А. Смирнов Опыт инклюзивного обучения музыке студентов с ограниченными физическими возможностями




Скачать 63.29 Kb.
НазваниеА. Смирнов Опыт инклюзивного обучения музыке студентов с ограниченными физическими возможностями
Дата25.09.2012
Размер63.29 Kb.
ТипДокументы


А.Смирнов


Опыт инклюзивного обучения музыке студентов с ограниченными физическими возможностями

Журнал СПО № 9-2010


Идеи о том, что музыке можно обучать всех, включая даже людей со сниженным интеллектом, выдвигались еще в Древней Греции. Просвещенная Европа уделяла большое внимание образованию, в том числе музыкальному, самых широких слоев общества. Хорошо известно, что А. Вивальди почти всю жизнь работал в приюте Пьета (Pieta – Сострадание) для брошенных детей, среди которых многие страдали тяжелыми хроническими болезнями. Такие приюты в то время в Италии называли консерваториями Маэстро писал для приютских воспитанниц свои замечательные произведения и готов был показать любому, как играть тот или иной пассаж на скрипке.

В России традиционно музыкальным образованием занимались в церковных хорах, где тоже принимали всех без исключения. Так складывалась школа всеобщего музыкального воспитания и образования, в которую на рубеже XVIII–XIX вв. вдохнули новую жизнь выдающиеся педагоги и общественные деятели, как Б.Л. Яворский, Б.М. Теплов и Д.Б. Кабалевский и другие. Замечательные слова пианиста А.Б. Гольденвейзера характеризуют взгляд на широкое музыкальное образование: «Почти каждый человек, за исключением глухих от рождения, обладает в той или иной мере музыкальностью и способностью ее развивать».

Мысли о том, что обучение музыке это не только ремесло, но и школа формирования личности, занятие, способствующее развитию интеллекта, организующее психо-моторные двигательные функции и воспитывающее способности к сосредоточенной творческой деятельности, высказывались многими выдающимися людьми, среди которых можно назвать А.С. Пушкина, И.М.Сеченова, Ф.М.Достоевского и А.А.Ухтомского. И все большее число людей склоняются к мнению о том, что музыка способна восполнить внутренний мир человека и его здоровье.

В современной России существуют, хотя и немногочисленные примеры успешного обучения музыке людей с ограниченными физическими возможностями. Прежде всего хочется назвать опыт Т. Юдовиной-Гальпериной, посвятившей себя обучению игре на фортепиано больных детей, в том числе имеющих задержки умственного развития и с ДЦП. В Москве существует целый ряд социально-реабилитационных центров, которые ставят задачу дать своим подопечным общие художественные навыки, в том числе и в музыкальной сфере. В частности Фонд искусств, который возглавляет В. Тетерин, собирает инвалидов-самородков и помогает им выйти на сцену. Московский государственный специальный педагогический институт занимается подготовкой специалистов-музыкантов из числа лиц, имеющих инвалидность. А деятельность Курского музыкального колледжа полностью ориентирована на обучение музыкальным профессиям инвалидов по зрению.

В то же время, профессиональные музыкальные учебные заведения общего типа обучением инвалидов практически не занимаются. Да и само понятие «инклюзивное обучение» стало внедряться в образовательное пространство сравнительно недавно. Импульсом к этому послужило принятие Федерального закона от 24.10.1995 № 181-Ф3 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и подписание Конвенции ООН о правах инвалидов. Однако даже с появлением нормативной базы, все еще во многих случаях не решены вопросы создания специальных условий и учебно-методических пособий для совместного обучения людей с ограниченными физическими возможностями в музыкальных профессиональных учебных заведениях общего типа. Нет и квалифицированных кадров, которые могли бы проводить эту работу.

Инклюзивное (включенное) образование – термин, используемый для описания процесса обучения молодых людей с особыми потребностями в учебных заведениях общего типа. В его основу положена идеология, которая исключает любую дискриминацию учеников и создает благоприятные условия для обучающихся, имеющих особые образовательные потребности. Теория инклюзивного обучения признает, что все молодые люди могут учиться совместно, а их отличительные особенности достойны уважения.

Следует отметить, что в развитых странах подобная идеология не только законодательно закреплена, но и активно внедряется в практику образовательного процесса. Как показывает опыт различных государств, молодые люди, имеющие особые образовательные потребности, обучающиеся в учебных заведениях обычного типа, получают более качественное образование. Они более общительны, открыты, лучше приспособлены к жизни в обществе, нежели те, которые учатся дома или в специальных школах.

Учебное заведение, вставшее на путь инклюзивного обучения, должно создать определенные условия, которые позволят им успешно осваивать существующий учебный план. Это может быть наличие сурдоперевода, возможность пользоваться звуковыми приставками и записывающими устройствами, оборудование помещений пандусами и прочими приспособлениями и т.д.

Идея создания условий и методики для инклюзивного обучения игре на классической гитаре в музыкальном колледже представляется особенно актуальной и своевременной по ряду причин. Этот инструмент популярен и любим в России, в том числе и в молодежной среде. Однако есть на этом пути и немало препятствий. Так, несмотря на бытующее представление о легкости освоения гитары, инструмент этот на самом деле сложен и требует больших физических и эмоциональных усилий. И даже здоровому человеку не всегда хватает терпения и усидчивости, чтобы овладеть техникой игры. А мы стремимся сделать доступным для инвалида освоение профессии музыканта-гитариста в условиях инклюзивного обучения. В связи с этим необходимо шире посмотреть на проблему обучения музыке людей с особыми образовательными потребностями.

Нагрузка на определенные части тела у музыкантов сравнима с усилиями спортсменов перед крупными соревнованиями. В результате большая часть абсолютно здоровых профессиональных музыкантов бывает подвержена целому ряда заболеваний. Это связано с тем, что им приходится подолгу напрягать определенные группы мышц и часами находиться в статическом и напряженном положении во время репетиций и концертов. Причем музыканты, в отличие от атлетов, редко ходят на массаж и почти не дают отдыха своей шее и предплечьям – ни о каком режиме тренировок и распределении нагрузки у служителей муз речи не идет, поэтому они и страдают от хронических болей. Но, если риску тяжелых заболеваний подвергаются люди изначально здоровые, то подобная угроза во много раз возрастает для инвалидов, здоровье которых уже находится в ослабленном состоянии. Как в таком случае нужно учить студента-инвалида музыкальной профессии, чтобы она не нанесла ему непоправимого вреда?

Люди с ограниченными физическими возможностями требуют особого отношения. Не случайно, в нашем лексиконе появилось словосочетание, ставшее синонимом слова «инвалиды» – люди с особыми потребностями. И мы действительно должны создавать для них особые условия. Это касается не только психологической обстановки, но и организации самого урока.

Практический опыт работы привел нас к мысли о создании индивидуальных рабочих программ для каждого студента, имеющего те или иные ограничения физических возможностей. Не смотря на то, что система инклюзивного обучения предполагает прохождения всего учебного курса и получение диплома общего образца, нами с учетом характера заболевания студента применяется более гибкий режим занятий и перераспределение учебных требований по мере «вхождения» в общий ритм учебного процесса.

Так, урок строится по системе «дробного часа», куда входят непосредственная методическая и учебная составляющая и специальные упражнения на релаксацию мышечной системы и психологический тренинг. Педагогом составляется примерный план домашних занятий студента. В число обязательных моментов включаются гимнастические упражнения и другие процедуры общеукрепляющего свойства. Одним из важных моментов считается вопрос ухода за руками – рабочим инструментом музыканта.

Серьезной темой для обсуждения являются вопросы психологической нагрузки студента с ограниченными физическими возможностями. Роль педагога в решении проблемных моментов студента очень важна. Доверительный стиль общения закладывает основу комфортного взаимодействия и способствует разрешению творческих задач.

Немаловажным вопросом является формирование атмосферы толерантности в учебном заведении, проводящим инклюзивные формы обучения. И эта тема заслуживает особого серьезного разговора.

Опыт нашей работы по индивидуальному обучению инклюзивного обучения проводится уже более десяти лет. Методика постоянной совершенствуется, но есть уже определенные результаты по части профессионального определения, успешного участия в российских и международных конкурсах и поступления в музыкальные вузы наших выпускников, имеющих ограниченные физические возможности, но благодаря музыке приобретающих возможность вхождения в безграничные просторы музыкального творчества.


Литература

1. Гольденвейзер А. Об исполнительстве. М., 1965.

2. Диксон Дж. Игра без боли. М.: Ключ, 1994

3. Ерофеева Л. Жизнь без очков. М.: Мир книги,2009.

4. Мазель В. Музыкант и его руки. СПб.: Композитор, 2003.

5. Сеченов И. Избранные произведения. М., 1953.

6. Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слез,

или Я – детский педагог. СПб.: Союз художников, 2002


Похожие:

А. Смирнов Опыт инклюзивного обучения музыке студентов с ограниченными физическими возможностями iconОтчет отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями за I полугодие 2012года г. Мурманск 2012 г
Отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями за январь-июнь 2012 года
А. Смирнов Опыт инклюзивного обучения музыке студентов с ограниченными физическими возможностями iconСтатья «Работа со сказкой как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере кружковой деятельности, основанной на принципах инклюзивного образования)»
Работа со сказкой как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере кружковой деятельности,...
А. Смирнов Опыт инклюзивного обучения музыке студентов с ограниченными физическими возможностями iconМгоу утверждено
Московской области, по договорам с оплатой стоимости обучения с юридическими и (или) физическими лицами (далее договор с оплатой...
А. Смирнов Опыт инклюзивного обучения музыке студентов с ограниченными физическими возможностями iconПояснительная записка к отчету
Мероприятие н 51 2: "Внедрение современных технологий социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и организация их инклюзивного...
А. Смирнов Опыт инклюзивного обучения музыке студентов с ограниченными физическими возможностями icon33 3 Формирование и развитие комплекса образовательных программ для обучения лиц с ограниченными возможностями
«Разработка концепции формирования и развития на базе Центра довузовского образования рггу комплекса образовательных программ для...
А. Смирнов Опыт инклюзивного обучения музыке студентов с ограниченными физическими возможностями iconВопросы приема в мгоу, не регламентированные настоящим Порядком, регулируются локальными нормативными актами мгоу
Московской области, по договорам с оплатой стоимости обучения с юридическими и (или) физическими лицами (далее договор с оплатой...
А. Смирнов Опыт инклюзивного обучения музыке студентов с ограниченными физическими возможностями iconПравила приема в Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ухтинский государственный технический университет»
Ооп впо) за счет средств федерального бюджета, по договорам с оплатой стоимости обучения с юридическими и (или) физическими лицами...
А. Смирнов Опыт инклюзивного обучения музыке студентов с ограниченными физическими возможностями iconКонцепция развития инклюзивного образования в Центральном административном округе Положение о классах инклюзивного (включенного) обучения в общеобразовательном учреждении
Положение о классах инклюзивного (включенного) обучения в общеобразовательном учреждении
А. Смирнов Опыт инклюзивного обучения музыке студентов с ограниченными физическими возможностями iconОбразовательная интеграция детей с ограниченными возможностями
Рассмотрены основные факторы, препятствующие успешной социализации таких детей и реализации интеграционных технологий. Определены...
А. Смирнов Опыт инклюзивного обучения музыке студентов с ограниченными физическими возможностями iconПубличный отчет директора Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида г.
Мкскоу школа-интернат VIII вида находится по адресу: г. Сатка, ул. Матросова, д. 8а. Школа открыта в 1961 году, как вспомогательная...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница