1. Основные понятия художественно-технического оформления




Название1. Основные понятия художественно-технического оформления
страница1/6
Дата26.09.2012
Размер0.72 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6
Дизайн и художественное конструирование

Зачёт: коллоквиум, 22 мая, 14:10, ауд. 317

Преподаватель: Галкин С. И.


Пометки: пожелания и комментарии − курсивом,

выделение сути или определений − полужирным, курсивом,

зачёркнутые с полужирным темы − взятые, но несделанные/неприсланные

зачёркнутые обычные − не взятые и, соответственно, не сделанные темы.

Текст: в заголовке полужирным 14-ым кеглем полное название темы, основной текст – 12-ый Таймс Нью Роман.


Тема 1. Основные понятия художественно-технического оформления


Художественно-техническое оформление газеты - это система размещения публикаций и их заголовков в газетном номере и на каждой из его страниц, способы выделения важнейших материалов, выбор и применение шрифтов для набора текстов и заголовков, использование различных видов иллюстраций, а также использование основного черного и дополнительных цветов. Это процесс, складывающийся под влиянием объективных и субъективных факторов, которые образуют закономерные связи между оформлением изданий и условиями их функционирования, их специфической природой. Понятие «оформление» означает текущую работу над выпуском номера, начиная с подготовки материалов в печать и кончая версткой. Дизайн предполагает, помимо этого, художественно-техническое проектирование издания, создание его стабильной конструкции, которая служит моделью для серийного оформления номеров. Понятие «формообразование изданий» включает в себя текущее и проектируемое оформление, нормирует и соподчиняет его с типологией, техникой, требованиями эстетики, читательской аудитории. Внешний облик издания предстает как результат воздействия формообразующих факторов. Сегодня на первый план среди других факторов выходят личностный и технологический.


Тема 2. Дизайн газеты и журнала


Всё, что идёт ниже по теме, было скомпоновано мной из двух почему-то повторявшихся билетов − второй части первого билета и собственно самого второго билета (первый делала Маша П, второй − Оксана, и они по-разному почему-то сделали конспект одного и того же раздела учебника Лазаревич). Это вроде бы всё, что есть по данному общему, вообще-то, вопросу:

Художественно-техническое оформление периодических изданий – составная часть журналистики. Под техническим, точнее – художественно-технических оформлением газеты мы понимаем систему размещения публикаций и их заголовков в газетном номере на каждой странице, способы выделения важнейших материалов, выбор и применение шрифтов для набора текстов и заголовков, использование различных видов иллюстраций, а также использование основного-черного- и дополнительного цветов. Теперь вместо оформления употребляют термин дизайн.

У каждого вида издания свой предметный состав – соотношение текстового, иллюстрационного и заголовочного комплексов, свои приемы построения полос.

«Лицо издания» - содержательная, литературная и графическая индивидуальность каждого издания.

Объективные и субъективные факторы, определяющие дизайн газеты, еженедельника и журнала:

Типологический формообразующий связан с содержанием изданий. По разным признакам в системе газет выделяются общественно-политические и профессиональные, центральные и региональные, качественные, массовые и бульварные и т.д. У каждого вида период. изданий свои особенности, в том числе и оформительские: разные объемы, форматы, ширина и высота колонок и другие, а иногда и разная технология изготовления. Не исключается возможность заимствования оформительских приемов одним типом издания у другого. Журналы выделяются более высоким качеством бумаги, красок, яркими обложками, отдельные элементы которых, например, крупные иллюстрации и анонсы, украшают и первые страницы еженедельников.

Журналы и еженедельники, как правило, более аналитичны, более загружены крупными публикациями и поэтому в черно-белом варианте выглядят внешне спокойными и уравновешенными, газеты же более информационно наполнены, а следовательно, из-за множества публикаций и заголовков, обладают оживленной и динамичной композицией. Итак, первое, что необходимо учитывать при оформлении изданий, это их принадлежность к той или иной разновидности.

Соревновательный (конкурентный фактор). Он понуждает редакции поиску нестандартных приемов и способов подачи материалов, к совершенствованию оформительского мастерства на базе новых технологий к выработке «фирменных» стилей оформления, выделяющих каждое конкретное издание среди подобных. Однако и сохранение устоявшегося стиля тоже формирует индивидуальность издания, его «лицо».

Эстетический фактор. Дизайнеры и издатели в меру обладания художественным вкусом создают удобочитаемые и привлекательные произведения периодической печати: усиливают или ослабляют контрасты, выравнивают пропорции частей полосы, уравновешивают эти части, выстраивают симметричные или ассиметричные конструкции, ритмичные или аритмичные ряды элементов и комплексов газетной и журнальной формы, распределяют доп. цвет.

Технологический формообразующий фактор. Его роль возрастает по мере оснащения редакцией компьютерами, фотонаборными автоматами и другим электронным оборудованием. Внедрение в газетно-журнальное производство настольно-издательских систем (НИС) позволяет весь допечатный процесс осуществлять редакциям. Это ускоряет выпуск номеров.

Рекламный фактор. Обилие рекламы. Деление периодических изданий на две части: редакционную и рекламно-справочную. Реклама изменила построение полос, заполнила графический фон издания яркими пятнами, из-за ее обилия в изданиях увеличивается объем газет и журналов. Устанавливается чередование редакционных и рекламных полос.

Международный фактор – отражает опыт мировой прессы.

Национально-традиционный – опыт собственной печати. Существуют школы оформления – англо-американская, германская, франко-итальянская, российская.

Читательско-формообразующий фактор – отражающий мнения читателей о содержании и форме изданий, предложения и пожелания об изменениях в их структуре, способе подачи публикаций, подборе шрифтов. Это традиции и привычки читательской аудитории того или иного издания.

Личностный (субъективный) фактор зависит от профессионализма дизайнеров, отражает степень участия дизайнера издания в художественно-техническом оформлении.


Тема 3. Размерные характеристики изданий


Размерные характеристики изданий – это:

  1. Типографские системы измерения

  2. Меры объема

  3. Форматы (газеты/журнала)

  4. Форматы полос набора (газеты/журнала)

  5. Форматы набора


1. Типографские системы измерения. Есть две системы.

Система Дидо:

1 пункт=0,376 мм

1 цицеро=12 пунктов=4,5 мм

1 квадрат=48 пунктов=4 цицеро=8 нонпарелей=18 мм.

Англо-американская типометрическая система:

1 point=0,351 мм

pica=12 point=4,2 мм

дюйм~6 pica=72 point=25,4 мм

2. Меры объема. Объем печатной продукции измеряется в авторских и учетно-издательских листах. Они отличаются друг от друга авторством.

Авторский лист – то, что написал отдельный человек. По ним измеряется нагрузка на преподавателей и научных работников. Например, в год надо написать 10 авторских листов.

Учетно-издательский лист – это то, что написали различный люди, но все это уместилось на одном листе (или полосе, или в номере).

1 учетно-издательский (авторский) лист = 40 тыс. знаков прозаического текста = 700 стихотворных строк = 3000 квадратных см иллюстраций.

Чтобы определить, сколько надо истратить бумаги на то или иное издание, есть физический печатный лист и условный печатный лист.

Физический печатный лист – это бумажный лист стандартного формата, пропечатанный с одной стороны. Стандартные форматы листовой бумаги: 70x90, 75x90, 70x100 и др. Стандартные форматы рулонной бумаги – ширина поля 60, 70, 90, 120 см.

2 физических печатных листа в журнале = 1 тетрадь

2 физических печатных листа в газете = 2 разворота (или двустраничный вкладыш)


Количество физических печатных листов в журнале = число страниц в номере : часть физического печатного листа, которую занимает страница журнала.

Количество физических печатных листов в газете = число бумажных листов номера : 2

Условный печатный лист в газете равен физическому печатному листу формата А1 (594x841мм). 4 условных печатных листа = лист формата А0 ~ 1 квадратный метр.

Условный печатный лист в журнале равен физическому печатному листу формата 60x90 см.

Чтобы посчитать, сколько условных листов есть в номере журнала, нужно:

  1. Посчитать количество страниц

  2. Размер физического печатного листа поделить на формат условного печатного листа – получается некий коэффициент

  3. Умножить количество страниц на коэффициент

3. Форматы журналов, форматы газет.

Формат журнала определяется форматом страницы (в мм), но в выходных данных обозначается как доля физического печатного листа, которую страница занимает. Современные издания не указывают свои форматы. Определяется формат журнала следующим образом:

  1. Вначале измеряем ширину и высоту страницы в журнале.

  2. Округляем получившиеся величины, чтобы получилось на конце 5 или 0, к какому числу ближе.

  3. Полученные величины умножаем на 2, 4 или 8. Здесь есть правило. Ширина не может быть меньше 60 см, длина не может быть больше 110 см.

  4. Формат журнала получается умноженная ширина умноженная длина / перемноженные 2x4 или 2x8 (коэффициенты, на которые мы перемножили длину и ширину).

Формат газеты определяется форматом страницы (в мм). Российские газеты выпускаются форматом А2, А3 и А4.

А2 = 420x594 мм

А3 = 297x420 мм [ширина = длина предыдущего делить на 2, высота = ширина предыдущего]

А4 = 210x297 мм

4. Форматы полос набора в журнале и в газете.

Формат полосы набора в журнале

Для компьютерной верстки создается шаблон полосы на странице соответствующего формата путем установки полей. Есть несколько правил определения размеров полей.

  1. Внутреннее поле всегда меньше внешнего

  2. Верхнее поле всегда меньше нижнего (и в этом, и в предыдущем случае рекомендуется соотношение 2 к 3)

  3. Величина полей = (Ширина страницы – Ширина полосы) x (Высота страницы - Высота полосы), все в мм.

Формат полосы набора в газете

!!! Максимальное значение полосы формата А2: 392x558 мм.

Стандартные размеры полей: внутреннее 11 мм, внешнее 17 мм, верхнее 14 мм, нижнее 22 мм.

Чтобы вычислить значение полосы А3, делаем так:

  1. Высота А3 = Ширина А2 = 392 мм.

  2. Ширина А3 = (Высота А2 – 18 мм) : 2 = (558 мм – 18 мм) : 2 = 540: 2 – 270 мм.

Таким образом, максимальное значение полосы формата А3 равно 270x392 мм.

Поля. Внутреннее равно половине от тех самых 18 мм, то есть 9 мм. Внешнее равно 18 мм, верхнее 9 мм, нижнее 18 мм.

А4 вычисляется по той же технологии, что и А3. Формат полосы получается 187x270 мм. Поля: верхнее 9мм, нижнее 18 мм, внутреннее 9 мм, внешнее 14 мм.


5. Форматы набора.

Форматы набора – это ширина колонок (от максимума до минимума) и их количество на полосе.

Минимальная ширина колонки – 36 мм. Максимальная – 126 мм. Пробелы могут быть от 3 до 6 мм. Как посчитать, сколько максимально может быть на полосе:

  1. Ширина полосы набора : минимальная ширина колонки = количество колонок, но с дробью.

  2. Число колонок, уже без этой дроби x минимальная ширина колонки = ширина, которую займут колонки на странице.

  3. Ширина полосы набора – получившееся в предыдущем пункте.

  4. Это число разделить на (число колонок – 1) = пробел между колонками. Желательно, чтобы это было целое число или + 0,5.

И это все, дорогие други, что есть важного по этой теме. Надеюсь, коллективный разум напряженно думает…


Тема 4. Оформительские элементы в газетах и журналах


В Гиблии вся первая глава (коих всего в книге 3) называется «Элемент оформления», и входят в неё и описание размерных характеристик полос разных форматов, системы измерений в печати и т.п., также шрифты, включая их начертание, кегель, интерлиньяж и иже с ним, а также особую главку «Понятие «элемент оформления». Однако про «Размеры и разметку» говорится в другой теме, которую делает другой человек, то же и со шрифтами, получается, что неохваченными остались только пробельные, декоративные и изобразительные элементы − их, видимо, и надо описать в рамках данной тем. Иначе, шутка ли, при ином понимании темы здесь бы пришлось делать конспект всей главы! Но в этой теме, имеются в виду, наверное, именно те элементы, которые перечислены в главке «Понятие…». Её конспект и есть ниже.

Из-за деления раньше издательского дела на типографское и редакционное существует определённая путаница в том, в чём состоит понятие «элемента». Элементами на разных уровнях называют разные вещи − на внешнем уровне элементами книги называют обложку, переплёт и др. (что нам неинтересно), а на внутреннем − составляющие каждого номера газеты или журнала: заглавие газеты, полосы, текстовые материалы, их заголовки, иллюстрации и проч., которые в свою очередь иногда состоят из более мелких элементов. Но т.к. книги нас не интересуют, элементами мы будем называть только составляющие внешней, видимой формы газеты или журнала.

Поэтому вот определение, какое даёт Гиблия:

«Элемент оформления − одна из составных частей внешней формы периодического издания, обладающая определённой функцией при передаче содержания, имеющая своё назначение и ряд специфических признаков, которые позволяют выделить данный элемент из всей системы оформления».

К элементам оформления в таком случае относятся межколонные пробелы, линейки, текстовый шрифт (см. след. тему) и др., и отличает всех их универсальность и двумерность (т. е. имеют ширину и длину).

Но элементы существуют не поодиночке, а образуют, группируясь, комплексы (формально завершённое, но содержательно не законченное объединение элементов, включающее элементы различных видов), которые также есть на нескольких уровнях − уровне одной колонки текста, материала, полосы и т.д.

Виды элементов оформления:

  • Титульный шрифт (предназначен для набора и выделения заголовков первостепенной важности − характеризуется кеглем, начертанием, рисунком)

  • Текстовой шрифт (используется для набора основного текста статей, а также некоторых заголовков − отличается от титульного меньшим кеглем и светлой насыщенностью)

  • Декоративные элементы (служат для выделения какой-либо содержательной части текста, отделения её от других и т.д.): линейки, украшения, заставки, раппорты (наборные орнаменты), бордюры (вид орнаментальных украшений, получаемый при повторении геометрической или стилизованной изобразительной фигуры в определённом направлении), виньетки (украшение в виде небольшого графического изображения или орнаментально-тематического хар-ра, помещаемое на обложке, переплёте, в начале и/или в конце глав) и проч. В число дек. эл. входит и плашка − печатная форма со сплошной печатающей поверхностью, применяемая для печати сплошного фона той или иной площади. В современных газетах и журналах часто используется лишь один или чуть больше видов линеек для обозначения колонтитулов, отграничения статей, колонок и проч. Но ранее весьма популярно было пёстрое использование дек. эл. самых разных видов в одном номере. На границе дек. эл. и изобр. эл. находится инфографика
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

1. Основные понятия художественно-технического оформления iconТема Основные понятия художественно-технического оформления
Взаимосвязь типологии издания и его дизайна. Структурные, композиционные и графические характеристики, формирующие «лицо» издания....
1. Основные понятия художественно-технического оформления iconПрограмма по дисциплине «прикладные протоколы интернет и www»
Глобальные вычислительные сети: os unix – основные понятия, Internet – структура и основные понятия, аппаратное обеспечение, программное...
1. Основные понятия художественно-технического оформления iconЛекция №1. Основные понятия современной генетики. Основные понятия теории наследственности

1. Основные понятия художественно-технического оформления iconУрок 14 Тема: Основные понятия и определения
Цели урока: разобрать основные понятия и определения, научиться выбирать номенклатуру деталей для обработки на гпс
1. Основные понятия художественно-технического оформления iconПреподаватель
Тема: «Наводнения. Основные понятия и их классификация. Основные понятия гидрологии. Классификация наводнений»
1. Основные понятия художественно-технического оформления iconКурс лекций воронеж 2005 тулупов в. В. Техника и технология сми. Дизайн периодических изданий: Курс лекций. Воронеж: Кварта. 2005. с
Учебное пособие предназначено для студентов факультетов и отделений журналистики, рекламы и со, изучающих дисциплины «Техника и технология...
1. Основные понятия художественно-технического оформления iconТемы рефератОВ. Сверхширокополосные импульсные электромагнитные воздействия на рэс и эвс
Цель. Задачи. Направления исследований. Термины, основные понятия эми. Устойчивость и стойкость технических средств. Основы технического...
1. Основные понятия художественно-технического оформления iconКафедра визуальной журналистики и дизайна периодических изданий 5 курс, журналистика, магистратура
Гнатив Г. П. Научные основы художественно-полиграфического оформления газеты. Киев, 1985
1. Основные понятия художественно-технического оформления iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению «Философия» 2012 год
Развития. Древнеиндийская философия, её основные черты. Периодизация индийской философии, её основные понятия: Брахман, Атман, сансара,...
1. Основные понятия художественно-технического оформления iconКурс, Журналистика, дневное отделение 3 семестр 2010-2011 уч г. Дизайн в сми список литературы
Гнатив Г. П. Научные основы художественно-полиграфического оформления газеты. Киев, 1985
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница