Типы информационных ресурсов Системные программные средства




Скачать 131.52 Kb.
НазваниеТипы информационных ресурсов Системные программные средства
Дата26.09.2012
Размер131.52 Kb.
ТипДокументы
Типы информационных ресурсов


Системные программные средства, как правило поставляемые с аппаратными средствами (операционная система компьютера, драйверы внешних устройств), необходимы для работы оборудования.

Программные средства общего назначения дают возможность работать со всеми видами информации (см. выше), в частности создавать и компоновать текстовые и гипер- и мультимедиа- композиции, презентации, информационно-справочные массивы и размещать их в Интернете.

Источники информации – организованные информационные массивы – энциклопедии на КД, информационные сайты и поисковые системы Интернета, в том числе специализированные для образовательных применений. Особую роль среди информационных ресурсов играют компьютерные каталоги внекомпьютрных ресурсов, например библиотек, издаваемой учебной литературы и т. д.

Виртуальные конструкторы позволяют создавать наглядные и символические имитационные модели математической и физической реальности и проводить эксперименты с этими моделями.

Производственные и учебные языки программирования позволяют получать практическое подкрепление в изучении математической информатики, особенно при ее углубленном изучении.

Тренажеры позволяют отрабатывать автоматические навыки работы с информационными объектами – ввода текста, оперирования с графическими объектами на экране и проч., письменной и устной коммуникации в виртуальной языковой среде.

Тестовые среды позволяют авторам учебных курсов и учителям конструировать и применять конкретные тестовые задания и системы, в которых учащийся полностью или частично получает задание через компьютер, а результат выполнения задания также полностью или частично оценивается компьютером; оценка используется в работе самим учащимся или учителем.

Комплексные обучающие пакеты (электронные учебники) – сочетания программных средств перечисленных выше видов, в наибольшей степени автоматизирующие учебный процесс в его традиционных формах, наиболее трудоемкие в создании (при достижении разумного качества и уровня полезности), как правило, ограничивающие самостоятельность учителя и учащегося.

Информационно-управленческие системы обеспечивают прохождение информационных потоков между всеми участниками образовательного процесса – учащимися, учителями, администрацией, родителями, общественностью – и наиболее удобное представление информации, касающейся образовательного процесса, для них всех.

Автоматизированное рабочее место психолога дает возможность автоматизировать работу психолога и повысить эффективность его деятельности. Использование методов компьютерной психодиагностики позволяет увеличить количество диагностируемых детей, а использование компьютерных развивающих программ дает возможность скомпенсировать нарушения тех или иных психических процессов.

С точки зрения современных приоритетов системы образования указанные виды информационных ресурсов имеют различный статус. Отсутствие системных программных средств, соответствующих оборудованию, делает работу с компьютером и другими устройствами просто невозможной, наличие нелегальных («пиратских») копий этих средств, что имеет место в большом числе московских учреждений образования, является нарушением действующего законодательства, особенно серьезным для оборудования, приобретенного недавно.

Аналогичная ситуация имеет место с программными средствами общего назначения, обеспечивающими основные применения компьютера учащимся, учителем, управленцем в школе. Источники информации (в Интернете, на различных носителях, например СD, DVD) необходимы для реализации направлений модернизации системы образования, соответствующих самостоятельной работе учащихся с информацией.

Виртуальные конструкторы для соответствующих образовательных областей позволяют реализовывать исследовательскую, проектную модель учебной деятельности учащегося, что является одним из актуальных направлений развития современного образования.

Языки программирования могут быть интересным и важным элементом образовательной среды, однако их традиционная форма использования в курсе информатики сегодня неоправданна и нуждается в пересмотре.

Качественные тренажеры могут оказывать существенную помощь при отработке отдельных навыков в различных моделях образовательного процесса. Тестовые системы имеют ограниченное применение, обеспечивая лишь одно направление учебной деятельности – аттестацию, притом частично и односторонне.

Комплексные обучающие системы в отдельных случаях обеспечивают потребности самостоятельной учебной работы учащихся (в том числе для подготовки в вузы), однако пока нашли ограниченное применение в учебном процессе как целостные продукты, как правило, удается использовать их отдельные функции.

Информационно-управленческие системы являются важнейшим звеном в работе по модернизации школы, позволяющим существенно укрепить связь и взаимодействие между учащимися, учителями, родителями, администрацией, структурами управления, общественностью в образовательном процессе.

Особую роль в школьном образовании всего мира играет информационный ресурс «Лого» (в отечественных версиях, разработанных в Москве, – «Логорайтер» для компьютеров предыдущих поколений, «ЛогоМиры» для современных компьютеров, «ПервоЛого» для обучения грамоте на современных компьютерах). «Лого» соответствует целям и приоритетам модернизации образования, совмещая в себе программную среду общего назначения, виртуальный конструктор и учебно-производственный язык программирования. Таким образом, «Лого» покрывает основные направления применения ИКТ в школе Этим определяется уникальный уровень его распространенности в школе, его адекватность наиболее перспективной образовательной философии.


Типы оборудования по ИКТ


Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиавозможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

Особую роль в учебном процессе могут играть также:

ноутбук – компьютер, легко переносимый в портфеле, который, вместе с легким проектором может обеспечить аудиовизуальную поддержку выступления учителя, использоваться для подготовки учителем занятия в любом помещении школы или дома и т. д. Ноутбуки для учащихся в ряде экспериментов демонстрируют высокую эффективность как индивидуальное учебное средство;

различные «усеченные» конфигурация компьютеров, от клавиатуры с простейшим дисплеем и веббраузера без клавиатуры, подсоединяемого к бытовому телевизору для просмотра информации в Интернете, до «сетевого» компьютера, ориентированного на работу в сети, и поэтому не имеющего в своем устройстве дисководов и ряда других устройств.

принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата. Одним из выходов в этой ситуации является использование графопостроителя, доступ к которому желательно обеспечить для образовательных учреждений;

копировальный аппарат (ксерокс, ризограф) – позволяет оперативно, с разумными затратами материальных и временных ресурсов, обеспечить доступ к образовательной информации нужному числу людей (размножение заданий учителем к очередному уроку, издание школьного журнала, распространяемого среди родителей, спонсоров и других заинтересованных лиц и т. д.);

проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п. – технологический элемент новой грамотности, радикально повышает:

• уровень наглядности в работе учителя,

• возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу,

• эффективность организационных и административных выступлений; телекоммуникационный блок – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам,

позволяет вести дистанционное обучение, вести переписку с другими школами;

устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса;

устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например с ДЦП;

устройства создания графической информации (графический планшет, дигитайзер) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат;

устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их;

устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон) – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

устройства регистрации данных (датчики с интерфейсами) – существенно расширяют класс физических, химических, биологических, экологических процессов, включаемых в образование при сокращении учебного времени, затрачиваемого на рутинную обработку данных;

управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.) одновременно с другими базовыми понятиями информатики;

устройства, обеспечивающие создание внутриклассной и внугришкольной сети – позволяют более эффективно использовать имеющиеся информационные, технические и временные (человеческие) ресурсы, обеспечивают общий доступ к глобальной информационной сети;

переносной аудиокомплекс – обеспечивает эффективную коммуникативную среду для воспитательной работы и массовых мероприятий;

стационарный аудиовидеокомплекс (может быть установлен в актовом зале).


Приложение

Варианты инфраструктуры,
поддерживающей информационную среду



Вариант

Техни-
ческие

средства

Место

доступа

Целевое назначение

Пользо­
ватели

Вариант 1

Компьютер, принтер,

сканер, выход в Интернет

Медиатека (библиотека)

Работа с дополнительными информационными ресурсами при выполнении проектов или самостоятельных работ.

Формирование информационного ресурса (презентации проектов) Обращение к каталогам доступных библиотек

Коммуникация в период участия в сетевых проектах.

Учащиеся

Электронная почта

Администрация

Вариант 2

Компьютер,

принтер,

(ксерокс)

Рабочее

место

секретаря

Административный компьютер – ведение баз данных по учащимся, педагогам, материально-техническому состоянию школы; документооборота;

хранение информации нормативно-юридического характера, электронная почта

Администрация

Вариант 3

Вариант 3.1

Ноут-бук,

LCD-

проектор

Перемещается по учебным кабинетам

Рабочее место демонстратора: демонстрация виртуальных опытов,

обеспечение наглядности в ходе

проведения уроков.

Подготовка информационной базы

урока

Педагоги

Вариант 3.2

Локальная сеть, 2–3 компьютера

Медиатека

Дополнительно к варианту 1:

– тестирование,

– использование тренажеров,

– дистантные курсы.

Учащиеся













Дополнительно к варианту 1:

– проведение модулей курса

«Информационная культура»,

– проведение факультативных занятий,

занятий дополнительного образования с применением информационных технологий

Педагоги




Вариант 3.3

Локальная

сеть, 3–
(7) компьютеров, устройства вывода (принтер)

Кабинет
(информационных) технологий

Работа с дополнительными информационными ресурсами при выполнении проектов или на уроке по заданию учителя.

Обработка информации при выполнении проектов или на уроке по заданию учителя.

Формирование информационного ресурса (презентации проектов)

Тестирование. Использование тренажеров. Выполнение виртуальных практикумов. Дистантные курсы

Учащиеся




Вариант 4

Вариант 4.1

Локальная сеть, 2–3 компьютера

Медиатека

Дополнительно к варианту 1:

– тестирование,

– использование тренажеров,

– выполнение виртуальных практикумов,

– дистантные курсы

Учащиеся




Вариант 4.2







Дополнительно к варианту 1:

– проведение модулей курса «Информационная культура»,

– проведение факультативных занятий,

– занятий дополнительного образования с применением информационных технологий

Педагоги




Вариант 4.3

1–(3) компьютера, устройства

ввода

Учебные кабинеты

Демонстрация виртуальных опытов, обеспечение наглядности в ходе проведения уроков.

Подготовка информационной базы урока.

Педагоги




Тестирование.

Выполнение индивидуальных заданий в ходе урока и во внеурочное время

Учащиеся




Вариант 4.3

Компьютер

Кабинет завуча

Базы данных, связанные с текущим контролем, электронный журнал, информация по аттестации педагогов и т.п.

Администрация




Методическая коллекция (ссылки на

сайты, разработки учителей)

Руководители МО







Вариант 5.1

Компьютер,
(принтер, ксерокс)

Учительская

Ресурсный центр для педагогов и администрации (ссылки на сайты, разработки учителей)

Педагоги
















Базы данных, связанные с текущим контролем, электронный журнал, информация по аттестации педагогов и т.п.

Администрация







Вариант 5.2

5–7 компьютеров, устройства ввода-вывода информации




Дооснащение кабинета информационных технологий и медиатеки







Пути дальнейшего развития инфраструктуры, поддерживающей инфрасреду

Вариант 1

Усиление базы медиатеки.

Комплектация компьютерами, включенными в сеть и специфическими

устройствами ввода-вывода(пишущие CD-ROM-ы) 1–2 предметных кабинетов (профильных).

Выделение дополнительного административного компьютера для ведения текущего контроля и выполнения других функций зам. директора по учебной работе.




Вариант 2

– Оснащение компьютерами со специфическими устройствами ввода, включенными в локальную сеть, всех предметных кабинетов. Выделение дополнительного административного компьютера для ведения текущего контроля и выполнения других функций зам. директора по учебной работе.

– Формирование кабинета проектной деятельности в единой системе с медиатекой (4–5 компьютеров, разнообразные устройства ввода и вывода информации, лабораторное оборудование)




Вариант 3

– Дооснащение кабинета информационных технологий,

– Формирование кабинета проектной деятельности в единой системе с медиатекой (4–5 компьютеров, разнообразные устройства ввода и вывода

информации).

– Формирование методического центра (2–3 компьютера в учительской, включенные в общую сеть).




Похожие:

Типы информационных ресурсов Системные программные средства iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению подготовки 230700. 68 «Прикладная информатика»
Информатика. Технические и программные средства реализации информационных процессов; языки программирования высокого уровня; основы...
Типы информационных ресурсов Системные программные средства iconВыпускная работа по «Основам информационных технологий»
Основой такого перехода является технологическая революция, в ходе которой происходит сближение информационных и коммуникационных...
Типы информационных ресурсов Системные программные средства iconВыпускная работа по «Основам информационных технологий» «Изучение опыта применения информационных технологий в ес»
Основой такого перехода является технологическая революция, в ходе которой происходит сближение информационных и коммуникационных...
Типы информационных ресурсов Системные программные средства iconУчебно-методический комплекс по дисциплине программные и аппаратные средства информационных технологий для специальности (направления) 210105 Электронные приборы и устройства
Обеспечение информационной безопасности в автоматизированных информационных системах
Типы информационных ресурсов Системные программные средства iconВопросы итогового
Программные средства реализации информационных процессов. Классификация программных средств
Типы информационных ресурсов Системные программные средства iconКомпьютерные учебные программы и инновации №3 2007 г. Прикладные программные средства для создания и преобразования программ Программное и информационное обеспечение для решения
Прикладные программные средства для создания и преобразования программ
Типы информационных ресурсов Системные программные средства iconЛекция 4
Система, структура, функционирование, модель цели и ресурсов. Аппаратные и программные средства. Вектора развития, параметрические...
Типы информационных ресурсов Системные программные средства iconМетодические рекомендации для студентов по изучению дисциплины «Курс: Программные средства разработки Web-страниц и презентаций»
Романова Марина Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий Магнитогорского государственного...
Типы информационных ресурсов Системные программные средства iconПрограммные средства информационных систем управления организацией
Охватывают столь разнообразные сферы деятельности человека, что невозможно выделить и унифицировать небольшое число атрибутов для...
Типы информационных ресурсов Системные программные средства iconСправка о наличии учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса. № п/п
Наименование и краткая характеристика библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, в том...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница