«Движение воды в океане. Волны»




Скачать 50.97 Kb.
Название«Движение воды в океане. Волны»
Дата30.08.2012
Размер50.97 Kb.
ТипКонспект
Конспект урока по географии 6 класс.

Тема: «Движение воды в океане. Волны ».

Цели:

  • Сформировать у учащихся представление о движении воды в океане.

  • Формировать понятия: ветровые волны, цунами, приливы и отливы.

  • Формировать у учащихся умение устанавливать причинно-следственные связи, задавать вопросы (развивать логическое мышление учащихся).

  • Развивать у учащихся такие качества, как внимание, пунктуальность.

Будить воображение.

Оборудование:

Листы-задания для проверочной работы, физическая карта мира с табличками-указателями, картины «Прилив», «Отлив», книги «Познакомьтесь: океан», «1001 вопрос об океане и 1001 ответ», учебник рисунки 49, 51, 52.

Ход урока:

1.Организационный момент. Учитель проверяет готовность к уроку, приветствует учеников.

2.Проверка знаний.

Письменно фронтально. 10 минут.

1 задание: узнать объекты на контурной карте.

2 задание: соединить в пары понятия и их определения.


1.Водное пространство, ограниченное с двух сторон сушей.

2.Часть океана, вдающаяся в сушу.

3.Часть океана, отличающаяся от него свойствами воды и обитателями.

4. Часть суши, вдающаяся в океан.



А.Полуостров.

Б.Архипелаг.

В. Залив.

Г.Пролив.

Д.Море.



3 задание: закончить фразы:

1.Количество минеральных веществ в граммах, растворённое в 1 литре воды, – это…

2.Единицы измерения солёности воды - …

3.Средняя солёность Мирового океана - …

4. Самое солёное море - …

5. Температура замерзания океанической воды - …

3. Изучение нового материала.

Мы продолжаем разговор о главной составляющей гидросферы. Кто готов напомнить нам главную составную часть гидросферы? Верно. Это воды Мирового океана. Девизом подводной лодки «Наутилус» в романе Ж. Верна была фраза «Вечно в движении». Почему я сегодня говорю вам об этом? Верно. Мировой океан тоже вечно в движении, поэтому данная фраза может служить точной характеристикой Мирового океана.

Тема нашего урока «Движение воды в океане».

Сегодня мы будем говорить о волновых движениях воды в океане.

Волн в океане много. Они очень разнообразны по своей природе. Например, под водой распространяются ультразвуковые волны. На уроках физики вы узнаете, как эти волны помогают учёным видеть предметы, находящиеся в воде на расстоянии десятков и даже сотен метров. Есть волны Россби, длина которых составляет многие сотни километров. Есть внутренние волны, которые могут принести гибель подводным лодкам.

Мы будем говорить о ветровых волнах.

Кто готов назвать причину ветровых волн? Верно, ветер. Нам очень хорошо знакомы пушкинские строки:

«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах на раздутых парусах».

Ветровые волны представлены на рисунке учебника на странице 76. Внимательно рассмотрите рисунок. Составьте устно вопросы к данному рисунку. (Ученики задают вопросы и отвечают на них.) Работая с рисунком, мы познакомились со строением ветровой волны. Подумайте, от чего зависит размер волны? Размер волны зависит от силы ветра, его продолжительности, глубины моря, температуры воды и воздуха, течений. Поэтому ветровые волны не такое уж простое явление. Один из учёных остроумно заметил: «Основная закономерность ветровых волн – это отсутствие всякой закономерности». Обычно высота ветровых волн не превышает четырёх метров, но штормовые волны могут достигать высоты более двенадцати метров и длины до 250 метров. Такие волны часты в районе 40 параллелей, за что их называют « Ревущими сороковыми». Те, кто следит за событиями в мире, знают, что совсем недавно штормовые волны обрушились на берег Балтийского моря и натворили там бед. О ветровых волнах я рассказала вам далеко не всё. Кое о чём вы сами узнаете из учебника дома.

Изучая каменную оболочку Земли, мы узнали о движениях земной коры. Такие движения происходят и на дне океана. Кто готов назвать следствие движения земной коры в океане? Верно. Это волны Цунами. Утех, кто видел в зимние каникулы фильм об извержении вулкана Кракатау, достаточно яркое представление об этом явлении природы. Послушайте описание очевидца и представьте то, о чём услышите: « Мы увидели надвигающуюся волну. Она близилась как стена, и росла. Больше, чем раскаты грома, что доносились от приближавшейся волны, страх нагонял сам вид водоворота перед ней, в котором кружились целые обломки скал и тяжёлые стволы деревьев, словно это были спички. Как этот мощный водопад среди моря, эта гигантская в 20 и более метров высотой стена с грохочущей, добела иссечённой пенной короной, могла удерживаться прямо, как стена? Затем она обрушилась на берег и потрясла основание острова…» Рассмотрите рисунок 51 на стр.78. Таковы последствия Цунами на берегу. Как вы думаете, почему эти волны назвали японским словом? Верно, Япония, лежащая в северо-западной части Тихого океана, очень часто страдает от этих волн. В отличие от ветровых, охватывающих поверхностный слой океана, Цунами охватывают всю толщу воды от дна до поверхности, распространяются во все стороны от места возникновения со средней скоростью 700-800 км / час. Их длина в океане до 200 км, а высота 1 м. Но у берега может доходить до 40 м. « Цу»- порт, « нами» - волна. «Портовая волна» в переводе с японского. Как вы думаете, где должен искать спасение от Цунами капитан судна, получивший известие о приближении таких волн? Конечно, в океане, подальше от берега.

Ещё один вид движения воды в океане – это приливно-отливные волны. Причину этих волн назвал И. Бунин:

В кипящей пене валуны.

Волна, блистая, заходила.

Её уж тянет, тянет сила

Всходящей за морем Луны.

Не только Луна, но и Солнце, и другие звёзды силой своего притяжения действуют на океан. Но Луна ближе, её притяжение сильнее. Рассмотрите рисунок 52 на стр.79. На берегах океанов и некоторых морей вода периодически выходит на берег, покрывая часть суши, а затем далеко отступает, обнажая дно прибрежной части океана. На берегу Белого моря высота прилива 12 м. Самые высокие приливы в заливе Фанди у восточных берегов С. Америки. Как вы думаете, для чего вот уже более ста лет составляются таблицы приливов и отливов? В разных частях Мирового океана приливы и отливы происходят в разное время. Они бывают суточными, полусуточными и смешанными. Это важно знать капитанам судов, чтобы избежать неприятностей и даже катастроф. В марте 1967 года английский танкер, загруженный нефтью, наскочил на рифы у берегов Англии, получил 14 пробоин, нефть вытекла в море, а судно спасти не удалось.

(По ходу объяснения на доске появляется схема)


Причина Следствие

I Ветер ветровые волны

II Движение земной коры Цунами

III Сила притяжения Луны приливы и отливы


4.Домашнее задание.

В тетради запишите вопрос, на который дома вы дадите письменный ответ: Как можно использовать волны на благо человека?

В дневнике сделайте запись: § 26, вопрос в тетради.

5.Закрепление изученного материала.

На доске представить схему:

Движение воды в океане. 1 ученик


ветровые волны Цунами приливы и отливы

причины 2 ученик




ветер движение земной коры притяжение Луны

Подумайте и скажите, для чего люди изучают волны?

На многие вопросы вы можете найти ответы в книгах «Познакомьтесь: Океан», « 1001 вопрос об океане и 1001 ответ»

Похожие:

«Движение воды в океане. Волны» iconИсследование Мирового океана 11
Земле. Науке ещё не известно такое живое существо, которое могло бы обходиться без воды. Мировой океан, как колоссальное скопление...
«Движение воды в океане. Волны» iconПрограмма вступительного экзамена
Электромагнитное поле; уравнения Максвелла; монохроматические поля; энергия электромагнитного поля; плоские, цилиндрические, сферические...
«Движение воды в океане. Волны» iconД. ф м. н. Колоколов И. В
Классические волны в сплошных средах. Гамильтоновский формализм. Физические примеры: звук и спиновые волны
«Движение воды в океане. Волны» iconI — объемная фотоплетизмограмма; II — электрокардиограмма; III — сигнал пульсовой волны (форма пульсовой волны может существенно отличатся для разных людей и разных состояний)
О принципах регистрации и использования результатов анализа сигнала пульсовой волны для целей определения адаптационных возможностей...
«Движение воды в океане. Волны» iconE-mail: Разноуровневые задачи Первый уровень сложности
На сколько градусов нагреется за 1 с капля воды массой 0,2 г, если она ежесекундно поглощает 1 ∙1010 фотонов с длиной волны 750 нм?...
«Движение воды в океане. Волны» iconПрограмма вступительного испытания по физике
Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Скорость. Ускорение. Равномерное движение. Прямолинейное...
«Движение воды в океане. Волны» iconЕвгения Ведерникова
Данный тезис был сформулирован западными исследователями в результате большой эмпирической и теоретической работы, направленной на...
«Движение воды в океане. Волны» iconСиний кит – крупнейшее животное на Земле Окружающий мир
Жизнь на планете Земля зародилась в океане более 3,5 млн лет назад. Когда-то почти всё живое жило в океане. Даже сейчас там водится...
«Движение воды в океане. Волны» iconПлан-конспект урока механическое движение
Необходимое техническое оборудование: компьютерные презентации «Механическое движение», «Равномерное и неравномерное движение»
«Движение воды в океане. Волны» iconЧто происходит с водой при нагревании?
Проследите движение капельки воды, выпавшей из облаков. Как она вновь окажется в облаках? (Какая из цепочек превращений верна?)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница