Конспект урока географии по теме "Северный Кавказ", 9-й класс




Скачать 74.54 Kb.
НазваниеКонспект урока географии по теме "Северный Кавказ", 9-й класс
Дата30.08.2012
Размер74.54 Kb.
ТипКонспект

Конспект урока географии по теме "Северный Кавказ", 9-й класс


Цели урока:

Образовательные:

  1. Дополнить образ изученного экономического района

  2. Обобщить основные знания о Северном Кавказе

  3. Сформировать представление о реальных достоинствах Европейского Юга

Развивающие: Развивать аналитическое и синтетическое мышление, память, образное мышление, внимание, умение работать с картами.

Воспитательные: воспитывать патриотические чувства, толерантность, способствовать формированию здорового образа жизни

Класс: 9

Оборудование:

  • костёр (имитация, полевые планшеты)

  • вывески: “Северный Кавказ”, “Воззри на горы превысокие”,

  • отрывки из поэтических произведений, фотографии пейзажей Кавказа (формат А-4),

  • продовольственная выставка,

  • дипломы Северному Кавказу (по числу учащихся),

  • щепочки (по числу учащихся),

  • контурные карты.

  • компьютер с мультимедийной приставкой

I. Орг.момент

Слово учителя-организатора путешествия:

Здравствуйте!

Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы туристы и проводим урок на привале у костра. К нам на огонек пришли гости. Которых, мы рады приветствовать. С ними поделимся своими знаниями, мнениями о Северном Кавказе.

Наша цель сегодня: дополнить образ изученного экономического района живыми красками.

План урока.

  1. Дополнить образ изученного экономического района.

  2. Повторить и обобщить географические понятия.

  3. Заполнение визитной карточки района.

  4. Работа в контурных картах.

  5. Защита презентаций.

  6. Сформировать представление о реальных достоинствах Европейского Юга.

  7. Подведение итога.

Мне хочется, чтобы Северный Кавказ, который предстает с экранов ТВ и газет чаще всего в черных, негативных красках, раскрыл своё истинное, настоящее, богатое, многонациональное и очень тёплое лицо, и каждому из вас стал ближе и роднее. Тем более, что здесь находится наша с вами малая Родина Ставропольский кр., Апанас. р-н., с. Манычское.

II. Географическая разминка

Прошу вас по традиции закончить фразу: “Для меня Северный Кавказ - это……”. Это подтверждает фотовыставка, которую мы с вами подготовили.

III. Актуализация ранее изученного материала.

Итак, Северный Кавказ - это природный амфитеатр, самый южный, горный, изменчивый с севера на юг район России, сочетающий в себе прекрасные почвы, климат, растения и исключительное природное разнообразие.

Сегодня мы прощаемся с Кавказом,
И вспомним лица, реки, города,
Уйдём отсюда с теплотой, любовью,
А красоту, богатство, степи, горы запомним навсегда!


Достаньте ваши походные планшеты, закончим наши записи, поставим точку, а лучше многоточие в нашем путешествии по Северному Кавказу.

- Кстати, второе название этого района? *(записали в полевых дневниках)

На Кавказе есть традиция: в последний день пребывания нужно развести большой костёр и каждому желающему увезти с собой тепло юга России, бросить в огонь хотя бы маленькую щепочку.

- Возьмите щепочку и прежде, чем бросить её в огонь, объясните то, что на ней написано. Кстати, все географические слова имеют непосредственное отношение к Северному Кавказу.

  • геополитическое положение

  • курортное хозяйство

  • казаки

  • минеральные источники




  • АПК

  • плавни

  • международный транспортный коридор

  • рекреационные ресурсы

(все термины написаны на настоящих щепочках)

- Дорогие мои туристы, помогите мне заполнить традиционную для экономической географии “Визитную карточку района”

«Визитная карточка Северного Кавказа»

1.На территории района расположено максимальное количество для экономических районов

России республик-………………………

2.Самая маленькая по площади республика………………….

3.В состав района входят 2 края………………………………..

4.По своим границам на суше Северный Кавказ соседствует с 3-мя странами СНГ:………………..

5.Крупнейшие города района………………………………………..

6.Главное богатство Предкавказья………………………………

7.Самые ценные породы деревьев Кавказа…………………………………………………

8.Численность городского населения составляет всего……………………………………

9.Основные виды промышленности Европейского Юга……………………………………..

Сегодня мы не просто прощаемся с Кавказом, а рисуем его образ.

Я предлагаю вам завершить образ Северного Кавказа, работая в контурных картах. Я зачитываю поэтические строки, а вы отмечаете географические объекты на контурной карте. (ученики работают в контурных картах Северного Кавказа, отмечая географические объекты, предложенные учителем).

Да, Северный Кавказ - великий край,
Край Чёрного, Азовского морей -
Здесь Дон, Кубань и Ставрополье,
Горячий Ключ и шум степей.
Здесь плещут волны Каспия-гиганта,
Краснодар, Анапа и Майкоп.
Здесь ширь полей и неба синь,
И Эльбрус, устремляющийся ввысь.

Я думаю, что никто из вас не забудет красивые, живописные, старинные, и в то же время очень современные города Северного Кавказа.

Давайте вспомним с какими городами мы встречались?

  • Новороссийск

  • Сочи *

  • Армавир

  • Владикавказ

  • Ростов-на-Дону *

  • Новороссийск

  • Нальчик

  • Пятигорск

  • Махачкала*

  • Ставрополь

И вам было дано задание провести исследование этих населенных пунктов.

На перемене работы были сданы моему помошнику –Павлу. Паша!- «Сколько же было подготовлено работ?»

-Пожалуйста поделитесь своими исследованиями.( на карте флажком отмечаются населенные пункты) После защиты отвечающим задают вопросы.и оценивают.

Одним из населенных пунктом Северного Кавказа является наше село. Какие вы можете привести интересные факты из истории села?

Вернемся к нашему костру. Вы заметили, что за время нашего отдыха, сюда, на турбазу нам доставляли огромное количество газет и журналов. Я предлагаю двум желающим просмотреть почту и сообщить какие события описываются на Кавказе.

Какой можно сделать вывод? (то, что 80% всей информации носит негативный характер, основная тематика-ситуация в Кабардино-Балкарии, Дагестане, Но есть и положительная информация –Проект «Мир Кавказу»-Привлекательность С.К,- Лечение на Кавказе..

У вас на партах находится памятный диплом, который вручался Северному Кавказу за его достоинства (на каждом дипломе напечатан текст):

И сейчас, мы постараемся –это подтвердить. Ответить на вопрос – Почему С. Кавказ получил награду именно за эти достоинства?

1. За лидерство по богатству природы и ее охрану.

(обращается внимание на фотовыставку на классной доске)

В чем проявляется это богатство? (возможные ответы учеников)

  • самый южный

  • участок субтропического климата - самые высокие, красивые горы России

  • Ставрополье с бескрайними полями

  • богатейшее скопление минеральных вод (Назовите города, входящие в Кав. Минводы?)

  • интрузии Предкавказья (лакколиты, диапиры)

2. За вклад в укрепление здоровья россиян

Чем является Кавказ в этом плане? (всероссийская здравница)

Сколько человек может за год принять Северный Кавказ? (50 млн. человек)

Назовите известные города-курорты.

Своеобразие природных условий С. Кавказа сыграло немаловажную роль для России. Вы знаете, что в 2014 года эта территория будет принимать гостей со всего мира, потому что именно здесь планируется провести зимние Олимпийские игры.

3. За богатую историю

Какие народы в разные времена расселялись по Кавказу, сменяя друг друга? (скифы, сарматы, аланы, греки, монголы, меоты, гунны, хазары, в 9 в. появились славяне, в 14-18 вв. в сложных условиях складывались отношения с Россией).

Какие народы проживают на территории нашего села?

4. За демографический рай

Что такое демография, демографический прирост?Каков естественный прирост в целом по России?

Докажите, что Северный Кавказ - демографическая надежда России (на Северном Кавказе ситуация заметно лучше, чем в целом по России, в некоторых республиках наблюдается демографический рост, Дагестан - 10%, Ингушетия - 15%)

Таким образом, на фоне депопуляции России Северный Кавказ действительно демографический рай.

Конечно, за этими цифрами массы проблем: и высокий уровень безработицы, и конфликты на этнической почве. И всё-таки, ребята, рождение человека, воспроизводство населения - это проявление жизненного оптимизма.

5. За звание житницы России

Чем же славится данный экономический район? Что означают %? (это- валовая доля продукта по отношению к общероссийской)

  • 55% - подсолнечника

  • 14% - овощей

  • 18% - сливочного масла

  • 9% - молочной продукции

  • 25% - сахарной свеклы

  • 30% - плодов

  • 20% - зерна

  • 45% - минеральной воды

  • 55% - вина

Какой можно сделать вывод? (район явно не голодает и кормит всю страну)

IV Итоги урока

И последнее, Северный Кавказ-это неиссякаемый источник вдохновения. Не случайно ему посвящено огромное количество поэтических строк. Легче перечислить, кто из деятелей русской культуры не был на территории Северного Кавказа, чем тех, кто приезжал сюда и всегда оставлял только хвалебные описания (помогайте мне): Пушкин, Лермонтов, Толстой, Шаляпин, Шолохов, Глинка, Алябьев, Чехов.

. V. Рефлексия учебной деятельности

Вопросы для самооценивания

-Это урок мне понравился (не понравился) потому, что

-Наиболее трудным мне показалось

-Я думаю, это потому, что

-Самым интересным

-Если бы еще раз провести этот урок, то я бы сделал(а) следующее

-Если бы еще раз провести этот урок, то я бы по-другому сделал(а) следующее

-Я бы хотел(а) попросить своего учителя

И мне очень хочется, чтобы после нашего путешествия в ваших умах и сердцах остались только положительные эмоции и впечатления о самом благодатном экономичес-ком районе России - Европейском Юге.

Оценка знаний учащихся.

Д/з

Накануне 2011 года правительство Ставропольского края приняло постановление №472 «Об образовании государственного заказника краевого значения «Маныч Гудило».

  • Какие туристические маршруты вы предложите туристам и почему?

Звучит песня посвященная горам, путешественникам, романтикам - “Домбайский вальс” Юрия Визбора.

Похожие:

Конспект урока географии по теме \"Северный Кавказ\", 9-й класс iconРабота на конкурс Северный Кавказ природная жемчужина России. Проблемы экологического равновесия анализ реализации образовательного проекта или программы изменений
Северный Кавказ – природная жемчужина России. Проблемы экологического равновесия
Конспект урока географии по теме \"Северный Кавказ\", 9-й класс iconГосударственная политика россии по обеспечению стратегических интересов в прикаспийском регионе на рубеже XX xxi вв
Охватывает западную часть Центральной Азии, Южную Россию, Северный и Южный Кавказ, Северный Иран
Конспект урока географии по теме \"Северный Кавказ\", 9-й класс iconКонспект урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс млекопитающие"
Тип урока: изучение нового материала. Технология развития критического мышления
Конспект урока географии по теме \"Северный Кавказ\", 9-й класс iconКонспект урока географии в 8 классе по теме
Формирование чувства сопричастности в решении экологических проблем своей страны, родного края
Конспект урока географии по теме \"Северный Кавказ\", 9-й класс iconКонспект урока-практикума по теме «Распространённые ошибки, встречающиеся в творческих работах учащихся» (9 класс)

Конспект урока географии по теме \"Северный Кавказ\", 9-й класс iconСеверный кавказ в восточной политике

Конспект урока географии по теме \"Северный Кавказ\", 9-й класс iconПлан-конспект урока «Свержение монархии»
Тема и номер урока в теме: 1-ый урок в теме «Великая российская революция. 1917-1921гг.»
Конспект урока географии по теме \"Северный Кавказ\", 9-й класс iconКонспект урока Тема и номер урока в темеУровень образованияКлассПредметБазовый учебникЦели урокаЗадачи урокаТип урока Подробнее о типе урокаМетод обученияПодробнее о методе обученияФорма работыПодробнее о форме работы№1234№12 34
Основное общее образование9Русский языкТростенцова Л. А. «Русский язык. 9 класс»Формирование умения применять полученные знания по...
Конспект урока географии по теме \"Северный Кавказ\", 9-й класс iconКонспект урока 11 класс по теме: «решение показательных уравнений»
Цель урока: обобщить и закрепить теоретические знания методов, умения и навыки решения показательных уравнений на основе свойств...
Конспект урока географии по теме \"Северный Кавказ\", 9-й класс iconКонспект урока геометрии в 7 классе по теме
Пока ученики готовятся у доски, класс выполняет задания по готовым чертежам на плакатах
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница