров, обеспечивающих полноценное функционирование библиотек.

Стандарт охватывает все основные аспекты работы библиотек: размещение библиотек и организацию библиотечной сети; ресурсное обеспечение (фонды и оборудование, помещения, персонал, финансирование); обслуживание пользователей; критерии оценки эффективности деятельности библиотеки. Стандарт может быть использован органами местного самоуправления в качестве методических рекомендаций при решении вопросов организации эффективной системы библиотечного обслуживания населения.

Наличие стандарта не исключает экономически оправданного превышения минимума ресурсного обеспечения библиотек, в т.ч. технического оснащения, при наличии у муниципального образования дополнительных финансовых возможностей.

Нормы стандарта позволяют не только упорядочить существующую систему библиотечного обслуживания, сохранить действующие библиотеки, поддерживать их функционирование, но и решать задачу открытия новых библиотек там, где они необходимы.


1. Основные положения


1.1. Муниципальные общедоступные библиотеки являются составной частью библиотечной сети Амурской области и представляют собой важную часть ее культурного и информационного ресурса. Библиотечное обслуживание не может подвергаться никаким видам идеологического, политического, религиозного или коммерческого давления.

Основополагающим принципом деятельности библиотеки является принцип открытого и равного доступа к библиотечным фондам и информации для всех граждан общества.

1.2. Общественная значимость библиотек заключается в исполняемых ею функциях - информационных, культурных, образовательных, просветительских. Библиотеки участвуют в информационном обеспечении принятия решений во всех сферах деятельности, формировании информационных ресурсов сообщества; поддерживают систему образования всех уровней; формируют культурную среду в муниципальном образовании (вместе с другими учреждениями культуры), традиционно выполняют миссию сохранения культурного наследия.

1.3. В обслуживании граждан общедоступные библиотеки используют традиционные и новейшие информационные технологии, фонды документов и современные носители информации, обеспечивают доступ в глобальное информационное пространство, содействуют формированию информационного общества.

1.4. Приоритетное значение для библиотек имеет обеспечение доступа к местным библиотечным ресурсам - документам и информации, что помогает активизировать общественную и культурную жизнь местных сообществ. Посредством информационного обслуживания, направленного на удовлетворение местных потребностей, библиотеки участвуют в экономическом и социальном развитии муниципальных образований, заботятся о развитии подрастающего поколения и о людях, нуждающихся в социокультурной поддержке.

1.5. Библиотеки сотрудничают с государственными, коммерческими и общественными организациями с целью защиты прав пользователей на библиотечное обслуживание.

Стабильная деятельность библиотек обеспечивается федеральным и областным законодательством, гарантированным финансированием из местных источников. Развитие библиотек подкрепляется долгосрочными и среднесрочными программами в области культуры, образования, информатизации.

Общественные связи библиотек, реклама своей деятельности содействуют формированию в обществе представлений о публичной библиотеке как о важном и динамично развивающемся социальном институте, помогают находить поддержку со стороны партнеров и спонсоров.

1.6. Библиотечное сообщество Амурской области консолидирует свои усилия для создания современной нормативной правовой базы, профессиональных стандартов деятельности библиотек. Работники общедоступных библиотек поддерживают профессиональные контакты с отечественными и зарубежными коллегами.


  1. Пользователи и обслуживание


Библиотечное обслуживание населения на территории Амурской области признается социально значимым видом деятельности.

2.1. Охват населения территории библиотечным обслуживанием (отношение количества пользователей к числу жителей, проживающих в зоне обслуживания) должен составлять не менее 30 %.

2.2. Библиотека осуществляет обслуживание на основе постоянного мониторинга и анализа библиотечных и информационных потребностей населения, с учетом интересов граждан и местных традиций.

2.3. Во всех муниципальных общедоступных библиотеках должны быть обеспечены права особых групп пользователей: детей, юношества, инвалидов, людей, представляющих различные культуры и этнические группы, престарелых людей.

Библиотека вносит свой вклад в социокультурную реабилитацию особых групп населения, для чего:

-сотрудничает со службами социального обеспечения и опирается на их

помощь;

-участвует в местных, региональных, федеральных программах социальной

направленности и информационного обслуживания инвалидов и

других социальных групп;

-взаимодействует со специальными библиотеками в оказании услуг

данным категориям;

-приобретает документы и оборудование;

-обучает персонал для работы с данными группами пользователей.

2.4. Библиотека изучает национальный состав населения, выявляет потребности в литературе и информации на языке этнических групп, ведет базы данных по данному направлению.

2.5. Информационное обеспечение развития муниципального образования библиотека осуществляет под руководством органов местного самоуправления, в сотрудничестве с общественными организациями, представителями местного сообщества:

-участвует в изучении динамики потребностей, ведет базы данных по

проблемам развития территории и документов органов местного

самоуправления;

-осуществляет взаимодействие с другими библиотеками, информационны-

ми службами и организациями, в том числе за пределами муниципального

образования.

2.6. Библиотека формирует информационные потребности и информационную культуру своих читателей и всего местного населения. С этой целью библиотека проводит регулярные экскурсии по библиотеке, знакомит посетителей с фондами, каталогами и базами данных, техническими средствами и технологическими возможностями, с сотрудниками библиотеки и их деятельностью.

2.7. Особая роль общедоступной библиотеки заключается в распространении среди населения историко-краеведческих знаний и информации. Для этого библиотека ведет мемориальную и краеведческую деятельность, направленную на изучение и популяризацию истории и культуры своей «большой и малой родины»:

-тщательно собирает и сохраняет литературу по вопросам местной историко-культурной жизни;

-наиболее полно отражает местную тематику в справочно-поисковом

аппарате;

-составляет и издает библиографические пособия, справочники, проспекты,

буклеты;

-совместно с другими организациями создает летописные и биографические описания местных достопримечательностей, истории отдельных семейств, знаменитых деятелей и просветителей, наиболее ярких событий;

-создает условия для работы краеведческих объединений.

2.8. Населению области гарантируется получение обязательного минимума услуг, которые должны оказываться общедоступными библиотеками бесплатно. Перечень этих услуг включает в себя:

-пользование абонементом, читальными залами, специализированными

отделами библиотеки;

-получение полной информации о составе библиотечного фонда через

систему каталогов и картотек и другие формы библиотечного информирования;

-получение консультационной помощи в поиске и выборе источников

информации;

-получение во временное пользование документов из фондов библиотеки

для занятий в читальных залах; на дом- в отделе абонемента;

-пользование справочно-библиографическим аппаратом: каталогами,

картотеками, справочно-библиографическим фондом, информационными

бюллетенями;

-посещение выставок, презентации книг, общественно-культурных

мероприятий, проводимых в библиотеке.

2.9. Библиотека предоставляет документы и их копии по межбиблиотечному абонементу, при оплате пользователем расходов по пересылке документов и стоимость копии.

2.10. Общедоступные библиотеки могут оказывать дополнительные библиотечные и сервисные услуги на платной основе. Перечень дополнительных услуг, предоставляемых библиотекой на платной основе, может включать:

-составление библиографических списков, справок и каталогов по запросам

читателей;

-копирование документов, музыкальных и видеозаписей, иных материалов;

-распечатка материалов, полученных по глобальным информационным

сетям;

-формирование тематических подборок материалов по запросам читателей;

-организация и проведение культурно-просветительской и информационной

деятельности;

-организация мероприятий по подготовке и переподготовке кадров в

установленном законом порядке;

-реализация собственной интеллектуальной продукции и другие виды

предпринимательской деятельности, направленные на расширение перечня

услуг с целью получения дополнительного финансирования для развития

библиотеки.

При оказании платных услуг, связанных с лицензированием и сертифицированием услуг и используемых продуктов, библиотекой должны быть соблюдены все требования действующего законодательства Российской Федерации.

2.11. Основные и дополнительные услуги библиотеки должны быть отражены в уставе библиотеки и правилах пользования библиотекой.

2.12. Библиотека строит свою деятельность на основе использования новейших информационных технологий, предоставляет пользователям доступ в корпоративные и глобальные информационные сети, расширяет спектр услуг, обслуживает пользователей в режимах локального и удаленного доступа.

2.13. Библиотека, расположенная в местности с развитой сферой информационных, образовательных, культурных услуг, может значительно расширить свои возможности посредством сотрудничества с другими организациями, осуществляя совместно с ними культурные, образовательные, информационные и иные программы, проекты, акции в рамках целевых программ.

2.14. Библиотека ведет культурно-просветительскую работу, приобщает к культурному наследию, развивает у пользователей способность воспринимать культуру и искусство. Развивает воображение и творческое начало у детей и молодежи. Организует вечера, встречи, презентации, лекции, фестивали, конкурсы и иные культурные акции.

2.15. Престиж, привлекательность и востребованность библиотеки, а также ее конкурентоспособность находятся в зависимости от набора и качества ее услуг, комфортности пользования ими. Библиотека и ее услуги должны быть доступны и удобны для всех групп и категорий пользователей, поэтому целесообразны соответствующие организационные и технологические преобразования в библиотеке на основе анализа изменений в сфере читательских интересов и потребностей.

2.16. Оценка качества и результативности библиотечных услуг осуществляется как муниципальными органами управления культурой, так и самой библиотекой на всех этапах их реализации (планирования, разработки, рекламирования, предложения, востребования).Оценка предоставляемых библиотекой услуг включает следующие их характеристики:

-полезность и соответствие спросу;

-своевременность и оперативность выполнения;

-информативность и содержательность;

-современные методы и способы исполнения и предоставления услуг.


  1. Нормативы размещения библиотек


3.1. Физическая доступность библиотек - одно из важнейших условий реализации конституционного права граждан на доступ к информации, успешного решения задач оказания библиотечных услуг.

3.2. При формировании и исполнении местных бюджетов и межбюджетных отношений должны учитываться следующие нормативы размещения сети общедоступных библиотек:

-каждое сельское поселение должно иметь как минимум одну муниципаль-

ную общедоступную библиотеку, расположенную в административном

центре поселения;

-в сельских поселениях с числом жителей свыше 2 тысяч могут быть еще одна или несколько общедоступных библиотек при условии, что на каждую из них будет приходиться не менее 1000 жителей и расстояние между ближайшими общедоступными библиотеками не менее 3 километров;

-в сельском поселении с числом жителей менее 500 человек допускается

наличие стационарной библиотеки, если охват населения библиотечным обслуживанием составляет 50 и более процентов. В связи с тем, что фактическая нагрузка на такую библиотеку ниже установленных нормативов, режим работы библиотеки может быть изменен по согласованию с учредителем;

-в сельских населенных пунктах в составе сельского поселения может

открываться библиотека при наличии менее 500 жителей (допускается – до 200 жителей);

-в городских поселениях (поселках городского типа) с числом жителей

до 2000 человек наличие общедоступной библиотеки обязательно;

с населением свыше 2000 дополнительно создаются библиотеки из расчета:

не менее 3500 жителей на 1 библиотеку.

3.3. В труднодоступных и отдаленных населенных пунктах (отсутствие коммуникаций, затрудненное сообщение с другими более крупными населенными пунктами) с населением менее 200 жителей может открываться стационарная библиотека либо пункт выдачи.

3.4. В поселенческой библиотеке, обслуживающей микрорайон с числом жителей 500 и более в возрасте до 15 лет, организуется детский отдел.

3.5. В зоне обслуживания поселенческой библиотеки с населением более 2 тысяч жителей организуется детская специализированная библиотека.

3.6. При наличии в сельском поселении нескольких общедоступных библиотек, та из них, которая находится в административном центре поселения, определяется базовой (опорной) библиотекой и является ресурсным центром для библиотечного обслуживания жителей сельского поселения.

3.7. Рассчитывая количество библиотек на территории в соответствии с названным нормативом, следует учитывать все население, проживающее в зоне библиотечного обслуживания, а не только в том населенном пункте, где располагается библиотека. Особенно это следует учитывать при расчетах для территорий с малонаселенными пунктами.

3.8. В городских округах организуется равномерно размещенная сеть общедоступных библиотек в соответствии со следующими нормативами:

-в городах с населением 50-200 тысяч жителей и более функционирует сеть общедоступных библиотек из расчета одна библиотека на 10 тысяч человек;

-на 4-7 тысяч жителей в возрасте до 15 лет организуется специализирован -

ная детская библиотека;

-в малых городах функционируют универсальная центральная библиотека и специализированная центральная библиотека для детей.

3.9. При условии надомного обслуживания ветеранов Великой Отечественной войны и труда, участников вооруженных конфликтов, инвалидов, престарелых людей норматив численности населения на общедоступную библиотеку по согласованию с учредителем снижается.

3.10. В областном центре сеть публичных библиотек равномерно размещается в пределах административных районов (одна библиотека на 12 тыс. жителей). В отдаленных, обособленных микрорайонах с числом жителей до 10 тыс. человек может быть открыта библиотека, обслуживающая взрослых и детей.

3.11. В городском округе все муниципальные библиотеки объединяются в целостно-структурное образование – муниципальное учреждение культуры со статусом юридического лица.

3.12. В административном центре каждого муниципального района в общем числе общедоступных библиотек выделяются межпоселенческие библиотеки: центральная районная для взрослых и центральная детская библиотеки, выполняющие функции центральных в библиотечной системе района.

3.13. При наличии в городском округе нескольких муниципальных общедоступных библиотек одна из них выделяется в качестве центральной, а при наличии в городе нескольких детских библиотек одна из них должна выполнять функции центральной для всех остальных детских библиотек.

3.14. Центральная муниципальная общедоступная библиотека, учрежденная территориальным органом местного самоуправления (районным или городским), выполняет функции координационного и методического центра, обслуживает все слои населения соответствующего муниципального образования.

3.15. Центральная муниципальная общедоступная библиотека является юридическим лицом и финансируется из местного бюджета в объемах, предусматривающих расходы на выполнение ее функций, в т. ч. на информатизацию, комплектование, содержание штатов и здания.

Успешное выполнение библиотекой поставленных задач возможно лишь при условии гарантированного, систематического и достаточного финансирования ее деятельности. Базовым источником финансирования деятельности общедоступной библиотеки является местный бюджет.

3.16. В городском округе при наличии на его территории администрации муниципального района, расположенная здесь районная библиотека, по совместному решению администраций обоих муниципальных образований, может выполнять функции обслуживания городского поселения, в том числе в небольших городах - функции центральной городской библиотеки (для взрослых и детей).

3.17. Эффективным подходом к организации библиотечного обслуживания населения является профилирование. Профилированная библиотека оказывает населению стандартный набор обязательных услуг и дополнительно обеспечивает потребности определенной группы пользователей или направление работы: историко-краеведческие библиотеки-музеи, библиотеки семейного чтения, экологические библиотеки, библиотеки-центры чтения.

3.18. Доступность библиотеки для населения обеспечивается ее удобным местоположением - в центре поселения (села, жилого квартала микрорайона, района, города), на пересечении пешеходных путей, вблизи транспортных сообщений, в наиболее часто посещаемых культурных, торговых, деловых местных центрах.

3.19. Общедоступная библиотека может размещаться в специальном, отдельно стоящем здании, или в блок - пристройке к жилому или общественному зданию, а также в специально приспособленном помещении жилого или общественного здания.

В любом случае соблюдаются архитектурно-планировочные и строительные нормы, соответствующие функциональному назначению библиотеки.

3.20. При размещении библиотеки на первом этаже жилого многоквартирного здания обеспечивается свободный и удобный подход для пользователей и подъезд для производственных целей самой библиотеки.

При размещении в одном здании с образовательным учреждением (школой, колледжем) библиотека должна иметь автономный вход-выход для свободного доступа пользователей.

При размещении библиотеки в социально-культурном комплексе должны предусматриваться специальные библиотечные помещения, обеспечивающие комфортную обстановку для пользователей и сотрудников.

3.21. Физические компоненты здания, помещений, где размещается библиотека, должны олицетворять значимость ее как объекта культурного назначения и принципы деятельности, включая:

-реализацию библиотечных технологий (поступление и движение документов, доступ в библиотеку, пути перемещения пользователей и персонала);

-привлекательную внешнюю и внутреннюю архитектуру и оформление;

-поддержание в процессе эксплуатации состояния, соответствующего

установленным стандартам и нормам (освещение, температурный режим, пожарная безопасность и др.).

3.22. Созданию привлекательного образа библиотеки, ее обозримости и доступности для местных жителей и приезжих граждан благоприятствует наличие таких компонентов:

-свободные подходы к библиотеке, чистота прилегающей территории;

-видимое и легко узнаваемое название библиотеки и грамотная реклама;

-садик, терраса;

-места для детских игр, малые архитектурные формы;

-сопутствующая торговля (книжный киоск, магазин, кафетерий);

-система уличных указателей.

3.23. Время работы библиотеки может составлять от 41 до 60 часов в неделю, в сельских районах - от 36 до 60 часов в неделю. Не менее 20 процентов времени работы библиотеки не должно совпадать с часами рабочего дня основной части населения (вечерние часы, один выходной). Режим работы библиотеки может быть изменен на основе данных мониторинга интенсивности посещений.

Время работы библиотечных пунктов (и передвижных форм обслуживания) может ограничиваться в зависимости от местных условий.

  1   2   3

Похожие:

Минимальный социальный стандарт деятельности муниципальных общедоступных библиотек Амурской области Благовещенск iconНекоторые итоги работы муниципальных библиотек области в 2010 году
На 01. 2011 г сеть государственных общедоступных библиотек системы Министерства культуры РФ в Астраханской области составила 276,...
Минимальный социальный стандарт деятельности муниципальных общедоступных библиотек Амурской области Благовещенск iconИтоги деятельности муниципальных общедоступных библиотек архангельской области в 2010 году
Правовое просвещение населения и организация доступа к социально-значимой информации
Минимальный социальный стандарт деятельности муниципальных общедоступных библиотек Амурской области Благовещенск icon2007 «Базовые нормы организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований»
«Базовые нормы организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований» подготовлены по решению...
Минимальный социальный стандарт деятельности муниципальных общедоступных библиотек Амурской области Благовещенск iconПостановление коллегии управления культуры
...
Минимальный социальный стандарт деятельности муниципальных общедоступных библиотек Амурской области Благовещенск iconНа базе общедоступных библиотек
Пцпи, созданных на базе общедоступных библиотек. Наряду со специализированными информационными службами они являются основными пунктами...
Минимальный социальный стандарт деятельности муниципальных общедоступных библиотек Амурской области Благовещенск iconГук «рязанская областная универсальная научная библиотека имени горького» Научно методический отдел оценка деятельности муниципальных библиотек области (Методические рекомендации)
Показатели оценки деятельности муниципальных библиотек области: метод рек. / Гук «Ряз обл универс науч б-ка им. Горького», науч метод...
Минимальный социальный стандарт деятельности муниципальных общедоступных библиотек Амурской области Благовещенск iconИнформация о деятельности общедоступных библиотек Республики Башкортостан за первое полугодие 2012 г. Библиотечная сеть144
За первое полугодие 2012 года сеть муниципальных библиотек Республики Башкортостан уменьшилась на 5 единиц и составляет 1742 библиотеки...
Минимальный социальный стандарт деятельности муниципальных общедоступных библиотек Амурской области Благовещенск iconБазовые нормы организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований

Минимальный социальный стандарт деятельности муниципальных общедоступных библиотек Амурской области Благовещенск iconПоложение о Центре книжных памятников Амурской области Положение о книжных памятниках Амурской области
Центр книжных памятников Амурской области (далее цкп ао) организован на базе отдела редких книг Амурской областной научной библиотеки...
Минимальный социальный стандарт деятельности муниципальных общедоступных библиотек Амурской области Благовещенск iconБиблиотек
Библиотеки Тамбовщины – школе [Текст]: обзор деятельности муниципальных библиотек области / сост. Н. А. Юмашева; «тогук тамб обл...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница