Об интеграции информационных ресурсов и создании научных электронных библиотек




НазваниеОб интеграции информационных ресурсов и создании научных электронных библиотек
страница1/6
Дата26.09.2012
Размер0.66 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6

Елизаров А.М.…

ОБ ИНТЕГРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

И СОЗДАНИИ НАУЧНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ БИБЛИОТЕК

А.М. Елизаров, Н.А. Никифоров, В.Д. Соловьев, Т.Э. Якубов

В настоящей обзорной работе отражен опыт интеграции информационных ресурсов и создания научных электронных библиотек, накопленный в результате выполнения на базе НИИММ в течение последнего пятилетия ряда проектов Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), Министерства промышленности и науки (Минпромнауки) РФ по созданию систем телекоммуникаций для науки и образования, формирования распределенных тематических электронных коллекций в рамках Электронной библиотеки Республики Татарстан (РТ), а также издания таких международных электронных научных журналов, как “Lobachevskii Journal of Mathematics”, «Магнитный резонанс в твердых телах» и “Web Journal of Formal, Computational and Cognitive Linguistics”.

Как известно (например, [1]), для современного информационного общества характерно стремительное развитие и активное использование таких информационных и коммуникационных технологий, которые обеспечивают не только сетевой информационный обмен, но и возможность интеграции локальных информационных ресурсов в единое общедоступное информационное пространство. Эти ресурсы способны существенно повлиять на интенсивность процессов обучения и научных исследований, а обеспечение публичного (в том числе удаленного) доступа к ним стало одной из первоочередных задач обслуживания образования, науки и культуры. Сегодня общепризнанно, что решение этой задачи наиболее эффективно достигается путем создания электронных библиотек – «распределенных информационных систем, позволяющих надежно сохранять и эффективно использовать разнообразные коллекции электронных документов (текст, графика, аудио, видео и др.), доступные в удобном для конечного пользователя виде через глобальные сети передачи данных» [2]. В этом смысле вузовская и, прежде всего, университетская среда являются наиболее оптимальными для использования существующих, создания новых информационных ресурсов, развития новых информационных и коммуникационных технологий, так как именно в вузах (университетах) одновременно и в различных формах, в обучении и научных исследованиях создаются и используются такие информационные ресурсы и технологии. Создаваемые в университетах информационные ресурсы имеют различную природу – это научные издания и учебно-методические пособия, диссертации и их авторефераты, библиографические указатели и обзоры, справочная литература, материалы теле- и видеоконференций, электронные журналы и электронные версии «бумажных» научных изданий, электронные учебники, научные базы данных и еще многое другое. Создание единой среды и механизма формирования и использования этих ресурсов, а также единый их учет и классификация – актуальные проблемы, еще не нашедшие своего решения.

В той или иной форме идея электронной библиотеки уже работает во многих университетах и крупных библиотеках ведущих стран мира (см. [3 – 5]). Например, электронная «библиотека XXI века» создается в Японии путем соединения усилий Агентства по внедрению новых технологий, Национальной парламентской библиотеки, целого ряда министерств, более 20 библиотек и культурных центров. Несколько лет назад Библиотека Конгресса США начала реализацию национальной программы создания электронной библиотеки. Начиная с 1994 г., по инициативе NSF DARPA и NASA в США была развернута исследовательская программа Digital Libraries Initiative (DLI) по электронным библиотекам. На второй стадии развития в начале 1998 г. эти программы были объединены в единую межведомственную программу (DLI – Phase 2), в которой, кроме того, участвуют Национальная медицинская библиотека, Агентство по статистике США, Национальный гуманитарный фонд, Национальный архив США и другие федеральные агентства. С 1995 по 2000 гг. осуществлялась национальная программа Великобритании eLib. В других странах (Канада, Германия и др.) многочисленные разрозненные проекты в последние годы также стали превращаться в национальные и международные программы создания электронных библиотек. Ряд проектов по созданию и использованию электронных библиотек выполнялся в рамках 4-й Рамочной Программы Комиссии Европейских сообществ (КЕС) и теперь осуществляется в рамках программы «Технологии информационного общества» действующей 5-й Рамочной Программы КЕС. В 1998 г. Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) и Российский фонд технологического развития начали пилотную программу по созданию и использованию электронных библиотек. В 1999 г. в соответствии с решениями Правительства России была поставлена задача развертывания полномасштабной межведомственной программы по созданию и использованию электронных библиотек с участием большого числа министерств и ведомств. На этом фоне особенно актуальной становится задача объединения разрозненных усилий представителей различных организаций, ведомств, сообществ для отработки методики интеграции существующих электронных ресурсов на основе технологий электронных библиотек. Ярким примером такого объединения явилось создание в рамках ряда проектов РФФИ межведомственной Научной электронной библиотеки (НЭБ) (http://elibrary.ru).

В России идеи создания электронных библиотек уже приняты многими университетами, академическими научными центрами и крупными библиотеками (см., например, [1, 6 – 8]). Вместе с тем актуальность названных проблем для университетского сообщества столь значительна, что работы в этих направлениях ведутся практически во всех университетских центрах страны. Сказанное в полной мере относится к Казанскому государственному университету (КГУ) – одному из ведущих учебных и научных центров России, на 16 факультетах которого сегодня обучается свыше 10 тысяч студентов по 36 специальностям и направлениям и более чем 90 специализациям. Среди сотрудников университета более 200 профессоров и докторов наук и около 800 доцентов и кандидатов наук. Научная библиотека им. Н.И. Лобачевского (НБЛ) КГУ, насчитывающая в своих фондах около 5 миллионов единиц хранения, входит в десятку крупнейших библиотек России. В структуру университета входит несколько научно-исследовательских институтов, крупнейшим из которых является НИИММ, организованный в 1934 году. Сотрудниками НИИММ являются 35 докторов и более 60 кандидатов наук, среди которых практически все ведущие ученые КГУ в области математики и механики. В тесном контакте с Институтом осуществляет свою деятельность Казанское математическое общество – общественная некоммерческая организация, среди основных задач которого – проведение математических научных мероприятий и издание математической литературы.

В последние годы в КГУ активно развивается информационная инфраструктура, существенно увеличивается и обновляется компьютерный парк. Это дает возможность сотрудникам и студентам получить доступ к мировым информационным ресурсам и использовать современные средства подготовки документов. Необходимым условием для такого доступа является наличие развитых телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу компьютерных данных и предоставление информационных услуг.

На территории РТ в настоящий момент времени функционирует целый ряд таких сетей, которые можно разделить на две категории: коммерческие и некоммерческие. К коммерческим относятся сети, принадлежащие частным компаниям и предназначенные для коммерческого использования. В отличие от них некоммерческие сети основаны на принципе бесприбыльности и ориентированы на обслуживание организаций науки, образования, государственного управления, здравоохранения, культуры и других. В РТ происходит быстрый рост популярности телекоммуникационных сетей – как коммерческих, так и некоммерческих. Отметим, что впервые электронные адреса предприятий и организаций Татарстана, а также возможности доступа в Интернет и работы с электронной почтой в Татарстане были описаны в [9]. Теперь кратко остановимся на описании некоммерческих сетей.

Некоммерческие сети в РТ представлены несколькими ведомственными сетями, обслуживающими организации по ведомственному признаку (например, ГАС-ВЫБОРЫ, сеть Кабинета Министров РТ и др.), а также Гражданской сетью (ГС) РТ и Сетью научных и учебных организаций “SENet-Tatarstan”, предоставляющими телекоммуникационные услуги широкому кругу академических и некоммерческих организаций.

Гражданская сеть РТ, созданная в 1994 году на базе узла сети Интернет в КГУ, в результате совместных усилий КГУ, Казанского научного центра РАН (КНЦ РАН) и ряда вузов Казани превратилась в крупную телекоммуникационную систему регионального масштаба, объединяющую более 130 организаций. Основой ГС был проект создания региональной научно-образовательной сети Поволжья в рамках всероссийской межведомственной телекоммуникационной программы на 1995 – 1998 гг. [10] (впоследствии продленной на период 1999 – 2000 гг.), реализованный на средства Минпромнауки РФ, РФФИ при финансовой поддержке Правительства РТ, организация-исполнитель – НИИММ (руководители проекта – А.В. Костерин и А.М. Елизаров).

С технической точки зрения ГС была примером региональной IP-сети и представляла собой совокупность опорных узлов (расположенных на телефонных станциях города и в КГУ), к которым при помощи арендуемых линий связи были подключены локальные сети организаций-участников сети. Опорные узлы оснащены современным телекоммуникационным оборудованием, в сети использовались передовые технологии, обеспечивающие полную совместимость с сетями, входящими в Интернет. Фактически ГС являлась объединением на общей технической базе целого ряда академических некоммерческих сетей: компьютерных сетей практически всех вузов Казани, вузов в Набережных Челнах, академических институтов КНЦ РАН и Академии наук Республики Татарстан (АН РТ), республиканских больниц и клиник, организаций государственного управления, культуры и многих других. Связь с соседними узлами Интернет в Москве и в Ульяновске обеспечивалась через выделенные междугородние телефонные каналы. С 1998 года в качестве внешнего использовался 2-мегабитный цифровой канал связи до Москвы. До появления ГС в Республике практически не было школ, библиотек, организаций здравоохранения, имевших доступ в глобальные компьютерные сети. Она пользовалась огромной популярностью и принесла значительную пользу сотрудникам многих организаций: по результатам анкетирования, проведенного в 1997 году, услугами ГС ежедневно пользовались более 5 тысяч жителей Казани и РТ.

В ноябре 1998 года в рамках совместной программы «Интернет» Института Открытое Общество (Фонда Сороса в России) и Правительства РФ в КГУ был открыт Университетский центр Интернет (26-й по счету из 33-х запланированных), оснащенный современным компьютерным и телекоммуникационным оборудованием (руководитель проекта – А.М. Елизаров). Создание Центра существенно расширило возможности, предоставляемые ГС для проводимых в РТ работ по развитию современных информационных технологий, создало принципиально новые условия для вхождения преподавателей, ученых, студентов, представителей культурных и образовательных сообществ в единое информационное пространство.

В сентябре 1999 года в КГУ были завершены работы по модернизации университетской сети: все здания университетского городка были соединены оптоволоконной магистралью, запушен комплекс телекоммуникационного оборудования на базе оборудования фирмы Cisco, организованы новые информационные серверы, получили возможность качественного взаимодействия внутри сети и доступа в Интернет компьютерные сети естественных и гуманитарных факультетов КГУ, Научной библиотеки им Н.И. Лобачевского.

Информационное наполнение. Созданные в рамках ГС информационные ресурсы позволили Республике Татарстан войти со своим вкладом в мировое информационное пространство. На центральном сервере ГС с 1994 года функционировал web-сервер «Казань в сети Интернет», а в конце 1997 года был организован сервер «Татарстан в сети Интернет» (http://www.kcn.ru). Эта система давала возможность познакомиться с новыми научными результатами на страницах ряда электронных журналов, здесь же размещались электронные версии ряда городских печатных изданий. Сервер постоянно анонсировал проводимые научные и учебно-методические конференции. Информационные системы давали представление о структуре и научных направлениях, реализуемых учеными вузов и академических институтов. Через сервер был организован интерфейс к базе данных электронных адресов ученых и сотрудников университета, была также представлена информация об истории, культуре, промышленности, политическом устройстве и других аспектах жизнедеятельности РТ, города Казани. Web-сервер КГУ получил высокие оценки международных тестирующих организаций, ведущих каталогов сети Интернет. В числе наиболее значимых награды английской академии Examination Technique Academy (ETA), Magellan 3 Star Site, Top 10% all Russian Web pick's. Информационная системя «Казань в сети Интернет» получила в 1997 году оценку специалистов Европейской экономической комиссии при ООН как одной из лучших в странах СНГ. Через web-сервер осуществлялся доступ к базам данных каталогов НБЛ и ряду других баз данных, реализованных под управлением СУБД Oracle. В рамках европейского проекта EMnet (1994 – 1996 гг., руководитель – А.В. Костерин) была реализована база данных с информацией о математиках Казани. На сервере расположили свои информационные страницы многие вузы города, а также Казанский школьный сервер (http://www.kcn.ru/school).

В 1999 – 2001 гг. на базе НИИММ в КГУ был выполнен проект РФФИ 99-07-90166, направленный на формирование сети электронных библиотек Казани на базе ГС РТ. В рамках этого проекта проведены работы по созданию городской корпоративной библиотечной сети «Научные библиотеки Казани», а также по интеграции информационных ресурсов Казани по математике и механике. Учитывая, что названный проект был первым в КГУ проектом РФФИ в области информационных систем и баз данных столь значительного масштаба, кратко охарактеризуем основные направления его реализации и полученные результаты.

Направление 1. «Создание web-интегрированной системы автоматизации деятельности НБЛ КГУ». Цель работ – создание информационной системы, предоставляющей доступ к ресурсам НБЛ пользователям, имеющим выход в Интернет (руководители работ – В.М. Понфиленок, А.Г. Абросимов (с 2001 г.). Основные результаты:

  • создан универсальный конвертор библиографических форматов, обеспечивающий диагностику и преобразование библиографических записей в любом машиночитаемом формате MARC, в том числе и преобразование в российский коммуникационный формат RUSMARC: программа доведена до состояния распространяемой версии; созданы API (в виде DLL) и графический интерфейс под Windows (на Visual Basic) для удобного запуска конвертора, а также для создания и отладки сценариев; расширен набор встроенных функций, обеспечена возможность определения в языке пользовательских функций и расширен набор используемых форматов, в том числе, поддерживается XML;

  • разработанные технологии и программное обеспечение практически использованы в НБЛ для информационного наполнения электронного каталога новыми библиографическими записями; представления в электронном каталоге аналитических библиографических описаний содержания отечественных научных журналов; предоставления доступа к полнотекстовым материалам в области научных исследований, в том числе с учетом спецификации Z39.50;

  • внедрена автоматизированная библиотечная информационная система РУСЛАН, сводный каталог Корпоративной библиотечной сети г. Казани перенесен в АБИС РУСЛАН (http://ruslan.ksu.ru/), обеспечен web-интерфейс и интерфейс по протоколу Z39.50;

  • в рамках сводного каталога создан каталог научно-образовательных распределенных информационных ресурсов (300 ссылок).

На сегодняшний день в НБЛ сформированы и поддерживаются следующие электронные каталоги (ЭК) и базы данных (БД):

  • ЭК новых поступлений литературы на русском, татарском и иностранных языках; ведется с 1992 г., включает более 27000 документов;

  • ЭК диссертаций, защищенных в КГУ, и авторефератов диссертаций; ведется с 1993 г., включает более 3200 документов;

  • ЭК статей по гуманитарным наукам; ведется с 1994 г., включает более 12000 документов;

  • ЭК статей по гуманитарным наукам на татарском языке (из периодических изданий, выходящих на территории Республики Татарстан); ведется с 1997 г., включает более 2400 документов;

  • ЭК «Труды ученых Казанского государственного университета»; ведется с 2000 г., включает более 800 документов;

  • ЭК Центра информации и документации Совета Европы; ведется с 1999 г., включает более 700 документов;

  • ЭК периодических зданий; ведется с 1997 г. и включает около 1000 записей;

  • сводный каталог периодических изданий, выписываемых библиотеками города, и база данных «Читатели» (более 18000 записей).
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Об интеграции информационных ресурсов и создании научных электронных библиотек iconПроблемы интеграции информационных ресурсов в социально-гуманитарной сфере на базе архивов электронных научных коллекций
В настоящее время можно обозначить две линии в развитии интегрированных информационных ресурсов российского научно-образовательного...
Об интеграции информационных ресурсов и создании научных электронных библиотек iconРешение всего круга задач доступа к научным данным путем создания централизованных нис (Научных Информационных Систем) невозможно, как показано в [1].
Использование метаданных в электронных библиотеках по науке. Ведение прикладных профилей метаданных по науке. Пример интеграции данных...
Об интеграции информационных ресурсов и создании научных электронных библиотек iconЭлектронная библиотека научных информационных ресурсов Карнц ран
Эб карнц ран) предназначена для формирования, хранения и многоцелевого использования коллекций электронных научных информационных...
Об интеграции информационных ресурсов и создании научных электронных библиотек iconСправка о наличии учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса. № п/п
Наименование и краткая характеристика библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, в том...
Об интеграции информационных ресурсов и создании научных электронных библиотек iconОбеспечение образовательного процесса электронными информационными ресурсами № п/п
Наименование библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, в том числе электронно-библиотечных...
Об интеграции информационных ресурсов и создании научных электронных библиотек iconОбеспечение образовательного процесса цифровыми образовательными ресурсами № п/п
Наименование и краткая характеристика библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, в том...
Об интеграции информационных ресурсов и создании научных электронных библиотек iconПрограммы (основная / дополнительная), направление подготовки, специальность, профессия, наименование предмета, дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом
Наименование и краткая характеристика библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, в том...
Об интеграции информационных ресурсов и создании научных электронных библиотек iconСистема автоматизации библиотек
Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
Об интеграции информационных ресурсов и создании научных электронных библиотек iconС. А. Арнаутов Институт химической физики им. Н. Н. Семенова ран
Ключевые функции таких библиотек – обеспечение эффективной интеграции разнородных информационных ресурсов и публикация/регистрация...
Об интеграции информационных ресурсов и создании научных электронных библиотек iconСистема автоматизации библиотек ирбис 6 4
Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница