Взаимодействие социальных и правовых аспектов в процессе становления информационного общества в россии (социально-философский анализ)




Скачать 354.05 Kb.
НазваниеВзаимодействие социальных и правовых аспектов в процессе становления информационного общества в россии (социально-философский анализ)
страница1/2
Дата26.09.2012
Размер354.05 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2



На правах рукописи


БОКОВ ДЕНИС ЮРЬЕВИЧ


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНЫХ И ПРАВОВЫХ АСПЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)


Специальность 09.00.11 – Социальная философия


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата философских наук


Москва – 2011


Диссертация выполнена на кафедре общественных наук Военно-технического университета при Федеральном агентстве специального строительства



Научный руководитель:


доктор философских наук, профессор Беркут Виктор Петрович


Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор

Климов Сергей Николаевич


кандидат философских наук, профессор

Дибижев Виктор Васильевич


Ведущая организация:

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

119571, г. Москва, просп. Вернадского, д. 82.



Защита состоится «22» декабря 2011 года в 14 часов на заседании диссертационного совета по философским наукам Д 212.155.08 при Московском государственном областном университете по адресу 105005, Москва, ул. Радио, д.10а.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного областного университета по указанному адресу, на сайте МГОУ: www.mgou.ru, а также на официальном сайте ВАК РФ: http: vak.ed.gov.ru


Автореферат разослан «__» ______ 2011 года.



Учёный секретарь диссертационного совета

кандидат философских наук, доцент



Бондарева Я.В.

Актуальность темы исследования обусловлена, во-первых, необходимостью философского осмысления адекватного правового регулирования социальных отношений, складывающихся в результате ускорения информационно-коммуникационных процессов глобализации в обществе. Социально-философское внимание к правовым вопросам обеспечения безопасности информационной сферы в ряде основополагающих международных и отечественных документов1 является знаковым и свидетельствует, что принцип верховенства права, провозглашённый на Всемирной встрече по проблемам информационного общества, может и должен стать одним из приоритетных при его становлении. В то же время «общественные отношения в информационной сфере, пронизывающей сегодня практически все области жизнедеятельности, являются импульсом, влияющим на развитие информационного законодательства»2. Социально-философское рассмотрение взаимодействия правовых и социальных аспектов процесса становления информационного общества в глобальном масштабе и в нашей стране очевидно необходимо.

Во-вторых, потребностью в мировоззренческом, философском осмыслении взаимодействия социальных и правовых аспектов становления информационного общества в России, являющихся наиболее значимыми на современном этапе, называемом «новой информационной реальностью»3. Его особенность заключается в нарастающем противоречии между стремительным ускорением в развитии информационной сферы общества и существенно отстающим от него уровнем сознания большинства населения, включая элиту общества, стремящуюся применять новые информационные технологии к совершенствованию прежних подходов или технологий для решения современных задач. Это – объективная реальность, поскольку никогда ранее общество и окружающий мир не менялись столь стремительно. Сознание большинства россиян к столь масштабным и быстрым переменам пока не готово.

В-третьих, важностью пересмотра существующих философско-методологических представлений о роли, месте социальных и правовых аспектов в жизнедеятельности информационного общества в России, находящегося в процессе становления.

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (2008) является основой для подготовки и уточнения программных документов, определяющих цели, направления деятельности органов государственной власти, принципы и механизмы их взаимодействия с организациями, гражданами в области «развития»1 информационного общества в Российской Федерации. В документе указано, что целью «формирования и развития информационного общества в Российской Федерации являются повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий»2.

Однако в утвержденной Правительством России программе исследований РАН3 проблема формирования информационного общества не значится. Если на период 2006 – 2010гг. было обозначено хотя бы направление исследований – «Информатизация общества», то на период до 2025г. и таковое отсутствует. Поставленная на государственном уровне цель не подкрепляется современными научными, в том числе социально-философскими, отечественными исследованиями.

На наш взгляд, это одно из проявлений социально-философской проблемы взаимодействия социальных и правовых аспектов становления информационного общества в России, решение которой предполагает исследование процессов формирования готовности общества, конкретного человека к жизни при новых общественных отношениях, комплексного анализа связанных с этим проблем, разработки научно обоснованных путей их преодоления. Если понимания важности данной проблемы нет даже на столь представительном уровне, то оно не может появиться на уровне политическом или социально-экономическом.

Задачами Государственной программы Российской Федерации «Ин-формационное общество (2011 – 2020 годы)» также определены «повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса в информа-ционном обществе»1. Однако дальше констатируется, что создание инфор-мационного общества рассматривается не целью, а только «платформой» для решения задач более высокого уровня – модернизации экономики и общест-венных отношений, обеспечения конституционных прав граждан и высвобождения ресурсов для личностного развития»2.

Поставленная задача обеспечения гарантированного доступа населения к социально значимой информации, а также целенаправленной подготовки государства, общества, личности для жизни и работы в условиях формируемого информационного общества нуждается в тщательном научном социально-философском обосновании.

Для развитых государств, к числу которых стремится принадлежать наша страна, смещение акцента от индустриальной и обеспечивающей ее энергосырьевой моделей развития к информационной, инновационной модели сегодня является в определённой мере реализуемой необходимостью. В России данный подход лишь декларируется.

Один из основоположников концепции информационного общества американский футуролог Э. Тоффлер на конференции в Ярославле (2009г.) заявил: «Сейчас возникает принципиально новая экономика. Она развивается совершенно по-другому, чем раньше, что, безусловно, влияет и на организационную структуру. Мы наблюдаем изменения на всех уровнях: в инновациях в экономике, в степени интеграции в экономике, в природе собственности, в организационных структурах, в формах денег, в децентрализации и централизации. Причем все эти процессы происходят одновременно. И стараясь преодолеть кризисную ситуацию в России, в других странах, нужно отказаться от прошлых методов для того, чтобы шагнуть в будущее. На место старых структур должны прийти новые институты. Это будет уже третья волна: информационное общество, базирующееся на знаниях. Обсуждая все эти вопросы, мы должны спросить себя, готовы ли мы к завтрашнему дню и готовы ли российские лидеры к завтрашнему дню? На мой взгляд, если говорить начистоту, полностью к будущему пока не готов никто»1.

Степень разработанности темы диссертационного исследования Исследуемая проблема имеет солидную теоретическую предысторию. С известной долей условности, всю имеющуюся социально-философскую литературу по данной проблеме можно представить в виде следующих групп источников: общетеоретическую социально-философскую литературу зарубежных авторов, социально-философские труды российских мыслителей, практическую международную и отечественную, специальную.

К первой группе источников относятся труды основоположников концепции информационного общества, их последователей, которые философски осмыслили бытие общества на новом этапе цивилизационного развития (Д. Белл, М. Бангеманн, Ж. Бодрийяр, Э. Гидденс, П. Дракер, М. Кастельс, Р. Катц, Д. Лайон, М. Маклюэн, И. Масуда, Т. Стоуньер, М.Порат)1, в том числе через анализ его отдельных признаков – в частности информационных процессов (Д.Тапскотт2), установили связи с проблемами глобализации, компьютеризации, информатизации, развитием средств массовой коммуникации (Э.Тоффлер, А. Турен, Ю. Хабермас и др.3).

Ко второй группе источников отнесены социально-философские труды отечественных авторов, внёсших существенный вклад в теоретическую разработку мировоззренческих (О.Н. Вершинская, В.А. Кутырёв, А.В. Петров, А.Д. Урсул, А.В. Чугунов4), социокультурных (А.С.Ахиезер, А.Т. Каюмов, А.Н. Чумаков5), технологических (В.Л. Иноземцев, О.В. Кедровский, Ю.В. Левицкий, А.И. Ракитов, Г.Л. Смолян6), экономических (Т.В. Андрианова, Д.С. Черешкин)7 и других аспектов концепции глобального информационного общества, методологии исследования современного общества (Р.Ф. Абдеев, С.А. Дятлов, И.С. Мелюхин, Н.Н. Моисеев1).

Третью группу источников составляют положения и документы о деятельности международных и национальных органов по разработке и реализации программ и стратегий становления и развития различных аспектов информационного общества. К числу наиболее интересных можно отнести Комиссию Совета Европы, Организацию экономического сотрудничества и развития, Всемирный союз связи, Международный союз телекоммуникаций, административные органы, ответственные за построение информационного общества в США, Канаде, Великобритании, Германии, Франции, Австралии, Японии и других странах2. В большинстве из них акцентируется внимание на социальных и технологических аспектах построения общества нового типа.

К четвёртой группе источников относятся документы, разработанные в России: материалы парламентских слушаний по проблемам развития Интернета, всероссийских конференций «Проблемы законодательства в сфере информатизации», заявления Палаты по информационной политике Политического консультативного совета при Президенте Российской Феде-рации. Кроме того государственными органами утверждены документы, призванные определить направления развития информационного общества в России3: Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих информационных ресурсов (1995), Концепция формирования информационного общества в России (1999), Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (2000), Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (2008). Сюда же можно отнести принятые федеральные законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (2006), «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (2009); государственную программу «Информационное общество (2011–2020)» и другие документы, касающиеся вопросов информатизации в России. В приведённых документах изложены проблемы и основные направления их преодоления в период становления информационного общества Россией. К сожалению, эти шаги не всегда продуманы и, зачастую, «грешат» однобокостью, концентрируясь, как правило, на технологическом аспекте и ограничиваясь вопросами информатизации текущей деятельности государственных органов.

Пятая группа социально-философских источников рассматривает отдельные аспекты становления современного информационного общества в России. Необходимость вхождения России в информационное общество нашим научным и политическим сообществом разработана фрагментарно. Так, исследованием специфики отечественного пути перехода к информационному обществу занимались Т.В. Ершова, И.Н. Курносов, О.В. Гаман1. Обращают на себя внимание работы З.М. Тимербулатова2, заявляющего, что эволюция информационного общества в России представляет собой непрерывный процесс социальной трансформации общественных взаимоотношений, вызванных изменениями в характере социального взаимодействия, связанного с появлением и развитием информационно-коммуникационных технологий, и М.Г. Бреслера3, на основе современных отечественных реалий утверждающего, что прежняя иерархическая структура, состоящая из социальных групп, скованных формализованной дисциплиной, распадается, преобразуясь в поток самовоспроизводящихся и саморегулирующихся сетевых сообществ.

Разработку правовых аспектов информационного общества осуществи-ли Г.Т. Артамонов, О.А. Финько и Ю.М. Нестеров4, а также Л.Л. Ефимова, Б.В. Кристальный, Н.И. Соловяненко, А.А. Стрельцов, М.В. Якушев и др.5

Подробно рассматривались проблемы информатизации общества и связанные с этим социальные аспекты Т.В. Андриановой, В.А. Васильевым и Е.Д. Путиловой1. Однако процесс взаимодействия правовых и социальных аспектов, его роль в становлении общества нового типа и возникающие при этом проблемы в прямой постановке проблемы не исследовался.

Привлекли внимание ученых исследования взаимодетерминации культуры и власти в информационном обществе (политический аспект) – Е.Д. Павловой, Г.В. Патраковой2, формирования культуры информационного общества (духовный аспект) – А.Ю. Гиль, С.В. Гриценко, И.Г. Елинер, И.В.Субботиной, Е.А.Смагиной3, изыскания философско-правовых парадигм новейшего времени – З.Д. Деникиной4, организации образовательного пространства в формируемом обществе знания – Л.В. Бурухиной и Т.Л. Нечепуренко5, роли информационного фактора в вооружённом конфликте – А.В. Кокуш и С.А. Кондратьевым6, резкого возрастания роли Интернета – И.А. Быковым7 и некоторые другие.

В последние годы возросло внимание к изучению политических аспектов процесса становления информационного общества, возможностей примене-ния здесь информационно-коммуникационных технологий (М.Н.Грачев, В.А. Евдокимов, Я.Н. Засурский, Ю.Б. Кашлев, А.В. Манойло, И.Н. Панарин, Д.Н. Песков, Н.П. Поливаева, А.С. Шерстобитов1), привлечения на этой основе в свои ряды молодёжи. К примеру, в работах, основанных на анализе трансформации различных аспектов политической жизни современной России (Е.Н. Малик, Н.П. Поливаева2), выявляются новые условия, возмож-ности политического участия, содержание формирующихся политических интересов, характер политического участия некоторых социальных групп населения (чаще всего молодежи), делаются попытки оценить масштабность, эффективность форм политического участия, выявляется влияние средств массовой информации на формы и уровень политического участия, роль политической коммуникации в формировании политических предпочтениях граждан. При этом авторы не уделяют должного внимания многогранному процессу становления информационного общества в России, взаимодействию политических аспектов с правовыми или социальными, развитию информационно-коммуникативных компетенций населения как одного из факторов формирования политической активности.

Таким образом, исследования, в которых с социально-философской точки зрения рассматривается процесс взаимодействия социальных и правовых аспектов становления информационного общества в России, практически отсутствуют.

Объект исследования процесс становления информационного общества в России.

Предмет исследования – социально-философский анализ взаимодействия социальных и правовых аспектов в процессе становления информационного общества в России.

Цель диссертационной работы исследовать средствами социально-философского анализа сущность, принципы, тенденции взаимодействия социальных и правовых аспектов процесса становления информационного общества в России, выработать рекомендации по их совершенствованию.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

  • сформулировать признаки процесса становления информационного общества в России в контексте взаимодействия социальных и правовых аспектов на основе анализа концепций информационного общества, представленных в зарубежной и отечественной социально-философской мысли, выявить периоды становления информационного общества в России;

  • исследовать социально-философскую специфику, тенденции, проблемы, принципы, взаимодействия социальных и правовых аспектов в становлении российского информационного общества;

  • определить основные направления совершенствования взаимодействия социальных и правовых аспектов процесса становления информационного общества в России.

Методологические и теоретические основы исследования составили научные труды в области социальной философии, глобалистики, социологии, политологии, различных отраслей права (гражданское, информационное, уголовное). Теоретической основой исследования стали труды зарубежных философов и социологов – Д. Белла, О. Тоффлера, М. Кастельса, И. Масуды, Ю. Хабермаса, Э. Гидденса, Н. Лумана, А. Шютца, П. Бергера, Т. Лукмана, Э. Кассирера, Л. Витгенштейна; исследования российских социальных философов – А.Д. Урсула, Н.Н. Моисеева, А.И. Ракитова, И.С. Мелюхина, Г.Л. Смоляна, А.Т. Каюмова, Д.И. Дубровского, Р.Ф. Абдеева, С.А. Зубкова, А.П. Огурцова, И.Ю. Алексеевой, В.Л. Иноземцева, О.Б. Скородумовой, В.И. Кравченко и др.

Непосредственно методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания, предполагающий всесторонний философский анализ процесса становления информационного общества в России через рассмотрение взаимодействия его социальных и правовых аспектов. Междисциплинарный характер исследования, специфика объекта и предмета исследования обусловили активное использование принципов социальной философии, а идея сконструированности феномена реальности послужила основой для выявления зависимостей исследуемого взаимодействия. Определяющими в анализе взаимодействия социальных и правовых аспектов становления российского информационного общества выступили системный и цивилизационный подходы. Решение предметных задач исследования стало возможным благодаря широкому использованию структурно-функционального и сравнительно-исторического анализа.

Эмпирическую базу исследования составили данные официальной статистики и социологических исследований в области права и социальных отношений, политики и экономики, материалы периодических изданий, сайты федеральных, региональных и местных органов власти, нормативно-правовые документы, законодательные акты РФ и международного сообщества, помогающие аргументировать тезисы и положения исследования, существенно расширяя понимание проблемного поля.

Структура диссертации включает введение, три раздела, заключение и список использованной литературы.

Во введении обоснована актуальность темы, рассмотрена степень её разработанности, определены объект, предмет, цели и задачи исследования, его теоретическая и практическая значимость, сформулированы положения, выносимые на защиту.

В первом разделе «Процесс становления информационного общества в России как объект социально-философского анализа» рассматривается эво-люция концепции информационного общества в философско-историческом и социально-философском плане, даётся авторское понимание информацион-ного общества на современном этапе развития, определяются периоды стано-вления информационного общества в России, занимаемое ныне положение. Исследуются его сущностные особенности, субъекты, функции, средства и методы достижения, анализируются концептуальные подходы к развитию. Определяется, что главной целью современного процесса становления информационного общества в России является повышение качества жизни людей (социальный аспект) и создание условий для их максимальной самореализации (правовой аспект), что возможно только в их диалектиче-ском взаимодействии.

Во втором разделе «Социально-философская характеристика взаимодействия социальных и правовых аспектов процесса становления российского информационного общества» формулируется сущность исследуемого процесса взаимодействия, анализируется структура и механизм, декларируемые принципы государственной информационной политики, определяется его специфика, Выявляются социально-философские проблемы взаимодействия социальных и правовых аспектов, имеющие первостепенное значение для исследования: проблема адекватного регулирования общественных отношений в складывающихся исторических условиях, проблема взаимной ответственности субъектов за становление информационного общества. Формулируются принципы, на основе которых эти проблемы могут быть решены: принцип приоритета регулятивной функции права, принцип обусловленности социальной реальности договорной ответственностью субъектов и др. На их основании предлагается новая модель регулирования социальных отношений, которая содержит отказ от прямого, директивного управления и переносит функции социального контроля в сферу ответственности осознающего и действующего субъекта.

В третьем разделе «Основные направления совершенствования взаимодействия социальных и правовых аспектов процесса становления информационного общества в России» рассмотрены группы направлений: на теоретико-методологическом уровне – посредством формирования информационного сознания, воспитания информационной культуры отдельных граждан и общества в целом, стимулирования платежеспособного спроса на информационные продукты и услуги; на праксиологическом уровне – совершенствование системы информационного законодательства, механизмов его реализации, предотвращение угроз безопасности личности, общества и государства в информационной сфере. Определены перспектив-ные направления деятельности в отечественном информационном обществе.

В заключении подведены итоги исследования, сформулированы основные теоретические выводы, дано их обоснование.

Научная новизна диссертационного исследования выражается в следующем:

- сформулированы социально-философские признаки процесса становления информационного общества в России на современном этапе развития, проведен социально-философский анализ его особенностей в контексте взаимодействия социальных и правовых аспектов, периоды становления;

- исследована социально-философская характеристика взаимодействия социальных и правовых аспектов в процессе становления российского информационного общества, его специфика, выявлены тенденции, актуальные проблемы, сформулированы принципы подхода к их разрешению;

- определены основные направления совершенствования взаимодействия социальных и правовых аспектов процесса становления информационного общества в России на теоретико-методологическом и праксиологическом уровнях.

Обоснование положений, выносимых на защиту:

  1. Информационное общество в России представляет собой качест-венно новую форму общественного развития, характеризующуюся ценностью информации и знания, проявляющуюся через совокупность взаимосвязанных элементов, ведущими из которых на современном этапе выступают социальный и правовой, находящиеся в диалектическом взаимодействии.

Социальный аспект охватывает социальную сферу жизни общества и включает совокупность социальных институтов, социальных отношений, социальных групп, социальных норм и ценностей, находящихся в тесной взаимосвязи. Социальный аспект предполагает, что главной ценностью и условием благополучия всех и каждого человека становится знание, полученное вследствие беспрепятственного доступа к единому трансграничному информационному пространству, и умение с ним работать, а в процессе производства, обработки, хранения и выдачи информации занято большинство членов общества. В процессе становления информационного общества в России модернизации подвергается практически вся социальная сфера: социальные институты, социальные отношения, социальные группы, социальные нормы и ценности. Информа-ция и знания при этом выступают ведущими ценностными факторами изменения качества жизни и формирования информационной культуры.

Правовой аспект затрагивает правоотношения, которые строятся на основе существующих и формируемых правовых норм, политические институты (прежде всего государство) и правовое сознание. Наиболее явно правовой аспект проявляется в наличии принятых, действующих и разрабатываемых законодательных актов, обеспечивающих жизнедеятельность общества знаний, в котором существенно возрастет значение информационно-коммуникационных технологий, их интенсивное использование всеми субъектами коммуникативной деятельности, социальное управление и контроль над системой человеческих отношений; общество, где информация и знания выступают источником власти и условием формирования информационного сознания.

Процесс становления отечественного информационного общества включает 4 периода:1) теоретических и практических изысканий (1957–1993 гг.) – зарождение идеи; 2) концептуальных исследований (1993–2002 гг.) – разработка программных документов по формированию информационного общества применительно к реальным российским условиям; 3) формирова-ния единого информационного пространства страны (2002–2020 гг.) – стано-вление информационного общества; 4) дальнейшее развитие (после 2020 г.). Россия находится в середине пути – периоде становления информационного общества – осуществления реальных шагов по информатизации и компьютеризации общества, от результатов которого зависит наше будущее.

Социально-философская характеристика информационного общества в России на современном этапе развития позволяет сделать следующий вывод. По форме – это общество, осознавшее необходимость и стремящееся к овладению информационной культурой; по содержанию – общество на этапе активного формирования информационного сознания; по методам – это общество конвергенции информационных и коммуникационных технологий, всестороннего развития компьютеризации всех сфер жизнедеятельности; по применяемым средствам – это общество, где знания, информация и коммуникация выступают ведущими универсальными факторами повышения качества жизни, экономическими ресурсами, производительной силой и стимулом развития материального производства, источником власти и условием формирования нового информационного сознания.

Основными субъектами формируемого информационного общества являются производители, обладатели и потребители информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг, информационных систем, технологий и средств их обеспечения, а также сохраняющиеся социальные группы предыдущей индустриальной стадии общественного развития. Категории субъектов различаются по качеству знаний, количеству информации, доступу к ней и необходимым информационным технологиям.

Ведущими функциями информационного общества выступают: онтологическая, гносеологическая, аксиологическая и праксиологическая.

  1. Взаимодействие социальных и правовых аспектов становления информационного общества в России представляет совокупность взаимообусловленных действий, предпринимаемых всеми субъектами данного процесса по обеспечению его участников социально значимой информацией, направленных на повышение качества жизни россиян за счёт количественного и качественного роста информатизации и комму-никации всех сфер жизнедеятельности в условиях возникновения новых общественных отношений, их адекватного правового регулирования.

Социально-философская специфика процесса становления информационного общества в России заключается в его пространственно-временной (неравномерность процессов информатизации по регионам страны и размытость временных границ), социально-политической обусловленности (процесс инициируется «сверху» и требуется политическая воля, силы, средства и время для пробуждения интереса, творчества, инициативы «снизу»), приоритете технократической традиции, нацеленной на достижение конкретных технических и технологических преимуществ, тогда как в зарубежных вариантах со стороны государства превалирует гуманистическая традиция развития, нацеленная на повышение реального уровня и качества жизни людей.

Основными социально-философскими тенденциями процесса взаимодействия социальных и правовых аспектов на этапе становления информационного общества в России являются: тенденция возрастания инструментальной функции права; тенденция моделирования непротиворечивой полисубъектной социальности; тенденция адекватности правового регулирования общественных отношений; тенденция социокультурной обусловленности социально-правовых отношений.

Взаимодействие социальных и правовых аспектов процесса становления отечественного информационного общества выражается в правовой обусловленности социальной реальности информационного общества договорной ответственностью субъектов и в социальной обусловленности формируемой правовой реальности и доступа к информации и знаниям, а также в социальной ответственности юриста за деятельность в профессиональной сфере.

Структура процесса взаимодействия заключается в наличии комплекса устойчивых связей социальных и правовых аспектов, обеспечивающих поступательный процесс становления информационного общества при различных внешних и внутренних изменениях.

Между социальными и правовыми аспектами выявлены зависимости – между социальными институтами и правовыми отношениями, между социальными отношениями и правовыми нормами, между социальными ценностями и правовым сознанием.

Механизм социально-философского взаимодействия социальных и правовых аспектов в информационной сфере основан на их диалектической взаимосвязи, обусловленной объективной потребностью субъектов в произ-водстве, обмене и потреблении социально значимой информации и знаний, а также в обеспечении безопасности личности, общества и государства.

Наиболее значимыми социально-философскими проблемами взаимодействия социальных и правовых аспектов становления информационного общества в России являются проблема адекватного правового регулирования общественных отношений в складывающихся исторических условиях и проблема взаимной ответственности субъектов становления информационного общества. Первая может быть решена на основании сформулированного принципа приоритета регулятивной функции права, позволяющего совместить разноплановость отношений субъектов информационного общества и привычного способа управления, вторая – на основании принципа обусловленности социальной реальности договорной ответственностью этих субъектов.

  1. Основными группами направлений совершенствования взаимодействия социальных и правовых аспектов процесса становления информационного общества в России выступают: на теоретико-методологическом уровне – формирование информационного сознания и воспитание информационной культуры отдельного человека и общества в целом; на праксиологическом уровне повышение качества информационного законодательства и социально-правовых механизмов его реализации, предотвращение угроз безопасности в информационной сфере на уровне личности, общества и государства.

К группе направлений теоретико-методологического уровня отнесена разработка социальных инноваций, т.е. целенаправленных изменений в образе мышления и поведении российских граждан, которые должны обеспечить формирование качественно иной социальной парадигмыосновы дальнейшего движения к информационному обществу, включающей информационное сознание, информационную культуру и безопасность в информационном обществе.

Под «информационным сознанием» подразумевается качественно новый уровень общественного сознания, формирующий умение осмысленно и от-ветственно пользоваться информацией в различных социальных и культур-ных контекстах, где она постоянно нарастает и обновляется. Ведущими средствами его развития выступают система образования, формирующая знания интеллектуального характера, жизненные навыки и систему ценно-стей, преодоление последствий виртуализации современного общества, все-мерное использование возможностей информационных факторов в решении насущных социальных проблем, состояние правового сознания населения.

Информационная культура представляет собой новый тип культуры, «результат» удовлетворения фундаментальной потребности человека в информации. Характеризуется одновременным присутствием традиционных форм культуры и новых образцов, к примеру, виртуальной культуры. Под виртуальной культурой понимается сложившаяся система получения культурных произведений, способов их производства и трансляции посредством цифровых технологий, системо­образующим признаком которой выступает моделирование с помощью ИКТ возможной реальности бытия, познающейся опосредованно, с помощью технических средств, в режиме диалогового взаимодействия пользователя с ЭВМ. Информационная культура продуцирует новые принципы взаимодействия людей и социокультурной организации – замены традиционных форм общения на приём и передачу информации, отсутствие взаимозависимости элементов социальной системы, «размытые» социальные сети и т.д.

К группе направлений праксиологического уровня относятся норматив-ное регулирование новых общественных отношений, повышение правовой компетентности участников информационного обмена, широкое внедрение информационных технологий в работу властных структур всех уровней, обеспечение безопасности субъектов становления формируемого информа-ционного общества. Угрозы безопасности личности, общества и государства могут быть существенно снижены при наличии системы информационного законодательства и действенных механизмов его реализации.

Теоретическое и практическое значение работы. Теоретическое значение работы определяется тем, что она обращена к недостаточно исследованной сфере жизни российского общества на современном этапе его развития и призвана восполнить существующий пробел. Полученные результаты позволяют понять процесс взаимодействия социальных и правовых аспектов становления информационного общества в России как многогранную целенаправленную деятельность различных субъектов по обеспечению его участников социально значимой информацией, направленную на повышение качества жизни граждан и создание условий для их максимальной самореализации посредством всемерной информатиза-ции и автоматизации всех сфер жизнедеятельности нашего общества.

Проведённый в работе социально-философский анализ концепции информационного общества подтверждает, что она представляет собой совокупность идей и подходов, имеющих продолжительную историю, разработанную методологическую и терминологическую основу, позволя-ющих служить средством социально-правового прогнозирования в ХХI веке.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащи-еся в нём выводы могут найти применение в правотворческой и правоприме-нительной деятельности, в частности, быть использованы при внесении изме-нений и дополнений в Стратегию развития информационного общества в России (2008) на период после 2015 года, Государственную программу «Информационное общество (2011–2020)», при разработке интернет-портала о состоянии законодательства Российской Федерации и правоприменения. Полученные результаты могут применяться в учебных курсах по социальной философии и философии права, спецкурсах, посвящённых проблемам развития информационного общества.

Апробация результатов исследования. Основное содержание и результаты данного исследования используются автором при чтении учебных курсов «Информационное право» и «Введение в информационное общество» для студентов ИСЭПиМ. Отдельные положения диссертации учтены при разработке интернет-портала о состоянии законодательства Российской Федерации и правоприменения. Ключевые моменты работы были изложены в докладах и выступлениях на научных конференциях, в частности, на Всероссийской научно-практической конференции «Методоло-гические и практические проблемы инновационного образования, воспитания и формирования инновационного мышления студентов в высшей школе». Балашиха: ИСЭПиМ, 2005; VII Международной научно-практиче-ской конференции «Актуальные проблемы гуманитарных наук». М.: МФА, 2007; Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы педагогической инноватики». Балашиха: ИСЭПиМ, 2009; Международной научно-практической конференции «Педагогическая инноватика: инновационное образование, инновационное мышление, инновации». Балашиха: ИСЭПиМ, 2011. Материалы работы обсуждались на методологическом семинаре преподавателей гуманитарного факультета и на заседании кафедры общественных наук Военно-технического университета при Федеральном агентстве специального строительства, на методологическом семинаре преподавателей ИСЭПиМ.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:

а) публикации в журналах, входящих в обязательный список ВАК:

1. Боков Д.Ю. Формирование информационного общества в России // Этносоциум и межнациональная культура. – 2007. – №5. – С.112-116.

2. Боков Д.Ю. Философско-правовые основания информационного общества // Вестник МГОУ. Серия «Философские науки». – №2. – М.: Изд-во МГОУ, 2011. – С.116-121.

б) другие публикации по теме диссертационного исследования:

3. Боков Д.Ю. Социально-правовые основания информационного общества: Монография. Балашиха: Изд-во «Де Фо», 2011. – 145с.

4. Боков Д.Ю. Инновационное образования в информационном обществе // Теория и практика инновационного образования в высшей школе. Коллективная монография // Под. ред. В.П. Делия, Е.В. Терентьевой. – М.: ООО «ПКЦ Альтекс», 2007. – С.51-67.

5. Боков Д.Ю. Инновации в управлении безопасностью информационной инфраструктуры бизнеса // Методологические и практические проблемы инновационного образования, воспитания и формирования инновационного мышления студентов в высшей школе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Балашиха: ИСЭПиМ, 2005. – С.223-226.

6. Боков Д.Ю. Правовое исследование информационной безопасности в авторском праве и смежных правах // Сборник научных студенческих работ.   Балашиха: ИСЭПиМ, 2006. – С.64-68.

7. Боков Д.Ю. Историко-теоретические основания информационного общества // Актуальные проблемы гуманитарных наук: Сборник статей VII Международной научно-практической конференции. – М.: МФА, 2007. – С.58-61.

8. Боков Д.Ю. Информационно-коммуникационные технологии в Азербайджане: современное состояние и перспективы // Проблемы мирохозяйственного развития: Азербайджан: Сборник научных статей. – М.: АИМИР, 2008. – С.16-22.

9. Боков Д.Ю. Формирование информационно-правовой культуры учащихся в процессе профессионального образования // Актуальные проблемы педагогической инноватики: Материалы международной научно-практической конференции. – Балашиха: ИСЭПиМ, 2009. – С.128-136.

10. Боков Д.Ю. Проблема формирования информационной компетентности в процессе профессионального обучения юристов // Гуманитарный вестник ВТУ. - № 1(13). – Балашиха: ВТУ, 2010. – С.107-113.

11. Боков Д.Ю. Информационное общество как объект социально-философского анализа // Гуманитарный вестник ВТУ. – № 3(15). – Балашиха: ВТУ, 2010. – С.107-113.

12. Боков Д.Ю. Роль высшего образования в адаптации личности к глобальному информационному обществу // Педагогическая инноватика: инновационное образование, инновационное мышление, инновации. Материалы международной научно-практической конференции. – Балашиха: ИСЭПиМ, 2011. – С.46-50.

13. Боков Д.Ю. Проблемы и перспективы развития электронного обучения в условиях информационного общества // Профессионализация в условиях современной системы инновационного образования: Материалы международной научно-практической конференции. – Балашиха: ИСЭПиМ, 2011. – С.33-38.

14. Боков Д.Ю. Взаимодействие социальных и правовых аспектов в процессе становления информационного общества в России // Профессионализация в условиях современной системы инновационного образования: Материалы международной научно-практической конференции. – Балашиха: ИСЭПиМ, 2011. – С.160-169.

15. Боков Д.Ю. Сущность и специфика взаимодействия социальных и правовых аспектов процесса становления российского информационного общества. // Гуманитарный вестник ВТУ. - № 4(19). – Балашиха: ВТУ, 2011. – С.17-31.

Общий объем публикаций по теме диссертационного исследования составил более 15 п.л.


Боков Д.Ю.



1 См.: Окинавская хартия глобального информационного общества; подписана Президентом России в 2000г.; Декларации принципов построения информационного общества, План действий Тунисского обязательства / Итоговые документы Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информаци-онного общества (г. Женева, 2003 – г. Тунис, 2005); Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7.02.2008г.; Обсуждение проблемы защиты авторских прав в Интернете на саммите G8 26.05.2011г.

2 См.: Полякова Т.А. Стратегия национальной безопасности и развитие информационного общества в Российской Федерации // Федеральный справочник «Связь и массовые коммуникации в России». Т.№8.

3 Колин К.К. Информационный подход в междисциплинарной перспективе (материалы «круглого стола»). Участвовали: В.А. Лекторский, Б.И. Пружинин, В.И. Бодякин, Д.И. Дубровский, К.К. Колин, И.В. Мелик-Гайказян, А.Д. Урсул // Вопросы философии. 2010. №2. С. 93.

1 Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7.02.2008 г. N Пр-212. Разд.2. http://stfw.ru/page.php?id=5673

2 Там же.
  1   2

Похожие:

Взаимодействие социальных и правовых аспектов в процессе становления информационного общества в россии (социально-философский анализ) iconОбеспечение информационной безопасности россии в условиях становления глобального информационного общества

Взаимодействие социальных и правовых аспектов в процессе становления информационного общества в россии (социально-философский анализ) iconЭтапы становления прав человека
Современный каталог прав человека, зафиксированный в международно-правовых документах и конституциях правовых государств, результат...
Взаимодействие социальных и правовых аспектов в процессе становления информационного общества в россии (социально-философский анализ) iconСтили мышления в россии и на западе (социально-философский аспект)
Институте по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук на кафедре социологии, политологии...
Взаимодействие социальных и правовых аспектов в процессе становления информационного общества в россии (социально-философский анализ) iconСтратегия обеспечения национальных интересов россии в кавказском регионе: социально-философский анализ
Ведущая организация: Московский государственный университет приборостроения и информатики
Взаимодействие социальных и правовых аспектов в процессе становления информационного общества в россии (социально-философский анализ) iconВ. А. Хайченко, нпф «скибр», Москва, Россия п онимание Информационного общества в России и в Мире
«информационного общества». Они имеют своей целью объяснение новейших явлений, порожденных новым этапом научно-технического прогресса,...
Взаимодействие социальных и правовых аспектов в процессе становления информационного общества в россии (социально-философский анализ) iconРелигиозный фактор в современном терроре (социально-философский анализ)
Диссертация выполнена на кафедре гуманитарных наук фгоу впо «Академия гражданской защиты мчс россии»
Взаимодействие социальных и правовых аспектов в процессе становления информационного общества в россии (социально-философский анализ) iconМосковская гуманитарно-социальная академия Социоцентр мгу
Автор предлагает модель личности, жизнеспособной в условиях социально-политической и экономической нестабильности общества. Рассматриваются...
Взаимодействие социальных и правовых аспектов в процессе становления информационного общества в россии (социально-философский анализ) iconДиалектика естественных и социальных факторов формирования религиозного сознания (социально-философский анализ)
Охватывает «…организм человека, его естественные потребности, психические закономерности, закономерности естественно-групповых отношений,...
Взаимодействие социальных и правовых аспектов в процессе становления информационного общества в россии (социально-философский анализ) iconИнформационно-коммуникативная компетентность личности в условиях становления информационного общества

Взаимодействие социальных и правовых аспектов в процессе становления информационного общества в россии (социально-философский анализ) iconСтановление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе
Автор предлагает модель личности, жизнеспособной в условиях социально-политической и экономической нестабильности общества. Рассматриваются...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница