Реферат по теме: «организация познавательной деятельности учащихся на уроках физики»




Скачать 250.48 Kb.
НазваниеРеферат по теме: «организация познавательной деятельности учащихся на уроках физики»
Дата24.09.2012
Размер250.48 Kb.
ТипРеферат
Районное управление образования Комсомольского района ЧР

МОУ «Новомуратская средняя общеобразовательная школа»


Реферат по теме:


«ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ»


Выполнил:

Павлов В.Н.- учитель физики

МОУ «Новомуратская средняя общеобразовательная школа» Комсомольского района ЧР


д. Новые Мураты - 2011


ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

1. Учебно-познавательная деятельность учащихся

источник возникновения и развития познавательных интересов

Опыт показал, что в развитии интереса к предмету нельзя пол­ностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведе­ние истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересован­ности на уроке.

Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то лю­бой содержательный материал вызовет в них созерцательный ин­терес к предмету, который не будет являться познавательным ин­тересом.

В педагогических исследованиях ор­ганизация и характер протекания познавательной деятельности учащихся выделены как один из стимулов формирования познава­тельных интересов школьников. Конкретизируя данный стимул, в него включают многообразие форм самостоятельной работы: овла­дение новыми способами деятельности, элементы исследования, творческие и практические работы.

Эти виды работ вызывают много разных переживаний у уча­щихся: осознание собственного роста, радость овладения более со­вершенными формами учебной деятельности, удовольствие, чувст­во успеха, гордости за успех товарищей.

Однако опыт преподавания убедительно свидетельствует, что выделенные стимулы оказывают действенное влияние на форми­рование познавательных интересов лишь при определенных усло­виях.

Не всякая деятельность на уроке интересует учащихся. Они мо­гут решать задачи, выполнять лабораторные исследования и т. д. «по надобности», без интереса. Необходимо определить способы учебно-предметных действий, которые обеспечили бы не только констатирующий уровень восприятия учебного материала, но и восприятие с увлечением.

Рассмотрим примеры деятельности учащихся на различных уро­ках (проведение лабораторных работ, решение задач, изучение но­вого материала).

I. ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

I. Целью работы является важный физический вывод.

VIII класс. Лабораторная работа «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

Вариант 1

Согласно планированию эта лабораторная работа проводится на втором уроке, сразу же после введения понятия теплоты. В учеб­нике имеется подробная инструкция к ее выполнению.

Весь урок учащиеся работают достаточно активно, однако жи­вого интереса, желания изучать предлагаемую тему у них не воз­никает.

Попробуем «разбить» всю деятельность ученика на уроке на отдельные элементы, из которых она состоит (см. таблицу 2).

Таблица 2



Действия ученика

Методический анализ

1. После звонка учащиеся взяли тет­ради, учитель напомнил цель лабо­раторной работы, которую объяснял на предыдущем уроке

Установка учащимся: надо сде­лать — познавательная направлен­ность этого действия равна нулю

2. Налили воду




3. Измерили температуру смеси

Учатся работать с термометром, дей­ствие знакомое, почти все учащиеся выполняют его безошибочно

4. Рассчитали количество теплоты, от­данное горячей водой, и количество теплоты, полученное холодной водой

Задача на воспроизведение, приме­нение знаний в знакомой обстановке (на предыдущем уроке обязательно рассматривались простейшие задачи на расчет количества теплоты, полу­ченного или отданного водой)

5. Заполнили таблицу

Вырабатывают навык оформления ла­бораторных работ по физике

6 Сравнивают два количества теплоты

Сравнивают два числа (больше или

меньше)

7. Делают вывод

Пытаются ответить на вопрос, поче­му количество теплоты, отданное го­рячей водой, не равно количеству теплоты, полученному холодной во­дой. Однако многие ребята из по­вседневной практики знают, что часть теплоты рассеивается в окружающее пространство. Некоторые ученики пы­таются «подогнать» ответ, т. е. вооб­ще не осознают цель работы



Анализ этих действий показывает, что большинство из них зна­комы учащимся. Так, семиклассники умеют определять температу­ру лабораторным ртутным термометром, сравнивать два положи­тельных числа и т. д. Таким образом, сами по себе эти действия не могут быть интересны или неинтересны. Они могут вызвать же­лание как можно лучше выполнить их, если «окрашены установ­кой» (зачем это делаем?), лично значимой для семиклассника (сравнить количество теплоты, отданное горячей водой, и количе­ство теплоты, полученное холодной водой,— задание, в котором нет «обоснования» для желания его выполнить).

Значит, в тех лабораторных (практических) работах, где ва­жен вывод, получаемый в результате хорошо известных «воспро­изводящих» действий, познавательный интерес может быть вызван созданием соответствующей установки на получение этого вывода.

Приведем другие варианты выполнения этой же работы.

Вариант 2 (см. таблицу 3).

Таблица 3




Деятельность учащихся

Методический анализ

Предварительное решение экспери­ментальной задачи на смешение го­рячей и холодной воды одинаковой массы. Учащиеся определяют, сколь­ко выводов можно сделать из этого опыта

В этом опыте интерес возникает за счет привлечения внимания к буд­ничному, казалось бы, совершенно яс­ному опыту; кроме того, подростку очень важно «утвердиться», «пове­рить в себя», а здесь фактически си­туация соревнования (кто больше сделает выводов, кто лучше их сфор­мулирует)

Вариант 3

Из предыдущих уроков семиклассни­кам известно, что внутреннюю энер­гию тела можно изменить двумя спо­собами: теплопередачей и совершени­ем работы. Познакомив семиклассни­ков с единицей измерения теплоты (Дж), можно рассказать об опытах Джоуля и подвести к закону сохра­нения и превращения энергии в ме­ханических и тепловых процессах . Напомнив из курса физики VIII класса, рассказать об опытах Р. Майера и предложить учащимся подумать, как поставить опыт для проверки спра­ведливости закона сохранения энер­гии в тепловых процессах. Приборы оговорить. Это будет домашним за­данием


Лабораторная работа является ло­гическим продолжением домашнего задания. Ученики хотят проверить придуманный ими самими способ про­верки закона. Происходит их своеоб­разное приобщение к поиску вели­ких физиков, о котором писал еще Максвелл: «Наука нас захватывает только тогда, когда, заинтересовав­шись жизнью великих исследовате­лей, мы начинаем следить за исто­рией их открытий»



Возможны и другие варианты. Они зависят от интересов самого учителя, особенностей классного коллектива, целей комплексного подхода к изучаемой теме.

Анализ этих вариантов свидетельствует о справедливости сде­ланного утверждения для данного типа лабораторных работ: уста­новка на получение вывода, затрагивающая личностные качества учеников, приводит к заинтересованности учащихся учебной дея­тельностью.

2. Лабораторные работы, целью которых является овладение способом измерения физических величин.

Установка на интерес в этих работах создается пониманием практической значимости изучаемого прибора. Сами приборы в по­давляющем большинстве новы для учащихся и вызывают вполне законное любопытство (рефлекс «что такое?»). Однако и в этих случаях возможно отсутствие истинного познавательного интереса, который будет проявляться только при определенных условиях. Рассмотрим примеры.

VIII класс. Лабораторная работа «Измерение напряжения на различных участках цепи».

Дидактические цели этой работы заключаются в формирова­нии у учащихся умения пользоваться вольтметром и в подготовке базы для развития представлений о параллельном соединении про­водников и законах параллельного соединения.

Все действия, предлагаемые в инструкции, новы для учащих­ся. Наблюдения показывают, что ученики с заметным интересом и увлечением выполняют эти действия. Однако не случайно стой­кий познавательны! интерес всегда связан с раскрытием пути изу­чаемого. При каких условиях эта лабораторная работа станет дей­ственным стимулом познавательного интереса и при каких превра­тится в простое «манипулирование предметами», не имеющее по­знавательной ценности?

Мы считаем, что в данном случае необходимо разбить работу учащихся на отдельные этапы, основная цель которых — осмыс­ление действий, ведущих к формированию умения обращаться с данным прибором, т. е. способом измерения физической величины. Кроме того, различные варианты отдельных этапов работы приво­дят к постановке новых познавательных задач или овладению на­выком на уровне применения знаний в новой ситуации. Поэтому необходимо проверять, усвоил ли ученик данный этап или нет. Для учащихся этот контроль может превратиться в экспериментальные задания, в которых есть пусть маленький, но самостоятельный поиск.

Так, в рассматриваемой работе к пункту 1 инструкции учебни­ка добавляем задания типа: На какое напряжение рассчитана лам­па? Сколько элементов батареи достаточно было бы для работы лампы? Какое максимальное количество элементов может быть включено в цепь, содержащую низковольтную лампу? Выберите из числа имеющихся на столе приборов те, которые смогли бы «рабо­тать» в данной цепи вместо лампы.

Цель этих заданий не только воспроизвести действия по образ­цу, показанному учителем на предыдущем уроке или описанному в учебнике, но и выработать умения подобрать нужный источник напряжения в новых ситуациях, осмыслить способ соединения эле­ментов в батарею.

К пункту 2 добавляем следующие задания: Начертите схему це­пи. Обратитесь к инструкции по технике безопасности при работе с электрическими цепями. Какой прибор должен включаться в электрической цепи в последнюю очередь? Имеет ли значение вза­имное расположение приборов для работы цепи?

К пункту 3 добавляем следующие задания: Что можно сказать о напряжении на лампе по сравнению с общим напряжением в цепи? Проверьте свое предположение, измерив напряжение.

Подключите последовательно с лампой еще один из имеющихся на столе приборов. Измерьте напряжение на этом приборе и общее напряжение на приборе и лампе. Какой вывод можно сделать, сравнивая полученные данные? Согласуется ли ваш вывод с теоре­тическим материалом §?

В приведенном описании лабораторной работы шло овладение действиями по образцу, отработка этих действий (сборка цепи, подключение вольтметра, измерение напряжения), без чего невоз­можно усвоение этого учебного материала. Но формирование познавательного интереса шло не только за счет работы с новыми, не известными ранее приборами, но и благодаря созданию усло­вий, в которых учащимся интересен и результат деятельности и ее процесс.

3. Лабораторные работы на расчет какой-либо физической ве­личины, данные для которого должны быть получены самостоя­тельно, например работа «Определение удельной теплоемко­сти вещества».

Успех этой работы зависит не столько от сформированности умения пользоваться отдельными приборами, сколько от овладе­ния алгоритмом решения познавательной задачи. Обычно эта ра­бота вызывает много трудностей у учащихся. Математическая об­работка результатов опыта занимает основное время и нередко заслоняет основную цель работы — научить учащихся пользоваться экспериментальным методом, умению ставить и решать экспери­ментальные задачи.

В этом случае формирование познавательного интереса может идти в два этапа. Первый, подготовительный, прямо не участвующий в лабораторной работе — тренировка, отработка алгоритма и отдельных практических действий. Этот этап осуществляется на предыдущих уроках, причем формы его проведения также могут содержать элементы, направленные на формирование познаватель­ного интереса. Второй этап — само проведение работы. При про­ведении таких лабораторных работ важно, чтобы практически ре­шаемая задача несла новое, неизведанное освещение изучаемого явления.

Формирование интереса на этих уроках начинается привлечением внимания к новой величине «удельная теплоемкость». На­столько новой, что совершенно невозможно ожидать, что сообще­ние темы урока вызовет это внимание. Здесь можно показать уча­щимся «фокус». На столе учителя стоят три стакана с одинаковым количеством воды при комнатной температуре. В сосуде с горячей водой находятся одинаковые по массе тела из железа, меди и алюминия. Учитель предлагает учащимся переложить эти тела в стаканы с водой, определить в них температуру. Тогда, не глядя, он определит, в какой стакан положено какое тело. Затем на уро­ке идет работа с таблицей удельных теплоемкостей. Все вопро­сы подчинены осмыслению (и запоминанию) нового понятия.

Следующий урок посвящается анализу алгоритма определения удельной теплоемкости и основных типов задач по теме. Цепоч­ка задач приблизительно такая, какая показана в таблице 4.

Таблица 4



Задачи

Дидактическая цель

Что дает для формирования познавательного интереса

I. Расчет количества теп­лоты с учетом использо­вания удельной теплоем­кости

Выяснение усвоения по­нятия с, формирование логического мышления

Применение имеющихся знаний для решения за­дач в новой ситуации

2. А если тел не одно, а два? Например, если деталь из первой задачи заменена котлом, в ко­торый налили воду мас­сой 20 кг для нагрева­ния от 10 до 100°С?

Формирование навыка расчета количества теп­лоты

»

3. Возвращаемся к «фо­кусу» первого урока (см. выше)

Формирование навыка плюс активное повторе­ние пройденного

Создается ситуация: как быть, если известный спо­соб расчета не полный?

Идет обновление знаний на новом уровне

4. Задача на составле­ние и решение уравне­ния теплового баланса

Формирование обобщен­ного подхода к решению задач

Радость от решения труд­ной задачи

Таким образом учащиеся подготовлены к выполнению практи­ческой работы. Тексты задач вскрыли практическую значимость темы.

Все это приводит к «присвоению» учащимися содержания дея­тельности по овладению способами расчета количества теплоты. В этом случае лабораторную работу, которая проводится как конт­рольная, можно рассматривать как результат деятельности: мы изучили удельную теплоемкость с, научились рассчитывать коли­чество теплоты Q, а сможем ли мы в реальной практической за­даче определить удельную теплоемкость. Мы считаем, что теперь у каждого ученика возникнет интерес к процессу выполнения лабо­раторной работы. Основным мотивом станет желание найти ответ, а не стремление получить хорошую отметку или страх получить плохую.

Конечно, категорически утверждать это нельзя. Каждый уче­ник— индивидуальность, но, рассматривая методический аспект вопроса формирования познавательного интереса к предмету, мож­но оправдать наш вывод следующими аргументами.

  1. Учитель был нацелен на формирование интереса к знаниям на всех уроках и постоянно создавал соответствующую установку на каждом этапе урока.

  2. На всех уроках учениками была освоена «база» для реше­ния практической задачи. Каждый элемент структуры деятельно­сти (цель—motиb—содержание—способы овладения—резуль­тат) имел материал для «субъективного присвоения» знаний.

Таким образом, на примере выполнения лабораторных работ можно сделать предположение, что учебно-познавательные дейст­вия учащихся станут стимулами познавательного интереса, если условия их протекания способствуют проявлению не только объек­тивного, но и субъективного характера деятельности.

Деятельность будет лично интересна ученику (субъективно ин­тересна), если ему ясно, зачем он действует (причем эта цель лич­но для него важна), каковы способы деятельности и оценки ее результата.

В этом случае стимулами познавательного интереса являются положительный настрой на выполнение задания, желание оценить свои возможности, дать самооценку результату деятельности.

Объективно интересному характеру деятельности будет способ­ствовать в первую очередь содержание самой деятельности, свя­занное с проблемностью изложения, выполнением творческих за­даний, практической направленностью заданий.

Для того чтобы выполнение задания на уроке стало личностно важным и интересным для каждого ученика, необходимо соединить все эти стимулы в элементах деятельности учащихся. Тогда дейст­вительно можно говорить о формировании познавательных инте­ресов учащихся в различных учебных ситуациях.

II. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

На таких уроках ведущим стимулом должно стать овладение новыми способами деятельности. Возможный вариант рекоменда­ций рассмотрим на примере подбора задач для урока «Плавление» (VIII класс).


Последовательность задач

Мотивировка, обоснования

«Фактор интереса»

1. Задачи типа: почему кусочек олова можно рас­плавить в пламени све­чи, а такой же массы ку­сочек железа нельзя? Можно ли расплавлен­ным металлом заморозить воду?

Формирование понятия температуры плавления

Неожиданные сопостав­ления (например, замо­розить воду расплавлен­ным металлом)

2. Задачи типа: одина­ковый ли физический смысл имеют выраже­ния: «передача телу теп­лоты» и «нагревание те­ла»?

Возможно ли такое явле­ние: тело передает теп­лоту окружающей среде, но при этом не охлаж­дается?

Выяснение смысла упот­ребляемых терминов, опи­сывающих процесс плав­ления


Неожиданный результат, не соответствующий обычным жизненным представлениям


3. Задачи типа: по гра­фику процесса плавле­ния определить началь­ную температуру тела, время наблюдения, на­звание вещества, для ко­торого построен график

Развитие умения логиче­ски рассуждать

Новизна восприятия за счет разнообразия спосо­бов задания условия

4. Задачи типа: на плав­ление какого кубика пой­дет меньше энергии и во сколько раз, если пла­вить эти металлы будут при температуре плавле­ния каждого из них? В каком сосуде темпера­тура воды после таяния льда будет самой высо­кой? '

Устные упражнения в ис­пользовании формулы

Условие задачи не тек­стовое (рисунок) с варь­ированием существенных и несущественных при­знаков, толкающих на ложный путь

5. Поочередное определе­ние затраченного на пла­вление количества тепло­ты, массы тела и удель­ной теплоты плавления (конкретные данные)

Отработка формулы


Заполнение таблицы дан­ными Q, λ, т

6. Задачи типа: лед мас­сой 12 кг внесли с 25-градусного мороза в теп­лое помещение. Образо­вавшаяся после таяния льда вода нагрелась до температуры 16°С. Какое количество теплоты по­требовалось для этого?

Выработка умения ре­шать практические за­дачи

Удовлетворение от уме­ния решать более труд­ные задачи



Теперь приведем пример подбора задач для одного из уроков по теме «Атмосферное давление». Здесь важнейшим стимулом ин­тереса выступает возможность экспериментальной проверки ре­зультата решения. План решения качественных задач таков: в классе выдвигают гипотезу (одну или несколько), предлагают объ­яснение, затем проверяют экспериментом.

Таблица 6



Содержание задачи

Деятельность ученика на уроке

1. В большую пробирку с водой вста­вить малую и перевернуть их вверх дном. Почему по мере вытекания во­ды малая пробирка втягивается в большую?

Применение знаний об атмосферном давлении и в то же время осознание (закрепление) опыта Торричелли

2. Какие изменения можно наблю­дать, если из сосуда через трубку выкачивать воздух? если накачивать?

Решение задачи в более сложной си­туации. Развитие умения анализиро­вать, выделять существенное, варь­ировать несущественным

3. Имея анероид, определить давле­ние воздуха на внутренние стенки шара, немного подогрев его руками

Дальнейшее движение по схеме фи­зического познания: после качествен­ного описания должно следовать ко­личественное. Применение к газам уже отработанных для жидкости приемов определения давления. Под­готовка к усвоению принципа дей­ствия манометра

4. В банку, площадь дна которой 100 см2, налита вода. Высота уровня воды 20 см. На поверхность воды помещен плотно пригнанный пор­шень, на котором стоит гиря массой 2 кг. Определить давление на дно банки

Совершенствование методов позна­ния: решение более трудной задачи. Усвоение общего подхода к решению задач (анализ задачи «о конца»). (За­дачу следует предложить решать двум ученикам несколько раньше, чем ее начнет решать весь класс. Затем все учащиеся оценят, чье решение луч­ше.)

5. При различных положениях труб­ки Торричелли определить измене­ние атмосферного давления (в на­клонном положении, при разных се­чениях трубки, разной глубине ее по­гружения в ртуть). Сравнить высоту столба ртути в трубке Торричелли с фактом изменения атмосферного дав­ления

Рисунки к задачам заранее изготав­ливают в виде подвижных таблиц («двигается» столб ртути в трубке). Задача предлагается как игра-ситуа­ция «учитель — ученик». К доске вы­зывают двоих. Один задает вопрос, другой воссоздает ситуацию на таб­лице. Остальные ученики помогают комментировать ответ. Здесь осуще­ствляется проверка результата всей деятельности на уроке, так как глав­ным в обучающем плане темы явля­ется усвоение сути опыта Торричел­ли

6. Задача Паскаля. Эта задача (при недостатке времени) мо­жет быть только разобрана на уро­ке, т. е. могут быть выдвинуты гипо­тезы, а их обоснование переносится на домашнюю работу

Задача основана на историческом ма­териале и выполняет воспитательные функции урока, органично знакомя учащихся с историей вопроса, фор­мируя представление о красоте и изяществе физических опытов Паска­ля и Торричелли, дает толчок к ос­мыслению дополнительного материа­ла в учебнике



Анализ деятельности ученика показывает, что каждая задача «поворачивала» изучаемый материал новой стороной, все больше включая пройденный ранее материал. Учитель поднимал ученика как бы «со ступеньки на ступеньку».

Таким образом возникал «азарт» (смогу ли?) и познаватель­ный интерес за счет того, что каждая новая задача как бы ставила вопрос предыдущей, чуть изменяя его (а что же теперь?), и для его решения требовалось к усвоенному способу рассмотрения все время добавлять усвоенные ранее отдельные способы деятельности при решении задач в новых ситуациях.

Важно, что при этом действительно в единстве осуществляется процесс обучения, развития и воспитания учащихся.

III. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПРИ ВОСПРИЯТИИ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Новый материал часто излагается информационно-иллюстра­тивным методом. При этом надо отметить, что внешняя активность (деятельность) не свидетельствует о настоящей активности уча­щихся, и нередко при видимой активности только учителя (изла­гает новый материал) у только слушающих учащихся происходит напряженная умственная деятельность, являющаяся действенным источником подлинного познавательного интереса.

Рассмотрим варианты построения урока на тему «Испарение».

  1. Традиционное построение урока.

Учитель объясняет материал, демонстрирует тщательно подоб­ранные опыты. Ученики слушают, делают выводы.

2. Проблемный урок.

В начале урока перед ребятами ставится познавательная зада­ча: найти объяснение явлению испарения. Повторение проводится по заранее составленному опорному конспекту. Ученикам напоми­нают схему научного познания в физике: наблюдения — выдвиже­ние гипотезы — проведение эксперимента — теоретические выво­ды — проверка на практике. Учитель предлагает провести исследо­вание явления испарения. Затем ученики анализируют теоретиче­скую модель и выдвигают гипотезы: от какого фактора зависит скорость испарения? Гипотезы учащихся экспериментально под­тверждаются, опыты анализируются, делается вывод о поглоще­нии энергии при испарении. Закрепление материала проходит в виде повторного объяснения учителя.

3. Урок предполагает большую самостоятельную работу учащихся.

Во время фронтального опроса выясняются основные положе­ния самостоятельно изученного дома «Испарение», акценти­руется внимание учащихся на главном. Подтверждение изученному учащиеся обнаруживают во фронтальной лабораторной работе, в ходе закрепления обобщается материал, приводятся примеры.

  1. Основу урока составляет просмотр и обсуж­дение фильма «Изменение агрегатных состояний вещества».

На дом ученикам было задано повторить по учебнику VII класса основные положения МКТ. После фронтального опроса, про­смотра и обсуждения кинофильма по предварительно предложен­ным учащимся вопросам учитель демонстрирует опыты сам и об­суждает с учащимися варианты предлагаемых ими опытов. За­крепление происходит в ходе решения качественных задач.

5. Урок проводится как контрольная работа.
Учащимся предлагаются задания: прочитать § и определить

его главную мысль; найти в учебнике и перечислить причины, от которых зависит скорость испарения жидкости; выполнить фрон­тальную лабораторную работу и объяснить ее результаты.

Анализ деятельности ученика позволяет выбрать оптимальный вариант урока. Для определения этого варианта необходимо учи­тывать кривую работоспособности учащихся во время урока, определяя благоприятную и неблагоприятную зоны деятельности уча­щихся на уроке.

Итак, влияние деятельности учащихся на формирование их по­знавательных интересов происходит в том случае, когда «предмет­ность деятельности сочетается с ее духовностью... эти свойства идут как бы навстречу друг другу, и их встреча и рождает деятельность. Но если они не соотнесутся, то деятельность не состоится, она под­менится реакцией».


Приобщение учащихся к методам научного исследования

В каждом ученике живет страсть к открытиям и исследованиям. Даже плохо успевающий ученик обнаруживает интерес к предме­ту, когда ему удается что-нибудь «открыть»: установить закон плавления тел, исследовать зависимость силы тока от напряжения и сопротивления проводника, определить фокусное расстояние лин­зы и т. д.

В процессе выполнения опытов проявляется самостоятельная мыслительная деятельность школьников. Им приходится сравни­вать, анализировать явления, делать выводы о наблюдаемых за­кономерностях. Активный поиск решения поставленной учителем задачи приводит к созданию у учащихся устойчивых познаватель­ных интересов, выросших на базе их ситуативной заинтересован­ности. В этом случае интерес к цели, результату совпадает с ин­тересом к достижению этой цели, и учащиеся вдохновенно рабо­тают в течение всего урока, проявляя непроизвольное внимание. При таком внимании деятельность привлекает сама по себе, тог­да как при произвольном внимании они должны заставить себя заниматься данным предметом.

К. Д. Ушинский указывал, что приохотить учащихся к учению гораздо важнее, чем приневолить. В этом плане фронтальные опы­ты, представленные учащимися как их первые научные исследо­вания, имеют особенно большое значение. Наслаждение самим тру­дом, процессом его выполнения (ведь ученик считает себя перво­открывателем) приводит к сознательному выполнению данной ра­боты.

Вызвав интерес к процессу деятельности, учитель должен ув­лечь ученика содержанием и способом выполнения работы. В этом умении заключается искусство педагога.

Учение не должно быть забавой и содержать только интерес­ные виды работы, но если в течение урока учащийся поддержи­вает свое внимание только непрерывным рядом усилий, если все в уроке ему неинтересно, то очень быстро наступает утомление, ребенок теряет внимание, отвлекается и присутствует на уроке «просто так».

Ученика надо приобщить к радости умственного труда, дать ему испытать удовлетворение от творчества, открытия, победы.

Чем чаще учитель будет предоставлять ученику такие возмож­ности, тем глубже будет его интерес к предмету. Ученику интерес­но, когда изучение физики представляется для него как решение конкретной задачи, как постоянная работа мысли. Однако здесь необходимо отметить, что важным условием воспитания на уроке интереса к предмету является доступность и посильность выпол­нения задания для каждого школьника. Прежде всего учитель дол­жен четко поставить задачу и объяснить цель проведения опытов. В конце урока очень важным является обсуждение результатов самостоятельных опытов учащихся. Пусть они выдвигают свои тео­рии, думают, спорят. Естественно, что их ответы будут не всегда правильными. Постоянные сравнения правильных и неправильных понятий приведут к более прочному усвоению знаний. Ученик по­чувствует себя почти что первооткрывателем, приобретет вкус к науке.

В настоящее время работа учителя по подготовке фронталь­ного эксперимента значительно облегчена

В качестве примера приведем систему фронтальных опытов по теме курса физики VII класса «Первоначальные сведения о строе­нии вещества». Выбор темы объясняется необходимостью заинте­ресовать учащихся физикой с самого начала ее изучения.

  1. Опыты, приводящие к пониманию сложного строения тел: а) последовательное разбавление окрашенного раствора; б) из­мельчение сахара в ступке.

  2. Опыт, иллюстрирующий существование предела делимости вещества: растекание капли масла по поверхности холодной воды.

  3. В качестве доказательства, что молекула — мельчайшая час­тица данного вещества,— разложение окиси ртути при нагревании.

  4. Для создания некоторых представлений о вычислении раз­меров молекул целесообразно провести подсчет числа дробинок, уложенных на линии длиной 1 см.

  5. Опыты, иллюстрирующие движение молекул: а) диффузия йода в парафине; б) диффузия сахара в воде (три последователь­ных опыта); в) зависимость скорости диффузии марганцовки от температуры воды.

  6. Доказательство наличия промежутков между частицами:

а) смешение воды и денатурата в узкой стеклянной трубке; б) рас­ширение воздуха при нагревании; в) наблюдение и объяснение по­ явления пузырьков воздуха на поверхности куска кирпича, угля и металла при погружении их в воду (обратить внимание на правильность вывода).

7. Опыты, доказывающие наличие притяжения между молеку­лами:

а) прилипание стеклянной пластинки к поверхности воды;

б) сцепление двух листков бумаги, между которыми помещена
капля воды;

в) поднятие блюдца с помощью влажного куска мыла.

8. Опыты, позволяющие оценить силы притяжения между мо­лекулами разных веществ: а) смачивание и не смачивание различных веществ водой (калька, парафинированная бумага, никелиро­ванный стержень); б) сварка стеклянных палочек или трубочек над пламенем спиртовки.

Опыт работы в школе показал большое преимущество фрон­тальных наблюдений учащихся перед аналогичным демонстраци­онным экспериментом. Их проведение убеждает учеников в том, что каждый может сделать «открытие», толчок которому дает опыт.


Литература:


Интернет

festival.1setember.ru

www.1september.ru

«Занимательные опыты по физике в средней школе» М. «Просвещение» 1985



Похожие:

Реферат по теме: «организация познавательной деятельности учащихся на уроках физики» iconАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках
Компьютерные технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики
Реферат по теме: «организация познавательной деятельности учащихся на уроках физики» iconЗадачи проектной работы. Исследование познавательной деятельности учащихся на уроках математики. Роль дидактических игр в развитии познавательной активности на уроках математики
Актуальность проблемы развития познавательной активности учащихся начальных классов
Реферат по теме: «организация познавательной деятельности учащихся на уроках физики» iconСтатья Шамионовой С. В
Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках физики средствами новых информационных технологий (нит)
Реферат по теме: «организация познавательной деятельности учащихся на уроках физики» iconУроках математики в 7 9 классах как средство активизации познавательной деятельности учащихся
...
Реферат по теме: «организация познавательной деятельности учащихся на уроках физики» iconДоклад учителя физики Морозовой Светланы Николаевны
Эффективность преподавания физики через активизацию познавательной деятельности учащихся
Реферат по теме: «организация познавательной деятельности учащихся на уроках физики» iconУроках биологии
...
Реферат по теме: «организация познавательной деятельности учащихся на уроках физики» iconАктивизация мыслительной деятельности учащихся в процессе преподавания физики
Сущность представляемого опыта: обеспечение успешности учения, развитие познавательного интереса и творческого мышления учащихся...
Реферат по теме: «организация познавательной деятельности учащихся на уроках физики» iconОрганизация учебно-познавательной деятельности школьников среднего звена на уроках информатики с помощью электронного интерактивного практикума

Реферат по теме: «организация познавательной деятельности учащихся на уроках физики» icon«Развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся на уроках технологии и во внеурочное время»
Теоретические основы развития творческой деятельности учащихся в современном образовательном процессе
Реферат по теме: «организация познавательной деятельности учащихся на уроках физики» iconМетодическая разработка
Формы и методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница