А. В. Климович Л. В. Перевалова обществоведение




НазваниеА. В. Климович Л. В. Перевалова обществоведение
страница1/14
Дата26.09.2012
Размер1.68 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


Учреждение образования

«Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина»


Кафедра философии


А.В. Климович

Л.В. Перевалова


ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


Учебно-методический комплекс


для иностранных граждан факультета довузовской подготовки,

профиль «Правоведение»


Брест

БрГУ имени А.С. Пушкина

2011

УДК 372.016:3 (075.3)

ББК 74.266.0я721.6

К 49


Рекомендовано редакционно-издательским советом

учреждения образования

«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»


Рецензент

кандидат политических наук, доцент

Скакун Е.В.


Климович. А.В., Перевалова Л.В. Обществоведение: учебно-методический комплекс / А.В. Климович, Л.В. Перевалова – Брест: Изд-во БрГУ имени А.С. Пушкина, 2011. – 119 с.


Учебно-методический комплекс «Обществоведение» содержит программу учебной дисциплины, курс лекций, в который входят основные понятия темы, её теоретическое содержание и вопросы для самоконтроля, словарь, тесты для контроля и самоконтроля знаний. Цель УМК – способствовать улучшению усвоения основных понятий изучаемой дисциплины. Учебно-методический комплекс «Обществоведение» предназначен для иностранных граждан факультета довузовской подготовки, профиль «Правоведение».


УДК 372.016:3 (075.3)

ББК 74.266.0я721.6

К 49


СОДЕРЖАНИЕ:


ПРЕДИСЛОВИЕ …………………………………………………………....

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ» ………………………………………………...

КУРС ЛЕКЦИЙ

Раздел I. Человек и культура

Тема 1. Человек как биологическое и социальное существо ……………..

Тема 2. Сознание и деятельность …………………………………………...

Тема 3. Психология личности ………………………………………………

Тема 4. Духовный мир человека ……………………………………………

Тема 5. Межличностное общение …………………………………………..

Тема 6. Человек и нравственность ………………………………………….

Тема 7. Культура человека и общества …………………………………….

Раздел II. Общество

Тема 1. Основные подходы к изучению общества ………………………...

Тема 2. Понятие социальной структуры …………………………………...

Тема 3. Социальная мобильность …………………………………………..

Тема 4. Роль экономики в жизни общества ………………………………..

Тема 5. Экономическая система общества ………………………………...

Тема 6. Рыночная экономика ……………………………………………….

Тема 7. Менеджмент и маркетинг ………………………………………….

Тема 8. Государство и экономика …………………………………………..

Тема 9. Образование как социальный институт …………………………...

Тема 10. Наука и её роль в жизни общества ……………………………….

Тема 11. Религия как форма мировоззрения ……………………………….

Тема 12. Философия …………………………………………………………

Тема 13. Идеология ………………………………………………………….

Раздел III. Политическая жизнь общества

Тема 1. Политическая система общества …………………………………..

Тема 2. Демократическое общество ………………………………………..

Тема 3. Партии и общественные объединения …………………………….

Тема 4. Правовые основы общества ………………………………………..

Тема 5. Основной закон государства ……………………………………….

Тема 6. Выборы и референдумы ……………………………………………

Тема 7. Конституционные права и обязанности граждан ………………..

Раздел IV. Современный мир

Тема 1. Глобальные проблемы современности ……………………………

Тема 2. Информационное общество ………………………………………..

Тема 3. Многообразие современного мира, его противоречия

и будущее …………………………………………………………………….

СЛОВАРЬ …………………………………………………………………...

ТЕСТЫ ………………………………………………………………………

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ………………………………………………..

ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………...

4


5


9

10

12

14

16

17

19


22

24

26

28

30

32

34

36

38

40

43

45

47


49

52

53

55

57

59

61


64

65


67

70

96

118

119

ПРЕДИСЛОВИЕ


Обществоведение как организующее звено системы мировоззренческого образования школьников вносит существенный вклад в формирование гражданских качеств подрастающего поколения, способствует формированию у него системы социально-гуманитарных знаний. В процессе изучения обществоведения происходит усвоение знания об основных сферах общественной жизни, о социальных нормах, регулирующих деятельность человека, а также знаний, необходимых для выполнения основных социальных ролей, взаимодействия с окружающим миром и социальными институтами современного общества.

Содержание предмета «Обществоведение» включает знания из таких социальных наук, как философия, психология, этика, эстетика, религиоведение, культурология, правоведение, политология, социология, экономическая теория. Изучение курса ориентировано на освоение слушателями фундаментальных идей этих наук иформирования у них творческого отношения к этим идеям. Предлагаемый учебно-методический комплекс призван способствовать решению этой задачи и расширению горизонта видения современного мира и собственной жизненной позиции. Таким образом, изучение курса вносит весомый вклад в формирование мировоззрения личности, способствует становлению активной гражданской позиции.

Цель учебно-методического комплекса – систематизированно представить материал современного обществоведения для изучения слушателями факультета довузовской подготовки из числа иностранных граждан.

Задачи учебно-методического комплекса:

1) Изучение материалов основных разделов учебной дисциплины «Обществоведение»;

2) Усвоение дефиниций понятий, относящихся к основным областям социогуманитарного знания;

3) Обобщение полученных знаний и соотнесение их с практическими действиями людей.

Слушатель в процессе обучения должен научиться:

1) Анализировать учебный материал и самостоятельно делать выводы;

2) Ориентироваться в основных проблемах, учениях и подходах, рассматриваемых в учебной дисциплине «Обществоведение»;

3) Применять изученные идеи и категории в анализе социокультурных и профессиональных проблем и ситуаций;

4) Оценивать перспективы развития важнейших социальных проблем и возможности инновационной деятельности в сфере избранной профессии по их оптимальному решению.


Содержание учебной программы


Тема 1. Человек. Общество. Культура

Человек как личность. Человек – биосоциальное существо. Сознание и деятельность. Направленность личности (мотивы, интересы и потребности, установки). Сущность характера. Типы и черты характера. Пути формирования характера. Темперамент, его роль в жизни человека. Самопознание личности. Самовоспитание.

Социализация личности. Эгоизм и альтруизм. Индивидуализм и коллективизм. Конформизм и нонконформизм. Лидерство и руководство.

Понятие общества. Основные подходы к изучению общества. Особенности познания общественной жизни. Основные сферы жизни общества. Сущность исторического процесса. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. Участники исторического процесса. Роль личности в истории.

Технологические уклады. Концепция постиндустриального (информационного) общества. Место Республики Беларусь в современном информационном пространстве.

Многообразие современного мира и его противоречия. Современные цивилизации и перспективы их развития. Глобальные проблемы современности. Типы глобальных проблем. Участие Республики Беларусь в реализации международных проектов.

Футурологические прогнозы. Задачи гуманизации общественной жизни.

Сущность культуры. Функции культуры. Материальная и духовная культура. Элитарная и массовая культура. Народная и профессиональная культура. Субкультура и контркультура. Молодёжная субкультура.

Культура как механизм социального наследования. Вхождение человека в мир культуры. Культура в повседневной жизни. Культурная традиция. Культура общения. Этикет. Ритуалы и обычаи.

Творчество и культура. Особенности культуротворчества в науке, искусстве, технике.

Национальное и общечеловеческое в культуре. Беларусь на перекрёстке культур. Белорусские национальные традиции. Менталитет белорусского народа. Политика белорусского государства в области культуры. Средства массовой информации и развитие информационной культуры.


Тема 2. Социальная сфера

Социальная структура общества. Социальная дифференциация. Социальные группы. Классы. Социальные слои. Группы и коллективы.

Социальное действие. Социальные отношения. Социальные институты.

Социальный и национальный состав населения Беларуси. Качество и уровень жизни населения. Социальная защита населения в Республике Беларусь.

Демографическая структура общества и её динамика. Проблемы миграции населения. Пути решения демографических проблем современного общества. Демографическая политика Республики Беларусь.

Нации и национальные отношения. Национальное самосознание. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Национальная политика Республики Беларусь.

Семья и брак. Функции семьи. Семья как носитель культурных традиций и ценностей. Современные тенденции развития семьи.

Социальная характеристика молодёжи. Социальная мобильность молодёжи. Молодёжная политика Республики Беларусь. Государственная поддержка талантливой молодёжи.

Политика белорусского государства в области здравоохранения. Физическая культура и спорт.

Общение и его функции. Виды и формы общения. Средства общения. Взаимодействие с окружающими людьми. Способы взаимодействия. Ролевое взаимодействие. Типы конфликтов. Линии поведения в конфликтных ситуациях. Пути разрешения конфликтов.


Тема 3. Духовная сфера

Понятие духовности. Мировоззрение, его роль в жизни людей. Пути развития духовного мира личности.

Отличительные особенности философского мировоззрения. Основные проблемы философии. Роль философии в духовной жизни общества и личности.

Сущность морали. Основные понятия морали. Общественные функции морали.

Виды нравственных ценностей. Нравственные нормы и их значение для общества и человека. Взаимосвязь нравственных норм, качеств, принципов, идеалов.

Нравственный поступок и его мотивы. Нравственная оценка. «Золотое правило» нравственности.

Религия как форма мировоззрения. Структура и функции религии. Взаимосвязь религии и нравственности. Виды религий. Конфессиональная политика Республики Беларусь. Свобода совести и вероисповедания в Республике Беларусь.

Сущность образования, его функции. Образование как социальный институт. Система образования в Республике Беларусь. Школа как явление культуры. Образование как приоритет политики белорусского государства.

Роль науки в жизни общества. Гуманистическая функция и нравственные основы науки. Основные этапы развития науки. Научно-технический прогресс. Научный потенциал Республики Беларусь.

Сущность, виды и функции искусства. Эстетическое отношение к миру. Сферы эстетической деятельности.


Тема 4. Экономическая сфера

Понятие экономики. Экономический цикл и его фазы. Производство и его формы. Экономические потребности и ресурсы.

Экономическая система общества. Основные типы экономических систем. Структура современной экономики.

Собственность и её формы. Отношения собственности.

Доход. Прожиточный минимум. Потребительская корзина.

Рынок, его виды и основные функции. Характерные черты рыночной экономики. Конкуренция и её виды. Менеджмент. Маркетинг.

Сущность денег и их виды. Основные функции денег. Ценные бумаги. Инфляция.

Экономические функции государства. Налоговая система. Государственный бюджет. Кредитно-финансовая система.

Белорусская социально-экономическая модель. Основные показатели национальной экономики. Приоритеты социально-экономического развития Республики Беларусь.

Приоритетные направления региональной и аграрной политики белорусского государства. Основные задачи развития регионов. Государственная программа возрождения белорусской деревни.

Сущность инновационного пути развития. Научное обеспечение инновационного развития в Республике Беларусь. Высокие технологии. Энергосбережение.


Тема 5. Политическая сфера

Политическая система: понятие, типы, функции. Политика и власть. Носители политической власти в обществе. Политическая идеология. Основные положения идеологии белорусского государства.

Основные признаки демократического устройства общества. Парламентаризм как форма представительной демократии. Правовое государство и гражданское общество. Права человека.

Политические партии: их функции и типы. Партийная система и её виды. Общественные объединения. Молодёжные общественные организации и движения.

Политический статус и политическая культура личности. Политическое лидерство.

Основные признаки государства. Функции государства. Типы и формы государства.

Геополитический статус Беларуси. Место и роль Беларуси в цивилизационном процессе. Национальная безопасность и национальные интересы белорусского государства.

Виды международных отношений. Международные организации. Международное сотрудничество. Республика Беларусь в системе современных международных отношений.

Противоречивый характер последствий глобализации. Антиглобализм. Позиция Республики Беларусь в отношении процессов глобализации.

Тема 6. Право

Право и его основные функции. Право и мораль. Основные источники права. Правовая культура личности.

Конституция и её место в национальной правовой системе. Конституционное развитие Республики Беларусь на современном этапе. Конституция Республики Беларусь – правовая основа белорусского государства, его идеологии.

Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство. Народовластие. Верховенство права. Суверенитет.

Избирательная система Республики Беларусь. Избирательный процесс, его основные стадии. Референдумы в Республике Беларусь.

Президент Республики Беларусь. Национальное собрание Республики Беларусь. Совет Министров Республики Беларусь. Судебная власть. Местное управление и самоуправление.

Конституция и национальное законодательство в области защиты прав человека. Основные международные акты в области прав и свобод человека. Правовой статус личности в современном государстве. Права и свободы человека в Республике Беларусь. Обязанности и гражданский долг человека.

Гражданское право, область его применения. Субъекты гражданско-правовых отношений. Особенности Гражданского Кодекса Республики Беларусь. Гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданская дееспособность несовершеннолетних.

Трудовое право. Правовой механизм трудоустройства. Права и обязанности работодателя и работника. Рабочее время и время отдыха. Оплата труда и её особенности для несовершеннолетних. Трудовая дисциплина. Порядок прекращения трудового договора, соглашения.

Семейное право. Заключение и расторжение брака. Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей.

Административное право. Субъекты административно-правовых отношений. Административный проступок. Виды административных взысканий. Обстоятельства, отягчающие ответственность за административный проступок.

Уголовное право. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. Необходимая оборона. Обстоятельства, отягчающие уголовную ответственность. Наказание, его цель и виды. Ответственность несовершеннолетних за уголовные правонарушения.

Основные задачи правоохранительных органов Республики Беларусь. Прокуратура. Органы юстиции. Органы государственного контроля. Органы государственной безопасности.


КУРС ЛЕКЦИЙ


РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

А. В. Климович Л. В. Перевалова обществоведение iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета “Обществоведение“ в 2010/2011 учебном году»
Порядок изучения учебного предмета «Обществоведение» предусматривает следующее распределение количества учебных часов в неделю по...
А. В. Климович Л. В. Перевалова обществоведение iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета «Обществоведение» в 2012/2013 учебном году»
Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики...
А. В. Климович Л. В. Перевалова обществоведение iconЛ. И. Нефёдов, Н. Д. Маслакова, В. М. Цыркунов, A. A. Чиркин, М. К. Кевра, Н. М. Курбат, В. Ю. Смирнов, Д. А. Маслаков, Н. И. Батвинков, К. Н. Угляница, Е. М. Дорошенко, Б. П. Фусточкенко, Б. И. Горенштейн, А. Н. Бородинский, Л. М. Караедава, И. И. Климович, А. В. Каравай, В

А. В. Климович Л. В. Перевалова обществоведение iconВ группу учебных предметов входят история, обществоведение и человековедение. История изучается начиная с 5-го класса, человековедение со 2-го класса и
В группу учебных предметов входят история, обществоведение и человековедение. История изучается начиная с 5-го класса, человековедение...
А. В. Климович Л. В. Перевалова обществоведение iconМонография стадии и методология исследования смешанной 32,30 Изд-во Асиновское экономики» О. Перевалова, «Зернограничные ансамбли гцк твердых растворов (233 с.
Выпуск литературы в Томском государственном архитектурно-строительном университете в 2011 году
А. В. Климович Л. В. Перевалова обществоведение iconОбществознание 2011-2012 учебный год
Обществоведение: Человек. Природа Общение. (автор: Л. Н. Боголюбов). Москва, Просвещение, 2010
А. В. Климович Л. В. Перевалова обществоведение iconА учебной программы
...
А. В. Климович Л. В. Перевалова обществоведение iconА учебной программы
...
А. В. Климович Л. В. Перевалова обществоведение iconСодержание 1
Кризисное обществоведение : курс лекций. Ч. 1 / С. Г. Кара-Мурза; Центр проблемного анализа и гос управленческого проектирования....
А. В. Климович Л. В. Перевалова обществоведение iconМатериал учебного пособия
Обществоведение : учебное пособие для 9-го кл общеобразовательных учреждений с русским языком обучения / М. И. Вишневский и др.;...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница