Тематическое планирование по «Информатике и икт» на 2011- 2012 учебный год для 10-11 класс




Скачать 331.65 Kb.
НазваниеТематическое планирование по «Информатике и икт» на 2011- 2012 учебный год для 10-11 класс
страница1/3
Дата26.09.2012
Размер331.65 Kb.
ТипТематическое планирование
  1   2   3
Тематическое планирование по

«Информатике и ИКТ»


на 2011- 2012 учебный год

для 10-11 классов


Учитель: Степанова Елена Валерьевна


Программа: Профильный курс «Информатика и ИКТ» на базовом уровне (автор Н.Д. Угринович)


Тематическое планирование: «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов, базовый уровень, автор Угринович Н. Д.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Вклад учебного предмета в достижение целей общего образования

Примерная (базисная) учебная программа по информатике разра­ботана с учётом уже накопленного опыта преподавания информатики в школе. На протяжении более 20 лет преподавание информатики ориентировалось на достижение значимых образовательных результа­тов, без которых уровень основного общего образования, достигнутый школьником, не может быть признан достаточным для полноценного продолжения образования и последующего личностного развития.

Необходимость изменения концепции обучения информатике во многом обусловлена, с одной стороны, пересмотром содержания об­щего образования в целом, с другой стороны, развитием самой ин­форматики как отрасли знания, с третьей стороны, - развитием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и их ши­роким использованием в образовательном процессе.

Анализ современных целей общего образования, условий дости­жения новых образовательных результатов показывает, что одной из наиболее важных характеристик развития системы общего образова­ния является усиление фундаментальности, системности, полноты со­держания общего образования. Сегодня эти требования особенно ак­туальны, поскольку человеческая деятельность в технологическом плане в настоящее время меняется очень быстро, на смену суще­ствующим технологиям (а ещё более - их конкретным техническим воплощениям) быстро приходят новые, которые специалисту нужно осваивать заново. В этих условиях, несомненно, велика роль фунда­ментального образования, обеспечивающего профессиональную мо­бильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Поэтому в содержании курса информа­тики основной школы целесообразно сделать акцент на изучение фун­даментальных основ информатики, реализовать в полной мере обще­образовательный потенциал этого курса. При этом следует отметить, что курс информатики основной школы является важнейшим концен­тром непрерывного курса информатики, который включает также пропедевтический курс в начальной школе и профильное обучение информатике в старших классах (с учётом профиля).

С точки зрения современных представлений информатика - это научная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в различных системах, а также о методах и средствах их ав­томатизации. По сравнению с начальным периодом информатизации образования сегодня отчётливей стала видна роль информатики в формировании современной научной картины мира, фундаменталь­ный характер её основных понятий, законов, всеобщность её ме­тодологии. Становится ясным, что информационные процессы - фундаментальная реальность окружающего мира и определяющий компонент современной информационной цивилизации, да и самого понятия жизнь.

Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного ап­парата, так и на уровне инструментария. Можно сказать, что она представляет собой метадисциплину, в которой сформировался язык, общий для многих научных областей. Информатика даёт ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира (в естественно-научных областях, в социологии, экономике, языке, литературе и др.). Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования ИКТ — одно­го из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. В информатике формируются многие виды деятельно­сти, которые имеют метапредметный характер, способность к ним об­разует ИКТ-компетентность: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; информаци­онный аспект управления объектами и процессами и пр.

Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информа­тики закладывает основы современного естественно-научного мировоз­зрения, основанного на триаде: материя - энергия - информация.

В данной программе по сравнению с Примерной программой основ­ного общего образования по информатике, разработанной в 2004 г. и ре­комендованной Министерством образования и науки РФ, расширено представление об информатике как научной дисциплине, её значимости в плане установления связей с другими учебными дисциплинами. Кроме того, более чётко сформулированы характерные для информатики подхо­ды к развитию личности учащихся, их социализации в современном ин­формационном обществе, осознанном использовании средств ИКТ.

Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформули­рованных в новой концепции Федерального государственного стан­дарта общего образования. Они учитывают необходимость всесторон­него развития личности учащихся, освоения знаний, овладения определёнными умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для ка­ждого человека и общества в целом.

В настоящей Примерной программе учтено, что сегодня в соответст­вии с новым Федеральным государственным стандартом начального об­разования учащиеся к концу начальной школы приобретают учебную ИКТ-компетентность. Далее, в основной школе, начиная с 5 класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики, завер­шающий основную школу, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся (включая и внешкольное применение), даёт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опы­та. Однако ясно, что процесс реализации нового ФГОС не одномомен­тен. Поэтому целесообразно использование и нормативное закрепление учебного планирования, ориентированного на различный уровень ин­форматизации конкретного образовательного учреждения.

Общая характеристика учебного предмета.

Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.

Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационная технология решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этим следует отметить, что в основной решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.

Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.

Основой курса является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.

Это позволяет:

  • обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);

  • систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;

  • заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;

  • сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.



Цели изучения образовательной области

Содержание курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне соответствует утвержденным Министерством образования РФ Стандарту среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям и Примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне.

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых образовательным стандартом среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (2004 г.) . Курс рассчитан на изучение в 10-11 классах информационно-технологического профиля обучения общеобразовательной средней школы в течение 34 учебных недель в году общим объемом 68 учебных часов (из расчета 1 час в неделю), в том числе в X классе – 34 учебных часа и в XI классе – 34 учебных часа.

Изучение курса ориентировано на использование учащимися учебников «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 класса и для 11 класса.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов.

Основными содержательными линиями в изучении данного предмета являются:

  • информация и информационные процессы, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) как средства их автоматизации;

  • математическое и компьютерное моделирование;

  • основы информационного управления.

Программой предполагается проведение практикумов – больших практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Задача практикума – познакомить учащихся с основными видами широко используемых аппаратных и программных средств ИКТ. В рамках такого знакомства учащиеся выполняют соответствующие, представляющие для них смысл и интерес проекты, в том числе относящиеся к другим школьным предметам.

Обучающие практические работы включены в содержание комбинированных уроков, на которых теория закрепляется выполнением практической работы, которая носит не оценивающий, а обучающий характер. Оценки за выполнение таких работ могут быть выставлены учащимся, самостоятельно справившимся с ними.

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых, норм информационной деятельности;

приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основные задачи:

  • предусмотреть возможность компенсации пробелов в подготовке школьников и недостатков в их информационном развитии, развитии внимания и памяти;

  • обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения;

  • обеспечить базу знаний по информатике и ИКТ, достаточную для будущей профессиональной деятельности или последующего обучения в высшей школе;

  • сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;

  • развивать творческие способности учащихся;

  • подготовить обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.


Основные содержательные линии

Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики в основной школе:

  • линию информации и информационных процессов;

  • линию моделирования и формализации;

  • линию информационных технологий;

  • линию компьютерных коммуникаций;

  • линию социальной информатики.


Распределение часов по темам в курсе  «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне

 



Тема

Количество часов

Всего

10 класс

11 класс

1

Информация и информационные процессы

1

1

 

2

Информационные технологии

18

18

 

3

Коммуникационные технологии

11

11




4

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

9

 

9

5

Моделирование  и формализация

6

 

6

6

Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД)

8

 

8

7

Информационное общество

2

 

2



Повторение, подготовка к ЕГЭ

9

2

7

9

Резервное время

4

2

2

 

ВСЕГО:

68

34

34



Базовые понятия информатики и информационных технологий

Информация и информационные процессы

Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Классификация информационных процессов. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации.

Поиск и систематизация информации. Хранение информации; выбор способа хранения информации.

Передача информации в социальных, биологических и технических системах.

Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие его автоматизации.

Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Организация личной информационной среды. Защита информации.

Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.

Информационные модели и системы

Информационные (нематериальные) модели. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.

Назначение и виды информационных моделей. Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных. Построение информационной модели для решения поставленной задачи.

Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей).

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем.

Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Программные средства создания информационных объектов, организация личного информационного пространства, защиты информации. Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности.

Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов.

Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приёмы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации.

Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных.

Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.

Базы данных. Системы управления базами данных.Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.

Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии)

Локальные и глобальные компьютерные сети. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.

Основы социальной информатики:

Основные этапы становления информационного общества. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека.

В результате изучения курса ученик должен знать/понимать:

Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий; назначение и функции ОС; назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы.


Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения курса учащиеся должны

знать/понимать:

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различных типов с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

  • назначение и функции операционных систем;

уметь:

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.


Используемые учебники

  • Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.

  • Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.

  • Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие для учителей. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 г.

  • Windows-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 г.

  • Linux-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 г.



  1   2   3

Похожие:

Тематическое планирование по «Информатике и икт» на 2011- 2012 учебный год для 10-11 класс iconКалендарно-тематическое планирование по информатике и икт в 5 А, Б,В, Д, е класс
Календарно-тематическое планирование по информатике и икт в 5 А, Б,В, Д, е классах на 2010-2011 учебный год по учебнику «Информатика...
Тематическое планирование по «Информатике и икт» на 2011- 2012 учебный год для 10-11 класс iconТематическое планирование на 2011/ 2012 учебный год по информатике 7 класс
Программа: Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика 2- 11 классы
Тематическое планирование по «Информатике и икт» на 2011- 2012 учебный год для 10-11 класс iconТематическое планирование по «Технологии. Модуль «Информатика и икт» 3 4 классы 2010-2011 учебный год
Настоящее тематическое планирование разработано применительно к учебной программе «Технология. Модуль «Информатика и икт»
Тематическое планирование по «Информатике и икт» на 2011- 2012 учебный год для 10-11 класс iconТематическое планирование на 2011-2012 учебный год по программе «Школа России» 1-б класс

Тематическое планирование по «Информатике и икт» на 2011- 2012 учебный год для 10-11 класс iconКалендарно-тематическое планирование по геометрии. 11 В класс. Учитель Грибова Е. В. 2011-2012 учебный год
Данное планирование ориентировано на учащихся 11 класса и реализуется на основе следующих документов
Тематическое планирование по «Информатике и икт» на 2011- 2012 учебный год для 10-11 класс iconКалендарно-тематическое планирование по русскому языку на 2012/2013 учебный год для 12 класс
Примерное календарно-тематическое планирование по русскому языку на 2012/2013 учебный год
Тематическое планирование по «Информатике и икт» на 2011- 2012 учебный год для 10-11 класс iconКалендарно-тематическое планирование по русскому языку на 2012/2013 учебный год для 11 класс
Примерное календарно-тематическое планирование по русскому языку на 2012/2013 учебный год
Тематическое планирование по «Информатике и икт» на 2011- 2012 учебный год для 10-11 класс iconКалендарно-тематическое планирование на 2011/2012 учебный год по предмету «География» класс 9
Умк: «Население и хозяйство России» учебник для 9 класса под ред. А. И. Алексеев В. В. Николина
Тематическое планирование по «Информатике и икт» на 2011- 2012 учебный год для 10-11 класс iconКалендарно-тематическое планирование уроков химии в 8-х класс
Календарно-тематическое планирование уроков химии в 8-х классах на 2011-2012 учебный год
Тематическое планирование по «Информатике и икт» на 2011- 2012 учебный год для 10-11 класс iconКалендарно-тематическое планирование уроков химии в 10-х класс
Календарно-тематическое планирование уроков химии в 10-х классах на 2011-2012 учебный год
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница