Программа дисциплины «Семиотика сложных мультимедийных текстов» для направления 010400. 68 «Прикладная математика и информатика»




Скачать 221.88 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Семиотика сложных мультимедийных текстов» для направления 010400. 68 «Прикладная математика и информатика»
Дата26.09.2012
Размер221.88 Kb.
ТипПрограмма дисциплины

НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Программа дисциплины «Семиотика сложных мультимедийных текстов» для направления 010400.68 «Прикладная математика и информатика» подготовки магистра



Правительство Российской Федерации


Нижегородский филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего профессионального образования
"Национальный
исследовательский университет
"Высшая
школа экономики"


Факультет бизнес-информатики и прикладной математики


Программа научно-исследовательского семинара

«Семиотика сложных мультимедийных текстов»




для направления 010400.68 «Прикладная математика и информатика»

подготовки магистра

Магистерская программа «Прикладная математика и информатика»

Специализация «Компьютерная лингвистика»


Автор программы:

В.Г.Зусман - д. филол. наук, проф. (vzusman@hse.ru)

М.В. Цветкова - д. филол. наук, проф. (mtsvetkova@hse.ru)


Одобрена на заседании кафедры прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации «17»_октября 2011г.

Зав. кафедрой докт. филол.н., проф.В.Г.Зусман_______________________


Рекомендована секцией УМС «Общественные науки» «18 октября 2011г.

Председатель Т.И. Бикметова______________________


Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___»_____________2011г.

Председатель Н.С. Петрухин ________________________


Нижний Новгород, 2011

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1.Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 010400.68 "Прикладная математика и информатика", обучающихся по магистерской программе "Прикладная математика и информатика» специализация «Компьютерная лингвистика», изучающих дисциплину «Семиотика сложных мультимедийных текстов» в качестве электива.


Программа разработана в соответствии с:

  • Образовательным стандартом НИУ-ВШЭ;

  • Образовательной программой направления 010400.68 «Прикладная математика и информатика» (магистерской программой «Прикладная математика и информатика» специализация «Компьютерная лингвистика»).

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 010400.68 "Прикладная математика и информатика" магистерская программа "Прикладная математика и информатика" специализация «Компьютерная лингвистика», утвержденным в 2011г.

2.Цели освоения НИС


Целями освоения НИС «Семиотика сложных мультимедийных текстов» являются:

- теоретическая и практическая подготовка магистров по семиотике сложных мультимедийных текстов,

- выработка у них навыков компаративного анализа, аналитических и организационных способностей, необходимых в научной и организационной работе.

Ряд тем в семинаре обсуждаются на английском и немецком языках. Предполагается участие в работе семинара приглашенных специалистов из университетов Европы и США, что способствует интернационализации магистерской программы.

Прикладной аспект семинара посвящен применению компьютерных инструментов компаративного анализа языков различных искусств и наук, использованию современных информационных технологий в исследованиях текстов на естественных языках, автоматической обработке сложных текстов.

3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения НИС


В результате освоения дисциплины студент должен:

Владеть навыками компаративного анализа, в том числе на английском/ немецком языке.

Уметь применять компьютерные инструменты компаративного анализа языков различных искусств и наук.

Уметь использовать современные информационные технологии в исследованиях текстов на естественных языках.

Уметь использовать современные информационные технологии в автоматической обработке сложных текстов.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Системные компетенции:

-способен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы и способы деятельности;.

- способен к самостоятельному освоению новых методов исследования;

    - способен при необходимости выполнять и синтезировать недостающую информацию.

СК-М1


СК-М3


СК-М6

Способен к обобщению, анализу, восприятию информации



Формы обучения:

-лекции,

-практические занятия,

-самостоятельная работа.


Методы обучения:

- тренинг написания эссе на заданную тему английском языке;



Социально-личностные и общекультурные:

- способен разрешать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы;

Инструментальные компетенции:

- способен анализировать и воспроизводить смысл междисциплинарных текстов с использованием языка и аппарата прикладной математики;

- способен публично представлять результаты профессиональной деятельности (в том числе с использованием информационных технологий);

- способен понимать и применять в исследовательской и прикладной деятельности современный математический аппарат;

- организовывать и проводить различные исследования с целью разработки и создания инновационных электронных языковых ресурсов (корпусов текстов, словарей, языковых баз данных);

- осуществлять мониторинг массивов информации, разрабатывать краткосрочные и долгосрочные прогнозы в различных предметных областях с использованием современных компьютерных инструментов лингвистического исследования;

- сопоставлять различные типы дискурсов, проводить компаративный анализ информации из разных предметных областей.





СЛК-М6


ИК-М2.1пми


ИК-М2.5


ИК-М7.3пми


Способен самостоятельно сформулировать гипотезу, проводить эксперимент и грамотно представить его результаты.


Способен сопоставлять мультимедийные тексты различных искусств, наук и грамотно представить результаты этих сопоставлений.

Методы обучения:

-чтение, реферирование, конспектирование специальной литературы, в том числе на английском, немецком языках;

- доклады на семинаре с последующим их обсуждением;

- самостоятельное проведение эксперимента с последующим изложением его основных результатов в письменном и устном виде.




4.Тематический план НИС







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Семиотика как наука: возникновение, основные этапы развития, современное состояние.

10




4




6

2

Понятие «текст».

14




6




8

3


4


Проблемы изучения теории знаковых систем.


Семиотика культуры.

16


14




8


6




8


8

5


6


7


8


9

Виды сложных мультимедийных текстов


Проблема интертекста


Соотношение понятий «знак» и «концепт».


Концепт и концептосфера

 


Создание, обсуждение и опробирование собственных сложных мультимедийных текстов, иллюстрирующих ключевые русские концепты.

 


20


12


12


8


20





8


4


4


4


4






12


8


8


4


16




Итого

126




48




78

5.Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год







Параметры **







3

4













Итоговый

Зачет










3
















Устный и письменный зачёт 90 минут



    1. Критерии оценки знаний, навыков


Результатом проверки работы студентов является оценка, выставляемая по 10-ти балльной шкале в соответствии со следующими критериями.

Высшая оценка (10 баллов) выставляется при качественной подготовке теоретических вопросов к устной части зачёта по всему курсу, при отсутствии фактических ошибок в контрольной работе (допускается 1-2 негрубые ошибки, которые студент сам исправляет в беседе с преподавателем).

Оценка 8-9 баллов предполагает качественную подготовку к устной части зачёта, 1-2 фактические ошибки в контрольной работе.

Оценка 6-7 баллов выставляется при наличии отдельных неточностей, допускает частичную неполноту ответа и 1-4 фактические ошибки в контрольной работе.

Оценка в 5 баллов выставляется, если контрольная работа содержит более 5 ошибок и устный ответ содержит значительное количество ошибок.

4 балла выставляется, если обнаружены значительные пробелы в области теоретических знаний и при наличии серьёзных ошибок в контрольной работе.

Оценка в 3 балла выставляется при наличии лишь отдельных положительных моментов в устном ответе или в контрольной работе.

2 балла выставляется при полном отсутствии знаний.

1;0 – неправильные ответы сопровождаются демонстративными проявлениями безграмотности или неэтичного отношения к теме и предмету в целом.


6.Содержание дисциплины


Раздел /темы

Лекционные занятия

Семинарские занятия

Самостоятельная работа

Литература по разделу (ссылки на источник из раздела «Учебно-методическое обеспечение дисциплины»

Подготовка к семинарам

Для выполнения заданий по текущему контролю



















1. Семиотика как наука: возникновение, основные этапы развития, современное состояние.


1. Ф. де Соссюр и Ч.Пирс как основатели семиотики.


2. Типы знаков. Анализ текста с точки зрения семиотики








2


2

3

3

1,2,4

2. Понятие «текст».


1.Теории текста. 


2.Типы текста.


3.Знак и код.







2


2


2


4



4






3. Проблемы изучения теории знаковых систем.


  1. Семиотика языка и психология.




  1. Семиотика языка и логика.




  1. Семиотика и политический дискурс.




  1. Семиотика и рекламы.









2


2


2


2



4

4

1, 2, 4, 13

4. Семиотика культуры


  1. Семиотика культуры.




  1. Ю.М.Лотман о семиотике культуры.

  2. Вяч.Вс.Иванов о семиотике культуры









2


2


2

4

4

7,8

5. Виды сложных мультимедийных текстов.


  1. Кинотекст как сложный мультимедийный текст.




  1. С.М. Эйзенштейн о семиотике кино.




  1. А.К. Жолковский и Ю.К.Жолковский о семиотике кинотекста

  2. Вяч.Вс.Иванов о семиотике кино.



6. Проблема интертекста


  1. Теория интертекста.




  1. Семиотика интертекста.



7. Соотношение понятий «знак» и «концепт».


  1. Концепт и константа.




  1. Компьютерный инструментарий исследования концептов и констант в сложных мультимедийных текстах.









2


2


2


2


2


2


2


2

6


4


4



6


4


4

2,3

8. Концепт и концептосфера


1. Русская национальная концептосфера как система концептов.


2. Ключевые концепты русской концептосферы.


9. Создание, обсуждение и опробирование собственных сложных мультимедийных текстов, иллюстрирующих ключевые русский концепты


1. Тоска, Судьба, Душа


2. Родина, Воля, Авось








2


2


2


2



2


8



2


8



10, 11, 12


7.Образовательные технологии


-проблемные семинары,

- дискуссии,

- эксперимент.

8.Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

    1. Тематика заданий текущего контроля


1. Используя предложенный преподавателем список литературы подготовьте сообщение на тему: Свойства и функции естественного языка.

2. Используя предложенный преподавателем список литературы подготовьте сообщение на тему: Знаковая природа языка. Типы знаков.

3. Используя предложенный преподавателем список литературы подготовьте сообщение на тему: Язык, речь, речевая деятельность в когнитивной лингвистике.

4. Используя предложенный преподавателем список литературы подготовьте сообщение на тему:Вяч.Вс Иванов об истории семиотики в СССР.

    1. Вопросы для оценки результатов участия в НИС


Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу:

  1. Свойства и функции естественного языка.

  2. Знаковая природа языка. Типы знаков.

  3. Язык, речь, речевая деятельность в когнитивной лингвистике.

  4. Семиотика как наука: возникновение, основные этапы развития, современное состояние. Методологические проблемы изучения теории знаковых систем.

  5. Семиология Ф.де Соссюра.

  6. Семиотика Ч.С.Пирса.

  7. Основы теории знаков Ч.У. Морриса.

  8. Генеративная грамматик Н.Хомского.

  9. История семиотики в России.

  10. Семиотика языка и психология.

  11. Семиотика языка и логика.

  12. Семиотика литературы. 

  13. Понятие «перевод» в широком и узком смысле слова. 

  14. Теории текста. Типы текста. Знак и код.

  15. Дискурс и типы дискурса. Художественный, политический, экономический дискурсы.

  16. Дискурс и текст. Понятие «прецедентный текст».

  17. Компаративистика как наука. Методологические проблемы компаративистики. Компаративистика в современном информационном обществе.

  18. Современные методы и подходы к исследованию мультимедийных текстов разной знаковой природы. Семиотика интертекста.

  19. Концептология как наука. Концептология и когнитивная лингвистика. Семиотическая концептология.

  20. Сравнительная концептология как раздел компаративистики. Концепт и константа как ключевые понятия. Ключевые концепты культуры и языка.

  21. Компьютерный инструментарий исследования концептов и констант в сложных мультимедийных текстах. Поиск «ключевых слов».

  22. Проблема «перекодировки»/перевода литературного текста в кинематографический.

 

  1. Порядок формирования оценок по НИС

Преподаватель оценивает правильность решения задач на семинаре: Оауд. правильность выполнения домашних работ, задания для которых даются на дом: Осам.раб.

Оауд+ Осам.раб. = Отекущий

Оитоговый=Озачёт + Отекущий.

Из них:

Озачёт0,3 балла (см. теоретические вопросы к зачёту); Осам.работа-0,3 балла(подготовка домашних заданий); Оауд.- 0,4балла.


Оитоговый(1)=0,3Озачёт +0,7Отекущий.


Оценки округляются арифметическим способом.
  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


    1. Базовый учебник

    1. Лободанов А.П. Интегральные семиотические системы: Лекции по семиотике. Выпуск IV. — М.: Издательство Московского университета, 2010.
    1. Основная литература


    1. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 2006.
    1. Дополнительная литература

    1. Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб., 2000.


    2. Пирс Ч.С. Избранные философские произведения. М., 2000.

    3. Соссюр, Ф. Заметки по общей лингвистике / Фердинанд де Соссюр. - М. : Изд. группа "Прогресс", 2000.

    4. Семиотика: Антология / Сост. Ю. С. Степанов; Изд. 2-е, испр. и доп. М., 2001

    5. Бенвенист Э., Общая лингвистика. М., 1974. 

    6. Бочкарев А. Е. Семантический словарь. Нижний Новгород, 2003.

    7. Гронская Н. Э., Русова Н.Ю. Лексикон власти. Словарь-тезаурус политических ассоциаций. Нижний Новгород, 2008.

    8. Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности. М.: Прогресс, 1996.

    9. Иванов Вяч.Вс. Очерки по истории семиотики в СССР. М.: Наука, 1976.

    10. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 2002.

    11. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград, 2002.

    12. Л о т м а н Ю.М. Статьи по семиотике искусства. М.: Академический проект, 2002.

    13. Степанов Ю.С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации. М., 2007.

    14. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. М., 2001.

    15. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. М., 1999.

    16. Blonsky, Marshall (Ed.). On Signs: A Semiotics Reader. Oxford, 1985.   

    17. Gombrich, Ernst H. The Image and the Eye: Further Studies in the Psychology of Pictorial Representation. London, 1982.

9.Haken Herman. Synergetic Computers and Cognition. A Top-Down Approach to Neural Nets. Berlin- Heidelberg, 2004

10.Minsky Marvin. The Society of Mind. New York – London – Toronto – Sydney – Tokyo – Singapore, 1988.

11.Literatur- und Kulturtheorie / Hrsg. v. Ansgar Nünning. 2., überarbeitete und erweiterte Auflage. Stuttgart – Weimar, 2001.


    1. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. М., 2007.



12. Материально-техническое обеспечение НИС


Для семинаров используется компьютер/ноутбук; проектор; экран.


Составители проф. В.Г. Зусман, проф.М.В. Цветкова


Похожие:

Программа дисциплины «Семиотика сложных мультимедийных текстов» для направления 010400. 68 «Прикладная математика и информатика» iconПрограмма дисциплины «Теория межкультурной коммуникации» для направления 010400. 68 «Прикладная математика и информатика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 010400. 68 "Прикладная...
Программа дисциплины «Семиотика сложных мультимедийных текстов» для направления 010400. 68 «Прикладная математика и информатика» iconПрограмма дисциплины «Дополнительные главы дифференциальных уравнений» для направления 010400. 68 «Прикладная математика и информатика» подготовки магистра
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010400. 62 «Прикладная...
Программа дисциплины «Семиотика сложных мультимедийных текстов» для направления 010400. 68 «Прикладная математика и информатика» iconПрограмма дисциплины «Проблемы современной компаративистики» для направления 010400. 68 «Прикладная математика и информатика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 010400. 68 "Прикладная...
Программа дисциплины «Семиотика сложных мультимедийных текстов» для направления 010400. 68 «Прикладная математика и информатика» iconПрограмма дисциплины «Русский язык и культура речи» для направления 010400. 62 «Прикладная математика и информатика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по направлению подготовки...
Программа дисциплины «Семиотика сложных мультимедийных текстов» для направления 010400. 68 «Прикладная математика и информатика» iconПрограмма дисциплины Автоматическая обработка текстов для направления 010400. 68 «Прикладная математика и информатика»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины «Семиотика сложных мультимедийных текстов» для направления 010400. 68 «Прикладная математика и информатика» iconПрограмма дисциплины Электронные библиотечные ресурсы для направления 080500. 62 Бизнес-информатика, 010400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации
Программа предназначена для студентов направления подготовки 080500. 62 «Бизнес-информатика», направления 010400. 62 «Прикладная...
Программа дисциплины «Семиотика сложных мультимедийных текстов» для направления 010400. 68 «Прикладная математика и информатика» iconПрограмма дисциплины «Многомерный анализ текстов» для направления 010400. 68 «Прикладная математика и информатика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по направлению
Программа дисциплины «Семиотика сложных мультимедийных текстов» для направления 010400. 68 «Прикладная математика и информатика» iconПрограмма дисциплины Английский язык для направления 010400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации
Программа дисциплины Английский язык для направления 010400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра
Программа дисциплины «Семиотика сложных мультимедийных текстов» для направления 010400. 68 «Прикладная математика и информатика» iconПрограмма дисциплины Английский язык для направления 010400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации
Программа дисциплины Английский язык для направления 010400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра
Программа дисциплины «Семиотика сложных мультимедийных текстов» для направления 010400. 68 «Прикладная математика и информатика» iconПрограмма дисциплины История и методология прикладной математики и информатики для направления 010400. 68 “ Прикладная математика и информатика ” подготовки магистра Автор Миркин Б. Г. () Рекомендована секцией умс «Прикладная математика и информатика»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница