Рассмотрен на заседании шмо протокол от “ 28 ”




НазваниеРассмотрен на заседании шмо протокол от “ 28 ”
страница1/6
Дата26.09.2012
Размер0.72 Mb.
ТипЭлективный курс
  1   2   3   4   5   6

УТВЕРЖДЕНО и ВВЕДЕНО в действие приказом директора МОУ Адельшинская СОШ” Чистопольского муниципального района, от 1.09.2008г. № 71

Директор школы И.А.Хамидуллина





Рассмотрен на заседании ШМО

Протокол от “28августа 2008 года


Учебная программа

факультативного курса

«Культура, быт и традиции народов Поволжья»

для учащихся 5 класса

МОУ «Адельшинская средняя

общеобразовательная школа»


Автор:
Елена Степановна Лапазина
МОУ Шенталинская СОШ №1, учитель истории обществознания
Самарская область, Шентала


Элективный курс " Культура, быт и традиции народов Поволжья"


Изучение темы «Культура. Быт и традиции народов Поволжья» имеет большое значение для социализации школьников, формирование гражданского сознания, национального самосознания подростков. Подъем национального самосознания, стремление народов России к обеспечению условий для устойчивого национального развития, сохранению родного языка, традиций, культуры и национальных обычаев являются реальностью сегодняшнего дня. Обострение межэтнических отношений, доходящее порой до кровавых конфликтов, сложность и неоднозначность этнокультурных процессов, происходящих в обществе, стимулируют интерес учащихся к истории народов, живущих на территории их региона, к познанию их истоков и корней. Особую актуальность в настоящее время приобретает сбалансированный подход к проблемам воспитания у обучающихся уважения к истории, традициям, культуре и языку представителей национальных меньшинств, терпимого отношения к лицам других национальностей (толерантности). При работе по данной программе возможно широкое использование сети Интернет. Современные информационные технологии позволяют привлечь максимальное количество новейшего и хорошо сконструированного материала, оптимизируют поиск информации, делают процесс обучения более привлекательным. Структура блока уроков предполагает выделение достаточного времени для организации самостоятельной работы учащихся индивидуально и в малых группах.

Учебная программа
факультативного курса

« КУЛЬТУРА, БЫТ И ТРАДИЦИИ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ»

объём различных форм учебной работы

всего аудиторных занятий                            35 часов

в том числе:

лекции                                                               3 часа

практические занятия                                  32 часа

форма контроля:                                            защита мини- проектов, зачет


Пояснительная записка.

Предлагаемый факультативный курс ориентирован на углубление предметных знаний и соответствующих компетентностей по основным курсам «История» и «Обществознание». Курс предназначен преимущественно учащимся, профилирующимся в гуманитарном и социально- политическом направлениях. Однако он может быть востребован и учащимися других профилей как возможность для повышения компетентности в сфере построения социальных отношений.

Изучение темы «Культура. Быт и традиции народов Поволжья» имеет большое значение для социализации школьников, формирование гражданского сознания, национального самосознания подростков.

Подъем национального самосознания, стремление народов России к обеспечению условий для устойчивого национального развития, сохранению родного языка, традиций, культуры и национальных обычаев являются реальностью сегодняшнего дня. Обострение межэтнических отношений, доходящее порой до кровавых конфликтов, сложность и неоднозначность этнокультурных процессов, происходящих в обществе, стимулируют интерес учащихся к истории народов, живущих на территории их региона, к познанию их истоков и корней. Особую актуальность в настоящее время приобретает сбалансированный подход к проблемам воспитания у обучающихся уважения к истории, традициям, культуре и языку представителей  национальных меньшинств, терпимого отношения к лицам других национальностей (толерантности).

При работе по данной программе  возможно широкое использование сети Интернет. Современные информационные технологии позволяют привлечь максимальное количество новейшего и хорошо сконструированного материала, оптимизируют поиск информации, делают процесс обучения более привлекательным.

Структура блока уроков предполагает выделение достаточного времени для организации самостоятельной работы учащихся индивидуально и в малых группах.

Из разнообразных форм работы рекомендуются ознакомительные беседы с представителями различных этнических групп, посещение национальных обществ « Нур», « Масторава» и других.

Планируемые результаты обучения

Знания:

Основные понятия: народ, этнос, национальное самосознание, консолидация, этнокультурная среда, ассимиляция, миграция, фольклор, обряды, народные верования.

Персоналии: Муса Джалиль, Камиль Якуб, Стихван Шавлы, Николай Тиханов.

Умения:

1.     Искать и отбирать необходимую информацию на сайтах в сети Интернет, самостоятельно работать с текстом, анализировать и систематизировать собранный материал.

2.     Сравнивать традиции и обычаи народов Поволжья, находить общие черты и выявлять различия.

3.   Ученик должен сформировать ценности, убедится:

 - сформировать основные демократические ценности: толерантность, активная гражданская позиция.

Программа

Введение. Общее представление об этносах и особенностях этнических групп.

Понятие «народ» («этнос») Этническая карта России и Поволжья. Различия народов пол численности, степени консолидации, характеру расселения, языку, устойчивости этнических связей. Значение религии в жизни народов. Культурно- бытовые особенности этносов. Понятие «этническая культура». Материальная и духовная культура народов.


Тема 1. Этапы формирования и расселения русского народа в Поволжье. Различные гипотезы о предках русского народа. Расселение. Формирование древнерусской народности. С общеславянским самосознанием.

Основные этапы заселения русскими Поволжья. Этнические контакты с народами, разнящимися по происхождению, языку, культуре.

Взаимопроникновение культур.

 Тема 2.  Хозяйственная деятельность.

Системы земледелия, виды земледельческих орудий. Различные формы обрядов, связанных с посевом и уборкой урожая. Особенности скотоводства. Ритуальные праздники, посвященные домашнему скоту и его покровителям.

Изготовление одежды, обуви, домашней утвари. Виды посуды.

Национальная одежда. Основные этапы русской национальной одежды и современная мода.

Ремесло. Народное искусство.

 Тема 3.    Быт и семейные нравы русского народа.

Жилище. Домашнее хозяйство. Особенности приготовления пищи. Национальные блюда, напитки, лакомства. Прием гостей, семейные праздники, братчины.

Личная гигиена: мужские и женские прически, косметика, представление

 о чистоте. Русская баня.

Семейная жизнь. Русская свадьба. Семейные нравы. Обряды, связанные с рождением ребенка. Крещение. Похороны.

    

Тема 4. Религии русского народа. Язычество. Христианство и языческий мир. Христианские праздники и обряды. Народные представления о домовом, лешем, русалках и ведьмах.

  

Тема 5.  Происхождение и материальная культура татарского народа. Основные версии происхождения татарского народа. Роль тюркоязычных и финно-угорских  племен в складывании татарского этноса.

Булгарская народность, сформированная в домонгольский период – этническая основа татар Среднего Поволжья.

Основные традиционные занятия: пашенное земледелие, скотоводство, ремесла.

Пища татар, национальные блюда. Традиционная одежда, обувь, головные уборы.

  

Тема 6.  Духовная культура татарского народа. Религия. Письменность, Язык

Семейно- общественная жизнь татар Поволжья. Праздники для встреч родственников. Сватовство. Похищение невесты. Свадьба. Традиционный праздник плуга - сабантуй.

Мусульманские праздники. Фольклор. Современные обряды татар.

 

Тема 7.  Происхождение, материальная и духовная культура мордовского народа.

Древние предки мордвы - финно-угорские племена, тесные связи тюркоязычными племенами и их культурой.

Расселение в Поволжье, основные занятия. Пища мордвы, национальные блюда. Традиционная одежда, обувь, головные уборы.

Общественно- семейная жизнь. Обрядовые верования, традиции. Фольклор.

   

Тема 8.  Особенности развития чувашского этноса. Формирование чувашского этноса. Религия. Язык. Расселение чуваш в Поволжье. Основное традиционное занятие- пашенное земледелие. Подсобный характер земледелия. Распространение ремесел.

Пища чуваш, национальные блюда. Традиционная одежда, обувь, головные уборы. Семейно- общественная жизнь чуваш в Поволжье. Праздники. Сохранении пережитков языческих верований.

 

Тема  9.  Особенности некоторых диаспор проживающих в Поволжье.

Российские немцы: история расселения. Образование АССР немцев Поволжья(1924-1941гг.). Репрессии, депортация, ущемление национальной культуры. Проблема возвращения этнических немцев на историческую Родину

Еврейская диаспора в Поволжье. Культурная жизнь. Изучение родного языка. Национально- культурные центры.

Цыгане - происхождение, быт и национальный характер.

 Заключение. Лучшие народные традиции и современная культура. Широкое использовании ценного культурного наследия в общественной жизни  (массовые народные праздники, ритуалы, обряды) Повышение роли самосознания народов. Рост интереса к традициям национальной культуры.

      


Учебно-тематический план.

Модули

лекции

практика

Учебные

задачи

Формы

работы

Средства

обучения

1.Организационно-

психологический




1

Формирование

мотивации и планирование деятельности учащихся в рамках блока

Тренинг «карусель» по проблеме: «Мы разные, но мы Россия»

инструктаж




2. Вводное повторение




1

Актуализация знаний необходимых для изучения нового материала

Беседа, позволяющая выявить насколько учащиеся владеют основными понятиями по теме.




3. Изучение нового материала

2




Изучение нового материала

Лекция на тему

«Общее представление об этносах

и особенности этнических групп»




4. Тренинг-минимум




1

Закрепление изученного материала

Работа в группах

Конспект лекции

5. Изучение нового материала

( дополнительного

объема)




6

Углубление знаний учащихся по теме.

Доклады учащихся по темам

« Народы Поволжья»

Дополнительная литература

6.Дифференцированно - развивающее закрепление




14

Продвижение учащихся в зону ближайшего развития

Семинар- практикум

Интернет-ресурсы

Экскурсия в музей Чувашева М.И.

7. Повторение- обобщение




6

Повторить и обобщить полученные знания

Защита мини- проектов

Электронная презентация

8. Контроль 




2

Проверить уровень усвоения знаний и навыков

Зачет




9. Коррекция




1

Ликвидация пробелов

Индивидуальная работа учащихся




итого

2

32










Перед началом работы учащиеся делятся на  5 групп, каждая из которых должна будет подготовить проект, связанный с особенностями развития, той или иной нации. На уроках повторения и обобщения, данные проекты должны быть защищены. Полученные на презентации знания учащиеся должны показать на зачетном занятии.

На зачет также выносятся вопросы такого порядка как:

1.     Как следует строить свои отношения с людьми другой национальности,

как относиться к ним? Как вести себя с ними?

2.Можно ли жить без межнациональных конфликтов?

3. Можно ли сказать, что у нас в Поволжье национальный вопрос успешно решен?

4.Сформулируйте основные причины, вызывающие межнациональную  напряженность или конфликты.

5. Каковы пути решения межнациональных конфликтов?

 Список ресурсов и литературы.

1.     Народы мира. Историко-этнографический справочник, Москва, «Советская энциклопедия», 1988г.

2.     Самарская область (география и история, экономика и культура) Учебное пособие, Самара 1996г.

3.     В.В. Николаев «История предков чувашей. 30 в до н.э.-15в н.э., хроники событий». Чебоксары, 2005 год.

4.     В.П. Тимашев « Наша история» ООО « Офорт» 2005 г.

5.     «Этносы Самарского края». Самара 2003г.

6.     Артур Моро « Степан Эрьзя». Саранск 1997г.

7.     Использование материалов Музея  М.И. Чувашева в с. Старая Шентала.

8.     Использование материалов Музея Шенталинской СОШ № 1.

9.     www.ssu.samara.ru

10. www.rusinf.ru/mordva

11. www.tatarlar/ru

12. www.volga-astrakhan.ru

13. ruwiki/com/artikle.



Факультативный курс

«Введение в ономастику»


Пояснительная записка

Ономастика – наука об именах собственных всех типов, о закономерностях их развития и функционирования. Лингвистическая по своей основе, ономастика включает исторический, географический, этнографический, культурологический, социологический, литературоведческий компоненты, помогающие выявлять специфику именуемых объектов и традиции, связанные с их именами.

Имена собственные живо реагируют на происходящие в обществе изменения, поэтому могут служить хронологизаторами текстов, а также исторических и археологических памятников. В силу особой консервативности имен собственных они переживают эпоху, в которую они были созданы, сохраняя свидетельства более древнего состояния языка, и содержат большую языковую и внеязыковую информацию, получить которую можно только лингвистическими методами.

Имена людей – часть истории народа, памятники культуры, свидетельства определенной эпохи, способные вбирать в себя и консервировать явления, актуальные для какого-либо исторического момента.

Программа элективного курса рассчитана на учащихся 9-х классов.

Цель курса: расширить кругозор учащихся, стимулировать познавательную активность учащихся, способствовать формированию и развитию общеучебных, интеллектуальных и организационных способностей, способствовать профессиональному самоопределению.

Элективный курс рассчитан на 17 часов. Много внимания в нем уделяется самостоятельной работе детей, результатом этой работы могут стать собственные их исследования в области лингвистики.

ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Введение в ономастику»

Тема №1.

Введение: имя как часть русской нации.

Антропонимика – раздел ономастики.

Отражение в именах быта, верований, чаяний, фантазии, художественного творчества народов, их исторические контакты.

Культурно-исторические условия появления и употребления имен.

Тема №2.

История имени.

Древнерусские имена и замена их христианскими

Правила выбора имени

Социальный аспект наречия.

Выбор имени: исторические, социальные, географические, эстетические факторы и традиции.

Популярность тех или иных имён.

Тема №3.

Обозначение имени.

Происхождение и значение личных имен (наиболее распространенных)

Споры среди лингвистов о первоначальном смысле некоторых имен.

Тема №4.

История отчеств.

Социальная функция трехчленного словосочетания для русских людей: имя + отчество + фамилия. Роль каждого компонента этой «формулы». История появления отчеств у русских людей.

Споры вокруг отчества.

Способы образования отчеств.

Тема №5.

История фамилий.

Процесс появления и распространения фамилий.

Сословные распри вокруг фамилий.

Прозвище как прообраз фамилии.

Тема №6.

Значение имени и борьба за его красоту и универсальность.

Обогащение состава имен, включение в их состав народных вариантов, грамотное их написание, употребление в именно-словах забытых имен и имен народов нашей страны.

Объем различных форм

учебной работы.

Всего аудиторных занятий

17 часов

в том числе:

лекции

 

5 часов

практические занятия

3 часа

самостоятельная работа

2 часа

проектная деятельность

5 часов

формы контроля

 

(защита проектов, рефератов в форме «зачет-незачет»)

2 часа

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Баскаков Н.А. Русские фамилии тюркского происхождения. М, 1979 г.

  2. Веселовский С.Б. Ономастикон. М, 1974 г.

  3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах

  4. Никонов В.А. Словарь русских фамилий. М, 1993 г.

  5. Петровский Н.А. Словарь русских личных имён. М., 1966 г.

  6. Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. М.,1978 г.

  7. Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. Л., 1978 г.

  8. Суперанская А.В., Суслова А.В. Современные русские фамилии. М., 1981 г.

  9. Успенский Л.В. Ты и твоё имя. М., 1972 г.

  10. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка в 4-х томах. М., 1986 г.



  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Рассмотрен на заседании шмо протокол от “ 28 ” iconРассмотрен на заседании шмо протокол от “ 29 ”
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов образовательной школы в рамках их предпрофильной подготовки
Рассмотрен на заседании шмо протокол от “ 28 ” iconРассмотрен на заседании шмо протокол от “ 29 ”
Утверждено и введено в действие приказом директора моу адельшинская сош” Чистопольского муниципального района, от “1” сентября 2007г....
Рассмотрен на заседании шмо протокол от “ 28 ” iconАссмотрен на заседании шмо протокол от “ 28 ”
Утверждено и введено в действие приказом директора моу адельшинская сош” Чистопольского муниципального района, от 09. 2008г. №71
Рассмотрен на заседании шмо протокол от “ 28 ” iconАссмотрен на заседании шмо протокол от “ 28 ”
Утверждено и введено в действие приказом директора моу адельшинская сош” Чистопольского муниципального района, от 09. 2008г. №71
Рассмотрен на заседании шмо протокол от “ 28 ” iconАссмотрен на заседании шмо протокол от “ 28 ”
Утверждено и введено в действие приказом директора моу адельшинская сош” Чистопольского муниципального района, от 09. 2008г. №71
Рассмотрен на заседании шмо протокол от “ 28 ” iconПубличный отчет о работе педагогического коллектива
Рассмотрен на расширенном заседании Совета гимназии 16 мая 2009 года (протокол №4)
Рассмотрен на заседании шмо протокол от “ 28 ” iconУчебно-методический комплекс по дисциплине английский язык для специальности
Умкд рассмотрен и переутвержден на заседании кафедры от «20» мая 2010 г протокол №4
Рассмотрен на заседании шмо протокол от “ 28 ” iconПлан рассмотрен и принят на заседании педсовета протокол №1 от 31 августа 2012 года
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №1 первого вида г. Энгельса»
Рассмотрен на заседании шмо протокол от “ 28 ” iconУчебно-методический комплекс по дисциплине английский язык для специальности 030. 001
Умкд рассмотрен и переутвержден на заседании кафедры от «20» мая 2010 г протокол №4
Рассмотрен на заседании шмо протокол от “ 28 ” iconУчебно-методический комплекс по дисциплине немецкий язык для специальности «Юриспруденция» 030. 501. 32
Умкд рассмотрен и переутвержден на заседании кафедры от «20» мая 2010 г протокол №4
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница