Высшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный педагогический университет» факульет педагогики и психологии кафедра психологии




Скачать 402.75 Kb.
НазваниеВысшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный педагогический университет» факульет педагогики и психологии кафедра психологии
страница1/3
Дата26.09.2012
Размер402.75 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


ФАКУЛЬЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ


КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ


ПСИХОЛОГИЯ


ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА


для абитуриентов направления подготовки

030300.68 Психология /профиль Психологическое консультирование


Сургут 2012

Печатается по рекомендации отдела

сертификации и методического сопровождения

образовательного процесса


Программа утверждена на заседании кафедры психологии

15 марта 2012 года, протокол № 8


Психология: Программа вступительного экзамена: для абитуриентов направления подготовки 030300.68 Психология /профиль Психологическое консультирование / Сост. В.В. Гагай, Л.Г. Бортникова, Н.Г. Капустина. – Сургут: РИО СурГПУ, 2012.


Данное издание включает пояснительную записку, содержание программы, аттестационно-педагогические измерительные материалы и список рекомендуемой литературы.

В пояснительной записке определены цель, задачи вступительного испытания, представлены требования к ответам и критерии их оценивания, описана процедура проведения экзамена.

Программа адресована будущим магистрам психологии, решившим начать обучение в магистратуре по направлению подготовки 030300.68 Психология /профиль Психологическое консультирование.


© Сургутский государственный педагогический университет, 2012


Пояснительная записка


Программа вступительного экзамена и методические рекомендации к ней составлены с учетом требований к вступительным испытаниям, установленных Министерством образования и науки Российской Федерации.

В магистратуру по направлению подготовки 030300.68 Психология /профиль Психологическое консультирование принимаются лица, имеющие высшее профессиональное образование; лица, имеющие высшее психологическое или педагогическое образование.

Вступительный экзамен по общей психологии и психологическому консультированию является формой проверки профессиональной готовности будущих магистрантов к выполнению своих профессиональных функций и решению комплекса психологических, творческих, исследовательских задач в сфере консультативной психологии. Экзамен имеет интегрированный и комплексный характер, что позволит определить уровень теоретической и практической готовности будущих магистров психологии к решению широкого комплекса диагностических и коррекционных, экспертных и консультативных, учебно-воспитательных, научно-исследовательских и культурно-просветительских задач в профессиональной сфере.

Вопросы вступительного экзамена соотнесены с основной образовательной программой высшего профессионального образования по специальности 030301.65 Психология, которую выпускник педагогического вуза освоил за период обучения, и с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030300.68 Психология /профиль Психологическое консультирование.


Цель и задачи вступительного испытания

Целью вступительного экзамена в магистратуру является оценка сформированности основных профессиональных компетенций абитуриентов в области профессиональной деятельности, способностей, знаний и умений, необходимых в освоении магистерской программы по направлению подготовки 030300.68 Психология /профиль Психологическое консультирование, позволяющих ему самостоятельно решать профессиональные задачи разных типов и уровня сложности.

Задачи экзамена:

1. Оценить уровень теоретической и практической готовности соискателя магистерской степени к применению научных знаний по организации процесса психологического консультирования.

2. Выявить степень сформированности умения интегрировать знания в процессе решения конкретных профессиональных задач психолога-консультанта.

3. Определить умения реализовывать современные подходы к процессу психологического консультирования.

Требования к уровню подготовки абитуриентов


К вступительному экзамену в магистратуру допускаются лица, завершившие полный курс обучения по профессиональным образовательным программам психологической направленности (в этом случае засчитываются результаты итогового государственного экзамена и проводится собеседование, на котором предлагается решить творческую профессиональную задачу).

Также к вступительному экзамену в магистратуру допускаются лица, завершившие полный курс обучения по профессиональной образовательной программе другой специальности /направления подготовки. В этом случае экзамен проходит в традиционной форме в соответствии с настоящей программой.

На экзамене, поступающий в магистратуру, должен продемонстрировать готовность к следующим видам профессиональной деятельности: практической, научно-исследовательской, педагогической, организационно-управленческой на уровне не ниже предусмотренного Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300.62 Психология (квалификация – степень «бакалавр»), отраженных в профессиональных компетенциях стандарта. В том числе в практической деятельности способностью и готовностью к:

- анализу психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп;

- формированию установок в отношении здорового образа жизни и поведения, направленного на сохранение здоровья; предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, в функционировании людей с ограниченными возможностями, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности;

- выявлению трудностей в обучении, нарушений и отклонений в психическом развитии, риска асоциального поведения, диагностика психических состояний, возникающих в процессе учебной и внеучебной деятельности;

- распространению информации о роли психологических факторов в поддержании и сохранении психического и физического здоровья, в процессах воспитания и образования, трудовой и организационной деятельности, коммуникации; формирование установок, направленных на гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, толерантности во взаимодействии с окружающим миром.

В научно-исследовательской деятельности способностью и готовностью к:

- участию в проведении психологических исследований на основе профессиональных знаний применения психологических технологий, позволяющих осуществлять решение типовых задач в различных научных и научно-практических областях психологии; изучение научной информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования;

- применению стандартизованных методик;

- обработке данных с использованием стандартных пакетов программного обеспечения.

В педагогической деятельности способностью и готовностью к:

- преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины;

- сбору и оформлению учебных материалов;

- проведению практических занятий в рамках утвержденного плана и программ;

- участию в проведении тестирования по итогам обучения;

- участию в учебно-методической работе в сфере общего образования;

- пропаганде психологических знаний для работников различных сфер жизни общества.

В организационно-управленческой деятельности способностью и готовностью к:

- описанию и анализу форм организации взаимодействий в трудовых коллективах;

- выявлению проблем, затрудняющих функционирование организации;

- проведению диагностико-оптимизационных работ с персоналом организации;

-использованию нормативно-правовых и этических знаний при осуществлении профессиональной деятельности.


Форма и процедура вступительного испытания

Вступительный экзамен в магистратуру по «Психологии с основами консультирования» является одной из форм проверки профессиональной готовности будущего магистра к решению комплекса профессиональных задач.

Порядок проведения вступительного экзамена в магистратуру определяется на основании СМК СурГПУ ДП 06–2008 Приём абитуриентов и регламентируется Правилами приёма абитуриентов в СурГПУ.

Проведение вступительного экзамена в магистратуру осуществляется в форме открытого заседания экзаменационной комиссии, которая формируется из представителей профессорско-преподавательского состава вуза.

Вступительное испытание в магистратуру проводится в отдельной аудитории, количество поступающих в одной аудитории не должно превышать при сдаче вступительного испытания в письменной форме – не более 25 человек, в устной форме – не более 6 человек.

Для подготовки к ответу на вопросы междисциплинарного вступительного экзамена абитуриенту отводится не более одного часа, а продолжительность ответа, как правило, не должна превышать 30 минут.

На экзамене студенты могут пользоваться:

  • нормативными документами, регламентирующими деятельность психолога-консультанта;

  • программой вступительного экзамена в магистратуру.

Ответ абитуриента должен быть выстроен логично, соответствовать содержанию вопросов, которые необходимо осветить максимально подробно и убедительно.

Решение экзаменационной комиссии принимаются на закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссии. При равном числе голосов голос председателя является решающим. Результаты экзамена объявляются в тот же день после завершения сдачи экзамена всеми абитуриентами группы.

Особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья:

допускается присутствие в аудитории ассистента, оказывающего поступающим необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором);

поступающим предоставляется в печатном виде инструкция о порядке проведения вступительных испытаний;

поступающие с учетом их индивидуальных особенностей могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться необходимыми им техническими средствами;

Дополнительно при проведении вступительных испытаний обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категорий поступающих с ограниченными возможностями здоровья:

а) для слепых:

задания для выполнения на вступительном испытании, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля, или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, или зачитываются ассистентом;

письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля, или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, или надиктовываются ассистенту;

поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;

б) для слабовидящих:

обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом (размер 16-20);

в) для глухих и слабослышащих:

обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

г) для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих все вступительные испытания по желанию поступающих могут проводиться в письменной форме.

Особенности проведения вступительных испытаний для иностранных граждан:

Иностранные граждане проходят вступительные испытания на общих основаниях (кроме поступающих по квоте). Абитуриенты из числа иностранных граждан сдают вступительный экзамен в традиционной письменной или устной форме.

Вступительные испытания проводятся с целью определения возможности иностранных граждан освоить соответствующие профессиональные образовательные программы.

Все вступительные испытания проводятся на русском языке.


Характеристика структуры экзаменационного билета

Предложенные вопросы вступительного экзамена в магистратуру по направлению 030300.68 «Психология» (профиль «Психологическое консультирование») позволяют оценить имеющиеся у абитуриента теоретические знания, приобретенные профессиональные умения и навыки самостоятельной работы, умение применять полученные знания и использовать их в решении практических профессиональных задач.

Билет вступительного экзамена включает два вопроса. Первый вопрос направлен на выявление базовых знаний по общей психологии, второй – по психологическому консультированию.


Критерии оценки выполнения экзаменационного задания

Критериями оценки устного ответа поступающего в магистратуру являются полнота, логичность, доказательность, прочность, осознанность, теоретическая обоснованность, практическая направленность, самостоятельность и адекватность в интерпретации информации.

Результаты экзамена определяются по 100-балльной шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

«Отлично» ставится абитуриенту при получении 100–91 баллов, если экзаменующийся: свободно владеет основными психологическими понятиями и теориями, демонстрирует знания базовых научных трудов и основных положений психологических теорий, хорошо ориентируется в формах и методах организации процесса психологического консультирования. Поступающий в магистратуру четко, логично и доказательно выстраивает ответ, аргументирует свое мнение, выстраивает суждения, с опорой на научно обоснованные данные, опыт работы, успешно решает практические психологические задачи.

«Хорошо» ставится абитуриенту при получении 90–71 баллов, если экзаменующийся: достаточно свободно владеет основными психологическими понятиями и теориями, в полной мере освоил научные основы организации процесса психологического консультирования, формы и методы его организации. Однако в ответе встречаются неточности, либо ответ выстроен недостаточно логично, некоторые положения аргументируются недостаточно убедительно. Абитуриент в целом успешно решает профессиональные задачи, но испытывает трудности при планировании хода их решения, либо в выборе способов решения.

«Удовлетворительно» ставится абитуриенту при получении 70–51 баллов, если экзаменующийся: владеет основными психологическими понятиями и теориями, на репродуктивном уровне освоил научные основы организации процесса психологического консультирования, его формы и методы. Ответ неполный, содержит фактические ошибки, выстроен не вполне логично и доказательно, слабо аргументирован. Абитуриент не всегда может четко выразить свое мнение, суждение, привести пример, способен решить профессиональную практическую задачу, но при этом может быть не рационально спланирован ход ее решения или выбраны не вполне адекватные способы решения.

«Неудовлетворительно» ставится абитуриенту при получении менее 50 баллов, если экзаменующийся: не владеет основными психологическими понятиями и теориями, не освоил научные основы организации консультативного процесса, его форм и методов. Ответ поверхностный, содержит грубые фактические ошибки, выстроен не логично и недоказательно. Абитуриент демонстрирует бессистемные, отрывочные знания, не может четко выразить свое мнение, привести пример, испытывает затруднения в решении профессиональных задач, не рационально планирует и выбирает их способы решения.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Часть 1. Общая психология


Раздел 1. Введение в общую психологию


Тема 1. Общая характеристика психологической науки

Психология в системе научного знания. Специфика психологического знания. Виды психологических знаний: житейские и научные психологические знания. Развитие психологии в рамках философии. Психология в системе естественных и общественных научных дисциплин. Структура современной психологии. Становление отечественной психологии. Психологические школы С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского, А.Р.Лурии.

Основные этапы развития представлений о предмете психологии. Душа как предмет исследования. Представление античных и средневековых философов о душе и сознании. Психология как наука о сознании. Дж.Локк о сознании как предмете научной психологии. Интроспективная психология. Предмет психологии с позиций бихевиоризма, гештальтпсихологии, психоанализа. Современные представления о предмете психологи. Психология как наука о фактах, механизмах и закономерностях функционирования и развития психики.


Тема 2. Понятие психики

Материалистические и идеалистические направления изучения психики в истории психологии. Механические взгляды на природу психического. Успехи биологических наук в изучении мозга и поведения живых организмов и необходимость введения психологических понятий при анализе деятельности животных и человека.

Психика и отражение. Формы отражения в живом и неживом мире: физическое, физиологическое, психическое. Психическое отражение как субъективный образ объективного мира. Уровни и формы психического отражения. Функции психики. Классификация психических явлений: психические состояния, процессы, свойства.

Физиологические основы психики человека. Соотношение психических явлений и работы мозга. Теория условно-рефлекторного учения И.П.Павлова. Модель концептуальной рефлекторной дуги по Е.Н. Соколову. Модель функциональной системы по П.К. Анохину. Основные функциональные блоки мозга, их связь с психическими процессами и роль в управлении поведением в теории А.Р.Лурии. Проблема локализации психических функций.


Тема 3. Основные методы психологического исследования

Понятие методологии в современной науке. Основные принципы отечественной психологии: принцип детерминизма, единства сознания и деятельности, генетический принцип. Этапы психологического исследования. Понятие метода в психологии. Субъективные и объективные методы психологического исследования. Интроспекция как субъективный метод исследования психики. Его ограниченность. Объективные методы исследования формирования и функционирования психики. Наблюдение, беседа, анализ продуктов человеческой деятельности как методы психологии. Естественный и лабораторный эксперимент. Методы измерения психических процессов. Диагностические тесты.

Применение математических методов и технических средств в психологическом исследовании. Понятие о конкретных методиках психологического исследования.


Тема 4. Деятельностный подход в психологии

Общая психологическая характеристика деятельности. Деятельность и активность. Потребность как исходная форма активности живых организмов. Виды потребностей. Особенности деятельности. Побудительные причины деятельности. Цель деятельности. Предметность деятельности. Практическая деятельность как исходная и основная форма деятельности человека. Внешняя и внутренняя деятельность. Ориентировочная и исполнительская деятельность.

Иерархическое строение деятельности по А.Н. Леонтьеву: особенные деятельности (особые виды деятельности), действия, операции, психофизиологические функции. Действие как основная единица человеческой деятельности. Понятие об ориентировочной основе действия. Внешние, практические и внутренние, умственные действия.

Способы (операции) выполнения действия, их зависимость от условий и наличных средств достижения цели. Преобразование действий в операции. Двигательный состав действия. Механизмы регуляции действий и движений: двигательная задача и программа выполнения действия, наличие постоянной коррекции действия; роль афферентных систем в регуляции сложных двигательных актов (Н.А.Бернштейн).

Этапы освоения деятельности. Навыки. Умения. Привычки. Формирование умственных действий. Основные виды деятельности: игра, учение, труд.


Тема 5. Возникновение и развитие сознания

Общественно-историческая природа психики человека. Общественное производство как способ жизни человека. Биологические предпосылки перехода к труду. Характер трудовой деятельности: коллективность, орудийность, продуктивность (производство новых предметов). Человек как общественное существо, продукт истории человечества. Уровни отражения у человека. Биологические и социальные факторы возникновения сознания. Предпосылки возникновения сознания по А.Н.Леонтьеву. Признаки и свойства сознания. Характеристики сознания по А.В. Петровскому. Структура сознания по А.Н. Леонтьеву: чувственная ткань сознания, значение, личностный смысл. Формы сознания (К.К. Платонов).

Самосознание личности: понятие и особенности. Самосознание и «Я-концепция». Компоненты «Я-концепции» в отечественной психологии: когнитивный, эмоциональный, оценочно-волевой. Компонеты «Я-концепции» в зарубежной психологии. Теория множественности «Я».

Культурно-историческая концепция возникновения психики человека. Проблема культурного развития психики. Две линии развития психики человека (Л.С. Выготский). Понятие о высших психических функциях в концепции Л.С. Выготского. Основные признаки высших психических функций: произвольность, опосредованность, социальность. Психологические орудия и их роль в развитии психики человека. Развитие высших психических функций.


Раздел II. Психология когнитивной сферы


Тема 6. Ощущение

Познание как отражение действительности. Ступени познания: чувственное и рациональное познание. Единство чувственного и рационального познания. Понятие об ощущении. Функции ощущений. Физиологические механизмы ощущения. Рефлекторная природа ощущений. Классификация ощущений А.Р. Лурии. Систематическая классификация ощущений: интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные ощущения. Классификация ощущений по модальности. Генетическая классификация ощущений.

Основные свойства ощущений: качество, интенсивность, продолжительность, пространственная локализация. Чувствительность и ее измерение: абсолютный и относительный пороги ощущений. Сенсорная адаптация. Взаимодействие ощущений: сенсибилизация, синестезия. Совершенствование ощущений в результате упражнений. Компенсаторные возможности в области ощущений. Сенсорная депривация.


Тема 7. Восприятие

Понятие о восприятии. Взаимосвязь ощущения и восприятия. Физиологические механизмы восприятия. Восприятие и деятельность, роль моторных компонентов в восприятии. Основные свойства восприятия: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность восприятия. Направленность личности и восприятие. Апперцепция. Основные классификации восприятия. Классификация восприятий по основной модальности. Классификация восприятий по форме существования материи: пространство, время, движение. Классификация восприятий в зависимости от целенаправленности деятельности личности: преднамеренное, непреднамеренное. Наблюдение.


Тема 8. Воображение

Понятие о воображении. Роль воображения в жизни человека. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы: анализ, абстрагирование, синтез, агглютинация, типизация, схематизация, акцентирование. Физиологические основы воображения.

Виды воображения. Виды воображения по степени преднамеренности: произвольное и непроизвольное воображение. Воссоздающее и творческое воображение. Активное и пассивное воображение. Мечты и грезы.

Воображение и творчество. Роль фантазии деятельности ребенка и творческой деятельности взрослого.


Тема 9. Память

Понятие о памяти. Роль памяти в жизни человека. Психологические теории памяти: ассоцианистические, гештальтпсихологические теории памяти. Бихевиористы и психоаналитики о памяти. Память и деятельность личности. Культурно-историческая теория развития памяти.

Физиологические основы памяти.

Классификации видов памяти: по характеру психической деятельности (двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая память), по характеру целей деятельности (непроизвольная и произвольная память), по продолжительности сохранения материала (оперативная, кратковременная и долговременная память), по способу запоминания (смысловая и механическая память).

Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Мнемические приемы запоминания. Запоминание и деятельность.


Тема 10. Мышление

Понятие о мышлении как высшей форме познавательной деятельности. Характеристики мышления: обобщенность, опосредованность. Социальная природа мышления. Мышление и чувственное познание.

Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое; теоретическое и практическое; интуитивное и дискурсивное; репродуктивное и творческое. Индивидуальные особенности мышления.

Изучение мышления в психологии и логике. Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование, конкретизация.


Тема 11. Внимание

Дискуссия о психологическом статусе внимания и его природе. Характеристики внимания: направленность, сосредоточенность. Роль внимания в психической деятельности человека. Виды внимания. Непроизвольное внимание (Добрынин Н.Ф.), или произвольное первичное (Титченер Э), непроизвольное, рефлективное, инстинктивное (Ланге Н.А.); натуральное (Выготский Л.С.); вынужденное внимание (Добрынин Н.Ф.). Факторы, определяющие работу непроизвольного внимания: интенсивность, внезапность, движение, новизна и др. Произвольное внимание: особенности, условия возникновения и поддержание произвольного внимания. Послепроизвольное внимание (Добрынин Н.Ф.).

Физиологические основы внимания. И.А.Павлов и А.А.Ухтомский о механизмах мозговой деятельности, обеспечивающих сосредоточение на объекте. Ориентировочные реакции - основа непроизвольного внимания.

Основные свойства внимания: объем внимания, концентрация, устойчивость, колебание внимания, переключение и распределение внимания. Их роль в трудовой деятельности.


Раздел III. Психология личности


Тема 12. Личность в системе современного научного знания

Многозначность понятия личность в современной психологии. Понятие личности в различных психологических школах. Индивидные, субъектные, личностные и индивидуальные свойства человека. Генотипическое и фенотипическое, в индивидуальном развитии человека. Формирование личности.

Структура личности. Черта как элемент анализа строения личности. Факторный подход к структуре личности. "Факторный профиль" как единица строения личности (Р.Кеттелл, Г.Айзенк, Дж.Гилфорд).

Отношение как элемент строения личности. Структура личности в концепции А.Ф.Лазурского. Разработка представлений об отношениях в концепциях В.Н.Мясищева, Б.Г.Ананьева, С.Л.Рубинштейна.

Деятельность как элемент строения личности. Параметры личности в концепции А.Н.Леонтьева: широта жизненных отношений, степень иерархизованности мотивов, общий профиль системы деятельности (мотивов).


Тема 13. Темперамент как свойство личности

Функции индивидных свойств в развитии человека. Конституциональные свойства индивидаНейродинамические свойства индивида. Учение о свойствах нервной системы И.П.Павлова, школы Б.М.Теплова и В.Д.Небылицына.

Психодинамические свойства индивида. Понятие темперамента. Психологические теории темперамента. Психологическая характеристика темперамента (Дж.Гилфорд, Л.Терстоун, В.С.Мерлин, Русалов). Типы темперамента и их психологическая характеристика. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности. Темпераментный и индивидуальный стиль деятельности. Связь темперамента с другими сторонами личности


Тема 14. Направленность и мотивы деятельности личности

Понятие об источниках активности личности. Потребности как источник активности личности. Классификация и виды потребностей. Понятие о мотиве (С.Л.Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Мотивы личности. Структура, характеристика и функции мотива. Мотивация личности. Иерархическое строение мотивации личности.

Направленность личности: влечение, желание, стремление, интересы, склонность, идеал, убеждения личности. Установки личности и особенности их формирования (Д.Н.Узнадзе). Мотивы деятельности и поведения: мотив достижения успеха и мотив избегания неудач. Мотивы общения: мотив аффилиации, мотив отвержения, мотив власти. Стремление к превосходству. Мотивы просоциального поведения: мотив альтруизма, мотив агрессивности.


Тема 15. Характер в структуре личности

Определение характера. Характер и индивидуальность человека. Знание характера - основа индивидуального подхода к учащимся. История психологического изучения характера.

Структура характера. Черты характера и отношения личности. Характер как программа типичного поведения человека в типичных обстоятельствах. Акцентуация черт характера. Типология характера (Гиппократ, Э.Кречмер, К.Юнг, К.Леонгард, А.Личко, Э.Фромм). Природа и проявления характера. Характер и темперамент. Природные и социальные предпосылки характера. Поступок и формирование характера. Характер и обстоятельства.


Тема 16. Способности в структуре личности

Понятие о способностях, способности и деятельность. Структура способностей. Общие и специальные способности. Творческие способности. Количественная и качественная характеристики способностей. Проблема измерения и определения способностей. Уровни развития способностей: способности, одаренность, талант, мастерство, гениальность. Возможности компенсации способностей. Задатки и способности. Способности и связи с общим и парциальными типами высшей нервной деятельности. Проблема наследования способностей.

Формирование способностей. Зависимость развития способностей от обучения. Роль интересов и склонностей в формировании способностей. Способности и труд. Трудолюбие как фактор развития способностей. Роль педагога и семьи в развитии способностей школьника. Способности и задачи профориентации учащегося.


Раздел IV. Психология эмоционально-волевой сферы личности


Тема 17. Психология эмоциональной сферы личности как предмет психологического исследования

Понятие об эмоциях и чувствах. Происхождение эмоций. Эволюционная теория эмоций Ч.Дарвина. Интеллектуалистическая теория эмоций (И.Ф. Гербарт). «Ассоциативная» теория В.Вундта. «Периферическая» теория Джемса-Ланге. Теория Кеннона-Барда. Биологическая теория эмоций П.К.Анохина. Теория И.П. Павлова. Психологические теории эмоций: теория когнитивного диссонанса; когнитивно-физиологическая концепция С. Шехтера; информационная теория эмоций П.В.Симонова; теория дифференциальных эмоций К.Изарда. Деятельностная теория эмоций (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Связь эмоций с когнитивными процессами личности.


  1   2   3

Похожие:

Высшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный педагогический университет» факульет педагогики и психологии кафедра психологии iconВысшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный педагогический университет» факультет психологии и педагогики
Программа утверждена на заседании кафедры педагогического и специального образования
Высшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный педагогический университет» факульет педагогики и психологии кафедра психологии iconВысшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный педагогический университет» филологический факульет
Педагогическое образование /профиль Обучение русскому языку в полиэтнической среде
Высшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный педагогический университет» факульет педагогики и психологии кафедра психологии iconПрограммы
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «сургутский...
Высшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный педагогический университет» факульет педагогики и психологии кафедра психологии iconВысшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный педагогический университет» социально-гуманитарный факультет
Документоведение и архивоведение /профиль Государственные, муниципальные и ведомственные архивы
Высшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный педагогический университет» факульет педагогики и психологии кафедра психологии iconВысшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный педагогический университет» факультет физической культуры и спорта
Программа утверждена на заседании кафедры теории и методики физического воспитания
Высшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный педагогический университет» факульет педагогики и психологии кафедра психологии iconПостановление от 26 ноября 2010 г. N 313-п о целевой программе ханты-мансийского автономного округа югры "модернизация и реформирование жилищно-коммунального комплекса ханты-мансийского автономного округа югры на 2011 2013 годы"
Ханты-Мансийского автономного округа Югры, Правительство Ханты-Мансийского автономного округа Югры постановляет
Высшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный педагогический университет» факульет педагогики и психологии кафедра психологии iconХанты-мансийского автономного округа югры распоряжение
Югры», постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14 января 2012 года №1-п «О передаче некоторых...
Высшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный педагогический университет» факульет педагогики и психологии кафедра психологии iconОсновная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа Югры «Сургутский государственный педагогический университет»
Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования...
Высшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный педагогический университет» факульет педагогики и психологии кафедра психологии iconФакультет социальных технологий Кафедра политологии рабочая программа
Гоу впо «Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа -югры»
Высшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный педагогический университет» факульет педагогики и психологии кафедра психологии iconФормирование готовности студентов неязыковых
Работа выполнена на кафедре теории и методики профессионального образования гоу впо «Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница